Научная статья на тему 'Десять лет экономической политики Уго Чавеса'

Десять лет экономической политики Уго Чавеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЕСУЭЛА / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / РАЗВИТИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ / VENEZUELA / DEVELOPMENT / HEALTHCARE / EDUCATION / POVERTY REDUCTION / NEO-LIBERALISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грук Леонид Валерьевич

С 2003 по 2008 г. ВВП Венесуэлы фактически удвоился. Автор анализирует структуру и другие характеристики экономического роста этой страны, а также меры экономической политики правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ten years of Hugo Chavez economic policy

From 2003 to 2008, the GDP of Venezuela, in fact doubled. The author analyzes the structure and other characteristics of this country economic growth, as well as measures of economic policy.

Текст научной работы на тему «Десять лет экономической политики Уго Чавеса»

Л. В. ГРУК

Леонид Валерьевич Грук — аспирант кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.

В 2007 г. с отличием окончил СПбГУЭФ.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — международные финансы. ^ ^ ^

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УГО ЧАВЕСА* • Экономический рост

Уго Чавес Фриас впервые был избран президентом Венесуэлы в декабре 1998 г. и вступил в должность более десяти лет назад, в феврале 1999 г. Чавес является противоречивой фигурой, большинство суждений о его деятельности предвзяты, идеологизированы и по большей части носят негативный характер. В этой статье кратко рассматриваются некоторые самые важные экономические и социальные показатели за последние 10 лет, а также современная ситуация и задачи, стоящие перед экономикой Венесуэлы. Значительная часть статистических данных не была широко освещена в прессе, хотя все эти данные находятся в открытом доступе.

Рисунок показывает реальный ВВП Венесуэлы с шагом в квартал с 1998 по 2009 г. (первые три квартала) . Как становится ясно из рис., на рост оказывали сильное влияние различные потрясения, включая политическую нестабильность и забастовки.

I- 15

а\

а\

^ 14

И

св

15 13 Я

М 12

а

о

а 11 а

п

о \о п а

ч

10

2001,IV квартал Объединение предпринимателей (Fedecamaras) призывает к стачке

2002,II квартал 9 апр. — Fedecamaras призывает к новой общей стачке

11 апр. — государственный

2004, III квартал

авг. — Чавес выигрывает

перевыборы

1998,IV квартал дек. — цена на венес. нефть падает до минимума за 2 6 дек. — Чавес выигрывает выборы

2002, IV квартал дек. — нефтяная стачка ударяет по экономике

2003, I квартал ^3 февр. — оканчивается нефтяная стачка

2003, II квартал май — оппозиция соглашается добиваться ухода Чавеса через перевыборы

I II IIIIV

1997

I II IIIIV

1998

I II IIIIV I II IIIIV

1999 2000

I II IIIIV I II IIIIV 2001 2002

I II IIIIV

2003

I II IIIIV I II IIIIV

2004 2005

I II IIIIV I II IIIIV

2006 2007

I II IIIIV I II III

2008 2009

16

9

8

7

6

Рис. Реальный ВВП (скорректированный с учетом инфляции) Ист.: Banco Central de Venezuela, 2009.

Существуют различные способы оценки экономического роста венесуэльской экономики за годы президентства Чавеса. Один из них — рассмотреть данные по росту ВВП с первого квартала 1999 г., когда Чавес стал президентом. Последние доступные данные (скорректированные с учетом сезонных колебаний) относятся ко второму кварталу 2008 г. При таком способе расчета получается, что экономика выросла на

ГРНТИ 06.51.00 © Л. В. Грук, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А. И. Евдокимова.

Скорректированный с учетом сезонности по данным сайта Центрального банка Венесуэлы, 2009.

47,4 %, или на 4,3 % в год, за 9 лет и 1 квартал. При расчете на душу населения рост составляет около 18,2 %, или 1,9 % ежегодно. Однако, несмотря на гигантское улучшение экономической ситуации, по сравнению с 20 годами экономического спада до прихода Чавеса к власти, этот рост был почти таким же, как средний рост по региону [1].

Анализируя экономический рост за все десять лет, легко впасть в заблуждение, так как правительство Чавеса до первого квартала 2003 г. не контролировало государственную нефтяную компанию (РБУ8Л). Таким образом, первые четыре года эта компания, приносившая в то время до половины государственных доходов и 80 % экспортных поступлений, находилась под контролем людей, враждебных правительству. Более того, менеджеры компании фактически использовали свой контроль над жизненно важными ресурсами для дестабилизации работы правительства и даже для его временного отстранения от власти. При таких обстоятельствах правительство мало что могло сделать для организации экономического роста [2].

Следовательно, мы можем измерить рост с момента получения правительством контроля над РБУ8Л, т. е. с первого квартала 2003 г. Однако этот вариант осложняется тем, что частично период роста приходится на выход из глубокой рецессии. Тем не менее это лучший способ для оценки действий администрации Чавеса, чем измерение за все десять лет. К тому же первая фаза восстановления была нелегким свершением для правительства. Это был не нормальный бизнес-цикл, а глубокая экономическая рецессия, сопряженная со значительным саботажем в нефтяной отрасли. По окончании забастовки аналитики предсказывали медленное и болезненное восстановление, с большими трудностями в возобновлении производства нефти.

Со второго квартала 2003 г. реальный ВВП вырос на 94,7 % за 5 с четвертью лет, или на 13,5 % ежегодно. В историческом и международном ракурсе это очень быстрые темпы роста. В расчете на душу населения он составил 79,8 %, или 11,7 % в год [3].

Наконец, существует способ измерения роста, позволяющий элиминировать эффект восстановления после нефтяной забастовки 2002-2003 гг. Измерение следует начинать с той точки, когда ВВП снова дошел до максимального значения, достигнутого перед рецессией. Это третий квартал 2004 г. При использовании данного способа измерения ВВП вырос на 37,2 % за 3 года и 3 квартала, или на 8,8 % ежегодно. В расчете на душу населения рост составил 28,2 %, или 6,9 % ежегодно. Это также очень быстрый рост с исторической и международной точек зрения [4].

При любом разумном сравнении история роста венесуэльской экономики при администрации Чавеса является очень успешной. Это тем более очевидно при сравнении с двумя десятилетиями до победы Чавеса на выборах, когда венесуэльская экономика испытывала снижение среднедушевого ВВП, которое было одним из худших в мире в тот период. С 1978 по 1998 г. в Венесуэле показатель ВВП на душу населения упал на 21,5 %.

Рисунок демонстрирует некоторые подробности зависимости венесуэльской экономики от внешних потрясений, особенно связанных с политической нестабильностью. Чавес вступил в должность при самых низких ценах на нефть за 22 года. Первый год его президентства был отмечен отрицательной динамикой. Тенденция изменилась на противоположную в первом квартале 2000 г., и экономика росла до третьего квартала 2001 г. — периода значительной политической нестабильности. В декабре 2001 г. венесуэльская Торговая палата (Fedecamaras) организовала общую стачку бизнеса против правительства. Этот период политической нестабильности, сопровождаемой большим оттоком капитала, продолжался до апреля 2002 г., когда был совершен военный переворот против законно избранного правительства. Конституционный порядок был восстановлен в течение 48 часов, но положение не стабилизировалось, так как оппозиция продолжила попытки свергнуть правительство незаконными способами. Снижение продолжалось летом и осенью 2002 г., а затем по экономике был нанесен удар нефтяной забастовкой декабря 2002 г. — февраля 2003 г., организованной оппозицией. Она повергла экономику в жесткую рецессию, в которой Венесуэла потеряла почти 24 % ВВП. Экономика начала восстанавливаться во втором квартале 2003 г. и с тех пор росла быстрыми темпами, лишь в первом квартале 2008 г. испытав небольшой откат.

Составляющие экономического роста. Несмотря на усиление роли государства в экономике при администрации Чавеса, частный сектор рос быстрее общественного. Это также верно и для текущих показателей роста, за исключением 2008 г., когда за первые три квартала почти весь рост приходился на общественный сектор.

Самыми быстрорастущими секторами экономики были финансы и страхование, которые выросли на 258,4 % во время текущего роста, или в среднем на 26,1 % ежегодно; строительство (159,4 %, или на 18,9 % ежегодно); торговля и услуги по ремонту (152,8 %, или 18,4 % ежегодно); транспорт и хранение (104,9 %, или 13,9 % ежегодно); связь (151,4 %, или 18,3 % ежегодно). Производство выросло на 98,1 % за время подъема, или на 13,2 % ежегодно (табл. 1) [1].

Таблица 1

Рост секторов экономики Венесуэлы в 1998-2007 гг. (реальное изменение в %)

Сектор экономики Год

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008*

Реальный ВВП, всего 0,3 -6,0 3,7 3,4 -8,9 -7,8 18,3 10,3 10,3 8,4 5,6

Общественный -2,1 -5,2 3,0 -0,6 -11,1 -1,3 12,5 2,8 3,6 7,7 18,8

Частный 1,1 -6,9 4,2 4,9 -5,8 -8,9 17,2 12,9 11,9 7,3 0,2

По экономической

активности

Нефтяной сектор 0,3 -3,8 2,3 -0,9 -14,2 -1,9 13,7 -1,5 -2,0 -4,2 4,1

Ненефтяной сектор -0,1 -6,9 4,2 4,0 -6,0 -7,4 16,1 12,2 11,7 9,5 5,9

Горное дело -7,5 -12,1 15,3 2,8 4,3 -4,4 14,2 3,0 2,0 2,0 0,4

Производство Электро- и водоснабжение -1,4 0,5 -10,1 -2,2 5,1 4,7 3.7 4.8 -13,1 2,1 -6,8 -0,5 21,4 8,5 11,1 11,2 7,2 2,4 7,2 2,4 2,0 3,6

Строительство 1,4 -17,4 4,0 13,5 -8,4 -39,5 25,1 20,0 13,3 13,3 7,6

Торговля -1,5 -5,4 5,7 4,6 -13,6 -9,6 28,6 21,0 16,9 16,9 5,4

Транспорт -5,2 -15,3 12,5 -1,3 -10,4 -8,0 24,6 14,7 13,5 13,5 3,5

Связь 8,2 3,6 2,1 8,1 2,5 -5,0 12,9 22,4 20,0 20,0 21,3

Окончание табл. 1

Сектор экономики Год

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008*

Финансы и страхование 0,2 -15,2 -0,7 2,8 14,5 11,9 37,9 36,4 17,0 17,0 -5,2

Жилье 0,7 -4,7 0,8 3,5 -0,7 -6,0 11,1 7,9 6,6 6,6 3,2

Общины и НКО 0,3 -1,7 0,9 2,1 0,1 -0,3 9,4 8,2 10,9 10,9 9,1

Государственные службы -0,6 -4,8 2,8 2,5 -0,4 4,9 11,1 8,0 5,0 5,0 4,4

Другие** 3,0 0,5 5,2 1,8 -1,0 -2,9 7,2 12,6 5,1 5,1 5,4

По расходам

Государственное потребление -3,1 -7,5 4,2 6,9 -2,5 5,7 14,2 10,7 6,7 5,1 5,6

Частное потребление 1,8 -1,7 4,7 6,0 -7,1 -4,3 15,4 15,7 17,9 18,7 8,3

Формирование капитала 4,4 -10,6 6,7 13,6 -34,0 -35,5 91,3 30,5 31,6 26,6 -1,5

Экспорт 3,5 -11,0 5,8 -3,5 -4,0 -10,4 13,7 3,8 -4,5 -5,6 -0,4

Импорт 11,3 -9,3 12,4 14,1 -25,2 -20,9 57,7 35,2 31,1 33,6 3,8

Ист.: Banco Central de Venezuela (BCV), 2009.

Прим.: Рост первых трех кварталов 2008 г. сравниваются с аналогичным периодом 2007 г.

Включая частное земледелие, рестораны, частные отели и различные предприятия общественного сектора.

Бедность и неравенство. Из табл. 2 следует, что в Венесуэле произошло весьма существенное снижение бедности и крайней бедности во время текущего экономического подъема. Количество семей, живущих за гранью бедности, уменьшилось более чем вполовину, с 54 % в первой половине 2003 г. к оценочным 26 % к концу 2008 г. Количество семей, находящихся на краю бедности, еще более уменьшилось: 72 %-ное снижение, до 7 % от общего числа семей. Это выдающееся достижение, приближающее Венесуэлу к возможности полностью избавиться от крайней бедности. Необходимо отметить, что Цели развития на новое тысячелетие ООН призывают к снижению крайней бедности вполовину за период с 1990 по 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также произошло существенное сокращение неравенства, измеряемого по индексу Джини. После победы Чавеса на выборах индекс Джини упал почти на 6 пунктов, с 46,96 до 40,99. За время текущего подъема это падение еще заметнее: с 48,11 до 40,99, более чем на 7 пунктов. Чтобы приблизительно представить себе размер такого изменения доходов, сравните его с похожим движением в обратном направлении: с 1980 по 2005 г. индекс Джини для США вырос с 40,3 до 46,9 [5], и в этот период наблюдалось существенное перераспределение доходов (в пользу более обеспеченных слоев населения).

Таблица 2

Бедность, нищета и неравенство, 1995-2007 гг.

Год Период Домохозяйства (в % от общего числа) Население (в % от общего числа) Неравенство

Бедность Нищета Бедность Нищета Индекс Джини

1995 1-я половина 54,70 24,50 - - 46,78

2-я половина 53,20 23,80 - - 47,82

1996 1-я половина 70,80 39,50 - - 48,78

2-я половина 64,30 32,70 - - 49,22

1997 1-я половина 55,60 25,47 60,90 29,51 46,96

2-я половина 48,10 19,32 54,50 23,37 48,98

1998 1-я половина 49,00 21,01 55,40 24,66 48,65

2-я половина 43,90 17,06 50,40 20,34 47,02

1999 1-я половина 42,80 16,60 50,00 19,86 46,93

2-я половина 42,00 16,89 48,70 20,15 48,51

2000 1-я половина 41,60 16,65 48,30 19,49 47,72

2-я половина 40,40 14,89 46,30 18,02 45,07

Окончание табл. 2

Домохозяйства (в % от общего числа) Население (в % от общего числа) Неравенство

Год Период Бедность Нищета Бедность Нищета Индекс Джини

2001 1-я половина 39,10 14,17 45,50 17,36 45,73

2-я половина 39,00 14,40 45,40 16,94 47,72

2002 1-я половина 41,50 16,58 48,10 20,13 49,44

2-я половина 48,60 21,04 55,40 25,03 47,98

2003 1-я половина 54,00 25,09 61,00 30,22 48,11

2-я половина 55,10 25,03 62,10 29,75 46,47

2004 1-я половина 53,10 23,46 60,20 28,10 45,50

2-я половина 47,00 18,60 53,90 22,50 45,40

2005 1-я половина 42,40 17,00 48,80 20,30 47,48

2-я половина 37,90 15,30 43,70 17,80 47,71

2006 1-я половина 33,90 10,60 39,70 12,90 44,22

2-я половина 30,60 9,10 36,30 11,10 43,70

2007 1-я половина 27,46 7,63 33,07 9,41 42,37

2-я половина 28,50 7,90 33,60 9,60 42,11

2008 26,00 7,00 31,50 9,50 40,99

Ист.: Национальный институт статистики (INE), 2009; FEGS, 2009.

Текущее положение и оценка перспектив. Развитие венесуэльской экономики замедлилось в 2008 г. до оценочных темпов роста в 4,9 % относительно 8,4 % в 2007 г. Замедление, по крайней мере частичное, может быть вызвано усилиями правительства по борьбе с инфляцией в 2007 г. С февраля по сентябрь 2007 г. ежемесячная инфляция в годовом исчислении упала с 20,4 до 15,3 % [6] до нового скачка. Другим изменением, которое могло способствовать замедлению роста, было снижение накопления капитала в общественном секторе. Рост капитала в общественном секторе резко замедлился в 2007 г. До этого в ходе экономического подъема шел ускоренный рост, хотя и не такой быстрый, как в частном секторе. По 2008 г. еще нет данных о разбивке формирования капитала по секторам, но общий размер формирования капитала (общественного и частного) упал на 1,5 %. Это серьезная проблема, которую необходимо решить, если правительство планирует поддерживать уровень здорового роста. Похоже, что правительство обратится к этой проблеме в ближайшем будущем путем введения программы стимулов, включающей общественные расходы на инфраструктуру и другие общественные вложения.

Следовательно, существенным вопросом для Венесуэлы является то, насколько упадут цены на нефть, прежде чем возникнет критичный для экономики дефицит торгового баланса. Эта ситуация заметно ограничивает развивающиеся страны. Другими словами, США, Европа и Япония будут проводить экспансионистскую монетарную и финансовую политику, включая дефицитные общественные расходы, для того, чтобы противодействовать текущей рецессии. Развивающиеся страны могут и, в идеале, должны делать то же самое, но, в отличие от богатых стран, они сталкиваются с вышеназванным ограничением, так как их валюты «не твердые». Следовательно, они не могут рассчитывать на возможность брать в долг столько же (если считать по доле ВВП) или на такой же срок, как страны с «твердой» валютой, чтобы покрыть свою необходимость в импорте. По этой причине платежный баланс, в отличие от государственного бюджета, который можно наполнить местной валютой, в нынешней ситуации накладывает наиболее важные и существенные ограничения на развивающиеся страны, такие как Венесуэла.

В 2008 г. Венесуэла имела положительное сальдо торгового баланса в 13,9 % от ВВП. Этот гигантский профицит может сойти на нет при цене 45 долл. за баррель венесуэльской нефти. Однако это не должно вызвать проблем с платежным балансом, так как Венесуэла имеет около 82 млрд долл. золотовалютных резервов, что составляет 25 % ВВП, т. е. в два раза больше, чем необходимо стране. Дефицит текущих платежей в 2 или 3 % ВВП, который можно ожидать, если цены останутся на нынешнем уровне, не является значительным при наличии таких больших резервов. Даже при сохранении ситуации на протяжении следующего года это не должно вызвать существенных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. BCV (Banco Central de Venezuela), 2009. Indicadores: Información Estadística. URL: http://200.74.197.130/c2/

indicadores.asp

2. SISOV (Sistema Integrada de Indicadores Sociales de Venezuela), 2007. Logros. Caracas: Ministerio del Poder Popular para la Planificación y Desarrollo. URL: http://www.sisov.mpd.gob.ve/estudios/detalle.php?id=158

3. SISOV (Sistema Integrada de Indicadores Sociales de Venezuela), 2009. Indicadores. Caracas: Ministerio del Poder Popular para la Planificación y Desarrollo. URL: http://www.sisov.mpd.gob.ve/indicadores

4. WeisbrotM. Chavez Administration at 10 years: Social and Economic Indicators. Washington: Center for Economic and Political Research, 2009. URL: http://www.cepr.com

5. United States Census Bureau. 2006. Current Population Survey, 1968 to 2006 Annual Social and Economic Supplements, Table A3. URL: http://www.census.gov/hhes/www/income/histinc/p60no231_tablea3.pdf

6. WeisbrotM., RayM., RayR. Oil Prices and Venezuela's Economy. Washington, DC: Center for Economic and Policy Research, 2008. Nov. URL: http://www.cepr.net/index.php/publications/reports/oilpricesandvenezuelaseconomy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.