TPMsvHa молодого vviHoro
P.P. Абдулганеев
Абдулганеев Ренат Рафаилович — адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
Детерминирующие факторы религиозного экстремизма и их предупреждение
Статья посвящена криминологическому анализу причин и условий, способствующих появлению и распространению религиозного экстремизма в современном обществе. В рамках данной статьи анализируется зарубежный опыт и на его основе приводятся механизмы по преодолению данного негативного социального явления.
The article is devoted criminological to the analysis of the reasons and the conditions promoting occurrence and distribution of religious extremism in a modern society. Within the limits of given article foreign experience is analyzed and on its basis mechanisms on overcoming of the given negative social phenomenon are brought.
Причины появления и распространения многих негативных явлений современности находятся в непосредственной взаимосвязи с глубинными процессами, происходящими в различных сферах общественной жизни.
Человечество на протяжении всей своей истории стремилось к обретению идеальной модели взаимного сосуществования, как социального, так и духовного. Но нередко такие поиски приводили к возникновению разного рода крайних идей и воззрений, в том числе и в религиозной сфере, провозглашавших истинность и превосходство одних взглядов над остальными, одобрявших применение насилия ради «чистоты веры», ставящих во главе всего только стремление к духовному превосходству, не выбирая средств для его достижения.
Зачастую стремление представителей разных религий изменить несправедливый, по их мнению, общественный порядок, добиться перераспределения материальных ресурсов, власти выливается в открытое противостояние и борьбу. В этих случаях религиозные движения придают особую остроту социальным противоречиям и конфликтам, религиозные лозунги и знамена «заряжают» участников верой в «священную» правоту своих действий1.
В связи с этим выделение и анализ детерминирующих факторов религиозного экстремизма имеет весьма важное значение как для изучения особенностей данного явления, так и для эффективного противодействия ему.
Современная криминологическая наука обладает различным комплексом подходов в выявлении причин и условий, способствующих возникновению экстремизма и терроризма, но детерминанты религиозной преступности, а в частности, религиозного экстремизма все же не столь подробно изучены ввиду нахождения их на стыке различных сфер общественной и духовной жизни.
Таким образом, в рамках раскрытия причин возникновения религиозного экстремизма считаем необходимым обратиться к анализу эндогенных и экзогенных детерминантов указанного негативного социального явления.
На наш взгляд, эндогенными детерминантами религиозного экстремизма выступают теологические составляющие, среди которых наиболее ярко проявляются процессы «внутриконфессио-нальной дихотомии» (разделения) и ассимиляции религиозного учения. Данные явления оказывают непосредственное воздействие на сущностную составляющую идеологии религиозного экстремистского учения, формируя в личности ее последователей негативную мотивацию.
К первой группе причин религиозного экстремизма относятся процессы духовной схизмизации и формирования на ее основе новых религиозных течений. Причем указанные явления носят цикличный характер и уже находили свое отражение в истории человечества, когда теологические преобразования, происходившие внутри крупных религиозных верований, становились причинами возникновения разного рода новых религиозных течений, что в конечном итоге способствовало увеличению пропасти между воззрениями в рамках одной религии и становилось причиной многих религиозных конфликтов.
По этому поводу А.И. Муминов отмечает, что в каждой религии имеется целый ряд течений, которые часто жестко противостоят друг другу. При этом движение, отколовшееся от «центральной» линии, нередко прибегает к экстремистской риторике и соответствующим действиям2.
Так, христианство за свою более чем двухтысячелетнюю историю разделилось на 4 крупные ветви, на сегодняшний день в общей сложности насчитывается около 132 религиозных течений3; ис-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 18
139
Абдулганеев Р.Р. Детерминирующие факторы религиозного экстремизма и их предупреждение
Абдулганеев Р.Р. Детерминирующие факторы религиозного экстремизма и их предупреждение
лам разделился на 3 основные ветви4, внутри каждой из них, по разным данным, существуют от 9 до 10 мазхабов5; в иудаизме сформировалось 8 направлений6, состоящих из около 100 различных религиозных течений и сект7.
Ко второй группе причин религиозного экстремизма следует относить противоречия в процессах ассимиляции идеологии религиозного учения и ее болезненную интеграцию в культурную, духовную и социальную составляющие жизни того или иного общества, где в процессе вхождения новой религии происходит ее адаптация к духовным потребностям народа, что зачастую приводит к конфликтам с традиционными верованиями.
Наличие такого рода негативных теолого-соци-альных явлений, по нашему мнению, имеет под собой три основания:
1. Патологическое стремление религиозных течений выжить в условиях монополизации духовных воззрений более крупными религиями, что выражается в попытках установления новых идеологических истин;
2. Привлечение новых адептов, как основы существования религиозного течения, что находит свое отражение в формировании нового духовного пути.
3. Стремление всеми силами удержать веру от реалий современности путем борьбы любыми средствами со всяким инакомыслием среди адептов религиозного экстремистского учения.
Экзогенными детерминантами религиозного экстремизма выступают негативные социальноэкономические предпосылки, формирующие основу для дальнейшей популяризации религиозной экстремистской идеологии. По нашему мнению, негативные процессы в социальной и экономической сферах общественной жизни побуждают личность к активному духовному поиску. Причем традиционные религиозные конфессии не всегда удовлетворяют требованиям верующих, что толкает их к поиску истины среди других религиозных учений.
Такого рода явления уже имели место в новейшей истории нашей страны: так, в период распада СССР и формирования нового российского государства активизировали свою деятельность множество сомнительных религиозных учений, школ, магических практик, а зачастую просто сект, жертвами которых стали тысячи российских граждан.
По этому поводу В.М. Поздняков и С.Н. Бокарев отмечают, что в постперестроечный период вследствие достаточно либерального законодательства в страну «хлынул» поток религиозных групп и течений, исторически и культурно чуждых России. Причем, по данным МВД России, за несколько лет количество религиозных объединений, деятельность значительной части которых носила деструктивный характер, приблизилась к 6 тысячам8.
Обращаясь к анализу социально-экономических предпосылок религиозного экстремизма, считаем необходимым выделить общие и индивиду-
альные факторы данного негативного социального явления.
Под общими факторами социально-экономических предпосылок религиозного экстремизма понимаются процессы, происходящие в масштабах всего общества и оказывающие воздействие на все его институты.
По нашему мнению, к таковым можно отнести:
1) продолжительные социальные и экономические кризисы;
2) масштабные дезорганизационные процессы в большинстве сфер общественной жизни;
3) высокий уровень нетрудоустроенности работоспособной части населения;
4) транзитный характер структуры российского общества и сырьевой характер экономики9;
5) понижение жизненного уровня значительной части населения;
6) процессы маргинализации большей части общества;
7) социальная аномия (распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок);
8) активизация неконтролируемых миграционных процессов.
Индивидуальными факторами выступают неблагоприятные социально-экономические условия, в которых продолжительное время находится индивид. Они содействуют усилению внутрилично-стного конфликта, в результате чего личность становится более подвержена влиянию крайних религиозных воззрений.
К индивидуальным факторам социально-экономических предпосылок религиозного экстремизма относятся:
1) неудовлетворенность социальным положением;
2) невозможность реализации первичных социальных потребностей;
3) стремление к новому социально благополучному укладу жизни;
4) отсутствие возможности самому преодолеть сложившиеся жизненные кризисы.
Мы полагаем, что негативные теологические процессы, совмещенные с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, выступают одними из ключевых детерминантов религиозного экстремизма и способствуют культивированию идеологии нетерпимости и непримиримой борьбы между различными течениями в рамках одной те-олого-идеологической школы, между представителями различных религиозных конфессий, а также между представителями религиозных экстремистских организаций и остальным социумом.
К тому же приведенная позиция подтверждается данными, полученными нами в ходе проведения анкетного опроса курсантов старших курсов Казанского юридического института МВД России и действующих сотрудников МВД по Республике Татарстан (в общей сложности 245 человек). Респондентам было предложено выделить детерминанты, способствующие возникновению религиозно-
го экстремизма в современном обществе, на что 47% опрошенных в качестве таких причин отметили теологические предпосылки (процессы внутри-конфессионального раскола или разделения и негативная ассимиляция религиозной идеологии), 39% опрошенных полагают, что к ним относятся «социально-экономические предпосылки».
По нашему мнению, приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о неоднородности такого важного социального механизма, как религиозная вера, которая в процессе исторических, культурных, теологических, социально-экономических и иных преобразований склонна к видоизменению и формированию новых религиозных течений, в том числе и экстремистского толка.
В связи с этим предупреждение такого сложного и неоднозначного негативного социального явления, как религиозный экстремизм имеет одно из первоочередных значений для современного общества, так как угроза, исходящая от религиозных учений экстремистского толка и формирующихся на их основе религиозных экстремистских организаций, крайне велика.
Мы полагаем, что в рамках предупреждения религиозного экстремизма целесообразно рассмотреть зарубежный криминологический опыт, а именно «Теорию разбитых окон» Д. Уилсона и Д. Келлинга, состоящую в том, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем все равно и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям10. Представленная теория при применении ее в сфере предупреждения религиозного экстремизма, на наш взгляд, способна коренным образом изменить ситуацию в области осознания самой концепции противодействия данному явлению.
Несомненно, наличие карательных механизмов государства, осознание неизбежности наказания в определенной степени являются сдерживающими от совершения преступлений факторами, но в случае, если адепту религиозного экстремистского учения совершение того или иного деяния возведено в обязанность как «воля Божья», а отказ его совершить приравнен к преступлению против веры, то законодательные, нравственные и в целом общесоциальные запреты, как правило, уже не способны каким бы то ни было образом повлиять на его совершение. В результате происходит формирование «синдрома разбитых окон», когда совершение одного преступления на религиозной почве (или под прикрытием религиозной экстремистской идеологии)способствует появлению целого ряда подобного рода преступных деяний, а достижение идеологических целей с помощью насилия и агрессии воспринимается адептами как наиболее эффективный способ разрешения возникающих проблем.
Таким образом, в рамках предупреждения религиозного экстремизма считаем необходимым осуществить выработку мер, направленных на предупреждение самой возможности формирования негативной религиозной экстремистской мотивации у представителей того или иного религиозного учения. Но стоит отметить, что теологические предпосылки, в отличие от большинства остальных детерминантов религиозного экстремизма, находятся глубоко в памяти поколений и сохраняют исходящую от них угрозу на многие века вперед.
Для достижения поставленных целей считаем необходимым обратиться к общесоциальным и специально-криминологическим мерам предупреждения.
Под общесоциальными мерами предупреждения понимается комплекс мероприятий, направленный на формирование в обществе стойкого непринятия крайних религиозных взглядов, сопряженный с активной политикой государства в области усиления социально-экономической защищенности граждан, что, по нашему мнению, будет являться преградой для распространения и интеграции данного негативного социального явления.
Так, общесоциальными мерами предупреждения религиозного экстремизма выступают:
1) разработка и реализация комплекса мер, направленных на формирование толерантного сознания и патриотизма;
2) снижение социально-экономической напряженности в обществе;
3) обеспечение возможности благоприятного этнокультурного развития социума;
4) формирование действенной системы социальной защиты граждан;
5) развитие доступной социальной инфраструктуры;
6) урегулирование миграционной политики государства.
К специально-криминологическим мерам предупреждения стоит отнести процессы, направленные на взаимодействие всех институтов общества и государства в вопросах предупреждения и пресечения возможности популяризации религиозных экстремистских учений и формирования на их основе религиозных экстремистских организаций, а также вовлечения в ее деятельность новых сторонников. Ведь адепты культа, идентифицируя себя с его учением, легко становятся фанатичными исполнителями всяких экстремистских положений. А их мотивация, как правило, намного сильнее и устойчивее, чем у обычных уголовных преступников11. Для решения этой задачи считаем возможным обратиться к общей и индивидуальной профилактике данного негативного социального явления.
В рамках общей профилактики необходимо выделить следующие направления.
1. Проведение политики популяризации общепринятых социальных и духовных норм российского общества и непринятия идей религиозного экстремизма.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 18
101
Абдулганеев Р.Р. Детерминирующие факторы религиозного экстремизма и их предупреждение
Абдулганеев P.P. Детерминирующие факторы религиозного экстремизма и их предупреждение
2. Разработка и реализация комплекса мер по развитию межэтнического и межконфессиональ-ного диалога в российском обществе.
3. Создание научно-методической и организационной базы по предупреждению религиозного экстремизма, которой, к сожалению, сейчас практически нет.
4. Выработка педагогических программ, направленных на формирование у подрастающего поколения социально активного и законопослушного поведения.
5. Формирование государственной вероисповедальной политики12.
6. Активизация противодействия распространению религиозной экстремистской идеологии в пенитенциарных учреждениях.
7. Формирование межведомственных и общественных комиссий по вопросам предупреждения религиозного экстремизма. Причем данное решение существующей проблемы, как показывает зарубежный опыт, является наиболее действенным.
Так, при прохождении учебной стажировки в Германии, в институте повышения квалификации государственных служащих земли Северный Рейн-Вестфалия, нами был отработан эмпирический материал, связанный с деятельностью подобных организаций в федеральных землях Германии. Данные, полученные в ходе стажировки, показали, что в Германии на уровне земель существуют «советы уполномоченных по уравниванию» при бургомистре городов, к примеру, в таких крупных немецких городах, как Кельн, Бонн и Дюссельдорф. В состав советов входят представители религиозных конфессий, профсоюзов, криминальной полиции, лидеры молодежных объединений и правозащитных организаций.
Основной задачей данных советов является помощь правоохранительным органам в вопросах предупреждения терроризма и различных проявлений экстремизма, а также построение конструктивного диалога между государством, социумом и религиозными организациями Германии с целью совместного противостояния негативным социальным явлениям.
К тому же эксперты из Центра социологических исследований земли Северный Рейн-Вестфалия также указывают, что не последнюю роль в снижении числа преступлений, совершенных на почве религиозного экстремизма, сыграло введение института уполномоченного по уравниванию.
К особенностям индивидуальной профилактики религиозного экстремизма стоит отнести:
1) выявление и контроль лиц, склонных к совершению преступлений на религиозной почве;
2) проведение профилактических бесед с молодежью при участии представителей традиционных религиозных конфессий и молодежных общественных объединений;
3) распространение общедоступной информации о традиционных религиозных верованиях и об
опасности принятия идеологии религиозных экстремистских учений;
4) реабилитация бывших адептов религиозных экстремистских учений в целях профилактики рецидива их вовлечения в экстремистскую деятельность.
Таким образом, предупреждение религиозного экстремизма представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, имеющих своей целью построение надежного механизма противодействия этому негативному социальному явлению. Но полностью локализовать данную проблему крайне проблематично, ее разгадка во многом заключена в четком выявлении ключевых детерминирующих факторов, а также в формировании на этой основе актуального комплекса превенционных мероприятий, где только с помощью консолидации совместных усилий государства, общества и духовенства страны, включая меры правового, информационно-просветительского характера, общественного и духовного воздействия, будет возможно противостоять проявлениям религиозного экстремизма и проводить активную работу в вопросах его предупреждения.
Примечания
1. См.: Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. — М., 2004. — С. 180.
2. См.: Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ: Дис... канд. философ. наук. — М., 2007. — С. 75.
3. See: Major Religions of the World Ranked by Number of Adherents // www.adherents.com/Religions_By_ Adherents.html
4. См.: Павловский В.П. Религиоведение. — М., 2010. — С. 204—207.
5. См.: Иваненко А. Исламские стили жизни // archive.muslim.com/rus/rusnews/2004/02/analit23022 004.html
6. См.: Савинов А.А. Иудаизм от А до Я. — М., 2007. — С. 17, 22, 36, 49, 56, 75, 228.
7. См.: Течения и секты иудаизма // Электронная еврейская библиотека //www.eleven.co.il/categ/1400.
8. См.: Поздняков В.М. О повышении межкультур-ной компетентности руководителей органов внутренних дел / В.М. Поздняков, С.Н. Бокарев // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: Материалы 4-й научно-практической конференции. — М., 2002. — С. 75.
9. См.: Комлев Ю.Ю. Рестриктивный социальный контроль и совершенствование превенции экстремизма в молодежной среде // Вестник Казанского юридического института МВД России. — Казань, 2010. — № 2. — С. 5.
10. See: Wilson J.Q. Broken Windows. The police and neighborhood safety / J.Q. Wilson, G.L. Kelling. — Harvard, 1987. — P. 4.
11. См.: Кильмашкина Т.Н. Указ. соч. — С. 206.
12. Мазуренко П.Н. Особенности профилактики религиозных преступлений в современной России / П.Н. Мазуренко, М.Н. Лыков. — Казань, 2007. — С. 99.