Научная статья на тему 'Деятельность муниципальных учреждений культуры в условиях трансформации российского общества (на примере республики Бурятия)'

Деятельность муниципальных учреждений культуры в условиях трансформации российского общества (на примере республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
370
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL DEVELOPMENT / MUNICIPAL ESTABLISHMENTS OF CULTURE / QUALITATIVE CHANGES IN SPHERE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малакшинова Надежда Шагжиевна

В данной статье в качестве одного из факторов, определяющих масштабы культурного развития, рассмотрены параметры учреждений культуры, преимущественно муниципальных. Функциональные параметры деятельности муниципальных учреждений культуры дают материал для выводов о качественных изменениях в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF MUNICIPAL ESTABLISHMENTS OF CULTURE IN CONDITIONS OF TRANSFORMATHION OF THE RUSSIAN SOCIETY (on example of Republic of Buryatia)

The article considers parameters of cultural establishments especially municipal then one of the factors of cultural development. The functionally parameters of municipal cultural establishments' give us the material of the quality changes in cultural sphere.

Текст научной работы на тему «Деятельность муниципальных учреждений культуры в условиях трансформации российского общества (на примере республики Бурятия)»

12. Losev A.F. Dialektika Mifa. - M.: Izd-vo “Mislj”, 2001. -

559p.

13. Losev A.F. Dialektika Mifa. - M.: Akademicheskij project, 2008. - 303p.

14. Frezer Dj.Dj. Zolotaja vetvj: Issledovanie magi I religii. -М.:АСТ: АСТ MOSKVA: Tranzitkniga, 2006. - 781p.

15. Tejlor Dj. Rabota so snovidenijami. - M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2000. - 224p.

16. Jung K.G. Analiticheskaja psihologija. - M.: Martis , 1995. - 320p.

Сведения об авторах

Щеглик Мария Владимировна - преподаватель английского языка 11 разряда, кафедра Европейских Язы-ков,соискатель каф. философии Томского политехнического университета, г. Томск, e-mail: mariyasheg2007@rambler.ru Data on authors

Scheglik Mariya Vladimirovna - teacher of English, competitor of phylosophical department of Tomsk Politechnical University, Tomsk, e-mail: mariyasheg2007@rambler.ru

УДК 316.7 ББК 60.524

Н.Ш. Малакшинова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

В данной статье в качестве одного из факторов, определяющих масштабы культурного развития, рассмотрены параметры учреждений культуры, преимущественно муниципальных. Функциональные параметры деятельности муниципальных учреждений культуры дают материал для выводов о качественных изменениях в сфере культуры.

Ключевые слова: культурное развитие, муниципальные учреждения культуры, качественные изменения в сфере культуры.

N.Sh. Мalakshinova

ACTIVITIES OF MUNICIPAL ESTABLISHMENTS OF CULTURE IN CONDITIONS OF TRANSFORMATHION OF THE RUSSIAN SOCIETY

(ON EXAMPLE OF REPUBLIC OF BURYATIA)

The article considers parameters of cultural establishments especially municipal then one of the factors of cultural development. The functionally parameters of municipal cultural establishments' give us the material of the quality changes in cultural sphere.

Key words: Cultural development, municipal establishments of culture, qualitative changes in sphere of culture.

Переход российского общества к рыночной организации экономики и демократическим политическим институтам в теории трансформации предполагает две базовые предпосылки: тотальность и одновременность Л.Г.Ионин [1] делит эти предпосылки на негативные и позитивные. Негативные предпосылки являются продуктом или спонтанного разрушения или сознательного разрушения старых структур. Позитивные предпосылки обеспечивают и гарантируют дальнейшее развитие общества. В стране происходит реформирование политических, экономических и управленческих систем, что отличается неодновременностью и разнонаправленностью.

Принятие Конституции в Российской Федерации 1993 г. поставило по-новому перед обществом вопросы управления. Если обратиться к факторам, определяющим национальные особенности в управлении, то можно выделить такие, как опыт прошлого и социальные ценности, масштабы страны и ее внешние связи, образовательный уровень управленческого персонала и общая культура.

Функционирование культуры как объекта социального управления определяется воздействием на нее государственных, общественно-политических, идеологических, экономических и социальных институтов. В этом смысле в сферу культуры включены спектр производства, распространения, хранения

и потребления материальных и духовных благ и ценностей, также процессы освоения человеком продуктов культурной деятельности, реализация им творческого потенциала. В масштабах всей страны произошли постепенные изменения в управлении сферой культуры.

Раньше субъектом культурной политики в России было исключительно государство. Но в современном обществе государство не остается единственным субъектом культурной политики, им также являются органы местного самоуправления, общественные объединения коммерческого и некоммерческого секторов в культурной деятельности.

Объектом нашего исследования являются все муниципальные учреждения культуры Республики Бурятия как производители услуг в сфере культуры, для достоверности информации была выбрана та часть муниципальных учреждений культуры, по которой можно судить об общем объекте. В исследовании осуществлялась двухступенчатая стратифицированная выборка. Признаками отбора объектов сельских районов выступали удаленность от города, производственные характеристики, национальный состав, наполненность культурными объектами, организационные особенности функционирования учреждений культуры. С учетом вышеперечисленного нами были выбраны следующие села: в Баргузин-

ском районе - села Хилгана, Уро, Улюн, Баянгол; в Хоринском районе - с.Удинск, Хасурта, Тэгда, Верхние Тальцы; в Селенгинском районе - Новосе-ленгинск, Тохой и Харгана.

Особенностью объекта исследования является то, что в республике в 2006 г. были упразднены учреждения культуры районного значения. Следует упомянуть, что новый федеральный закон [2] изменил прежнюю структуру управления сферой культуры, чем обусловлено разнообразие организационных форм управления в данной сфере с 2006 г.

Функциональные параметры деятельности муниципальных учреждений культуры рассматривались в контексте внедрения в сферу культуры рыночных отношений, трансформации приоритетов развития культуры республики следующим образом:

- функциональные параметры муниципальных учреждений культуры как производителей культурных услуг;

- виды предоставляемых услуг данных организаций культуры, направленных на удовлетворение культурных потребностей населения;

- оценки этой деятельности населением - потребителями этих услуг, удовлетворенность населения предоставляемыми услугами;

- оценки этой деятельности экспертами-производителями услуг в данной области, удовлетворенность предоставляемыми услугами;

- активность сельского населения при участии в культурных мероприятиях;

- оценка работы органов управления культурой и производителей культурных услуг, условия и перспективы развития культуры в муниципальных образованиях республики.

В данной статье не приводятся все параметры деятельности муниципальных учреждений культуры, предполагается, что они включают: материальный

фундамент и финансовый ресурс; арсенал культурного достояния народов, проживающих в республике, выраженный через объем книжного, музейного фондов; особенности в деятельности муниципальных учреждений культуры, творческие инициативы; кадровые ресурсы муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия.

По состоянию на 01.01.04г. [3] в муниципальной собственности сосредоточены 121933 или 96% учреждений культуры РФ, объем недвижимого имущества муниципальных объектов культуры составляет 80% районного имущества по отношению к 20% имущества сельских администраций. Оборудование, средства коммуникаций и транспорт на 90% являлись собственностью района или субъектов РФ. В связи с созданием двухуровневых муниципальных образований разделяются расходные полномочия по содержанию системы муниципальных учреждений культуры. Муниципальные учреждения культуры республики Бурятия традиционно представлены: библиотеками (490); клубами различных типов (540); музеями (21); детскими школами искусств(81); муниципальными творческими коллективами (172). Названные структуры различаются по характеру выполняемых функций, по организации творческого процесса и особенностям применяемого труда.

Статистическая информация по республике свидетельствует о том, что финансовая поддержка, содержание и направленность работы учреждений культуры нося прогрессивный характер. Использование финансовых средств учреждениями культуры в республике на функциональную деятельность представлено в таблице 2, в тыс р.[4]. Динамика удельного веса финансовых расходов на отрасль культуры в бюджетах муниципальных образований в республике носит также положительный характер, без учета процессов инфляции.

___________________________________________Таблица 1

Учреждения культуры 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Театрально-концертные организации 62753,1 75011,8 93457,3 116343,0 136425,4

Библиотеки 17685,3 19708,9 24783,6 33939,1 36446,2

Музеи 15713,7 18619,2 22861,8 27931,4 30201,1

Средне-специальные учебные заведения 34200,4 36462,2 44485,4 60664,8 58954,0

Прочие учреждения и мероприятия 12694,1 22645,0 30171,9 40828,3 14903,8

Многоканальная система финансирования учреждений культуры 34381,9 16760,4 91131,5 - -

ВСЕГО 177428,5 189207,5 296906,2 409407,6 5269253,4

Удельный вес отрасли «Культура, кинематография и средства массовой информации» в консолидированном республиканском бюджете в 2006 г. составила 5,5%, или 992994,6 тыс.р., до 2010 г. запланировано сокращение до 838671,8,6 тыс.р., но в 2007 г. предполагалось привлечь из федерального бюджета 500000,0 тыс.руб. что в 5 раз выше уровня 2006 г. Министерством культуры планомерно продолжалась работа по реструктуризации и оптимизации бюджетной сети учреждений культуры, совершенствованию среднесрочного планирования по оказанию бюджетных услуг, установлению критериев их качества и повышению ответственности за выполнение принятого государственного заказа. Число проведенных мероприятий в 2006 г. увеличилось на 12,4%, количество зрителей - на 10, 6%, увеличился также объем

финансовых средств от проведенных мероприятий на 11,5% в сравнении с 2005 г.

Число библиотек в республике сохранилось. Библиотеки обладают фондом в количестве 6496,23 тысяч экземпляров аудиовизуальных материалов и электронных изданий, (в 2007г. - 1488462), из них в республиканских библиотеках - 1 527 508, в муниципальных - 4 777 770 (в 2007 г. - 4704547). По охвату населения библиотечным обслуживанием РБ перешла на 24 место (в 2004 - 50, 2005 - 27), по объему книговыдачи перешла на 7 место и по числу пользователей на одного библиотечного работника РБ на 15 место среди субъектов РФ. При этом 92,64% библиотек работают в неудовлетворительных зданиях. В качестве причин растущей востребованности муниципальных библиотек эксперты назвали возрастаю-

щую потребность населения, особенно молодежи, занятой в учебных заведениях, в компетенции руководящих работников, специалистов органов местного самоуправления, а также удорожание книг, газет и журналов в розничной сети. Библиотеки играют заметную роль в культурной жизни села. 60,5% респондентов, высказываясь об их роли, считают, что «благодаря библиотеке жизнь села становится разнообразной», 68,5% - что «работники библиотеки проводят различные мероприятия», лишь 12,4% сельского населения считают, что «библиотека существует сама по себе и не играет никакой роли в жизни села». Качественные изменения можно наблюдать и в библиотечном деле: в течение 2007 г. проводилась масштабная компьютеризация сельских библиотек, которая позволила уменьшить цифровое неравенство среди населения республики и предоставила общий доступ к социальнозначимой информации.

В республике функционирует 178 музеев, в т.ч. 5 республиканских, 54 муниципальных и общественных музея. Фонды республиканских музеев насчитывают 248067 единиц хранения. Общее число посещений музеев по Республике Бурятия имеет положительную динамику (2004 г. 339,4 тысяч человек). В то время как по Сибирскому округу есть показатели 143,2 в Читинской области, в Иркутской области 916,4, в Республике Хакасия 363,5. По числу посещений музеев на 1000 человек РБ занимает 43 место (на 01.01.2004 г. - 54 место). Востребованность музеев зависит от спектра предоставляемых услуг, разнообразия форм и технологий музейной деятельности, актуализации в соответствии с выявленными потребностями реальных и потенциальных посетителей. В республике муниципальные музеи в основном краеведческие, истории народов, БАМа, боевой славы, экологического направления.

В республике функционирует 73 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования, из них 58 работают в сельской местности, где обучается свыше 7000 учеников, что составляет 5,8% общего количества детей школьного возраста. Обучение ведется по 23 специальностям, при этом наблюдается спад интереса к игре на музыкальных инструментах, таких как баян, скрипка, виолончель, но растет интерес к хореографии, хоровому и изобразительному искусству и игре на национальных бурятских инструментах. Появляются новые направления: импровизированное музицирование, театры моды и красоты (Хоринская детская школа искусств).

Число культурно-досуговых учреждений клубного типа составляет всего по республике 76025, в которых заняты дети до 14 лет 2825. Ежегодно проводятся в них мероприятия - 34072, количество посетителей составляет 1753305. По числу клубных формирований на одно учреждение культурнодосугового типа РБ занимает 7-е место в России. Финансовые средства, поступившие и использованные указанными клубными формированиями, составляют 208954,1 тыс. рублей, из них бюджетное финансирование составляет 182551,9 тыс. р., поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 11691,9 тыс. р., соотношение в

финансировании составляет 15:1. Эти средства идут на оплату труда работников, на улучшение материально-технической базы и на другие социальнозначимые мероприятия. Многие виды деятельности клубных учреждений, вовлекающие людей разного возраста, такие как различные кружки, любительские объединения, массовые мероприятия, фестивали, выставки, экскурсии, оказывают значительное влияние на людей в плане их творческого развития и информированности. Даже эпизодическое участие, общение со знакомыми, друзьями, другими участниками мероприятий обогащают человека новыми знаниями и опытом. 90% опрошенных назвали в качестве предпочтительных досуговых мероприятий массовые мероприятия, проводимые клубными учреждениями. Оценивая эффективность досуговых мероприятий, мнение населения республики едино в том, что они организуют досуг населения, предоставляют возможность общаться (70%), способствуют реализации творческих возможностей личности (20%), формированию имиджа территории (30%). Оценка экспертов также едина: 90% считают, что способствуют эффективному использованию культурного наследия, усилению его значимости в современной культурной жизни, росту веры в будущее региона, приобщению детей к истории, культуре народов, проживающих в республике, развитию творческих способностей активных участников мероприятий.

Технические условия работы районных домов культуры отличаются от поселенческих клубов в лучшей стороной. 80% респондентов используют устаревшее, не отвечающее современным требованиям звуковое и световое оборудование. Факторами, затрудняющими работу учреждений культуры, респонденты признали плохую материальную базу (80%), неразвитость культурных интересов и инертность населения (40%). Опрос показал, что не менее двух третей специалистов районных и поселенческих клубов - женщины. Специалистов в возрасте до 30 лет 23%, в возрасте от 31 до 55 лет - 63%, старше 55 лет женщин - 3%, мужчин старше 60 лет -1,5%. Средний стаж специалистов клубных учреждений 7,52 год. В районных и сельских домах культуры, домах ремесел, народных ансамблях, количество которых по республике составляет 3570, число участников составляет 48379, из них детей до 14 лет -26884. Из этого числа формирований самодеятельных художественных коллективов - 1934 с 34540 участниками. Самодеятельные коллективы представлены как хоровые, хореографические театральные и др. Деятельность самодеятельных коллективов поддерживается специалистами республиканских учреждений культуры, стимулирующих возможность их участия в ежегодных фестивалях, смотрах, конкурсах и т. д.

К условиям функционирования учреждений культуры за последние годы были отнесены: рыночная экономика, рост конкурентной борьбы между учреждениями культуры и массовых коммуникаций, средств массовой информации, туризма, игорного досуга, массовых электронных и социальных услуг, борьба за ресурс свободного времени членов общества при ощутимом ежегодном снижении численно-

сти, нарастании процессов урбанизации и миграции населения, изменении размеров финансирования данной отрасли из бюджетов разных уровней.

Результаты нашего исследования показывают, что почти каждый день посвящают свое свободное

Видна зависимость ценности работы как источника дохода, чей уровень жизни выше прожиточного минимума. Те, чей уровень жизни колеблется около прожиточного минимума, едины в выборе такой ценности как крепкая полноценная семья (на первом месте) и материальное благополучие на второе, на третьем - интересная любимая работа. Среди тех, чей уровень значительно ниже прожиточного минимума большинство считают основной ценностью утраченное здоровье, на третьем месте у них работа, которой они и не имеют.

Готовность населения к потреблению культурных услуг, их оценка возможности подъема и активизации культурной жизни на селе обусловлены, с одной стороны, уровнем жизни, неудовлетворенностью предоставляемыми услугами. Итак, 45% респондентов полагают, что на селе еще не созданы благоприятные экономические, материальные условия для активизации культурной жизни населения. 35% полагают, что запросы населения не удовлетворены предлагаемыми услугами учреждений культуры. Растет число людей, готовых в активной культурной жизни на селе. В современных условиях села приобщение людей к культурным ценностям зависит от множества факторов, таких как материальный достаток, социальный статус личности, уровень образованности, качество предлагаемых услуг.

Одной из целей современной социальной политики является интеграция, «сохранение целостности общества и социального мира вышло на первый план как приоритетная цель всех субъектов социальной политики»[5]. Именно муниципальные учреждения культуры, наиболее близкие населению, создают условия для социальной интеграции всех слоев общества, а органы местного самоуправления, являясь проводником культурной политики на селе, объединяют общество.

В качестве новых приоритетов управления сферой культуры можно назвать введение системы программно-целевого метода управления, методов среднесрочного бюджетного планирования, разработку программы развития конкретного учреждения культуры. Отдельного внимания требует расширение системы грантового финансирования творческих проектов учреждений культуры как поиск новых ме-

время просмотру телевизионных программ 90,4% респондентов. Данные анкетного опроса населения в Республике Бурятия по расстановке духовных ценностей в зависимости от уровня жизни представляет следующее:

Таблица 2

тодов оптимизации результативности и эффективности деятельности учреждений культуры.

В связи с организацией одного из семи проектов федерального масштаба по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия предстоит концептуальная разработка развития культурного туризма. Государственными органами выделено три направления деятельности: комплексное информационное сопровождение развития туризма, разработка культурной политики с учетом сбалансированности уровня предоставляемых услуг туристического комплекса и интересов населения, проживающего на территории республики, расширение комплекса услуг за счет развития событийного туризма в Республике Бурятия. Остаточный принцип финансирования сферы культуры не преодолевается, наоборот, приобретает повсеместный и обязательный характер. Финансовоэкономические показатели Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия является весьма низкими по сравнению с необходимыми потребностями расходов при условии готовности населения к потреблению культурных услуг.

В условиях рыночной экономики массовая культура самостоятельно адаптируется к новой экономической среде, становясь центром прибыли. Но другая часть культуры - музеи, библиотеки, различные памятники культуры - сохраняет зависимость от государственного бюджета. Необходимость в поддержке за счет средств бюджета возникает в отношении мероприятий, связанных с охранением культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечением преемственности развития культуры и поддержкой культурных инноваций, а также с обеспечением единства культурного пространства страны, при поддержании «многослойного плюрализма современного мира, являющего собой плюрализм ценностей, плюрализм образов жизни, плюрализм религий и плюрализм культур»[6].

Данное исследование позволило выявить культурные потребности населения и необходимость внесения изменений в систему предложений культурно-досуговых услуг населению, их направленности и плюрализма в выборе предложений. Очевидна необходимость новых форм организации жизни и досуга, сохранения и развития культурного потен-

Ценности Значительно выше прожиточного минимума Немного выше Примерно 4250 р. в месяц на 1 чел. Ниже прожиточного минимума Значительно ниже прожиточного минимума

Интересная любимая работа 65,3 2 52,4 50,5 38,4 3 35,3

Крепкая полноценная семья 63,8 3 67,8 1 78,5 1 63,5 1 56,6 2

Освоение духовного богатства 24,5 20,9 14,3 31,2

Здоровье 43,1 63,1 3 58,3 3 68,5 1

Материальное благополучие 71,4 1 65,4 2 65,2 2 62,2 2 52,1 3

циала и культурного наследия народов, проживающих на территории республики; обеспечение гарантий равных возможностей доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам для всех слоев населения.

Литература

1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.:2000.- 432 с.

2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г.

3. Аналитический сборник «Культура России - 2005 год»

4. Информационный сборник Министерства культуры и массовых коммуникаций РБ за 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г.

5. Хабермас Ю. Отношения между системами и жизненным миром в условиях позднего капитализма. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993

6. Хомяков М.Б. Брайан Бэрри: либеральный универсализм против мультикультурализма//Журнал Социология и социальная антропология том Х №1 (38), 2007.

Literature

1. Ionin L.G. Sociology of culture: a way to a new millennium. М.:2000.-432 P.

2. The law « About the general principles of the organization of local self-management in the Russian Federation » from 06.10.2003

4. The Analytical collection « Culture of Russia - 2005 »

5. The Information collection of the ministry of culture and mass communications of RB for 2003, 2004, 2005, 2006, 2007

6. Federal service of the state statistics on RB. The Statistical year-book. Ulan-Ude, 2006

7. Habermas J. Attitudes between systems and the vital world in conditions of late capitalism. The theory and history of economic and social institutes and systems., M/,1993

8. Homyakov M./B. Bryan Berris: Liberal universalism against the multiculturalism // Magazine Sociology and social anthropology volume X №1 (38), 2007.

Сведения об авторах

Малакшинова Надежда Шагжиевна - аспирант кафедры социологии и политологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Улан-Удэ, e-mail: malak2002@mail.ru Data on authors

МаЫкэЫпоуа Nadezhda Shagzhievna - the-East-Siberian State Technological University, the post-graduate student of faculty of sociology and political science, Ulan-Ude, e-mail: malak2002@mail.ru

УДК 621.9.06 ББК 681.513

О. Б. Шамина

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН В ПРЕДМЕТНОМ ГОРИЗОНТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ развития «идеи университета» в работах В. Гумбольдта и Дж. Ньюмена, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса, Х. Шельского, Ю. Хабермаса, М. Вебера и др., рассмотрено соотношение функциональной самостоятельности науки как системы и культурообразующей природы образования. В соответствии с концепцией «идея университета» дана историческая ретроспектива взглядов известных гуманистов и философов на развитие образования в целом. Представлено краткое описание современной модели университетского образования, в основе которой лежат два императива: во-первых, фундаментальность и, во-вторых, гуманистическая ориентация образования. Реализация этих основных требований позволяет осуществить «диалог двух культур».

Ключевые слова: идея университета, модель, утилитарное и либеральное образование, философия образования, фундаментальные знания, гуманизация

O.B. Shamina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE UNIVERSITY EDUCATION AS PHENOMENA IN THE PROSPECTS THE PHILOSOPHY OF EDUCATION

There is analysis of the different points of view on the Idea of a University of Humboldt W., Newman J. H., Ortega y Gasset J., Jaspers K., Schelsky H., Habermas J., Weber M., etc. The correlation of the function independence of the science as system and education as a culture is considered. In accordance with concept of the Idea of a University the historical retrospective reviews of the famous humanists and philosophizes have described. The modern model of the University Education includes two imperatives: first of all it is fundamental character and as second, humanization. The realization of both of them allows implementing «the dialog of two cultures».

Key words: The Idea of a University, model, utilitarian and liberal education, the Philosophy of Education, fundamental knowledge, humanization.

Исследование развития «идеи университета» как феномена в историческом ракурсе позволяет утверждать, что именно работы В. Гумбольдта и Дж. Ньюмена явились предпосылкой становления методологии и разработки концептуально-логического понятийного аппарата философии образования. В. Гумбольдт и Дж. Ньюмен первыми осуществили попытку концептуальной интерпретации «идеи университета», поставили вопрос о содержании и смыслах университетского образования, описали основные

принципы построения теоретической модели университетского образования. Позднее, уже в ХХ в., «идея университета» была развита в трудах Х. Орте-ги-и-Гассета, К. Ясперса, Х. Шельского, Ю. Хабермаса, М. Вебера и др.

Дж. Ньюмен в его концептуальном споре с утилитаристами, которые рассматривали образование только с позиции «полезности» и применения в практических целях, видел главную цель университета совсем не в том, чтобы просто транслировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.