Научная статья на тему 'Детская и подростковая проблематика в оренбургских печатных средствах массовой информации'

Детская и подростковая проблематика в оренбургских печатных средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
711
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКИЕ СМИ / ДЕТСКО�ПОДРОСТКОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / ДЕТСКИЙ АЛКОГО� ЛИЗМ / НАРКОМАНИЯ / ПЕДОФИЛИЯ / СУИЦИД / СИРОТСТВО / АГРЕССИЯ / ДОСУГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дымова Ирина Александровна

Анализируются материалы оренбургских печатных средств массовой информации по детс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN AND TEENAGERS AFFAIRS IN ORENBURG PUBLISHING MASS MEDIA OUTLETS

The article is devoted to the analysis of the children and teenagers affairs in the aspects of the topic particularity and diversity, the calendar allocation, the texts emotional assessment and genre preferances. Some high school senior students’ entertainment preferences and the impact range of the mass media on the adult pattern formation of teenagers are outlined on the authorial sociology research background.

Текст научной работы на тему «Детская и подростковая проблематика в оренбургских печатных средствах массовой информации»

Дымова И.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: dymova_i@mail.ru

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ОРЕНБУРГСКИХ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Анализируются материалы оренбургских печатных средств массовой информации по детской и подростковой проблематике в аспектах частотности и разновидности тематики, календарного распределения, эмоциональной оценки текстов и жанровых предпочтений; по результатам собственного социологического исследования установлены досуговые предпочтения старшеклассников и степень влияния СМИ на формирование образа взрослого у подростка.

Ключевые слова: оренбургские СМИ, детско-подростковая проблематика, детский алкоголизм, наркомания, педофилия, суицид, сиротство, агрессия, досуг.

Проведенный нами анализ отдельных российских СМИ и научной литературы на предмет освещения детской и подростковой проблематики позволяет говорить о том, что материалов для детей вполне достаточно, о чем свидетельствует и активное функционирование специализированной прессы и телеканалов, и нередкое обращение к проблемам детства других, неспециализированных средств массовой информации. Большие нарекания как со стороны родителей, так и со стороны психологов, педагогов и журналистов вызывает не количество материалов, а чаще всего низкое качество многих детско-подростковых изданий, подражающих взрослой бульварной прессе и пропагандирующих интерес к «звездным» новостям шоу-бизнеса, эстрады и кино, к развлечениям и ранним сексуальным отношениям. Таковы журналы о любви и сексе «Шестнадцать» (приложение к журналу «Ровесник»), «Cool Girl» (он переименован ИД «Бурда» в «Лиза Girl» после ряда уголовных процессов против журнала по статьям Уголовного кодекса о развратных действиях, распространении порнографии), порножурнал «Молоток» (главный редактор этого издания неоднократно получал предупреждения и от Министерства печати, и от прокуратуры о том, что если журнал не изменит тематику и язык статей, то его будут вынуждены лишить лицензии и перерегистрировать как эротическое издание) и др. [1].

Вызывают негодование общественности и многие телепередачи и мультфильмы, о которых, к примеру, пишут известные психологи и члены Союза журналистов России И. Медведева и Т. Шишова в своей книге «Кто соблаз-

нит малых сих...». СМИ против детей: статьи разных лет» (2006) [2], а также другие авторы отдельных статей. Так, исследователь Л. Гри-мак указывает на неблагоприятные психологические факторы [3], О. Дубровский - на информационный беспредел [4], В. Чумаков - на негативное влияние СМИ на семейные ценности и традиции [5], И. Анненкова - на пагубное воздействие компьютерных игр, пропагандирующих насилие, на общественное сознание [6], Н. Вайнонен - на скудость анализа личностей, характеров, диалектики душ на страницах массовой прессы и на телевидении [7]. Исследователь А. Люксембург пишет об отсутствии информационной безопасности в России, что ведет к распаду личности отдельного человека и деградации общества в целом [8], а М. Пурим описывает российские телесериалы и некоторые программы, в которых ведется чрезмерная пропаганда успешности, красоты и богатства [9]. Все вышеназванные авторы совершенно справедливо обратили внимание на негативное воздействие информации на аудиторию, но, к сожалению, они проводили анализ такого влияния, как правило, в отдельно взятом аспекте и не дифференцировали аудиторию по возрастному критерию.

В отдельных статьях нескольких других ученых, педагогов и психологов такая дифференциация все же проводилась: И. Бабурова заострила внимание на негативном воспитательном потенциале коммерческих телепроектов [10], А. Журин - на вредном влиянии СМИ и телерекламы на нравственное здоровье школьника, ведущих к искажению картины мира [11], С. Стебловская - на опасности бесконтрольного навязывания чужих куль-

турных ценностей подросткам [12], а П. Селиверстов раскрыл проблему неправильной подачи информации о наркотиках [13] и др.

Как показал предпринятый нами анализ научной литературы, количество работ, освещающих детско-подростковую проблематику в СМИ, ничтожно мало, к тому же ни в одной из этих статей, на наш взгляд, нет детального, системного, многопланового анализа данной темы, несмотря на то, что она весьма перспективна и, полагаем, актуальность ее изучения со временем будет только возрастать. Кроме того, в упоминаемых работах анализируются материалы центральных СМИ, в то время как региональные журналистские материалы оказываются явно обойденными, а ведь именно провинциальная журналистика больше всего интересует местного читателя и именно она, как лакмусовая бумага, отражает общероссийские тенденции в обществе. Оренбургские журналистские материалы специализированной детской прессы иногда являлись объектом исследования в выпускных квалификационных работах студентов-журналистов, но публикаций, содержащих анализ по данной теме, насколько нам известно, пока не было. Формат одной статьи нам также не позволяет исчерпывающе глубоко и подробно исследовать эту обширную проблему, поэтому мы, обозначив проблему, в своем анализе остановимся лишь на отдельных аспектах, которые наттти-ми предшественниками ранее либо не рассматривались совсем, либо только вскользь упоминались. Это такие аспекты, как частотность и разновидность тематики в детско-подростковой проблематике, календарное распределение, жанровые предпочтения и эмоциональная оценка текстов, освещаемых в неспециализированных оренбургских печатных СМИ. Кроме того, в своей работе мы постараемся дать право голоса самим детям - старшеклассникам и подросткам, - изучив их мнение путем социологического опроса по вопросам выявления степени влияния СМИ на формирование у них образа взрослого и их досуговых предпочтений.

Вероятнее всего, недостаточная изученность темы связана с ее масштабностью, поскольку журналистам, работающим в данной проблематике, приходится поднимать и такие темы, как проблемы соблюдения и нарушения прав детей в различных сферах: это и сексу-

альное насилие над несовершеннолетними, и нарушение прав на образование - укрупнение, а по сути, ликвидация малых сельских школ, и несоблюдение прав детей на инклюзивное образование, и нарушение жилищных прав ребенка - последствия принятия нового ЖК РФ, позволяющего выселять несовершеннолетних на улицу, и жестокое обращение с детьми-отказниками в больницах, воспитанниками интернатов, и проблемы введения ювенальной юстиции. О противоречивости последнего нововведения, о предполагаемых и легко прогнозируемых угрозах для нашего общества в целом, детей и их родителей в частности, мы писали в одной из своих статей «Родителей - в отставку? или Чужие в доме» [14].

Приступив к работе, мы выдвинули предположение о том, что региональная пресса, не специализирующаяся по детским и подростковым проблемам, уделяет мало внимания этой возрастной аудитории, перенимая общегосударственную линию поведения СМИ. Наше исследование проводилось методом сплошной выборки на материалах восьми печатных изданий оренбургского региона в период с января по май 2012 г.: «Вечерний Оренбург», «Оренбургская неделя», «Оренбуржье», «Южный Урал», «Яикъ», «Аргументы и факты в Оренбуржье», «Комсомольская правда. Оренбург» и «Московский комсомолец в Оренбурге». Всего было проанализировано 215 номеров, из них было отобрано 73 номера, в которых содержалось 127 текстов по исследуемой нами проблеме.

По частотности обращений к детско-подростковой проблематике лидирует газета «Оренбуржье» - таких материалов в этом издании оказалось 30. Далее следуют «Южный Урал» (26 публикаций) и «Аргументы и факты в Оренбуржье» (19 материалов). После основной тройки частотность публикаций по интересующей нас тематике в газетах расположилась следующим образом: «Яикъ», «Комсомольская правда. Оренбург», «Оренбургская неделя» (16, 13 и 10 материалов соответственно). Замыкают список газеты «Вечерний Оренбург» и «Московский комсомолец в Оренбурге»: 9 и 4 публикации соответственно.

Однако большая часть материалов в «га-зетах-лидерах», как правило, носила ново-

стной характер и по количеству печатных строк занимала объем всего лишь от 10 до 15 единиц. В газетах же с меньшей частотностью обращений к проблемам детства преобладали аналитические материалы, в которых присутствовали иллюстрации, комментарии профессионалов в определенной сфере деятельности. Такие материалы, как правило, занимали одну или две газетные полосы. Таким образом, несмотря на то, что количественная составляющая газет разнится, по общему количеству печатных строк они, за некоторыми исключениями, находятся примерно в одинаковом соотношении. Еще одна отличительная особенность изданий с низкой частотностью обращений к детско-подростковой проблематике - глубокие, осмысленные заголовки, привлекающие внимание читателя, которые выступают как бы своеобразной компенсацией за пониженный интерес к проблеме. Например, «Алименты и факты» (об отцах, которые недобросовестно выплачивают алименты; «Вечерний Оренбург», №16, 18.04), «Похороните телевизор за плинтусом» (о негативном влиянии современных мультфильмов на детей; «Вечерний Оренбург», №3, 18.01), «Рак пятится назад» (о детях с заболеваниями онкологии и их лечении; «Вечерний Оренбург», №8, 22. 02), «Золушка. Кошмарный сон» (о насилии над ребенком; «Комсомольская правда» №11, 21.02), «Фемида ля комедия» (репортаж из зала суда, в котором состоялось слушание по нашумевшему делу об артистах-педофилах; «Комсомольская правда», 18.02), «На распутье» (о несовершеннолетних осужденных; «Оренбургская неделя», 11.04), «ЩИТ ОТ НАРКОМАНИИ куют оренбургским подросткам» (о ежегодной награде «Щит Жизни», вручаемой организациям и гражданам, внесшим существенный вклад в борьбу с распространением наркомании, противодействие незаконному обороту наркотиков, формирование позитивного отношения к жизни и повышение уровня гражданской ответственности жителей Оренбургской области; «Оренбургская неделя», №15, 4.04) и др.

Проведенный анализ в аспекте тематического и календарного распределения газетных материалов позволил нам выделить 17 проблемных тем, которые поднимают в своих статьях оренбургские журналисты, -

спорт, образование, дети-сироты, происшествия, досуг, алкоголизм, насилие над несовершеннолетними, наркомания, проблемы многодетных семей, здоровье, проблема нехватки детских садов, дети-инвалиды, суицид, педофилия, преступность, агрессия детей и подростков, нетрадиционные виды отношений. Лидирующая пятерка из вышеперечисленных тем в порядке убывания - образование (22 упоминания), досуг (17), суицид (12), педофилия и наркомания (каждой из этих тем посвящено по 10 материалов). Далее следуют такие проблемы, как сиротство (9), насилие над детьми (8), спорт (7), проблемы детей с ограниченными возможностями (6), здоровье и несчастные случаи (по 5 материалов на каждую тематику), детский и подростковый алкоголизм (4), проблемы многодетных семей (3), проблема нехватки мест в детских садах (3), детская преступность (3), жестокость подростков (2), нетрадиционные виды отношений в подростковой среде (1).

Параллельно мы изучили и спектр проблем, который рассматривался в отдельно взятом издании. Нам удалось выяснить, что наиболее расширенный список тем по проблемам детства в газете «Южный Урал». Таких тем оказалось 13: досуг, детский и подростковый алкоголизм, наркомания, суицид, проблема нехватки мест в детских садах, образование, проблемы детей с ограниченными возможностями, спорт, проблемы сиротства, здоровье детей и подростков, преступность несовершеннолетних, агрессия подростков и педофилия. Далее следует газета «Оренбуржье», которая охватила 11 тем, в числе которых освещается большинство предыдущих тем, за исключением проблемы детского и подросткового алкоголизма, и добавляются еще три новые проблемы, такие как происшествия, насилие над детьми, проблемы многодетных семей. На третьем месте издание «Яикъ», освещающее девять следующих тем: проблемы образования, спорт, алкоголизм, наркомания, происшествия, проблемы детей с ограниченными возможностями, досуг, суицид и нетрадиционные виды отношений. Следующую позицию занимают «Аргументы и факты в Оренбуржье», затрагивающие восемь тем подростково-детских проблем: спорт, образование, досуг, насилие над детьми, агрессия не-

совершеннолетних, суицид и педофилия. Как видно из перечня, данная газета не уделяла должного внимания таким наболевшим проблемам современности, как детский алкоголизм и наркомания, которые являлись поводом для материалов во всех трех предыдущих изданиях.

«Вечерний Оренбург», «Оренбургская неделя» и «Комсомольская правда. Оренбург» охватили семь проблемных тем. В первом издании это: наркомания, проблемы детей с ограниченными возможностями, досуг, проблемы сиротства, здоровье, суицид, насилие над детьми; во втором - наркомания, проблемы детей с ограниченными возможностями, досуг, проблемы сиротства, насилие над детьми, образование, спорт; в третьем - проблемы сиротства, несчастные случаи с детьми, образование, насилие над несовершеннолетними, проблемы многодетных семей, суицид и насилие над детьми сексуального характера. Замыкает список региональная вкладка в издании «Московский комсомолец», в которой было опубликовано всего четыре материала на темы детского досуга, наркомании среди малолетних и преступности несовершеннолетних.

Исследуемый практический материал позволил заметить, что наибольшее количество статей по изучаемой проблеме вышло в печать в феврале и марте. Как позже было установлено, это связано было с волной детского суицида, прокатившейся по территории Оренбургской области, и с проходящими в тот период времени слушаниями уголовных дел об артистах-педофилах и сектантах. Именно в это время оренбургскую прессу накрыло волной сообщений на данную тему: суицид -«Юный Вертер, погоди!» («Вечерний Оренбург», №9, 29.02), «Смертельно раненная птица» («Южный Урал», 2.02), «Умирать не торопись» («Южный Урал», 16.02), «Любовь до смерти» («Оренбуржье», 5.03), «На краю пропасти...» («Аргументы и Факты», 16.02); педофилия - «Фемида ля комедия» («Комсомольская правда», 18.02), «Местных педофилов будут кастрировать» («Комсомольская правда», 16.02), «Кастрацию приняли» («Аргументы и Факты», 15.02), «В списках педофилов - бывший сотрудник аппарата Законодательного Собрания» («Аргументы и Факты», 18.01) и др.

Замыкает тройку лидеров по количеству сообщений на детскую тематику апрель: в этом месяце наибольшее количество материалов посвящено предстоящему ЕГЭ: «В Оренбуржье за сдачей выпускниками ЕГЭ будут «следить» видеокамеры» («Аргументы и Факты в Оренбуржье», 23.04), «Курс - на новые стандарты» («Аргументы и Факты в Оренбуржье», №11, 14.03»), «ЕГЭ в законе» («Оренбуржье», 26.04), «ЕГЭ попробовали на зуб» («Оренбуржье», 28.04), «За фальсификацию ЕГЭ можно попасть под суд» («Яикъ», 19.04) и др.

Как показали наблюдения, для нашей прессы характерен высокий интерес к отдельным историям и низкий интерес к освещению способов решения проблем, особенно причин их возникновения; при освещении способов решения проблем обычно транслируется дискурс официальных лиц. При этом жертвы социальных проблем очень часто остаются в прессе «безголосыми», не получая возможности высказать свое мнение, а в ряде случаев вообще исключаются из числа персонажей и лишь упоминаются в качестве объекта воздействия, что наблюдается в целом и в центральных материалах СМИ.

Оценка эмоционального воздействия текстов проводилась нами с помощью компьютерной программы «ВААЛ-мини», в которой для оценки воздействия используются специальные шкалы (в данной статье мы изложим лишь самую суть этой методики). Каждая шкала представлена с помощью: 1) пары антони-мичных прилагательных русского языка; 2) числовой оценки; 3) цветной полосы синего или красного цвета. Длина полосы пропорциональна абсолютной величине числовой оценки. Мы использовали 24 встроенные шкалы для русского языка: хороший - плохой; красивый - отталкивающий; радостный - печальный; светлый - темный; легкий - тяжелый; безопасный - страшный; добрый - злой; простой - сложный; гладкий - шероховатый; округлый - угловатый; большой - маленький; грубый - нежный; мужественный - женственный; сильный - слабый; холодный - горячий; величественный - низменный; громкий - тихий; могучий - хилый; веселый - грустный; яркий - тусклый; подвижный - медлительный; быстрый - медленный; активный - пассивный. Два антонима представляют как бы

два противоположных полюса оценки: а) если в тексте преобладает оценка левого прилагательного, рисуется красная полоска влево от центральной числовой оценки; б) если преобладает оценка правого прилагательного, рисуется синяя полоска вправо от центральной числовой оценки; в) если же оценка отличается от нейтральной в пределах погрешности измерений, то она представлена темно-серым цветом.

Оказалось, что эмоциональные психические состояния заложены в текстах их авторами в виде системы лексико-семантических, стилистических и синтаксических средств. Мы обнаружили, что тексты по близкой тематике, принадлежащие разным авторам, схожи по своим эмоционально-лингвистическим характеристикам и по особенностям воздействия. Это может быть объяснено тем, что люди, пишущие по определенной тематике, мыслят в парадигме общих установок. В нашем материале можно выделить несколько общих эмоциональных параметров, производящих на читателя наиболее сильное впечатление: материалы о детских и подростковых суицидах производят впечатление злого, медленного, мужественного, холодного; материалы о сексуальном насилии над детьми оставляют впечатление плохого, отталкивающего, страшного, сложного, злого; материалы о подростковой агрессивности производят впечатление сильного, могучего, злого, активного, холодного, громкого; материалы о наркомании и алкоголизме ассоциируются с чем-то грубым, храбрым, простым, злым, медленным.

Интересные результаты продемонстрировала звуко-цветовая оценка «ВААЛ-мини». Звуко-цветовая окраска всего текста представлена цветной полосой, в которую может входить до 6 цветов - желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый, коричневый. Программа определила два доминирующих цвета, которые в разной степени представлены в каждом из 127 анализируемых нами текстов: синий, соответствующий характеристикам низменного, холодного, хилого, сложного, и коричневый цвет, соответствующий характеристикам «грубый, шероховатый, угловатый». Эти цвета чаще всего определяются в статьях о суициде, детской наркомании и об алкоголизме.

Проведенный анализ в аспекте жанровых предпочтений материалов показал, что в жан-

ровой палитре региональных газетных материалов по проблемам детства преобладают информационные жанры, что подтверждает общемировую тенденцию. Таковых мы насчитали 74 текста, остальные выпали на долю аналитических жанров, которые представлены в газетах проблемными статьями. Художественно-публицистических текстов обнаружено нами не было, что, в принципе, не удивительно: художественно-публицистические жанры - наиболее трудоемкие жанры, требующие особого мастерства и большого количества времени для их создания, поэтому значительно реже используются в нынешней журналистике, пытающейся реагировать на события более оперативно, не прилагая при этом излишних усилий.

Анализ качественных и количественных характеристик показал, что большая часть газетных материалов опубликована в связи с определенными событиями, произошедшими в городе или области, что свидетельствует о неготовности журналистов писать без яркого повода. Следует отметить, что информационным поводом являлись факты разоблачения преступной деятельности взрослых против детей; нарушения прав детей; материалы сове-италий чиновников или общественных организаций; проведение благотворительных акций и пр. Отсюда преобладание в журналистских материалах информационных жанров - 58%. Самыми актуальными темами в период с января по май 2012 г. в региональной периодике были: образование (22 упоминания), досуг (17), суицид (12).

Занимаясь теоретическим освещением детско-подростковых проблем, мы провели собственное небольшое социологическое исследование при помощи разработанных нами анкет по двум темам: досуговые предпочтения старшеклассников и формирование образа взрослого у подростков.

Досуговые предпочтения старшеклассников. Опрос проводился с 15 по 30 апреля 2012 года среди учеников 11 класса одной средней общеобразовательной школы. Возраст опрошенных - 16-17 лет. Общее количество участников составило 28 человек. Всего подросткам было задано 4 вопроса: 1) Дают ли вам родители деньги на карманные расходы? 2) На что вы чаще всего их тратите? 3) Чем предпочитаете

заниматься в свободное время? 4) В каких целях вы пользуетесь компьютером?

Анализируя полученные данные, мы выяснили, что родители обеспечивают своих детей дополнительными материальными ресурсами, которые подростки тратят на личные расходы (все опрошенные получают деньги от родителей). Получая каждодневную сумму на личные расходы, подросток тратит их на удовлетворение собственных потребностей, зачастую эти потребности не выходят из рамок развлекательно-досуговой сферы: кино - 40%; периодические издания - 20%; сладости -40%. Тем самым родители предоставляют подростку особую свободу в выборе досуга, зачастую очень затратного и не всегда полезного. Получается, что родители таким способом «откупаются» от своих детей, не принимая активного участия в культурном воспитании личности подростка.

В свободное время большинство подростков предпочитают проводить в компании сверстников, в Интернете и за телевизором. Интернет стал наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства подростков, занимая первое место в перечне ежедневных досуговых занятий (40% респондентов). Меньшинство составляют подростки, в выборе свободного времени которых предпочтительными являются чтение книг и посещение различных внешкольных учреждений (секций, творческих кружков и т. д.) - 10% детей.

По результатам анкетирования выяснилось, что подросток использует компьютер для выхода в Интернет, с помощью которого производит поиск информации как в образовательных целях (35%), так и в развлекательных (17%). Большинство школьников используют компьютер для установления коммуникативных связей (наибольшее количество времени школьник проводит на сайтах различных социальных сетей - 48%).

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что свободное время подросток расходует не рационально, затрачивая огромное количество времени на просмотр телевизора, игр на компьютере, что нередко мешают ему развивать физическую, интеллектуальную и профессиональную культуру. Вследствие использования Интернета как основного источника информации происходит падение роли

библиотек в развитии книжных интересов подростка. Читаемые подростками книги в основном из школьной программы. Все это говорит о недостаточности руководства и контроля над досуговой деятельностью подростка со стороны взрослых.

Мы осознаем и признаем, что в воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства современной массовой информации. Чтобы изучить влияние СМИ на формирование понятия взрослости у подростков, мы обратились к группе старшеклассников. Всего было опрошено 48 человек. Согласно данным анкетирования, мы получили следующую картину: подростки любят проводить свое свободное время посредством телеканалов (28%), периодических изданий (20%), т. е. с использованием СМИ, компьютерных технологий (40%) и художественной литературы (12% респондентов).

На формирование образа взрослого у анкетируемых подростков больше всего влияют все же родители (33%). Также основными носителями образа взрослого являются: СМИ (23%), кумиры (19%), педагоги (18%), друзья (7%).

Огромное влияние на развитие подростка оказывает пропаганда массовой культуры. Он подражает поведению тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах. На вопрос «Какие телевизионные передачи ты смотришь регулярно?» подростки отвечают: комедии и телесериалы (38%), Comedy Club (26%), новости, вести (25%), битва экстрасенсов (21%). Всего было названо 36 разных передач, среди которых истинными информационно-познавательными являются всего лишь шесть.

Молодежные периодические издания читают 48% всех анкетируемых подростков. Среди них 35% являются читателями журнала «OOPS», 24% опрошенных читают «Попурри», «Маруся», 19% подростков читают «Yes», 13% детей - это читатели «Молотка», «Хулигана», «Ровесника», а остальные 9% предпочитают «Glamur», «Girl», «Дом 2», «Штучка», «Cosmopolitan» ,«За рулем».

Как показал наш опрос, со словом «взрослый» у подростков возникают различные ассоциации: самостоятельность - 30%, ответственность - 10%, умный и успешный человек - по 13% и образованность - 10% опро-

шенных детей. Также у учащихся возникают ассоциации, которые не несут качественного значения для понятия «взрослость» - это человек старше 18 лет (12%), обеспеченный или состоятельный (4%), высокий и сильный (по 2%). В то же время ассоциации со словом «взрослый», которые на наш взгляд важны, назвали лишь 2% всех подростков: заботливый; родители; работает и имеет семью. Можно сделать вывод, что подростки придают большое значение далеко не всем ценным качествам и важным ролям взрослых.

Следующее задание заключалось в свободном описании «Идеального взрослого». Подростки охарактеризовали его следующими определениями: образованный - 16%, целеустремленный - 19%, ответственный - 22%, самостоятельный - 20% , терпеливый - 10%, надежный - 8%, порядочный - 5% всех опрошенных.

Опрос старшеклассников о профессиональной принадлежности успешного взрослого дал следующие результаты: 40% - бизнесмен; 15% - адвокат, юрист; 13% - банкир; 10% - государственный деятель; 12% - творческая личность; 8% - спортсмен.

Содержание модели взрослости должно измениться в течение подросткового возраста, чтобы на выходе из него молодой человек мог ставить цели и принимать решения, адекватные реалиям взрослой жизни. В связи с этим важными становятся те культурные носители, которые могут участвовать в процессе трансформации наивной, еще детской модели взрослости, в частности, подростковые периодические издания.

Анализ печатных СМИ Оренбуржья позволил нам увидеть многие недостатки в освещении исследуемой проблемы и выработать рекомендации по улучшению работы журналистов, пишущих о проблемах детства, которые мы приведем в качестве своеобразных выводов.

1. Одним из важнейших условий для газет, на наш взгляд, является обязательное наличие детских страничек. Имея детскую полосу в своем издании, газета решает сразу несколько задач. Во-первых, приучает ребенка к регулярному чтению, а во-вторых, обеспечивает себе будущую аудиторию. Для нас было весьма странно, что в большинстве ре-

гиональных изданий таких полос нет (для сравнения - в «бульварных» газетах «^рееё-т&>», «Жизнь» и др. детская страничка регулярна). В страничке обязательно должны быть познавательные и развлекательные материалы, интересные факты, неплохо было бы отвести место и для творческих проявлений своих способностей маленьких читателей. Поскольку дети любят конкурсы, то проводить их надо обязательно. Причем тематика может быть разнообразной: конкурс фотографий, рисунков, рассказов и многое другое.

2. Хотелось бы больше видеть аналитических статей, вместо переизбытка новостных материалов региональной периодики, в которых бы рассматривались истоки проблемы, с советами и комментариями специалистов, углубленно изучающих определенную проблему.

3. Мы считаем, что следует изменить подачу материала на полосах региональной прессы. Формы подачи материалов можно разделить на две группы: отдельные выступления и долговременные газетные акции. К первой группе относятся разрозненные материалы, появляющиеся на газетных полосах. По различным причинам они зачастую проходят мимо читателя, в связи с чем эффективность подобных публикаций снижается. Для привлечения внимания желательно снабжать материалы фотографиями, рисунками. Также не менее важно разнообразить жанры отдельных молодежных материалов, публиковать не только статьи или корреспонденции, но и интервью, объявления, фельетоны, рецензии, стихи, фоторепортажи, обзоры, юморески. Долговременные газетные акции - регулярная подача автономных и связанных общей темой материалов: дискуссии, конкурсы, круглые столы, кампании, которые имеют ряд преимуществ перед отдельными публикациями: а) позволяют вовлекать детско-подрост-ковую аудиторию на разных этапах проведения акции, получать от них не только факты, но и анализ конкретной ситуации, конструктивные предложения по решению их проблем; б) усиливают эффективность отдельных материалов за счет регулярности и плотности публикаций; в) облегчают поиск читателями информации в серийно организованных публикациях, стабилизируют аудиторию и дают возможность вести ее от простого приема ин-

формации к участию в акции; г) используют различные мнения, суждения, диалоги как дополнительные средства привлечения внимания и активизации аудитории; д) облегчают решение конкретной проблемы детства.

4. Важно излагать факты простым, понятным языком, не искажая их, не создавая двусмысленности, избегая механических повторений. Как и в любом журналистском материале, важно внимательно проверять написание имен, фамилий, должностей, административных названий, цифр, цитат. Фактическая небрежность в критическом материале может обернуться против журналиста и заставит задуматься над его профессионализмом. Особое внимание стоит уделять языку и заголовкам.

5. Проблемы детства невозможно решать без ориентации на общественное мнение. Поэтому важно сообщать о динамике статистических данных о состоянии наркомании, алкоголизма, сиротства и т. д. в детско-подрост-ковой среде нашей области.

6. Поскольку специализированных изданий для маленькой аудитории ничтожно мало («ДОГ» «СЕМЬЯ плюс», «Светлячок» и некоторые другие) и ниша данного вида журналистики даже наполовину не заполнена, самым действенным будет создание новых СМИ, поступающих в свободную продажу, которые будут отражать и пытаться решить весь спектр региональных детских проблем.

10.09.2012

Список литературы:

1. Дымова, И.А. Дети, подростки, молодежь в информационном поле СМИ / И.А. Дымова, О.В. Сизова // Инновац^н-но-ориентирующие процессы в инфраструктуре современного общества. Сборник статей по материалам междунар. науч. конф. преподавателей. - Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2012. - С. 104-112.

2. Медведева, И.Я. «Кто соблазнит малых сих. СМИ против детей: статьи разных лет» / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. -Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006. - 319 с.

3. Гримак, Л.П. Навязчивая притягательность СМИ / Л.П. Гримак, О.С. Кордобовский // Человек. - 2004. - №4. -С. 135-141.

4. Дубровский, О.Н. «Палачи» культуры / О.Н. Дубровский // Природа и человек (Свет). - 2004. - №10. - С. 5-7.

5. Чумаков, В. Большая семья: нужна эффективная программа / В. Чумаков // Народное образование. - 2005. - №2. -С. 181-184.

6. Анненкова, И.В. Стратегия подмен и разрушений (как создается новая картина мира в современных СМИ) / И.В. Анненкова // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2008. - №4. - С. 42-46.

7. Вайнонен, Н. С ним по душам, а он: «Больно ушам!» / Н. Вайнонен // Журналист. - 2004. - №6. - С. 13-15.

8. Люксембург, А.В. Эволюционная катастрофа в России, или Возможное исчезновение вида Хомо сапиенс // А.В. Люксембург, В.С. Симкин // Юридическое образование и наука. - 2007. - №1. - С. 42-44.

9. Пурим, М. Сказка лучше, чем жизнь! Наркотик для «дурнушек» / Марина Пурим // Журналист. - 2006. - №6. - С. 75.

10. Бабурова, И. Воспитательный потенциал СМИ: взгляд педагога / Ирина Бабурова // Народное образование. - 2008. -№2. - С. 268-274.

11. Журин, А. «Параллельная школа» СМИ: искажение картины мира / А. Журин // Народное образование. - 2004. -№1. - С. 240-247.

12. Стебловская, С.Б. Методологические основы исследования аксиологического поля журналов для подростков / С.Б. Стеб-ловская // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2010. - №1. - С. 138-153.

13. Селиверстов, П. Как слово наше отзовется?: Несколько замечаний по поводу свободы слова / Павел Селиверстов // Наркомат. - 2006. - №5. - С. 76-77.

14. Дымова, И.А. «Родителей - в отставку? Или Чужие в доме»: СМИ о западной ювенальной системе, внедряемой в России / И.А. Дымова, Л.А. Алькина // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. // Гуманитарные и социальные науки, образование. - Ч. IV. - Тольятти, 2011. - С. 44-54.

Сведения об авторе:

Дымова Ирина Александровна, доцент кафедры периодической печати и теории журналистики Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук 4б001В, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1501, тел. (3532) 3724б2, e-mail: dymova_i@mail.ru

UDC 070-053 (470.56)

Dymova I.A.

Orenburg state university, e-mail: dymova_i@mail.ru

CHILDREN AND TEENAGERS AFFAIRS IN ORENBURG PUBLISHING MASS MEDIA OUTLETS

The article is devoted to the analysis of the children and teenagers affairs in the aspects of the topic particularity and diversity, the calendar allocation, the texts emotional assessment and genre preferances. Some high school senior students’ entertainment preferences and the impact range of the mass media on the adult pattern formation of teenagers are outlined on the authorial sociology research background.

Key words: mass media outlets, children and teenagers affairs, children inebriety, suicide, addiction, pedophilia, aggression, orphanage, entertainment, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.