Научная статья на тему 'Деятельность как основа совершенствования педагогического творчества воспитателя ‎ ‎дошкольного образовательного учреждения'

Деятельность как основа совершенствования педагогического творчества воспитателя ‎ ‎дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ACTIVITY / PRINCIPLES OF IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF THE TEACHER / ACTIVITY TEACHER / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Гульнара Григорьевна

В статье рассмотрены концептуальные подходы к изучению деятельности, представлена классификация видов деятельности и раскрывается сущность этого феномена. В ходе теоретического анализа проблемы автор описывает детерминанты, оказывающие влияние на совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В контексте исследования дана характеристика системы принципов, лежащих в основе совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения, рассмотрены специфические особенности педагогического творчества личности воспитателя и представлено их теоретическое обоснование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Гульнара Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities as a basis of development of pedagogical creativity of the teacher of preschool ‎educational institution

The article considers conceptual approaches to studying work, the classification of activities and the essence of this phenomenon. In the theoretical analysis of the problem the author describes the determinants that influence the improvement of pedagogical creativity of the teacher of preschool educational institution. In the context of the study given the description of the principles underlying the improvement of pedagogical creativity of the teacher of preschool educational institution, the specific features of pedagogical creativity of the personality of the tutor and presents their theoretical justification.

Текст научной работы на тему «Деятельность как основа совершенствования педагогического творчества воспитателя ‎ ‎дошкольного образовательного учреждения»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Г.Г. Колесникова

Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» г. Шуя, Россия, 155908

Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные подходы к изучению деятельности, представлена классификация видов деятельности и раскрывается сущность этого феномена. В ходе теоретического анализа проблемы автор описывает детерминанты, оказывающие влияние на совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В контексте исследования дана характеристика системы принципов, лежащих в основе совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения, рассмотрены специфические особенности педагогического творчества личности воспитателя и представлено их теоретическое обоснование.

Ключевые слова: деятельность, виды деятельности, принципы совершенствования педагогического творчества воспитателя, деятельность воспитателя, образовательная деятельность.

Требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современному дошкольному образованию, включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями.

Дошкольное образование призвано обеспечить появление и развитие способностей ребенка, так как именно в раннем возрасте закладываются основные направления, по которым будет происходить развитие детской личности в дальнейшем. В свете новой образовательной парадигмы, деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) способствует определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребенка. В этой связи возрастают требования к педагогической культуре воспитателя ДОУ, его педагогическому творчеству. Совершенствование педагогического творчества воспитателя ДОУ является в настоящее время одной из приоритетных задач дошкольного образования.

Совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) осуществляется в процессе творческой деятельности, которая характеризуется субъектной позицией в межличностном пространстве социума, социальной направленностью.

В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение деятельности: это «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого, живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [5, с. 68]. В соответствии с этим «в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции». Таким образом, психологическая структура деятельности сводится к следующему: цель — мотив — способ — результат [3, с. 29]. Основными единицами деятельности

—--—

~ 757 ~

являются акт деятельности, действия и операции. Когда у человека появляется цель и стремление к ее достижению (мотив), тогда начинается акт деятельности. Завершается акт деятельности, когда мотив получает свое удовлетворение, т.е. достигается цель действия. Человек ставит промежуточные цели на пути достижения сознательной цели. В этом контексте, категория деятельности является главной в понимании человека, его сущности, его социальных характеристик.

Основным видом человеческой деятельности является труд, который сыграл решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека. На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает умственный труд как особая общественно необходимая теоретическая деятельность. Исследования ученых-психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) показали, что протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, деятельность — это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека. При познании действительности человек воздействует на мир с целью приобретения новых знаний. Но и природа оказывает обратное влияние на человека, и это приводит к появлению у него определенного опыта, к выработке конкретного способа воздействия на природу в зависимости от условий, то есть к выработке необходимых умений и навыков. Таким образом, главным условием появления познавательных умений и навыков человека является взаимодействие его с окружающим миром с целью познания; формирование человека как личности неотрывно от процесса деятельности.

Исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Элько-нина показали, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, которые совершаются в умственном плане и обеспечивают человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. В самом общем смысле деятельность можно представить, как специфически человеческую форму

отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры [2, с. 81].

В психологической литературе раскрывается вопрос об основных чертах деятельности. Так, согласно классификации И. А. Зимней, первой чертой деятельности является предметность, предмет входит в качестве основного элемента в психологическое содержание деятельности. Вторая черта деятельности — ее мотивированность. Все, что делает человек, он делает почему-либо и ради чего-либо. В структуру деятельности входят внутренние и внешние мотивы. И.А. Зимняя подчеркивает, что «наряду с внутренними, деятельность побуждается и внешними, широкими социальными или узко личными мотивами. Так, например, мотивы престижности работы в данном учреждении, соблюдение общественных требований, долга, собственного роста и являются внешними по отношению к деятельности человека. Они могут быть очень действенными. Однако, будучи сильными побудителями общественного поведения, в целом, эти внешние мотивы сами по себе не обеспечивают включение, например, в учебную деятельность эффективного усвоения учебного материала» [1, с. 79]. Это утверждение автора представляет большой интерес для нашего исследования. Третья черта деятельности человека — ее целе-положенность, или целенаправленность.

Интегрирующим началом деятельности является её цель. А.Н. Леонтьев утверждал, что, цель деятельности всегда связана с мотивом, человек осознает отношение мотива и цели. «Конкретно-психологический, такой сознательный смысл создаётся отражающимся в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, что его действие направлено на непосредственный результат. Другими словами, сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» [3, с. 300].

В процессе совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ мы опирались на систему принципов: иерархичности, целостности деятельности, коммуникативности, которые характеризуют специфику деятельности в различных социальных контекстах.

—--—

~ 758 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Колесникова Г.Г. Деятельность как основа совершенствования педагогического творчества...

Рассмотрим сущность обозначенных принципов.

1. Принцип иерархичности заключается в том, что деятельность в зависимости от личностных качеств человека осуществляется на разных уровнях ее иерархии: операционном, тактическом, стратегическом. На операционном уровне человек выполняет только отдельные технологические операции (при этом технология понимается в самом широком смысле); на тактическом уровне человек выполняет полный технологический процесс, используя разнообразные способы и средства деятельности. Тактический уровень требует от человека владения способностью к быстрой ориентировке в изменяющихся ситуациях, умения планировать свои действия, пользоваться справочной литературой, умения распределять роли в процессе коллективной деятельности; на стратегическом уровне человек ориентируется во всей окружающей среде, экономических, технологических и общественных отношениях, определяет цели деятельности. «Стратегический уровень деятельности наряду с овладением, естественно, операционными и тактическими уровнями, требует развития еще и целого ряда других качеств личности: высокоразвитых познавательных изменений, творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т.д. Условно можно сказать так: операционный уровень — это педагог-исполнитель, тактический — деятель, стратегический — творец» [4, с. 198].

2. Принцип целостности (интегратиености). Деятельность является целостной (интегративной), если включает в единстве такие компоненты, как способность самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести необходимые знания, правильно выбрать цель деятельности, определить конкретные способы и средства действий, уметь их усовершенствовать. При совершенствовании педагогического творчества воспитателей ДОУ мы учитывали положение о том, что «коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами общительности личности, характером, формой и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми» [4, с. 201]. Таким образом, подлинно человеческая деятельность, деятельность,

где человек может раскрыть все свои потенциальные возможности. Это такая деятельность, в которой будут достаточно полно представлены в единстве все перечисленные виды деятельности. Причем, ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность.

3. Принцип коммуникативности. Сущность данного принципа заключается в том, что практическая деятельность связана множеством связей с деятельностью других людей, затрагивает их интересы, так же как деятельность других людей непосредственно или опосредованно влияет на практическую деятельность данного человека [4, с. 203]. В своей практической деятельности человек выступает во взаимодействии с другими людьми. В частности, в педагогической деятельности воспитатель вступает во взаимодействие с детьми, дети находятся во взаимодействии друг с другом, воспитатель взаимодействует с родителями детей, с руководителем ДОУ. Здесь взаимодействие является главным составляющим компонентом деятельности и одним из важных условий совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что основная цель деятельности воспитателя ДОУ — воспитание детей дошкольного возраста, их обучение и развитие. Поэтому совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения следует рассматривать как важную цель и одновременно показатель успешности методической работы дошкольного образовательного учреждения, как перманентный педагогический процесс. При этом личность воспитателя играет определяющую роль в процессе развития дошкольников. Анализ литературы позволил нам выделить такие аспекты, как личностные качества воспитателя, факторы поведения воспитателя, взаимосвязь между воспитателем и ребенком, общение как часть педагогического творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр., и перераб. М.: Логос, 2005.

2. Зинченко В. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 81—91.

—--—

~ 759 ~

3. Леонтьев A.H. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.

4. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

ACTIVITIES AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

G. G. Kolesnikova

Shuysky branch of the Federal State budget institution «Ivanovo state University» Shuya, Russia, 155908

Annotation. The article considers conceptual approaches to studying work, the classification of activities and the essence of this phenomenon. In the theoretical analysis of the problem the author describes the determinants that influence the improvement of pedagogical creativity of the teacher of preschool educational institution. In the context of the study given the description of the principles underlying the improvement of pedagogical creativity of the teacher of preschool educational institution, the specific features of pedagogical creativity of the personality of the tutor and presents their theoretical justification.

Key words: activities, activity, principles of improvement of pedagogical creativity of the teacher, activity teacher, educational activities.

REFERENCE

1. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija: uchebnik dlja vuzov. Izd. vtoroe, dop., ispr., i pererab. Moscow, Logos, 2005.

2. Zinchenko, V. Dejatel'nost'. Znanie. Duhovnost'.

Vysshee obrazovanie v Rossii, 2003, no. 5, pp. 81—91.

3. Leont'ev, A.N. Potrebnosti, motivy i jemocii. Moscow, MGU, 1971.

4. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe. Cheboksary, Izd-vo Chuvash. Un-ta, 2001.

5. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. Ed. by B.M. Bim-Bad. Moscow, Bol'shaja Rossijskaja jenciklo-pedija, 2003.

ь F4jh4>li

HlttJtfTlU

INfOBASE '

INDEX

OAJI SSS^SS Q ulricmsweb

. „ , . BftikflQPAt ПС ' .---

GOggle fgâÇiteFactor ^ {J|T_ $

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.