Научная статья на тему 'Десять лет спустя: кафедра иностранных языков международного факультета управления ТГУ сегодня'

Десять лет спустя: кафедра иностранных языков международного факультета управления ТГУ сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольцова Тамара Александровна

Десять лет существования кафедры это работа в условиях стремительного роста факультета и постоянных инициатив. К примеру, на кафедре созданы собственные Программы по всем изучаемым на факультете иностранным языкам: английскому, испанскому, итальянскому, немецкому, китайскому, турецкому, французскому. Все они объединяются статусом иностранного языка на МФУ как учебной дисциплины, формирующей профессиональную направленность студентов, активно влияющей на видение мира, менталитет обучаемых. Для реализации Программ преподавателям иностранных языков необходимо постоянно повышать свою квалификацию. На кафедре создана такая возможность. Это «зимние школы» (трехдневные научно-методические конференции преподавателей), «Школа профессионального мастерства» (пятимесячные курсы для молодых преподавателей). Сейчас запущен новый проект «Современные технологии обучения студентов иностранным языкам». Это двухгодичная (на 500 часов) профессиональная переподготовка, представляющая собой альтернативную форму научно-исследовательской работы преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кольцова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ten years of existence of faculty are a work in conditions of prompt growth of faculty and constant initiatives. For example, on faculty the own Programs on all foreign languages, investigated at faculty are created: English, Spanish, Italian, German, Chinese, Turkish, French. All of them are united by the status of foreign language on International Department of Public and Business Administration as educational discipline forming a professional orientation of the students, actively influencing on vision of the world, mentality trained. For realization of the Programs it is necessary to the teachers of foreign languages constantly to increase the qualification. On faculty such opportunity is created. It «winter schools» (three-day time scientific-methodical conferences of the teachers), «school of professional skill» (fivemonth rates for the young teachers). The new project «Modern technologies of training of the students to foreign languages» is now started. It is biennial (at 500 hours) professional retraining representing the alternative form of research work of the teachers.

Текст научной работы на тему «Десять лет спустя: кафедра иностранных языков международного факультета управления ТГУ сегодня»

Т.А. Кольцова

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ТГУ СЕГОДНЯ

Юбилей - это всегда праздник. В юбилейные дни испытываешь особую гордость от сознания того, что не только выдержали, устояли, но и многое сделали за эти первые десять лет. Всё было очень непросто. При рождении факультета его организаторов и первых педагогов буквально опьяняла возможность творить, создавать что-то экстраординарное, факультет буквально сотрясали новаторские идеи, предложения, от перспектив кружилась голова. Инициативы принимались «на ура». Десять лет спустя отчётливо понимаешь, что главная трудность состояла в том, чтобы при горячем, увлечённом сердце сохранить чувство меры и холодную, вооруженную наукой голову. С первых дней существования факультета надо было обеспечивать его поступательное движение.

Заметим, что все последующие годы приходилось работать в условиях стремительного роста факультета. Так, если первый набор студентов (около 20 человек) при первом английском языке почти полностью выбрал французский, позднее перед нашей кафедрой стала задача удовлетворить интерес студентов, кроме английского и французского, к испанскому, немецкому, итальянскому, турецкому и японскому языкам. Многое пришлось перепробовать, практика опровергала какие-то подходы и к подбору кадров, и к организации самого учебного процесса.

На кафедре иностранных языков были созданы собственные программы по всем изучаемым языкам. Программы эти были объединены статусом иностранного языка на МФУ как дисциплины, имеющей огромный потенциал, формирующий профессиональную направленность студентов. В то же время это предмет, способный активно влиять на видение мира, менталитет студентов посредством включения в его содержание страноведения, т.е. изучения культуры страны/ стран изучаемого языка/изучаемых языков.

Обсуждения, споры, апробации постоянно имеют место в жизни нашей кафедры. Но, как говорится, в спорах рождается истина. И сегодня мы - убеждённые сторонники ранней профессиональной ориентации обучения студентов иностранным языкам. Уже нет среди нас преподавателей, сомневающихся в том, что изучение ИЯ на МФУ должно обеспечить знание предмета как такового и влиять на формирование специалиста в целом.

Чтобы привести преподавателей к такому единодушию, пришлось серьёзно взяться за одну из основных проблем высшей школы. Речь идёт о внедрении данных психолого-педагогических наук в сознание и деятельность преподавателей вуза. К примеру, на МФУ было проведено экспериментальное обучение второму иностранному языку (французскому). Педагогический эксперимент начался в 1994 г. с первым набором студентов на факультет, а в 1999 г. мы посчитали возможным на основе полученных результатов организовать научно-практический семинар преподавателей всех иностранных языков МФУ с приглашением коллег всех вузов Томска.

Коротко об эксперименте. Объектом формирования был выбран такой личностный параметр, как «адекватная самооценка студентами собственной познавательной деятельности». Наш выбор объяснялся сущностью и функциями самооценки. Известно, что неадекватная самооценка является серьёзным «антистимулом», блокирующим учебно-познавательную и профессиональную активность. Адекватная же самооценка оказывает значительное влияние на успешность выполнения любой деятельности, будь то учёба или профессия.

Прямое отношение к профессионально-направленному (контекстному) обучению имеет и тот факт, что самооценка органически связана с уровнем притязаний личности, а адекватные притязания в значительной степени являются залогом успешности профессиональной деятельности.

В пользу выбранного нами объекта формирования говорит и ещё один факт: актуальная сейчас проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса в качестве необходимого условия предполагает, в частности, наличие адекватной самооценки у обучаемых. Заметим, что у психологов под «самооценкой» понимается сложная динамическая структура, непосредственно связанная с отношением обучаемого к уже достигнутым результатам деятельности, с оценкой её качества.

Эксперимент потребовал создания определённых учебных материалов. Так появился комплекс, содержащий 3 основных пособия: «Социально-профессиональные контакты», «Экономический портрет Франции», «Профессиональные контакты».

Была разработана система организационно-методических и диагностических приёмов, которые постоянно корректируются и совершенствуются. К примеру, методика корректировки самооценки студентов включает:

- контроль за посещаемостью студентов;

- постоянный устный и письменный контроль за усвоением учебного материала;

- развернутый подробный анализ студенческих работ с объяснением причин и природы ошибок;

- развёрнутое (мотивированное) оценивание устных ответов (комментарий преподавателя к студенческим ответам);

- внимание к прогрессу/регрессу в знаниях, умениях, навыках обучаемых на каждом последующем этапе по сравнению с предыдущим;

- привлечение к процессу формирования самооценки самих студентов, обучение их правильному анализу собственной деятельности, отношения к преподавателям. Для этой цели были разработаны специальные анкеты;

- такую организацию учебно-познавательной деятельности, которая обеспечивает успешность каждому (хотя бы в малой дозе) при выполнении тренировочных и контрольных заданий. Это особенно важно при коррекции заниженной самооценки. Наш естест-

венный эксперимент оказался достаточно результативным, и многие его составляющие взяты на вооружение всеми преподавателями кафедры. Назовём, к примеру, анкеты, с помощью которых все преподаватели ИЯ имеют полное представление о степени удовлетворённости студентов своей учебной деятельностью, её результативностью, об отношении студентов к преподавателям.

Не обошли мы и проблемы педагогических инноваций и педагогического мастерства, взаимосвязанных и взаимоопределяющих. Ключевая фигура здесь - преподаватель, поэтому проблема инноваций, по сути, сводится к следующим подпроблемам:

- отношению преподавателей к нововведениям при обучении своему предмету;

- подготовленности преподавателя к инновационной деятельности.

Существующая статистика относительно этой проблемы неутешительна: среди преподавателей вузов тех, кто ведёт занятия на высоком уровне с использованием педагогических новшеств, выявлено всего 2 %. В связи с этим остро ощутилась необходимость повышения квалификации практически всех преподавателей кафедры ИЯ, организации научной работы по проблемам обучения взрослых иностранным языкам и реализации Программы ИЯ МФУ. Здесь были использованы такие формы:

- «Зимние школы» (1999-2002 гг.) - трёхдневные конференции преподавателей МФУ при активном участии коллег из ТПУ и кафедр иностранных языков ТГУ и ФИЯ ТГУ.

- «Школа профессионального мастерства» (январь

- июнь 2002 г.) - пятимесячные курсы для молодых преподавателей ИЯ.

Известно, что с началом перестройки, а особенно в 90-х гг. XX в. с формированием рыночной экономики интерес государства к вопросам дополнительного профессионального образования (ДПО) резко снизился. В частности, высшей школе пришлось существовать более десятка лет в условиях ликвидации государственной отраслевой системы ДПО. По этой причине значительно пострадало качество высшего образования.

Понимая это, отдельные руководители учебных учреждений стали воссоздавать и создавать новые формы дополнительного профессионального образования. Заработанные на рынке образовательных услуг средства они используют не только на содержание своего учебного учреждения, но и на развитие его материальной базы, совершенствование форм и методов образования, организацию ДПО для обучающих и обучаемых.

Существенно, что работа по организации ДПО направлена сейчас на то, чтобы обучение в этой системе образования «стимулировало и подкрепляло желание слушателей продвигаться по служебной лестнице» (И.И. Курьянов).

«Школа профессионального мастерства» при кафедре иностранных языков МФУ ТГУ в категориях обсуждаемой проблемы представляет собой вариант ДПО. По сути это - инновационная технология организации обучения взрослых (у нас - вузовских преподавателей иностранных языков).

Следует отметить, что «Школа» не является какой-то искусственной надстройкой по отношению к ка-228

федре ИЯ. Содержание учебной программы «Школы» отражает основные направления научно-методической работы кафедры, а именно:

- профессиональное самообразование,

- внедрение педагогических инноваций в учебный процесс,

- профессиональный рост молодых преподавателей,

- укрепление научного потенциала кафедры путём привлечения любознательных, увлеченных и способных к творчеству и научной работе педагогов.

Программа «Школы» составлена нами на основе блочно-модульного принципа. Согласно ему, образовательный модуль - это относительно самостоятельная часть всей программы с определённой целевой установкой, методикой и сроком реализации.

Модуль I: январь-февраль 2002 г.

Цель модуля: обогащение слушателей теоретическими профессиональными знаниями, отбор из современной передовой практики методов, приёмов и форм эффективного обучения иностранным языкам для внедрения на МФУ.

Методика реализации: самостоятельная работа преподавателей с научно-методической литературой; обсуждение с научным руководителем проблем, возникающих в процессе чтения и осмысления теоретикопрактических публикаций.

Модуль II: март 2002 г.

Цель модуля: расширение научно-практической базы слушателей, информирование их об основных пси-холого-педагогических и методических проблемах высшей школы сегодняшнего дня, о практике их решения учёными и опытными вузовскими преподавателями.

Методика: лекции-беседы по теории и практике обучения взрослых иностранным языкам, особенностям деятельности преподавателя высшей школы.

Тематика лекций-бесед!

1) Организация самостоятельной работы студентов при обучении их иностранным языкам (доцент ТГУ Михалёва Любовь Викторовна).

2) Формирование положительной мотивации учения у студентов.

3) Особенности деятельности преподавателя высшей школы (доцент ТГУ Кольцова Тамара Александровна).

4) Страноведение как цель и средство обучения студентов иностранным языкам (доцент ТГУ Ратнер Людвига Семёновна).

Модуль III: апрель 2002 г.

Цель модуля: изучение слушателями опыта ведущих преподавателей иностранных языков МФУ по реализации Программы МФУ по иностранным языкам.

Методика: мастер-классы.

Был представлен собственный опыт и проведены практикумы следующими преподавателями факультета: Прокопенко Ларисой Алексеевной, Сергеевой Еленой Анатольевной, Стукановой Ольгой Борисовной, Абушаевой Маргаритой Энверовной, Лисовской Ларисой Петровной, Айлазян Еленой Прокопьевной.

Модуль IV: май 2002 г.

Цель модуля: внедрение слушателями «Школы» педагогических инноваций в реальный учебный процесс.

Методика! разработка и проведение каждым слушателем авторских занятий со студентами с обяза-

тельным использованием полученных на предыдущих этапах теоретических знаний и передовой педагогической практики (публикации, лекции-беседы, мастер-классы).

Модуль V: конец мая - начало июня 2002 г.

Цель модуля: осмысление и представление в виде выпускной научно-методической работы приобретённых за время учёбы знаний и собственной практики.

Методика: подготовка и защита выпускной научно-методической работы, в содержание которой включены:

- список проработанной самостоятельно литературы с анализом и отбором педагогических инноваций для апробации и внедрения;

- описание системы работы по внедрению отобранных новшеств;

- разработка описания открытого занятия, проведённого в рамках IV модуля;

- оценивание программы и организации «Школы», её профессиональной значимости лично для каждого слушателя, предложения на будущее;

- приложения: практические иноязычные материалы, продукты творческой деятельности студентов.

За пять месяцев деятельности «Школы» её программу успешно освоили три преподавателя английского языка (Поданёва Мария Александровна, Надеждина Елена Юрьевна, Лобастова Юлия Валерьевна), преподаватели испанского (Лазарева Анна Сергеевна)

и немецкого языков (Барнашова Анна Валерьевна). Это педагоги кафедры иностранных языков МФУ.

Наша «Школа» привлекла внимание двух преподавателей английского языка Международного отделения исторического факультета ТГУ (Барсановой Маргариты Александровны и Гавриловой Оксаны Сергеевны).

Все слушатели выразили удовлетворение организацией занятий, содержанием программы и методикой обучения. Мы со своей стороны отмечаем серьёзную, заинтересованную, творческую работу всех стажёров и благодарим их за сотрудничество.

Сейчас нами предложен новый проект «Современные технологии обучения ИЯ студентов вуза». По нашему замыслу, это двухгодичная (на 1000 часов) профессиональная переподготовка, представляющая собой альтернативную форму научной работы. Предусматривается зашита выпускной научной работы и вручение сертификата ТГУ о профессиональной переподготовке.

Преподаватели кафедры ИЯ с энтузиазмом приняли этот проект и изъявили желание участвовать в его реализации. В плане научной работы есть и ещё вдохновляющие примеры. Преподаватели Лазарева Анна Сергеевна (испанский язык), Поданёва Мария Александровна (английский язык) поступили в аспирантуру при ФИЯ ТГУ. Преподаватель английского языка Надеждина Елена Юрьевна занимается научной работой в качестве соискателя. Пожелаем им терпения и успехов в этом нелегком, но таком увлекательном деле.

Статья представлена международным факультетом управления Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Филология» 21 марта 2003г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.