Научная статья на тему 'Дети с ОВЗ: специфика работы воспитателя в ДОУ с детьми с нарушением речи'

Дети с ОВЗ: специфика работы воспитателя в ДОУ с детьми с нарушением речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2486
1066
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (ПМПК) / ФГОС / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ДЕФЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белькова Е.М.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дети с ОВЗ: специфика работы воспитателя в ДОУ с детьми с нарушением речи»

ДЕТИ С ОВЗ: СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

© Белькова Е.М.1

Филиал МАДОУ «Детский сад № 39» - «Детский сад № 20», г. Первоуральск

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной кор-рекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Ключевые слова Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), ФГОС, классификация, коррекция, нарушение речи, учитель-логопед, дефект.

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании (Ы 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года) особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума.

Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития [1].

1 Воспитатель.

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем.

Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. Это, в первую очередь, повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с такими детьми. Это методическая составляющая. Это внесение изменений в образовательную программу, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа / инклюзивное образование». Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать [1].

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения (временные или постоянные) психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- Дети с нарушением речи (логопаты);

- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- Дети с умственной отсталостью;

- Дети с задержкой психического развития;

- Дети с нарушением поведения и общения;

- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [2, с. 21].

Остановимся подробнее на детях с нарушением речи. Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основной коммуникативной функцией, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы слова - формируются и развиваются такие психические процессы как - восприятие, воображение и память. Выготский Л. С. указывал, что речь является основополагающим фактором для развития мышления и формирования «Я». В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории аномальных детей - детей с речевыми нарушениями [3].

Количество детей с нарушениями речи ежегодно растёт. В нашем ДОУ таких детей 82 % в возрасте от 3.5-7 лет (дефектные и возрастные нарушения). На базе детского сада работает логопедический пункт. Логопедический пункт - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно. Совместно с логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой высказывания, владеет ли разными типами связной речи, доступными по возрасту детям.

Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- Формирование правильного произношения;

- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- Развитие навыка связной речи [3].

Задачи, стоящие перед воспитателем при работе с детьми с нарушением речи.

- Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе;

- Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы;

- Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы;

- Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания;

- Расширение кругозора детей;

- Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам;

- Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей);

- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей;

- Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда;

- Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях;

- Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида;

- Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни;

- Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок;

- Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей;

- Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении [3].

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т.п. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого педагог привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно-ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. Педагог обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого [4].

Итак, каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со

своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекци-онно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья.

Также благоприятными условиями воспитания ребенка в детском саду являются общество сверстников, коллективные игры и занятия. При этом у детей не только формируются и закрепляются коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Список литературы:

1. Дети с ОВЗ в ДОУ 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Проcвеще-ние, 1990. - 145 с.

3. Взаимодействие в работе воспитателя и логопеда в ДОУ для детей с нарушением речи 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://ш-fourok.ru/vzaimodeystvie-vospitatelya-i-logopeda-v-gruppe-dlya-detey-s-tnr-841120.html.

4. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями речи 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kriro.ru/upload/docs/Proekti/modernizaciya_do/ 20Ухта.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.