Научная статья на тему 'Деятельность братства «Трёх Святителей» в Симбирской губернии во второй половине XIX века'

Деятельность братства «Трёх Святителей» в Симбирской губернии во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
523
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТСТВО / МИССИОНЕРЫ / СИМБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОСЛАВИЕ / НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / COMMUNITY / MISSIONARIES / SIMBIRSK EPARCHY / EDUCATIONAL POLICY / ORTHODOXY / PUBLIC LIBRARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айзатуллова Алсу Шамилевна

Проведено исследование деятельности братства «Трех Святителей» в Симбирской губернии второй половины XIX в. Выявлена необходимость работы братства, структура, основные методы работы, материальная база, роль государства по отношению к братству, его значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE COMMUNITY «THREE SAINTS» IN SIMBIRSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 19 TH CENTURY

The research of the activity of the community «Three Saints» in Simbirsk province in the second half of the 19 th century has been carried out. Necessity of the community work, its structure, general methods of the work, material resources, role of the state towards the community and its importance have been revealed.

Текст научной работы на тему «Деятельность братства «Трёх Святителей» в Симбирской губернии во второй половине XIX века»

ИСТОРИЯ

УДК 94(47) :26

А.Ш. АЙЗАТУЛЛОВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БРАТСТВА «ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ»

В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА*

Ключевые слова: братство, миссионеры, Симбирская епархия, просветительская политика, православие, народные библиотеки.

Проведено исследование деятельности братства «Трех Святителей» в Симбирской губернии второй половины XIX в. Выявлена необходимость работы братства, структура, основные методы работы, материальная база, роль государства по отношению к братству, его значение.

A.Sh. AIZATULLOVA ACTIVITY OF THE COMMUNITY «THREE SAINTS» IN SIMBIRSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

Key words: community, missionaries, Simbirsk eparchy, educational policy, orthodoxy, public libraries.

The research of the activity of the community «Three Saints» in Simbirsk province in the second half of the 19th century has been carried out. Necessity of the community work, its structure, general methods of the work, material resources, role of the state towards the community and its importance have been revealed.

Под православным братством закон 1864 г. квалифицировал общества, состоящие из православных лиц разного звания и состояния для служения нуждам и пользам православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения православных храмов, для дел христианской благотворительности, для распространения и утверждения духовного просвещения. Каждое братство имело свой устав, в котором, по желанию учредителей, могли быть излагаемы, с большей или меньшей подробностью, цели братства и обязанности их членов, но не выходя из круга означенных в законе дел и не касаясь таких взысканий или принудительных мер, которые могли бы быть приводимы в исполнение не иначе как правительственной властью. Братства учреждались при церквах и монастырях с благословения епархиального архиерея, по соглашению с губернатором. Энциклопедии и справочники разных лет дают самые разные и противоречивые определения понятия «братство». Некоторые же справочные издания не только не дают определения, но и вообще даже не упоминают о таком понятии, как «братство».

В Среднем Поволжье в XIX в. сформировалась целая сеть православных братств, которая активно участвовала в религиозно-нравственном воспитании нерусских народов края с целью недопущения их перехода в ислам.

В Симбирской губернии в 1875 г. для руководства всей системой православного просвещения на общественных началах при Симбирской епархии было создано специальное общество - братство «Трех Святителей». В состав совета этого общества вошли ректор Симбирской духовной семинарии Н.В. Охотин, директор кадетского корпуса генерал Н.Л. Якубович, директор народных училищ И.Н. Ульянов, инспектор чувашских народных училищ И.Я. Яковлев. Кроме того, в совет входили директора других учебных заведений города, знаменитые граждане, богатые купцы, известные священники. Целями данной общественной организации были: оказание финансовой помощи как русским,

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-11-73003а).

так и «инородческим» училищам православной направленности, сбор пожертвований на образовательные цели, организация православных школ миссионерской направленности в тех районах губернии, где было сильно влияние старообрядчества, язычества, мусульманского духовенства, снабжение православных школ учебными пособиями и литературой. Это общество просуществовало 22 года. Для того, чтобы оказывать финансовую помощь в организации православных «инородческих» школ, члены общества пускали собранные пожертвования в оборот, участвовали в банковских операциях с целью заработать необходимые средства, так как на эти цели помощь со стороны правительства практически не выделялась [2. Д. 7. Л. 2-3]. Цели достигались через открытие и устройство народных чтений религиозно-нравственного содержания в городах и селах Симбирской епархии; путем открытия внебогослужебных собеседований с православными и раскольниками для искоренения у первых разных суеверий и пороков и вразумления последним их заблуждения; через открытие и поддержку церковноприходских школ при участии церковных попечи-тельств, а также через содействие к поддержанию школ, открываемых в инородческих районах с целью просвещения детей инородцев истинами православной веры; путем приобретения книг религиозно-нравственного содержания и снабжение ими, по мере надобности, тех приходов, в которых проводились народные чтения и собеседования, через приобретение учебных книг и пособий и снабжение ими церковноприходских школ; путем оказания материальной помощи готовившимся к просветительской деятельности среди народа бедным воспитанникам семинарии, нуждающимся в средствах [2. Д. 7. Л. 3-4]. Братство «Трех Святителей» проводило религиозно-воспитательную работу среди православного населения, организовывало религиозно-нравственные чтения как в г. Симбирске, так и в уездах губернии. Народ относился к чтениям сочувственно, любил их и охотно слушал. Это происходило от того, что чтения и собеседования удовлетворяли одну из насущных потребностей человеческой души - потребность религиозного знания.

Помимо собеседований с православным населением православно-просветительское братство «Трех Святителей» проводило контрисламскую, ан-тираскольничью и противосектантскую деятельность.

Как показала вся имеющаяся практика религиозно-воспитательной работы, в противоборстве с язычниками, раскольниками и сектами симбирским миссионерам удалось добиться успехов. Это объяснялось тем, что язычество и сектантство, раскольничество были наиболее опасными общественными явлениями, представителей этих вероучений было относительно немного и они не пользовались подавляющей поддержкой местного населения, а их деятельность носила локальный характер.

Братство «Трех Святителей» содействовало нравственно и материально открытию и поддержке в епархии церковных школ. Таким образом, если в целом проанализировать организацию религиозно-воспитательной работы в Симбирской губернии, можно сделать вывод, который состоит в том, что государство проигнорировало работу по религиозно-нравственному воспитанию населения в православном духе, хотя государственные чиновники на словах поддерживали необходимость ее проведения.

У Братства «Трех Святителей» была своя церковь при духовной семинарии на семинарском дворе, где была ученическая столовая. Церковь была освящена в 1854 г. во имя святителя Петра, митрополита Московского. После пожара 19 августа 1864 г. эта церковь совершенно заново была восстановлена, значительно расширена и устроена особенно изящно: иконостас весь вызоло-

ченный; иконы в полувизантийском стиле исполнены лучшими мастерами и пожертвованы Евгением, бывшим Симбирским епископом. Возобновленная церковь была освящена 8 ноября 1870 г. во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. К сожалению, очень мало сведений об этой церкви осталось. Рассмотрим материальную сторону деятельности православных братств. Материальное обеспечение религиозно-просветительской деятельности православных епархий, братств «Трех Святителей» и «Святителя Гурия» было представлено книжным складом и приходскими народными библиотеками. Книжный склад был открыт в 1891 г. с целью духовнонравственного просвещения населения епархии путем распространения среди народа дешевых книг и брошюр религиозно-нравственного характера и проти-вораскольнического направления, а также дешевых крестиков, икон и картин религиозного содержания [4. С. 8]. Для достижения данной цели издания Святейшего Синода, редакции Троицких листков, издания Киево-Печерской лавры и прочие издания как духовно-нравственного содержания, так и издания, одобренные духовным начальством для использования их в церковноприходских школах и духовно-учебных заведениях, иконы, картины и богослужебные книги, приобретенные складом, распространялись в народе или через бесплатную раздачу, или через продажу. Выручка от продажи поступала на покрытие расходов, содержание склада и увеличение средств склада. Благодаря этому среди населения распространялись любовь к чтению душеспасительных книг и стремление к приобретению предметов религиозного почитания [3. С. 39]. Склады находились в центральных селах епархии. Отпускали книги и в дальние села и уезды епархии. Своей популярностью среди населения склад был обязан духовенству епархии, которое, приобретая там книги для своих потребностей и пополнения церковных библиотек, располагало к тому же своих прихожан. Центральный склад располагался в двух комнатах подвального помещения семинарского флигеля, которым пользовался безвозмездно.

Склад имел несколько сотрудников из среды духовенства для распространения книжных изданий. Более крупными распространителями книжных изданий и покупателями в книжном складе братства были его отделения, открытые в уездных городах: Сызране, Карсуне, Буинске, Сенгилее и в с. Тетюши Арда-товского уезда. Отделения на собственные средства могли выписывать издания и непосредственно от самих издателей, продавая их по назначенной цене и удерживая в местном складе всю прибыль на приобретение изданий из центрального склада, половину прибыли представляли в центральный склад, а другую половину удерживали у себя на увеличение средств местного склада и его содержание. Так, издания Святейшего Синода могли быть приобретены с уступкой 10%; при продаже данных изданий, если они были получены из центрального склада епархии, 5% удерживались отделением, а другие 5% уплачивались центральному складу [3. С. 38]. Немаловажная роль отводилась приходским народным библиотекам. Во второй половине - конце XIX в. число как земских, так и церковноприходских школ с каждым годом быстро возрастало, а с ростом их количества значительно увеличивалась и численность грамотных среди населения, поэтому возникла необходимость в книгах, доступных народному пониманию, и в открытии народных библиотек. Такие библиотеки стали открываться при волостных правлениях и сельских школах. По документам Совета братства и отчетам уездных отделений, народные библиотеки существовали в следующих имениях: по Симбирскому уезду - в Теньковке, Кезьмине и Солдатской Ташле; по Алатырскому уезду - в Кувае; по Ардатовскому - в Тургеневе; по Карсунскому - в г. Карсун (воскресная), в Городищах, Беклемишеве,

Белом Ключе, Румянцеве, Чуманине, Красной Сочне; по Курмышескому - в Верхнем Талызме, Кочетовке, Красных Четаях и Бортсурманах; по Сенгилеев-скому - в Уваровке и Коромысловке - итого 19, а всего с библиотекой при семинарском храме - 20 [4. С. 9].

Исследование показало, что деятельность миссионерского братства «Трех Святителей» финансировалась в основном на общественных началах, как правило, за счет пожертвований. Рассмотрим основные источники финансирования Братства «Трех Святителей». Суммы выделяемых средств на ведение миссионерской деятельности были мизерными. Бюджет Братства «Трех Святителей» за 1905 г. имел незначительную сумму в 2274,97 руб., в которую входили также средства на содержание миссионерских школ в наиболее неспокойных приходах. Государство не финансировало братство. Православное ведомство собирало много денег с прихожан на благотворительные акции. Примерно 25% общей суммы внесли губернское и уездные земства, средства которых носили общественный характер, а остальная часть денежных средств предоставляется в виде пожертвований.

Для того, чтобы оказывать финансовую помощь в организации православных инородческих школ, члены общества собранные пожертвования пускали в оборот, участвовали в банковских операциях с целью заработать необходимые средства, так как на эти цели помощь со стороны правительства практически не выделялась [2. Д. 34. Л. 35]. Проведение православно-просветительской и миссионерской работы воспринималось государством как внутреннее дело русской Православной церкви и государство практически от этой работы самоустранилось.

Таким образом, в значительной мере братства помогли скоординировать работу миссионеров и миссионерских групп по религиозно-нравственному воспитанию населения, особенно в тех районах, которые были подвержены влиянию раскольников, магометан и язычников. Православно-просветительское братство «Трех Святителей» внесло огромный вклад в развитие образования и просвещения Симбирской губернии. Проводимая им деятельность способствовала еще большему укреплению православия, а следовательно, укреплению государственной власти.

Литература

1. Айзатуллова А.Ш. Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской Империи во второй половине XIX - начале XX в. (на материалах Среднего Поволжья): дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2010. 225 с.

2. ГАУО. Ф. 135. Оп. 1.

3. Отчет о деятельности Симбирского духовно-просветительного братства Трех Святителей за 1898 г. Симбирск: Типолит. Токарева, 1899.

4. Правила книжного склада при Симбирском духовно-просветительном братстве Трех Святителей // Симбирские епархиальные ведомости. 1892. № 1-2.

АЙЗАТУЛЛОВА АЛСУ ШАМИЛЕВНА - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Россия, Ульяновск (alsu-ul@rambler.ru).

AIZATULLOVA ALSU SHAMILEVNA - candidate of historical sciences, senior teacher of Humanitarian and Social Disciplines Chair, Ulyanovsk Higher Civil Aviation School (Institute), Russia, Ulyanovsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.