4. Об организации патологоанатомических бюро: приказ министерства здравоохранения СССР от 11 марта 1988 г. № 203.
5. О штатных нормативах медицинского персонала патологоанатомических отделений (прозекторских): приказ министерства здраво -охранения СССР от 21 окт. 1981 г. № 1095.
6. Коваленко В. Работы и услуги по специальности «патологическая анатомия»: проблемы контроля качества // Медицинская газета. 2005. № 63. 17 авг.
7. Зыкова Н.А., Ривенсон М. С. К анализу судебно-медицинских экспертиз по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников // Судебно-медицинская экспертиза. 1998. № 3. С. 3-6.
8. Ргелъман Р. Как избежать судебных ошибок.
Книга практикующих врачей. М., 1994.
С. 170-171.
9. Томилин В.В., Соседко Ю.И. Судебно-медицинская оценка дефектов оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Российской Федерации // Судебно-медицинская экспертиза. 2000. № 1. С. 3-7.
10. Давыдовский И.В. Врачебные ошибки // Советская медицина 1941. № 3. С. 3-10.
11. Olsen P.M., Lorentzen Н., Thomsen К., Fogt-mann A. Medication errors in a pediatric department // Ugeskr. Laeger. 1997. № 159 (16). Apr. 14. Р. 2392-2395.
12. Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. М., 2002. С. 128.
13. Абдуллаходжаева М.С, Упгепов Я.Ю. Ультраструктура гиппокампа в норме и патологии. Ташкент, 1981.
Поступила в редакцию 25.03.2009 г.
Fedorova L.M. The risk factors within the processes of professionalization of Pathological anatomy. In the article the risk factors acting as barriers of processes of professionalization in the pathological anatomy are investigated. The external and internal factors influencing the self-identification of the doctor-pathologist in the course of professional work, and also trades influencing the social importance, its place and a role in structure of medical knowledge and practice are allocated.
Key words: sociology, professions, the doctor-pathologist, self-identification of the doctor-pathologist.
УДК 301.085
ДЕТСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
© А.Е. Краснослободцева
Статья посвящена анализу детства как социокультурного феномена. На основе концепции социокультурной эволюции детства М. Мид формулируется авторское представление о детстве как социокультурном феномене - явлении, которое определяет роль, место, положение детей в обществе на определенном этапе его развития. Рассматривается место детства в системе координат «общество -культура».
Ключевые слова: детство, социокультурный феномен, экономическая культура, политикоправовая культура, духовная культура, социальная культура.
Если проследить процесс становления идеи детства в социологии с точки зрения диахронического подхода, на разных этапах социального развития, то можно увидеть, что детство - феномен не только определенного этапа развития общества. Каждое общество имеет определенный уровень ценностного восприятия детства, следовательно, детство -феномен культуры. Дихотомичность социального и культурного в анализируемом предмете позволяет его рассмотреть как социокультурный феномен.
Процессы социальных взаимодействий общества и подрастающего поколения изме-
нялись от условий полного игнорирования детства в традиционной культуре к признанию ребенка в качестве действительного социального актора в эпоху индустриализации. Современные процессы постиндустриализма и информатизации общества еще больше изменяют положение ребенка в обществе, что делает актуальным исследование процессов становления, развития и изменения феномена детства под влиянием социокультурных процессов.
На наш взгляд, с диахронической точки зрения наибольший интерес представляет концепция социокультурной динамики дет-
ства М. Мид, в которой придается детерминирующее значение социокультурным факторам в процессе взросления человека.
Концепция М. Мид основана на выделении трех форм культуры, отражающих меж-поколенные связи и определенное отношение к детям в зависимости от темпа общественного развития: постфигуративная, в которой дети учатся, главным образом, у своих предков; кофигуративная, в которой и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; префигуративная, в которой взрослые учатся у своих детей [1].
Постфигуративная культура, по мнению М. Мид, - это такая культура, где каждое изменение протекает очень медленно и незаметно. И «деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими - это схема будущего для их детей» [1].
Постфигуративная культура - это культура, в которой взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и поэтому передают своим детям лишь чувство неизбежной преемственности жизни. Правда, преемственность зависит от одновременного проживания в ней, по крайней мере, представителей трех поколений. Причем для постфигу-ративной культуры особенно характерна ге-нерационность. Ее сохранение зависит от установок представителей старшего поколения и от того следа, который они оставляют в умах и сердцах молодых. Но отношения между поколениями в постфигуративном обществе необязательно бесконфликтны. В некоторых обществах от «каждого молодого поколения ждут мятежа - презрения к пожеланиям старших и захвата власти у старших» [1, с. 323-334]. И как только появляется почва для трансформационных преобразований, то происходит переход на следующий уровень социокультурного развития социума, что способствует генезису такого типа культуры, как кофигуративная.
Кофигуративная культура представляет собой культуру, в которой преобладающей моделью поведения для людей, оказывается поведение их сверстников [1, с. 342].
Во всех кофигуративных культурах старшим по возрасту по-прежнему принад-
лежит главенствующее положение, поскольку именно они определяют стиль кофигура-ции, устанавливают пределы ее проявления в поведении молодых. При этом кофигурация начинается там, где наступает кризис пост-фигуративной системы, который, по мысли М. Мид, может возникнуть различными путями: как следствие катастрофы, уничтожающей почти все население, но в большей степени представителей старшего поколения, играющих самую существенную роль в руководстве данным обществом; в результате развития новых форм техники, неизвестных ранее старшим; вследствие переселения в новую страну, где старшие всегда будут считаться иммигрантами и т. д. В таких ситуациях конфликт между поколениями начинается не по вине взрослых. Он возникает тогда, когда новые воспитательные методы детей оказываются недостаточными и непригодными для формирования определенного стиля жизни во взрослом возрасте, которого должны были бы придерживаться дети. Возникновение разрыва между поколениями ведет к тому, что молодое поколение оказывается лишенным возможности обратиться к опытным старшим членам общества за помощью и в силу этого вынуждено искать руководства друг у друга, т. е. культурное наследие начинает передаваться детям не от старшего поколения, а от ровесников. Таким образом, кофигуративное общество - это общество, в котором отсутствуют дедушки и бабушки, и дети, повзрослев, уже вне влияния родителей, начинают самостоятельно вырабатывать свой стиль жизни [1, с. 342-350].
В 1960-е гг., по мнению М. Мид, родилась новая культура, которую она назвала префигуративной. Особенностью такой культуры является неизвестность будущего из-за ускоренного развития общества и трансформаций, происходящих в нем. По ее прогнозам, разница в формах, способах передачи культурных знаний, умений и навыков будет настолько велика, что процесс ее осуществления и реализации будет проходить не по принципу от родителей к детям, а наоборот.
И действительно, сегодня дети взрослеют в таких условиях, в которых накопленный опыт, знания взрослых бывают просто бесполезными. Но, по мнению О.И. Давыдовой, независимо от инноваций, предлагаемых молодежью, они всегда основаны на опыте их
родителей и предков, т. е. на определенной культурной традиции [2]. Иными словами, каждое поколение получает в наследство определенную модель мира, которая является базисом для построения уже индивидуальной картины мира для каждого человека.
Принимая концепцию социокультурной эволюции детства М. Мид, сформулируем наше представление о детстве как социокультурном феномене.
Рис. 1 показывает место детства как социокультурного феномена в системе координат «общество - культура». Пересечение этих координат дает определенный уровень
онтогенеза детства. Причем в каждый определенный момент времени (срез социокультурной эволюции) в социокультурном пространстве детства пересекаются его экономическая культура, политико-правовая, духовная, социальная, что иллюстрирует рис. 2.
Необходимо, конечно же, учесть некую упрощенность представленной схемы.
Такая составляющая, как политико-правовая культура, показывает наличие своеобразной этики отношения взрослых с детьми и включает в себя права детей, политическое и правовое воспитание подрастающего поколения.
Рис. 1. Детство в системе координат «общество-культура»
На протяжении последних пятидесяти лет в современном законодательстве появился ряд документов, которые юридически признали особый статус ребенка - это Декларация прав ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, а также Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передачи детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. В российском законодательстве принято также ряд актов: Семейный кодекс, закон «Об основных гарантиях прав ребенка», закон «Об образовании» и др.
Эти документы представляют собой совокупность законодательных актов, норм, направленных на защиту прав и интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности.
В них отмечается также, что ребенок является самостоятельным субъектом права, что дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления. Также в этих документах излагаются основные права детей: право на имя, семью, на свободное выражение взглядов, на защиту от произвола взрослых, от оскорблений, грубого обращения, экономической эксплуатации и т. п.
Хотя в этих документах и отмечается, что ребенок является субъектом права, как и любой взрослый человек, поскольку обладает всем спектром прав человека, все же права детей имеют возрастные ограничения т. н. дееспособности, что, тем самым, вскрывает некую амбивалентность правовой системы по отношению детям.
Политическая культура «представляет собой совокупность политических ориентаций, представлений о различных аспектах
политической жизни, включает в себя политические образцы и характерные способы политического действия и поведения, а также знания, представления о политической системе общества» [3].
Американские ученые Д. Истон и Дж. Деннис, рассуждая о статусе, представлениях детей в политической системе, обосновали идею о том, что основой политических убеждение человека являются установки, которые заложены в детстве, и что именно с детским опытом связано дальнейшее отношение индивида к политической власти, государству и т. д. На сегодняшний день большинство концепций ранней социализации личности отодвигают политику из сферы первичной социализации, т. е. в детстве, и переносят ее на юношеский возраст или зрелость [4]. Отсюда следует, что детство представляет собой период исключающий политику, неполитический, но являющийся очень важным для формирования политической ориентации, установок и поведения индивида.
Сегодня политико-правовое просвещение детей, причем не в полной мере, начинается лишь в общеобразовательных учреждениях. Имеется ряд дисциплин, таких как «Граждановедение», «Правоведение», «Об-ществознание», «Человек и общество» и др., способствующих более глубокому изучению и усвояемости проблем, касающихся политики и прав человека. Но, как видим, этой работы все равно недостаточно для формирования политико-правовых знаний у детей и возможности их использования в дальнейшей своей практике.
Следующий компонент нашей схемы -это экономическая культура, показывающая экономический статус детства в обществе, а также наличие определенной индустрии и инфраструктуры, которая создается взрослыми для детей. Этот компонент представляет нам, что и в каком виде дети получают от общества и каков вклад самих детей в экономическое развитие. Дети, конечно же, неравноправные участники экономического процесса, поскольку они не могут наравне со взрослыми участвовать в производственном процессе общества, особенно в младшем возрасте. Но имеется индустрия общества, специализирующаяся по разным направлениям, которая создает для детей одежду, аксессуары, канцтовары, литературу, игрушки,
книги и т. д. Причем современная индустрия начинает брать на себя ряд функций и с самого детства сама воспитывает своих юных потребителей. Сегодня появляются не просто магазины для детей, а детские миры, в прямом смысле этого слова, для детей всех возрастов, т. н. огромные «территории детства», которые приносят радость скорее детям, чем их родителям. В мегаполисах можно увидеть ряд детских бутиков, в которых представлена трендовая продукция ведущих фирменных марок, одновременно они выступают в качестве агентов социализации, с их помощью дети усваивают модные тенденции современности.
Инфраструктура включает в себя сеть учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и т. д., призванные удовлетворять различные потребности, нужды ребенка, а также обеспечивающие все условия для их жизнедеятельности и развития.
Социальная культура «включает в себя не только ценности, но и направленные на их реализацию и охрану регулятивы, нормы, правила поведения и взаимодействия индивидов в обществе» [3, с. 191]. Поэтому социальная культура включает в себе следующие компоненты: социальная поддержка и защита детства, социальные взаимоотношения родителей и детей, система образования.
Сегодня на каждом управленческом уровне (федеральном, региональном, городском) создаются специальные комитеты, управления и иные органы, в рамках которых осуществляется деятельность по выработке основных направлений и реализации социальной политики в отношении детей. Социальная защита включает в себя мероприятия, меры по социальной поддержке и оказанию социальной помощи, выплаты социальных пособий семьям, нуждающимся в помощи, осуществляются мероприятия по профилактике детской беспризорности, социальному сиротству, работа с родителями, отрицательно влияющими на поведение детей либо жестоко обращающимися с ними. В работе этих подразделений осуществляется также деятельность по организации круглогодичного отдыха и оздоровления подрастающего поколения и т. д. Принимаются различные дополнительные меры по стимулированию ро-
ждаемости и социальной поддержки семьи и детства.
Одним из основных аспектов социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей и забота об их благосостоянии. Особое значение придается оказанию помощи социально незащищенным детям -беспризорным, инвалидам, детям из группы риска.
Несмотря на разностороннюю деятельность вышеназванных учреждений, структурных подразделений, их работа реализуется не в комплексе, что ведет к негативным изменениям.
Конечно же, эти мероприятия, учреждения, организации и т. д. играют не последнюю роль в жизни каждого индивида, но о той роли, которую играет семья в воспитательном процессе ребенка, особенно на начальных этапах, уже и не идет речь. Семья является источником ценностей, идеалов, она обеспечивает преемственность культуры, норм, традиций, формирует нравственный и духовный базис личности.
От того, какой стиль воспитания считается приемлемым в семье и какую роль принимают родители по отношению к детям, и проявляются детско-родительские взаимоотношения, которые свое отражение находят в дальнейшей жизни каждого ребенка.
Говоря о взаимоотношениях родителей и детей в семье, необходимо учитывать следующее. Семейное воспитание не всегда бывает «качественным». И причин тому много. Это личностные факторы, отсутствие элементарных педагогических навыков воспитания. А также влияет ряд внешних факторов, таких как профессиональная занятость, материальные трудности и т. д. Отсюда следует, что каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом, от которого зависит социально-психологический климат всего общества.
Но рано или поздно в жизни практически каждой семьи наступает момент, когда семейное воспитание и образование начинает дополняться профессинально-педагогическим.
Понятие «система образования» достаточно широкое, поскольку включает в себя как семейное воспитание, так и процесс целенаправленного обучения, воспитания, реализующийся в специализированных образовательных учреждениях: дошкольных, обще-
образовательных, специальных, коррекционных учреждениях для ребят, которые имеют различные отклонения в развитии, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учреждениях дополнительного образования детей и др. Кроме этого система образования включает в себя совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.
И наконец, рассмотрим духовную культуру, представляющую собой область духовного производства. Она является индикатором тех процессов, которые протекают в общественной жизни. Также эта культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества в целом, а также является результатом этой деятельности. Ориентирами такой деятельности есть ценности. Каждое общество выстраивает свою систему ценностей духовной культуры [3, с. 138-139]. На сегодняшний день такой ценностью является детство, а также те ценности, которыми руководствуются сами дети в своей жизнедеятельности.
Но, как говорил Е. Субботский, «нам нелегко увидеть подлинную ценность того, что дается готовым или стоит малых трудов. Лишь только тогда, когда мы что-то теряем, мы начинаем оценивать дар, который привыкли считать своим исконным, неотъемлемым достоянием и поэтому не замечать его» [5]. Сегодня ценность детства в социуме не только подменяется понятием ценности единственного ребенка, но и ведет к тому, что вместо провозглашаемого повышения ценности детей и детства обществу грозит полное отмирание любви не только к детям, но и к ребенку в единственном числе [6]. А это может привести к необратимым последствиям для всего человечества.
Поэтому развитие духовной культуры детей основано, на наш взгляд, на приоритете трансляции именно общечеловеческих ценностей, которые в процесс их интериори-зации будут платформой, способствующей гармоничному развитию и функционированию индивида в социуме. Более того, необходимо учитывать то, что ценности детей находятся только в начале пути своего формирования, они достаточно подвижны, вариативны, легко трансформируются. Именно
поэтому так важна роль правильного воспитательного процесса в формировании ценностных установок, способствующих развитию гуманизма, отзывчивости, сострадания,
взаимопомощи и т. д.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что детство как социокультурный феномен представляет собой явление, которое определяет роль, место, отношение, положение детей в обществе на определенном этапе его развития.
1. Мид М. Культура и мир ребенка. Избр. произведения. М., 1988. С. 322.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: этнопе-дагогический подход. М., 2006. С. 21.
3. Окладникова, Е.А. Социология культуры. СПб., 2008. С. 262-263.
4. Истон Д., Деннис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности (предисловие Т.Н. Самсоновой) // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 3. С. 76-97.
5. Субботский Е.В. Золотой век детства. М., 1981. С. 6.
6. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000. С. 177.
Поступила в редакцию 6.04.2009 г.
Krasnoslobodtseva A.E. Childhood as a socio-cultural phenomenon. The article is devoted to the analysis of a childhood as a socio-cultural phenomenon. On the basis of the concept of socio-cultural evolutions of the childhood of M. Mid author's representation about the childhood as a socio-cultural phenomenon - occurrence which defines a role, a place, position of children in a society at a certain stage of its development is formulated. The childhood place as socio-cultural phenomenon within the system of co-ordinates «society - culture» is considered.
Key words: the childhood, socio-cultural phenomenon, economic culture, political-legal culture, spiritual culture, social culture.