Научная статья на тему 'ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ГЛАЗАМИ ОМСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (опыт социологического мониторинга)'

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ГЛАЗАМИ ОМСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (опыт социологического мониторинга) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Салохин Николай Павлович

В статье приводятся результаты экспресс-опроса студентов омских вузов. Именно, социально-демографические параметры омского студенчества отражают в себе особенности социально-экономической и социально-политической ситуации региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ГЛАЗАМИ ОМСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (опыт социологического мониторинга)»

н п салохин демократические

Омский государственный

технический университет преобразования в россии удк 316:329.78 глазами омского

студенчества

(опыт социологического мониторинга)

В СТАТЬЕ ПРИВОДЯТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПРЕСС-ОПРОСА СТУДЕНТОВ ОМСКИХ ВУЗОВ. ИМЕННО, СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ОМСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА ОТРАЖАЮТ В СЕБЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ РЕГИОНА.

Наш город является университетским центром регионального значения, в полутора десятках учебных заведений профессионального высшего образования которого обучается более пятидесяти тысяч студентов. В структуре социума жителей Омска студенты составляют группу объемом около 4% общей массы населения. Три четверти омского студенчества - юноши и девушки, обучающиеся на стационарных отделениях вузов города. Специфика геополитического положения города Омска привнесла определенные отличия в социально-демографические характеристики студенчества - в вузах города существует значительная группа выходцев из русских областей Казахстана, составляющая более 12%.

Независимый исследовательский центр "Социум", которым руководит автор статьи, с 1992 года проводит регулярные мониторинговые исследования бытия студентов и, в частности, отношения этой группы молодежи к трансформации социально-экономических и социально-политических преобразований в стране и регионе.

Опыт изучения мнений омского студенчества показывает, что питомцы омских вузов внимательно следят за событиями политической, экономической и социальной жизни общества, имея на реалии реформируемого государства собственный взгляд, нередко отличный от официально прокламируемого.

В ходе исследований студентам предлагалось высказаться о деятельности ведущих политических партий России, дать оценку активности видных российских политиков из числа тех, кто, вероятно, будет претендовать в 2000 году на пост президента страны, определить для города и области значимость активности наиболее влиятельных политиков-омичей. Кроме того, студентам давалась возможность продемонстрировать персональные политические предпочтения и попытаться определиться с политическими партиями и движениями, которых участники опроса могут поддержать на парламентских и президентских выборах, а также во время выборов законодательных и исполнительных властей в Омской области и Омске.

Экспресс-опрос проводился в соответствии с квотной выборкой, определившей более тысячи студентов, ставших респондентами социологического исследования. Численность опрошенных составила около 3 % от общего массива студентов омских вузов, обучающихся на дневном отделении, и по основным социально-демографическим показателям совпадает с аналогичными параметрами контингента омских студентов в целом. Это дает основания исследователям считать выборку репрезентативной, а полученную первичную социологическую информацию - достоверной.

В исследовании в качестве респондентов приняли участие студенты стационарной формы обучения Омского государственного технического университета, Сибирской автомобильно-дорожной академии, Омского государственного педагогического университета, Омской государственной медицинской академии, Омского государствен-

ного университета путей сообщения и негосударственного образовательного учреждения "Институт права и экономики".

Социально-демографические параметры омского студенчества, как свидетельствуют статистические данные, отражают в себе особенности социально-экономической и социально-политической ситуации региона и коррели-руются параметрами геостратегического положения города Омска как центра, традиционно связывающего восток и запад России, север и юг Сибири.

Научный Омск-формировался как региональный центр, в задачи которого входило кадровое обеспечение крупных промышленных объектов всесоюзного и республиканского значения. Эти характеристики до сих пор проявляются в демографической структуре питомцев вузов города: 61% студентов стационарного отделения - выпускники школ Омска, 22% - выпускники сельских школ, 12% - выпускники школ из русских областей Казахстана и около 5%, соответственно, - выходцы из иных регионов Сибири, России и республик бывшего СССР.

Среди студентов 53% составляют девушки, а 47%. соответственно, - лица мужского пола. По возрасту обучающиеся в вузах могут быть разделены на следующие группы: 15% - до 18 лет, 59% -18-20 лет и 26% - студенты старше 20 лет.

Национальный состав студентов Омска в основном отражает особенности этносоциальных характеристик населения региона: 90% обучающихся составляют представители русского народа, 3,7% - немцы, 2,6% - казахи, 1,6% - украинцы, 1,1 % - татары и около 1 % представители иных национальных групп региона.

В соответствии с условиями быта и социальной защищенности в студенческой массе можно выделить следующие группы: 54% студентов дневного отделения проживают совместно с родителями, более 16% - в общежитиях, более 8% - снимают жилье в частном секторе, около 6% - проживают у мужа или жены, не являющихся студентами, или имеют собственную квартиру, 3% - живут у родственников.

Вузы Омска готовят кадры по специальностям свыше трехсот наименований, но, как показали социологические опросы, свое профессиональное самоопределение со специальностью, приобретенной в вузе, связывают от 26% до 45% студентов (минимальное значение в ОмГТУ и СибАДА, максимальное - ОмГПУ и ОмГУПС). Наиболее престижными омские студенты считают следующие профессии: инженер (на хорошо хозяйствующем предприятии) - 14,8%, менеджер - 12,1%, программист -8,5%, администратор акционерной или частной компании - 4,9% и юрист- 4,1%.

Рейтинг престижных профессий коррелируется в зависимости от возраста респондентов, специальности обучения и социально-бытовых условий студента, но определяющим фактором, как показал анализ первичной социологической информации, является мера развития социально-экономических и иных процессов, влияющих

на качество и уровень жизни населения региона. (Наши выводы красноречиво иллюстрирует рейтинг престижных профессий, составленный студентами Москвы, где пятерку наиболее желаемых профессий составили следующие: 1 - консультант по эмиграции и консультант по образованию за рубежом, 2 - юрист, 3 - кризисный управляющий, 4 - частный детектив, 5 - аудитор. Профессии, получившие наиболее высокую оценку студентов-москвичей, в Омске вообще не известны.)

Анализ структуры мотивации выбора той или иной профессии показал, что в помыслах студентов почти полностью отсутствует сформулированные рациональность и установка на отсрочку вознаграждения - два наиболее важных фактора эффективной индивидуальной трудовой деятельности, способной удовлетворить и личный и общесоциальный интерес.

Неумение строить компенсаторные механизмы, как на индивидуальном, так и на общесоциальном уровне бытия, неизбежно ведет к росту социального отчаяния, кризису самоидентификации личности с переносом ее в сферу политической и национальной самоидентификации.

Изучение первичного социологического материала дало нам основания говорить о сломе морального кода, серьезных деструктивных сдвигах в сознании широких слоев студенчества, девальвации традиционных ценностей, составляющих основы трудовой мотивации и нравственных механических императивов. В начале нового тысячелетия мы сталкиваемся в вузах с социальной инверсией, заменившей в сознании и поведении студентов установку на созидание примитивной жизненной ориентации на добывание.

Это явление мы связываем с тем, что массированная либеральная атака последнего десятилетия традиционных ценностей русского и советского общества вызвали ускоренный рост патологии, коррупцию, развал управленческих отношений и хозяйственной дисциплины, социальный регресс, особенно в студенческой среде.

Трансформация вуза из образовательно-научного комплекса в предпринимательское учреждение, происходящая в последнее десятилетие, сократила для высшей школы возможности реализации "механизма тестирования способностей индивидов и определения их социального статуса"1.

Исследования показывают, что стремление реализовать свои способности получает наиболее полную меру в тех случаях, когда человеком правильно выбрана сфера приложения этих способностей. Самореализация личности - это процесс, связанный не только с выбором профессии, но во многом она определяется общей нравственной позицией человека, его взглядами и идеалами. Здесь важны не только профессиональные навыки, умения и успех. Для каждого человека важна в труде и моральная удовлетворенность. Если ее нет, то самая престижная работа, самая высокая зарплата, не помогут индивиду найти в жизни достойное место, получить от работы самоуважение и самоудовлетворение. Не может быть по-настоящему полнокровной жизни, чувства собственной необходимости людям и обществу без самоуважения и моральной удовлетворенности, по отношению к которым, всякая профессия является лишь средством самореализации и саморазвития.

Перманентные либерально-монетаристские реформы сократили возможности жизненного самоопределения студентов. Но, несмотря на то что число профессий, способных создать достаточно высокий стартовый уровень, весьма невелико, большинство студентов связывают свои жизненные планы с интересной и увлекательной работой, требующей глубокой профессиональной подготовки. Устойчивость подобной ценностной ориентации, как мы полагаем, является показателем сохранения студенческой молодежью способности вернуться к подлинным

целям человеческого бытия и восстановить единственно освобождающее движение человека - движение вперед к качественно новому состоянию индивидуальности. Профессиональные планы у молодежи формируются, как правило, под воздействием влияния родителей, преподавателей, друзей, собственных размышлений, книг, телепередач и газетных материалов. Как показали исследования, в последние годы существенно возросло влияние на поведение личности телевидения, прессы и иных средств массовой информации.

Переход мировой цивилизации к экранной культуре информационного общества повысил значимость телевидения и мировых компьютерных сетей в информировании человека. В этих условиях существенно изменяются первоосновы как социальности в целом, так и основных общественных институтов, например, собственности. Право собственности - священное право любого человека, важнейшая первооснова любой социальности. Но в условиях информационного общества человеческое понимание собственности от слепого присвоения, захвата и потребления, свойственного любому материальному объекту на биологическом уровне бытия, неизбежно переходит к потребности обладания собственностью в ее нематериальных формах. Человек ощущает себя обворованным, коль скоро его лишают права на доступ к достоверной информации, права на истинную историю, права на высшие смыслы и цели, самой личностью понятые и освоенные, права на мысль и свободу самовыражения. Социальное освобождение личности в посттоталитарную эпоху должно было сопровождаться эквивалентным ростом умения пользоваться этой свободой. Противоречие должного и сущего в информационном обеспечении личности реализуется в индивидуальном и коллективном неумении пользоваться свободой, в отсутствии того языка, на котором свобода может быть осмыслена и осознана. Неразрешенность этого противоречия неизбежно ведет к тому, что свобода посттоталитарной социальности была и не могла не быть обращена во зло2.

С помощью вопросов об источниках информации, которую предпочитают респонденты, можно выявить идейную ориентацию человека. В СМИ социология видит механизмы, с помощью которых идеи, оценки и символы политической практики выносятся в сферу всеобщего сопоставления. В ней они становятся объектами внимания и сравнения для различных групп граждан, выступая при этом либо как средство объединения и мобилизации, либо как средство политической и иной дифференциации.

Весь этот комплекс явлений отражается в материалах печати, радио и телепередач. Используя такой подход к пониманию роли СМИ в современных процессах динамизации общества, мы получаем крайне важную возможность связать разные по составу зрительские и читательские аудитории с теми или иными каналами информации, а затем - от каналов - перейти к анализу ценностей, норм, символов и представлений, которые этими каналами пропагандируются.

В целом омские студенты считают, что в доступных газетах, журналах, радио- и телепередачах, удовлетворяющих их запросам: главное для них "возможность читать, слушать и смотреть, что хочется". Но какие именно каналы массовой информации имеют в виду респонденты КСИ? Очевидно, различные. Студенты разных вузов ориентированы на разные источники информации. Студенты технических вузов предпочитают местные газеты +и телеканалы и "серьезные" передачи московских телестудий. Студенты - гуманитарии регулярно читают "серьезные" центральные газеты, но смотрят развлекательные телепередачи. Студенты естественнонаучных специальностей читают мало и редко смотрят телевизор.

Тезис о неумении личности распорядиться информационной свободой наглядно иллюстрируется первичной

социологической информацией, полученной при анализе ответов студентов на вопрос о наиболее популярных телевизионных каналах и газетах. На основе данных эксп-рес-опроса 1999 года сложился следующий рейтинг наиболее популярных телевизионных каналов, транслируемых в Омске: 1 место занимают передачи телекомпании "Антенна-7", которые регулярно смотрит почти четверть (24,4%) - студентов вузов, 2 - НТВ -16,6%, 3 - ОРТ - 14%, 4 - MTV - 11, 6%, 5 - СТС-"Зодиак" - 9,5%, 6 - THT - 9,5%. Лишь сотая часть респондентов по тем или иным причинам телепередачи не смотрит. Рейтинговая таблица показывает, что в студенческих кругах наиболее популярны телепередачи каналов, ориентированных преимущественно на трансляцию развлекательных программ, телесериалов и кинофильмов.

Практически аналогичную картину мы наблюдаем, анализируя рейтинг газет, регулярно читаемых студентами в Омске: 1 место рейтинговой таблицы самых популярных газет возглавляет "Ореол", который регулярно читает каждый шестой студент - 17%, 2 - еженедельник "МК - Омск" - 13%, 3 - "Комок" - 10,5%, 4 - "Аргументы и факты" - 6,5%, 5 место поделили омское "Новое обозрение" и "Спид - инфо", набравшие по 6,3% голосов, шестерку самых читаемых газет завершает еженедельник "Четверг" - 5,4%.

Как следует из рейтинговой таблицы, из полутора сотен газет, которые студенты читают регулярно, наиболее популярными являются еженедельники, публикующие зачастую информацию сомнительного свойства и увлекающиеся погоней за сенсационными материалами. Легкое бульварное чтиво предпочитает четыре пятых респондентов экспресс-опроса, каждый двенадцатый студент - 8,5% - не читает никаких газет вообще!

В обществе, где каждый стремится приватизировать хоть что-нибудь и хоть как-то обособиться от общесоциальных интересов и задач, нелепо говорить о приоритете общественного над индивидуальным. Этот разговор сегодня выглядит более чем двусмысленным, так как развлекательные каналы и бульварная пресса, с одной стороны, нам в качестве будничных героев преподносят успехи предпринимателей, которые достигнуты на основе крайнего индивидуализма и забвения каких бы то ни было общенациональных и общесоциальных целей и интересов, но, с другой стороны, ежедневно призывают нас еще немного потерпеть ради "светлого будущего".

СМИ в очередной раз демонстрируют "двойную бухгалтерию", желая убедить общество в необходимости разделения на меньшинство, состоящее из крайних индивидуалистов, занятых реализацией собственных корыстных целей, и коллективистское большинство, лишенное права на индивидуализм, способный открыть рядовому человеку перспективы на будущее.

Хочет ли студент участвовать в подобной двойной игре? Ни за что и ни в коем случае! Даже тотальная информационная блокада и ежедневное насаждение в качестве образцов для подражания содержательной серости и желтизны не может заставить студента отказаться от свободы, от возможности самостоятельно мыслить, от возможности сказать "НЕТ"!

Человек, если он действительно личность и индивидуальность, не может не обладать свободной волей. Лишение его свободного доступа к достоверной информации - это преступление перед нацией и государством. Никакими высшими мотивами реформационной целесообразности и идеалами либерализма оно оправдано быть не может.

Заведомый обман - преступление, но еще большее преступление - намеренное введение в заблуждение миллионов людей. Свободный человек не может не быть собственником, ибо собственность - священное право любого человека. Но лишь свободная и целостная личность предъявляет свое право на нематериальную соб-

ственность, в основе которой лежит духовная солидарность индивидов.

Великий русский философ И.А. Ильин писал: "...Духовная солидарность граждан между собой составляет реальную основу государства и политики. А это означает, что государство надо понимать как живую систему братства. В сердце настоящего гражданина, а особенно истинного политика, - государственный интерес и его личный интерес пребывают в состоянии живого неразложимого тождества"3.

В ходе либерально-монетаристских реформ оказались нарушены фундаментальные законы функционирования социума, произошло насилие над принципами устройства общества и государства. Уроки десяти лет либеральных реформ состоят в том, что социум России, ее социальная ткань, самоорганизуясь, даже без наличия сил и структур, сами корректируют действия тех, кто не понимает или сознательно игнорирует особые принципы ее внутреннего устройства. Выигрывает только сила, которая способна возбудить духовную мотивацию и одновременно предложить серьезный детально проработанный план выхода из тупика либерализма. Вопрос о том, как скоро сформируется эта сила, - остается пока открытым. Но серьезные подвижки к этому уже есть. Это показывают действия администрации президента В.В. Путина по подавлению мятежа в Чеченской автономии или усилия сибирских промышленников С.Д. Проничева и В.М. Кокорина в поддержку деятельности "Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом".

Чеченская компания 1999 - 2000 годов, в целом, соответствует чаяниям представителей державообразую-щего народа России - русских, которые находят в действиях руководства страны стремление сохранить территориальное единство и обеспечить порядок и стабильность.

Осуществление антитеррористической операции на Кавказе с одобрением встречено и омскими студентами.

Как показал анализ первичного социологического материала, омские студенты пристально наблюдают за действием Русской армии на Северном Кавказе, знают ход событий войсковой операции и заявляют об одобрении действий властей по наведению порядка в мятежной автономной республике. Свыше двух третей респондентов экспресс-опроса - 72,4 % - заявили о своем положительном отношении к применению вооруженной силы для уничтожения рассадника бандитизма на территории России (юноши в положительной оценке действий войск были решительней - 94% против 61,7% у девушек-студенток). Отрицательную оценку действий военных дала шестая часть респондентов - 15,6% (6% - у парней и более трети - 38,3% - у девушек), а каждый восьмой студент -12% - не смог определиться с ответом. Наибольшее число респондентов, положительно оценивающих войсковую операцию в Дагестане и Чечне, - свыше четырех пятых от числа ответивших - 86% - зафиксировано в технических вузах; наименьшее - до половины - 50,8% - в педагогическом университете.

Экспресс-опрос показал, что омские студенты в состоянии отделять достоверную информацию от пропагандистской шелухи, внедрявшейся некоторыми СМИ в индивидуальное и общественное сознание. Это подтверждается ответами респондентов на вопрос о народе России, понесшем наибольший ущерб в результате мятежа в Чечне. Свыше половины респондентов - 50,9% -считают, что наибольшая доля испытаний выпала на долю русского народа. В страдания чеченцев, широко рекламируемые российскими СМИ, поверил лишь каждый пятый респондент - 22 %. Далее по ранжиру ответов расположились "россияне" (13,7%), "все в равной степени" (5,2%), "дагестанцы" (3,9%) и "кавказцы" (2%).

Несмотря на умалчивание СМИ геноцида, развязанного властями Чечни по отношению к русскому населе-

нию, респонденты экспресс-опроса справедливо указали, что максимальный ущерб от действий мятежников понесли представители русской общины. Свыше 20 тысяч русских граждан Чечни были вырезаны в 1994 -1999 гт. ичкерийскими бандитами и более 300 тысяч были вынуждены стать беженцами.

Омские студенты отвергают идею предоставления Чечне независимости: против этого выступает четыре пятых респондентов - 81% (13% опрошенных не имеют мнения по проблеме). Респонденты экспресс-опроса считают, что казачьи земли, незаконно включенные в состав Чечни в предвоенные годы, следует вывести из-под юрисдикции автономии, передать законным владельцам -Терскому казачьему войску и включить в состав особой административной единицы: об этом заявили свыше двух третьей опрошенных - 66,3% (против -12,3%).

Омские студенты требуют наказать чеченских мятежников в соответствии с действующим уголовным законодательством: эту позицию разделяет подавляющее большинство респондентов - 86,4% (против 5,1%).

О том, что студенты разбираются в текущей политике и слабо подвержены влиянию СМИ, говорят ответы на опрос о силах, противостоящих нашей армии в Чечне: свыше половины респондентов назвали незаконные воинские формирования бандитами - 52,1% (что реально соответствует оценке таких действий Уголовным кодексом РФ), каждый двадцатый (4,8%) назвал их наемниками и 0,94% - террористами.

Лишь 42% участников опроса вторили романтической оценке некоторых СМИ, назвав мятежников боевиками.

Информированный индивид мыслит самостоятельно и не может отказаться от персональной свободы, ибо отказ от свободы как ценности и цели индивидуального и общественного бытия на деле знаменует выпадение человека из национальной истории и культуры, отказ от самобытия в пользу собственности в ее опредмеченных и материальных формах. Эта свобода "от" - главное искушение личности в момент крутых и бессмысленных поворотов истории, воспринимаемых человеком как предтеча тирании и пришествие мира абсолютно чуждого и враждебного индивидуальности.

Нарастание деперсонализации индивида может создать антигуманистическое общество, содержанием которого станет и не коллективизм, и не индивидуализм, и не общество высших ценностей, а сообщество люмпенов, не способных к производительному труду. Высшие законы социального развития требуют преодоления личностью противоречия внешнего по отношению к ней коллективизма, в котором она способна лишь раствориться, равно как и убогого индивидуализма, проповедуемого либералами, предполагающего достижение успеха любой ценой.

Практика социальности передовых стран планеты показывает, что время владельцев материальной собственности ушло. Запад отказывается от частной собственности ввиду ее малой эффективности. На первый план выходит "интеллектуальная собственность и личный капитал", напрямую связанные с такими явлениями информационного общества как психологическая экономика, этическая экономика, теологическая экономика и экономика высших целей4 .

Сегодня на повестке дня власть науки, власть знания, власть интеллекта, власть свободного творчества -все то, что составляет содержание меритократии - явления, осуждаемого тоталитарным режимом и не менее упорно замалчиваемого либерально-монетаристскими идеологами.

Объективной потребностью России является установление режима, имеющего в основе меритократические ценности. Эта идея, как показывает анализ первичного социологического материала, уже овладела большинством студентов, ибо студенты, особенно из числа обу-

чающихся на бюджетной основе, могут быть представлены как выброшенные из коллективистской матрицы личности, попавшие в экстремальную ситуацию. Социальное вызревание в условиях стресса происходит крайне быстро и эффективно, так как личность поставлена перед выбором либо деградации в крайних формах, либо нормального развития в достойной самореализации.

Студенты воспринимают многие управленческие акты властей как угрозу персональному благополучию и реализации индивидуальных жизненных планов. П.А. Сорокин выделял в экономическом статусе социальной группы два основных вида флуктуации. "Первый относится к экономическому падению или подъему группы, второй - к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом, второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении-уменьшении высоты ... экономической пирамиды"5.

Омские студенты негативно воспринимают проводимую в стране либеральную экономическую политику. Свыше половины опрошенных дали отрицательную оценку, проводимой в стране политики приватизации государственной собственности. Не вызвала нареканий со стороны студентов практика изменения характера собственности предприятий и объектов торговли и оказания услуг: о поддержке деятельности правительства в этом направлении заявили около трех четвертей респондентов. Корреляционный анализ первичных данных показал, что наибольший гнев студентов вызывает практика изменения характера собственности именно тех сфер социальности общества, с которыми им предстоит быть связанными профессионально. Студенты технических вузов выступают против приватизации градообразующих предприятий, объектов энергетики и транспорта, медицинской академии, соответственно, - против коммерциализации сферы здравоохранения, гуманитарных вузов -против приватизации объектов культуры и образования.

Завидное единство студенты декларировали в отношении планов правительства реформировать в либерально-монетаристском духе систему высшего профессионального образования.

Противоречивое многообразие мнений в негативном, в целом, оценочном единстве студентов, высказанном участниками исследования по отношению к приватизации, объясняется следующими факторами. В обществе России и в социуме студентов Омска, в частности, до сих пор отсутствует ценностное представление о результатах и эффективности проводимых в стране реформ. Сторонники реализуемой в государстве экономической политики (эта группа в общем массиве студентов составляет примерно четверть - 27%), в качестве положительных факторов рассматривают внешние эффекты: относительное товарное изобилие, отсутствие очередей, конвертируемость рубля, свободу передвижения и возможность проявлений индивидуализма в любых формах. Оппоненты официального курса говорят о чудовищном экономическом спаде, утрате государством естественных геостратегических рубежей, социальной катастрофе, охватившей две трети населения, разгуле преступности и наркомании, угрозе утраты национальной независимости. (Противники монетаристских реформ почти в три раза превосходят число их сторонников, составляя 61% общего объема числа студентов дневного отделения.) Первая фуппа определяет смысл переживаемых испытаний как неизбежный "трансформационный спад", объясняя все некими объективными причинами. Противники либеральной политики называют реформы "системным кризисом", отводя решающее значение в его оценке экономическим, социальным и политическим ошибкам, допущенным руководством страны в последнее десятилетие.

Объективно-фактографическая и ценностно-смысловая интерпретация проводимой в стране политики, в соответствии с мнением респондентов КСИ, показывает, что студенты в настоящий момент не в состоянии адекватно оценить происходящие изменения. Субъективные мироощущения студентов дают возможность вывода о хаотическом нагромождении в сознании каждого новых неолиберальных догм , прежних застойно-социалистических лозунгов и чувств индивидуального протеста против несправедливости и угрозы персональному будущему, отражающим противоречие сущего и должного общества современной России.

Вызванный приватизационной компанией хаос в отношениях собственности и утрата персональной ответственности за эффективное управление собственностью привели к девальвации индивидуальных стимулов к труду, падению производительности труда, сокращению объемов производства и снижению уровня благосостояния и качества жизни большинства.

В этих условиях правительства России неоднократно объявляли о намерениях реформирования системы высшего профессионального образования по либеральному образцу. Предполагаемая передача вузов в частные руки наверняка бы уничтожила общенациональную систему подготовки кадров, подорвав и без того небольшие шансы России в преодолении системного кризиса. Мировая практика знает несколько случаев полного отказа государства от содержания высшей школы, но всегда это имело печальные для нации и общества последствия. Например, в Бразилии, где свергшая в 1964 году президента Ж. Гуларта, военно-фашистская хунта провела приватизацию вузов, что привело к острому кадровому кризису. разразившемуся уже через 10 лет после этого.

Сохраняя государственный статус вузов, общество не только решает проблему кадровой политики и планомерного воспроизводства необходимых специалистов, оно, прежде всего, решает проблему занятости очень большой группы молодежи, направляя ее социальную активность в значимое для всех русло.

Омские студенты отвергли план приватизации образовательной сферы, объявленный и.о. председателя правительства страны Е.Т. Гайдаром в законопроекте "О разгосударствлении и демонополизации образовательной сферы": 82% респондентов КСИ 1993 года выступили против этой идеи (поддерживающих было в шесть раз меньше - 13,5%).

Исследования последующих лет показали, что студенты благополучного в социальном отношении Омска в политике реформирования по либеральному образу системы высшего профессионального образования видят угрозу персональным жизненным планам и готовы к действиям социальной защиты. В случае приватизации вузов три четверти студентов Омска вынуждены были бы покинуть вузовские аудитории по причинам экономического характера: ни они сами, ни их родители не смогли бы оплатить окончание обучения.

Подавляющее большинство респондентов настаивает на необходимости финансирования вузов из средств федерального бюджета - 89%. Местные бюджетные средства и другие деньги две трети респондентов рассматривают как источники дополнительного финансирования учебных заведений.

Не меньший гнев студентов вызвали планы реформирования системы высшего профессионального образования правительства C.B. Кириенко. Как показали экспресс-опросы, 92% респондентов были категорически против приватизации вузов, 85% выступали против планов передачи вузов на местный бюджет; 91% омских студентов не видит целесообразности слияния всех вузов города в единую структуру во главе с ОмГУ; 84% - выступают против объединения инженерных вузов с техническим университетом.

Сохранению государственного статуса вузов, как мы понимаем, во многом способствовали акции студенческого протеста в 1994 - 1998гг. в Москве, Твери, Воронеже, Екатеринбурге и других крупных университетских центрах. События 14 апреля 1998г. В Екатеринбурге стали достоянием гласности и потрясли всю страну. В Омске в рамках всероссийского КСИ был проведен экспресс-опрос, предполагавший выяснить реакцию студентов на вышеуказанные события и осуществить прогноз поведения студентов в условиях декларируемой правительством реформы.

Анализ первичной социологической информации показал, что свыше четырех пятых респондентов возмущены силовой акцией против уральских студентов. О намерении принять участие в акциях протеста заявили почти две трети - 60% опрошенных. (Лишь десятая часть -11% - заявили, что участия не примет). Как показало КСИ, студенты отдавали предпочтение мирным действиям социальной защиты: 80% заявили, что примут участие в демонстрациях, митингах и пикетах. Сторонники силовых действий были в меньшинстве - 7%. Еще меньше было готовых объединиться с преподавателями.

Экспресс-опрос декабря 1999 года показал, что настроения студентов существенно изменились: за насильственные действия в защиту собственных конституционных прав высказался почти каждый третий респондент -29,2%. По сравнению с 1998г,, когда самым экстремальным действием социальной защиты студентов стал бы погром приватизационных вузов, последний опрос показал значительную радикализацию настроений: каждый восьмой студент заявил о готовности к силовым действиям - 13,2% (среди парней - каждый пятый - 21%): каждый десятый готов участвовать в перекрытии дорог -11,6% (16% у парней): двенадцатая часть респондентов не исключает возможность террористических актов против властей, администраций вузов и новых владельцев -8%.

В акциях социальной защиты готовы принять участие 92% омских студентов. Лишь 1,6% респондентов заявили, что эффективных средств защиты прав студентов нет.

Изменившаяся социальная и экономическая ситуация в стране повлияла не только на радикализацию студентов, но и повысила уровень социального самосознания этой группы молодежи. Экспресс-опрос показал рост в 4 раза группы, считающей необходимой создание самостоятельной политической организации студентов - об этом заявили 14,5% опрошенных. Подавляющее большинство респондентов - 95% - заявило о необходимости совместных действий студентов и преподавателей: 5% респондентов ждут студенческой революции.

Студенты Омска показали возросший социальный уровень, упрочение гражданской позиции и готовность активно отстаивать собственные конституционные права. Тенденции роста уровня социализации омских вузовцев, в основном, совпадают с аналогичными показателями активности студентов иных университетских центров, отражая в себе состояние перманентного социально-политического и экономического кризиса общества России. Студенчество страны все более и более заявляет о себе как о мощной и организованной политической силе. Учет надежд и чаяний студенческой молодежи - одно из важнейших условий преодоления системного кризиса общества и необходимое условие практики социального управления.

Данные экспресс-опроса свидетельствуют, что студент стал более агрессивен и готов со всей решительностью бороться за свои гражданские и конституционные права. Задачей практики управления мы видим сохранение стабилизирующей функции государственных образовательных учреждений, способных нейтрализовать про-тестный потенциал студентов и направить энергию молодежи в созидательное русло. Сохранение государствен-

ного статуса вузов, таким образом, в условиях декларированного правительством России очередного этапа приватизации, помимо положительного решения указанных выше проблем, обеспечит порядок и стабильность в университетских центрах и во всей стране в целом.

Необходимость государственной поддержки учреждений профессионального образования, является очевидной и служит залогом не только спокойствия и социального согласия в обществе, но и выступает основой преодоления системного кризиса и формирования фундамента новой социальности России.

"Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не обретали, во все века были средствами вертикальной циркуляции, - писал П. А. Сорокин. - В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов. .. В современном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции... Социальное продвижение многих именитых людей в современных демократиях осуществлялось благодаря школьному "механизму"6...

Студенты представляют сегодня одну из наиболее активных, сплоченных и политически динамичных социальных групп населения России. Данные конкретных социологических исследований не подтверждают бытующее на уровне обыденного сознания мнение о политической пассивности и аполитичности студенческой молодежи. События 1994-1995 гг. в Москве, Твери, Воронеже и иных крупных университетских центрах дают основания говорить о возникновении студенческого политического движения.

В Омске традиция самостоятельного политического действия студентов пока не сложилась, но материалы прикладной социологии свидетельствуют, что питомцы омских вузов внимательно следят за политической жизнью страны, имеют собственное выраженное мнение по актуальным вопросам политики и принимают посильное участие в политической жизни региона, заявляя о готовности самым решительным образом отстаивать право на бесплатное высшее профессиональное образование и бороться за реализацию собственных гражданских и конституционных прав.

Представляется очевидным, что принятие предложенного правительством РФ законопроекта "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", предусматривающим существенное снижение финансирования из средств федерального бюджета системы высшей профессиональной школы, повлияет на материальное благополучие большинства студентов, сократит и без того небольшие возможности социального обслуживания этой группы активной молодежи и может спровоцировать студенчество России на массовые антиправительственные выступления. 12 апреля с.г. Государственная Дума приняла вышепоименованный законопроект в первом чтении.

Студенчество России незамедлительно прореагировало на этот управленческий акт, проведя в Санкт-Петербурге 14 апреля многотысячный митинг, принявший антиправительственную резолюцию.

1999-2000 учебный год совпал с рядом жизненно важных политических событий: выборами Государственной Думы и Президента России, осуществлением антитеррористической операции в Чеченской автономии, выборами главы администрации области и главы муниципального самоуправления в областном центре.

Как показывают экспресс-опросы последних пяти лет, студенты в качестве самых влиятельных политиков-оми-чей из года в год называют практически одних и тех же земляков. Это губернатор области Л. К. Полежаев, лидер

Российского Общенародного Союза профессор С. Н. Бабурин, мэр Омска В. П. Рощупкин, депутат Государственной Думы О. Н. Смолин, зам. главы администрации области профессор А. И. Казанник и депутат Законодательного Собрания Омской области О. В. Шишов.

Рейтинг влияния наиболее активных политиков-оми-чей нашел отражение в результатах голосования по студенческой "курии" на выборах губернатора области и мэра города.

В выборах 5 сентября 1999 года приняло участие около половины зарегистрированных избирателей-студентов. При голосовании за кандидатов на пост главы области предпочтение студенты отдали нынешнему руководителю региона Л. К. Полежаеву, за которого проголосовало свыше двух третей вузовцев, принявших участие в выборах, - 68% (каждый пятый голосовал за А. А. Кравца -19% и каждый десятый - 8,5% - против всех).

При голосовании за кандидатов на должность главы местного самоуправления, как и предполагалось, более половины студентов-избирателей выразило поддержку ныне управляющему мэру В. П. Рощупкину, за которого проголосовало 52% в студенческой "курии" (около трети голосов омских студентов получил О. В. Шишов - за него проголосовал 31 % избирателей этой группы, 15% студентов поддержали притязания А. В. Цымбалиста).

Пилотажные исследования политических настроений омских студентов, проведенные летом 1999 года, показали наличие довольно большой группы респондентов не намеревающихся участвовать в выборах:

1) в парламентских выборах 1999 года были не намерены принять участие 26% респондентов;

2) в выборах Президента России не намеревались участвовать более 22% опрошенных;

3) более трети студентов дневного отделения не желали принимать участие в выборах главы администрации области - 38%.

Выборы губернатора подтвердили наши выводы об электоральном нигилизме значительной группы студентов Омска. Но замер октября 1999 года показал совершенно иную картину, свидетельствующую о росте политизированности настроений студентов дневного отделения. Студенты стали лучше разбираться в вопросах политической жизни общества и проявляют больший интерес к деятельности политических партий и отдельных политиков. На вопросы анкеты ответили 98,4% респондентов (летом 1999 г. показатель незаполненных и бракованных анкет составил 14%).

Как показал анализ первичного социологического материала, несмотря на рост политизированности сознания студенческой массы в целом, подавляющее большинство омских студентов имеет информацию о программных установках не более десятка всероссийских партий. Все без исключения политические силы, включенные в список опросного листа, знает не более 2,6% респондентов. Политическое сознание студентов ярко отражает противоречие осведомленности студенческой молодежи о программных установках и направлениях деятельности политических сил и уровня возможной персональной политической активности студента-избирателя.

Омский студент вновь продемонстрировал готовность поддержать политические силы центристского характера, заявляющие о намерении реализовать политическую и экономическую стратегию, альтернативно отличающуюся от либерально-монетаристского курса, реализуемого администрацией Б. Н. Ельцина.

Материалы КСИ дают основание говорить о способности студентов осуществить в явном виде, сделать публичным свое особое отношение к фактам социального, экономического и политического бытия, к объективным фактам коллективного существования, которые, будучи результатом индивидуального или серийного опыта, затруднения, раздражения, беспокойства или ожидания,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представляют собой чудовищную силу, способную организовать группы, формируя здравый смысл и явно выраженное единодушие для каждой из этих групп.

Самостоятельное восприятие социально-политического мира - это такой же конструктивный акт, как и персональное или коллективное участие в освоении объективных структур и отношений социального пространства. Студент пока склонен воспринимать социальное пространство таким, каково оно есть, нежели восставать против него и противопоставлять ему различные, в т.ч. и антагонистические возможности. Чувство позиции, декларированное студентами, чувство того, что можно и чего нельзя, заключает в себе негласное принятие границ и дистанции, которую обозначают и защищают, уважают и заставляют других уважать - причем тем сильнее, чем более неблагоприятны условия существования и чем более неукоснительны принципы реальности.

"Политика является исключительно благодатным местом для эффективной символической деятельности, понимаемой как действия, осуществляемые с помощью знаков, способных производить социальное и, в частности, группы"7, - пишет французский социолог Пьер Бурдье.

Многолетние исследования политических предпочтений показывают, что наиболее авторитетным в среде студентов Омска являются партии и организации "демократической альтернативы" и возглавляющие эти организации лидеры. На выборах 1995 -1996 гг. большинство омских студентов голосовало за "Яблоко", "Конгресс Русских Общин", "Блок Станислава Говорухина" и, соответственно, за А. И. Лебедя и Г. А. Явлинского. Анализ мотивов политического выбора показал, что омские студенты были постоянны не только в своих симпатиях, но и в заблуждениях. Этот факт нашел отражение в противоречии прокламируемого протеста против либеральной приватизации собственности и выраженной поддержки политических сил либерально-монетаристской направленности. Указанное противоречие мы объясняем сложившейся в Российской Федерации и на всем постсоветском политическом пространстве нездоровой традиции голосовать за политического лидера, олицетворяющего собой ту или иную политическую организацию, а не за политическую программу, которую намеревается реализовать партия в своей деятельности. Многочисленные социологические исследования, проводимые в стране, подтверждают наш вывод о том, что программы в России никто не читает, но, проголосовав за привлекательного политического лидера, избиратель нередко сетует на содержательное несовпадение сущего в его действиях с ожидаемым. Изучение электоральных предпочтений студентов в 1999 году показало, что традиционные фавориты уступили место иным политическим силам: 18,5% опрошенных намеривались голосовать за "Союз правых сип"; 13,3% - за блок "Медведь"; 11,5% - за "Отечество - Вся Россия" и каждый десятый за КПРФ. Старые любимцы "Яблоко" и ЛДПР лишь замкнули шестерку лидеров, набрав 9,2% и 5,4% соответственно.

Изучение результатов голосования студенческой "курии" показало, что в выборах приняли участие три четверти, имеющих на это право. Открытий на этот раз не было, и январский опрос подтвердил тенденции, выявленные в декабре. Большинство студентов голосовало за "Союз правых сил" - 23%, блок "Медведь" (16,3%), "Оте-чество-Вся Россия" (14,4%), КПРФ (12,5%), "Яблоко" (11,5%) и ЛДПР (6,7%). Каждый десятый студент голосовал против всех.

"Взрослые" омичи предпочли иные силы: КПРФ -28,6%, "Медведь" - 21,6%, "Яблоко" - 8,7% и "Союз правых сил" - 8,3%.

Особый интерес представляет анализ мотивов голосования. Первичная информация давала возможность предположить, что у заметной части респондентов, особенно из числа проголосовавших за СПС и блок "МЕДВЕДЬ", участие в голосовании было связано с ассоциа-

циями проведения конкурсов и всевозможных хит-парадов, определяющих "звезд". Практика таких опросов знакома многим респондентам. Проведение фестивалей типа "Культурные герои XXI века" или "Ты прав!" тоже сделали свое дело. Один из студентов транспортного университета назвал такой мотив голосования за СПС: "Хакамада классно танцует!".

Все вышеизложенные факторы, однако, имеют второстепенный характер, ибо они оказывают влияние не на основные, а на частные параметры результатов.

Причинами же первого порядка мы видим совокупность социально-исторических обстоятельств, сопровождающих проведение выборов: войсковая операция подавления бандитизма в Чечне, галопирующая инфляция и ухудшение благосостояния широких масс, первые шаги возрождения национальной экономики и ожидание "твердой руки", способной навести порядок в стране и сплотить массы. В выборе преобладали социально-политические установки.

Немалую роль среди мотивов политического выбора выполнила деятельность руководства страны по созданию союзного государства России и Белоруссии. Как положительный акт его расценивает около половины омских студентов -47% (при 34% выступивших против и 10% затруднившихся с ответом). Значительная часть респондентов настаивает на его расширении: об этом заявили 41% участников опроса (при 34% против и 25% не имеющих мнения по проблеме). Идея восстановления государственного единства республик бывшего СССР поддерживается квалифицированным большинством респондентов: почти две трети омских студентов - 63% - высказывается за этот акт (выступающих против - менее трети -30%). (Опросы 1995 - 2000 гг. показывают, что идея восстановления единого государства близка и понятна студентам Омска, от половины до трех четвертей которых ждут этого политического события).

Студенты Омска нравственно, политически и духовно не могут смириться с крушением государства, веками собираемого напряженным трудом предков, и рассматривают распад СССР как один из наиболее трагических эпизодов отечественной истории. Отрицательно к факту распада СССР относятся около половины респондентов - 46% (положительным это деяние назвали около четверти ответивших - 24%). Число воспринимающих исчезновение СССР как величайший акт национальной трагедии хотя и сокращается (1995 г. - 67%), но по-прежнему продолжает доминировать. Это дает возможность утверждать, что студент никогда не смирится с изменением содержания российской государственности и всем, что за этим последует.

Выборы в Государственную Думу 1999 года показали, что в стране сохраняется состояние "дикой многопартийности", характеризующее социальный и политический раскол общества.

Политические предпочтения, выраженные студентами во время голосования, дают возможность выделения в студенческой среде нескольких групп выраженной политической ориентации.

Группа сторонников сил, поддерживающих официальный курс администрации Б. Н. Ельцина - СПС, "Наш дом - Россия", "Женщины России" и др., в общей массе составила около 45% принявших участие в выборах.

Сторонники "демократической альтернативы" - "Яблоко", ОВР, "Русское дело" и др. - составили более 20% голосовавших.

Примерно каждый пятый студент поддержал на выборах лево-коммунистические партии и блоки - менее 20% избирателей.

Двадцатая часть ответивших респондентов голосовала за левоцентристские партии и блоки - "Духовное наследие", "Блок генерала Николаева и академика Федорова" и др.

Каждый десятый студент, пришедший на выборы, голосовал против всех. (Корреляционный анализ ответов студентов этой группы показал, что это были преимущественно сторонники избирательных блоков "СПАС" - 63% и "Кедр" - 30%, отстраненных от участия в выборах).

Эти же тенденции сохранились и во время выборов Президента России: за кандидатов, заявивших в поддержке официального курса, голосовало 43% студентов, пришедших на выборы; за лидеров "демократической альтернативы" - 24% соответственно; каждый шестой студент голосовал за Г. А. Зюганова; а 7% поддержало лидеров левоцентристских сил.

Январский 2000 г. экспресс-опрос показал, что на досрочных президентских выборах свое предпочтение студенты, скорее всего, отдадут В.В. Путину - за него намеревался голосовать каждый четвертый респондент - 27%, Г.А. Явлинскому - 15,7%, В.В. Жириновскому - 6,6%, Г.А. Зюганову - 6,3% и С.С. Говорухину - 4,7%.

Прогноз на поддержку кандидатов на пост Президента России во многом оправдался. Свыше трети принявших участие в выборах студентов - 38,6% - голосовали за

B.В. Путина; каждый пятый - 19,8% - за Г.А. Явлинского; седьмая часть студентов-избирателей - 14,8% - за Г.А. Зюганова; 3% голосов студентов набрал К.А. Титов, 2,9% - Э.А. Памфилова, 1,6% - В.В. Жириновский и 1,2% -

C.С. Говорухин.

Изучение мотивов голосования на президентских выборах показало, что основными факторами поддержки В. В. Путина, помимо перечисленных выше, стало апеллирование к его молодости, решительности, энергичности и незапятнанности негативными результатами управленческих акций 1992-1999 гг. Большинство студентов, голосовавших за В. В. Путина, объясняет свою позицию тем, что "Путин - не Ельцин!". Студенты Омска, как и большинство граждан Российской Федерации, с новым президентом связывают надежды на серьезную корректировку социально-экономического курса, обуздание бюрократии, криминалитета и всевластия олигархов, возвращение стране присущего России статуса великой мировой державы.

Известный идеолог русской эмиграции И.Л. Солоне-вич более пятидесяти лет назад в книге "Народная монархия" писал: "...Перед будущей Россией с очень большой степенью отчетливости вырисовывается опасность бюрократии. Реальность этой опасности заключается в том, что сегодняшний правящий слой страны есть, по существу, почти сплошная бюрократия. Этот слой на всех голосованиях - и общеимперских, и местных - будет голосовать за ту партию, которая гарантирует возможно большее количество "мест", "служб", "постов" и власти. И он будет слоем, который проявит максимальную политическую активность,... - ибо всякая функциональная собственность - это кусок хлеба для этого слоя и всякая попытка утвердить права частной инициативы будет попыткой отнять этот кусок хлеба"8.

Политическая практика России последнего десятилетия показывает гениальную правоту Ивана Солоневича. В 1991 году бюрократия осуществила разгром, породившей ее КПСС, в 1995 году бросила на произвол судьбы, ставшие не нужными "Демократический выбор России", ПРЕС и иные партии - разрушители коммунистического режима, в 1999 году отвернулась от движения "Наш дом - Россия", формировавшегося также как партия власти. В 2000 г. на базе избирательного блока "Медведь" российская бюрократия формирует новую партию власти. Не исключено, что этим участие бюрократии в политическом процессе не будет исчерпано.

Полученная в процессе КСИ первичная информация дает возможность составить социологический портрет студента-сторонника той или иной группы участников политического процесса.

Сторонники политических сил, выступающих провод-

никами официапьного управленческого курса, сосредоточены преимущественно в педагогическом университете и медицинской академии, где они составляют не менее 55-65%, участвовавших в выборах студентов. Это по большей части девушки в возрасте 18-20 лет и юноши, обучающиеся на младших курсах.

Студенты экономических специальностей вузов Омска, а также студенты-историки и студентки естественнонаучных специальностей в возрасте старше 20 лет отдают предпочтение партиям и блокам "демократической альтернативы".

Сторонники левокоммунистических сил преобладают среди студентов-юношей технического университета, автодорожной академии и транспортного университета, особенно в возрастной группе старше 20 лет.

Юноши-студенты гуманитарных специальностей вузов Омска старше 20 лет предпочитают политические силы левого центра, стремящиеся решать противоречие труда и капитала в пользу лиц наемного труда.

В техническом и педагогическом университетах и автодорожной академии имеются устойчивые группы студентов - сторонников идей русского национапьного освобождения.

Около четверти омских студентов политически совершенно индифферентны - они не участвуют даже в выборах.

Политическая активность и личное участие в политическом процессе, равно как и членство в политических организациях питомцам омских ВУЗов также не свойственны. В настоящее время практически все политические партии стремятся создать молодежные организации, справедливо полагая, что, только в случае поддержки их деятельности молодыми, им гарантировано будущее. В гражданском обществе "... как канал социальной циркуляции, политические организации... играют особенно важную роль. Многие функции, которые раньше принад-пежапи церкви, правительству и другим социальным организациям, берут на себя политические партии"9.

Несмотря на декларируемую комплиментарность по отношению к молодежи, студенчество не доверяет политическим партиям и не стремится в их ряды. Небольшие студенческие организации сумели создать в Омске ЛДПР, «Наш дом - Россия», СПС, РОС и ряд других партий и движений. Студенты активно участвуют в деятельности региональных организаций "Русского национального единства" и НРПР - партии Лебедя. Как показали результаты исследования, в настоящее время в Омске нет силы, способной сплотить и возглавить студенческое движение. Официальную "Ассоциацию профсоюзных организаций студентов" в качестве выразителя и защитника интересов студенчества назвала незначительная часть респондентов КСИ -12%.

Информация, полученная в ходе исследования, кроме того, дает нам возможность утверждать, что создание собственно студенческой политической организации, способной сплотить и возглавить стихийные и разрозненные действия социальной защиты вузовской молодежи в Омске, - событие маловероятное в настоящее время. Идея создания самостоятельной студенческой политической организации, как показал экспресс-опрос, сейчас близка и понятна незначительной части вузовцев: о необходимости ее создания заявили лишь 14,5% респондентов (19,2% - парней и 11,1% - девушек-студенток). Примерно такое же число респондентов - 15% - готово к студенческой революции. Корреляционный анализ первичной социологической информации дает основание для вывода о том, что независимые от АПОС студенческие организации вероятнее всего могут быть созданы в ОмГ-ТУ, СибАДА и ОмГПУ.

Весьма вероятна инициатива по созданию такой студенческой организации со стороны ячеек "Студенческой защиты", "Авангарда красной молодежи" и "Фиолетового

интернационала молодежи", пользующихся авторитетом в ряде омских вузов.

В настоящее время студент сытого и спокойного города Омска субъективно не готов к действиям социальной самозащиты, но постоянно прокламирует неприятие официального либерально-монетаристского внутриполитического курса руководства страны. Государственные ВУЗы нейтрализуют его протестный потенциал, объективно способствуя недопущению повторения студенческих выступлений, таких, какие произошли 12 апреля 1995 года в Москве, и сохранению стабильности в стране в целом.

Не претендуя на звание носителей истины в конечной инстанции, глобальные обобщения и исчерпывающие выводы, мы реализовали ряд функциональных подходов к исследованию социально-педагогической сферы общественного бытия и ее наиболее непредсказуемого субъекта, каковым является студенчество. Анализируя результаты многолетних конкретных социологических исследований, проведенных среди студентов стационарного отделения омских вузов, нам представляется, что социологическому центру удалось зафиксировать наиболее типичные случаи социально-политической самореализации питомцев вузов и обнаружить проблемы, требующие незамедлительного управленческого вмешательства. Данные КСИ позволили выявить реальную картину отношения омского студенчества к событиям современности. Омский студент, как и большинство граждан Российской Федерации, без особого энтузиазма воспринимает социально-экономические и социально-политические перемены, происходящие в обществе, болезненно реагируя на неудачные в социальном отношении управленческие акты властей. Негативное восприятие ряда процессов, происходящих в стране, студент экстраполирует на конкретные персоналии и политические силы, с чьими именами в обыденном сознании ассоциируется то или иное управленческое деяние.

Несмотря на констатацию факта ухудшения собственного социального положения, большинству студентов не присущи индивидуалистические настроения, и в решении проблемы самоутверждения, самозащиты и самообеспечения они рассчитывают в большей степени, чем раньше, на собственные силы. В связи с этим особую значимость приобретает сохранение государственного статуса и финансирования из средств федерального бюджета системы высшей профессиональной школы. Не менее важно в связи с этим решение проблемы вторичной занятости студентов. Ее положительное решение приведет к разблокированию многих противоречий становления личности студента.

с.г. чухин

Омский государственный педагогический университет

удк 371. 04

Согласно позиции нашего научного исследования, нравственный идеал человека - это универсальная, абсолютная, целостная модель этически совершенного человека, центром содержания которой является понимание человека как цели и никогда - как средства. Содержание нравственного идеала человека не только автономно, но и императивно по отношению к действитель-

Не встречая желания диалога со стороны управленческих структур, не видя действий по разрешению насущных проблем бытия, студенческая молодежь соотносит свое общее неблагополучие с осуществляемыми в стране реформами, видя в некоторых из них угрозу персональным жизненным планам. Особо негативное отношение студентов вызывают планы некоторых кругов, под видом сокращения дефицита бюджета или демонополизации образовательной сферы, провести приватизацию вузов или, по крайней мере, передать их на содержание местных бюджетов.

Деполитизированное в общей массе студенчество, в случае денационализации сферы высшего профессионального образования, готово перейти к активным действиям протеста и социальной самозащиты.

Данные социологических исследований настроений ыи ориентации омских студентов во многом совпадают с результатами всероссийских КСИ, а также исследований, проведенных в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и иных университетских центрах.

Для нейтрализации огромного протестного потенциала и избежания возможных непредсказуемых действий со стороны студентов необходимо при формировании социальной политики в стране и в регионе учитывать настроения и возможности этой активной и грамотной группы молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность// Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - с. 409.

2. Кургинян С.Е. После путча// Сергей Кургинян. Седьмой сценарий. - М.: Экспериментальный творческий центр, 1992. -ч. II, с. 231

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления// И.А. Ильин. Путь к очевидности. - М.: Изд-во "Республика", 1993. -264.

4. См.: Кургинян С.Е. Указ. соч. - с. 233

5. Сорокин П.А. Указ. соч. - с. 307-308.

6. Сорокин П.А. Указ. соч. - с. 396-397

7. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов// Вопросы социологии, 1992. - т. 1, №1, с. 30

8. Солоневич И. Л. Народная монархия. - Минск: Лучи Софии, 1998. - с. 41-42.

9. Сорокин П. А. Указ. соц. - с. 399.

САЛОХИН Николай Павлович - доцент каф. социологии Омского государственного технического университета, кандидат философских наук.

ности. Нравственный идеал человека служит абсолютной ценностью, целью, образцом, стандартом, эталоном для определения Смысла жизни и направления нравственного самосовершенствования человека. Только человек может быть носителем нравственного идеала, в виду своих неотъемлемых экзистенциальных характеристик: деятельности, свободы, творчества, субъектности, ответ-

Факторы, способствующие

актуализации нравственных идеалов старших

школьников_

РАССМАТРИВАЕТСЯ СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТУАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АНАЛИЗИРУЕТСЯ ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ ДАННЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧАЩИМИСЯ СВОЕГО НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА (СМЫСЛА ЖИЗНИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.