Научная статья на тему '«Детский альбом» Н. Я. Чайкина в обучении и воспитании начинающих баянистов'

«Детский альбом» Н. Я. Чайкина в обучении и воспитании начинающих баянистов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
720
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / "ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ" / ЮНЫЕ БАЯНИСТЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / АНАЛИЗ ПЬЕС / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пронин А.А.

В данной статье дан анализ нескольких произведений из «Детского альбома» Н.Я. Чайкина, объясняется логическая последовательность освоения исполнительских навыков в сочетании с развитием музыкально-образного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S ALBUM" N.I. CHAIKIN IN THE TRAINING AND EDUCATION OF ASPIRING ACCORDIONISTS

This article analyzes several works from the "Children's album" by N. I. Chaikin, explains the logical sequence of the development of performing skills, combined with the development of musical creative thinking.

Текст научной работы на тему ««Детский альбом» Н. Я. Чайкина в обучении и воспитании начинающих баянистов»

УДК 78.06

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» Н.Я. ЧАЙКИНА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НАЧИНАЮЩИХ БАЯНИСТОВ

А. А. Пронин

Белгородский государственный институт искусств и культуры (Губкинский филиал ГБОУ ВО БГИИК) е-шай: pronin119@yandex.ru

В данной статье дан анализ нескольких произведений из «Детского альбома» Н.Я. Чайкина, объясняется логическая последовательность освоения исполнительских навыков в сочетании с развитием музыкально-образного мышления.

Ключевые слова: автор, «Детский альбом», юные баянисты, музыкальный язык, анализ пьес, исполнительские навыки.

Музыка Николая Яковлевича Чайкина знакома и любима мной с детства.

Его произведения мы играли в школьном оркестре, многие его пьесы исполнялись учащимися на баянах, домрах и других инструментах. В годы профессиональной учебы, работая над более крупными его сочинениями (концертные пьесы, соната си-минор, концерт си-бемоль мажор) - чувство восхищения от его мастерски написанной, вдохновенной музыки не покидало. В консерватории Н.Я.Чайкин вел у нас курс методики обучения игре на баяне, в котором особо важная роль была отведена обучению и воспитанию начинающих баянистов. Он не раз подчеркивал, что работа с детьми - «это очень важный и ответственный участок работы».

Его «Детский альбом» представляет собой своеобразную «Школу игры на баяне», где без лишних слов, только языком музыки, в сконцентрированной форме представлен большой объем информации, необходимой для развития и становления юного баяниста-музыканта. Альбом состоит из сорока пьес, первые из которых посвящены, в основном, раскрытию узко специфических задач в работе с начинающими: звукоизвлечение, динамика, мелодия и аккомпанемент, элементы полифонии и других проблем. В дальнейшем задачи усложняются, трудность исполнения пьес возрастает, они включают в себя уже комплекс знаний и умений, приобретенных в работе над предыдущим материалом. Складывается стройная система от простого к сложному, от пьесы, состоящей всего из трех звуков - № 1 («Призыв») до монументальной фуги-фантазии «Сказ» (№ 40). В «Детском альбоме» автор обстоятельно выстраивает логическую последовательность освоения исполнительских навыков в сочетании с развитием музыкально-образного мышления. Но главным всегда остается содержательность музыки.

№ 1 - «Призыв». Этой пьесой начинается «Детский альбом».

Пьеса состоит из трех нот (до - соль - ре). По характеру содержания напоминает звуки горна (его звучание знакомо детям, они слышали его в школе, пионерском лагере, в кино и т.д.), на это настраивает и название пьесы, и указание автора исполнять ее «энергично», громко.

Изучая эту пьесу, ученик должен научиться громкому ведению звука при жесткой атаке, для чего сразу потребуется довольно большая активность, решительность и смелость в действиях. Скорость исполнения будет зависеть от направленности и настроения призыва: «на зарядку», «на сбор», «на сон», «в лес», «на игру» и т.п. То есть, пьеса может исполняться в различных темпах, и не обязательно добиваться от ученика строгой ритмичности, - гораздо ценнее пробудить в нем творческую самостоятельность.

Заботой же педагога должно стать в этой пьесе создание метрической ясности произношения опорных тонов. Этому способствует свойство более длинного звука на сильном времени притягивать к себе короткие (затакт исполнять «Нон-легато» -отдельно).

В этой пьесе ученику предоставляется возможность сразу хорошо разобраться и уяснить себе различные длительности, в том числе и паузы. Одинаковые ноты партий правой и левой рук способствуют прочному усвоению и запоминанию их написания в различных ключах и клавиатурах. Одинаковые интонации партии левой и правой рук облегчают их запоминание, а далекие регистровые переклички (1-П октава - контроктава) - будят воображение юного исполнителя.

Автор предлагает «пятипальцевый» принцип расстановки аппликатуры («соль» - 1, «до» - 3, «ре» - 4). Этим достигается устойчивость руки на клавиатуре. Пальцы, собранные «в горсточку», помогают кисти держать «куполообразное» положение, а чередование их (1-3, 1-4, 3-5) способствует формированию весового ощущения в игре, т.е. рука аккуратно опирается на каждый из пальцев. Авторская аппликатура пьесы имеет ярко выраженное позиционное строение, так как вся расположена в одной позиции и каждому пальцу соответствует своя клавиша.

№ 2. Пьеса «Эхо» имеет изобразительный характер. От ученика требуется создание ясных звуковых эффектов. Эта пьеса быстро запоминается учеником. В ней не требуется кропотливая работа над точностью темпа и ритма. Главное здесь -слуховой контроль, создание юным музыкантом образной звуковой картины «Эха» («В лесу», «В горах»). Исполнение должно быть «размеренным», без суеты и ускорений, все звуки нужно хорошо дослушивать.

Штрихи и динамика помогают раскрыть характер пьесы: на «форте» исполняются («выкрикиваются» в тишину) раздельные, но выдержанные полностью (без затухания) звуки («тенуто»). Обратно «приходят» приглушенные, ослабленные («легато» - «пиано»).

В последнем такте учащийся сталкивается еще с одним значением «лиги» -удлинением звука (одной высоты), а также «ферматой». Кроме того, здесь же происходит знакомство с интересным игровым приемом - филировкой звука.

Аппликатура имеет позиционное строение с применением всех пяти пальцев (пр. руки).

В этой маленькой пьеске заложен довольно большой объем информации о средствах музыкальной выразительности, их смысловом значении, назначении и условности нотной записи.

№ 3. «Пьеса». Это небольшая музыкальная пьеса, напоминающая детскую песенку. В этом примере следует добиться точного метроритма, соответствия различных длительностей в мелодии и аккомпанементе. Мелодия первых двух тактов напоминает звуки трубы, потому ученик легко воспринимает «форте». Следующие два такта играются более мягким звуком и, скорее всего - «на сжим» (т.к. на баяне одинаковые по объему музыкальные построения, в силу конструкции инструмента, нужно играть «на разжим» - громче, «на сжим» - потише).

Это первый пример, где мелодия сопровождается аккомпанементом. Он очень простой (Т, Д), в основном виде. Автор специально не перегружает гармоническую ткань, чтобы не создать дополнительных трудностей ради решения основной задачи -соединение мелодии и аккомпанемента. Это - в начале - очень трудный и ответственный момент.

Особое внимание следует обратить на штрихи и фразировку, играть нужно без ускорений, «неторопливо», размеренно, не укорачивая аккордов. Нужно объяснить ученику обязанности аккомпанемента, который должен помогать звучанию мелодии в гармоническом и ритмическом плане, в то же время звучать мягко, певуче, не формально.

Аппликатура проставлена автором с учетом использования одной позиции. Последнюю ноту первой фразы и первую ноту второй предлагается играть одним (вторым) пальцем (для более ясного осознания конца и начала музыкальных построений).

№ 4. «Маленький канон». В этом музыкальном примере происходит первое знакомство с полифонической фактурой строения музыки. Работу над этой пьесой нужно начинать с разучивания каждого голоса, точно выдерживая длительности звуков и пауз. Правильно произнося звуки («легато», «тенуто»), добиться ровного звучания каждого голоса. Затем можно играть в унисон обеими руками вместе. И только добившись определенной свободы исполнения, пытаться играть, как написано.

Главной задачей исполнения полифонии (многоголосия) является создание ясности и самостоятельности голосоведения, ансамбля в звучании голосов.

В данной пьесе все направлено на достижение этой цели: медленный темп, мелодические интонации в духе колыбельной песни как бы разговаривают друг с другом, на ровном динамическом уровне. Это тоже предусмотрено автором, чтобы не отвлекать внимание ученика дополнительными трудностями.

Аппликатура для обеих рук проставлена удобно, в одной позиции.

№ 5. «В походе». Пьеса состоит из мелодии и аккомпанемента.

Она предназначена как бы для закрепления ранее полученных навыков исполнения соответствующей фактуры (№ 3).

Происходит знакомство с бодрым темпом марша: трехчастным строением музыки, тональной модуляцией (до - соль - до).

I ч. II ч. III ч.

Аккомпанемент следует играть упруго, четко (= 120). При более быстром темпе (например, вдвое быстрее) - многое будет невыполнимо: пропадет четкость ритма, волевое пение мелодии, яркость акцентов, исполнение будет невыразительным. В мелодии нужно подчеркивать сильные доли, которые будут усиливать смысловое значение маршевой твердости. Впервые вводятся акценты. Исполнять акценты нужно ударом пальца с участием кисти и меха. При этом звук в начале должен быть большей громкости, с последующим возвратом к прежнему динамическому уровню (возможно меньшему).

Аппликатура очень удобна, закрепляет навык позиционной игры.

№ 6. «Шаг за шагом». В этой пьесе многое появляется впервые: знак репризы, динамические и гармонические усложнения и др. Пьеса написана в 2-х частной форме с репризой второй части. Характер пьесы напоминает вальс, но с удлинением первой (сильной) доли, а название пьесы - «Шаг за шагом», - возможно, говорит о том, что это шаги танцевальные. От работы над этой пьесой ученик получит хорошую базу для исполнения вальсовых аккомпанементов, где требуется мягкий бас на первую долю и легкие аккорды на 2-3. К тому же, ощущение глубокой сильной доли (бас) и два

аккорда четвертными в аккомпанементе не позволят половинной в мелодии звучать короче положенного, заставят ученика внимательно ее слушать и доиграть полностью.

В аккомпанементе появляются секстаккорды, благодаря чему линия баса воспринимается уже как своеобразная мелодия. На это нужно обязательно обратить внимание ученика.

В начале второй части впервые появляется новая гармоническая функция -субдоминанта. После «Т - Д» и длительного, creschendo (в течение четырех тактов) она воспринимается как кульминация (на форте, ярко, торжественно).

Дополнительной трудностью в изучении и освоении пьесы будут динамические изменения звучания (cresc. - dim.). Для начинающего баяниста это очень непросто, так как нужно определить степень громкости и делать усиление -затихание постепенно. Распределению силы звучания помогает «поступенное» секвенционное развитие мелодии.

Аппликатура усложняется, но в пределах одной позиции (без поворотов кисти). Благодаря умеренному движению и относительной простоте мелодии все исполнительские трудности этой пьесе вполне выполнимы при внимательной, кропотливой работе.

№ 7. «Наигрыш». Пьеса напоминает народную песню. Фразировка по три такта в первом разделе и по два - во втором. Интонации каждой фразы плавно спускаются от верхнего звука к нижнему, с повторяющимися мелодическими оборотами. Мелодия развивается неторопливо, без динамических изменений. В конце 3-й фразы образуется диссонирующее созвучие (до - ре) голосов мелодии и баса, что делает этот момент кульминационным в I части. Характер произнесения опорных звуков в мелодии каждой фразы сравним с поклоном в плавном хороводе.

Мелодия каждой фразы должна звучать плавно, выразительно, потому главной сложностью будет научить ученика исполнять и хорошо слышать «легато». Этому будет способствовать игра самим преподавателем мелодических линий и всей пьесы. В итоге у ученика должно сложиться определенное звуковое представление об исполнении. Для Точной передачи характера мелодии автор использует уже знакомые штрихи: легато, нон-легато, тенуто, в различном их сочетании.

Точного указания темпа нет. Слово «протяжно» говорит о спокойном, медленном движении, а «выразительно» - о необходимости интонационно яркого произнесения каждого звука.

Басовый голос должен звучать «нон легато», ясно, значительно, размеренно. Размер («а ля, бреве») говорит об определенной свободе движения и показа лишь вершин мелодических линий в каждой фразе, остальные же звуки играются как бы по инерции, без нажима и выделения относительно сильных долей.

Пьеса эта будет способствовать выработке таких важных исполнительских качеств, как независимость рук, ясность показа ведущего (верхнего) голоса, артикуляционной точности, навыка игры певучим звуком.

№ 8. «Хорошее настроение». Пьеса написана в характере песенки, мелодия которой имеет своеобразную фразировку и ясный, четкий аккомпанемент. Такие мелодии хочется напевать, когда бывает хорошее настроение. Темп не должен быть слишком скорым. Авторское указание «Оживленно» предостерегает от излишней заритмизованности исполнения, нацеливает на свободный характер движения (возможно небольшое ускорение к вершине - «ля» - с последующим некоторым замедлением к концу фразы).

Тональность до мажор, а мелодия начинается с вводного звука «си» и далее (до -ми - соль) по тоническому трезвучию - к вершине мотива. В этом можно предположить, что автор предусмотрел желание учеников «засиживаться» на первом основном тоне и чтобы этого не происходило, начинает мелодию не с тоники, а с вводного звука, дав ученику возможность ощутить «полетность» мелодии, отвлечь от строгого мерного движения.

Строение артикуляций тоже своеобразно: первая фраза (четыре такта) разделена лигами на двутакты, вторая же - на такты. Этим дополнительно подчеркивается устремленность мелодии к вершине (звуку «ля») и кульминации («ля») в начале второй фразы. Членение по тактам указывает на определенную свободу движения мелодической линии. Аккомпанемент состоит из трезвучий основных ступеней. В седьмом такте появляется новая гармония (ДД), на которой следует заострить внимание ученика, объяснив характер ее звучания. Наиболее важные мелодические моменты сопровождаются басом на сильном и относительно сильном времени. Это должно способствовать более внимательному исполнению этих тактов (такты начал предложений, кульминационные, двойной доминанты, доминанты перед окончанием). Для того, чтобы мелодия звучала более привлекательно и убедительно, вполне возможно применение различных агогических оттенков. Это даст толчок к развитию музыкально-художественного мышления (но здесь важно соблюдение чувства меры: «сколько взял - столько отдай», то есть ускорения необходимо сочетать с замедлениями и т.п.).

Аппликатура в пределах одной позиции. Интересно применение разных пальцев на повторяющихся звуках. лл 3

ре - ми, ре - ми

Подобный аппликатурный прием и в дальнейшем будет использоваться автором. Он помогает сохранить активность в развитии мелодии, сохранить ровность и метрическую четкость.

№ 9. «Песенка». Характер этой пьесы выписан в название.

Сдержанность движения музыки не мешает ее шутливому настроению. Особое внимание нужно обратить на артикуляционные лиги, которые в каждом таете разные. Их внимательное исполнение поможет избежать суеты и торопливости движения мелодии. Смысл артикуляции в мелодии можно истолковать «смычковой» трактовкой. У скрипачей ноты под лигой играются на одно движение смычка, ноты «нон легато» требуют для каждой отдельного движения. Нужно показать ученику игру скрипача (на уроке, концерте) объяснить принцип и убедиться, что ученик понял его.

Короткие лиги не должны мешать развитию фразы (по два такта), между штрихами недопустимы случайные паузы (как у хорошего скрипача смена смычка не должна нарушать ровности звуков и дыхания фразы). Предполагаемую же «смену смычка» на баяне следует отмечать несколько более глубокой атакой звука.

Тональность фа мажор впервые встречается в цикле (№ 5 «соль мажор»). Автор пока не дает дополнительных трудностей и постепенно знакомит ученика с тональностями, начиная с самых удобных и простых. Новым в гармонизации является появление минорных аккордов (II) и М УП 7. Всю эту информацию нужно ученику объяснить именно такой теоретической терминологией (чтобы привыкал к звучанию не только звуков, но и незнакомых слов, чтобы он проникался уважением к профессии и груду педагога).

В аккомпанементе штрих «staccato», то есть, длительности должны укорачиваться наполовину (играть «восьмыми», а не придумывать какой-то иной

прием исполнения отрывистого звучания, который может исказить мелодию). Аппликатура строится в одной позиции, с опорой на сильные пальцы. Это поможет играть штрихом с глубокой атакой звука, к тому же воспитывается устойчивость движения руки с опорой на сильные пальцы.

№ 10. «Пионерский горн». В этой пьесе для ученика нет ничего незнакомого (кроме секстаккордов в последних двух тактах и трех басов с аккордами, взятых одновременно). С темпом марша знакомились в № 5, игра на форте, фанфарные интонации и их аппликатура приходились в №№ 1, 2, 5, «staccato» в аккомпанементе - в № 9. Следовательно, эта пьеса может быть использована для закрепления предыдущего материала, а также для самостоятельного изучения (если хорошо был изучен предыдущий материал). Автор как бы говорит, что навык самостоятельности в работе нужно воспитывать на материале, специально подобранном, где все детали интонации, фразировка, темп, ритм, приемы изучались ранее и хорошо знакомы ученику. А новое должно быть в небольшом количестве и не быть излишне сложным. У каждого педагога должно быть в работе достаточное количество таких итоговых пьес. Они помогают формировать сложнейшие навыки самостоятельной работы ученика над произведением.

В данной работе рассмотрена лишь часть пьес «Детского альбома», применение которых в работе с начинающими баянистами дает весьма эффективный результат. Дети хорошо понимают смысловое содержание пьес, быстро запоминают их и с удовольствием играют.

«Детский альбом» состоит из пьес для баяна с готовыми аккордами. Но систему начального обучения Н.Я. Чайкина ни в коем случае нельзя истолковывать как отрицание необходимости начинать обучение на выборной клавиатуре. Несомненно, выборный баян представляет больше возможностей для развития исполнительских навыков, расширяет границы творческого мышления, но он никогда не заменит полностью готовый баян, да в этом и нет необходимости. Доказательством тому являются пьесы «Детского альбома» и заложенная в нем педагогическая система обучения и воспитания юных музыкантов, которая оказывает и будет оказывать неоценимую помощь в обучении игре на баяне с готовыми аккордами, гарантируя полноценное развитие исполнительских навыков.

Пьесы «Детского альбома» - это «золотой фонд» всякого творчески работающего с детьми педагога.

Детский альбом 1. ПРИЗЫВ

Н. ЧАЙКИН

Энергично

» а --- г --- ? » —— 2 -- -?. 3 _ 1 ^ 1

С____ -ф-1 —

ЕС

1

£

1

*

Размеренно

-=—»

2, ЭХО

г *_

в5Е

Ш

■Р

Р

3>

.....

зЁ

Р1

£

н ~

3. ПЬЕСКА

^ Ч ■ | 1 - 4=1 —г---———

/ к 1 [ ГТГ" У И —-ч У» ] Я ^ н —О.......... -—1 1-И

,г 11—*--— и™---г-АД................Т1 —Я - *м— -т—1 -- --£-

:г" ■ V „ - 4 Э

f в г ^ * 'Г - 1 к... .....

^¿-г^-I—*- Щ ■ ..... ■ 1—^1-— —*—- т»_____■ ■;., ,

Обозначение палы«я: I - большой,2 - укзэапагыщй,} - срсдккй,* - безымянный,5 - митенвц.

4. МАЛГИЬКИЙ КАНОН

Медленно

5. В ПОХОДЕ

, 5 , ь -V.......II 3...........* ......... гг—;——

[ Ш-ф.---.„;■„. Я, , | в 5 (■'■V'- р-г -г— -- +--4—— -НЦ+- ...............-3-

........ : :, г ? ■4——к—-— я::.:.,.»,

Конец

г--Т у —Н 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

{ ] /рм=й 1^=5= Ш 1 ц= 3= —ф. в § 1 « 1— 1 § 1 4Щ —< м к:.1 ¿-л Г С Г Ц=А ы

По0тдри?ь сначала до слова Конец".

6. ШАГ ЗА ШАГОМ

В умеренном движении

-Jr—*

у—*

» г. а

-

3=3*

-yf

да/

t «

Б

и

щ-

I

41

cresc.

В

С

fi-

ll?7

s 31

р|

J «—б

g

в

dim.

it

crese.

■eric

НЕС

В

ti

7. НАИГРЫШ

•в

1

3

Протяжно, выразительно

nf

S

-«t

жжщж

1

сг

PS

i

i

IE

Повюригь сначала до слово „Конец".

8. ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Ожиллснно

Iй 'в п/' у и J| ь г т Г Г:— -%— 3 # г ~я— , |Г г г г п

I. и 1 Jf П Jfr ы У * ::±.... 1 Б .Ь.;...........:.—. » ........-а -

Сдержанно

10. ПИОНЕРСКИЙ ГОРН

Маршеобразно

а 1

—---;■ " ■ .......—■ 4 г»-4-»-Ф-

\ / в «1 т --—■—* *—_ 1 1___________ -л М JI 1 ---ф- -*-- В г - ё- 1

* т ■■■»-4

Ё

*

Г~

Ш

§

г...

Д. '< 2

I

р

Б

д

1

Список литературы 1. Чайкин Н.Я. Детский альбом для баяна (аккордеона). - СПб., 2005. - 56 с.

CHILDREN'S ALBUM" N.I. CHAIKIN IN THE TRAINING AND EDUCATION OF ASPIRING ACCORDIONISTS

A.A. Pronin

Belgorod state institute of arts and culture (Gubkinsky branch) е-mail: pronin119@yandex.ru

This article analyzes several works from the "Children's album" by N. I. Chaikin, explains the logical sequence of the development of performing skills, combined with the development of musical creative thinking.

Keywords: author, Children's album, young accordionists, musical language, analysis of plays and performance skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.