Научная статья на тему 'Детабуизация в интернет-мемах на лингвистическом и тематическом уровнях'

Детабуизация в интернет-мемах на лингвистическом и тематическом уровнях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
715
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МЕМ / ДЕТАБУИЗАЦИЯ / ТЕМА-ТАБУ / TABOO TOPIC / INTERNET-MEME / DETABOOIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канашина С.В.

В статье рассматривается процесс детабуизации в английских интернет-мемах, проводится попытка понять и осмыслить процесс детабуизации в интернет-мемах с прагматической и когнитивной точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of detabooization in English internet-memes

This paper looks at the process of detabooization in English internet-memes with the aim of understanding this phenomenon from pragmatic and cognitive points of view.

Текст научной работы на тему «Детабуизация в интернет-мемах на лингвистическом и тематическом уровнях»

УДК 81'373 С. В. Канашина

аспирант кафедры лексикологии ФГПН МГЛУ e-mail: svetlanakanashina@yandex.ru

ДЕТАБУИЗАЦИЯ В ИНТЕРНЕТ-МЕМАХ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ И ТЕМАТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ

В статье рассматривается процесс детабуизации в английских интернет-мемах, проводится попытка понять и осмыслить процесс детабуизации в интернет-мемах с прагматической и когнитивной точек зрения.

Ключевые слова: интернет-мем; детабуизация; тема-табу. Kanashina S. V.

Postgraduate Student at the Department of English Lexicology; e-mail: svetlanakanashina@yandex.ru

THE PROCESS OF DETABOOIZATION IN ENGLISH INTERNET-MEMES

This paper looks at the process of detabooization in English internet-memes with the aim of understanding this phenomenon from pragmatic and cognitive points of view.

Key words: internet-meme; detabooization; taboo topic.

В английском языке существует тенденция к эвфемии [11]. Неслучайно в английском языке много эвфемизмов и чрезмерно вежливых речевых форм. Как пишет R. W. Holder в предисловии к своему словарю эвфемизмов, многие эвфемизмы стали важной частью нормативного английского языка [18]. Английский язык называют «the language of understatement»1, что говорит о ярко выраженном стремлении носителей выбирать политкорректные, вежливые формы в языке.

Однако в последние годы в английском языке развивается обратная тенденция к демократизации языка, отказу от эвфемизмов в некоторых речевых ситуациях и использованию слов и тем табу. Это явление получило название «детабуизация». Как пишет О. М. Ку-ницина, «детабуизация - это интенсивное использование слов и тем табу» [10].

1 understatement [^nds'steitmsnt] n 1) сдержанное высказывание, замалчивание; 2) преуменьшение [17].

Традиционно темами табу являются религия, физиология, смерть [9]. Среди тем табу можно также отметить различные болезни, политику, расовые различия. Можно предположить, что данные темы являются темами табу, потому что они затрагивают очень личные для каждого человека вопросы, поэтому они выходят за рамки открытых для обсуждения проблем.

Использование тем табу в речи - это одна сторона процесса дета-буизациии. Другой стороной является использование детабуиро-ванной лексики, т. е. обсценной (ненормативной) лексики. «Одним из наиболее очевидных проявлений детабуизации в языковой сфере является снятие запрета на употребление обсценной лексики: ... even some of the most articulate can rarely go more than a sentence or so without swearing. Даже самые вежливые редко могут сказать какое-нибудь предложение без ругательств»1 (The Independent) [14].

Таким образом, использование тем табу, с одной стороны, и дета-буированной лексики, с другой, являются результатом процесса дета-буизаци в языке.

Целью настоящей статьи является рассмотрение процесса детабуи-зации на материале английских интернет-мемов. Под мемом понимается образование креолизованного типа, включающее вербальный и невербальный компоненты и функционирующее в интернет-среде.

Изучение процесса детабуизации в английских интернет-мемах представляется актуальным, поскольку интернет-мем, будучи анонимным произведением, часто содержит информацию эпатажного характера является вызовом условностям или отклонением от нормы.

Классическая тема табу - тема религии [9]. Вопросы вероисповедания считаются достаточно личными, не принято спрашивать у малознакомых людей, например, крещены ли они и т. п. В США тема религии - запретная тема, так как свобода вероисповедания - это не только выражение гражданской свободы, но и основа американской демократии [12].

Однако то, о чем не принято говорить в светской беседе, можно говорить в блогах, на форумах и социальных сетях. В Интернете можно найти много мемов на тему религии (около 3 %). Многие щекотливые вопросы, такие как атеизм, богатство католической церкви, проблемы религии и свободомыслия, экстремистских религиозных убеждений находят отражение в интернет-мемах. Их создатели поднимают

1 Зд. и далее перевод наш. - С. К.

непростые религиозные вопросы, связанные с религией, и открыто выражают свое мнение.

Рассмотрим несколько примеров. В первом меме приводится цитата Роберта Грина Ингерсолла, американского юриста, публициста и оратора [25]: «Religion can never reform mankind because religion is slavery» («Религия никогда не может преобразовать человечество, потому что религия - это рабство»). Эта цитата носит провокационный характер, так как оскорбляет чувства религиозных людей. К тому же, эффект данного высказывания усилен фотографией, на которой изображены руки человека, скованные цепями. Цитата и картинка выступают в единстве в данном меме и образуют особый символизм, который усилен мрачными черно-серыми тонами.

На втором меме изображен папа Римский, глава католической церкви. Надпись на меме можно перевести как: «Молитесь за голодающих детей, в то время как я держу этот золотой крест». Мем построен на шутке, которая приобретает оттенок сарказма. Однако за шуткой стоит важная проблема, которая затрагивается в этом меме. Это проблема богатства католической церкви на фоне экономического неблагополучия многих районов мира. Приведем цитату из статьи Джованни Бенси, итальянского политолога и журналиста: «Роскошные соборы, изобилующие ценнейшими предметами искусства, золотой и серебряной литургической утварью, пышность облачений духовенства, роскошь папских покоев в Ватикане - все это вызывает у некоторых католиков раздражение» [3]. Но выразить это раздражение вслух может не каждый и интернет-мем становится анонимной трибуной для обсуждения этой проблемы.

4

ЕЯЯЗНЗЯ

like a fish denying the existence of water.

На третьем меме затрагивается непростая тема экстремистских религиозных убеждений, а именно исламского экстремизма. На меме изображен джентельмен, пьющий кофе и как бы между делом небрежно говорящий: «Если твоя религия стоит того, чтобы убить кого-то, начни с себя». Мы видим стилистический эффект контраста, несочетаемости и противоречия: атмосфера повседневности и расслабленн-ности, кофе как атрибут привычного распорядка дня и провокационная фраза, которая адресована исламским экстремистам. Эффект противоречия возрастает благодаря визуальной оформленности мема: черно-белый рисунок привносит эффект комикса, что противоречит серьезности затронутой темы.

Как пишет В. Н. Калинин, заслуженный юрист РФ, юристконсульт Московской патриархии: «Экстремистская деятельность радикальных мусульманских организаций приобрела международное значение» [6]. Однако говорить о этом вслух многие не хотят, ведь открытое признание экстремистского характера ислама - это оскорбление для мусульман, своеобразная дискриминация их религии, некое признание того факта, что ислам - опасная и радикальная религия. Говорить об этом не принято, тем более шутить.

Четвертый интернет-мем на тему религии посвящен атеизму. В меме присутствует метафора: атеист уподобляется рыбе, отрицающей существование воды. Эффект метафоры усилен цветной картинкой. Следует сказать о животном символизме в этом меме. «В раннем христианстве рыба была принята как символ Христа многими Отцами Церкви. Знак рыбы был первой монограммой Христа. Таинственное греческое имя Иисуса означает «рыба». Именно братья-

3

рыбаки стали первыми учениками Иисуса, сказавшего им, что они будут «ловцами человеков». Верующие, ученики Христа, как и он сам, часто уподоблялись рыбам, пребывающим в безопасности только в «воде учения». Крестильная купель довольно рано стала уподобляться рыбному садку (piscina). Три переплетенных рыбы или три рыбы с одной головой символизируют Троицу» [20]. Таким образом, интернет-мем благодаря яркому метафоричному высказыванию и заметной символичной картинке приобретает сильный прагматический эффект.

Тема «политика» также является темой табу, особенно в США. Не принято ругать власть, спорить о политических воззрениях и философствовать на тему политики. «Американцы не любят ругать власть, которую они сами по всем своим демократическим принципам и выбрали» [12]. Когда в преддверии своих концертов в Москве Дженифер Лопес услышала на пресс-конференции вопрос, касающийся Pussy Riot, то ответила: «Я вижу, что вы снова пытаетесь вовлечь меня в политический разговор. Я считаю, что люди должны следовать исключительно велению своего сердца. Всегда» [22]. Данный случай показывает нежелание американцев публично обсуждать политику. Ведь разговоры о политике не только не этичны, но и могут быть расценены как преступное поведение, если высказывание не политкорректно и критика слишком яростная. Таким образом, политика - традиционно закрытая тема. Поэтому интернет-мемы, гарантируя анонимность, являются удобной трибуной для всех, кто хочет выразить свое мнение касательно политики. В Интернете много мемов, которые, например, открыто критикуют Обаму, его политический курс и ситуацию в стране (их было собрано около 100). Можно сказать, что интернет-мемы -своеобразный показатель доверия к правительству и показатель рейтинга власти в стране. Когда количество недовольных властью людей в стране становится велико, Интернет начинает изобиловать мемами разоблачающего, сатирического или высмеивающего характера. Так тема политики становится открытой, она детабуизируется, потому что мем является удобной формой для открытого выражения своих политических взглядов.

Приведем несколько примеров на политическую тему. На пятом меме изображен президент США Барак Обама в образе врача со шри-цем в руках, говорящий: «Сейчас будет больно», а под фотографией надпись «Obamacare». Смысл мема можно декодировать следующим

образом: реформа системы здравоохранения США, инициатором которой стал Барак Обама (отсюда красноречивое название «Obamacare», которое является блендом 'Obama + care'), стала болезненным опытом не только для американского общества, но и для всего мира, так как на реализацию реформы были выделены огромные средства, реформа стала бременем для американского бюджета. «Соответственно, реализация планов реформы означает либо новые расходы, не подкрепленные доходами, либо урезание бюджетов - и последующее снижение экономического роста штатов» [13]. В результате внешний долг США возрос, а значит мировая рецессия затягивается. В этом меме примечателен символизм: образ врача перекликается с сутью реформы Obamacare. Следует также отметить само слово Obamacare, основанное на гибриде Obama (Обама) + Care (забота, помощь). Это слово построено по принципу аналогии и напоминает названия другой реформы здравоохранения США - Medicare.

На шестом интернет-меме американский президент Барак Обама обращается к нации с патетическим призывом «Да, мы сможем!» (по-видимому, имеется ввиду «Мы сможем преодолеть трудности внутри страны»), и тут же предлагается комментарий «Я обманул вас, простаки!». Этот мем раскрывает непоследовательность Барака Обамы, его высокие, полные пафоса слова противоречат его поступкам. Журналист Д. Киселев в статье «"Большой Брат": под колпаком у АНБ» пишет: «Пафосная, но бессодержательная речь Барака Обамы в мире уже вызвала много насмешек» [8]. Этот мем построен на юмористическом эффекте: пафосный призыв к нации Барака Обамы «Yes, we can!» противопоставляется его же грубым словам «Fooled ya,

suckers!». В английском языке слово sucker является сленгом, стилистически сниженным словом, которое можно перевести как простаки, лохи, а слово ya переводится как вас и также является стилистически сниженным.

Следующие два мема, седьмой и восьмой, посвящены разнице между республиканцами и демократами в США. «На протяжении всей американской истории размежевание между республиканцами и демократами никогда не было четким, за исключением периода Гражданской войны, да и внутри обеих партий всегда проявлялись различные, подчас противоположные, интересы. Неудивительно поэтому мнение, что на самом деле между двумя конкурирующими партиями нет серьезных различий. Отсюда и популярная в США фраза: «Республиканец, мол, это разбогатевший и постаревший демократ» [4]. В этих интернет-мемах высмеиваются две ведущие политические партии в США, авторы мемов выражают идею, что нет существенной разницы между демократами и республиканцами, что политики в США, к какой бы политической партии они не принадлежали, не думают о населении страны и не отличаются интеллектуальными способностями.

Тема расовых предрассудков и национальных вопросов является острой для многих развитых стран, особенно для США. «Несмотря на многочисленные политкорректные декларации руководства США о единой "американской нации", противостояние между черным и белым населением сохраняется и поныне» [2]. Напряженные межрасовые отношения в США делают эту тему практически закрытой для обсуждения. Как пишет главный редактор информационно-аналитического агентства «Посольский приказ» Вадим Андрюхин: «О неграх тут можно говорить только как о покойниках: либо хорошо, либо вообще ничего...» [2]. Таким образом, не имея возможности

7

8

Republicans Оетрега*Э

выразить свою позицию по национальному вопросу открыто, некоторые предпочитают выразить ее с помощью интернет-мемов, потому что такой способ гарантирует анонимность и свободу слова.

Интернет-мемы, посвященные расовым и национальным вопросам, являются ответом общества на такие проблемы, как расовые предрассудки, дискриминация, позитивное действие (affirmative action). Под эвфемизмом «позитивное действие» понимается принятие шагов, направленных на повышение активности с целью побудить определенные группы к участию в социальной, экономической и политической жизни страны [1]. Например, специальные квоты в университетах США для чернокожего населения или предпочтение чернокожего кандидата при приеме на работу, даже если его навыки и резюме хуже, чем у белокожего кандидата. То, о чем не принято говорить вслух, может быть высказано в красноречивой форме в интернет-меме.

9 10

Девятый интернет-мем посвящен расовым предрассудкам. Человек на меме говорит: «Не все чернокожие глупые, это глупо, но все знают, что все глупые люди чернокожие». Это шутка звучит вызывающе, учитывая запрет на все формы расовой дискриминации в США. Казалось бы, расовые предрассудки уже давно позади для американского общества, чей лидер афроамериканец. Однако это не так. Американская газета «The Washington Post» в 2012 году привела данные опроса, проведенного агентством АР, который показал, что «в целом в настоящий момент 51 % американцев откровенно высказывают свое негативное отношение к чернокожим в сравнении с 48 % в 2008 году» [26]. Уровень же скрытых расовых предрассудков еще выше и составляет 56 %. Эти данные показывают, что проблема расовых предрассудков актуальна для американского общества.

Десятый мем также посвящен расовым предрассудкам, но раскрывает эту тему иначе. Птица со смешным названием «топорик» (по-английски «puffin») заявляет «Я белый, и я не люблю черных людей». Этот мем содержит сложную метафору.

Во-первых, птица «топорик» - это символ неуклюжести и клоунады в англоязычной культуре. «Graceful in the water, clumsy on land and in the air, out of water there is difficulty finding equilibrium in life, using body language to convey messages, throwing tantrums when upset. The appearance of the Puffin signals a time for prayer» [23]. (Грациозный в воде и неуклюжий на суше и в воздухе, с трудом находит равновесие в жизни, если не находится в воде. Использует язык тела, чтобы передавать сообщения, гневается, когда расстроен. В то же время топорик символ молитвы).

Во-вторых, пакет на голове топорика символизирует слепость, невозможность видеть и оценивать окружающую действительность рационально. Отсюда, можно декодировать следующий смысл: человек, подверженный расовым предрассудкам, подобен слепцу, он видит мир узко, не понимает, что разнообразие рас - это проявление богатсва жизненных форм. Как сказал Вольтер, «предрассудки - это разум глупцов» [15].

К тому же, нетрудно увидеть аллюзию на ку-клукс-клан (конусообразный колпак на голове топорика), ультраправую экстремистскую организацию в США, отстаивавшую превосходство белых.

Одиннадцатый интернет-мем аппелирует к положительным эмоциям читателя. Надпись под картинкой гласит: «Расизм - это то, чему мы научаемся, а не то с чем мы рождаемся». Смысл надписи дополняется и усиливается символичной картинкой: белокожая девочка и чернокожий мальчик обнимают друг друга. Таким образом мем провозглашает идею дружбы и мира между представителями разных рас, учит принятию и толерантности к людям других национальностей. Как сказал Нельсон Мандела: «Никто не рождается с ненавистью к человеку из-за цвета его кожи или его происхождения, или его религии. Ненавидеть люди учатся, и если они могут научиться ненависти, то их можно научить и любви, поскольку любовь проникает в человеческое сердце более естественно, чем ее противоположность» [15].

И наконец, двенадцатый мем посвящен позитивному действию (affirmative action). «Позитивное действие - это система льгот для

меньшинств в качестве компенсации за прошлую дискрминацию» [5]. Такого рода программы распространены в США, Франции и в ряде других стран. Этот мем изображает футболиста на футбольном поле, а надпись под картинкой гласит: «Позитивное действие. Это позволение умственно отсталым людям играть за Кубок мира по футболу». Таким образом, автор мема строит сложную метафору, основанную на сравнении людей, пользующихся льготами и преимуществами позитивного действия, с умственно отсталыми людьми, которым предоставляется возможность играть за Кубок мира по футболу. Нетрудно догадаться, что имеет ввиду автор. Ситуация, когда организация не берет на работу белокожего американца с хорошим резюме, предпочитая нанять афроамериканца с объективно худшими навыками, действительно похожа на нечестную игру. Другим примером могут служить случаи, когда в американские колледжи принимают чернокожих студентов с низкими баллами, учитывая их расу, а белокожим студентам с более высокими баллами могут отказать. Однако проблема позитивного действия в США - закрытая тема, и интернет-мемы, гарантируя анонимность автора, позволяют выразить негодование или неодобрение в свободной форме.

11 12

Beautiful

« 4 v

у

Racism is something you learn Not something you're born with

AFFIRMATIVE ACTION

hfcm] ilrnitrtikyhnnAHnml IOF^1" fri^uHdtMf

Итак, интернет-мемы становятся платформой для открытого обсуждения тем табу, способствуя детабуизации языка и являясь частью этого процесса.

Очевидно, что мемы выполняют важную функцию популяризации тем табу. Благодаря мемам темы табу становятся открытыми и обсуждаемыми. В некоторой степени интернет-мемы призваны изменить отношение (и, возможно, сознание) людей к темам табу

и к таким неодназначным явлениям жизни, как религия, политика, смерть, однополые браки, пластические операции и др. Интернет-мемы, давая возможность людям открыто и анонимно выразить свое отношение к непростым и запретным темам, способствуют демократизации общества и свободе слова. Они приводят к снятию запретов на обсуждение определенных тем, т. е. к детабуизации языка. Вот что пишет Шон Ринтел (Sean Rintel), профессор Квинслендско-го университета: «However, the value of crisis memes lies not in their content but rather their place as a public voice that sidesteps the constraints of traditional media and as an illustration of freedom of expression that may be threatened by increasingly restrictive copyright regimes. <...> Even frivolous and ghoulish popular culture objects such as crisis memes are important manifestations of freedom of expression. <...> It was argued above that crisis memes represent a reinvigoration of an active and unconstrained public voice» [21]. (Однако важность мемов, посвященных кризисным явлениям, не в их содержании, а, в их роли как общественного голоса, который уклоняется от ограничений традиционных СМИ, и их роли, как примера свободы выражения, которая может быть поставлена под угрозу все более ограничивающим авторским правом. Даже фривольные и отвратительные объекты популярной культуры, такие как мемы, посвященные кризисным явлениям, - важные проявления свободы выражения. Полагаю, что мемы, посвященные кризисным явлениям, представляют собой усиление активного и неограниченного общественного голоса).

Таким образом, интернет-мемы, являясь показателем процесса детабуизации в языке, в то же время способствуют этому процессу и ускоряют его. Оценка этого явления неоднозначна, но лингвисты не могут не обратить на него внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Академик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru

2. Андрюхин В. Расовый вопрос когда-нибудь погубит США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.posprikaz.ru

3. Бенси Дж. Мониторинг СМИ: Как пролезть сквозь угольное ушко? Тема богатства Церкви волнует не только православное, но и католическое сообщество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.religion.in.ua

4. Болясный А. «Слон» или «Осел»? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rusnetusa.com

5. Вольский В. «Позитвное действие»: Теория и Практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: volsky.us

6. Калинин В. Н. Религия и безопасность (религиозный экстремизм) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dpr.ru

7. Карабань Н. А. Этический аспект интернет-коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.booksgoogle.ru

8. Киселев Д. «Большой Брат»: под колпаком у АНБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vesti7.ru

9. Куницина О. М. Детабуизация в немецкой журнальной рекламе (на примере креолизированных рекламных текстов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2013. - 28 с.

10. Куницина О. М. Детабуизация в рекламном дискурсе: материалы Между-нар. науч. конф., Москва, 17-18 ноября 2011 г. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - С. 120-121.

11. Порохницкая Л. В. Культорологические и когнитивные принципы эвфе-мии в современном английском языке: дис. . канд. филол. наук. - М., 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dissercat.com

12. Разин М. О чем нельзя говорить с американцами [Электронный ресурс]. -Режим доступа: allovertheus.ru/2012/01/taboof

13. Табах А. Obamacare: здоровье не купишь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.forbes.ru

14. Тульнова М. А. Табу в контексте глобализации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: journals.uspu.ru/i/inst/ling/ling34/ling34_27.pdf

15. Aphorism.ru. - URL: www.aphorism.ru

16. Beale, Sandra Get on With Your ****** Job! Swearing in the Workplace. -URL: www.businesszone.co.uk

17. Classes.ru. - URL: www.classes.ru

18. Holder R. W. A Dictionary of Euphemisms. - URL: www.books.google.com

19. Independent. - URL: www.independent.co.uk

20. Newacropol.ru. - URL: www.newacropol.ru>

21. Rintel, Sean Crisis memes: the Importance of Templatability to Internet Culture and Freedom of Expression. - URL: seanrintel.com

22. Rus.tvnet. - URL: rus.tvnet

23 Spirit Walk Ministry. - URL: spiritwalkministry.com

24. Urban Dicdionary. - URL: www.urbandictionary.com

25. Wikipedia. - URL: ru.wikipedia.org

26. The Washington Post. - URL: www.washingtonpost.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.