УДК 37.015.3
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
© 2022 Д. Н. Соколова1, В. Н. Осташкова2
1 заместитель начальника по организационно-методической работе детского лагеря «Лесной» e-mail: [email protected] 2педагог-психолог управления психолого-педагогического сопровождения
e-mail: [email protected]
ФГБОУМДЦ «Артек», Республика Крым
Данная статья отображает анализ особенностей формирования личности обучающихся подросткового периода временного детского коллектива. Рассмотрены сложности, возникающие в процессе формирования единого детского коллектива, и способы погружения в атмосферу детского лагеря, проявления личностных качеств каждого воспитанника и особенности создания единой успешной команды. Выводы исследования основаны на результатах проведенного психологического тренинга, разработанного педагогом-психологом управления психолого-педагогического сопровождения ФГБОУ МДЦ «Артек» и вожатым детского лагеря «Лесной».
Ключевые слова: мотивация, формирование личности, событийный подход, этапы развития временного детского коллектива, общение, команда, временный детский коллектив, отряд, модель поведения, кризис идентичности, дружба, нравственность, подростковый возраст.
CHILDREN'S COLLECTIVE
IN THE PROCESS OF PERSONALITY FORMATION
© 2022 D. N. Sokolova1, V. N. Ostashkova2
1Deputy Head of Organizational and Methodological Work of the "Lesnoy" Children's Camp e-mail: [email protected] 2Pedagogue-psychologist of the Department of Psychological and Pedagogical Support e-mail: [email protected]
International Children Сenter "Artek", Republic of Crimea
This article displays an analysis of the peculiarities of the formation of the personality of students of the adolescent period of the temporary children's collective. The complexities are cnsidered arising in the process of forming a unified children's collective and ways of immersion in the atmosphere of a children's camp are considered. Features of creating a single successful team. The conclusions of the study are based on the results of the psychological training developed by the teacher-psychologist of the Department of psychological and pedagogical support of the MDC "Artek" and the counselor of the children's camp "Lesnoy", as well as referring to the experience of the studied methodological works of domestic and foreign scientists.
Keywords: motivation, personality formation, event approach, stages of development of temporary children's collective, communication, team, temporary children's collective, squad, behavior model, identity crisis, friendship, communication, team, squad, behavior model, temporary children's collective, identity crisis, friendship, morality, adolescence age.
Теоретико-методологической базой статьи являются исследования, основанные на «событийном подходе», рассматриваемом нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни каждого ребёнка и отдельной личности.
В общее содержание включены упражнения и методы работы, спроецированные на события, погружающие детей в пережитую ситуацию для проживания её заново, работа с событиями, которые помогут обучающемуся в формировании личности и самоопределении.
Формирование содержания программы занятий основано на идеях отечественных и зарубежных учёных (И.В. Дубровина, К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, К. Роджерс, Б.С. Братусь, А К. Левин, Маслоу, А.В. Петровский, А.В. Мудрик, Г.П. Ников, Э. Фромм, В.И. Слободчиков, В.Ф. Сафин и др.). Под личностным самоопределением стоит понимать отношение подростка к своему образу «Я», развитие этого образа и сознательное отношение к окружающему миру.
Особо важную роль в формировании личности воспитанника играет методика современного педагога, которая заключается не только в развитии знаний и навыков. Педагогический работник, независимо от места работы - будь то центр основного образования или дополнительного, должен уметь отслеживать динамику обучающихся на пути к личностному самоопределению [11]. Способность педагога, воспитателя, вожатого быть тем, кто помогает подростку определить «точки роста», существенно упрощает и смягчает этот процесс, так как в период подростничества авторитет взрослого мнения, опыта, наставлений снижется.
Подростковый возраст принято считать одним из самых сложных периодов жизни человека, так как именно в этом возрасте происходят различного рода изменения, которые, несомненно, в дальнейшем влияют на личность во всех сферах жизни. В психологической литературе подростковый период и период юношества разнятся, хотя и нет общего понимания в разграничении этих двух периодов взросления. Во многом это переход из одной социальной группы под названием «дети» в другую - «взрослые» [5]. Этот период подразумевает под собой завершение детства и ребячества.
Вышеупомянутые особенности во многом имеют ярко выраженный характер, что в дальнейшем может проявиться в «подростковом комплексе» и нести за собой ряд полярных зависимостей, таких как сентиментальность, повышенная отрешенность от мира и черствость; повышенная чувствительность к оценке достижений и внешности, но самодостаточность, которая бывает излишней; нигилизм и поклонение кумирам; резкие необоснованные перепады настроения [13]. Эти качества попеременно выступают ведущими в поведении подростка, что усложняет взаимодействие с окружающим его миром на пути к становлению личности.
Ещё одной немаловажной особенностью подросткового периода считается «кризис идентичности», который неразрывно связан с переходом из детства во взрослую жизнь [3]. Подростки пытаются определить себя как личность, как индивидуальность, что является для них в этот период весьма сложным процессом, вызывающим множество трудностей и иногда даже нарушения в поведении.
Подростковый период характеризуется ярко выраженной потребностью занять своё место в обществе. В то же время поиск места в мире усложняется большим многообразием современности, большой вариативностью окружающей среды. Всё это делает период взросления еще тяжелее. Подросток постоянно должен совершать выбор, что делать в свободное время, с кем общаться, какую профессию выбрать, как относиться к тому или иному и так далее [8]. Он, так же как и взрослый, хочет
независимости, но еще не может ее достичь, он хочет понять, кто он такой, и обзавестись своими смыслами, но не может найти ответов на все вопросы; хочет найти свое место в мире.
Жизнь современного человека не имеет границ для общения - можно связаться с человеком в любой точке мира. Соотношение между использованием письменной и устной речи существенно изменилось. Обмен письменными сообщениями в настоящее время позволяет не только ускорить процесс решения задач, но и в несколько раз расширяет круг участников общения, не связанных между собой, в один момент. Общение через сообщения снижает у подрастающего поколения коммуникативную культуру и обусловливает риски снижения умения озвучивать свои мысли, объяснять эмоции и переживания.
При переходе на подростковую ступень взросления в сознании ребенка представление о себе идеальном не совпадает с реальностью. Это является почвой для конфликтного отношения между детьми, повышенной тревожности, формирования страха раскрыть себя, выражать мысли в словах среди сверстников открыто и доверительно [2]. Такое явление создает противоречие в жизни. Определение подростком себя как личности, осознание своих индивидуальных качеств, которые отличают его от остальных сверстников вокруг, является важнейшим новообразованием данного возраста [9]. Именно это осознание побуждает подростка стремиться к самоутверждению и самовыражению.
Каждая группа, в которой находится подросток, имеет свою роль и оказывает влияние на его развитие. Детский лагерь - это сравнительно небольшой отрезок времени пребывания ребенка в среде. Жизнедеятельность этой группы составляет в среднем от 14 до 21 дня. Деятельность педагогов направлена первоначально на создание временного детского коллектива со всеми необходимыми ему отличительными чертами.
Педагогам в своей работе следует помнить о том, что необходимо:
• воспитывать детей на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности;
• помочь им в признании своей самоценности;
• раскрывать способности детей на основе реализации интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных, а также двигательных);
• приобщать их к разнообразному социальному опыту современной жизни, (создание в лагере стиля и тона семейных отношений, подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества).
Участие детей в предлагаемых занятиях тренинга позволило привлечь внимание подростков, которые стоят на пороге принятия взрослых обдуманных решений, научить их поглощаться в атмосферу доброжелательности, помочь прикоснуться к верным и честным чувствам, которые может пережить только единство сплоченного коллектива.
Обучающих ожидала насыщенная программа тренинга, полное погружение в происходящее.
Курт Левин утверждал, что большинство устойчивых изменений в установках и поведении личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте [3]. Влияние на личность осуществляется через группы, в которые оно попадает. Только целостная, сформированная личность может создавать и творить наравне с другими, поэтому необходимо проводить работу по развитию такой личности с детства. В подростковом возрасте общение становится центром жизни. Каждый новый опыт общения вносит изменения в представления о себе, о жизни. Поэтому развивающие
занятия для подростков могут помочь сформировать и скорректировать отношение к жизни, к окружающим и себе, помочь решить многие проблемы.
В своей работе мы использовали методы работы с событиями, которые происходят во время смены, а также непосредственно во время проведения занятий.
В программе занятий приняли участие 18 старших подростков (возраст 15-16 лет), которые на протяжении 21 дня были участниками 9 тематической смены друзей в детском лагере «Лесной» ФГБОУ «МДЦ «Артек».
Для эффективной разработки и реализации тренинговых занятий были использованы следующие методы: обобщение и конкретизация информации по специфике личностного самоопределения подростка; анализ и синтез литературы по теме исследования для выявления сущности понятия «личностное самоопределение» обучающегося; систематизация способов содействия личностного самоопределения подростков; наблюдение за процессом самоопределения обучающихся во время прохождения различных этапов тренингов.
Тренинговое занятие №1 «Осторожно, в кадре команда!» (3 день смены)
Цель: Способствовать формированию дружного и сплоченного отряда, на основе целостного группового взаимодействия.
Правила тренинга:
1. Отряд работает как единое целое.
2. Коллектив эффективно участвует во всех предложенных заданиях, работает на совесть.
3. Выполнение индивидуальной работы ориентировано на достижение общей
цели.
4. Любой исход игры принимается с достоинством.
5. Все шутки, унижающие человеческое достоинство, - это табу.
В данном занятии были выделены игры на знакомство, командообразование, сплочение, сформированы четкие правила коллективных встреч, которые соблюдались каждым участником коллектива, что немаловажно для достижения поставленной цели.
По итогам занятия было обращено внимание на основные знания о внутренней дисциплине, начата конкретная работа по развитию коллектива и определению индивидуальности каждой личности одной команды.
Тренинговое занятие №2 «Формула настоящего отряда» (10-14 день смены)
Цель: создание непринуждённой доброжелательной атмосферы; повышение сплоченности группы через расширение общих задач.
Механизм настроя:
«Проверенный способ привлечь внимание понравившегося человека: внимательно смотрите на предмет, находящийся прямо за его плечами».
«Как только объект симпатии обратит на вас внимание, посмотрите ему в глаза и слегка улыбнитесь».
Задачей данного периода стало преодоление препятствий в формировании временного детского коллектива, которое в дальнейшем поможет знакомству с так называемой «формулой настоящего отряда».
На данном этапе важно перейти на новый этап сотрудничества, который включает: преодоление страха, сформированную дисциплину, проверенную команду, опыт в поражениях, совместные открытия и взаимодействие вожатого с отрядом. Перечисленные компоненты являются формулой для настоящего отряда.
Тренинговое занятие №3 «Открытое сердце - детям» (20 день смены)
Цель: способствовать раскрытию личностного потенциала обучающихся, осознанию своих сильных сторон.
С обучающимися проводится игровая деятельность «5 препятствий».
Упражнение «Паровоз». В завершении игры проводится обсуждение: как чувствовали себя в роли «паровоза», «деревьев», «вагонов»? в какой роли было уютнее, комфортнее? как выбирали «паровоз»? легко ли было доверять «паровозу» и «деревьям»? чувствовали ли поддержку?
Упражнение «Молчу - шепчу - кричу». Игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать.
Упражнения «Опыт в поражение», «Совместное открытие», «Проверенная команда (взаимопонимание + поддержка)». Каждое упражнение помогает определить обучающимся секреты сплоченной команды и личного успеха каждого.
По итогам занятий обязательно проводиться рефлексия для осуществления обратной связи между участниками тренинга.
В рамках лагерной смены отряд раскрывает тайну вожатского сердца, воспринимает и принимает полученный опыт от педагогов, а также подводит итоги прожитой смены. Это достаточно сложный процесс даже для взрослого, что говорить о подростке, который только начинает задумываться о себе и остальных. Однако на данном этапе пребывания умение подводить итоги развивается особенно бурно и позволяет подростку понять свои психические и личностные особенности.
Главным успехом воспитательной работы, стало подростковое самовыражение. В коллективной работе, решается огромное количество задач, не только которые определяет наставник/педагог, но и те, которые подростки планируют самостоятельно.
Таким образом, результатом занятий становится развитие личностного роста во временном детском коллективе. Целью каждого проведенного тренингового занятия является подготовка обучающегося к жизни в обществе и развитие его личности [7]. В рамках тренинга раскрываются процессы развития личности и коллектива, которые неразрывно связаны друг с другом. С каждым новым занятием становится очевидным, что чем ярче выражены коллективные отношения, тем более активны члены коллектива, тем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни отряда. Эта идея ведет свое начало с древнейших времен (Квинтилиан) и не утратила актуальности значения до наших дней [4].
Итоги результатов занятий позволили наметить условия для более успешного личностного самоопределения в подростковом возрасте, которые могут быть реализованы в опытно-экспериментальной среде (Приложение 1).
Анализируя данные полученные в исследовании, можно отметить, что процессы формирования, развития личности и коллектива неразрывно связаны. Временный детский коллектив стал основной базой для накопления обучающимися позитивного социального опыта. Психологический климат в отряде у воспитанников экспериментальной группы улучшился, больше детей отряда смогли почувствовать себя частью единого коллектива, увидеть значимость своего участия в командной деятельности. Каждый из воспитанников смог раскрыться и реализовать свой личностный потенциал за счёт участия в различных событиях, делах, выполняя поручения вожатых /воспитателей отряда. Ответы на вопросы о чувствах принадлежности к команде и самореализации в контрольной группе также свидетельствуют о положительной групповой динамике, а это, в свою очередь, говорит о том, что в течение смены в отряде велась ещё и работа над командообразованием,
сплочённостью. Сравнение динамики в контрольной и экспериментальной группах свидетельствует об успешности и эффективности реализованной программы.
Библиографический список
1. Гладышева, Е. Н. Личность и коллектив / Е. Н. Гладышева // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 5-8. - ШЬ: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14681/ (дата обращения: 19.08.2021).
2. Егорова, Т. М. Тренинг как инструмент развития личности / Т. М. Егорова // Молодой ученый. - 2019. - № 10 (248). - С. 217-220. - ШЬ: https://moluch.ru/archive/248/57039/ (дата обращения: 07.09.2021).
3. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - Москва-Тверь: «СФК-офис». - 246 с.
4. Гинзбург, М. Р Психология личностного самоопределения: автореферат ... диссертации доктора психологических наук / М. Р. Гинзбург. - Москва, 1996. - 60 с.
5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крейг. - Санкт-Петербург, 2002. - 489 с.
6. Методика диагностики ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой в модификации Л. С. Колмогоровой, Д. В. Каширского // Диагностика психологической культуры школьников»: практическое пособие для школьных психологов / составитель. Л. С. Колмогорова. - Москва, 2002.
7. Фельдштейн Д. И. Психологические законов мерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 26-37.
8. Федеральный закон об образовании в Российской федерации. - Издание 2012.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л. И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968.
10. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. В. Алейникова; Ростовский государственный университет, Учебно-научно-исследовательский институт валеологии. - Ростов-на-Дону, 2002. - 146 с
11. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. —
2013.
12. Кузнецова, Л. Н. Личностное самоопределение подростков открытой сменной общеобразовательной школы / Л. Н. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2 (27). - С. 233-235.
13. Соколова, Е. А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия [Электронный ресурс]. - ШЬ: conference.osu.ru. (дата обращения: 06.09.2021).
14. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва: Издательство Института Психотерапии. 2002. С. 190.
Приложение 1
В начале смены (на 2-й день) и в конце (на 20-й день) было проведено исследование «Оценка психологической атмосферы в коллективе» по А.Ф. Фидлеру, а также в начале и в конце исследования подросткам давалось четыре утверждения с пятью вариантами ответов («да», «скорее да», «затрудняюсь ответить», «скорее нет», «нет»), касающиеся ощущения принадлежности к команде и возможности реализации своих индивидуальных способностей:
1. Я чувствую себя членом команды (отряда).
2. Я уверен, что команда (отряд) будет работать лучше благодаря моему участию.
3. Я чувствую, что отряд помогает мне реализовываться.
4. Я чувствую себя успешным, работая в команде (отряде).
Стандартизированная методика А.Ф. Фидлера. Детям дается 10 пар слов, противоположных по смыслу (например, дружелюбие - враждебность, согласие -несогласие). Ответ по каждой из 10 характеристик оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Для первой характеристики 1 балл будет соответствовать крайней степени дружелюбия в коллективе, а 8 - напротив, крайней враждебности. Далее подсчитывается сумма баллов по каждому ребенку и высчитывается средний балл по группе.
Измерения проводились в экспериментальной и контрольной группе.
Средний балл оценки психологической атмосферы в отряде по А.Ф. Фидлеру на начало эксперимента в группах был примерно одинаковым: в контрольной группе 25,7, в экспериментальной группе 26,6, что констатирует благоприятную психологическую атмосферу в отрядах.
60
50 40 30 20 10 0
|||
1.1
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4
■ Да ■ Скорее да ■ Затрудняюсь ■ Скорее нет ИНет
Рис. 1. Ответы подростков экспериментальной группы на вопросы исследования
в начале эксперимента (в %)
Рис. 2. Ответы подростков контрольной группы на вопросы исследования в начале эксперимента (в %)
По результатам первого измерения на начало эксперимента можно сделать вывод о том, что психологическая обстановка в отрядах примерно одинаковая, дети примерно одинаково ощущают свою принадлежность к отряду и успешность в группе.
В конце смены измерения были проведены повторно. Средние баллы оценки психологической обстановки по А.Ф. Фидлеру по завершении эксперимента остались в рамках благоприятной атмосферы в отряде, однако и в контрольной, и в экспериментальной группах произошли изменения. В экспериментальной группе динамика благоприятности атмосферы оказалась положительной и достигла 20,2 балла. В контрольной же группе динамика оказалась отрицательной - 28,2 балла, что говорит о снижении комфортности пребывания в отряде. Динамику изменений атмосферы в отряде мы отразили на рисунке 3.
30 25 20 15 10 5 0
Экспериментальная группа Контрольная группа
■ Начало исследования ■ Конец исследования
Рис. 3. Сравнение баллов, выставленных отрядам по методике А. Ф. Фидлера в начале и конце исследования
Изменились и ответы детей на вопросы, связанные с ощущением своего места в отряде. Динамика изменений приведена на гистограммах рисунков 4 и 5.
60 50 40 30 20 10 0
I. || II
I.
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4
■ Да ■ Скорее да ■ Затрудняюсь ■ Скорее нет ИНет
Рис. 4. Ответы подростков экспериментальной группы на вопросы исследования
в конце эксперимента (в %)
60 50 40 30 20 10 0
III
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4
■ Да ■ Скорее да ■ Затрудняюсь ■ Скорее нет ИНет
Рис. 5. Ответы подростков контрольной группы на вопросы исследования в конце эксперимента (в %)
Приложение 2
Сводные таблицы данных обучающихся
Экспериментальная группа (ответы на четыре вопроса в начале и конце эксперимента)
№ Имя Ответ на 1 вопрос (начало экспери мента) Ответ на 1 вопрос (конец экспериме-нта) Ответ на 2 вопрос (начало эксперимента) Ответ на 2 вопрос (конец эксперимента) Ответ на 3 вопрос (начало экспери мента) Ответ на 3 вопрос (конец эксперимента) Ответ на 4 вопрос (начало эксперимента) Ответ на 4 вопрос (конец эксперимента)
1 Алина Скорее да Да Затрудняюсь ответить Да Скорее да Да Скорее да Да
2 Анастасия О. Да Да Да Да Да Да Да Да
3 Анастасия Ф. Нет Затрудняюсь ответить Нет Скорее нет Нет Скорее нет Скорее нет Затрудняю сь ответить
4 Анна Скорее да Да Скорее нет Да Скорее нет Да Скорее нет Да
5 Вероника нет Скорее да Нет Затрудняюсь ответить Скорее нет Затрудняюсь ответить Скорее нет Скорее да
6 Владимир Скорее да Да Скорее да Да Скорее да Да Скорее да Да
7 Георгий Затрудняюсь лветить Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудня юсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудняю сь ответить
8 Дарья Б. Затрудняюсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудня юсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее да
9 Дарья М. Затрудняюсь лветить Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее да Затрудня юсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее да
10 Ирина Скорее да Да Скорее да Да Да Да Да Да
11 Кира Затрудняюсь лветить Да Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудня юсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Да
12 Константин да Да Да Да Да Да Да Да
13 Ксения Затрудняюсь лветить Да Затрудняюсь ответить Скорее да Затрудня юсь ответить Да Затрудняюсь ответить Да
14 Николай Скорее нет Да Скорее нет Да Скорее нет Скорее да Скорее нет Да
15 Ольга Затрудняюсь лветить Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее да Скорее нет Да Затрудняюсь ответить Скорее да
16 Сергей Скорее нет Скорее да Нет Затрудняюсь ответить Нет Затрудняюсь ответить Нет Скорее да
17 Эмилия Скорее да Скорее да Скорее да Да да Да Скорее да Скорее да
18 Юлия Скорее нет Скорее да Затрудняюсь ответить Да Скорее нет Да Скорее нет Скорее да
Контрольная группа (ответы на четыре вопроса в начале и конце эксперимента)
№ Имя Ответ Ответ на 1 Ответ на 2 Ответ на 2 Ответ на 3 Ответ на 3 Ответ на 4 Ответ на 4
на 1 вопрос вопрос (конец вопрос (начало вопрос (конец вопрос (начало вопрос (конец вопрос (начало вопрос (конец
(начало экспери мента) эксперимен та) эксперимен та) эксперимен та) эксперимен та) экспериме нта) экспериме нта) экспериме нта)
1 Анастасия Да Да Да Да Да Да Да Да
2 Александр Затрудн яюсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Скорее да Скорее да Да
3 Валерия Затрудн яюсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Да
4 Демитр Затрудн яюсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее да Затрудняюсь ответить Затрудняю сь ответить
5 Денис Скорее нет Скорее нет Затрудняюсь ответить Нет Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить Скорее нет
6 Екатерина Да Да Да Да Да Да Да Да
7 Лиана Скорее нет Затрудняюсь ответить Скорее нет Скорее нет Скорее нет Скорее нет Скорее нет Затрудняюсь ответить
8 Марина Скорее да Скорее да Скорее да Да Скорее да Да Скорее да Да
9 Мария Скорее да Скорее да Скорее да Да Скорее да Да Скорее да Да
10 Никита Да Да Да Да Да Да Да Да
11 Олеся Скорее нет Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Скорее да Скорее нет Скорее да Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить
12 Роман Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет
13 Римма Скорее нет Скорее нет Скорее нет Скорее нет Скорее нет Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Скорее нет
14 Тимофей Затрудн яюсь ответить Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Скорее да Скорее нет Скорее да Затрудняю сь ответить Затрудняюсь ответить
15 Татьяна Скорее да Скорее да Скорее да Да Скорее да Да Да Скорее да
16 Татьяна Скорее да Скорее да Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Скорее нет Скорее да Да Скорее да
17 Таисия Скорее нет Затрудняюсь ответить Скорее нет Скорее да Нет Затрудняюсь ответить Скорее нет Затрудняюсь ответить
18 Фируз Скорее да Скорее да Затрудняюсь ответить Затрудняюсь ответить Скорее да Скорее да Скорее да Скорее да
19 Юрий Нет Скорее да Нет Скорее нет Нет Скорее нет Нет Скорее нет
20 Ярослава Скорее да Да Скорее да Скорее да Нет Скорее да Да Скорее да