Научная статья на тему 'Детское движение как феномен xx века'

Детское движение как феномен xx века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
562
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN'S MOVEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Радина Ксения Давыдовна

Выступление на научно-практической конференции Ассоциации исследователей детского движения «Повестка дня: участие детей в жизни школы, общества, государства» 25 апреля 2006 г. в Пялово Московской области, записанное участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детское движение как феномен xx века»

ЮВЕНОЛОГИЯ, СОЦИОКИНЕТИКА

Известному ученому, Почетному профессору Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, признанному руководителю уникальной научной школы, доктору педагогических наук Ксении Давыдовне Радиной исполнилось 95 лет. Костромичи давно и плодотворно сотрудничают с юбиляром в рамках Ассоциации исследователей детского движения и присоединяют свой голос к многочисленным поздравлениям и добрым пожеланиям в ее адрес.

УДК 325.78 Р 153

К.Д. РАДИНА

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА

Выступление на научно-практической конференции Ассоциации исследователей детского движения «Повестка дня: участие детей в жизни школы, общества, государства» 25 апреля 2006 г. в Пялово Московской области, записанное участниками.

Ключевые слова: детство, детское движение, деятельность, ценности, воспитание.

Главная особенность нашего сегодняшнего существования состоит в том, что мы вышли за пределы XX века и можем оценить его со стороны, взглянуть на него глазами людей, которые уже не включены в его пространство и не отягощены его проблемами.

Тенденции в развитии культуры, воспитания человека, знания в целом в XX веке можно оценить как прогрессивные и как регрессивные. На всех этапах XX века тенденции в развитии культуры воспитания, науки, человекознания были прогрессивными, несмотря на противоречия и сложности этого процесса.

XX век породил такой феномен науки и практики как детское движение. Оно развивалось постоянно, неуклонно отражая особенности своего времени, его социальные, идеологические, политические ценности. И в XX веке оно не находилось в противоречии с этими ценностями. Понимание и конкретизация этого тезиса важны для прогноза, для ответа на вопрос о том каким мы

предполагаем видеть детское движение в XXI веке. Для такого прогноза нужны соответствующие оценки.

Важно, что развитие детского движения в известной мере повторяло, отражало особенности развития человекознания вообще. В частности, развития таких наук как философия, социология, психология, педагогика. Детское движение как феномен XX века было включено в это пространство. Оно участвовало в развитии этих наук и обогащалось за счет этого участия. Детское движение имело сходные с этими науками ценности, но если в науках эти ценности реализовались в теории, то в детском движении они реализовались и в теории и в практике.

В развитии детского движения в XX веке можно выделить этапы, внутри которых наблюдались специфические особенности развития.

1-й этап - начало века, первые два десятилетия (от начала века и до 1920-х годов).

2-й этап -1920-е годы. Утверждение детского

К.Д. Радина, 2009

225

движения в практике и обозначение его противоречий. Начало тех противоречий, которые так ярко проявятся в последующие периоды.

3-й период-это 1930-1980-е годы. Это очень большой этап, но он характеризуется, как это ни странно, некоторыми общими чертами.

4-й этап - это 1990-е годы, до конца XX века и то, что мы имеем сегодня.

В развитии детского движения как феномена XX века для нас важно обозначить его основное содержание. Детское движение - это развитие, реализация двух линий, которые идут рядом, которые проявляют себя в противоречиях, связях, зависимостях и в постоянном взаимовлиянии.

1-я линия - это практика детского движения, его структуры, его развитие. И эта практика со всем богатством, что дает детское движение.

2-я линия - это теория детского движения. Это изучение, осмысление, содержание науки о детском движении.

XX век породил феномен детского движения в этих двух его ипостасях. Почему? Потому что XX век с самого его начала отличался особым поворотом, которого не было в истории до этого времени - поворотом к проблемам детства. Всегда было воспитание, образование, обучение, но такой поворот к проблемам детства, жизни, к особенностям детского развития обозначился только в самом начале XX века. Человекознание, как бы, повернулось к проблемам детства. Но к проблемам детства повернулась и практика, в том числе на самых высоких уровнях.

Развитие старых и появление новых наук с начала века с огромной силой обозначает нам выходы на проблемы детства, чего не было никогда. И эти проблемы развиваются достаточно противоречиво и сложно.

Что происходит в детском движении как феномене XX века с самого начала и в каждый последующий его период? Проявляется своя система ценностей детского движения. Эти ценности заключаются в ценности организации деятельности, во всем том, что выходит на организацию деятельности, с ее содержанием, с ее организационными и прочими структурами. Это одна ценность детского движения - деятельность, как бы мы ее по-другому не называли. Вторая ценность - это ценность детства. И вот эти две ценности детского движения находились и находятся в постоянном соприкосновении. В постоянном соотношении и постоянных противоречиях. В

разные периоды детского движения - соотношение взаимовлияния этих двух ценностей было очень сложным и неоднозначным. С позиций влияния, развития, соотношения, переплетения этих ценностей я рассматриваю проблему детского движения как феномен XX века.

Итак, почему детское движение возникло в XX веке, а не раньше или позже. На его начало повлияли процессы, которые происходили в общественном сознании и которые отразились в науке. Они обозначались даже на правительственном уровне. Обозначились как поворот общества к ценностям детства. С особой силой этот поворот обозначился в человекознании и в жизни. Но в человекознании с особой силой как никогда. В этот период возникает наука о детстве - педология. Далее развивается экспериментальная педагогика. В этот период, как пишет М.В.Богуславский, возникает огромное количество оригинальных опытных учреждений. Разрабатываются идеи свободного воспитания. Они развивались и раньше у Ж.Ж.Руссо и Л.Н.Толстого, но теперь выходят на организацию практики свободного воспитания, чего не было у Ж.Ж.Руссо.

В этом пространстве возникает первая структура детского движения. Мы все прекрасно знаем историю и ценности скаутского движения. Идеи скаутизма рассматриваются советской педагогикой. В своих статьях Н.К. Крупская обращает внимание на то, что скаутизм определил особую систему работы с детьми. Она анализирует эту систему. Скаутизм это великолепный выход на проблемы детства в их практическом и теоретическом решении. Детское движение возникло именно потому, что оно вписывалось в общее пространство развития человекознания, в общее пространство ценностей начала XX века.

1920-е годы - это очень важный период в развитии детского движения. В нем обозначились главные ценности: деятельность и ребенок. Между ними началось противодействие. Проблема ценности детства понемногу отодвигались на второй план, и все больше обозначается идеологическая направленность деятельности. Сохранение идеологических направленностей определит вектор развития детского движения в последующие годы.

Все мы знаем, какое значение для пионерской организации имела ее идеологическая направленность. Процесс противоречий между деятельностью и детством достиг своего апогея в последу-

Детское движение как феномен XX века

ющий период и проявлялся в течение многих десятилетий. Процессы, происходящие в детском движении логичны для советского государства. Главной ценностью детского движения становится оснащенность деятельности идеологическими нормами. Развивается официальная наука о детском движении, которая разрабатывает содержание или идеологическую оснащенность деятельности. Нельзя было говорить, что не каждый ребенок способен воспринимать идеологические идеи. Это прошло красной нитью через все развитие детского движения и отразилось в его теории и практике. То, как воспринимают дети содержание, организацию, направленность и прочие атрибуты деятельности, как воспринимают себя - все больше отодвигаются на второй план. В этом «горьком» пространстве официальной науки, которое затаптывает проблемы детства, все больше проявляет себя подлинная наука о детском движении. Многие ученые вносят в развитие этой науки большой вклад. Неоценимой остается работа пионерского и комсомольского сектора и тех ученых, которые разрабатывали подлинную науку о детстве как науку о приобретениях детства в процессе общественной жизни. И не только о том, что мы должны делать, а о том, что мы при этом получаем в плане воспитательных достижений.

Очень большое значение в развитии официального направления науки о детстве приобретает обобщение опыта. Причем обобщение опыта всегда происходит только как обобщение положительного опыта. При этом подразумевалось, что детское общественное объединение потому и действует только положительно, что оно является припартийным и пригосударственным. Поэтому его воспитательное влияние только положительное. Это время породило специфическую категорию воспитанников детского движения, которые прекрасно ориентированы в содержании и формах пионерской деятельности и были глубоко равнодушны к ее сущности. Я наблюдала таких ребят в городском штабе при Дворце пионеров в Ленинграде. Я хорошо знала их и дружила с ними. Был один случай, который убедил меня в том, что это особенная категория воспитанников пионерской организации. Мы поехали на открытие памятника Тане Савичевой. В дороге ребята обсуждали события, которые происходили на открытии. Они гордились тем, как они выступили, как хорошо все исполнили. Но они

были очень далеки от важных событий, которые они сопровождали. А открытие памятника — это очень важное событие. Других ребят я наблюдала в Артеке, они тоже были представителями городских штабов пионерской организации. Огромное значение они уделяли тому, что они делают, как они делают.

Это время породило слияние деятельности пионерской организации и школы. Я видела к чему это привело: активное, обязательное участие классного руководителя в деятельности пионерской организации. Пионерская организация полностью утрачивала свою специфику. Сейчас мы уже не допустим такой ошибки как привлечение классного руководителя к пионерской деятельности. Именно потому, что классный руководитель, учитель, не может выступать в роли вожатого - это разные позиции. Человек выступает в одной ведущей для себя позиции: либо это классный руководитель, либо это вожатый. Психологически неправильно было передавать эти функции в руки классного руководителя и учителя школы, хотя и среди учителей есть люди, которые умеют работать с пионерами, с детскими общественными объединениями.

Итак, мы отмечаем две линии в развитии детского движения:

- деятельность, ее сущность, ее направленность, ее результаты;

- развитие детства.

С самого начала 1920-х годов мы наблюдаем проявление противоречия этих линий. Так как организация деятельности была рассчитана на стопроцентный результат, не вставал вопрос о том, что не все дети включаются в деятельность. Развивалась даже теория в этом плане, развивались выходы на то как, а не на то, что мы получим в воспитательном плане. Мы видим, как набирает силу подлинная наука о детском движении, в которой проблемы деятельности, идеологии и содержания отодвигаются на второй план. На первый план выдвигаются проблемы детства: что ребенок имеет в результате, каждый ли ребенок получает что-то от этой деятельности. И влияние подчеркивалось разное, и даже разнонаправленное по отношению к разным детям и о стопроцентном влиянии подлинная наука никогда не говорила. Подлинная наука о детском движении означала именно этот отход, хотя нельзя от этого отойти полностью. Отход от содержания, организации, целей, направленности к проблемам дет-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

227

ства как главной ценности детского движения. Если просмотреть все развитие подлинной науки, то этот план будет виден: что получает ребенок от своего участия в деятельности, и каждый ли получает то, что хотелось бы? Всегда подчеркивалось, что не все и не каждый.

Новый этап в развитии детского движения -это этап на кончике века, ликвидация массовой государственной припартийной детской организации. Это новый этап в развитии детского движения.

Его значение для государства, для общества, для личности.

Ранее говорилось, что ликвидация массовой пионерской организации была проведена какими-то злыми силами. Не было никаких злых сил. Это был объективный и обязательный процесс развития нашего общества, потому что он связан с перестройкой государства. И главное - утерей роли партии, как государственного аппарата. Таким образом, пионерская организация ликвидировалась как припартийная государственная организация. В этот период освободились какие-то силы, появились новые возможности. Эти возможности проявились в блестящей разработке проблем детского движения, в создании науки о детском движении и в деятельности Ассоциации исследователей детского движения. Детское движение в этих условиях развивается как приобщение какой-то части детского населения к активному участию улучшения окружающей жизни.

Какая часть детского населения охвачена детскими общественными движениями? На разных симпозиумах и в разных источниках написано, что к детским общественным объединениям приобщено до 60-70%. Другие авторитетные источники называют цифру 2-3%. Значит, мы до сих пор не понимаем что такое приобщение к детской общественной организации. Такая разница-это не простое несовпадение. Я считаю, что вторая цифра более близка к реальности. В этом заключается закономерность современного этапа общественного развития. Детское движение при этом сохраняет свою значимость. На это откликается детское сообщество. Значимость этого детского общественного движения заключается в

том, что она объединяет лучшую часть детского сообщества. И лучшие взрослые могут выступать как руководители этого движения. Я считаю, что в современных условиях в XXI веке попытка сделать детское движение массовым обречена на провал. Детское движение массовым в ближайшем будущем не будет. Оно не будет и государственным тоже. Современное государство не способно внедрить в сознание людей определенную идеологию. Оно не способно и не должно внедрять в сознание детей определенную идеологию. Поэтому приобщение государства к идеологическому влиянию в современных условиях очень проблематично. Эта идеология внедряется общественным мнением, общественными организациями, она вырастает снизу. Детское движение может развиваться из общественного развития, как феномен общественного развития и внедрять в себя идеалы и ценности наиболее нравственновоспитанной части общества.

Мы имеем возможность делать прогноз.

Первое прогностическое наблюдение: детское движение не будет государственным в обозримом будущем.

Второе прогностическое наблюдение: детское движение не будет массовым. Детское движение

- это удел очень небольшой части детского населения, но оно есть и будет значимым, так как оно объединяет лучшую часть детского сообщества, тех детей, которые прониклись общественными идеалами и стремлениями. Эта пронизанность приходит в противоречие с ценностями обыденной жизни. Нужно пойти на то, чтобы встать на эту позицию и взять идеалы, не принятые большинством.

Я считаю, что особенность будущего детского движения будет находиться в противоречии с господствующими в обыденном сознании ценностями жизни и утверждать новые положительные ценности в борьбе и преодолении. Детское движение в будущем развитии обречено на борьбу и на преодоление противоречий, но в этом логика его развития, которая следует из его развития в XX веке и определяет его будущее развитие в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.