ЮВЕНОЛОГИЯ, СОЦИОКИНЕТИКА
Известному ученому, Почетному профессору Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, признанному руководителю уникальной научной школы, доктору педагогических наук Ксении Давыдовне Радиной исполнилось 95 лет. Костромичи давно и плодотворно сотрудничают с юбиляром в рамках Ассоциации исследователей детского движения и присоединяют свой голос к многочисленным поздравлениям и добрым пожеланиям в ее адрес.
УДК 325.78 Р 153
К.Д. РАДИНА
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА
Выступление на научно-практической конференции Ассоциации исследователей детского движения «Повестка дня: участие детей в жизни школы, общества, государства» 25 апреля 2006 г. в Пялово Московской области, записанное участниками.
Ключевые слова: детство, детское движение, деятельность, ценности, воспитание.
Главная особенность нашего сегодняшнего существования состоит в том, что мы вышли за пределы XX века и можем оценить его со стороны, взглянуть на него глазами людей, которые уже не включены в его пространство и не отягощены его проблемами.
Тенденции в развитии культуры, воспитания человека, знания в целом в XX веке можно оценить как прогрессивные и как регрессивные. На всех этапах XX века тенденции в развитии культуры воспитания, науки, человекознания были прогрессивными, несмотря на противоречия и сложности этого процесса.
XX век породил такой феномен науки и практики как детское движение. Оно развивалось постоянно, неуклонно отражая особенности своего времени, его социальные, идеологические, политические ценности. И в XX веке оно не находилось в противоречии с этими ценностями. Понимание и конкретизация этого тезиса важны для прогноза, для ответа на вопрос о том каким мы
предполагаем видеть детское движение в XXI веке. Для такого прогноза нужны соответствующие оценки.
Важно, что развитие детского движения в известной мере повторяло, отражало особенности развития человекознания вообще. В частности, развития таких наук как философия, социология, психология, педагогика. Детское движение как феномен XX века было включено в это пространство. Оно участвовало в развитии этих наук и обогащалось за счет этого участия. Детское движение имело сходные с этими науками ценности, но если в науках эти ценности реализовались в теории, то в детском движении они реализовались и в теории и в практике.
В развитии детского движения в XX веке можно выделить этапы, внутри которых наблюдались специфические особенности развития.
1-й этап - начало века, первые два десятилетия (от начала века и до 1920-х годов).
2-й этап -1920-е годы. Утверждение детского
К.Д. Радина, 2009
225
движения в практике и обозначение его противоречий. Начало тех противоречий, которые так ярко проявятся в последующие периоды.
3-й период-это 1930-1980-е годы. Это очень большой этап, но он характеризуется, как это ни странно, некоторыми общими чертами.
4-й этап - это 1990-е годы, до конца XX века и то, что мы имеем сегодня.
В развитии детского движения как феномена XX века для нас важно обозначить его основное содержание. Детское движение - это развитие, реализация двух линий, которые идут рядом, которые проявляют себя в противоречиях, связях, зависимостях и в постоянном взаимовлиянии.
1-я линия - это практика детского движения, его структуры, его развитие. И эта практика со всем богатством, что дает детское движение.
2-я линия - это теория детского движения. Это изучение, осмысление, содержание науки о детском движении.
XX век породил феномен детского движения в этих двух его ипостасях. Почему? Потому что XX век с самого его начала отличался особым поворотом, которого не было в истории до этого времени - поворотом к проблемам детства. Всегда было воспитание, образование, обучение, но такой поворот к проблемам детства, жизни, к особенностям детского развития обозначился только в самом начале XX века. Человекознание, как бы, повернулось к проблемам детства. Но к проблемам детства повернулась и практика, в том числе на самых высоких уровнях.
Развитие старых и появление новых наук с начала века с огромной силой обозначает нам выходы на проблемы детства, чего не было никогда. И эти проблемы развиваются достаточно противоречиво и сложно.
Что происходит в детском движении как феномене XX века с самого начала и в каждый последующий его период? Проявляется своя система ценностей детского движения. Эти ценности заключаются в ценности организации деятельности, во всем том, что выходит на организацию деятельности, с ее содержанием, с ее организационными и прочими структурами. Это одна ценность детского движения - деятельность, как бы мы ее по-другому не называли. Вторая ценность - это ценность детства. И вот эти две ценности детского движения находились и находятся в постоянном соприкосновении. В постоянном соотношении и постоянных противоречиях. В
разные периоды детского движения - соотношение взаимовлияния этих двух ценностей было очень сложным и неоднозначным. С позиций влияния, развития, соотношения, переплетения этих ценностей я рассматриваю проблему детского движения как феномен XX века.
Итак, почему детское движение возникло в XX веке, а не раньше или позже. На его начало повлияли процессы, которые происходили в общественном сознании и которые отразились в науке. Они обозначались даже на правительственном уровне. Обозначились как поворот общества к ценностям детства. С особой силой этот поворот обозначился в человекознании и в жизни. Но в человекознании с особой силой как никогда. В этот период возникает наука о детстве - педология. Далее развивается экспериментальная педагогика. В этот период, как пишет М.В.Богуславский, возникает огромное количество оригинальных опытных учреждений. Разрабатываются идеи свободного воспитания. Они развивались и раньше у Ж.Ж.Руссо и Л.Н.Толстого, но теперь выходят на организацию практики свободного воспитания, чего не было у Ж.Ж.Руссо.
В этом пространстве возникает первая структура детского движения. Мы все прекрасно знаем историю и ценности скаутского движения. Идеи скаутизма рассматриваются советской педагогикой. В своих статьях Н.К. Крупская обращает внимание на то, что скаутизм определил особую систему работы с детьми. Она анализирует эту систему. Скаутизм это великолепный выход на проблемы детства в их практическом и теоретическом решении. Детское движение возникло именно потому, что оно вписывалось в общее пространство развития человекознания, в общее пространство ценностей начала XX века.
1920-е годы - это очень важный период в развитии детского движения. В нем обозначились главные ценности: деятельность и ребенок. Между ними началось противодействие. Проблема ценности детства понемногу отодвигались на второй план, и все больше обозначается идеологическая направленность деятельности. Сохранение идеологических направленностей определит вектор развития детского движения в последующие годы.
Все мы знаем, какое значение для пионерской организации имела ее идеологическая направленность. Процесс противоречий между деятельностью и детством достиг своего апогея в последу-
Детское движение как феномен XX века
ющий период и проявлялся в течение многих десятилетий. Процессы, происходящие в детском движении логичны для советского государства. Главной ценностью детского движения становится оснащенность деятельности идеологическими нормами. Развивается официальная наука о детском движении, которая разрабатывает содержание или идеологическую оснащенность деятельности. Нельзя было говорить, что не каждый ребенок способен воспринимать идеологические идеи. Это прошло красной нитью через все развитие детского движения и отразилось в его теории и практике. То, как воспринимают дети содержание, организацию, направленность и прочие атрибуты деятельности, как воспринимают себя - все больше отодвигаются на второй план. В этом «горьком» пространстве официальной науки, которое затаптывает проблемы детства, все больше проявляет себя подлинная наука о детском движении. Многие ученые вносят в развитие этой науки большой вклад. Неоценимой остается работа пионерского и комсомольского сектора и тех ученых, которые разрабатывали подлинную науку о детстве как науку о приобретениях детства в процессе общественной жизни. И не только о том, что мы должны делать, а о том, что мы при этом получаем в плане воспитательных достижений.
Очень большое значение в развитии официального направления науки о детстве приобретает обобщение опыта. Причем обобщение опыта всегда происходит только как обобщение положительного опыта. При этом подразумевалось, что детское общественное объединение потому и действует только положительно, что оно является припартийным и пригосударственным. Поэтому его воспитательное влияние только положительное. Это время породило специфическую категорию воспитанников детского движения, которые прекрасно ориентированы в содержании и формах пионерской деятельности и были глубоко равнодушны к ее сущности. Я наблюдала таких ребят в городском штабе при Дворце пионеров в Ленинграде. Я хорошо знала их и дружила с ними. Был один случай, который убедил меня в том, что это особенная категория воспитанников пионерской организации. Мы поехали на открытие памятника Тане Савичевой. В дороге ребята обсуждали события, которые происходили на открытии. Они гордились тем, как они выступили, как хорошо все исполнили. Но они
были очень далеки от важных событий, которые они сопровождали. А открытие памятника — это очень важное событие. Других ребят я наблюдала в Артеке, они тоже были представителями городских штабов пионерской организации. Огромное значение они уделяли тому, что они делают, как они делают.
Это время породило слияние деятельности пионерской организации и школы. Я видела к чему это привело: активное, обязательное участие классного руководителя в деятельности пионерской организации. Пионерская организация полностью утрачивала свою специфику. Сейчас мы уже не допустим такой ошибки как привлечение классного руководителя к пионерской деятельности. Именно потому, что классный руководитель, учитель, не может выступать в роли вожатого - это разные позиции. Человек выступает в одной ведущей для себя позиции: либо это классный руководитель, либо это вожатый. Психологически неправильно было передавать эти функции в руки классного руководителя и учителя школы, хотя и среди учителей есть люди, которые умеют работать с пионерами, с детскими общественными объединениями.
Итак, мы отмечаем две линии в развитии детского движения:
- деятельность, ее сущность, ее направленность, ее результаты;
- развитие детства.
С самого начала 1920-х годов мы наблюдаем проявление противоречия этих линий. Так как организация деятельности была рассчитана на стопроцентный результат, не вставал вопрос о том, что не все дети включаются в деятельность. Развивалась даже теория в этом плане, развивались выходы на то как, а не на то, что мы получим в воспитательном плане. Мы видим, как набирает силу подлинная наука о детском движении, в которой проблемы деятельности, идеологии и содержания отодвигаются на второй план. На первый план выдвигаются проблемы детства: что ребенок имеет в результате, каждый ли ребенок получает что-то от этой деятельности. И влияние подчеркивалось разное, и даже разнонаправленное по отношению к разным детям и о стопроцентном влиянии подлинная наука никогда не говорила. Подлинная наука о детском движении означала именно этот отход, хотя нельзя от этого отойти полностью. Отход от содержания, организации, целей, направленности к проблемам дет-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009
227
ства как главной ценности детского движения. Если просмотреть все развитие подлинной науки, то этот план будет виден: что получает ребенок от своего участия в деятельности, и каждый ли получает то, что хотелось бы? Всегда подчеркивалось, что не все и не каждый.
Новый этап в развитии детского движения -это этап на кончике века, ликвидация массовой государственной припартийной детской организации. Это новый этап в развитии детского движения.
Его значение для государства, для общества, для личности.
Ранее говорилось, что ликвидация массовой пионерской организации была проведена какими-то злыми силами. Не было никаких злых сил. Это был объективный и обязательный процесс развития нашего общества, потому что он связан с перестройкой государства. И главное - утерей роли партии, как государственного аппарата. Таким образом, пионерская организация ликвидировалась как припартийная государственная организация. В этот период освободились какие-то силы, появились новые возможности. Эти возможности проявились в блестящей разработке проблем детского движения, в создании науки о детском движении и в деятельности Ассоциации исследователей детского движения. Детское движение в этих условиях развивается как приобщение какой-то части детского населения к активному участию улучшения окружающей жизни.
Какая часть детского населения охвачена детскими общественными движениями? На разных симпозиумах и в разных источниках написано, что к детским общественным объединениям приобщено до 60-70%. Другие авторитетные источники называют цифру 2-3%. Значит, мы до сих пор не понимаем что такое приобщение к детской общественной организации. Такая разница-это не простое несовпадение. Я считаю, что вторая цифра более близка к реальности. В этом заключается закономерность современного этапа общественного развития. Детское движение при этом сохраняет свою значимость. На это откликается детское сообщество. Значимость этого детского общественного движения заключается в
том, что она объединяет лучшую часть детского сообщества. И лучшие взрослые могут выступать как руководители этого движения. Я считаю, что в современных условиях в XXI веке попытка сделать детское движение массовым обречена на провал. Детское движение массовым в ближайшем будущем не будет. Оно не будет и государственным тоже. Современное государство не способно внедрить в сознание людей определенную идеологию. Оно не способно и не должно внедрять в сознание детей определенную идеологию. Поэтому приобщение государства к идеологическому влиянию в современных условиях очень проблематично. Эта идеология внедряется общественным мнением, общественными организациями, она вырастает снизу. Детское движение может развиваться из общественного развития, как феномен общественного развития и внедрять в себя идеалы и ценности наиболее нравственновоспитанной части общества.
Мы имеем возможность делать прогноз.
Первое прогностическое наблюдение: детское движение не будет государственным в обозримом будущем.
Второе прогностическое наблюдение: детское движение не будет массовым. Детское движение
- это удел очень небольшой части детского населения, но оно есть и будет значимым, так как оно объединяет лучшую часть детского сообщества, тех детей, которые прониклись общественными идеалами и стремлениями. Эта пронизанность приходит в противоречие с ценностями обыденной жизни. Нужно пойти на то, чтобы встать на эту позицию и взять идеалы, не принятые большинством.
Я считаю, что особенность будущего детского движения будет находиться в противоречии с господствующими в обыденном сознании ценностями жизни и утверждать новые положительные ценности в борьбе и преодолении. Детское движение в будущем развитии обречено на борьбу и на преодоление противоречий, но в этом логика его развития, которая следует из его развития в XX веке и определяет его будущее развитие в XXI веке.