Научная статья на тему 'Деволюция и проблема идентичности в Великобритании'

Деволюция и проблема идентичности в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1644
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шавалеева Э. Н.

В статье рассматриваются современные проблемы самоидентификации населения Соединенного Королевства. Исследована связь между размыванием национальной идентичности и политическими предпочтениями граждан. Особое внимание уделено региональным идентичностям Шотландии, Уэльса причинам формирования, формам проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVOLUTION AND THE PROBLEMS OF IDENTITY IN GREAT BRITAIN

Modern problems of self-identification of the population of United Kingdom are contemplated in the article. Correlation of erosion of Britain identity and political preferences of citizens is scrutinized. Regional identities of Scotland and Wales origins, development and local manifestations are considered in details.

Текст научной работы на тему «Деволюция и проблема идентичности в Великобритании»

Вестник Башкирского университета.2006.№4.

137

УДК 94 (4)

ББК 63.3 (4)

ДЕВОЛЮЦИЯ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Шавалеева Э.Н.

В статье рассматриваются современные проблемы самоидентификации населения Соединенного Королевства. Исследована связь между размыванием национальной идентичности и политическими предпочтениями граждан. Особое внимание уделено региональным идентичностям Шотландии, Уэльса — причинам формирования, формам проявления.

Великобритания—многонациональное государство, в котором веками у населения культивировалась единая - британская - идентичность, которая должна была способствовать объединению населения четырех частей Альбиона в единое целое и гарантировать, что политические институты Великобритании будут восприниматься как исключительно легитимные. По-новому проблема самоидентификации граждан Соединенного Королевства зазвучала во время проведения деволюционных мер в конце 20 в., когда субгосударственный уровень власти начал соперничать с самим государством как структурой осмысления проблем и основой политической мобилизации [1].

Во всех четырех частях Королевства были проведены опросы, чтобы выяснить, насколько общебританская идентичность подверглась коррозии и сменилась национальной. В Шотландии примерно три четверти опрошенных, а в Уэльсе - три пятых заявили, что они считают себя скорее шотландцами/валлийцами, нежели британцами. Однако очевидный недостаток «британскости» за пределами Англии нельзя объяснить сугубо последствиями реализованных за последнее время мер по децентрализации. Подобная тенденция имела место и ранее, однако количество людей в Шотландии и Уэльсе, считающих себя британцами, значительно упала по сравнению с 70-ми гг. Особо ярко данная тенденция проявилась в Шотландии. В то же время процесс деволюции спровоцировал существенные перемены в одной из частей Соединенного Королевства, в Англии. До 1999 г. три пятых населения Англии осознавали себя британцами, и лишь одна треть считала себя англичанами. После того, как были проведены выборы в выборные органы Шотландии и Уэльса, количество граждан каждой категории достигло отметки 50%. Исходя из этого, кажется логичным, что деволюция в Шотландии и Уэльсе помогла населению Англии четко разграничить понятие «британский» и «английский», привела к тому, что многие перестали по большей части идентифицировать себя в качестве только британцев.

В то же время многие опрошенные констатировали, что одновременно осознают себя и валлийцами, шотландцами, англичанами, и британцами. Особо данная тенденция проявляется в Уэльсе по формуле - «горжусь, что являюсь валлийцем, горжусь, что являюсь британцем» [2]. Поэтому высокая степень принадлежности к, например, Шотландии не подразумевает эмоциональной враждебности к Великобритании [3].

Если реализация деволюции и усугубила кризис британской идентичности, данный процесс вряд ли будет и дальше развиваться. В Великобритании же территориальные идентичности политизировались, поскольку требования региональной политики оставались неудовлетворенными. Однако политизация идентичностей не подразумевает распада Соединенного Королевства на более мелкие независимые государства. Респонденты, которые высказывали различные точки зрения на свою национальную принадлежность, практически не имели расхождений во взглядах на конституционную систему страны. Меньшинство опрошенных в Шотландии и Уэльсе хотели бы обретения независимости своих регионов через их выход из состава Соединенного Королевства, особенно в Уэльсе [4]. В Шотландии меньшинство среди тех, кто осознает себя исключительно шотландцем, выступают в поддержку ее независимости.

Осуществление деволюции последовало за проявлением кризиса британской идентичности, а не предваряло его. Деволюцию, скорее, нужно характеризовать как ответ на этот кризис, а не его первопричину. Но в то же время она не стала и панацеей в решении проблемы общегосударственной идентичности ни в Шотландии, ни в Уэльсе [5].

Великобритания - не только многонациональное государство, но государство с многомерным этническим измерением. Его будущее, похоже, не в его способности культивировать в своих гражданах единственно британскую идентичность, а в его способности поддерживать и обеспечивать их лояльность, считаясь с наличием других ее разновидностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Keating M. The new regionalism in Western Europe. Territorial restructuring and political change//www.ruthenia.ru.

2. Jones R., Scully R. Public opinion, national identity and devolution//www.devolution.ac.uk.

3. Ross B., Rossie M. National identities in post-devolution Scotland//www.institute-of-governance.org.

4. ESRC devolution and constitutional change programme//www.data-archive.ac.uk.

5. Curtice J. Devolution and britishness//www.devolution.ac.uk.

Поступила в редакцию 07.04.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.