Научная статья на тему 'Детское чтение: локальные и глобальные проблемы'

Детское чтение: локальные и глобальные проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
880
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детское чтение: локальные и глобальные проблемы»

Е.Н. Пенская

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ: ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Чтение дошкольников и младших школьников всегда в той или иной степени было «головной болью» воспитателей, однако в социальном плане оно стало острой и актуальной проблемой в последние полтора-два десятилетия, когда общественность забила тревогу всерьез. На эту тему проводятся ежегодно десятки круглых столов и конференций в столице и регионах, среди которых: Всероссийский конгресс в поддержку чтения (Москва, 2001 г.), Всероссийское совещание «Читающие дети — читающая нация» (Москва, 2002 г.), Международная конференция «Читающий мир и мир чтения» (Санкт-Петербург, 2002 г.) и др. Независимо от состава «экспертный консилиум» отмечает нарастающий с конца 1980-х годов кризис чтения вообще и детского чтения в частности, что неукоснительно подтверждается данными социологических исследований. По данным социологического опроса «Массовое чтение людей», проведенного Левада-Центром в 2005-2006 гг., 37% жителей Москвы книг не читают вообще, а читают только то, что раскладывается по почтовым ящикам. Читают от случая к случаю 40%, постоянно читают 23% опрошенных, 4% имеют домашние библиотеки. Исследования показывают, что из тех, кто постоянно читает, 24% увлекаются детективами, 18% — русскими триллерами и детективами, 5% — отечественной прозой, 4% — переводной прозой. Библиотеками пользуются 11% населения. 31% из тех, кто посещает библиотеки, — это учащиеся и студенты. 32% никогда не записывались в библиотеки, им это не нужно, так как они могут позволить себе купить необходимые им книги. 3% обращаются к материалам электронных библиотек. Эти данные говорят о том, что сегодня юный читатель — это качественно новый читательский тип, что возникает новая модель детского чтения. Эти процессы обусловлены появлением новых, отличных от привычных по советским временам досуговых предпочтений детей, реструктуризацией познавательных и читательских интересов, равно как и источников информации. Одной из основных тенденций детского чтения сегодня является доминирование «делового» чтения над «свободным». Чтение из жизни ребенка не уходит, но становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным — и более поверхностным. Совокупность этих характеристик тем не ме-

283

Рецензии и обзоры

нее получает единый диагноз — «кризис». Среди экстренных «спасательных мер» по преодолению ситуации предлагаются в основном однотипные, но обязательно масштабные — 2003-2012 гг. объявлены ООН десятилетием грамотности — и затратные специальные программы и проекты. К примеру, 1 декабря 2006 г в Москве, в Центральном доме журналистов, под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы прошло одно из самых масштабных мероприятий — круглый стол на тему «Проблемы детского чтения в России и Москве: прошлое, настоящее, будущее». Участники — издатели, детские писатели, психологи, представители профильных департаментов и комитетов правительства Москвы, литературные обозреватели, библиотекари, преподаватели школ и вузов — обсудили тревожную ситуацию с чтением, которая сложилась в последние годы в России. В качестве ведущего на круглом столе выступил директор по работе с клиентами агентства Imageland Edelman Public Relations Александр Леонидович Соколов, который рассказал о проекте программы мероприятий по поддержке и пропаганде чтения среди детей в г. Москве на 20072008 гг., подготовленном московским правительством. Создание и осуществление таких проектов уже имеет свою историю1.

Как считают исследователи, детское и подростковое чтение в России сегодня типологически сходно с чтением их сверстников в странах Запада в 80-90 годах XX в. В этот период особенно заметно проявились те кризисные черты, которые позднее стали рассматриваться специалистами как процесс изменения характеристик чтения многих групп читателей («трансформация чтения»). Тогда же в Европе, США и Канаде стали разрабатывать национальную политику поддержки чтения детей и юношества. Показателен опыт Великобритании, где, согласно исследованиям, в последние годы читательские навыки детей оказывались хуже, чем у их сверстников из других европейских стран. Правительство в конце 1990-х годов выступило инициатором двух крупных проектов: Национальной стратегии в области грамотности и Национального года чтения. Целями этих широкомасштабных проектов было улучшить навыки чтения у детей, а также «заинтересовать чтением всех членов общества, максимально расширив круг чтения и его объем»,

1 Предложения по созданию национальной политики в области чтения были сделаны энтузиастами из общественных структур и поддержаны специалистами и общественностью в 2001 г., когда состоялся Конгресс в защиту чтения. В 2002 г. в результате усилий специалистов и общественности был принят ряд государственных решений в поддержку детского чтения и библиотек. В 2002 г. в рекомендациях парламентских слушаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ по проблеме библиотечного обслуживания детей в РФ 2003 г. был объявлен Годом чтения в России. В ряде регионов России в 2003 г. многие центральные библиотеки провели межрегиональные и областные конференции по теме детского и юношеского чтения. Параллельно Институт «Открытое общество» инициировал конкурс на поддержку новаторских проектов в сфере чтения, создание в России центров чтения. Ряд таких центров был создан в 2002-2003 гг., и сегодня они продолжают свою работу. С 2006 г. существует проект «Молодая Россия читает». Инициаторы — объединенный центр «Московский дом книги», Российская книжная палата, Русская школьная библиотечная ассоциация, Русская ассоциация чтения. Цель проекта — «организовать совместными усилиями новую волну творческих читателей XXI в.».

284

Е.Н. Пенская

Детское чтение: локальные и глобальные проблемы

организовать сотрудничество издательств, библиотек, школ и книжной промышленности, чтобы способствовать развитию в обществе привычки к чтению. Для поддержки создателей детских книг (писателей и иллюстраторов) была учреждена премия «Детский лауреат». В рамках осуществления названных проектов проводится автоматизация библиотек, детям бесплатно раздают книги. Программа «Уверенный старт» рассчитана на самые бедные слои населения и направлена на улучшение здоровья нации и повышение образовательного уровня. Кроме того, существуют специальные программы для подростков, а также программа «Чтение на лето», где детям в виде игры дают задания на каникулы, по результатам выполнения которых вручаются призы. Большие усилия на поддержку чтения, и особенно чтения детей, направляет Германия (создан Национальный фонд чтения). Качество издаваемой детской литературы — предмет постоянного пристального внимания государства и общественности в Швеции. В США в 1985 г. была принята государственная программа. В ее базовом документе зафиксировано следующее положение: «Для сохранения и развития американской демократии необходимо срочно превратить Америку в нацию читателей». В целях реализации программы был организован Центр книги с филиалами в штатах. Проблема детского чтения в Америке стала темой интенсивной дискуссии, в которую вовлечены многие авторитетные СМИ — теле- и радиопрограммы, газеты и журналы. Мы публикуем обозрение детской литературы, напечатанное старейшим журналом The Atlantic Monthly. Автор статьи — психолог, педагог, руководитель Ассоциации библиотек в Хартфорде, знаток истории англоязычной детской книги. Некоторые произведения, упоминаемые в данном материале, традиционно входят в состав российских хрестоматий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.