Научная статья на тему 'Дети Якутии как субъекты международной культурной деятельности'

Дети Якутии как субъекты международной культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА ДИАЛОГА / РЕГУЛИРУЕМАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ДЕТСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДЕТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕТСКИЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯКУТИЯ / РЕСПУБЛИКА САХА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Винокурова Е. П.

В статье предпринята попытка культурологического обоснования участия детских творческих коллективов в меяедународной культурной деятельности на примере детских самодеятельных и профессиональных творческих коллективов Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article makes an attempt to create a culturological basis for participation of children's artistic organisations in international cultural activities with reference to amateur and professional groups of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Дети Якутии как субъекты международной культурной деятельности»

Е. П. Винокурова

ДЕТИ ЯКУТИИ КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой гендерных исследований Российского государственного гуманитарного университета Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор М. Г. Котовская

В статье предпринята попытка культурологического обоснования участия детских творческих коллективов в международной культурной деятельности на примере детских самодеятельных и профессиональных творческих коллективов Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: социокультурный подход, культура диалога, регулируемая открытость, детское профессиональное искусство.

The author of the article makes an attempt to create a culturological basis for participation of children's artistic organisations in international cultural activities with reference to amateur and professional groups of the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: sociocultural approach, dialogue culture, regulated openness, children's professional art.

Сегодня в мире четко обозначились два вектора политики развития. Первый - это глобализация как доминирующая ныне тенденция. Второй - устойчивое развитие как принцип, исходящий из фундаментального единства природы и человеческого общества. Наступившее столетие - это период становления интегрального социокультурного строя как основы диалога и взаимодействия цивилизаций, культур, религий, который будет определять мировоззрение поколений нового века.

Конструирование реального и будущего России на основе идей конструктивности, созидания, бережного отношения к этносфере и биосфере предполагает выра-ботку политики регулируемой открытости к глобальному миру, чтобы раскрыть солидарное сознание культуры мира. Разумное сочетание дуальности политики - открытости и закрытости - зависит от культурных возможностей к ведению диалога культур. Вступление в разносторонние культурные связи со всем миром предпола-

гает расширение диалога прежде всего меж -ду локальными цивилизациями и культурами, имеющими общие исторические корни. Продуктом их позитивного взаимодействия становится взаимное обогащение культур, проявляющееся на личностном, этническом и региональном уровнях.

Личность в международном сообществе выступает как познающий субъект общения. Культура мира основывается на активном деятельностном подходе, когда каждая культурная идентичность не только чему-то учится в процессе взаимодействия, но и что-то отдает. Добрая воля культурного сотрудничества формирует активную, социально мобильную, созидательную и миротворческую личность. Такой социокультурный подход способствует накоплению гуманитарного капитала общества и меняет ценностные ориентации социума: это превращение конкуренции в сотрудничество, основанное на общих целях и ценностях; трансформация конфликтов в новые возможности для взаимопонимания и со-

Дети Якутии как субъекты международной культурной деятельности

творчества; воспитание навыков ведения диалога и достижения консенсуса; поощрение устойчивого человеческого развития.

Культура мира содействует интеллектуальной и нравственной солидаризации и самосознанию локальных цивилизаций, глобализации гуманитарной этики. Наука о культуре мира, разрабатываемая на основе международных документов ООН и ЮНЕСКО, имеет соответствующие теории, модели, концепции. Под влиянием глобальной трансформации мира усилиями приверженцев культуры мира создается понятийный и категориальный каркас новой гуманитарной парадигмы безопасного развития в XXI веке. Межкультурный диалог выполняет роль школы международного воспитания. Воспитательный аспект культуры мира предполагает сохранение культурного наследия человечества, изучение цивилизации и культурного наследия как средства содействия международному взаимопониманию и взаимопониманию между культурами.

Единственным каналом передачи аутентичной культуры остаются непосредственные межкультурные контакты носителей исполнительского искусства с аудиторией, что принципиально отличает диалог культур такого вида от тиражирования средствами информационно-коммуникационных технологий. Диалог создает сетевую культурную среду, придавая устойчивость контактам и доступность множащимся культурным мирам. Эффект диалога культур повышается благодаря особому статусу носителей аутентичной культуры как граждан государства, выступающего в подобных межкультурных взаимодействиях в качестве донора культуры. Таким образом, носители культур малочисленных народов выступают донорами культурной глобализации, что повышает возможности этносов к самосохранению и развитию своей культурной самобытности посредством тиражирования культурных ценностей своего на-

рода и достижений человечества в области культуры и искусства.

Успешное продвижение культурных товаров малочисленных народов возможно только при активном содействии государственной и международной политики в тесном сотрудничестве с частным сектором и гражданским обществом. Акторы международной культурной деятельности представляют собой социально ответственную силу в проведении культурной политики. Это учреждения, творческие коллективы, неправительственные общественные организации, поддерживающие международные культурные контакты.

Одним из эффективных механизмов международного культурного взаимодействия являются гастроли детских творческих коллективов, организуемые целенаправленными усилиями государственных структур, творческих коллективов и организаторов культурного обмена. В этом плане гастроли представляют собой один из видов управляемого диалога культур и являются его целевой аудиторией. Особенность аксиологической составляющей поведения участников гастрольных акций состоит в том, что акторы выступают в качестве граждан своей страны, нацелены на создание благоприятного имиджа государства и нации.

На примере изучения детской международной культурной деятельности в Республике Саха (Якутия) за 1990-2000 гг. нами выделены два вида гастрольной деятельности: детское самодеятельное художественное творчество и детское профессиональное искусство.

Участие детей в международном культурном диалоге имеет огромное воспитательное значение и нуждается в целенаправленной государственной поддержке. В Республике Саха (Якутия) были созданы условия и механизмы управления детской международной культурной деятельностью в виде международных фондов «Баргарыы»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

(Возрождение) и «Дети Азии». Они начали свою деятельность с интеграции в такие международные гуманитарные организации, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, международные благотворительный фонд «Новые имена планеты. XX век - XXI веку». 14 октября 1994 г. в Русском драматическом театре г. Якутска состоялось открытие этой программы - 27 якутских стипендиатов, их педагоги, известные артисты выступили перед якутянами.

Сначала были установлены связи со странами СНГ - Кыргыстаном, Казахстаном, осуществлены совместные программы - фестивали, конкурсы, гастроли якутских детей на мероприятиях ближнего зарубежья.

Затем были созданы специальные детские творческие коллективы, направленные на международный культурный диалог: хор мальчиков, этнофольклорные ансамбли. В репертуаре хора мальчиков были духовное пение, песни на языках народов мира и народов Якутии. В июне 1997 года старшая группа хора ездила в Вену, в знаменитый музыкальный центр Европы, на фестиваль, посвященный 200-летию композитора Ф. Шуберта. В Вене якутский хор выступил семь раз на встречах с другими коллективами и с мэром Вены, на гала-концерте в храме св. Стефана, где исполняли произведения а капелла. Было чему поучиться на этом фестивале: венский хор мальчиков и юношей выступил с Мессой в сопровождении Большого органа, с ними пел польский хор мальчиков. Такие поездки формируют личность подрастающего человека духовно богатым и открытым прекрасным чувствам сотворчества.

В 1999 г. хор получил приглашение принять участие во Всемирном конгрессе Puerri Cantores, ежегодно проходящем за рубежом, где обычно участие принимают церковные хоры. Хор мальчиков уже шесть раз пел на этом фестивале. Но в 1999 г. выступ-

ление было особенно примечательным -встреча проводилась под эгидой папы Римского. Переход в новое тысячелетие было символично отметить выступлением именно детских коллективов. Восемь тысяч мальчиков и девочек - сто десять хоров со всего света - собрались не только продемонстрировать свое искусство, но и пока -зать миру, что можно петь на разных языках и жить в согласии. Россию представляли всего два хора - хор мальчиков Якутии и хор девочек «Вера» из Москвы.

Также успешно выступают детские танцевальные ансамбли «Сюрприз» и «Мозаика» и различные этнофольклорные ансамбли, открывающие миру самобытную этническую культуру народов Арктики. Детская открытость и готовность к международному общению формируется в процессе целенаправленного образовательного и воспитательного процесса.

Детское профессиональное искусство представлено в Якутии Высшей школой музыки, Ансамблем скрипачей «Виртуозы Якутии», Республиканским хореографическим училищем им. А. Посельской, созданными в годы правления Первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева. Выступления ансамбля скрипачей Якутии неизменно воспринимается восторженно, отмечается прекрасное понимание мировой музыкальной культуры и виртуозное исполнение самого высшего классического искусства. Активное участие якутских детских коллективов в международном культурном обмене способствует устойчивому развитию культурного диалога, сохранению культурного разнообразия в арктическом регионе, вводит в научный оборот понятие «детское профессиональное искусство». Дети как посланцы культуры мира обладают огромным потенциалом укрепления международного культурного взаимодействия во времени и в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.