Научная статья на тему 'Детское окказиональное слово как единица неологии'

Детское окказиональное слово как единица неологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1903
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / НЕОЛОГИЗМ / ОККАЗИОНАЛИЗМ / СЛОВОТВОРЧЕСТВО / СHILDREN'S SPEECH / NEOLOGISM / OCCASIONALISM / WORD CREATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кононова Юлия Николаевна

Рассматриваются особенности механизмов усвоения языка и словотворческих процессов в речи русских детей. Окказионализмы как часть словообразовательной системы показывают, на что способен язык при порождении новых слов, их изучение способствует выявлению тенденций словообразовательных процессов. Новообразования рассмотрены с одной стороны как особая закономерность в речевом развитии детей, и как наглядная иллюстрация путей и форм развития языка с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childrens occasional word as a unit of neology

Some peculiarities of mechanism of mastering a language and word creation processes in the speech of Russian children are presented in the article. Occasionalisms as a part of word-formation system show the possibilities of a language at producing new words; their study promotes revealing of tendencies of word-formation processes. Neologisms are considered on the one hand as special regularity in children's speech development, and as an evident illustration of ways and forms of development of a language on the other hand.

Текст научной работы на тему «Детское окказиональное слово как единица неологии»

УДК 81’36:81’267.3-053.2

ББК 81.2-211

К 64

Кононова Ю.Н.

Детское окказиональное слово как единица неологии

Аннотация:

Рассматриваются особенности механизмов усвоения языка и словотворческих процессов в речи русских детей. Окказионализмы как часть словообразовательной системы показывают, на что способен язык при порождении новых слов, их изучение способствует выявлению тенденций словообразовательных процессов. Новообразования рассмотрены - с одной стороны - как особая закономерность в речевом развитии детей, и как наглядная иллюстрация путей и форм развития языка - с другой.

Ключевые слова:

Детская речь, неологизм, окказионализм, словотворчество Kononova Yu.N.

Post-graduate student of the Department of Theory and Techniques of Professional Education of the Slavyansky-on-Kuban State Pedagogical Institute, e-mail: [email protected]

Children’s occasional word as a unit of neology

Summary:

Some peculiarities of mechanism of mastering a language and word creation processes in the speech of Russian children are presented in the article. Occasionalisms as a part of word-formation system show the possibilities of a language at producing new words; their study promotes revealing of tendencies of word-formation processes. Neologisms are considered - on the one hand -as special regularity in children's speech development, and as an evident illustration of ways and forms of development of a language - on the other hand.

Keywords:

Children's speech, neologism, occasionalism, word creation

В последние десятилетия наблюдается переориентация интересов исследователей-лингвистов с системы и структуры языка на человеческий, личностный фактор в нём: «язык

- это зеркало, показывающее не мир вообще, а мир в восприятии человека» [1: 259]. Данное исследование выполнено в русле активно разрабатываемого в современной лингвистике антропоцентрического подхода и посвящено изучению общих и специфических функциональных характеристик окказиональных единиц в речи ребенка. Как отмечает С.В. Мамаева, «детская речь - это та сквозная тема, которая смыкается с ведущей темой современной лингвистики - изучением языковой личности» [2: 10]. Значимыми особенностями детской речи являются «детерминизм форм языковых знаков; большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразительных слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, случайность обобщения при номинации» [3: 131].

Как объект специальных исследований детская речь подробно и с самых разных сторон рассматривается в фундаментальных работах Н.А. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, Н.И. Лепской, М.Л. Воейковой, В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин, Ю.П. Князева, Н.В. Гагариной, К.В. Гарганеевой, В.Б. Касевича, Е.С. Кубряковой, А.М. Шахнаровича и других ученых. Наблюдается большой интерес к проблемам изучения детских речевых инноваций таких исследователей, как К.И. Чуковский, Т.А. Гридина,

А.В. Захарова, М.И. Черемисина, М.Б. Елисеева, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.К. Ваганова и многих других. Авторскими коллективами под руководством В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин, Т. А. Мехович созданы словари детской речи.

Говоря о языковой личности, способной достаточно продуктивно порождать новые (окказиональные) слова, мы используем термин словотворчество, обозначающий создание, изобретение новых слов (от англ. «word creation»). Общепризнанно, что исследование индивидуального словообразования дает представление о словотворческих возможностях системы языка. Создание окказионализмов - это сознательное отклонение от нормы, которое выступает как образное средство, как средство показа какой-либо характеристики речевой, социальной, диалектной, профессиональной, возрастной и т. д. [4: 48]. С этой точки зрения, окказионализм может быть образован как по действующей словообразовательной модели, так и с ее нарушением. Окказиональное (слово, значение, словосочетание, звукосочетание, синтаксическое образование) - «не узуальное, не соответствующее общепринятому употреблению, характеризующееся индивидуальным вкусом, обусловленное специфическим контекстом употребления» [5: 7]. По мнению Н. А. Янко-Триницкой, окказионализмы - это слова, создаваемые в речи в определенной ситуации и с определенной задачей, но не претендующие стать принадлежностью языка [6: 463].

С точки зрения осознанного создания нового слова, окказионализмы делят на «авторские» и «не-авторские» (термины Р. Ю. Намитоковой [7]), куда условно можно отнести окказионализмы в спонтанной разговорной речи и в детской. Это разграничение позволит нам выявить общее и уникальное в механизмах словотворчества, выделить особенности порождения окказиональных слов ребенком как «первооткрывателем языка». Однако, по справедливому утверждению РЮ. Намитоковой, авторство новообразования не всегда может быть решено окончательно [7: 19]. Это иллюстрируют примеры совпадения непреднамеренного детского словотворчества и словотворчества, отраженного в художественных и публицистических текстах, приведенные В.К. Харченко в послесловии «Словаря детской речи»: глубокость (В. Белинский), светлота (Н. Лесков), тихость (Б. Шергин),упадать (К. Ушинский),утреть (А. Блок) и т. д. [8: 633-634].

Известный писатель, исследователь речи детей, К.И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества, природа которого неоднозначна. Т. А. Гридина указывает на две одновременно развивающиеся тенденции творческого отношения ребенка к языку:

1) осмысление и преобразование детьми существующих в языке слов (колотить -колотнуть; корова - коровёнок; послевчера);

2) создание собственных номинаций (например, создание слов-гибридов: жукашечка

- жук и букашечка; бугробы - высокие, большие, как бугры, сугробы) [9: 56].

Рассматривая детское словотворчество в связи с общим развитием речи ребенка, Т.Н. Ушакова делает вывод о том, что в основе его лежат стереотипы мышления: «подобные операции и процессы являются своего рода психологической универсалией, лежащей в основе усвоения и пользования языком» [10: 157]. Об этом также свидетельствует тот факт, что «контексты, окружающие шероховатое детское слово или детский окказионализм, содержат, как правило, много иных, правильных, уже по-взрослому употребленных слов»

[11: 9].

Кроме того, ребенок как «конструктор собственной языковой системы» (С.Н. Цейтлин) порой неожиданно «самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народами в течение веков» [12: 25]. Например, в XVI веке в русском языке было слово удобряться в значении «быть добрым», ср. детское высказывание из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»: Мама сердится, но быстро удобряется [13].

Итак, окказионализмы в речи детей характеризуются сочетанием таких контрастных признаков, как новаторство - стереотипность, творчество - шаблон, образец.

Отдельно следует отметить терминологическое многообразие именований слов,

принадлежащих собственно речи детей, в работах лингвистов: «детские речения»

(К.И. Чуковский [13]), «детские неологизмы» (Т.Н. Ушакова [10]), «неологизмы» (Н.И. Лепская [14]), «окказиональные слова» (Л.М. Гюльвердиева [15], УМ. Трофимова [16]), «детские слова» (В.К. Харченко [8]), «детские речевые инновации» (С.Н. Цейтлин [17]). Таким образом, в исследовательской области словообразования, касающейся речи детей, отсутствует термин - «знак специального понятия, рассчитанный на специальную сферу употребления» [18: 21], который бы чётко обозначил и отделил сферу детских инноваций от речевого словотворчества.

В связи с этим считаем необходимым ввести отдельную терминологическую единицу - онтонеологизм (неологизм, свойственный речи детей, детское окказиональное слово). Введение данного термина определяется необходимостью изучения словообразовательных механизмов окказиональных лексических единиц в детской речи, их смыслообразующих свойств в выказывании, обусловленных семиотическим статусом детского окказионального слова, особенностями его формальной и содержательной структуры.

К онтонеологизмам мы относим слова, созданные ребенком как с соблюдением действующих в языке механизмов (сахар - сахарница, соль - сольница; туженько - ласк. к «тугой»), так и с опорой на окказиональные словообразовательных модели (газироп, оборвак, вышлый), «народную этимологию» (всадник - человек, работающий в саду), расширение лексического значения слова (у меня на правой ноге ладошка чешется; пнуть головой).

Кроме того, онтонеологизм как единица языковой системы ребенка заключает в себе определенные характеристики-составляющие:

- возрастной показатель (куклодельница, бабыяговый, баюльный);

- экспрессивность (Ну какая же ты боюшка! - от глагола «бояться»);

- ситуативность (Мама, не надо кошечку брыськать!);

- ненормативность (слон - слониха, бык - бычиха);

- системная продуктивность (кривнуться, откуснуть, пивнуть, развязнуться, расплетнуться, ходнуть).

Несмотря на значительное количество работ, посвященных анализу окказиональных лексических единиц, роли прагматических факторов их порождения в речи, вопросы образования окказионального слова в детской речи, рассмотрения индивидуального словотворческого процесса в речи детей, являются недостаточно изученными. Словообразование - «творческий процесс, отражающий результаты как познавательной, так и собственно языковой деятельности человека» [14: 93]. Таким образом, языковое новаторство в речи ребенка свидетельствует о возможностях словообразовательной системы, вследствие чего исследование «детских слов» - онтонеологизмов - также служит задаче создания наиболее полной картины современного словообразования.

Примечания:

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000

2. Мамаева С.В. Речевой портрет школьника 5-7 классов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово: Изд-во КГУ, 2007. 21 с.

3. Шахнарович А.М. Детская речь // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Наука, 1990. С.108.

4. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М.: Высш. шк., 1976. 120 с.

5. Бабенко Н.Г. Окказиональное слово в художественном тексте. Структурносемантический анализ: учеб. пособие. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 1997. 86 с.

6. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке / РАН, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Индрик, 2001. 503 с.

7. Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1986. 156 с.

8. Харченко В.К. Словарь современного детского языка. М.: Астрель, 2005. 637 с.

9. Гридина Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи: учеб. пособие. М.: Наука: Флинта, 2006. 152 с.

10. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития: учеб. пособие. М.: PerSe, 2004.

256 с.

11. Харченко В.К. Словарь-тезаурус детской речи. Белгород: Изд-во Белгород. гос. унта, 2001. 216 с.

12. Гринев-Гриневич С.В. Основы антрополингвистики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 128 с.

13. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: КДУ, 2005. 400 с.

14. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М.: Знание, 1997.

221 с.

15. Гюльвердиева Л.М., Сакиев А.М. Окказиональные слова в речи дошкольников и младших школьников // Начальная школа. 2000. № 5. С. 82-87.

16. Трофимова УМ., Трофимова М. Окказиональные процессы в детской речи // Актуальные проблемы современного словообразования: материалы Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Л.А. Араевой. Кемерово: ИНТ, 2009. С. 341-343.

17. Цейтлин С.Н. Детские речевые инновации: опыт анализа // Исследования по языкознанию: к 70-летию чл.-кор. РАН А.В. Бондарко. СПб.: СПбГПУ, 2001. С. 329-336.

18. Даниленко В.П. Актуальные направления лингвистического исследования русской терминологии // Современные проблемы русской терминологии. М.: Наука, 1986. С. 5-23.

References:

1. Ter-Minasova S.G. Language and intercultural communication. М., 2000

2. Mamayeva S.V. Linguistic portrait of a schoolboy of the 5-7 forms: Dissertation abstract for Candidate of Philology degree. Kemerovo: KGU Publishing house, 2007. 21 pp.

3. Shakhnarovich A.M. Infantile speech // The Linguistic encyclopedic dictionary. М.: Nauka, 1990. P.108.

4. Lykov A.G. The modern Russian lexicology (Russian occasional word). М.: Vysshaya shkola, 1976. 120 pp.

5. Babenko N.G. An occasional word in the literary text. The structural and semantic analysis: manual. Kaliningrad: Kaliningr. State University Publishing house, 1997. 86 pp.

6. Yanko-Trinitskaya N.A. Word-formation in modern Russian / RAS, The institute of the Russian language of V.V. Vinogradov. М.: Indrik, 2001. 503 pp.

7. Namitokova R.Yu. Author's neologisms: word-formation aspect. Rostov-on-Don: RGU Publishing house, 1986. 156 pp.

8. Kharchenko VK. The dictionary of modern infantile language. М.: Astrel, 2005. 637 pp.

9. Gridina T.A. Ontolingvistics. Language in a mirror of infantile speech: manual. М.: Nauka: Flinta, 2006. 152 pp.

10. Ushakova T.N. Speech: sources and development principles: manual. М.: PerSe, 2004.

256 pp.

11. Kharchenko V.K. Dictionary-thesaurus of infantile speech. Belgorod: Belgorod State University Publishing house, 2001. 216 pp.

12. Grinev-Grinevich S.V. The fundamentals of anthropolinguistics: manual for students of higher schools. М.: Academia, 2008. 128 pp.

13. Chukovsky К.1 From two to five. М.: KDU, 2005. 400 pp.

14. Lepskaya N.I. The language of a child (Ontogenesis of speech communication). М.: Znanie, 1997. 221 pp.

15. Gyulverdieva L.M., Sakiev A.M. Occasional words in the speech of preschool children and junior schoolchildren // Nachalnaya shkola. №5. 2000. P. 82-87.

16. Trofimova U.M., Trofimova M. Occasional processes in infantile speech // The actual problems of modern word-formation: materials of International scient. conference / ed. by L.A.

Araeva. Kemerovo: INT, 2009. P. 341-343.

17. Tseitlin S.N. Infantile speech innovations: analysis experience // Researches on linguistics: on the 70 anniversary of the RAS member-correspondent A.V Bondarko. SPb.: SPbGPU, 2001. P. 329-336.

18. Danilenko V.P. Actual tendencies of linguistic research of Russian terminology // The modern problems of Russian terminology. M.: Nauka, 1986. P. 5-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.