Научная статья на тему 'Детство как объект социологического изучения'

Детство как объект социологического изучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7416
984
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ДЕТСТВА / КОНЦЕПЦИИ ДЕТСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / SOCIOLOGY OF CHILDHOOD / THE CONCEPT OF CHILDHOOD / THE SOCIALIZATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ображей О. Н.

Рассмотрена специфика социологического подхода к изучению детства. Проведен анализ основных социологических теорий и концепций детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDHOOD AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL STUDY

Specific of sociological approach to childhood is examined in the article study. Analysis of main sociological theories and conceptions of childhood are analyzed.

Текст научной работы на тему «Детство как объект социологического изучения»

О. Н. ОБРАЖЕЙ,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Рассмотрена специфика социологического подхода к изучению детства. Проведен анализ основных социологических теорий и концепций детства.

Ключевые слова: социология детства, концепции детства, социализация детей.

Детство является неотъемлемой частью образа жизни и культуры как всего человечества, так и каждого народа. Это особый период жизни человека, особенная фаза не только в психофизическом, но и в социальном созревании. Именно детство является стартовым потенциалом в определении будущей жизненной траектории каждой личности. Несмотря на огромную значимость детства в системе жизненного пути человека, интерес к нему появился довольно поздно. Только во второй половине XX в. детство и дети постепенно стали объектом изучения комплекса гуманитарных и общественных наук. В настоящее время нет единой трактовки понятий «детство» и «дети», а термин «детство» используется многопланово и многозначно.

В психологии детство рассматривается как начальный период онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Медико-биологические науки (педиатрия, детская психиатрия) рассматривают детство как период роста человека, а детей определяют как человеческие существа, не завершившие своего физического развития и обладающие специфическими детскими заболеваниями. В юридических науках детство понимается как период жизни, который связан с приобретением человеком более полного объема дееспособности по мере достижения определенного возраста. Экономика оперирует понятиями «детство» и «дети» в отношении еще недееспособного в экономической деятельности населения. Для демографии дети и подростки - элемент народонаселения, который не участвует в воспроизводстве населения, возрастные рамки которого определены в диапазоне от 0 до 17 лет. Педагогика рассматривает детство как образовательное и воспитательное «поле», а детей считает объектами воспитательного воздействия.

В социологии детство как самостоятельный объект изучения стало рассматриваться сравнительно недавно в рамках социологии детства, которая появилась в конце 1980-1990-х годов XX в. в странах Западной Европы. Социологи всегда интересовались проблемами детства, но чаще всего это делали

в рамках социологии воспитания, социологии образования, социологии семьи, социологии молодежи.

В отличие от других подходов социология детства рассматривает детство не как природную данность, не как образовательное и воспитательное «поле», а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения, а детей - как соучастников социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир. В узком смысле под детством понимается особый возрастной период жизни человека, характеризующийся первичной, прежде всего семейной, социализацией. В широком смысле детство определяется как сложное социальное образование, являющееся структурным элементом общества, выполняющее в нем специфические функции и взаимодействующее с обществом в целом и с отдельными его элементами. Исходя из этого, детство - выраженная в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, осваивающих социальность и интегрирующихся в социум [1].

Детство имеет ряд характеристик. Детство как никакое другое социальное образование обладает темпоральностью, т. е. относительно четко ограничено особыми возрастными рамками (от 0 до 18 лет). Отличительной характеристикой детства является его универсальность, под которой понимается наличие и функционирование этого образования в различные исторические эпохи, в обществах с различными культурами, во всех слоях и стратах населения.

Детство как социальное образование является реальностью, локализованной во времени и пространстве. Оно обладает специфическими характеристиками, и можно говорить о культурно-историческом типе детства, например о белорусском детстве или о детстве конца XX в. Социальный статус детей в различные исторические эпохи обусловливается этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, религиозными, культур -ными, этническими и другими традициями. Детство не гомогенно, оно имеет внутреннюю дифференциацию на элементы. Детство не обладает самостоятельным свойством самостабилизации и самоорганизации, не может без соответствующей коррекции и поддержки приспособиться и адаптироваться к сложившимся и динамично изменяющимся условиям его внешнего окружения. Само его существование невозможно без внешних поддерживающих сил, семьи, ряда других социальных институтов. Детство является элементом, конструирующим другие образования, причем наиболее интенсивно оно воздействует на находящиеся в непосредственной близости с ним - родительство, молодежь, школу и ряд других. Детство - активно трансформирующийся элемент общества, на его изменение влияют множество факторов и условий. Детство в современном обществе - социальная категория, обрамленная различными институтами, а также различными ритуалами, законодательством, направленными к возрастным ограничениям.

Изучение детства признается одним из наиболее сложных направлений социальных исследований. Это связано прежде всего с возрастом и социальным статусом ребенка. Сегодня в научной сфере существуют несколько взглядов на возможности социологии детства. Ряд ученых полагают, что возможно лишь теоретическое осмысление детства с использованием экспертного -взрослого мнения, они отрицают возможность проведения социологических опросов детей, основываясь на том, что эта группа населения не включена в социальные отношения в обществе, не имеет сформировавшегося мнения. Другие же исследователи полагают естественным выяснять мнение детей по всем возможным вопросам, используя при этом как адаптированные к изучению детской аудитории традиционные методы прикладных исследований, так и особые, с преобладанием качественных и проективных подходов (игра-интервью, методики неоконченных предложений, метод коллизий и др.).

Изучение проблематики детства имеет давнюю историю. Достаточно много обращений к детству можно увидеть в трудах Ф. Бэкона, Г. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо и др. Ученых прошлого волновали проблемы детства, они оценивали его с моральных и этических позиций, определяя, какую функциональную нагрузку несет детство для отдельного человека и общества в целом. Классиком в изучении детства считают французского демографа и историка Филиппа Ариеса. Он впервые показал, что «детство - не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание» [2].

Социологическая перспектива изучения детства представлена двумя относительно самостоятельными направлениями. В рамках первого подхода детство рассматривается как определенная культурно-историческая ценность. Эволюция детства, особенности изменения содержания детства в истории развития общества представлены в работах Ф. Боаса, М. Мид, Б. Малиновского, Л. Демоза, Э. Эриксона и др. Социокультурные аспекты развития детства отражены в работах современных как зарубежных ученых (П. Брюхнера, М. Виннса, Х. Попитца, Н. Постмана, Д. Рихтера, Х. Цахера), так и отечественных (И. В. Бестужева-Лады, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, И. С. Кона, Л. Г. Кураевой, Э. А. Куруленко, Д. И. Фельдштейна, С. Н. Щегловой).

Л. Демоз указывает на общие закономерности развития детства и увеличение степени его независимости от взрослого мира. Большое значение социокультурным факторам в процессе взросления человека придают М. Мид и Б. Малиновский. Э. А. Куруленко отмечает, что эволюция содержания и методов социализации детей неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей.

Особое место в рамках данного подхода занимают концепции трансформации детства в современном обществе, представители которых признают тот факт, что происходит серьезное изменение как самого детства, так и статуса ре -бенка в обществе. Можно выделить следующие концепции: кризис детства; индивидуализация детства; эмансипация детства; разрыв между ранним и позд-

ним детством; исчезновение детства; стирание границ между детством и взрослостью.

Представители концепции кризиса детства Б. Д. Эльконин, В. И. Слобод-чиков, Ю. В. Овинова обосновали идею о современном кризисе детства как особом критическом периоде в историческом развитии детства, когда расходятся процессы взросления и освоения культуры, которые были слиты воедино в предыдущие эпохи [3]. По их мнению, для ребенка более не существует образа идеального взрослого, который ранее служил единственным примером и опорой в представлении детьми их будущего.

У. Бек и Х. Попитц говорят об эмансипации детства, под которым они понимают приобретение ребенком все более значимого места в семье, учреждениях образования и вообще в обществе.

Н. Постман, Х. Хенгст, М. Виннс выдвинули идею исчезновения детства. По мнению Постмана, «колесо истории совершило полный оборот и, как и в далекие времена на заре жизни человечества, детства более не существует». Х. Хенгст, говоря о тенденциях ликвидации детства, подчеркивал, что усилиями взрослых детство превращается в «фикцию». Свои рассуждения приверженцы идеи исчезновения детства подтверждают объективными демографическими тенденциями развития европейского общества, большинство из которых характерны и для Беларуси: снижение рождаемости, уменьшение числа детей в расчете на одну семью. Это серьезно меняет характер социализации в семье, семьи становятся все более детоцентристскими, все надежды возлагаются на единственного ребенка. Реализовывать ожидания своих родителей ребенок призван уже в детском возрасте. Выполняя многочисленные предначертанные родителями указания, ребенок лишается собственного детства.

Д. Рихтер считает, что сегодня мы наблюдаем тенденцию не исчезновения детства, а стирания границ между детством и взрослостью, своеобразное «слияние детства и взрослого мира». Он выделяет растущую похожесть детей и взрослых в отношении одежды, моды.

Концепция социального конструирования детства С. Н. Щегловой позволяет охарактеризовать сложные взаимосвязанные процессы трансформаций детства на макро- и микросоциальном уровнях. Рассмотрение этих концепций позволяет сделать предположение, что проблема детства станет в новом веке глобальной наряду с другими важнейшими проблемами человечества.

В рамках второго направления детство рассматривается как часть социальной структуры общества, изучается роль детства в структуре общества. Как объект социологического анализа детство в его структурном выражении находится в центре внимания лишь небольшого числа ученых. Прежде всего это зарубежные исследователи Е. Болдинг, Дж. Гарбарино, К. Дэвис, Дж. Квортруп, С. Фрис, Ф. Элкин, Ш. Айзенштадт, Т. Парсонс. В отечественной социологии отдельные аспекты детства как социального феномена затронуты в работах И. С. Кона, Е. Л. Омельченко, М. В. Осориной, С. Н. Щегловой, В. Н. Ярской и др.

Функционалистские идеи воспроизводят распространенное мнение о детстве как о социально, так и экономически относительно не значимом жизненном периоде по сравнению со зрелостью. Данная точка зрения на детство высказана К. Дэвисом, который писал, что «самые важные функции для общества человек выполняет будучи взрослым, а не в детском возрасте. Следовательно, отношение общества к ребенку является главным образом подготовительным, а его оценка - в основном потенциальной. Любое учение, ставящее нужды детей на первое место, а потребности общества - на второе, является социологической аномалией» [4]. Выводом, следующим из данной точки зрения, является то, что детей в действительности относят к социальной группе в системе общественных отношений лишь на формальном уровне, поскольку они полностью зависимы и подчинены миру взрослых. Предполагается, что дети должны играть, и этот вид деятельности признается единственно возможным.

Дж. Гарбарино придерживается взгляда на детство как на «жизнь в другом мире». Он считает, что «в эпоху современности быть ребенком - значит быть защищенным от экономического, политического и сексуального влияния; детство - это время, когда придается огромное значение личным интересам и сводятся к минимуму интересы общественные» [5]. К. Дэвис и Дж. Гарбари-но разделяют мнение о том, что дети на самом деле не принадлежат обществу, а являются объектом общественного воздействия: они должны быть подготовлены к полноценной деятельности в рамках общественной системы, и их готовят к этому. В русле функционалистского взгляда детство является переходным периодом.

Детство как подготовительный этап к «полноценной» взрослой жизни рассматривают также Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт. Ученые, анализируя проблемы преемственности поколений, рассматривают подрастающее поколение как «объект социализации» взрослых, а «проявления недовольства, социального протеста и т. д. рассматриваются как формы девиантного, отклоняющегося от нормы поведения». Ш. Айзенштадт подчеркивает, что, прежде чем достигнуть полного статуса взрослого, все дети должны быть социализированы. На них должны повлиять моральный код общества, в котором они растут, его общепринятые правила, они должны получить знания и навыки, необходимые для осуществления ими взрослых ролей.

Особенно значимой является концепция Дж. Квортруп, в которой утверждается, что дети принадлежат обществу не в банальном смысле простого пребывания в нем, «не как редуцированная форма материала, который необходимо обработать, и не как собственность общества или государства [6]. Детство, по мнению Дж. Квортруп, является частью общества в том смысле, что дети действительно принимают участие в организованных видах деятельности, а также составляют часть социальной структуры, во многом взаимодействующей с ее другими частями. Дж. Квортруп подчеркивает, что деятельность детей не только является творческой и взаимодействующей с деятельностью

взрослых, но вместе с тем она используется инструментально взрослым обществом. По мнению Дж. Квортруп, дети - не менее активная часть «большого» общества, и основные социальные события на них влияют не меньше, чем на других людей. Поэтому детство включено в общество: как верно то, что ребенок становится взрослым, верно и то, что детство существует как часть социальной структуры общества. Один из основных принципов данной концепции заключается в том, что детство и условия жизни детей определяются в основном одним и тем же влиянием экономики, политики и т. д., т. е. всего того, что создает структуру взрослой жизни. Макроизменения, происходящие на социальном уровне, связаны с влиянием на возможности и перспективы не только взрослого сообщества, но могут быть уместными и для объяснения основных параметров детства. Предполагается, что общественные изменения влияют на все группы населения, если только не принимаются особые меры по предотвращению этого влияния. Таким образом, в основе концепции Дж. Квортруп лежит объяснение феномена детства как важной части социальной структуры общества, включенной в систему социальных отношений, участвующей в организованных видах деятельности и взаимодействующей со взрослым сообществом.

Несмотря на наличие различных концепций в изучении детства, к настоящему времени единая концепция детства в социологическом поле еще не сложилась. Социологические исследования детства, как правило, носят узкий, частный характер. К сожалению, в белорусской социологии социология детства пока не оформилась как самостоятельная социологическая отрасль. Некоторые аспекты детства изучаются только в рамках других отраслей социологии. Ученые и исследователи, занимающиеся проблемами детей, единичны.

Современное состояние белорусского общества, изменяющаяся социальная структура, снижение численности детей в структуре общества, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп требуют повышенного внимания к положению детей, к особенностям процесса их социализации, к содержанию детства и направлениям его изменения. Возникает общественная потребность в получении новых знаний о детстве и детях, фундаментальных и теоретических наработках, эмпирических данных по проблеме детства и детей. Все это обуславливает необходимость развития социологии детства, выделения детства в качестве самостоятельного объекта социологического изучения.

Литература

1. Социология детства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://childsoc.ru/. - Дата доступа: 01.11.2011.

2. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Наука, 1988. - С. 40.

3. Эльконин, Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития / Б. Д. Эльконин. // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С. 7-13.

4. Davis, K. The Child and Social Structure / K. Davis // J. of Educational Sociol. - Vol. 14. - P. 217.

5. Garbarino, J. Can American Families Afford the Luxury of Children? / J. Garbarino // Child Welfare. - Vol. 65, N 2. - P. 120.

6. Qvortrup, J. Childhood as a social phenomenon // J. Qvortrup / Eur. Centre for Social Welfare Policy and Res. - Budapest; Viena, 1991.

O. N. ABRAZHEI CHILDHOOD AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL STUDY

Summary

Specific of sociological approach to childhood is examined in the article study. Analysis of main sociological theories and conceptions of childhood are analyzed.

Key words: sociology of childhood, the concept of childhood, the socialization of children.

nocmynuna 11.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.