Научная статья на тему 'Детская литература XXI века'

Детская литература XXI века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6144
1767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уткина О. А.

Уточнено понятие «детская литература XXI века». Рассмотрены функции и специфика детской литературы XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская литература XXI века»

УДК 82-93

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XXI ВЕКА О А.Уткина

Уточнено понятие «детская литература XXI века» Рассмотрены функции и специфика детской литературы XXI века.

Ключевые слова: педагогическая направленность, детская субкультура, социокультурное явление, специфические особенности.

Во все времена педагоги считали, что детская литература имеет педагогическую направленность. Современные исследователи не всегда с этим соглашаются. Автор учебного пособия «Детская литература» З.А.Гриценко выдвигает мысль о том, что в настоящее время изменился мир детской литературы, а круг детского чтения и детская литература уже не считаются средством воспитания [1]. Однако нам хочется заметить, что многие взрослые, преследуя воспитательную цель, читают книги детям.

Наука о детской литературе сравнительно молода. Первый научно-критический опыт исторических очерков детской литературы был предпринят П.В.Засодимским в 1878 году. Однако первый фундаментальный труд вышел только в 1948 году - это «История русской детской литературы» А.П.Бабушкиной. Существуют различные точки зрения о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: «детская литература - это комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития» [2]. Это понятие рассматривали также И.Н.Арзамасцева, Д.Л.Николаева, Е.Е.Зубарева, В .К. Сигов, В.А.Скрипкина и другие авторы.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Иначе говоря, детская литература - это то, что создано мастерами слова специально для детей [3]. Детская литература - это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, т.е. все, окружающее его [4]. Детская литература есть одно из социокультурных явлений, сопровождающих развитие в обществе

детской субкультуры [5]. Это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей - от дошкольного до старшего школьного возраста [6]. Её характеризуют как специфический род словесности [7]. Обычно в понятие детская литература включается и широкий круг произведений для взрослых, прочно вошедших в обиход детского чтения, прежде всего, произведения народного творчества и классиков [8]. Мы считаем, что детская литература - это средство формирования личности ребенка, эстетического и нравственного воспитания юных граждан. Она должна осуществлять связь с действительностью. И поэтому современная детская литература есть одно из социокультурных явлений, сопровождающих развитие в обществе детской субкультуры. Но, к сожалению, она исчезает, когда дети получают образование, знакомятся с «большой культурой», культурой взрослых. В школе дети узнают о предлогах, приставках и ставят все на свои места. Дети школы №43 г. Ижевска открыли выставку созданных своими руками необычных по форме и содержанию книг, становясь при этом авторами, художниками, издателями. Мы считаем, что такое событие тоже является доказательством того, что детская литература есть одно из социокультурных явлений, сопровождающих развитие в обществе детской субкультуры.

Если детская литература «должна воспитывать», «сопровождать развитие», то естественно возникает вопрос: каковы же функции современной детской литературы. Педагоги, руководители детского чтения в силу своей социальной роли на первое место ставят воспитательную и образовательную функции, являющиеся первоосновой всякого учения. «Учение с наслаждением» кажется часто нонсенсом, соединением несоединимого, так как рядом с понятием «учение» по ассоциации возникает понятие «труд», а с понятием «наслаждение» - «отдых», «праздность». На самом деле «учение с наслаждением» - это синоним «учения с увлечением». Актуализация коммуникативной функции, в нашем представлении, привлечет юного читателя

к книге, поможет лучше понять себя самого, научит выражать свои мысли и чувства (и здесь компьютер не соперник).

Несомненно, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимания истинного в художественной словесности - задача классической детской литературы. Эстетическая функция обнаруживает свойства литературы как искусства слова [9]. Функция гедонистическая (наслаждения, удовольствия) усиливает каждую из вышеназванных функций. Выделение ее как самостоятельной заставляет и руководителей чтения фиксировать в художественном произведении «составляющие», которые позволяют достичь «эвристического» эффекта. Без учета функции наслаждения юный читатель становится читателем по принуждению и со временем отвращается от этого занятия [10]. Детская литература выполняет еще одну - риторическую. Ребенок в процессе чтения учится наслаждаться словом и произведением, он невольно оказывается в роли соавтора писателя. История литературы знает немало примеров того, как впечатления от чтения, полученные в детстве, возбуждали в будущих классиках дар сочинительства [11].

Современная детская литература формирует эстетический вкус, учит сочинять и, конечно учит делать это с удовольствием и без принуждения. Программа развития детской литературы должна воплощаться в произведениях с учетом возрастных особенностей детей. Исследователь Е.Е.Зубарева насчитывает четыре возрастные группы юных читателей: дошкольного, младшего школьного, среднего школьного и старшего школьного возраста. Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности [12]. Именно поэтому сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не предполагает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.

Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев. Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образный,

эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия [13].

Специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений [14]. Детская книга немыслима без иллюстраций, поэтому художник - полноправный соавтор детского писателя. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Дело в том, что ребенок первые сведения о мире получает не вербальным путем, а визуально и аудиально. Он приходит к книжным сокровищам, прежде усвоив речь и язык предметной среды. Первую книжку ребенок осваивает именно как предмет, ее вероятная судьба - погибнуть в его руках. Приобщение к книге означает для ребенка начало самостоятельной интеллектуальной жизни. Поначалу свойства книги проявляются для него через соединение рисунков и текстов в книжках-картинках, книжках-игрушках, причем визуальный образ привычнее и привлекательнее вербального. Но как только ребенок перейдет порог сложности в восприятии целого текста, рисунок будет играть уже вспомогательную роль, так как его возможности исчерпываются односторонним восприятием [15].

Мы считаем, что ребенок приобщается к книге через специфические издания: книжки-игрушки, книжки-малютки, книжки-восьмушки, которые помещаются в его маленькой ручке и порой находятся среди остальных его игрушек. Детская литература ХХ1 века - это социокультурное явление, сопровождающее развитие детской субкультуры, не потерявшее свою воспитательную и образовательную функцию и имеющее специфические особенности, обусловленные возрастом читателей.

Источники:

1. Гриценко З.А. Детская литература: Учебное пособие. М.: «Академия», 2004. С.4.

2.Там же, С. 5.

3. Зубарева Е.Е., Сигов В.К., Скрипкина В.А. Детская литература: Учебник / Под ред. Е.Е.Зубаревой. М.: Высшая школа, 2004. С.8.

4. Арзамасцева И.Н., Николаева Д. Л.: Учебник. М.: «Академия»; Высшая школа, 2000. С.7.

5.Там же, С.8.

6. Большая Советская Энциклопедия. Т.8. М.,1987. С.7.

7. Большая Российская энциклопедия / Председатель научного ред. совета Ю.С.Осипов, отв. ред. С.Л.Кравец. М.: Научное издательство, 2007. С. 120.

8. Краткая литературная энциклопедия. Т.2. / Гл. ред. А.А.Сурков. М.: «Советская энциклопедия», 1964.

9. Минералов И.Г. Детская литература: Учебное пособие для вузов. Гуманитарное издательство центр. М.: ВЛАДОС. 2002. С. 187.

10. Там же, С. 190.

11. Там же, С. 202.

12. Зубарева Е.Е., С. 9.

13. Там же, С. 12.

14. Арзамасцева И.Н., С. 9.

15. Там же, С. 10.

References:

1. Gricenko Z.A. Detskaya literatura: Uchebnoe posobie. M.: «Akademiya», 2004. S.4.

2.Tam je, S. 5.

3. Zubareva E.E., Sigov V.K., Skripkina V.A. Detskaya literatura: Uchebnik / Pod red. E.E.Zubarevoy. M.: Vy'sshaya shkola, 2004. S.8.

4. Arzamasceva I.N., Nikolaeva D.L.: Uchebnik. M.: «Akademiya»; Vy'sshaya shkola, 2000. S.7.

5.Tam je, S.8.

6. Bol'shaya Sovetskaya E'nciklopediya. T.8. M.,1987. S.7.

7. Bol'shaya Rossiyskaya e'nciklopediya / Predsedatel' nauchnogo red. soveta YU.S.Osipov, otv. red. S.L.Kravec. M.: Nauchnoe izdatel'stvo, 2007. S. 120.

8. Kratkaya literaturnaya e'nciklopediya. T.2. / Gl. red. A.A.Surkov. M.: «Sovetskaya e'nciklopediya», 1964.

9. Mineralov I.G. Detskaya literatura: Uchebnoe posobie dlya vuzov. Gumanitarnoe izdatel'stvo centr. M.: VLADOS. 2002. S.187.

10. Tam je, S. 190.

11. Tam je, S. 202.

12. Zubareva E.E., S. 9.

13. Tam je, S. 12.

14. Arzamasceva I.N., S. 9.

15. Tam je, S. 10.

Зарегистрирована: 09.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.