Научная статья на тему 'Десять лет федеральной программе «Студенты и аспиранты - малому наукоемкому бизнесу» - «Ползуновские гранты»'

Десять лет федеральной программе «Студенты и аспиранты - малому наукоемкому бизнесу» - «Ползуновские гранты» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евстигнеев Владимир Васильевич, Максименко Андрей Алексеевич, Новоселов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десять лет федеральной программе «Студенты и аспиранты - малому наукоемкому бизнесу» - «Ползуновские гранты»»

Десять лет федеральной программе «Студенты н аспиранты — малому наукоемкому бизнесу» — «Ползуновские гранты»

В. В. Евстигнеев, А. А. Максименко,

ректор, д. т. н., профессор, проректор по научно-инно-

п 12 вационной работе,

С. В. Новоселов,

к. т. н., доцент, зам. проректора по НИР Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова

В стратегии развития экономики страны, основанной на знаниях, особую значимость имеют программы, направленные на подготовку молодых специалистов для сферы инновационной деятельности, программы развития талантливой молодежи в научной сфере, поддержки инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых. Дарования и способности России всегда отличались широким спектром научных интересов, глубиной исследования и новизной результатов.

С целью повышения роли науки и образования в отраслях жизнедеятельности Российского общества, в интересах инновационного развития регионов нашей страны десять лет действует федеральная программа «Студенты и аспиранты — малому наукоемкому бизнесу» — «Ползуновские гранты». Организаторами, учредителями программы «Студенты и аспиранты — малому наукоемкому бизнесу» — «Пол-зуновские гранты» являются Министерство образования и науки РФ (министр А. А. Фурсенко) и государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (генеральный директор И. М. Бортник).

Главная задача программы в том, что она направлена на подготовку кадров для сферы научной и инновационной деятельности, т. е. она призвана формировать подготовку таких специалистов, которые способны организовать и развивать инновационные процессы. Именно на этой основе программа обеспечивает возможности развития авторских инновационных проектов от научных и инновационных исследований, опытно-конструкторских работ до коммерциализации результатов интеллектуальной собственности в отечественных отраслях реальной экономики.

Десять лет истории программы позволяют выполнить систематизацию и анализ показателей работы, сравнить организационно-экономическое построение этой работы с зарубежными аналогами и формируемыми в настоящее время отечественными программами на примере «Ползуновских грантов». Обобщение опыта работы по программе позволяет рассматривать ее как организационно-экономическую комплексную технологию в системе инновационного развития отраслей и территорий.

Накопленный опыт работы по программе позволяет определять перспективы ее развития в переходных к рыночным экономических отношениях. Решение задач подготовки кадров для инновационной

сферы и развития научно-инновационной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых, их проектов от идеи до коммерциализации определяет актуальность выполняемой программы работы и обосновывает необходимость ее развития.

Представленные в табл. 1 по годам истории программы основные показатели отражают ее положительную динамику. Они показывают, что в университетах сконцентрирован научный потенциал, обеспечивающий НИОКР, научно-инновационное проектирование и формирование инновационной продукции в интересах потребителя и с учетом прав интеллектуальной собственности. При этом для экономических интересов внешней среды университетов важно получить готовую инновацию, а с целью снижения рисков при внедрении важно и практически первично кадровое обеспечение. Представленные показатели отражают высокий конкурс проектов по программе, характеризующий спрос университетов, вузов страны, который определяет ее актуальность и перспективы развития.

Одной из отличительных особенностей, главным достоинством программы является то, что формируется малое наукоемкое предприятие инновационного характера деятельности. Само понятие малого предприятия, сформированное в развитых странах, предусматривает построение такого процесса, который позволяет на основе новейших достижений науки и техники обеспечить их внедрение в сектор реальной экономики и за счет новшеств и нововведений получить положительные экономические результаты. Этого можно достичь, например, за счет использования информационных технологий, а также многих других. Именно в такой ситуации и достигается инновационный процесс, который характеризует малое количество работающих и высокая экономическая эффективность их деятельности в сравнении с традиционной. В нашей стране такие предприятия имеются и называются малыми наукоемкими предприятиями инновационного характера деятельности. Следует учитывать и то, что возможно выполнение частичной функции малого наукоемкого предприятия, например, только внедрение новшества, нововведения, инновации. Причем структурное формирование малых инновационных предприятий инновационного характера деятельности определяет для университетов возможности создания условий для трансформации их на новый уровень, т. е. развивают новую для современности инновационную составляю-

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

Таблица 1

Основные показатели конкурса по программе «Студенты и аспиранты — малому наукоемкому бизнесу» — «Ползуновские гранты» в системе поддержки инновационной деятельности высшей школы

Показатели 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Итого

Число поступивших заявок 102 98 156 250 274 370 406 432 376 386 2850

Число победителей конкурса 25 40 62 186 168 210 173 65 42 37 994

Число городов РФ — лауреатов конкурса 1 24 12 16 27 44 32 27 40 23 От 1 до 44

Число вузов РФ — участников конкурса 6 32 18 26 39 51 44 39 36 35 От 6 до 51

Выделенные средства (млн руб.) всего, в том числе 0,125 0,2 0,31 0,55 0,84 1,3 1,4 3,0 4,0 3,4 12,8

Минобрнауки РФ - - - - 0,2 0,35 0,35 1,5 1,65 1,6 5,65

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в НТС - 0,2 0,3 0,55 0,64 0,95 1,05 1,5 2,35 1,8 5,15

щую университетов в комплексе с традиционными — научной и образовательной.

Программа «Ползуновские гранты» в переходных к рыночным социально-экономических условиях формирует именно малые наукоемкие предприятия инновационного характера деятельности, обеспечивает их наполнение инновационной продукцией и кадрами соответствующей квалификации в стратегии инновационного развития. Молодым ученым программа создает условия для реализации в своей стране интеллектуальных потребностей, результатов интеллектуального труда с прогнозируемой экономической перспективой. В настоящее время трудно найти регион, где бы в университетах, академиях, институтах не знали о программе «Ползуновские гранты».

Материалы по истории программы представлены на очередном, 10-м слете лауреатов. Слеты лауреатов проводятся ежегодно в разных городах страны: Санкт- Петербурге, Казани, Ярославле, Сочи. При этом в Алтайском крае, в среде живописной природы горного Алтая проведение слетов проходит регулярно через год.

С 13 по 16 сентября 2005 года в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползу-нова (АлтГТУ) в г. Барнауле Алтайского края, в Ползуновском научном центре состоялось открытие X юбилейного Всероссийского слета студентов и аспирантов по совместной федеральной программе Минобрнауки России и государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Студенты и аспиранты — малому наукоемкому бизнесу» — «Ползунов-ские гранты».

В юбилейном слете приняли участие студенты и аспиранты, молодые ученые, представляющие университеты, академии, институты, различные высшие учебные заведения страны от Белгорода, Москвы до Владивостока. Лауреаты, победители конкурса собрались на юбилейный 10-й слет, чтобы сделать доклады, обменяться опытом, акцентировать внимание на лучших проектах, установить личные деловые контакты. Охватываемый в рамках программы тематический объем разработок — обширный и соответствует основным приоритетным направлениям развития науки и техники.

С приветственным словом к участникам слета на пленарном заседании обратились представители министерства, государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, руководители края, ректор АлтГТУ имени И. И. Ползунова, координатор программы, д. т. н., профессор А. А. Максименко.

В рамках тематической работы секций молодые ученые, студенты, аспиранты представили свои инновационные разработки в сфере малого наукоемкого бизнеса. Доклады были очень интересными для всех участников слета, они активно участвовали в обсуждении и подведении итогов слета и выработке рекомендаций по дальнейшему развитию программы. Молодым ученым была представлена интересная культурная программа: экскурсии по горному Алтаю, по реке Катунь. В завершение слета лауреатам были вручены дипломы победителей и памятные знаки.

Интересные разработки представили студенты, аспиранты, молодые ученые: Борисенко Н. Е., Лет-фуллин Р. Р. (Москва); Буренева О. И., Лекса-шов А. В. (Санкт-Петербург); Сырямкин М. В., Никитин Е. С., Краснов И. Д., Шидловский С. В. (Томск); Фомин А. А. (Владимир), Усынин А. Ю. (Ижевск); Тихомирова Ю. И., Михайлов А. Б. (Казань); Тиньков А. А. (Воронеж); Романченко А. В. (Владивосток); Евдокимов Д. В. (Тула); Орлова Н. А. (Бийск).

Глубиной инновационного исследования отличились работы студентов, аспирантов, молодых ученых, представлявших Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский энергетический институт (технический университет), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В. И. Ульянова-Ленина, Московский государственный институт электронной техники (технический университет), Тульский государственный университет, Тульский государственный технический университет, Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Дальневосточный государственный технический университет им. В. В. Куйбышева, Самарский государственный технический университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Воронежскую государственную лесотехническую академию, Владимирский государственный университет, Ижевский государственный технический университет.

На рис. 1 представлен состав организаций, принимающих участие в программе: университеты, институты, академии страны.

В конкурсе «Ползуновские гранты» приняли участие студенты, аспиранты, молодые ученые, представ-

Рис. 1. Организации-участники Рис. 2. Лауреаты «Ползуновских грантов» по семи округам

ляющие университеты из городов: Ижевск, Красноярск, Томск, Белгород, Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Казань, Воронеж, Владивосток, Тула, Бийск, Курск, Иркутск, Самара, Пенза, Йошкар-Ола, Якутск, Таганрог, Саранск, Кемерово, Тула, Ярославль, Владимир и др.

За 10 лет работы программы лауреатами «Пол-зуновских грантов» стали представители семи округов страны, что показано на рис. 2. По показателям научно-инновационной активности их участие примерно равное.

Алтайский край, являющийся родиной «Ползу-новских грантов», имеет свои особенности в развитии инновационных процессов. В отличие от других регионов Сибирского федерального округа, например Кемеровской, Томской областей, Красноярского края, Алтай не является экономическим лидером в силу ряда сложившихся объективных и субъективных условий и обстоятельств. Как известно, трансформация экономики в последние годы не способствовала подъему в аграрном секторе, а именно здесь Алтай ранее был признанным лидером не только в федеральном округе, но и в целом по стране.

Достаточно развитый промышленный сектор экономики Алтая базируется, в основном, на предприятиях ВПК, сокративших в годы реформ объемы производства на 50-70% и одновременно значительно снизивших высокотехнологичный потенциал. Однако следует отметить, что начиная с 1998 года экономика региона восстанавливается, имеет небольшой (в среднем 6,5% в год), но устойчивый рост, что позволяет строить более или менее оптимистичные прогнозы на будущее, в том числе по научному и образовательному комплексам края. Более того, опережающий рост объемов производства на предприятиях обрабатывающей промышленности создает условия и возможности перехода их на инновационный путь развития.

Среди всех отраслей социально-экономической сферы наука и образование в крае не только не утратили своих позиций, но в чем-то и укрепили их. Так, в настоящее время в научную и образовательную сферу деятельности входят два НИИ СО РАН, три НИИ СО РАСХН, один НИИ СО РАО, шесть государственных университетов, федеральный научно-производственный центр (ФНПЦ) «Алтай». Кадровый

потенциал науки в крае составляет 550 докторов и 3100 кандидатов наук, 2500 аспирантов.

Развивается процесс привлечения научных коллективов к решению проблем региона. Разработана программа «Научное обеспечение стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2010 года». Возрастает роль научных коллективов вузов и НИИ в реализации целевых региональных программ и т. д. Конечно, восстанавливающаяся экономика из-за ряда ограничений пока что не способна эффективно использовать имеющийся научный потенциал, особенно в университетах. Нередко результаты научных исследований практически используются только в образовательном процессе, утрачивая со временем свою привлекательность в реальном секторе экономики.

В этих условиях вопросы формирования молодых ученых и региональной молодежной научно-технической политики следует отнести к одним из особо актуальных. Поддержка научных исследований и научно-технического творчества молодежи — это, прежде всего, решение проблемы преемственности в стратегии научной деятельности, сохранении основных научных направлений, которые отражают тематику исследований, согласованную с целевыми установками региона.

Реализацией молодежной политики занимаются многие институциональные образования региона: администрация края и промышленных центров, управление образованием, главное управление экономики и инвестиций, комитет по делам молодежи, университеты, общественные организации. Среди многочисленных административных, организационных и общественных дел следует отметить организованное Алтайским государственным техническим университетом им. И. И. Ползунова сотрудничество молодых ученых с федеральными научно-инновационными, международными и программами других регионов.

Условия такого сотрудничества последовательно создавались руководством университета. Этому способствовало и то обстоятельство, что АлтГТУ, являясь университетским комплексом, планомерно трансформируется на новый уровень поколения университетов, организующий и выполняющий научную, образовательную и инновационную деятельность. В университете работает более 2000 научных кадров

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

Рис. 3. Динамика объемов выделенных средств (млн руб.)

высшей квалификации, представляющих значимый научно-инновационный, интеллектуальный потенциал региона. Структура факультетов, кафедр, специальностей позволяет университету откликаться на нужды края в области энергетики, механообработки, строительства, переработки сельхозпродукции и т. д., решать проблемы социальной сферы. Без преувеличения, университет играет ключевую роль в развитии инфраструктуры инновационной деятельности края. Именно на этой основе сформирована организационная технология и 10 лет системно развивается федеральная программа «Ползуновские гранты».

Система «Ползуновских грантов» впервые была организована для Алтайского края администрацией Алтайского края, Алтайским государственным техническим университетом им. И. И. Ползунова и государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 1996 году. От лица администрации учредителем выступал Алтайский региональный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Отбор НИОКР, предоставленных малыми инновационными предприятиями и вузами края, проводился на конкурсной основе комиссией с учетом результатов экспертизы. Конкурс проводился с учетом приоритетов и на основании критериев наукоемко-сти, коммерциализуемости продукции, устойчивости субъекта инновационного предпринимательства.

Наряду с оценкой научной значимости, перспективности и актуальности предполагаемых НИОКР учитывалась реальность выполнения в срок заявленных исследований и безусловная ликвидность продукта на рынке.

В конкурсе участвовали соискатели всех научных организаций и вузов, а также малых инновационных предприятий, фирм, независимо от их ведомственной подчиненности. Таким образом, со всего края поступило в 1996 году 102 заявки от 88 организаций Алтайского края. Конкурсной комиссией при Комитете Администрации края по поддержке малого и среднего бизнеса были отобраны 25 проектов, признанных победителями. Объем каждого гранта в ценах 1996 года составил 5 млн руб.

С 1997 года конкурс «Ползуновские гранты» приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 15 мая 1997 г. № 905 получил ста-

Рис. 4. Квалификационный состав лауреатов «Ползуновских грантов»

тус государственных грантов. Таким образом, учредителями грантов стали Министерство образования РФ, Администрация Алтайского края и государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в НТС. Особенностью этого конкурса стало то, что заявки принимались только от студентов, ученых и малых научных групп вузов, подведомственных Министерству общего и профессионального образования РФ. Основной задачей конкурса являлось создание стимулов к внедрению и коммерциализации научных разработок, предоставление дополнительных возможностей студентам и сотрудникам вузов для проведения научных исследований, направленных на создание технологий для наукоемкого бизнеса. Головной организацией по научно-методическому, нормативному и информационно-аналитическому сопровождению конкурса также являлись АлтГТУ им. И. И. Ползунова и Алтайский региональный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

На рис. 3 показана динамика по годам объемов средств, выделенных министерством и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере (Фонд содействия). С 1997 года программа «Ползуновские гранты» имеет устойчивое финансирование. Причем за счет возрастающего от года к году интереса к программе, информированности научного сообщества повышается качество заявляемых научно-инновационных работ, проектов. Инвестиционные структуры проявляют интерес к работам, выполняемым в рамках программы, а у авторов проектов появляется возможность привлекать дополнительные ресурсы к выполнению и развитию работы.

На конкурс 1997 года поступило 98 проектов от 32 университетов, вузов страны из 24 регионов. Экспертный совет конкурса «Ползуновские гранты» в системе поддержки наукоемкого бизнеса высшей школы определил три основных раздела:

1. Коммерциализация наукоемких технологий в области энергетики и энергомашиностроения.

2. Технологические инновации технопарков и бизнесцентров высшей школы.

3. Технологические инновации и интеллектуальная

собственность.

В состав Экспертного совета конкурса входили ректоры и проректоры университетов, вузов, представители Фонда содействия и директоры технопарков.

Победителями конкурса и лауреатами грантов признаны 40 авторов и проектов с финансированием 5 тыс. руб.

Количество и направленность проектов показали возрастающую роль инновационной составляющей прикладной науки и переориентацию научных исследований для нужд рынка.

На рис. 4 представлен состав лауреатов конкурса за период работы программы «Ползуновские гранты». Подавляющее число представляют именно студенты и аспиранты университетов страны.

Конкурсная поддержка и развитие научно-инновационной деятельности студентов и аспирантов для вовлечения их в инновационную сферу в России пока не имеет аналогов. Организационно-экономическое построение научно-исследовательской работы (НИР) в форме конкурса научно-инновационных проектов студентов и аспирантов университетов, вузов страны обеспечивает научно-образовательную форму подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной сферы по отраслям жизнедеятельности общества, формирование банка инновационных проектов для развития и практического применения, исследовательскую апробацию инновационных направлений работы в разных областях знаний и их интегрирование. Работа в течение 10 лет охватывает университеты, вузы, академии, институты более 50-и регионов страны, при этом география участников НИР «Ползуновские гранты» по годам расширяется.

На рис. 5 представлено число городов — участников и победителей, лауреатов «Ползуновских грантов». Отличительной особенностью является достигнутая за годы работы широкая география участников, представляющих университеты страны.

Возможности расширения области применения характеризуются и тем, что на конкурс «Ползунов-ские гранты» 2004 года было подано более 400 заявок почти из всех регионов страны. Поэтому можно утверждать, что развитие программы обеспечит расширение объемов НИР, научно-инновационных исследований и географию участников.

Положительные перспективы развития проектов программы, их инновационная значимость подтверждается тем, что из числа лауреатов «Ползуновских грантов» имеются победители программы «Старт». Это объясняется и тем, что в состав Экспертного совета конкурса программы входят ректоры и проректоры университетов, вузов, представители Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, директоры технопарков, бизнес-инкубаторов, ИТЦ.

Одним из конечных результатов организуемой деятельности студентов и аспирантов является их работа на малом инновационном предприятии, участие в выполнении НИОКР, направленных на повышение конкурентоспособности существующего или вывода на рынок нового наукоемкого продукта фир-

60

50

40

30

20

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 □ Участники □ Победители

Рис. 5. Число городов — участников и победителей

мой, являющейся базой практики студентов и аспирантов. Участие в этой программе студентов и аспирантов предполагается в сфере наукоемкого бизнеса высшей школы и иных субъектов малого инновационного предпринимательства реального сектора региональной экономики.

Интересным представляется анализ распределения заявок по направлениям, разделам научно-инновационных исследований, представленный на рис. 6, их всего 17. Практически все приоритетные направления исследований имеют место в конкурсе. Направления (разделы):

1. Информатика, автоматика, вычислительная техника, связь.

2. Энергетика, электротехника.

3. Электроника и радиотехника.

4. Горное дело.

5. Металлургия.

6. Машиностроение.

7. Приборостроение.

8. Химическая технология. Химическая промышленность.

9. Биотехнология. Легкая и пищевая промышленность.

10. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Сельское и лесное хозяйство.

11. Строительство. Архитектура.

12. Транспорт.

13. Медицина и здравоохранение.

14. Охрана окружающей среды. Экология человека.

15. Ядерная техника.

16. Космические исследования.

17. Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание.

Организаторы конкурса в тесном взаимодействии с аппаратом Фонда содействия развитию малых форм предприятий в НТС, Минобрнауки РФ и администрацией Алтайского края решили основные организационные вопросы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н создали инструмент информационного обеспечения программы (сайт); н сформировали устойчивый интерес к программе и убедили научно-техническое сообщество в реальности государственной поддержки проектов; н помогли участникам программы приобрести опыт планирования научной деятельности и навыки защиты своих идей; н обеспечили условия для расширения делового кругозора и развития горизонтальных связей участников программы;

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

Рис. 6. Распределение заявок по основным направлениям исследований

н организовали мониторинг за ходом выполнения программы, предназначенной для обмена мнениями всех заинтересованных участников программы. В результате: н привлечены студенты и аспиранты к процессу создания, разработки и реализации наукоемкого продукта или технологии непосредственно в субъекте малого предпринимательства на стадии обучения и подготовки; н созданы стимулы к внедрению и коммерциализации научных разработок, предоставлены дополнительные возможности студентам и аспирантам вузов для проведения НИОКР, направленных на создание продуктов и технологий для наукоемкого бизнеса; н выполнение работ по этой программе позволило сориентировать молодого специалиста на дальнейшую деятельность в научно-технической сфере для обеспечения преемственности научных кадров; н в процессе выполнения работ по «Ползуновскому гранту» происходила более быстрая квалификационная адаптация молодого специалиста в новых рыночных условиях на стадии обучения и подготовки для работы на малых инновационных предприятиях; н использованы полученные в вузе знания в процессе создания и коммерциализации конкретных наукоемких технологий и продуктов с последующим применением данного опыта при подготовке и защите дипломов и диссертаций; н использован обобщенный опыт практической работы студентов и аспирантов в сфере наукоемкого предпринимательства для подготовки предложений по корректировке учебных программ.

В табл. 2 представлены некоторые результаты исследований по программе. Можно отметить, что результаты исследований имеют публикации, создаются и защищаются объекты интеллектуальной соб-

Таблица 2 Некоторые результаты исследований

Показатели Кол-во

Число публикаций по результатам исследований лауреатов конкурса 3828

Число патентов 62

Защита кандидатских диссертаций 83

Защита дипломных работ 114

Создано малых наукоемких предприятий (МНП) 67

Число работающих в МНП 335

ственности, обеспечивается подготовка кадров высшей квалификации и инженеров, создаются малые наукоемкие предприятия, новые рабочие места.

По итогам конференций, слетов издается сборник материалов, куда входят статьи и доклады лауреатов конкурса «Ползуновские гранты». Диплом лауреата конкурса программы «Ползуновские гранты» вручается в торжественной обстановке.

В рамках программы действует Фонд «ТВН» в Санкт-Петербурге, который тесно связан с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. Руководит им уже 10 лет директор ИТЦ Фонда «ТВН» В. А. Попова. Цель деятельности «Ползуновских грантов» в Санкт Петербурге полностью соответствует программе: вовлечение студенчества в наукоемкое предпринимательство, что предусматривает и кадровую поддержку действующих предприятий, и побуждение студентов к организации собственного бизнеса, и «втягивание» компаний в работу со студентами. По данным Фонда «ТВН» 75% студентов, принявших участие в «Ползуновских грантах», остаются работать в малых компаниях.

В настоящее время лауреаты и участники «Пол-зуновских грантов» активны в рамках программы «Старт». Фактически, «Ползуновские гранты» формируют полноценные студенческие команды с участием аспирантов и молодых ученых, готовые побеждать в программе «Старт», и успешные примеры этому уже имеются.

Десятилетняя история программы позволяет выполнить анализ проделанной работы. Анализ работы программы «Ползуновские гранты» показывает ее востребованность университетами, институтами, академиями всех регионов России, позволяет прогнозировать дальнейшее развитие по приоритетным направлениям науки и техники. Опыт, полученный за десять лет, отражает технологическое формирование процесса разработки и внедрения в отрасли жизнедеятельности общества новейших достижений науки и техники при подготовке высококвалифицированных кадров для наукоемкого бизнеса, для сферы инновационной деятельности, определяющей общественное развитие.

Литература

1. А. Н. Евстигнеев, А. А. Максименко, С. В. Новоселов. Научнообразовательные инновационные программы АлтГТУ им. И. И. Ползунова в Ползуновских традициях./Ползунов-ский альманах № 3, Наука-Образование-Экономика-Произ-водство-Бизнес-Культура: Изд-во АлтГТУ им. И. И. Ползунова, Барнаул, 2005. С. 6-10.

2. А. Н. Евстигнеев, А. А. Максименко, С. В. Новоселов. Инновационное образование — фундамент экономики, основанной на знаниях. / Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы. / Труды международного симпозиума 27-28 мая 2003 г., Москва. Томск: Изд-во ТПУ, 2003. С. 67-69.

3. Комплексная оценка инновационного потенциала предприятия. Методические рекомендации. Томск: Томский научно-координационный центр ТГУ, 2004.

4. С. В. Новоселов, А. Н. Евстигнеев. Системная трансформация университетского комплекса как особая миссия в стратегии регионального развития экономики, основанной на знаниях./ Ползуновский вестник № 1, Экономика. Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 2005. С. 164-169.

5. Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./Науч. ред.: В. Т. Борисович и др. М.: Экономика, Дело, 1992. 510 с.

6. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.