Научная статья на тему 'Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей'

Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4095
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN’S SUMMER CAMPS / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никульников А. Н.

В статье рассматриваются научные подходы к определению системы дополнительного образования детей, функции системы дополнительного образования детей. Отдельное внимание уделяется детским оздоровительным лагерям в контексте системы дополнительного образования детей. Представлена типология детских оздоровительных лагерей, раскрывается содержание понятия «детский оздоровительный лагерь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никульников А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S SUMMER CAMPS IN THE STRUCTURE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article deals with the scientific approaches to the definition of additional education, the function of system of additional education for children. Special attention is paid to children's summer camps in the context of additional education. The typology of children's summer camps, the concept of “children's summer camp” are presented.

Текст научной работы на тему «Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей»

15. Колик, Г. Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 -СПб., 2007.

Bibliography

1. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya kak oblastj nauchnogo znaniya i socialjnoyj praktiki. - SPb., 1999.

2. Kiseleva, T.G. Osnovih socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti: ucheb. posob. dlya vuzov kuljturih i iskusstv, pedinstitutov i sred. spec. ucheb. zavedeniyj / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasiljnikov. - M., 1995.

3. Grigorjeva, E.I. Sovremennihe tekhnologii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti. - Tambov, 2002.

4. Aleksandrova, M.D. Starenie: socialjno-psikhologicheskiyj aspekt/ M.D. Aleksandrova // Psikhologiya starosti i stareniya: Khrestomatiya / sost. O.V. Krasnova, A.G. Liders. - M., 2003; Krasnova O.V. Socialjnaya psikhologiya starosti: ucheb. posob. / O.V. Krasnova, A.G. Liders. -M., 2002.; Styuart-Gamiljton Ya. Psikhologiya stareniya: monografiya / Ya. Styuart-Gamiljton; per. s angl. I. Burovoyj; pod nauch. red. L.A. Rudkevicha. - SPb., 2010.

5. Popov A.A. Dukhovnaya zhiznj pozhilihkh lyudeyj v sovremennihkh sociokuljturnihkh usloviyakh: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.06. - Kursk, 2007.

6. Uskova N.E. Institucionaljnoe obespechenie socialjnoyj aktivnosti pozhilihkh lyudeyj. Geronto-sociologicheskiyj analiz: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.04. - M., 2000.

7. Thanina, E.V. Socialjnaya aktivnostj pozhilihkh lyudeyj v sovremennom rossiyjskom obthestve: regionaljnihyj aspekt: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.04. - Penza, 2006.

8. Chernosvitov, E.V. Problemih aktivizacii zhizni pozhilihkh lyudeyj / E.V. Chernosvitov //Psikhologiya zrelosti i stareniya. Ezhekvart. nauch.-issled. zh-l. - 2000. - № 1(9).

9. Karl F. Outreach counseling and educational activities in a district / F. Karl // Educational Gerontology. - 1991. № 17.

10. Viljchinskaya-Butenko M.Eh. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj za rubezhom: uch. pos. - SPb., 2011.

11. Institut mezhdunarodnogo sotrudnichestva Nemeckoyj associacii narodnihkh vihsshikh shkol (Nemeckoyj associacii obrazovaniya vzroslihkh), oficialjnihyj sayjt: http://dvv-international.de/index.php?article_id=2&clang=1

12. Shaposhnikova T.D. Sociokuljturnoe obrazovanie i prosvethenie vzroslihkh za rubezhom/ T.D. Shaposhnikova // Chelovek i obrazovanie. Akademich. vestnik In-ta obrazovaniya vzroslihkh RAO. 2011. - №3 (28).

13. Ovchinnikov, G.A. Obrazovanie i prosvethenie pozhilihkh lyudeyj v sisteme neprerihvnogo obrazovaniya «Obuchenie v techenie vseyj zhizni» / G.A. Ovchinnikov // [Eh/r]. - R/d: www.znanie.org/Projects/Age3/.../Ovchinnikov1.doc - Rossiya

14. Khozina, Zh.V. Socialjno-kuljturnaya aktivizaciya lic tretjego vozrasta kak uslovie preodoleniya ehyjdzhizma : (Na primere Velikobritanii): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.05. - M., 2000.

15. Kolik, G. Realizaciya razvivayuthego potenciala dosuga lyudeyj pozhilogo vozrasta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.05 - SPb., 2007.

Статья поступила в редакцию 15.10.12

УДК 374+37.0+371

Nikulnikov A.N. CHILDREN’S SUMMER CAMPS IN THE STRUCTURE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The

article deals with the scientific approaches to the definition of additional education, the function of system of additional education for children. Special attention is paid to children's summer camps in the context of additional education. The typology of children's summer camps, the concept of “children's summer camp” are presented.

Key words: system of additional education for children, children’s summer camps.

А.Н. Никульников, ст. преп. каф. педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, [email protected] 8-913-897-9632

ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются научные подходы к определению системы дополнительного образования детей, функции системы дополнительного образования детей. Отдельное внимание уделяется детским оздоровительным лагерям в контексте системы дополнительного образования детей. Представлена типология детских оздоровительных лагерей, раскрывается содержание понятия «детский оздоровительный лагерь».

Ключевые слова: система дополнительного образования детей, детские оздоровительные лагеря.

Смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности повлекла за собой необходимость реформирования системы образования Российской Федерации. Дополнительное («неформальное» по терминологии ЮНЕСКО) образование - это зона ближайшего развития личности, это путь развития в культуре, который человек выбирает сам в соответствии со своими потребностями [2].

Анализ научно-теоретических исследований и нормативных документов позволяет выявить несколько различных подходов к формулированию понятия «дополнительное образование детей».

Дополнительное образование детей рассматривается в работах В.В. Абрауховой, А.Г. Асмолова, В.П. Головановой, В.А. Горского, Г.И. Гузевой, А.В. Егоровой, Л.Ю. Ляшко, А.В. Скачковой, С.Ю. Степанова, В.В. Усанова, Н.И. Фунико-вой, Л.Н. Ходуновой, В.Я. Ясвина как:

- самостоятельная образовательная сфера, особый тип образования;

- составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования;

- открытый, саморегулирующийся и комплексный процесс обучения и воспитания, процесс гармоничного единства познания, творчества и общения детей и взрослых;

- пространство, где ребенок может реализовать свое личностное право самому; особое образовательное пространство, реализуемое в свободное время школьника; специфическое государственно-общественное образовательное пространство детского досуга;

- социально-педагогический процесс или явление; культурно обусловленное социально-педагогическое явление, эффективный социально-педагогический процесс;

- уникальное педагогическое явление, уникальное образовательное сообщество, неформальный тип образования;

- разноуровневая целостная образовательная система; целостная управляемая многоуровневая социально-педагогическая образовательная система;

- социокультурная технология, интегрирующая педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.

Обобщая рассмотренные подходы к формированию понятия «дополнительное образование детей» необходимо констатировать, что каждый из них, имея позитивные аспекты в понимании данного типа образования, не может охватить все его содержательные элементы.

В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как активный инновационный поиск ребенка, который ищет вариант своего образования, и педагога, стремящегося удовлетворить его ожидания через создание новых объединений по интересам, обновление содержания традиционных, привлечение новых педагогических технологий и изменение собственной позиции - признание в качестве цели воспитания развитие личности каждого ребенка [2].

Система дополнительного образования получила свое название в 1992 г. в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». Основой ее развития стала сеть внешкольных учреждений [8].

Функционал системы дополнительного образования может также рассматриваться с точки зрения наложения данной системы на систему общего образования. В этом случае в нем можно выделить три основные функции.

Первая из них - социализации личности, под которой понимается интеграция человека в социум, выражается в готовности и способности личности к решению социально значимых проблем.

Вторая - подготовка к продолжению образования, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием выражается в возможности получить профессиональное образование.

Третья - индивидуализация личности, выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и потребностей каждого ребенка выражается в развитии способности к самопознанию, самооценке и самоопределению.

Учреждения дополнительного образования многообразны. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 7 марта 1995 г. №233 и Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 24 марта 1997 г. №12 к учреждениям дополнительного образования относятся: центры, дворцы, дома с четким определением профиля образовательной деятельности; клубы, детские студии, станции различно ориентированного творчества детей, по различным областям науки, техники, искусства, туризма, спорта; детский парк, музей, детский оздоровительный лагерь [1].

Детский оздоровительный лагерь как учреждение дополнительного образования детей имеет свои специфические, обусловленные исторически черты и признаки.

Временем зарождения массового оздоровительного отдыха детей на природе можно считать 80-е годы XIX в. В 1887 г. была создана колония для детей при московских думских школах. Далее создание подобных колоний распространилось на Санкт-Петербург, Одессу, Харьков, Киев, Симферополь и другие города. Создавались подобные колонии в сельской местности на природе. Целью создания колоний было физическое развитие слабых городских детей малоимущих родителей [1].

В начале XX в. получают развитие летние детские площадки. Местом их локализации были парки, сады, пустыри. Их возрастной контингент составляли дети дошкольного и младшего школьного возрастов. Педагогический состав был представлен слушателями курсов П.Ф. Лесгафта и Ф. Фребеля. Основной целью летних детских площадок являлось физическое и творческое развитие.

Трудовое направление организации летнего детского досуга было заложено С.Т. Шацким. По его руководством была в 1911 г. была создана детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (Калуга). Важной составной частью системы внешкольных учреждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались как воспитательно-оздоровительные учреждения, работающие с учетом основных принципов деятельности пионерской организации.

Понятие «лагерь» по В. Далю - «воинский табор, стан, становище». «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова: «временная стоянка обычно под открытым небом, в палатках» [4]. В «Педагогической энциклопедии» (1930) лагерь трактуется как коммуна юных пионеров. В «Педагогическом словаре» понятие «лагерь» определяется как «внешкольное учреждение, организующие активный отдых учащихся 1-8 классов в каникулярное время» [6]. Ю.Н. Таран определяет лагерь как «воспитательно-оздоровительную систему, включающую индивидуальногрупповой, функционально деятельностный, ценностно-ориентированный, пространственно-временной, диагностико-аналити-ческий компоненты».

Детские оздоровительные лагеря сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоро-

вья и профессионального самоопределения: адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Также в этом положении изложены организационные основы деятельности учреждения. Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается

1. В совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл).

2. В детском оздоровительном лагере здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия».

3. Дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни - в естественных условиях социальной и природной среды.

4. Ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.

5. Отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом.

Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Можно выделить два подхода к типологии детских оздоровительных лагерей.

Первый. Виды детских оздоровительных лагерей классифицируются не по содержанию деятельности, а по месту размещения детей [7].

1. Стационарные лагеря. Специально создаваемые, как детские оздоровительные учреждения, преимущественно - за городом.

2. Базовые лагеря. Лагеря, создаваемые на приспособленной базе, то есть в помещениях учреждений и организаций, которые изначально не создавались, как оздоровительный детский лагерь - в школах, учреждениях дополнительного образования детей, в войсковой части, равно, как на турбазе, профилактории или гостинице.

3. Полевые или палаточные лагеря.

Второй подход к видовому разнообразию смен (лагерей) определяется основной содержательной деятельностью [7].

По этому признаку лагеря могут квалифицироваться как: спортивно-оздоровительные, туристские, труда и отдыха, санаторные (профилактические), культурно-познавательные, интеллектуальные, профильные, семейные.

1. Спортивно-оздоровительные лагеря - вид оздоровительно-образовательной деятельности, являющейся:

- продолжением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ;

- рекреативно-оздоровительной сменой для обучающихся, где основным содержанием деятельности будет формирование скоростных, силовых, двигательных качеств, выносливости и т.п. в одном из видов физкультурно-оздоровительной или спортивной направленности.

2. Туристские лагеря:

- полевые (палаточные) лагеря по различным видам туризма и краеведения (водный, пеший, горный и т.п.) с практической отработкой туристских навыков на основе теоретических навыков, полученных обучающимися в объединениях туристско-краеведческой направленности в течение года;

- лагеря, проводимые в полевых условиях, где активно используются туристские навыки для обучающихся различной степени подготовленности.

3. Лагеря труда и отдыха обучающихся - лагеря практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающая формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

4. Санаторные профилактические лагеря - лагеря активной реабилитации обучающихся, имеющих недостатки физического (психического) формирования, либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы.

5. Культурно-познавательные лагеря - место активного отдыха, как стационарного, так и передвижного, где ведущими видами совместной деятельности педагога и обучающегося является нацеленность на творческое освоение мира. Этот вид лагеря может быть организован в форме творческой дачи, мастерской, фестиваля, смотра, экскурсии и прочих форм организации жизнедеятельности обучающихся.

6. Интеллектуальные лагеря - активного отдыха детей и подростков через освоение образовательных программ, как предметных (математики, физики, филологии и т.п.), так и интегративных (интеллектуальных игр, шахмат).

7. Профильные лагеря - форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая, как смена по направлениям деятельности (профилю): юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников.

8. Семейные лагеря - лагеря совместного творчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

Детский оздоровительный лагерь - целостный социум, специально созданный и подчинённый целям гуманистического формирования личности [5]. Задача создания такого воспитывающего социума сводится к моделированию особого стиля гуманистических, творческих отношений, специфического стиля поведения, образа жизни.

Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология.

Библиографический список

Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации - все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

При оптимальной организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря создаются уникальные возможности для социализации самопознания и самовоспитания ребенка.

Этому способствуют:

- круглосуточное нахождение ребенка в лагере, которое создает единое информационное, воспитательное пространство, позволяющее выстроить единую систему требований в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями;

- возможность организации разнообразных видов деятельности: спортивной, игровой, творческой, коммуникативной, познавательной и др.;

- творческий характер взаимодействия детей и будущих педагогов в системе дополнительного образования по содержанию и по форме, способствует проявлению у детей инициативы и социальной активности;

- ситуация свободы выбора занятий по душе, которая позволяет ребенку разносторонне и творчески проявить себя.

Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и профессиональной компетентности педагогов системы дополнительного образования, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

Таким образом, детский оздоровительный лагерь - целостный социальный организм, специально созданный и подчинённый целям гуманистического формирования личности, который на сегодняшний день является учреждением, не только осуществляющим оздоровление и отдых детей, но и выполняющим образовательную и воспитательную функции.

1.

Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - № 9.

Буданова, Г.П. Концепция дополнительного образования / Г.П. Буданова, С.Ю. Степанов, Т.В. Пальчикова // Информационно-справочные материалы о системе дополнительного образования детей в РФ. - М., 1993.

Дейч, Б.А. Анализ современных подходов к периодизации процесса становления и развития дополнительного образования (внешкольной работы) в России // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2006.

Панченко, С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989.

Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2008.

Таран, Ю.Н. О возрождении школьного воспитания: из опыта региона // Социологические исследования. - 2007. - № 4.

Четвергова, Н.Е. Формирование готовности будущего учителя к работе в летнем детском лагере: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2004.

Щетинская, А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей / А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова: учеб. пособие. - Оренбург, 2006.

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

9

Bibliography

1. Asmolov, A.G. Dopolniteljnoe obrazovanie kak zona blizhayjshego razvitiya obrazovaniya v Rossii: ot tradicionnoyj pedagogiki k pedagogike razvitiya II Vneshkoljnik. - 1997. - № 9.

2. Budanova, G.P. Koncepciya dopolniteljnogo obrazovaniya I G.P. Budanova, S.Yu. Stepanov, T.V. Paljchikova II Informacionno-spravochnihe materialih o sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj v RF. - M., 1993.

3. Deyjch, B.A. Analiz sovremennihkh podkhodov k periodizacii processa stanovleniya i razvitiya dopolniteljnogo obrazovaniya (vneshkoljnoyj

rabotih) v Rossii II Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 6.

4. Ozhegov S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka I S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 2006.

5. Panchenko, S.I. Pedagogicheskie osnovih professionaljnoyj podgotovki otryadnihkh vozhatihkh pionerskikh lagereyj kruglogodichnogo tipa:

avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1989.

6. Pedagogicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj I pod. red. B.M. Bim-Bad. - M., 2008.

7. Taran, Yu.N. O vozrozhdenii shkoljnogo vospitaniya: iz opihta regiona II Sociologicheskie issledovaniya. - 2007. - № 4.

8. Chetvergova, N.E. Formirovanie gotovnosti buduthego uchitelya k rabote v letnem detskom lagere: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2004.

9. Thetinskaya, A.I. Teoriya i praktika sovremennogo dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj I A.I. Thetinskaya, O.G. Tavstukha, M.I. Bolotova:

ucheb. posobie. - Orenburg, 2006.

Статья поступила в редакцию 25.09.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.