Научная статья на тему 'Детские летние площадки в Алтайском округе в начале XX в'

Детские летние площадки в Алтайском округе в начале XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ДОСУГ / АЛТАЙСКИЙ ОКРУГ / ОБЩЕСТВО ПОПЕЧЕНИЯ О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ / CHILDREN'S ACTIVITIES / AND CHILDREN'S PLAYGROUNDS / HARITY / ALTAI TERRITORY / THE SOCIETY FOR THE CARE OF PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишкина Ксения Алексеевна

Исследуется одно из направлений деятельности обществ, занимающихся проблемами школьного образования, духовного и физического воспитания подрастающего поколения, в частности организация летних площадок для детей и подростков в дни каникул в конце XIX в. - начале XX в. Первоначально целью площадок являлось развитие физического здоровья ребят через подвижные игры и гимнастику. В последующие годы на площадках стали проводится занятия по развитию логического мышления и творчества среди детей. В Алтайском округе устройством и финансированием детских летних площадок занимались местные благотворительные организации - Общество попечения о начальном образовании. В Барнауле площадки функционировали при Нагорной и Зайчанской школах, в саду при Народном доме и Дунькиной роще. В Бийске местом их устройства был Ольгинский сад, а в Новониколаевске - Сосновая роща. Под руководством педагогов ребята занимались физическими упражнениями и играми. Творческие навыки воспитанников были призваны развивать занятия по лепке, шитью, рисованию. Чтение книг и экскурсии расширяли их кругозор. Площадки устраивались для организации досуга детей низких слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s Summer Playgrounds in the Altai District at the Beginning of the XXth Century

The article considers the activity of the society involved in the problems of school education, spiritual and physical upbringing of the young generation, in particular the organization of children’s summer playgrounds in the late XIX early XXth century. Originally, the playgrounds were aimed at physical development of children through games and exercises. In subsequent years the sites were the place for classes on the development of logical thinking and creativity among children. In the Altai district the organization and financing of the children’s summer playgrounds were controlled by local charity organizations the Society for the Care for Primary Education. In Barnaul the sites functioned in the Nagornaya and Zaichanskaya schools, in the garden at the Folk house in Dunkina grove. In Biysk the playground functioned near the “Olga garden”, and in Novonikolaevsk in the “Pine grove”. Under the guidance of teachers, the children were engaged in physical exercises and games. Classes in sculpting, sewing and drawing developed creative skills of the pupils. Reading books and tours expanded the horizons of children. Playgrounds were held for the organization of the leisure of the children from low society level.

Текст научной работы на тему «Детские летние площадки в Алтайском округе в начале XX в»

УДК 94(571.1) ББК 63.3(253.3)6

Детские летние площадки в Алтайском округе в начале XX в.

К.А. Тишкина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Children's Summer Playgrounds in the Altai District at the Beginning of the XXth Century

K.A. Tishkina

Altai State University (Barnaul, Russia)

Исследуется одно из направлений деятельности обществ, занимающихся проблемами школьного образования, духовного и физического воспитания подрастающего поколения, в частности организация летних площадок для детей и подростков в дни каникул в конце XIX в. — начале XX в. Первоначально целью площадок являлось развитие физического здоровья ребят через подвижные игры и гимнастику. В последующие годы на площадках стали проводится занятия по развитию логического мышления и творчества среди детей.

В Алтайском округе устройством и финансированием детских летних площадок занимались местные благотворительные организации — Общество попечения о начальном образовании. В Барнауле площадки функционировали при Нагорной и Зайчанской школах, в саду при Народном доме и Дунькиной роще. В Бийске местом их устройства был Ольгинский сад, а в Новониколаевске — Сосновая роща. Под руководством педагогов ребята занимались физическими упражнениями и играми. Творческие навыки воспитанников были призваны развивать занятия по лепке, шитью, рисованию. Чтение книг и экскурсии расширяли их кругозор. Площадки устраивались для организации досуга детей низких слоев населения.

Ключевые слова: благотворительность, детский досуг, Алтайский округ, Общество попечения о начальном образовании, детские площадки.

БОТ 10.14258/1гуа8и(2015)4.1-41

The article considers the activity of the society involved in the problems of school education, spiritual and physical upbringing of the young generation, in particular the organization of children's summer playgrounds in the late XIX — early XXth century. Originally, the playgrounds were aimed at physical development of children through games and exercises. In subsequent years the sites were the place for classes on the development of logical thinking and creativity among children. In the Altai district the organization and financing of the children's summer playgrounds were controlled by local charity organizations — the Society for the Care for Primary Education. In Barnaul the sites functioned in the Nagornaya and Zaichanskaya schools, in the garden at the Folk house in Dunkina grove. In Biysk the playground functioned near the "Olga garden", and in Novonikolaevsk — in the "Pine grove". Under the guidance of teachers, the children were engaged in physical exercises and games. Classes in sculpting, sewing and drawing developed creative skills of the pupils. Reading books and tours expanded the horizons of children. Playgrounds were held for the organization of the leisure of the children from low society level. Key words: charity, children's activities, the Altai territory, the Society for the care of primary education, and children's playgrounds.

В России первые площадки для организации досуга детей в летнее время появились в Москве в 1895 г. Руководство новыми учреждениями взял на себя педагог и общественный деятель Н.С. Филитис, автор книг по физическому воспитанию детей. В 1909 г. площадки действовали в семи местах столицы, каждая принимала до 400-500 детей разного возраста. Для них

организовывали в основном подвижные игры. Однако вскоре педагоги задались целью расширения умственного кругозора ребят путем чтения, бесед. К 1915 г. на окраинах Москвы действовали уже 32 площадки. Их работой руководили члены организаций «Детский труд и отдых», Общества физического воспитания детей. Труд педагогов оплачивался. Финансирование

площадок осуществилось за счет городских властей и привлечения благотворительных средств.

Выявляются следующие направления в деятельности московский учреждений:

1) «чем больше детей — тем лучше». Руководители делали ставку на развлекательный характер отдыха, главное внимание уделялось разнообразным играм;

2) «чем меньше детей — тем лучше». Упор шел на физическое и моральное развитие детей. Педагоги проводили занятия по рисованию, лепке, шитью. Осуществлялись экскурсии за город [1, с. 2].

На I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (декабрь 1913 г. — январь 1914 г.) была принята резолюция о физическом, нравственном, эстетическом и умственном воспитании ребенка. В документе подчеркивалось значительная роль работы детских площадок для физического воспитания подрастающего поколения. Площадки должны были быть бесплатными и общедоступными, предусматривались ежедневное проведение зарядки и занятия гимнастикой, организация питания детей, устройство библиотек. Финансирование детских летних площадок предполагалось осуществлять за счет земских, городских и других общественных органов самоуправления. Для руководства деятельностью площадок рекомендовалось приглашать специалистов с педагогическим образованием [2, с. 21].

Подготовкой квалифицированных педагогов в начале XX в. занимались Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова в Москве; Киевский женский педагогический институт при Фребелевском обществе, открытый с 1909 г.; одногодичные Фребелевские курсы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и двухгодичные в Одессе; Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, организованные П.Ф. Лесгафтом (с 1896 г.); Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге (с 1908 г.) и т. д. В этих заведениях осуществлялось обучение девушек различным дисциплинам (педагогической психологии, истории педагогических идей, гигиене, физиологии, оказания первой помощи), а также подвижным играм и гимнастике, рисованию, ручному труду и т. д. [3, с. 397].

Московский опыт и зарубежные достижения вне-учебной работы с детьми были с энтузиазмом восприняты в провинциальных городах России. Мероприятия проходили по всей стране. Осуществлялись они в Смоленске, Оренбурге, Иркутске (при школе Общества «Просвещение»), Красноярске (при Обществе попечения о начальном образовании) и т. д.

Необходимость разрешения проблем школьного образования способствовала созданию на территории Алтайского округа благотворительных организаций — Обществ попечения о начальном образовании. В Барнауле организация действовала с 1884 г., в Бийске — с 1901 г., в Новониколаевске — с 1909 г.

Их целями являлось создание в городах начальных школ; оказание поддержки способных детей из малоимущих семей в дальнейшем обучении и т. д. Финансирование организации осуществлялось за счет членских взносов, различных пожертвований, доходов от устройства спектаклей, концертов, гуляний, маскарадов.

Первая детская летняя площадка в Алтайском округе была организована в 1908 г. по инициативе Общества попечения о начальном образовании в Барнауле (ОПОНО). Она располагалась в саду общества [4, с. 4]. Площадка была рассчитана на детей и подростков от 6 до 16 лет из семей чернорабочих, прислуги, ремесленников, торговых и других служащих Барнаула [5, л. 32]. Заявки на посещение площадки принимались заранее. Для решения административных вопросов была образована комиссия из членов ОПОНО. Ее бессменным председателем стал А.И. Петров. Из-за большого притока желающих в 1912 г. было принято решение об открытии детской летней площадки при Нагорной школе, а 1913 г. — при Зайчанской школе Общества попечения о начальном образовании.

Задачи детских летних площадок в Барнауле заключались в устройстве детского досуга во время школьных каникул, а также в оказании помощи отстающим по школьному курсу и неграмотным ребятам. На площадках дети занимались и рукоделием: шитьем, вязанием, вышиванием. Организаторами детского досуга выступали руководительницы и их помощники. Ими были в основном выпускницы женских гимназий, которые трудились добровольно и безвозмездно. С 1913 г. на должность руководителей площадок стали приглашать опытных педагогов из Томска и Москвы.

В конце весны 1914 г. в Барнаул прибыл приглашенный из столицы «знаток дела» П.Д. Соколов [6, л. 8]. Членам ОПОНО он представил специально разработанный проект по организации детского досуга в Барнауле. Созданная П.Д. Соколовым программа стала основой для координирования деятельности площадок в последующие годы.

Работа детских летних площадок проходила с мая по август 1914 г. с послеобеденного времени и до 1819 часов вечера. Для каждого дня недели составлялось расписание. Сотрудники площадок придерживались следующего графика: ежедневно с детьми обязательно занимались гимнастикой и играми, кроме этого, в понедельник — плетением; во вторник — рисованием, в среду — лепкой; в четверг — вырезанием из бумаги и наклеиванием аппликаций; в пятницу — картонажными работами; в субботу — вышиванием. Воскресенье являлось выходным днем. Как правило, ежедневно с 15 до 16.30 детям предлагалось заняться ручным трудом, с 16.30 до 17.30 проходили свободные игры, следующие полтора часа — групповые игры [7, л. 49]. Для облагораживания территории площадок были высажены деревья, дети вместе с руко-

водителя площадок устраивали цветочные клумбы. В обязательную программу площадок входили еженедельные прогулки за город: к Оби, Барнаулке, монастырю. На привалах путешественники ели взятую с собой провизию, вели разговоры о природе, читали книги, собирали растения для гербариев. Такие походы вызывали интерес, дети отдыхали на природе от городской суеты. В конце лета на площадках устраивались выставки детских работ, осмотреть которые приглашались родители воспитанников и все желающие горожане [8, с. 4].

Еженедельно руководительницы должны были выступать на заседаниях членов комиссии Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле с подробными отчетами о проделанной работе. Они предоставляли сведения о количестве детей, посетивших площадку за неделю, о проведенных мероприятиях и их результатах работы, участвовали в обсуждении планов, высказывали свое мнение.

В 1915 г. Городская дума передала ОПОНО под устройство новой площадки территорию в так называемой Дунькиной роще — массиве естественного произрастания смешанных деревьев на окраине города [9, с. 3]. Данное место хорошо подходило для устройства детских игр и могло принять большое количество ребят. В то же время роща была местом гуляний горожан, поэтому работа площадок осложнялась постоянным присутствием неподалеку отдыхающих.

Особенности работы детских летних площадок 1915-1917 гг. в Барнауле заключались в необходимости отвлечения детей от разговоров и мыслей на темы войны. Руководительницы и их помощники много читали ребятам. Вниманию детей предоставлялись рассказы о живой природе Д.Н. Мамина-Сибиряка («Серая шейка», «Старый воробей»), русские народные сказки («Белая утка», «Волк и козлята»), сказки А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке»), Г.Х. Андерсена («Дюймовочка», «Дикие лебеди»). Детям предлагалось обсудить прочитанное, затем они выполняли иллюстрации. Это могли быть как рисунки, так и аппликации, лепка и т. д.

Финансирование площадок осуществлялось за счет средств Общества попечения о начальном образовании. Так, в 1913 г. за три месяца работы площадок было затрачено 527 руб. В смете на 1916 г. на устройство детских летний площадок выделялось 2580 руб. Эта сумма предназначалась на покупку спортивного оборудования (мячи, скакалки); канцлерских товаров; материалов для изготовления скамеек, навесов и т. д. Сюда же была включена оплата труда руководителей и их помощников, работа которых высоко ценилась. Сохранились благодарственные письма от Общества попечения о начальном образовании М.Н. Смиричинской и А.И. Воскресенской, руководившими работами площадок в 1916 г.: «Вы сниска-

ли к себе любовь и доверие детей самых отдаленных улиц города с населением исключительно низшего касса. Вы умело несли Ваши труды и с любовью относились к желаниям детей и чутко прислушивались к проявлению в них различных стремлений... Вы были для детей как-бы огоньком, к которому бежали они отогреться и отдохнуть за играми и работами под Вашим руководством» [10, л. 103]. В 1916 г. иногородние руководители-специалисты получали 75 руб., руководители из местных педагогов — 50 руб. и помощники — 25-40 руб. [11, с. 3].

В связи с военным временем возникли проблемы с приобретением необходимых материалов для ручного труда детей, а также спортивного инвентаря. Поэтому члены ОПОНО обращались с просьбами к будущим руководителям площадок с просьбами совершать необходимые закупки в столичных городах. В газете «Жизнь Алтая» размещались обращения к жителям Барнаула с просьбой жертвовать для площадок разный инвентарь для игр (мячи, кубики, обручи и т. д.) [12, с. 3].

Практика устройств детских летних площадок существовала и при Обществах попечения о начальном образовании в других городах Алтайского округа. Однако там деятельность площадок носила только развлекательный характер, отличалась отсутствием четкого плана работы.

В Бийске площадка устраивалась в Ольгинском саду. При ней работала одна руководительница, которая занималась координированием детских игр. Игры могли быть парными, в пределах одной возрастной группы, совместно с руководителем, и свободные, когда дети играли все вместе. Благодаря упоминаниям в специальных изданиях начала XX в. можно восстановить название популярных игр — «Волки и овцы», «Хромая лисица», «Почта» и др. [13, с. 16].

Посещение детской площадки в Бийске осуществлялось по билетам, которые распространялись в книжном магазине А.Е. Хлебниковой. Количество билетов было неограниченно [14, с. 1]. Площадка работала в летнее время ежедневно с 15 часов и до вечера.

В Новониколаевске местом для устройства детской летней площадки была избрана Сосновая роща. Для сбора средств на учреждение площадки члены Общества попечения о начальном образовании в Новониколаевске совместно с детьми проводили благотворительные спектакли. В 1915 г. в связи с притоком на площадки детей из семей мобилизованных воинов ее содержание выросло до 300 руб. [15, с. 3]. Для руководства площадкой были приглашены специалисты из Москвы.

Создание и работу детских площадок в Алтайском округе можно считать примером отечественного подхода к организации детского досуга во время летних каникул. Их главная задача заключалась в развитии физических способностей ребенка с помощью

устройства разнообразных подвижных игр и упражнений на открытом воздухе. Гуманистическая направленность работы площадок проявилась в отвлечении детей от разговоров и мыслей о войне, в развитии творческих навыков у воспитанников. В связи с тем, что работу площадок координировали осуществлявшие благотворительную деятельность члены Общества попечения о начальном образовании, то проводилась работа по выявлению неграмотных детей для дальнейшего привлечения их в школы общества. Летние детские площадки пользовались большой востребованностью среди населения городов. Так, в 1915 г. количество детей на Центральной площадке Общества попечения о начальном образовании в Барнауле достигало более 156 человек в день [16, л. 98].

Устройство провинциальных площадок отличалось от столичных, что было связано с особенностью финансирования, недостатком квалифицированных педагогов-организаторов на местах и специалистов, желающих приехать в Алтайский округ для работы в летние месяцы. В связи с начавшейся в 1914 г. войной пособия и материалы для ручного труда возросли в цене или отсутствовали в провинциальных магазинах, не хватало оборудования. Финансирование мероприятий площадок шло исключительно за счет Обществ попечения о начальном образовании. Несмотря на то, что ежегодно предварительно составлялись финансовые сметы, постоянно происходил перерасход средств.

В настоящее время дореволюционный опыт работы с детьми востребован в педагогической практике.

Библиографический список

1. Тихий А. Внешкольная работа с детьми в Москве (детские клубы, площадки, экскурсии и колонии) // Школа и жизнь. — 1915. — № 38.

2. Резолюция I Всероссийского съезда по вопросам народного образования (по секциям и комитетам) // Школа и жизнь. — 1914. — № 4.

3. Тишкина К.А. Организация и работа детских летних площадок в дореволюционной России // Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае». — Барнаул, 2013. — Ч. VI.

4. Ф.К. В обществе попечения о начальном образовании // Жизнь Алтая. — 1911. — 2 марта.

5. Государственный архив Алтайского края (ГААК) — Ф. 72. — Оп. 1. — Д. 6.

6. ГААК. — Ф. 72. — Оп. 1. — Д. 1.

7. ГААК. — Ф. 72. — Оп. 1 доп. — Д. 7.

8. Выставка детских площадок // Жизнь Алтая. — 1916. — 30 июля.

9. Заседание городской думы // Жизнь Алтая. —

1915. — 7 мая.

10. ГААК. — Ф. 72. — Оп. 1 доп. — Д. 7.

11. О детских площадках // Жизнь Алтая. — 1915. — 3 августа.

12. От комиссии детских площадок // Жизнь Алтая. —

1916. — 3 мая.

13. Вагнер И., Фрейер К. Детские игры и развлечения — СПб., 1902.

14. Общество попечения о начальном образовании в г. Бийске // Алтай. — 1915. — 2 (15) мая.

15. К организации детской площадки // Алтайское дело. — 1915. — 10 мая.

16. ГААК. — Ф. 72. — Оп. 1 доп. — Д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.