Научная статья на тему 'Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей'

Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2197
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОМБУДСМЕН / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / CHILDREN''S OMBUDSMAN / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CHILD PROTECTION / SUBJECTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Ивашин Александр Борисович, Поддубный Алексей Олегович

Статья раскрывает понятие «детский омбудсмен», его назначение и функции как субъекта социально-педагогической защиты детей; содержит краткий исторический обзор введения института детского омбудсмена в мире и России, а также компетенции и опыт работы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S OMBUDSMAN AS SUBJECT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL CHILD PROTECTION

The paper discloses the concept of "children's ombudsman", its appointment and functions as a subject of social and pedagogical child protection. The authors present the short historical review of introduction of Institute of the Children's Ombudsman in the world and Russia and describe competences and experience of the children’s ombudsman in the Adyghea Republic.

Текст научной работы на тему «Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей»

УДК 342.63 ББК 67.400.63 П 44

Т.Н. Поддубная

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; Email: tpodd@mail. ru

А.Б. Ивашин

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Адыгея; E-mail: ivashin1303@mail.ru

А.О. Поддубный

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права юридического факультета Адыгейского государственного университета; E-mail: fondcb@mail. Ru

ДЕТСКИЙ ОМБУДСМЕН КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья раскрывает понятие «детский омбудсмен», его назначение и функции как субъекта социально-педагогической защиты детей; содержит краткий исторический обзор введения института детского омбудсмена в мире и России, а также компетенции и опыт работы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Адыгея.

Ключевые слова: детский омбудсмен, Уполномоченный по правам ребенка, социальнопедагогическая защита детей, субъекты социально-педагогической защиты.

T.N. Poddubnaya

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: tpodd@mail. ru

A.B.Ivashin

The Children’s Ombudsman in the Adyghea Republic; E-mail: ivashin1303@mail.ru

A.O. Poddubny

Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Constitutional Law Department of the Faculty of Law, Adyghe State University; E-mail: fondcb@mail.ru

CHILDREN'S OMBUDSMAN AS SUBJECT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL

CHILD PROTECTION

Abstract. The paper discloses the concept of "children's ombudsman", its appointment and functions as a subject of social and pedagogical child protection. The authors present the short historical review of introduction of Institute of the Children's Ombudsman in the world and Russia and describe competences and experience of the children’s ombudsman in the Adyghea Republic.

Keywords: children's ombudsman, social and pedagogical child protection, subjects of social and pedagogical protection.

Современное социально-экономическое и правовое положение детей в России вызывает обоснованную тревогу и требует новых эффективных подходов в решении этой проблемы. Практика показывает, что существующая государственная система защиты несовершеннолетних в настоящее время требует дальнейшего развития и совершенствования как залог благополучия мира детства и будущего общества в целом. Интеграция России в единое европейское образовательное пространство инициировала практику внедрения в механизм социально-правовой защиты несовершеннолетних института детского омбудсмена. Появление специализированного омбудсмена по правам детей выступает одним из вариантов формирования эффективного механизма защиты несовершеннолетних, а сам детский

омбудсмен - новым субъектом социально-педагогической и правовой защиты детей.

Следует отметить, что в наиболее общем виде омбудсмен (от древнескандинавского «полномочие», «поручение») - гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена в 1809 году в Швеции согласно принятой конституции. Однако долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. По шведскому образцу позже пост омбудсмена был введён и в других странах Северной Европы: в 1919 году в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а 1953 году в Дании. В мире в настоящее время в 100 странах функционируют омбудсмены [1]. Особого внимания заслуживает деятельность детского омбудсмена (комиссара).

Необходимость появления такого специализированного омбудсмена обусловлена тремя причинами: во-первых, необходимостью особого подхода к миру детства в силу психофизических особенностей их развития; во-вторых, слабой возможностью, а порой и невозможностью самостоятельной защиты своих прав и законных интересов в силу отсутствия жизненного опыта; в-третьих, благополучие мира детства - это мера цивилизованности любого государства и залог его будущего. Впервые институт детских омбудсменов был создан в Норвегии в 1981 г. В настоящее время в 77 странах мира работает более 100 независимых уполномоченных или комиссаров по правам ребенка. (США, Российской Федерации, Норвегии, Гватемале, Перу, Канаде, Испании и ряде других стран). Введение института детского омбудсмена детерминировано ратификацией Конвенции о правах ребенка 1989 года. Важнейшая задача - осуществление надзора за соблюдением положений Конвенции ООН о правах ребенка на территории страны. Механизм формирования этого института в разных странах различный: в Норвегии инициатива исходит от правительства, в Швеции - от парламентариев и т.д.; одни детские омбудсмены занимают законодательно учрежденные должности, другие действуют на не закрепленной законодательно основе в рамках неправительственных организаций [1]. В разных странах действуют разные системы, поэтому есть как отдельные детские омбудсмены или уполномоченные по правам детей, так и могут быть направления по правам детей, которыми занимаются комиссии по общим правам человека или специальная служба омбудсмена. В целом детские омбудсмены создаются в соответствии с четырьмя основными моделями.

Омбудсмены первой группы вводятся специальными законами, принимаемыми парламентом (Норвегия, Швеция, Исландия, Гватемала, Перу, Коста-Рика, Колумбия, Люксембург и др.); омбудсмены второй группы создаются в соответствии с законодательством об охране детства (Новая Зеландия, провинция Онтарио (Канада) и др.); омбудсмены третьей группы существуют в рамках соответствующих государственных органов (Израиль, Австрия, Испания, Дания и др.), четвертой - в рамках неправительственных организаций, под эгидой которых они и работают [2]. Различен и спектр полномочий детских омбудсменов - от традиционного рассмотрения конкретных жалоб (Новая Зеландия) до выступления в роли защитников интересов всех детей (Норвегия, Швеция) [1]. Детский омбудсмен ведет свою работу по трем направлениям: защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов; защита интересов отдельных детей и детей в целом; осуществление деятельности в интересах всех детей без представительства конкретного ребенка. В целом деятельность уполномоченных по правам ребенка сосредоточена исключительно на вопросах обеспечения и защиты прав детей [3, с. 142-143;

4].

В России детские омбудсмены появились появились в 1998 году в пяти регионах в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных наций (ЮНИСЕФ) (их официальное название в нашей стране «уполномоченные по правам ребенка»). Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка - должность федеральной государственной

гражданской службы Российской Федерации, введённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» [5]. В соответствии с Указом Уполномоченный «вправе запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации; проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе» [5]. Заняв свое место в системе государственных органов, данный институт стал эффективным механизмом комплексной правовой и социально-педагогической защиты как отдельных детей, так и целых групп. Самая главная и важная функция Уполномоченного по правам ребенка - осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей. По поступившим обращениям Уполномоченный по правам ребенка проводит соответствующие проверки и оказывает максимальное содействие в восстановлении прав несовершеннолетних, если нарушение таковых имело место [6].

В соответствии с пунктом 5 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка. В настоящее время должность уполномоченного по правам ребенка учреждена региональным законодательством в 82 субъектах Российской Федерации.

В Республике Адыгея институт Уполномоченного по правам ребенка учрежден в соответствии с Законом Республики Адыгея от 8 июня 2011 года №3 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Адыгея» [7]. В соответствии со статьей 1 Закона должность Уполномоченного по правам ребенка учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Адыгея. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, а также создает предпосылки для более эффективного механизма социально-педагогической поддержки несовершеннолетних учреждениях социально-педагогической инфраструктуры детства. Нельзя не отметить тот положительный факт, что институт Уполномоченного по правам ребенка в республике учрежден в наиболее эффективной организационно-правовой форме, при которой Уполномоченный имеет статус государственного органа. По мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова, «именно такой способ учреждения этого института обеспечивает его самостоятельность, боеспособность, свободу от бюрократизма и наиболее соответствует потребности общества в открытости и независимости Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ».

В Республике Адыгея Уполномоченный осуществляет свою деятельность по выполнению стоящих перед ним задач в рамках компетенции, определенной Законом Республики Адыгея от 8 июня 2011 года «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Адыгея», в частности: ведет прием граждан; рассматривает обращения и жалобы,

касающиеся нарушения прав, свобод и интересов ребенка, оказания детям и их законным представителям бесплатной юридической помощи по вопросам защиты прав свобод и законных интересов ребенка; оперативно реагирует на сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка, жестокого обращения с детьми; координирует деятельность социальных педагогов, воспитателей по вопросу мониторинга социального положения несовершеннолетних и защиты их прав в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры детства [7].

В аппарате Уполномоченного организована работа по исполнению поручений Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в части, касающейся сбора, изучения и анализа информации по вопросам обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Адыгея. Уполномоченный анализирует работу органов исполнительной власти Республики Адыгея по реализации мероприятий, направленных на защиту прав детей в сфере образования, состояния безопасности детских учреждений системы здравоохранения, в т.ч. обоснованность помещения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных учреждениях; использование средств материнского капитала; осуществляет контроль за соблюдением прав переданных на международное усыновление детей, по взаимодействию и обмену информацией с правоохранительными органами и учреждениями социально-педагогической инфраструктуры детства.

Важным направлением деятельности Уполномоченного является правовое просвещение педагогов, родителей и детей. Помимо регулярных выступлений в средствах массовой информации, Уполномоченный координирует деятельность социальных педагогов по защите прав детей, регулярно участвует в работе Школы лидеров молодежного самоуправления, в мероприятии «Всероссийский День оказания бесплатной юридической помощи», проводимом Адыгейским региональным отделением «Ассоциация юристов России». Активно функционирует информационный сайт Уполномоченного (региональная страничка на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка adygea@rf.deti.ru), выполняющий определенную роль по популяризации данного института, по информированию субъектов социальной защиты детства об изменениях в законодательстве в сфере детства, в привлечении их внимания к проблемам соблюдения прав детей и подростков [8].

Уполномоченный совместно с заинтересованными органами принимает участие в проверках деятельности органов и учреждений, в ведении которых находятся вопросы реализации прав и законных интересов несовершеннолетних. Уполномоченным налажено взаимодействие с Адвокатской палатой Республики Адыгея по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

В компетенцию Уполномоченного входит участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел в интересах несовершеннолетних в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования. Такой статус ограничивает возможность защиты прав детей, поскольку в гражданском процессуальном и семейном законодательстве статус Уполномоченного не определен, что является, на наш взгляд, существенным недостатком. В целях выполнения своих функций Уполномоченный вносит в государственные органы, органы местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка, предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Адыгея является членом Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, что позволяет своевременно принимать эффективные меры по защите и восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних [8].

Таким образом, уполномоченный по правам ребенка в Республике Адыгея выступает активным субъектом социально-правовой и социально-педагогической защиты несовершеннолетних, что позволяет совершенствовать существующие механизмы

обеспечения прав и законных интересов детей.

Примечания:

1. Иванюшкин А.Я. Международное право, медицинская этика и российское законодательство о правах пациента-ребенка. URL: http://www.bioethics.ru. Загл. с экрана.

2. Шамрин М.Ю. Защита прав детей: административно-правовой аспект // Евразийский юридический журнал. 2013. № 3.

3. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 320 с.

4. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / науч. ред. Р.М. Чумичева. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 473 с.

5. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: указ Президента РФ от 01.09.2009 г. № 986 // Российская газета. 2009. 4 сент.

6. О становлении и развитии института Уполномоченного по правам ребенка. URL: http://www.garant.ru. Загл. с экрана.

7. Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Адыгея: Закон Республики Адыгея от 08.06.2011 г. № 3. URL: http://base.consultant.ru. Загл. с экрана.

8. Ивашин А.Б. О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Адыгея и соблюдении прав и законных интересов детей в Республике Адыгея: доклад. 2012 год. Майкоп, 2012. 85 с.

References:

1. Ivanyushkin A.Ya. International law, medical ethics and Russian law on the rights of the child-patient. URL: http://www.bioethics.ru. The headline is taken from the screen.

2. Shamrin M.Yu. Protection of children’s rights: administrative and legal aspect // Euroasian law journal. 2013. No. 3.

3. Poddubnaya T.N. The social protection of childhood in Russia and abroad: a manual. M.: Academia, 2008. 320 pp.

4. Poddubnaya T.N., Poddubny A.O. A reference book of a social teacher: protection of childhood in the Russian Federation / scient. ed. by R.M. Chumichev. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. 473 pp.

5. On RF President’s representative on child’s rights: decree of the RF President of 01.09.2009 No. 986 // Rossiiskaya gazeta. 2009. Sept. 4.

6. On formation and development of the institute of the Ombudsman for Children. URL: http://www.garant.ru. The headline is taken from the screen.

7. On the Ombudsman for Children in the Republic of Adygheya: The law of the Republic of Adygheya of 08.06.2011 No. 3. URL: http://base.consultant.ru. The headline is taken from the screen.

8. Ivashin A.B. On the activity of the Ombudsman for Children in the Republic of Adygheya and observance of rights and legitimate interests of children in the Republic of Adygheya: a report. 2012. Maikop, 2012. 85 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.