Научная статья на тему 'Деятельность критического чтения в контексте целей университетского образования'

Деятельность критического чтения в контексте целей университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / CRITICAL READING / TEACHING ACTIVITIES / CRITICAL THINKING / PROBLEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каирбаева А. К., Макарихина И. М.

В статье представленно критическое чтение, как сложный интеллектуальный процесс, важными и необходимыми составляющими которого являются имеющиеся у студентов фоновые знания, включающие общие знания о мире и предыдущий опыт; развернутые концептуальные знания, предполагающие понимание предметного содержания читаемого текста и владение категориально-понятийным словарем; владение лексикой и синтаксисом соответствующего языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность критического чтения в контексте целей университетского образования»

Каирбаева А.К.1, Макарихина И.М.2 ©

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Иностранная филология»;

2кафедра «Иностранные языки», Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представленно критическое чтение, как сложный интеллектуальный процесс, важными и необходимыми составляющими которого являются имеющиеся у студентов фоновые знания, включающие общие знания о мире и предыдущий опыт; развернутые концептуальные знания, предполагающие понимание предметного содержания читаемого текста и владение категориально-понятийным словарем; владение лексикой и синтаксисом соответствующего языка.

Ключевые слова: критическое чтение, педагогическая деятельность, критическое мышление, задача образовательного процесса.

Keywords: critical reading, teaching activities, critical thinking, problem of education.

Традиционная академическая система образования предполагает чтение большого количества литературы по самым разным направлениям науки. Опыт показывает, что при работе с текстом науч -ного характера студенты сталкиваются с целым рядом трудностей, включающих проблемы запоминания и воспроизведения читаемого текста, понимания фактов и идей, принципов и теорий, изложенных в тексте. В связи с тем, что в академических условиях студенты читают не только и не столько с целью простого восприятия и воспроизводства материала, сколько с целью анализа, синтеза, интер -претации и трансформации изложенной в тексте информации, встает вопрос о необходимости фор -мирования у студентов умений критического чтения. Как показывают многочисленные отечественные и зарубежные исследования данной проблемы, умение читать критически позволяет в значитель -ной степени повысить у студентов эффективность «общения с текстом» в процессе освоения универ -ситетских курсов. Следовательно, формирование у студентов умений критического чтения представляет собой актуальную задачу образовательного процесса. В данной статье мы бы хотели рассмотреть специфику деятельности критического чтения в контексте целей университетского образования. На наш взгляд, понимание специфики данного вида речевой деятельности поможет преподавателю при разработке качественных программ учебных курсов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности усвоения образовательных программ у студентов.

Критическое чтение является одним из видов чтения, которое требует особого подхода с точки зрения его восприятия и последующего анализа. По мнению Е.Ф. Карпиевич и Т.И. Красновой, оно предполагает «детальную критику с предъявлением оснований, сравнение и противопоставление по некоторым принципам, подробное указание логических противоречий и допущений, чувствитель -ность к контексту и готовность к коррекции собственных выводов» [1,30]. Именно эти действия, как полагают авторы, лежат в основе деятельности критического чтения, осуществление которого невозможно без полного и точного понимания текста, уяснения замысла и позиции автора, знания литературных приемов и особенностей авторского стиля. Как видно из определения, критическое чтение предполагает развитую способность анализировать содержание и языковую форму, отличать факты от мнений, подвергать сомнению прочитанное. Критическое чтение предполагает также выход за рамки читаемого текста и тщательную контекстуальную работу с текстом.

Опыт показывает, что студенты часто затрудняются осуществлять все вышеназванные действия с текстом. Это связано с тем, что анализ и оценка прочитанного невозможна без полного и точного понимания текста, которое, в свою очередь, формируется на основе соотнесения содержания текста с концептуальными и фоновыми знаниями студентов, их жизненным опытом, личной точкой зрения. Недостаточность этих знаний затрудняет формирование у студента обоснованной оценки читаемого текста. По мнению исследователей, именно наличие обоснованной оценки отличают «критического» читателя от «некритического» [2,31-45].

Критически и некритически читающий студент по-разному воспринимает информацию, изло -женную на странице. Если для «некритического читателя» любой текст - это источник фактов, которые он воспринимает и перерабатывает, то для «критического читателя» текст - это больше чем про -стое восприятие фактов, в первую очередь, это индивидуальный взгляд на то или иное событие. По-

© Каирбаева А.К., Макарихина И.М., 2012 г.

мимо определения того, что говорится в тексте, критический читатель обратит внимание на функцио -нальные аспекты: приводятся ли в нем примеры, вызывает ли он какие-нибудь чувства, противоречит ли прежним взглядам. Для критического читателя особую важность представляет решение следующих задач в процессе чтения:

- определить назначение текста и цели автора;

- определить аудиторию, для которой написан текст;

- определить, как стиль автора влияет на восприятие текста;

- определить «моменты», которые выражают субъективное мнение автора текста.

Согласно исследованиям, деятельность критического чтения - это процесс, состоящий из

четырех последовательных этапов: просмотр- анализ- чтение-оценка [3, 11-43]. На этапе просмотра осуществляется анализ жанра, заголовка текста, иллюстраций, диаграмм, схем и т.д. На данном этапе студенту необходимо найти ответы на следующие вопросы:

- о каком спорном концепте пишет автор?

- какова авторская позиция по данному вопросу?

- каковы основные разделы (подтемы) этой книги или статьи?

- какие факты предлагает автор в поддержку своей точки зрения?

На втором этапе на основе восприятия осуществляется осмысление текста. Студенту необходимо проверить свои собственные взгляды в отрыве от точки зрения автора. Необходимо также опре -делить объективность своих суждений в пользу автора или против него и попытаться понять суть текста. Очень часто студент получает информацию, о которой он ранее не задумывался, и этот факт де -лает этап осмысления несколько усложненным, т.к. читающий сам того не замечая, может принять точку зрения автора. На данном этапе необходимо осуществить действия по классификации и членению материала на составляющие части, установить принципы организации различных структур и систем, а также связей между отдельными составляющими. Процедура анализа позволяет отличить конкретный факт от единичного мнения, помогает выявить взаимоотношения между зафиксированными автором мыслями (причина, следствие, цель, средство, влияние, способ и т.п.), чтобы затем студенты смогли сделать корректный вывод. На этом этапе у студентов формируется представление об общем замысле автора, понимание логики развития текста и характера предложенных фактов.

На заключительном этапе - этапе оценки - студент задается вопросами о наличии в тексте каких-либо неясных или двусмысленных понятий. В этом случае студенту важно определить для себя какое значение подразумевается; относятся ли приведенные факты к данной теме; является ли авторский вывод о фактах наиболее обоснованным или более обоснован иной вывод; имеются ли другие точки зрения иных авторов по данной теме и т.д. На наш взгляд, навык аннотирования текста был бы крайне полезным для его эффективного протекания. Посредством аннотирования в процессе чтения можно отметить наиболее важные моменты текста, моменты, которые вызывают сомнения и вопросы, факты, с которыми студент согласен или не согласен. Эффективность данного этапа зависит также от качества вопросов. Именно способы построения вопросов, с нашей точки зрения, могут рассматриваться как особый, достаточно сильный тип средств, инициирующий критическое чтение. Например, это могут быть вопросы, ориентированные на вскрытие контекста и направленные на по -следующую оценку. Примерами могут служить вопросы следующего характера:

- Какие ценности, не сформулированные автором в тексте, мы должны принять, чтобы сделать такой же вывод, как делает автор?

- С какими предположениями, высказанными в форме описаний, мы должны согласиться, что -бы сделать такой же вывод, как делает автор?

- Какие факты нас просят принять на веру?

- Что осталось недосказанным? и т.д.

В силу особенностей своей структуры процесс критического чтения неразрывно связан с таким понятием, как критическое мышление. По мнению исследователей, критическое мышление - это целенаправленный акт познавательной деятельности, в котором подвегаются сомнению суждения, проверяются и перепроверяются аргументы, формулируются собственные умозаключения, утверждаются взгляды и убеждения, принимаются решения. Критическое мышление является основой критического чтения, без которого невозможно глубокое понимание коммуникативного смысла. Другими словами, критическое мышление представляет собой интеллектуальный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, обобщению, анализу и оценке информации, полученной путем наблюдения, опыта, рассуждений (Лернер, А. Н. Лук, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, С. О. Рубиншейн, Д. Халперн, Д.Клустер, Д. Дьюи). Причем понятие «критическое» включает оценочный компонент, не синонимичный понятию «критика». По мнению Д. Халперна, крити-

ческое мышление тесно связано с такими аспектами, как самостоятельность, мотивация, аргументация, рефлексия, фоновые знания, анализ, сравнение, обобщение, сопоставление, оценка [4, 3-8]. Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в процессе учебной деятельности студента. Оно формирует -ся быстрее, если на занятиях студенты являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания или, другими сло -вами, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи.

Краткий анализ деятельности критического чтения позволяет нам сделать ряд выводов. Во-первых, критическое чтение - это сложный интеллектуальный процесс, важными и необходимыми составляющими которого являются имеющиеся у студентов фоновые знания, включающие общие знания о мире и предыдущий опыт; развернутые концептуальные знания, предполагающие понимание предметного содержания читаемого текста и владение категориально-понятийным словарем; владение лексикой и синтаксисом соответствующего языка. Во-вторых, деятельность критического чтения представляет собой комплекс определенных навыков и умений, которые необходимы студенту для осуществления эффективной учебной и будущей профессиональной деятельности. В-третьих, критическому чтению, также как и другим видам чтения, необходимо учить специально.

В методическом плане все вышесказанное приводит к мысли о том, что в условиях высшей школы преподаватель, несущий ответственность за организацию и содержательное наполнение свое -го курса, постоянно выступает в роли медиатора между текстом и студентом. В связи с этим, крайне важным представляются такие аспекты деятельности преподавателя, как разработка методического сопровождения работы с текстом, выбор эффективных способов (методов или приемов) работы с текстом, адекватный отбор текстов для чтения, обеспечение интеграции деятельности чтения с другими видами деятельности. Все это будет способствовать формированию у студентов умений критического чтения, представляющего собой крайне важное умение в контексте целей образовательных программ высшей школы.

Литература

1. Е. Ф. Карпиевич, Т.И. Краснова - Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии Б. Блума). // Стратегии академического чтения и письма. Серия «Современные технологии университетского образования». Выпуск 5. Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи, 2007. - 140 с.

2. C. Wallace - Reading. - Oxford University Press, 1992. - 161 р.

3. К. Конрад - Обращение с текстом: основы и примеры обучающих стратегий (реферат). // Стратегии академического чтения и письма. Серия «Современные технологии университетского образования». Выпуск 5. Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи, 2007. -140 с.

4. Д Халперн - Психология критического мышления. - СПб., 2000. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.