Девиантное поведение умственно отсталых подростков как предмет психологического исследования Текст научной статьи по специальности «ПСИХОЛОГИЯ»

Научная статья на тему 'Девиантное поведение умственно отсталых подростков как предмет психологического исследования' по специальности 'ПСИХОЛОГИЯ' Читать статью 6
Quote цитировать Review рецензии ВАК
0 15
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 15.41.59 — Отклоняющееся поведение
  • ВАК РФ: 19.00.05; 14.00.18
  • УДK: 316.62
Ключевые слова
  • девиантное поведение
  • формирование отклоняющегося поведения
  • умственная отсталость
  • олигофрения
  • подростковый возраст

Научная статья по специальности "Отклоняющееся поведение" из научного журнала "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена", Бажукова О.А.

Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Девиантное поведение умственно отсталых подростков как предмет психологического исследования". Научная статья по специальности "Отклоняющееся поведение"

О. А. Бажукова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. Научные руководители - доктор педагогических наук, профессор Д. М. Маллаев, кандидат психологических наук, доцент П. О. Омарова
Проблема деформации развития личности в подростковом возрасте и формирование у подростков отклоняющегося поведения рассматривалась в значительном количестве психологических, педагогических и социологических исследований (И. М. Бгажнокова, 1987; Н. В. Васильева, 1999; Е. В. Заика, 1990; Е. В. Зма-новская, 2004; Н. И. Корытченкова, 2000; Д. М. Маллаев, 1993; Ю. Т. Матасов, 1991; П. О. Омарова, 2002 и др.). Подробно проанализированы патопсихологические предпосылки противоправного поведения (роль отклонений от психической нормы1, акцентуаций характера2 и др.), изучены социально-психологические условия нарушений развития личности подростков (роль различных особенностей его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками)3. Однако до настоящего времени нет ясных представлений о системе психологических механизмов такой деформации развития личности подростка. В частности, недостаточно
разработаны представления о возможных первичных дефектах в развитии личности,
о степени их влияния на другие личностные качества, о характере и типах складывающихся взаимосвязей между различными качествами личности и образующихся при этом характерологических комплексов.
В работах В. К. Кузьминой4, М. В. Ма-линаускене5, П. О. Омаровой6 рассматриваются особенности поведения трудных подростков, страдающих олигофренией, к которым относятся: наличие дисфорий, повышенная подражательность, внушаемость в отношении асоциальных форм поведения, аффективная возбудимость со склонностью к агрессии, выраженный активный негативизм у детей с нарушениями по психопатоподобному типу; высокий уровень тревож-ности, страх контактов, резкая занижен-ность самооценки, повышенная психологическая ранимость, стремление к уединению, гипертрофированное переживание неудач, связанных со стремлением занять опреде-
8 9
ленную позицию в коллективе, у детей с нарушениями поведения по невротическому типу; неуважительное отношение к коллективу класса, стремление избежать контактов с одноклассниками, неприязненное отношение к педагогам, предпочтение общения с лицами, склонными к совершению противоправных действий у детей с неблагоприятными семейно-бытовыми условиями7.
Однако несмотря на то что проблема отклоняющегося поведения подростков с умственной отсталостью находится в фокусе научного интереса современной психологии, многие ее аспекты не получили должного отражения в специальной литературе.
С целью изучения специфики девиантного поведения умственно отсталых школьников нами проводилось исследование на базе Республиканского центра социальнотрудовой адаптации и профориентации в г. Махачкале. Дети, принимавшие участие в эксперименте, страдали основной неосложненной формой олигофрении, не имели текущих заболеваний головного мозга (шизофрения, эпилепсия, гидроцефалия), нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Были использованы такие методики, как «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, опросник Басса-Дар-ки, тест-опросник родительского отношения Я. Варги и В. Столина, опросник Шми-шека8, методы математической обработки данных.
В исследуемой нами выборке выявлено незначительное количество подростков со средним уровнем враждебности и агрессивности (27,3 и 21,2% соответственно), преобладают подростки с высоким уровнем агрессивности (69,7%) и враждебности (54,5%). Наиболее количественно выраженными по направлению реакций в группе умственно отсталых старшеклассников являются экст-рапунитивные реакции - 51,5 %. Во фруст-рирующей ситуации у 30,3%, для которых преобладающими являются экстрапунитив-ные реакции, зафиксирована готовность к
открытому выражению агрессии, направленной на живое и неживое окружение.
Следующими, по количественному выражению, определены импунитивные или нейтральные реакции - 30,3%. Данный способ реагирования свидетельствует о признании фрустрирующей ситуации как малозначительной, подчеркивается отсутствие чьей-либо вины или же ситуация представляется как нечто такое, что может быть само собой исправлено с течением времени , обвинение самого себя или окружающих отсутствует. Интрапунитивные реакции (I) как преобладающие в поведении зафиксированы у 18,2%. Таким образом, подростки с выраженной самокритичностью, с высокой требовательностью к себе, готовые к самостоятельному поиску выхода из сложной ситуации в выборке умственно отсталых старшеклассников составляют самую малочисленную группу. При анализе выраженности типов реакций на фрустрацию мы выявили, что в выборке преобладают подростки с самозащитным типом реакций или с фиксацией на самозащите - 48,5%.
При рассмотрении взаимосвязи направления реакции на фрустрацию с проявлениями агрессивности установлена наибольшая выраженность агрессивных способов поведения при самозащитных реакциях. Их представленность в поведении статистически достоверно положительно коррелирует с индексом враждебности, индексом агрессивности, обидой и подозрительностью. Защищаясь, подросток внешне будет демонстрировать раздражение, вербальную и физическую агрессию, или, наоборот, агрессивное поведение носит защитный характер, давно известный как механизм компенсации.
Для умственно отсталых учащихся характерно следующее сочетание акцентуа-ций: демонстративность (65%) + экзальтированность (45%) + эмотивность (50%) + застревание (45%). У умственно отсталых детей на эмоциональное отношение к окружающим и социально-личностные характеристики оказывает влияние искажение со-
циализации в сторону демонстративного типа (истероидного по А. Е. Личко). Присоединенная экзальтированность, эмотив-ность и застревание определяют направленность вектора акцентуации по психостени-ческому типу.
Основной тенденцией родительского отношения к умственно отсталому подрост -ку является непринятие, неуважение и недоверие родителей к ребенку. Анализ результатов теста родительского отношения показал, что родители проявляют непринятие ребенка (76% от максимальной оценки), предъявляют к нему завышенные и категоричные требования (69%), воспринимают плохим, неприспособленным, неудачливым (65%). Они не доверяют ребенку и не ува-жают его. Родители испытуемых не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка (66%), не стараются встать на его точку зрения, проявляют авторитаризм (69%), приписывают ребенку личную и социальную несостоятельность (70%). Родители не доверяют ребенку и досадуют на его не-успешность и неумелость. Внутрисемейные детерминанты поведения, таким образом, оказываются весьма неблагоприятными.
Анализ полученных результатов позволил прийти к выводу, что общая характеристика поведения умственно отсталого подростка отражает, прежде всего, нарушение социальной адаптации, имеющее постоянный, хронический характер. Общая характеристика дезадаптивного поведения умственно отсталого подростка свидетель -ствует о том, что в результате основного дефекта они обладают низкой социальной компетентностью. Социальные нормы, в том числе правовые, не оказывают на их поведение существенного влияния. Поскольку оценка жизненных ситуаций осуществляется не с позиций социальных требований, а исходя из личных переживаний и проблем, то поведение может протекать без учета условий возникающих ситуаций и возможных последствий.
Если у их нормально развивающихся сверстников социальная компетентность
как система социальных знаний и разновариантных моделей поведения формируется стихийно в ходе их социализации, то умственно отсталые подростки нуждаются в специальной психолого-педагогической организации этого процесса.
Исследование по тесту рисуночной фрустрации Розенцвейга и опроснику Басса-Дарки показало, что для большинства умственно отсталых подростков, принявших участие в эксперименте, характерны реакции экстрапунитивной направленности (агрессия на окружающих), а ведущий тип реакции - самозащитный. То есть наличие фрус-трирующей ситуации провоцирует детей на агрессивное поведение, агрессия здесь выступает не как черта или свойство личности, а как форма поведения, которую дети подсмотрели в своем социальном окружении.
Преобладание высокого уровня агрессивности и враждебности свидетельствует
об их недостаточной адекватности в различных ситуациях. Несмотря на то что враждебность трактуется как планируемая реакция индивида на агрессора, у подростков с интеллектуальной недостаточностью она, как и агрессивность, осуществляется по шаблону, который ребенок приобрел в семье и ближайшем социальном окружении. В связи с этим при разработке коррекционных мер воздействия необходимо оптимизировать социальную среду (работать с родителями, учителями, психолого-педа-готическим коллективом школы, которые должны выступать в качестве образцов нор -мативного поведения, привлекать общественные организации). Так как для умственно отсталых детей характерна шаблонность в поведении, мы считаем, что формирование разнообразных моделей поведения возможно в ходе целенаправленного социально-психологического тренинга по развитию социальной компетентности подростка и будет способствовать коррекции дезадаптивного поведения.
Таким образом, в условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по кор-
рекции социально-дезадаптивного поведения воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель,
учитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кузьмина В. К. Астеноневротические и психопатоподобные проявления у детей-олигофренов, компенсация и коррекция их в условиях вспомогательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: НИИ дефектологии, 1973. - 24 с.
2 Васильева Н.В. Тип характера и насилие // Сибирский психологический журнал. Вып. 10., 1999. С. 65-67
3 Корытченкоеа Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности подростка: Дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 181 с.
4 Кузьмина В. К. Указ. соч.
5 Малинаускене М. -В. А. А. Клинико-психологическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Автореф. дис. ... психол. наук. М.: АПН СССР. НИИ дефектологии, 1977. - 21 с.
6 Омарова П. О. Развитие общения умственно отсталых младших школьников. Махачкала: Юпитер, 2002. - 120 с.
7 Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1987. - 93 с.
8 Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002. - 528 с.

в избранное
цитировать
читать
наверх