Научная статья на тему 'Деструктивное общение подростков: особенности и возможности коррекции'

Деструктивное общение подростков: особенности и возможности коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2060
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деструктивное общение подростков: особенности и возможности коррекции»

ДЕСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ

Д. В. Мингазова

Таблица 9

Индексы организованности систем всех типов

ИКС ИДС ИОС

1 сил теор 59 74 133

2 нонконтеор 26 32 58

3 стаж теор 51 33 84

1 стаж пр 87 64 151

2 маргиналы 32 26 58

3 силнпракт 66 62 128

4 конфтеор 49 45 94

Аннотация: рассматривается понятие «деструктивное общение» и теоретические предпосылки его исследования, а также его основные виды и формы. Представлены особенности проявления деструктивного общения в подростковом возрасте и основные условия его коррекции.

Ключевые слова: деструктивное общение, девиантное общение корыстное общение, барьерное общение, кон-фликтогенное общение, нарциссическое общение.

Summary: the concept destructive communication and theoretical preconditions its research, and also its main types and forms are considered. Features of manifestation of destructive communication at teenage age are presented.

Keywords: destructive communication, deviating communication, mercenary communication, barrier communication,

conflicting communication, narcissistic communication.

Введение

Социальные и экономические проблемы в российском обществе сказываются прежде всего на детях и подростках. Ослабление института семьи, ее нравственных устоев, снижение позитивного влияния на воспитание детей приводит к возникновению различного рода девиаций среди подростков. Это объясняется особенностями данного возрастного этапа развития человека, его высокой уязвимостью, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Именно в подростковом возрасте в связи с резкими физиологическими изменениями во всем организме в целом возникает кризисное состояние. Несмотря на это параллельно развиваются такие структуры лично-

сти, как самосознание, самооценка, личностная рефлексия и социальная активность, возникают нравственные идеалы и осознанное стремление к самоутверждению. Формирование этих важных компонентов личности происходит не в учебной деятельности, а в общении, которое является ведущим видом деятельности. Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками [7; 10]. В своих трудах Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную [13]. Автором было установлено, что педагоги и родители не входят в круг интимно-личностной, стихийно-групповой форм общения подростков. Однако именно в процессе стихийно-группового общения могут быть приобретены такие устойчивые черты характера, как агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения. Реальная потребность в стихийно-групповом общении отмечается у 15,5 % подростков, притом что фактическое наличие этой формы зафиксировано у 56 % детей 11-15 лет [10, с. 132]. Разрушительная, деструктивная деятельность подростков происходит, как правило, в компаниях и это является результатом нарушений в общении и взаимодействии, которое затрагивает и влияет на формирование личностных качеств молодых людей. Именно поэтому возникает необходимость иссле-

дования деструктивных форм общения подростков, являющихся малоизученными в науке формами нарушения взаимодействия.

Понятие «деструктивное общение»

В психологической литературе отсутствует понятие «деструктивное общение». Анализ энциклопедической и философской литературы позволил выявить общий смысл и значение понятий «деструкция» и «деструктивная деятельность человека». Деструкция (от лат. destructio — разрушение)—разрушение, нарушение структуры явления. В английском языке destructive — разрушительный, вредный. И.В. Лысак в своей работе, посвященной деструктивной деятельности человека, дает следующее определение данного явления: «Деструктивная деятельность человека — это специфическая форма активного отношения субъекта к миру или самому себе, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем» [6, с. 11]. К деструктивному общению В.Н. Куницына относит те формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения. Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, нередко вовлекая в это деструктивное взаимодействие массу других людей, заражая их негативными эмоциями, выбивая из привычного жизненного ритма [5, с. 398], в отличие от конструктивного общения, в результате которого участники получают для себя что-то полезное и могут сказать, что общение прошло плодотворно.

Основываясь на характеристике особенностей этого явления, выделенно-

го Н.В. Куницыной, мы даем следующее определение понятию «деструктивное общение» — это форма взаимодействия, которая носит осложненный характер, что обусловлено особенностями личностей общающихся. Деструктивное общение пагубно (разрушающе) сказывается на личности участников взаимодействия.

Виды деструктивного общения подростков

В.Н. Куницына с соавторами выделяет три основных вида деструктивного общения: агрессивно-конфликтное, корыстное и криминогенное. При этом она подчеркивает, что указанное явление мало изучено и здесь может быть еще множество проявлений и видов. По мнению этого автора, есть ряд нарушений общения, которые тоже могут быть отнесены к деструктивному общению либо тесно граничат с ним: авторитарное; агрессивно-конфликтное; корыстное, которое проявляется в форме лжи, обмана и вранья; манипулятивное; эгоистическое; патологическое, подвидами которого являются зависть, рав-ность и нарциссизм; затрудненное общение в виде застенчивости, склонности к одиночеству; криминогенное общение. Рассмотрим возможные проявления деструктивных форм в общении и поведении подростков, а также их последствия.

Эгоистическое общение подростков проявляется в предпочтении при выборе линии поведения собственных интересов и потребностей интересам общества, потребностям других людей. Эгоистическому общению свойственны: восприятие людей в качестве средства, предпочтение собственных инте-

ресов и потребностей интересам общества, неспособность понять переживания, стремления других людей; склонность произвольно расширять границы дозволенного в своих интересах вплоть до антиобщественного поведения, отсутствие лояльности, непризнание взаимных обязанностей.

Агрессивно-конфликтное общение держит партнера в напряжении и активизирует у него разнообразные способы психологической защиты [5, с. 402]. Агрессивность может принимать различные формы: мстительность, враждебность, попреки и угрозы, обиды и самонаказание, крики и ссоры, тихое ворчание, самобичевание. Вербальная агрессия представляет собой выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань), отрицательных эмоций, например: недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти и оскорбления. Произнесение в чей-либо адрес грубых, насмешливых и язвительных слов как раз является не чем иным, как проявлением вербальной агрессии. Этому способствует множество причин: стремление самоутвердиться, неуверенность в себе, попытка отстоять свою «взрослость». Склонность к авторитарному общению проявляется в следующих характеристиках: властолюбие; стремление получать контроль над другими; непризнание своей неправоты. Подростки, характеризующиеся авторитарным стилем общения, часто находят себя в качестве неформальных лидеров подростковых объединений, которые имеют асоциальную направленность.

Корыстное общение преследует цель обмана партнера. Обман по целям можно разделить на два вида: обман с целью получения выгоды, назовем его ложью, и обман без цели получения выгоды, или вранье [4, с. 399]. Вранье в подростковом возрасте становится средством самоутверждения, служит способом психологической защиты — это уход от реальности и приписывание себе эмоций и качеств, которых нет, и вера в это. Преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. В связи с этим подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. Ложь — это сознательное, корыстное искажение истины для получения выгоды [4, с. 399]. Используя ложь, подросток стремится скрыть «ненужную» информацию, получить финансовую выгоду и т. д.

Манипулятивное общение подростков — это такое общение, когда партнер рассматривается как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении той или иной цели. Манипуляция подростка чаще направлена: в семье — на родителей, с целью получения каких-либо выгод; в группе — на отдельного ее члена-сверстника, с целью поддержания каких-либо групповых норм. Манипулирование может осуществляться в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин «групповое давление». Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, запугивания, подчеркнутое внимание, похвала и т. п. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. Наиболее болезненны эти меры именно для

подростков из-за возрастных особенностей психики.

Следующий вид деструктивного общения — криминогенное общение, для которого характерны антиобщественная направленность, психологическая стрессогенность и конфликтность, жестко заданный ролевой характер. В.Н. Волков выделяет три основных вида развития объединений подростков: товарищеская, криминогенная и преступная группы. Первая из них является просто досуговой группой, третья уже носит антисоциальный характер, а криминогенная представляет собой собственно делинквентную группу. Именно криминогенная группа «является базой для формирования негативных взглядов и установок, лежащих в основе преступного поведения, посредством таких психологических механизмов, как конформизм с переходом в полную жесткую идентификацию» [3, с. 219]. Путь к преступному поведению начинается с участия в группах совместного времяпрепровождения, где проявляется асоциальный элемент, через группу криминального характера, в которой происходит усвоение криминальной субкультуры и поведения, при активном влиянии лидеров.

Барьерное общение — взаимодействие, в основе которого лежат барьеры общения: относятся застенчивость — беззастенчивость, одиночество и отчуждение. Для застенчивости характерны следующие проявления: трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах; ограниченная возможность положительной оценки личных качеств другими людьми; замкнутость и чрезмерная озабоченность собственными реакциями — все это препятствует ясности мыс-

ли и эффективности общения; обычно сопровождается такими чувствами, как депрессия, беспокойство и ощущение одиночества. Застенчивость у подростка со временем может трансформироваться в беззастечивость, которая проявляется в наглости, развязности, хулиганском поведении, склонности к «плохим» компаниям. Беззастенчивость является попыткой изменить поведение в процессе общения, чтобы выглядеть уверенным в себе человеком, не изменяя при этом ведущих характеристик личности.

Патологическое одиночество в подростковом возрасте — это тот случай, когда значимые люди отвергают, не понимают и не принимают взрослеющего ребенка. Чаще всего такое происходит в контактах подростка со сверстниками, реже подобные трудности происходят в семье. В данном случае не всегда отвержение является истинным, важную роль играет субъективное ощущение неприятия, формирующееся в представлении самого подростка. Подобные осложнения подросток ощущает как мучительные и осуществляет попытки изменить ситуацию.

Еще один вид деструктивного общения — это завистливость, которая проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, а также склонность к ревности, которая возникает из страха потерять уже приобретенное. Среди последствий завистливости в процессе общения могут быть: ухудшение процесса взаимодействия, неконструктивное отношение к разрешению конфликтных ситуаций; разрыв отношений с объектом зависти; торможение продуктивности в деятельности из страха зависти. Ревность в процессе общения характеризуется следующими проявлениями:

восприятие личности партнера по общению как своей «собственности»; подозрительным отношением к окружающим; страхом потери внимания партнера по общению. Сложности в общении с другом, который ревнует тебя и мешает устанавливать отношения с другими, оборачиваются в конфликтную ситуацию: внутриличностную или межличностную.

Подросток, склонный к нарциссиче-скому общению, демонстрирует в обществе такие особенности поведения, как грандиозное самомнение о своей значимости, преувеличение своих успехов, нуждаемость в чрезмерном восхищении, ощущение, что имеет особые права, преимущества, при этом проявляет мало эмпатии, не сопереживает; часто завидует другим, и считает, что другие ему завидуют, демонстрирует высокомерное, надменное поведение.

Как показывает анализ деструктивного общения подростков, существует достаточно большое количество его различных видов и подвидов. Проблема содержания, психологические характеристики, формы проявления в психологической литературе еще недостаточно изучены. Для определения видов и структуры деструктивного общения подростков был использован факторный анализ показателей выделенных проявлений. Он дал пять факторов, представляющих собой соответственно пять основных видов деструктивного общения, которые объединили в себе близкие по своим качествам типы. Рассмотрим виды, которые были получены, а также процент распространенности каждого из них на выборке из 207 подростков-школьников. Первый вид — это «девиантное общение» (рас-

пространенность — 14,5 %), которое включает в себя склонность к агрессивности, авторитарности, эгоизму и криминогенности. Проявляется в общении властолюбием, стремлением получать контроль над другими людьми, неспособностью признать свою неправоту, демонстративностью и часто грубостью. Личность часто воспринимает окружающих как средства, предпочитает свои интересы и потребности интересам и потребностям других людей, может проявлять мстительность, враждебность, в речи часто использует попреки и угрозы, склонность расширять границы дозволенного вплоть до антиобщественного поведения, возможно следование ценностям криминальной субкультуры.

Следующий вид деструктивного общения — «корыстное общение» (распространенность — 24,2 %), оно включает в себя стремление манипулировать партнером и корыстные формы деструктивного общения (ложь, вранье). В данном случае партнер рассматривается как носитель качеств, которые могут быть полезны при достижении своей цели, то есть в стремлении овладеть волей партнера. Проявляется в форме обмана, лицемерия, прилипчивости, стремлении обмануть партнера из личной выгоды, либо человек просто получает удовольствие от процесса обмана окружающих.

«Барьерное общение» — взаимодействие, в основе которого лежат барьеры общения: застенчивость, одиночество и отчужденность(распространенность — 6,3 %). Человеку характерны: низкая экстравертированность, ощущение постоянной неловкости, напряжения во взаимодействии, причиной ко-

торых могут быть низкие самооценка и самоуважение, чувствительность к чужому мнению, страх быть отвергнутым и в то же время страх перед эмоциональной близостью, недоверие к людям. Как крайняя форма проявляется в охлаждении и разрыве с окружением, выпадении из социальных связей, апатии.

«Конфликтогенное общение» проявляется в поведении и взаимодействии человека в виде склонности к ревности, зависти, высокой конфликтности личности (распространенность — 20,3 %). Человек, склонный к данному виду деструктивного общения, проявляет во взаимодействии такие черты, как обидчивость, вспыльчивость, повышенная подозрительность, склонность к зависти и ревности, которые выражаются в страхе стать непопулярным, недоверии к ближайшему окружению. Стремление обесценить чужие достижения, которым завидует, доставить человеку неприятность (ябедничание, «стукачество»). При этом человек может запрещать своему лучшему другу общаться с кем-то, кроме него, обижаться на отсутствие внимания к своей персоне.

И последняя форма — «нарцис-сическое общение» (распространенность — 11,1 %), при котором человек демонстрирует выраженное высокомерие, эгоцентрическое поведение, безумное стремление выделиться, идеализирует тех, с кем общается, но при этом отвергает и даже уничижительно относится в процессе взаимодействия к тем, кто не входит в близкий круг общения. При этом для человека, склонного к этому виду общения, характерны низкая мотивация к деятельности и отсутствие высоких целей.

Предпосылки деструктивного общения

Деструктивное общение объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детерминировано особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты затрудненного общения Л.А. Петровская выделяет негармоничное развитие различных характеристик личности, ее отношений и социального контекста [9]. Особенности личности могут стать причиной затруднений в общении или результатом такого общения, могут рассматриваться как внешние или внутренние, субъективные или объективные факторы. Нельзя не учитывать неразрывную связь между общением и личностью при классификации причин деструктивного общения [1; 2; 7]. В зависимости от интегральных личностных образований изменяются характеристики общения, совокупность которых придает ему качество деструктивного. Таким образом, субъект деструктивного общения владеет особенностями, которые делают развитие глубоких и эффективных межличностных отношений недостижимыми, что деформирует личность, нарушает адекватные связи с окружающим миром.

В.Н. Куницына отмечает, что в основе возникновения деструктивного общения могут лежать определенные личностные качества человека, такие как эгоизм, склонность к манипуляции, агрессивность, застенчивость. Выявление взаимосвязи личностных особенностей подростков и склонности к деструктивным формам общения возможно на основе корреляционного ана-

лиза показателей (склонность к манипуляции, эгоистичность, негативизм, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность, обидчивость, склонность к преодолению норм и правил, авторитарность, зависимость). Для выявления значимых связей между особенностями личности и деструктивными видами общения в группе из 207 подростков — учащихся общеобразовательных школ, использовался ряд методик: шкала диспозиционного эгоизма М. Муздыбаева и соавторов, опросник для выявления выраженности макиавеллизма Кристи и Гейса (Christie, Geis, 1970), методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницко-го), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и авторская методика определения склонности к деструктивному общению Д. Мингазовой, Р. Фатыховой, И. Нестеровой (МОДО).

Девиантное общение имеет значимые связи с эгоизмом (0,48, p<0,05), негативизмом (0,32, p<0,05), вербальной агрессией (0,81, p<0,05), склонностью к преодолению норм и правил (0,34, p<0,05), авторитарностью (0,74, p<0,05) и отрицательно коррелирует с подчиняемостью (-0,42, p<0,05). Можно заметить, что девиантное общение в основе своей развивается благодаря высокому уровню эгоизма личности и стремлению к доминированию над партнером по взаимодействию, при отсутствии уступчивости и эмоциональ-

ной сдержанности часто выражается в применении различных способов вер-бально через ссору, угрозы, ругань добиться своих целей.

Корыстное общение, в свою очередь, имеет связи с такими личностными качествами, как склонность к манипулированию (0,79, р<0,05), эгоизм (0,59, р<0,05), косвенная агрессия (0,36, р<0,05), подозрительность (0,45, р< 0,05). В основе этой формы деструктивного общения также лежит эгоистичность и высокая степень манипулятив-ности. Такой человек подозрителен, потому что оценивает окружающих через свои качества и мотивы.

Положительная корреляция показывает связь барьерной формы деструктивного общения с подозрительностью (0,61, р<0,05), зависимостью (0,74, р<0,05) и подчиняемостью (0,61, р<0,05), а также отрицательно связана с авторитарностью (-0,35, р<0,05). Личность, которая изначально подозрительно и с недоверием относится к окружающему миру и людям, не способна отстаивать свои интересы.

Значимые положительные связи выявлены между конфликтогенным общением и склонностью к манипулированию (0,34, р<0,05), эгоизмом (0,41, р<0,05), косвенной агрессией (0,31, р<0,05), раздражительностью (0,34, р<0,05), обидчивостью (0,28, р<0,05), а отрицательная связь — с подчиняемостью (-0,51, р<0,05). Это означает, что субъект проявляет недоверие,зависть и ненависть к окружающим, использует против других лиц сплетни, шутки, очень раздражителен и склонен к манипуляции. Нар-циссическое общение имеет значимые связи с эгоизмом (0,34, р<0,05) и негативизмом (0,26, р<0,05).

Личностные качества имеют тесную взаимосвязь с возникновением деструктивных видов общения, в особенности такие качества, как склонность к манипулированию, эгоизм, косвенная агрессия, подозрительность, которые имеют значительные связи не с одной, а с целым рядом видов деструктивного общения подростков. При этом почти все виды деструктивного общения, кроме барьерного, положительно коррелируют с высоким эгоизмом личности, которое, в свою очередь, является основной предпосылкой возникновения склонности к деструктивному общению.

Психолого-педагогические условия преодоления деструктивного общения

Коррекция деструктивного общения подростков возможна и эффективна при реализации следующих психологических и педагогических условий:

- создание комплексной коррекци-онной программы в виде социально-психологического тренинга для подростков;

- обеспечение атмосферы высокой культуры общения в отношениях педагог — подросток;

- осуществление объективной и своевременной диагностики, позволяющей определить различные виды деструктивного общения и особенности их проявления во взаимоотношениях подростков.

Культура педагогического общения выступает ведущим фактором формирования конструктивного общения у учащихся [11, с. 38], поэтому педагоги, которые имеют представление о том, как организовать эффективное взаимодействие в форме диалога с учащимися, осознают свои трудности в общении и

трудности, которые испытывает подросток, и могут определять пути их успешного преодоления [12].

Основным условием коррекции деструктивного общения подростков выступает создание комплексной коррек-ционной программы в виде социально-психологического тренинга для подростков. Как уже было отмечено, в практической психологии есть множество методов и форм коррекции нарушений поведения подростков. Наиболее приемлемой считается работа в группе, а именно в форме социально-психологического тренинга, так как для данного возраста значимым является именно принадлежность к группе. Условие по обеспечению высокой культуры педагогического общения реализуется в программе в несколько шагов: организация семинаров-практикумов для педагогического состава школы; выработка рекомендаций по дальнейшему взаимодействию с подростками, у которых выявлена склонность к деструктивному общению; организация тесного контакта с родителями учащихся.

Главными факторами при выбранном способе коррекции выступает опора на развитие и учет личностных качеств подростков, которые лежат в основе возникновения всех форм деструктивного общения, что эмпирически доказано. Эта проблема решается путем развития рефлексии и эмпатии в процессе занятий, когда делается упор на осознание мотивов. В связи с тем что все формы деструктивного общения подростков тесно взаимосвязаны, то вторым фактором эффективной коррекции можно считать равнозначное внимание ко всем из

них во время занятий, что выражается в количестве времени и качестве внимания, затраченных на каждую форму.

В заключение можно констатировать, что в коррекции деструктивного общения подростков необходим комплексный подход, реализуемый в трех направлениях: с подростками, педагогами и родителями.

Литература

1. Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: автореф. дис... канд. психол. наук. — М., 1995.

2. Бодалев А.А, Ковалев Г.А. Психологически трудности общения и их преодоление // Педагогика. — 1992. — № 5-6.

3. Волков В.Н. Юридическая психология. — М., 2009. — 368 с.

4. Знаков В.В. Психология понимания правды. — СПб., 1999. — 79 с.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.

6. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. — Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ; Изд-во ТРТУ, 2004. — 160 с.

7. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников — М., 1984. — 112 с.

8. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М., 1989. — 14 с.

9. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. — М.: Академия, 2001. — 288 с.

10. Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реан. — СПб., 2008. — 504 с.

11. ФатыховаР.М. Культура педагогического общения: учеб. пособие. — Уфа: БГПУ, 2003. — 130 с.

12. Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения как условие психологической безопасности образовательной среды // Известия РАО. — 2012. — № 2. — С. 1389-1400.

13. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопр. психологии. — 1983. — № 1. — С. 33-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.