О. А. Бажукова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. Научные руководители - доктор педагогических наук, профессор Д. М. Маллаев, кандидат психологических наук, доцент П. О. Омарова
Проблема деформации развития личности в подростковом возрасте и формирование у подростков отклоняющегося поведения рассматривалась в значительном количестве психологических, педагогических и социологических исследований (И. М. Бгажнокова, 1987; Н. В. Васильева, 1999; Е. В. Заика, 1990; Е. В. Зма-новская, 2004; Н. И. Корытченкова, 2000; Д. М. Маллаев, 1993; Ю. Т. Матасов, 1991; П. О. Омарова, 2002 и др.). Подробно проанализированы патопсихологические предпосылки противоправного поведения (роль отклонений от психической нормы1, акцентуаций характера2 и др.), изучены социально-психологические условия нарушений развития личности подростков (роль различных особенностей его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками)3. Однако до настоящего времени нет ясных представлений о системе психологических механизмов такой деформации развития личности подростка. В частности, недостаточно
разработаны представления о возможных первичных дефектах в развитии личности,
о степени их влияния на другие личностные качества, о характере и типах складывающихся взаимосвязей между различными качествами личности и образующихся при этом характерологических комплексов.
В работах В. К. Кузьминой4, М. В. Ма-линаускене5, П. О. Омаровой6 рассматриваются особенности поведения трудных подростков, страдающих олигофренией, к которым относятся: наличие дисфорий, повышенная подражательность, внушаемость в отношении асоциальных форм поведения, аффективная возбудимость со склонностью к агрессии, выраженный активный негативизм у детей с нарушениями по психопатоподобному типу; высокий уровень тревож-ности, страх контактов, резкая занижен-ность самооценки, повышенная психологическая ранимость, стремление к уединению, гипертрофированное переживание неудач, связанных со стремлением занять опреде-
8 9
ленную позицию в коллективе, у детей с нарушениями поведения по невротическому типу; неуважительное отношение к коллективу класса, стремление избежать контактов с одноклассниками, неприязненное отношение к педагогам, предпочтение общения с лицами, склонными к совершению противоправных действий у детей с неблагоприятными семейно-бытовыми условиями7.
Однако несмотря на то что проблема отклоняющегося поведения подростков с умственной отсталостью находится в фокусе научного интереса современной психологии, многие ее аспекты не получили должного отражения в специальной литературе.
С целью изучения специфики девиантного поведения умственно отсталых школьников нами проводилось исследование на базе Республиканского центра социальнотрудовой адаптации и профориентации в г. Махачкале. Дети, принимавшие участие в эксперименте, страдали основной неосложненной формой олигофрении, не имели текущих заболеваний головного мозга (шизофрения, эпилепсия, гидроцефалия), нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Были использованы такие методики, как «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, опросник Басса-Дар-ки, тест-опросник родительского отношения Я. Варги и В. Столина, опросник Шми-шека8, методы математической обработки данных.
В исследуемой нами выборке выявлено незначительное количество подростков со средним уровнем враждебности и агрессивности (27,3 и 21,2% соответственно), преобладают подростки с высоким уровнем агрессивности (69,7%) и враждебности (54,5%). Наиболее количественно выраженными по направлению реакций в группе умственно отсталых старшеклассников являются экст-рапунитивные реакции - 51,5 %. Во фруст-рирующей ситуации у 30,3%, для которых преобладающими являются экстрапунитив-ные реакции, зафиксирована готовность к
открытому выражению агрессии, направленной на живое и неживое окружение.
Следующими, по количественному выражению, определены импунитивные или нейтральные реакции - 30,3%. Данный способ реагирования свидетельствует о признании фрустрирующей ситуации как малозначительной, подчеркивается отсутствие чьей-либо вины или же ситуация представляется как нечто такое, что может быть само собой исправлено с течением времени , обвинение самого себя или окружающих отсутствует. Интрапунитивные реакции (I) как преобладающие в поведении зафиксированы у 18,2%. Таким образом, подростки с выраженной самокритичностью, с высокой требовательностью к себе, готовые к самостоятельному поиску выхода из сложной ситуации в выборке умственно отсталых старшеклассников составляют самую малочисленную группу. При анализе выраженности типов реакций на фрустрацию мы выявили, что в выборке преобладают подростки с самозащитным типом реакций или с фиксацией на самозащите - 48,5%.
При рассмотрении взаимосвязи направления реакции на фрустрацию с проявлениями агрессивности установлена наибольшая выраженность агрессивных способов поведения при самозащитных реакциях. Их представленность в поведении статистически достоверно положительно коррелирует с индексом враждебности, индексом агрессивности, обидой и подозрительностью. Защищаясь, подросток внешне будет демонстрировать раздражение, вербальную и физическую агрессию, или, наоборот, агрессивное поведение носит защитный характер, давно известный как механизм компенсации.
Для умственно отсталых учащихся характерно следующее сочетание акцентуа-ций: демонстративность (65%) + экзальтированность (45%) + эмотивность (50%) + застревание (45%). У умственно отсталых детей на эмоциональное отношение к окружающим и социально-личностные характеристики оказывает влияние искажение со-
циализации в сторону демонстративного типа (истероидного по А. Е. Личко). Присоединенная экзальтированность, эмотив-ность и застревание определяют направленность вектора акцентуации по психостени-ческому типу.
Основной тенденцией родительского отношения к умственно отсталому подрост -ку является непринятие, неуважение и недоверие родителей к ребенку. Анализ результатов теста родительского отношения показал, что родители проявляют непринятие ребенка (76% от максимальной оценки), предъявляют к нему завышенные и категоричные требования (69%), воспринимают плохим, неприспособленным, неудачливым (65%). Они не доверяют ребенку и не ува-жают его. Родители испытуемых не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка (66%), не стараются встать на его точку зрения, проявляют авторитаризм (69%), приписывают ребенку личную и социальную несостоятельность (70%). Родители не доверяют ребенку и досадуют на его не-успешность и неумелость. Внутрисемейные детерминанты поведения, таким образом, оказываются весьма неблагоприятными.
Анализ полученных результатов позволил прийти к выводу, что общая характеристика поведения умственно отсталого подростка отражает, прежде всего, нарушение социальной адаптации, имеющее постоянный, хронический характер. Общая характеристика дезадаптивного поведения умственно отсталого подростка свидетель -ствует о том, что в результате основного дефекта они обладают низкой социальной компетентностью. Социальные нормы, в том числе правовые, не оказывают на их поведение существенного влияния. Поскольку оценка жизненных ситуаций осуществляется не с позиций социальных требований, а исходя из личных переживаний и проблем, то поведение может протекать без учета условий возникающих ситуаций и возможных последствий.
Если у их нормально развивающихся сверстников социальная компетентность
как система социальных знаний и разновариантных моделей поведения формируется стихийно в ходе их социализации, то умственно отсталые подростки нуждаются в специальной психолого-педагогической организации этого процесса.
Исследование по тесту рисуночной фрустрации Розенцвейга и опроснику Басса-Дарки показало, что для большинства умственно отсталых подростков, принявших участие в эксперименте, характерны реакции экстрапунитивной направленности (агрессия на окружающих), а ведущий тип реакции - самозащитный. То есть наличие фрус-трирующей ситуации провоцирует детей на агрессивное поведение, агрессия здесь выступает не как черта или свойство личности, а как форма поведения, которую дети подсмотрели в своем социальном окружении.
Преобладание высокого уровня агрессивности и враждебности свидетельствует
об их недостаточной адекватности в различных ситуациях. Несмотря на то что враждебность трактуется как планируемая реакция индивида на агрессора, у подростков с интеллектуальной недостаточностью она, как и агрессивность, осуществляется по шаблону, который ребенок приобрел в семье и ближайшем социальном окружении. В связи с этим при разработке коррекционных мер воздействия необходимо оптимизировать социальную среду (работать с родителями, учителями, психолого-педа-готическим коллективом школы, которые должны выступать в качестве образцов нор -мативного поведения, привлекать общественные организации). Так как для умственно отсталых детей характерна шаблонность в поведении, мы считаем, что формирование разнообразных моделей поведения возможно в ходе целенаправленного социально-психологического тренинга по развитию социальной компетентности подростка и будет способствовать коррекции дезадаптивного поведения.
Таким образом, в условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по кор-
рекции социально-дезадаптивного поведения воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель,
учитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кузьмина В. К. Астеноневротические и психопатоподобные проявления у детей-олигофренов, компенсация и коррекция их в условиях вспомогательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: НИИ дефектологии, 1973. - 24 с.
2 Васильева Н.В. Тип характера и насилие // Сибирский психологический журнал. Вып. 10., 1999. С. 65-67
3 Корытченкоеа Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности подростка: Дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 181 с.
4 Кузьмина В. К. Указ. соч.
5 Малинаускене М. -В. А. А. Клинико-психологическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Автореф. дис. ... психол. наук. М.: АПН СССР. НИИ дефектологии, 1977. - 21 с.
6 Омарова П. О. Развитие общения умственно отсталых младших школьников. Махачкала: Юпитер, 2002. - 120 с.
7 Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1987. - 93 с.
8 Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002. - 528 с.