Научная статья на тему 'Детерминация понятия компетенции специалиста'

Детерминация понятия компетенции специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIALIST COMPETENCE / COMPETENCES / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Александр Васильевич, Дьяченко Мария Александровна

В статье понятие компетенции представлено как вербальная функция от системных характеристик предмета компетентностных отношений. В результате проведенного системного анализа содержательных описаний компетенций как аспектов их проявления получены основные системные характеристики понятия компетенции. Выявленные описания характеристик позволили провести разработку селективного понятия компетенции специалиста. Авторы приходят к выводу о необходимости обеспечения направленности образования на формирование целостных систем компетенций, обеспечивающих устойчивую профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяченко Александр Васильевич, Дьяченко Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept determination of specialist competence

In the article the competence concept is represented as a verbal function of system characteristics of the competence relations subject. The system analysis of substantial competences descriptions as their manifestation aspects shows the main system characteristics of the concept of competence. The revealed characteristics descriptions allowed elaborating of the selective concept of specialist competence. The authors conclude that it is necessary to ensure an education orientation to form consistent systems of competences providing constant professional activity in modern social and economic conditions.

Текст научной работы на тему «Детерминация понятия компетенции специалиста»

© А.В. Дьяченко, М.А. Дьяченко, 2008

УДК 330.117 ББК 65.011.15

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

А.В. Дьяченко, М.А. Дьяченко

В статье понятие компетенции представлено как вербальная функция от системных характеристик предмета компетентностных отношений. В результате проведенного системного анализа содержательных описаний компетенций как аспектов их проявления получены основные системные характеристики понятия компетенции. Выявленные описания характеристик позволили провести разработку селективного понятия компетенции специалиста. Авторы приходят к выводу о необходимости обеспечения направленности образования на формирование целостных систем компетенций, обеспечивающих устойчивую профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: компетенция специалиста, компетенции, профессиональная деятельность, профессиональное образование.

Компетентностная теория образования специалиста в настоящее время находится в процессе интенсивного развития, вместе с тем существует необходимость анализа и уточнения характеристик (характерных свойств профессиональных компетенций) компетентност-ного понятийного аппарата, обусловленная широким спектром различных взглядов на сущность, содержание и форму компетенции. Представим эти взгляды как непротиворечивые системные аспекты, обусловленные различием позиций, с которых рассматривается предмет, что позволит учесть известные аспекты в общем системном синтезированном понятии. Систематизация характеристик по определенному базису позволит исследовать каждую из них автономно. Выявленную совокупность основных характеристик используем для синтеза комплексного понятия компетенции, отвечающего современным представлениям о предмете компетентностного подхода.

В. Садовский предложил концепцию описания того или иного предмета совокупностью системных характеристик [5, с. 99]. Дальнейшие исследования показали, что комплексный анализ понятий целесообразно проводить по следующему системному базису характерис-

тик [2]: Р — классификационная характеристика описываемого предмета, определяющая его как отношение, систему, процесс, механизм, способ существования и т. п.; А - характеристика субъектов, вступающих в отношения по поводу компетенций; В - характеристика элементов компетенций; С - характеристика системообразующих свойств компетенций; D - характеристика результирующего эффекта компетенции; Е- динамическая характеристика, отражающая направленность развития предмета во времени; F- характеристика причинноследственных воздействий на описываемый предмет, динамических изменений в нем и результатов его функционирования; G - характеристика ограничивающих условий, при которых существуют компетенции и без которых их существование проблематично.

С учетом принятых обозначений понятие компетенции будет представлено как вербальная функция от системных характеристик, отражающих: классификационный признак предмета; субъекты, формирующие компетенции; объекты, по поводу которых вступают в отношения друг с другом субъекты; системообразующие свойства; результирующие эффекты; динамические характеристики развития; причинно-следственные связи компетенций со средой; ограничивающие условия. В соответствии с результатами анализа системных характеристик предмета компетентнос-

тных отношений понятие компетенции будет отвечать выражению:

5 = f (Р, А, В, С, D, Е, F, G). (1)

Знание системных характеристик компетенций позволит синтезировать соответствующее понятие.

1. Анализ системных признаков характеристик понятия компетенции. Приведенное выше выражение использует в качестве аргументов всю совокупность системных характеристик и, следовательно, соответствует полной форме понятия системы, однако обычно исследуемые понятия имеют признаки или содержательные описания свойств не всех рассмотренных характеристик, тем не менее анализ совокупности известных понятий компетенции позволит выявить признаки всех характеристик. Дальнейший анализ совокупности признаков каждой из характеристик как комплексных совокупностей аспектов сделает возможным уточнение их содержания.

Компетенции, по мнению Э. Зеера и Э. Сыманюка, «обозначают способности в области выполнения широкого спектра обобщенных действий... Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность... Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач... В структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт -интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач... Специалист проявляет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации» [3, с. 24-25].

Выявим признаки системных характеристик, наблюдающиеся в рассмотренной трактовке. Признаки характеристик будут определяться используемыми категориями, теоретическими положениями. Декомпозируем содержательное описание на подмножества свойств (призна-

ков). В этом случае каждое из данных подмножеств будет соответствовать содержательному описанию свойств одной из характеристик декомпозируемого понятия. Обозначим индексированными малыми буквамир а Ь с, ^ , е , /, g подмножества отличительных свойств характеристик Р, А, В, С, D, Е, F, G. Значение индекса / будет соответствовать порядковому номеру анализируемого понятия.

Для рассматриваемого понятия получим следующие признаки характеристик: р1 - способность человека реализовывать на практике свою компетентность; а1 - специалист проявляет компетенции; Ь1 - знания, умения, навыки, мотивационная и эмоционально-волевая сферы, опыт решения задач; с1 - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач; с11 -интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; е1 - реализация компетенций происходит в процессе решения теоретических и практических задач; /1 - обеспечивают профессиональную деятельность человека и реализацию на практике его компетентности; g1 - проявляются компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации. Обозначения р а Ь с с1р е / g1 соответствуют подмножествам свойств характеристик Р, А, В, С, D, Е, F, G, используемых в рассматриваемом понятии.

Рассматривая вопросы, касающиеся компетентности и их классификации, Г. Се-левко отмечает, что «компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникационного насыщенного пространства... Понятия компетенций значительно шире понятий “знания”, “умения”, “навыки”, так как включают направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер -

самостоятельность, целеустремленность, волевые качества» [6, с. 138, 139].

Выявим признаки системных характеристик, наблюдающиеся в приведенной трактовке Г. Селевко. Декомпозируем содержательное описание. Это позволит определить содержательные описания свойств характеристик декомпозируемого понятия. Для рассматриваемой трактовки получим следующие признаки характеристик: р2 - способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности; а2 - личность; Ь2 - знания, умения, навыки, мотивации, ценностные ориентации личности, ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; самостоятельность, целеустремленность, волевые качества; с2 -создание условий для овладения комплексом компетенций; d2 - выживание и устойчивая жизнедеятельность в современных условиях; е2 - постепенная переориентация с трансляции знаний и формирования навыков на овладение выпускником способностями; g2 - в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникационного насыщенного пространства.

Компетенцию как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, как круг его полномочий, прав, определяет С. Ожегов [4, с. 281]. В соответствии с указанной трактовкой компетенции получим следующие признаки характеристик: р3 - круг вопросов; а3 - человек; Ь3 - хорошая осведомленность, полномочия, права.

Рассматривая вопросы формирования компетенций учащихся, А. Дохин отмечает, что «образовательная компетенция - уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования» [1, с. 136]. Декомпозируя, получим следующие признаки характеристик: р4 - уровень развития; а4 - личность; d4 - содержание образования; е4 - качественное освоение содержания образования.

2. Системные характеристики понятия компетенции. В соответствии с проведенным анализом получим систему множеств свойств характеристик компетенции. Каждое из этих множеств является результатом объединения совокупностей системных

признаков конкретной характеристики, выявленных при анализе отмеченных выше работ, рассматриваемых как аспекты отображения предмета компетенции.

Р = У^ Р2 , Pз, Р 4 }

А = {а1, а2, а3, а4 }

В = Ь Ь2 , Ь3 }

С = {с1, С2 }

D = {і1, і2, і4 }

Е = {el, Є2 , Є4 }

F = {/1}

G = {gl, & 2 } .

Запишем множество описаний признаков классификационной характеристики Р понятия компетенции. Сгруппируем признаки с учетом их логической взаимосвязи.

Р = {Р1

Р 3 Р 4

способность человека реализовывать на практике свою компетентность; способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности; круг вопросов; уровень развития}.

В соответствии с полученным содержательным описанием свойств классификационной характеристики компетенция отражает уровень развития человека и представляет собой систему его способностей решать на практике круг вопросов устойчивой жизнедеятельности.

Рассмотрим множество содержательных описаний свойств характеристики А субъектов, составляющих компетенции. Сгруппировав признаки, получим:

А = {а1 - специалист проявляет компетенции; а - личность; а3 - человек; а4- личность}.

Композируя описания свойств лиц, проявляющих компетенции, получим, что специ-

2

алист в процессе своей профессиональной деятельности проявляет компетенции.

Проанализируем выявленное множество описаний свойств характеристики В объектов, по поводу которых вступают в отношения друг с другом субъекты, формирующие и реализующие компетенции.

В = {Ь1 - знания, умения, навыки, мотивационная

и эмоционально-волевая сферы, опыт решения задач;

Ь - знания, умения, навыки, мотивации,

ценностные ориентации личности, ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы,

проявлять проницательность, гибкость мышления; самостоятельность, целеустремленность, волевые качества;

Ь3 - хорошая осведомленность, полномочия, права}.

Множество признаков характеристики объектов взаимодействий по поводу компетенций свидетельствует о том, что каждой из компетенций соответствует характерный комплекс знаний, умений, навыков, мотиваций, ценностных ориентаций личности, ее способности быть осведомленной, преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, волевые качества, полномочия, права.

Рассмотрим множество описаний свойств характеристики С системообразующих свойств, определяющей отношения композиции субъектов и их взаимосвязи с объектами.

С = {с1 - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач; с 2 - создание условий

для овладения комплексом компетенций}.

Полученное множество признаков характеристики системообразующих свойств свидетельствует о том, что компетенция интегрирует в единое целое усвоенные человеком знания, умения, навыки, действия, способы и приемы решения задач, создает условия для овладения другими компетенциями.

Рассмотрим множество описаний свойств характеристики D результирующего эффекта компетенции, который она оказывает на социально-экономическую систему.

D = {і1 - интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; і - выживание и устойчивая жизнедеятельность в современных условиях; і4- содержание образования}.

Совокупность признаков характеристики результирующего эффекта компетенции свидетельствует о том, что содержание образования направлено на формирование целостной системы компетенции, обеспечивающей устойчивую профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях.

В соответствии с признаками динамической характеристики Е, отражающей направленность развития системы компетенции во времени, получим следующее множество:

Е = {е1 - реализация компетенций происходит в процессе решения теоретических и практических задач; е 2 - постепенная переориентация с трансляции знаний и формирования навыков на овладение выпускником способностями; е 4 - качественное освоение

содержания образования}.

Признаки динамической характеристики свидетельствуют о том, что в настоящее

время организация качественного образования происходит посредством постепенной переориентации его с трансляции знаний и формирования навыков на овладение специалистом компетенциями (способностями) в процессе решения теоретических и практических задач.

Рассмотрим признаки характеристики F причинно-следственных воздействий на систему компетенции, динамических изменений в ней и результатов ее функционирования, получим следующее множество:

F = {/ - обеспечивают

профессиональную деятельность человека и реализацию на практике его компетентности}.

Признаки динамической характеристики причинно-следственных воздействий на систему компетенции и динамических изменений в ней свидетельствуют о том, что компетенции обеспечивают профессиональную деятельность человека и реализацию на практике его компетентности.

Признаки характеристики G ограничивающих условий, при которых существуют компетенции и без которых их существование проблематично, образуют следующее множество:

G = ^ - проявляются компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации; g - в условиях современного

многофакторного социальнополитического, рыночноэкономического, информационного и коммуникационного

насыщенного пространства}.

Содержание ограничивающих условий, при которых существуют компетенции, свидетельствует о том, что в условиях современного многофакторного социально-экономического и информационного-коммуникаци-онного пространства компетенции проявляются только в процессе деятельности, в конкретной ситуации.

В результате проведенного системного анализа содержательных описаний компетенций как аспектов их проявления получены основные системные характеристики понятия компетенции. Выявленные описания характеристик позволяют провести разработку селективного понятия компетенции.

3. Синтез селективного понятия компетенции. Система того или иного предмета, в общем случае, есть отношения субъектов по поводу объектов, позволяющие получить интегративное качество системы, претерпевающей определенные причинноследственные изменения, прогрессирующей благодаря свойственной ей динамической направленности развития, существующей при выполнении ограничивающих условий. В случае такой трактовки системы аргументы функции (1) целесообразно использовать в следующем порядке:

5 = f (Р, G, А, С, В, F, D, Е).

В соответствии с этим формализованным выражением понятия и результатами анализа системных характеристик компетенции получим ее содержательное описание.

Р: компетенция отражает уровень развития человека и представляет собой систему его способностей решать на практике круг вопросов устойчивой жизнедеятельности.

G: в условиях современного многофакторного социально-экономического и информационно-коммуникационного пространства компетенции проявляются только в деятельности, в конкретной ситуации.

А: специалист в процессе своей профессиональной деятельности проявляет компетенции.

С: компетенция интегрирует в единое целое усвоенные человеком знания, умения, навыки, действия, способы и приемы решения задач, создает условия для овладения другими компетенциями.

В: характерный для компетенции комплекс знаний, умений, навыков, мотиваций, ценностных ориентаций личности, ее способности быть осведомленной, преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, волевые качества, полномочия, права.

F: компетенции обеспечивают профессиональную деятельность человека и реализацию на практике его компетентности.

D: содержание образования направлено на формирование целостной системы компетенции, обеспечивающей устойчивую профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях.

Е: в настоящее время организация качественного образования происходит посредством постепенной переориентации его с трансляции знаний и формирования навыков на овладение специалистом компетенциями (способностями) в процессе решения теоретических и практических задач.

В результате использования содержательного описания характеристик системы компетенции получено следующее ее понятие. Компетенция - система способностей человека решать (на практике) круг вопросов (устойчивой жизнедеятельности) хозяйствования в условиях многофакторного социально-экономического и информационно-коммуникационного пространства. Специалист в процессе профессиональной деятельности проявляет компетенции, каждая из которых интегрирует в единое целое определенную подсистему усвоенных им знаний, умений, навыков, действий, способов и приемов решения задач, мотиваций, ценностных ориентаций личности, ее способностей быть осведомленной, преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, волевые качества, полномочия, права. Компетенции отражают уровень развития человека, обеспечивают профессиональную деятельность и ре-

ализацию на практике его компетентности. Они создают условия для овладения другими компетенциями. Содержание образования направлено на формирование целостных систем компетенций, обеспечивающих устойчивую профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях. В настоящее время организация качественного образования происходит посредством постепенной переориентации его с трансляции знаний и формирования навыков на овладение специалистом компетенциями (способностями) в процессе решения теоретических и практических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дохин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дохин // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-137.

2. Дьяченко, А. В. Методика синтеза понятия «институт» на основе системы детерминантов / А. В. Дьяченко // Homo institutius - Человек институциональный : [монография] / под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005.- С. 313-331.

3. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1960.- 900 с.

5. Садовский, В. Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский. - М. : Наука, 1978. - 278 с.

6. Селевко, Г. Компетентность и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. - 2004. -№ 4.- С. 138-139.

CONCEPT DETERMINATION OF SPECIALIST COMPETENCE

A. V. Diyachenko, M.A. Diyachenko

In the article the competence concept is represented as a verbal function of system characteristics of the competence relations subject. The system analysis of substantial competences descriptions as their manifestation aspects shows the main system characteristics of the concept of competence. The revealed characteristics descriptions allowed elaborating of the selective concept of specialist competence. The authors conclude that it is necessary to ensure an education orientation to form consistent systems of competences providing constant professional activity in modern social and economic conditions.

Key words: specialist competence, competences, professional activity, professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.