Научная статья на тему 'Детское чтение в современной России: понятие, структура и практики'

Детское чтение в современной России: понятие, структура и практики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
2501
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / CHILDREN'S READING / ПРАКТИКИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ / CHILDREN''S READING PRACTICE / СОЦИОЛОГИЯ ДЕТСТВА / SOCIOLOGY OF CHILDHOOD / РАННЯЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EARLY SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колосова Елена Андреевна

В статье рассматривается понятие детского чтения, его проявление в современном российском обществе. Приводится авторское видение структуры детского чтения и существующих традиционных и новых читательских практик детей младшего школьного и дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's reading in modern Russia: concept, structure and practices

The article discusses the concept of children's reading, its manifestation in contemporary Russian society. The author's vision of structure of children's reading and traditional and new reading practices of primary school and preschool ages are provided.

Текст научной работы на тему «Детское чтение в современной России: понятие, структура и практики»

Е.А. Колосова

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРАКТИКИ

В статье рассматривается понятие детского чтения, его проявление в современном российском обществе. Приводится авторское видение структуры детского чтения и существующих традиционных и новых читательских практик детей младшего школьного и дошкольного возраста.

Ключевые слова: детское чтение, практики детского чтения, социология детства, ранняя социализация.

Культурная ценность детского чтения задается, поддерживается и транслируется функционированием таких общественных институтов, как школа, библиотека, СМИ, выступающими, в свою очередь, агентами социализации с использованием таких вспомогательных средств, как учебники, развивающая литература и информационные источники любого другого вида.

Детское чтение как социализационный механизм - понятие, которое относится прежде всего к детям доподросткового возраста (от 0 до 11 лет), поскольку этот вид деятельности, в том числе и досуговой, имеет наибольший эффект в раннем возрасте в процессе первичной социализации, тогда как на более старших возрастных этапах доминируют иные формы деятельности1.

Проводниками детского чтения являются вербально-визуаль-ные артефакты: книги, специально изданные для детей; произведения, отобранные взрослыми для детского чтения. Структура детского чтения может быть представлена по сферам его применения: воспитательное чтение в семье, образовательное в школе и самообразовательное.

Интерес к книге у ребенка появляется уже в раннем дошкольном возрасте, психологические и педагогические исследования с детьми подтверждают, что чем раньше такой интерес появляется, тем своеобразнее, оригинальнее в ребенке вырастает читатель и,

© Колосова Е.А., 2014

как следствие, человек с высоким интеллектуальным потенциалом. Современные мамы, в свою очередь, активно занимающиеся воспитанием детей дошкольного возраста, приобщают детей к чтению с самых ранних лет (от нескольких месяцев до года), используя как традиционные книги, так и нововведения (книги на плотной основе, музыкальные, игровые).

Образование осуществляется преимущественно в школе и предполагает передачу определенных знаний, навыков, умений и реализуется как посредством учебников, пособий, так и через широкий круг публикаций просветительского и научно-популярного характера. В школе формирование личности происходит в ходе обучения по обязательной программе с использованием литературы для соответствующего класса. Научно-популярная литература для детей, являющаяся разновидностью научно-познавательной, дополняет учебную2. Основной целью научно-познавательной литературы является пробуждение познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и т. п.

В самообразовательном процессе все большую роль приобретают специальная литература и специализированная периодика, развивающая литература, детские энциклопедии и пр. Самостоятельная, активная и творческая работа с книгой является необходимым звеном процесса развития личности. Самостоятельное обращение ребенка к чтению начинается, как правило, с позднего дошкольного возраста (6-7 лет), исходя из личного интереса, проявляющегося через посещение публичных библиотек, кружков, обсуждение прочитанного со сверстниками и т. п.

Структура детского чтения тесным образом связана с читательскими практиками современных детей.

Основной вклад в развитие теории практик внесли П. Бурдье, Э. Гидденс, Л. Витгенштейн, Г. Гарфинкель, И. Гофман. В отечественной социологии эта проблематика представлена в работах В.В. Волкова, О.В. Хархордина, Н.Н. Козловой, Т.И. Заславской и других.

Читательские практики - это, по нашему мнению, принятые в культуре (традиционные/новые) способы и навыки обращения с книгами, иными печатными и электронными артефактами3. Читательские практики следует типологизировать по двум основаниям:

- по способам чтения (традиционные, новые);

- по степени автономности (управляемые/канализированные, самостоятельные/свободные).

Традиционные читательские практики подразумевают обращение в первую очередь к печатным источникам, традиционные

мотивы к чтению: обращение к соответствующим возрасту жанрам чтения, месту чтения (дом, школа, библиотека).

Обращение к новым типам литературы, появление иных мотивов к чтению, чем раньше, появление новых форм подачи информации для детей раннего дошкольного возраста - все это следует относить к новым практикам чтения, которые в современном обществе тесным образом связаны и с появлением новых технологий.

Автономность читательских практик является существенным свойством данного явления в современном обществе. Управляемые или, другими словами, канализированные практики чтения со стороны учителей, родителей, других руководителей детского чтения занимают определенное место в структуре чтения подрастающего поколения, в его образовательном и воспитательном направлениях. Управляемые практики осуществляются в первую очередь в рамках системы образования, а также в работе такого важного учреждения культуры, как библиотека.

Свободные практики детского чтения тесным образом связаны с процессом самообразования, сегодня так популярного у подрастающего поколения. Наблюдается самостоятельное обращение ребенка к тому или иному жанру литературы, выбор книг по определенной тематике, интересной ему «здесь и сейчас», активное использование интернет-коммуникаций, посещение сайтов, общение в блогах, на форумах, взаимодействия в рамках различных сообществ, связанных в той или иной степени с чтением, и т. д.

Практики чтения детей дошкольного возраста формируют к младшему школьному возрасту навык чтения, и в этом возрасте мы видим следующую картину по выбору отдельных типов литературы. Помимо учебной литературы младшие школьники чаще всего читают книги (62%), на втором месте - журналы (49%) и на третьем - энциклопедии (30%). Меньше 5% регулярно обращаются к другим видам текстов на различных носителях (газеты, комиксы, реклама, аудиокниги, тексты в Интернете)4.

Обратимся к данным о том, как часто и сколько книг читают современные российские младшие школьники. Больше половины младших школьников (60%) в среднем читают от одной до трех книг в месяц, а около трети (36%) успевают прочесть более трех книг за месяц, что для данного возраста достаточно много. Таких же детей, которые помимо учебной литературы вообще не читают никаких книг или другие источники информации, сегодня 4%5. Частота обращения младших школьников к чтению книг свидетельствует о том, что современные дети читают достаточно актив-

но для своего возраста, но остается открытым вопрос, какие книги читает подрастающее поколение.

Наибольшей популярностью у учащихся начальной школы пользуются книги о природе и животных (40%), приключения (30%), фантастика (20%), рассказы о путешествиях (20%), что отвечает традиционным интересам детей в младшем школьном возрасте. Четверть младших школьников обнаружили увлечение комиксами.

Треть детей в поиске интересующей книги в первую очередь обращаются в собственную домашнюю библиотеку, а 40% предпочитают брать книги в городской библиотеке (районной, областной, государственной). Именно библиотеки как источник получения качественной классической и современной литературы пользуются наибольшим спросом у данной возрастной группы. Таким образом, традиционные практики детского чтения остаются в числе популярных в дошкольном и младшем школьном возрасте, несмотря на активные процессы глобализации и информатизации.

Новый тип читательских практик - это электронное чтение (с экрана стационарного или переносного компьютера, другой современной техники). Чтение в Интернете онлайн и текстов, скачанных из Сети, становится все более популярно у младших школьников, они периодически просматривают сайты библиотек, книжных издательств, общаются на форумах и в блогах на тему книг.

Более половины младших школьников пользуются домашним Интернетом. Из тех, кто пользуется Интернетом, 33% нашли информацию о книгах в Сети, просматривают сайты детских библиотек 15% младших школьников, сайты книжных издательств посещают 5% детей, общаются на форумах, в блогах 2% учеников начальных классов. Дети указывали сайты библиотек областного масштаба, в которых на сегодняшний день хорошо налажена деятельность в Интернете, указывались сайты издательств «Стрекоза», «Самовар», «Самокат» и некоторых других6.

Что касается непосредственно чтения электронных текстов младшими школьниками, мы располагаем такими данными: 20% младших школьников читают книги из Интернета (11% читают книги непосредственно с экрана стационарного компьютера, 6% -распечатывают текст из Интернета на бумагу, букридеры используют 3% учащихся начальной школы)7. Младшие школьники постепенно переходят в электронное пространство, которое охватывает основные сферы жизнедеятельности всего общества.

Половина младших школьников воспроизводят читательские практики, канализируемые со стороны родителей, выбирая книги

по их совету, и по прочтении произведений обсуждают с родителями сюжет, главных героев и т. д. Чуть меньше половины младших школьников выбирали книги, которые рекомендовали им родители, читавшие их в своем детстве.

Треть младших школьников поддерживают управляемые практики, канализируемые со стороны учителей, признающих важность и необходимость процесса детского чтения. Такие практики, безусловно, полезны для понимания текстов и для последующей работы с ними. Сюда относится и ведение записей по прочитанному: 25% младших школьников делают это по просьбе учителей, читая в каникулы книги по школьной программе (30%), следуя советам учителей при выборе книг (12%).

Практики, управляемые со стороны библиотекарей - чтение по совету библиотекаря, обсуждение с ними своих интересов и предпочтений, любимых книг и пр., - пользуются популярностью у 15% младших школьников.

Таким образом, воспроизводство управляемых практик поддерживается различными социальными институтами (семья, школа, библиотека), что не дает этим практикам потерять свою актуальность даже при некотором их ослаблении в отдельных сферах.

Чтение книг в детской среде остается скорее женским занятием, так же как и во взрослом обществе. Мальчики читают меньше книг в месяц, чем девочки (среди мальчиков больше тех, кто читает меньше одной книги в месяц), и в два раза реже читают на каникулах. Девочки младшего школьного возраста больше включены в процесс воспроизводства управляемых практик, тогда как мальчики проявляют большую активность в осуществлении свободных практик детского чтения.

Мальчики больше предпочитают самообразовательное чтение, выбирая книги не по школьной программе. Девочки больше включены в процесс воспроизводства образовательных практик: это и чтение книг по школьной программе, и обсуждение книг с преподавателями, и следование советам учителей.

Новые практики детского чтения в образовании пользуются большей популярностью среди читающих девочек, мальчики же больше ориентированы на новые досуговые практики. Девочки в большей степени используют Интернет и электронные средства для чтения и образования, тогда как мальчики предпочитают развлекательные сайты.

В современном обществе наблюдается непротиворечивое развитие читательских практик: налицо совмещение традиций и новаторства. При этом следует особо отметить ценность чтения в

младшем школьном возрасте и некоторое падение его престижа в подростковом. Изменяющаяся социальная среда неизбежно ведет к изменению факторов, влияющих на чтение, но если вовремя улавливать эти изменения и направлять их в позитивное русло, тотального отказа от печатной продукции, как и от чтения, не будет. Интернет, занимающий важное место в общей структуре жизнедеятельности всего общества, в отношении младших школьников может использоваться в образовательных, воспитательных и самообразовательных целях, но с некоторыми ограничениями, и положительно влиять на развитие современного подрастающего поколения.

Примечания

1 Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. М., 2011. С. 69.

2 Кутейникова Н.Е. Роль современной научно-познавательной литературы в становлении личности ребенка 6-8 лет // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб. статей по материалам научной конференции / Под ред. З.А. Гриценко. М.: МПГУ, 2007. С. 39.

3 Колосова Е.А. Указ. соч. С. 36-37.

4 Там же. С. 44. По результатам исследования «Юный читатель - 2010», проведенного в январе-сентябре 2010 г. в восьми федеральных округах Российской Федерации. Опрошено 1100 детей в возрасте 7-11 лет. Выборка целевая.

5 Новые читательские практики детей и подростков (по результатам исследований РГДБ) // Центрам чтения - 10 лет: юбилейная встреча в Михайловском: Сб. мат-лов IX Межрегионального фестиваля по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском», 12-14 сентября 2012 года / Мин-во культуры РФ [и др.]; сост. А.О. Тимофеева; отв. за вып. В.И. Павлова. Псков : Псковская областная типография, 2012. С. 79.

6 Колосова Е.А. Указ. соч. С. 83.

7 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.