Научная статья на тему 'Демографический прогноз: формирование, методы и результаты'

Демографический прогноз: формирование, методы и результаты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6375
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографический прогноз: формирование, методы и результаты»



ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ: ФОРМИРОВАНИЕ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

А.А. ВИНОКУРОВ, кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ

Понятие, назначение, краткая история

Слово «прогноз», переводимое с греческого как предвидение или предсказание, означает применительно к народонаселению его количественно-качественную оценку на перспективу и в современных условиях предусматривает всестороннее обоснование с помощью математических, нормативных, экспертно-аналитических и других методов.

Демографические прогнозы составляют основу всех видов планирования и футурологичес-ких исследований и вне человека и общества, то есть вне населения, не могут быть востребованы.

Сфера производства и сфера обслуживания также, как армейские, политические и большинство других общественных структур, нуждаются в объективных и максимально точных сведениях о предстоящей численности и направлениях воспроизводства населения в мире и отдельных его регионах и странах, а также о половозрастной структуре населения, составе семей, формирующихся миграционных потоках. Без всего этого основные общественные институты претерпели бы недопустимую расбалансировку, а мир испытал хаос всеобщего перепроизводства или дефицита товаров и услуг, а изучение рынков стало бы невозможным. Финансовая система, лишенная надежной информационной базы о людях и их многообразных объединениях, обеспечивающих денежное обращение, поступление налогов, страховых платежей и т.п., оказывается абсолютно несостоятельной - находящейся вне смысловых координат.

Поэтому важнейшие цели демографического прогноза заключаются в разработке сценариев и гипотез вероятных изменений демографических показателей и тенденций на обозримую и даль-

нюю перспективу, ориентированных на решение как текущих социально-экономических задач, так и на реализацию стратегии комплексного геополитического планирования с учетом человеческого фактора.

Основателем научной демографии и первым автором демографического прогноза, по-видимому, можно считать англичанина Джона Граунта, жившего в XVII веке и пришедшего к выводу, что население тогдашней Англии (1662 год) возрастает вдвое через каждые 280 лет. Почти в то же время его научный коллега Вильям Петти оценивал период удвоения населения в 360 лет.

В дальнейшем новые демографические расчеты были опубликованы в книге английского священника Томаса Роберта Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» (1798 год), в которой период удвоения населения Англии оценивался в 25 лет и делался вывод о геометрической прогрессии роста населения. При этом стоит заметить, что если бы его расчеты оказались верны, то население современной Великобритании приближалось бы к 3 млрд человек. Главная ошибка Мальтуса и его предшественников состояла в трактовке воспроизводства населения в качестве чисто биологического внесоциального явления [9].

Несмотря на явные недостатки, геометрическая профессия использовалась для демографических прогнозов и в более позднее время. Это было связано с наблюдавшимся в отдельные периоды резким увеличением темпов роста населения: в начале XX века в России и с середины того же столетия в развивающихся странах - начало «демографического взрыва».

В России геометрической прогрессией при расчете демографических показателей руководствовался выдающийся русский ученый химик и

экономист Д.И. Менделеев, сделавший расчет населения Российской империи на период до 2000 года на базе Всероссийской переписи населения 1897 года.

Более поздний пример гипотезы о росте населения в геометрической прогрессии связан с попыткой выведения рядом западных ученых математического закона будущей динамики населения в виде различного рода кривых, выражающих концепцию роста населения по формуле так называемой логической кривой [9].

Однако никакое усложнение математических формул не могло само по себе повысить точность демографических прогнозов, если не принимались в расчет социальные, этнокультурные, экологические и другие факторы, в совокупности определяющие действительный рост народонаселения.

Один из первых примеров комплексного подхода к оценке народонаселения, в том числе его воспроизводства, прослеживался в сочинении М.В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского населения». В продолжение его трудов в XIX веке в России были составлены первые таблицы смертности, а в пореформенный период началось изучение рождаемости, дополненное на рубеже XIX - XX веков исследованиями внутренних переселений, то есть миграций населения. Все эти научные труды содержали элементы прогнозного анализа [10].

Первый официальный комплексный социальный прогноз народонаселения России, оценивающий будущую численность и половозрастную структуру населения страны и ее регионов, а также типов населенных пунктов (городских поселений и сельской местности), был выполнен в Госплане РСФСР в 1921 году под руководством Е. Тарасова и С. Струмилина.

На Западе к началу 1970-х годов по инициативе итальянского экономиста и общественного деятеля А. Печчеи был создан «Римский клуб», объединивший ученых и политиков в области изучения актуальных проблем будущего мирового развития, включая проблемы народонаселения [9].

Основные концепции членов Римского клуба являлись по сути прогнозами-предостереже-ниями об опасностях грядущей глобальной эко-лого-экономической катастрофы, связанной с истощением к концу XXI века важнейших природных ресурсов Земли. В этих прогнозах были сделаны выводы о необходимости «нулевого роста экономики» и ограничения рождаемости.

Современные демографические прогнозы, исходя из опыта предшественников, нацелены на разработку и постоянное уточнение концепции «устойчивого развития общества», контуры кото-

рой были обозначены в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию. Главная идея проведения этого международного программного форума сводилась к обеспечению перспективы сбалансированного развития общества и природы, при котором достигаются оптимальные параметры экономики, народонаселения и окружающей среды, гарантирующие их дальнейшую благоприятную для людей совместную эволюцию.

Демографические установки на будущее сейчас в возросшей степени определяются комплексной совокупностью экономических, экологических, социальных и других факторов изменения народонаселения. Именно поэтому демографический прогноз в современных условиях есть ни что иное, как многофакторный количественный и структурный анализ социальной формы движения материи, точность которого определяется нашими знаниями об окружающем мире и его законах.

Виды и методы прогнозирования

Демографическое прогнозирование в целом следует рассматривать как научно-обоснованное предвидение демографической ситуации и ее составляющих на перспективу. Являясь неотъемлемой частью общей системы народнохозяйственного планирования, оно может также выступать в качестве самостоятельной формы управления процессом воспроизводства населения.

Главный методологический принцип, заложенный в основе демографического прогнозирования, состоит в том, что применяемые для предвидения будущего методы должны адекватно отражать сущность и природу анализируемых социальных явлений. Поэтому исходным этапом любого прогнозирования является прогнозный сценарий, построенный на разработке серии гипотез, предполагающих и обосновывающих наиболее вероятные изменения существующих демографических процессов и явлений [4].

Избранная гипотеза обычно обусловливает использование конкретного прогнозного метода, начиная от простой временной экстраполяции демографических процессов до разработки новых сложных концепций, устанавливающих вероятность изменения параметров народонаселения в случае реализации альтернативных социально-экономических программ. В последнем случае мы имеем дело с концептуальным, или нормативным, подходом.

Демографические прогнозы классифицируются: по времени, для которого они осуществляются, по методам их осуществления, целям, ради которых оценивается будущее и т.д.

Прогнозы, оценивающие демографические процессы во времени, подразделяются на краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (на 5-30 лет), долгосрочные (от 30 лет) и сверхдолгосрочные (на 60 - 100 лет вперед).

Краткосрочный прогноз предполагает сохранение и развитие тех тенденций демографических процессов, которые наблюдались в годы, непосредственно предшествующие прогнозному периоду.

Гипотезы краткосрочного прогноза обычно нацеливают его на экстраполяцию ранее наблюдавшихся тенденций демографических процессов. Однако нередки случаи, когда краткосрочный эк-страполяционный прогноз невозможен. Это происходит из-за нарушения плавности и динамики демографических процессов, например вследствие войн, экономических и экологических кризисов, в первую очередь на их пике.

Среднесрочный прогноз обычно используется при разработке целевых комплексных программ отраслевого или регионального развития и содержит важные для будущего экономического развития выкладки и параметры народонаселения, включая определение ожидаемой численности экономически активного населения, миграционной подвижности и другие. Такой прогноз, как правило, готовится вариантно по нескольким возможным направлениям социально-экономического развития. Ему присущи концептуально-аналитический подход и соответствующий набор нормативных методов.

Долгосрочный прогноз носит поисково-аналитический характер. Его основная задача заключается в формулировании целей и горизонтов будущей социальной, экономической и экологической политики, учитывающей демографический фактор. Он несет в себе элемент управления демографическим и смежными с ним процессами, за счет их встраивания, к примеру, в разрабатываемые концепции государственной социально-экономической региональной политики.

Так, прогноз численности населения российского Дальнего Востока на дальнюю перспективу в идеале должен не просто пассивно зависеть от складывающейся геополитики России в этом регионе и от реформирования местной экономики и социальной сферы, но может задавать темпы и условия такой политики на уровне государства и частного предпринимательства. Вопрос состоит в том - хотим ли мы иметь увеличение численности населения Дальнего Востока, в каких пределах и какими средствами. Если да - то мы должны определиться в конкретных демографических параметрах района на перспективу и выстра-

ивать под них необходимые хозяйственные и социальные мероприятия, включая реструктуризацию экономики и ее интеграцию в экономическое сообщество стран Азиатско-Тихоокеанского региона, новую иммиграционную политику.

Сверхдолгосрочные прогнозы, охватывающие столетнюю перспективу, осуществляются, как правило, в рамках глобальных футурологи-ческих исследований и составляются по принципу: «что произойдет, если, к примеру, высокими темпами будет развиваться глобализация и все связанные с ней процессы». Такие прогнозы не отличаются высокой достоверностью, но нужны для самоидентификации человеческих ци-вилизационных сообществ на пороге их перемен, осмысления их места и вектора развития в истории. Их задача так препарировать быстро меняющийся мир и его население, чтобы заранее выявлять в нем зарождающиеся центры новой демографической, политической и экономической консолидации.

По охвату пространства, на которое распространяются демографические прогнозы, выделяют глобальное и региональное прогнозирование. Прогнозирование по странам и их внутренним территориям - административным районам обычно осуществляется в кратко- и среднесрочном режиме, а прогнозирование по группам стран, континентам и миру в целом чаще всего имеет долгосрочный характер.

Методы глобального прогнозирования опираются на реконструкцию численности и динамики народонаселения мира и его частей, начиная с далекого прошлого, наводя «мосты» от него к настоящему и будущему.

Достоверно установлено, что динамика народонаселения никогда не изменялась плавно, на основе неизменных темпов, что показывают сохранившиеся хроники, летописи, церковные и государственные архивы, а также результаты переписей населения, проводившихся в различных странах в XIX - XX веках.

Но те же документы доказывают, что генеральной тенденцией вплоть до новейшего времени было увеличение темпов роста населения.

Расчеты показывают [10], что при среднем увеличении населения Мира на 0,02% в год, его численность на заре человечества - в эпоху появления Homo Sapiens, отдаленную от нашего времени на 40 тыс. лет назад, не превышала 500 тыс. человек.

В последующем, по данным Б. Урланиса, ежегодный прирост населения Земли претерпевал колебания, но неуклонно увеличивался, составляя: в период первобытнообщинного строя и зарождения первых цивилизаций - 0,03%, в период ан-

Таблица

Динамика численности населения мира и его основных регионов до конца XX века (млн человек)

Дата Весь мир В том числе

Пространство, занимаемое СССР, в период его существования Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка Америка Австралия и Океания

15 тыс. лет назад Несколько млн чел. - - - - - -

7 тыс. лет до н.э. 10 - - - - - -

5 тыс. лет до н.э. 30 1 3 20 5 1 0,5

0 230 5 35 155 30 4 1

1000 г. 305 10 43 195 40 15 1,5

1500 г. 440 15 75 260 60 27 2,5

1650 г. 550 20 82 330 100 15 30

1800 г. 952 50 160 620 90 30 2,0

1850 г. 1 247 75 205 790 110 65 2,5

1900 г. 1 656 130 295 950 130 145 6,0

1950 г. 2 527 180 392 1392 220 330 13,0

2000 г. 6 056 291 510 3585 794 845 31

Источник: [7,12]

тичности - 0,1%, при переходе к феодализму в период раннего средневековья- 0,02% (регресс, вызванный распадом рабовладельческих империй и великим переселением народов Евразии). Начиная со Средневековья он увеличивался: с 0,1%

- в 1000 - 1500-е годы до 0,2% - в 1500 - 1700-е годы, 0,6% - в 1800-е годы, 1% - к 1900 году, 1,8%

- к 1950 году и сократился до 1,23% только к 2000 году.

Весь период от древнего мира до мира начала XX века многие демографы называют периодом «демографического примитивизма» с характерными для него высокой рождаемостью (30 -40 ежегодных рождений на 1 000 жителей), высокой смертностью, особенно детей, и низкой долей людей старшего возраста.

Теоретически демографический примитивизм и его окончание объяснимы в связи с факторами качества жизни населения, которые оставались почти неизменными многие столетия, но затем, начиная с XX века, стали проявлять себя в виде улучшения здравоохранения, образования, социальной защиты и других жизненных условий, в первую очередь в странах Европы и Северной Америки.

Вслед за эпохой демографического примитивизма в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки с 1960-х годов начался своеобразный бум резко увеличившегося деторождения, который не компенсировала, хотя и высокая, но медленно снижающаяся, смертность в этих странах.

Основные причины этого бума, называемого демографическим взрывом, на наш взгляд, связаны, с одной стороны, с распространением достижений медицины и гигиены практически на все страны, а с другой, возможно, с тем, что к этому времени западная христианская цивилизация, согласно гипотезе циклического этногенеза, подошла к завершающим фазам развития, а на востоке и юге земного шара в стадию нового подъема вступили мусульманская, китайская, латиноамериканская и другие цивилизации, переживающие очередную молодость, с характерным для нее увеличением темпов воспроизводства населения.

Рис. 1. Графическое изображение роста мирового населения во второй половине XX века - *демографического взрыва». Источник: [10]

Наоборот, европейские страны в период демографического бума на географическом пространстве развивающихся стран постигло беспрецедентное снижение рождаемости, не компенсирующееся даже резким снижением смертности.

Европейские страны: на западе, в первую очередь, Италия, Испания, ФРГ, Австрия, Швейцария, а на востоке - Украина, Болгария, Греция, находятся под угрозой депопуляции населения, то есть критического сокращения его численности. Население Болгарии, где на одну женщину приходится немногим более 1 ребенка, по прогнозам демографов уже скоро сократится почти вдвое и составит 4,5 млн человек, а население Германии снизится на 25% и составит около 70 млн человек. Столь же пессимистично оценивает демографические перспективы Франции французский институт демографических исследований, определяя их как «застой и старение». Многое для складывающейся в Европе демографической ситуации будет зависеть от темпов иммиграции в нее извне.

Угроза депопуляции населения Европы, по прогнозам демографов, сохранится на обозримую перспективу. Ее негативные последствия выразятся в снижении экономически активного населения (если не принимать в расчет приток «гастар-байтеров» - иностранной рабочей силы) и увеличении численности лиц пенсионного возраста. Депопуляция Европы, однако, не может продолжаться бесконечно и будет восполняться притоком иммигрантов из стран с избыточным населением, как это уже происходит с переселенцами из Северной Африки во Францию и из Турции в Германию. Со временем иммиграционную модель восполнения дефицита населения и трудовых ресурсов, очевидно, придется принять и восточноевропейским странам.

Антипод депопуляции - продолжающийся демографический взрыв в развивающихся странах, очевидно, станет исторически преходящим социальным явлением, на смену которому должно придти постепенное снижение темпов естественного воспроизводства населения - вплоть до наступления стабилизации его численности.

Для мира в целом расчеты ООН, сделанные в 1982 году, предсказывали (по среднему варианту) снижение темпов населения до 1% к 2025 году, и его продолжение в последующий период. К этому времени прогнозировалась стабилизация населения Европы и достижение 0,5% ежегодного прироста населения в Китае и Северной Америке, 1% - в Южной Азии и Латинской Америке, при сохранении относительно высоких показателей - около 2% в Африке.

—i i i i i i i i i i i i i i i i

О1ЛО1ЛОЙОЛОЛОЛО1ЛО1Л 0)01ф№01ф0)010)0> О о о о о о

Рис. 2. Динамика среднегодовых темное роста мирового населения по прогнозу ООН. Источник: [10]

Новейшие исследования ООН [12] показывают, что мир неизбежно идет к нулевому росту населения. Такой переход должен произойти в течение XXI века, в основном после 2050 года, когда «примеру» Европы последует большинство стран, начиная с Восточной Азии и кончая Африкой.

Вопрос состоит также в том, - какова будет стабилизировавшаяся численность населения земного шара. В настоящее время большинство демографов склоняется к цифре 10-12 млрд человек, что ближе всего соответствует экологической и ресурсной емкости планеты для ожидаемого уровня развития производительных сил и реальных возможностей противостояния экологическому кризису.

Грядущая стабилизация населения мира будет в большой степени определяться ростом образования в развивающихся странах и их переходом на планирование семей, а кроме того, постепенным вхождением молодых, активно развивающихся цивилизаций в период умеренного воспроизводства населения, характерного для зрелых этносов.

В целом население мира, согласно последнему прогнозу ООН, должно увеличиться в период 2000 - 2050 годов с 6,1 до 9,3 млрд человек, или в 1,5 раза. Причем максимально возрастет население Африки - в 2,5 раза, а население зарубежной Европы и стран СНГ сократится, соответственно, на 12 и 15%. Эти же регионы мира претерпят наибольшие изменения удельного веса их населения относительно мирового показателя. В итоге к 2050 году 57% населения мира будут проживать в Азии, почти 22% - в Африке, около 14% - в Америке и только 5% и 2,6% - в зарубежной Европе и СНГ.

Годы

Рис. 3. Графическое изображение роста населения мира. Источник: [12]

Методы демографического прогнозирования населения мира, отдельных стран и территорий, принятые ООН (United Nations Population Division), основаны на использовании информационной статистической базы государств - членов ООН, а также на результатах собственных

Население мира и его регионов до 2050 года О

аналитических исследований: динамики рождаемости, среднего числа детей у женщин детородного возраста, смертности, в том числе детской и вызванной ВИЧ и другими инфекциями, распределения населения по половым и возрастным группам, ожидаемой продолжительности жизни и других. Часть таких сведений можно найти в табличном приложении к статье.

Важно отметить, что глобальные демографические прогнозы могут быть отнесены к разряду аналитических, понимаемых как определенное ожидаемое состояние объекта прогнозирования в зависимости от степени влияния и комбинации различных факторов. Они могут быть также отнесены к прогнозам - предостережениям, поскольку указывают на угрозу несоответствия растущего народонаселения истощающимся природным ресурсам планеты - и не только минеральным, но и биосферным.

Региональное демографическое прогнозирование, объектом которого являются страны и их внутренние районы (территории), как правило, бывает средне- или краткосрочным, а по методам исполнения - нормативным.

Нормативное прогнозирование

Нормативное прогнозирование понимается как ожидаемое состояние народонаселения с точки зрения планирования.

Нормативные прогнозы предполагают, что усилия общества приведут к желательным или, по крайней мере, допустимым и предсказуемым изменениям в ходе демографического процесса, оправдывающим проводимую демографическую

Таблица

расчетам ООН на перспективу ;дний вариант)

Территории Население в млн человек

2000 г. 2015 г. 2025 г. 2050 г.

Всего в%к итогу Всего в%к итогу Всего в%к итогу Всего в%к итогу

Мир в целом 6 056,7 100,0 7 207,4 100,0 7 936,7 100,0 9322,3 100,0

в том числе:

СНГ, включая Россию 283,4 4,7 273,3 3,8 267,5 3,4 242,9 2,6

Зарубежная Европа 525,1 8,7 520,9 7,3 511,3 6,4 462,6 5,0

Зарубежная Азия 3 584,6 59,2 4 268,1 59,2 4 664,2 58,8 5 300,1 56,9

Америка 839,5 13,9 998,7 13,8 1 095,5 13,8 1 269,1 13,6

из нее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северная Америка 314,7 5,2 355,7 4,9 383,9 4,8 437,6 4,7

(США,Канада, Гренландия)

Латинская и Центральная Аме- 524,8 8,7 643,0 8,9 711,6 9,0 831,5 8,9

рика

Африка 793.6 13,1 1 110,0 15,4 1 358,1 17,1 2 000,4 21,5

Австралия и Океания 30,5 0,5 36,4 0,5 40,1 0,5 47,2 0,5

Источник: [12]

политику. Но при их разработке необходимо избежать иллюзии полной управляемости демографических процессов.

Так, опыт Госплана СССР показывает, что практиковавшееся использование нормативного метода прогноза миграций населения на основе планового баланса трудовых ресурсов оказалось несостоятельным. Реальные потоки миграции никак не вписывались в запланированное размещение производительных сил, и прежде всего трудовых ресурсов. Это было очень наглядно проиллюстрировано в демографическом исследовании Д.И. Валентея (2).

Далеко не все демографические процессы находятся под контролем государства и его правительственных органов в условиях современной России. Тот же масштаб скрытой иммиграции на территории страны, по некоторым данным, достигает 3,5 - 4,0 млн человек, а сами потоки теневой миграции зависят скорее не от властей, а от реального спроса на рабочую силу в российских регионах и дальнем зарубежье, для которого Россия является территорией транзитного перемещения людей. Потоки иммиграции в Россию усиливаются всякий раз по мере возникновения зон военно-политических конфликтов и экономического бедствия по периферии границ нашей страны.

Нормативное прогнозирование численности населения осуществляется на основе выработки научных гипотез о вероятной рождаемости и смертности в перспективном периоде. Его цель - определить перспективную численность населения страны и ее регионов, в том числе экономически

активного населения, и, исходя из результатов, определять параметры экономического развития и распределения национального дохода.

Самый простой прогноз общей численности населения основывается на гипотезе о неизменном коэффициенте прироста населения. В этом случае численность населения будет изменяться в геометрической прогрессии по формуле:

Р1= Ро х е кх1,

где Р1 - общая численность населения в конце прогнозного периода;

к - предполагаемый коэффициент прироста населения в прогнозном периоде;

I - величина прогнозного периода ; е - основание натуральных логарифмов. В качестве примера можно привести, подготовленный В.А. Борисовым (1) условный прогноз населения России на 30-летний период - с 1997 по 2027 год, основанный на предположении, что наблюдавшийся в 1997 году коэффициент прироста населения (-0,26%) останется неизменным в течение всего прогнозного периода:

Р2027 = 147 502,4 х е-0-26*30 = 147 502,4 х х 0,92496 = 136 434 тыс. человек

Представляет также интерес оценка тем же автором численности населения нашей страны на 30 лет (1997 - 2027 годы) при отсутствии миграционного прироста, который в действительности иссякает последние годы в связи с исчерпанием ресурсов мобильного русского населения в республиках СНГ. В этом случае коэффициент есте-

Таблица

Предположительная численность населения России до 2016 года (на начало года, млн человек)

Годы Средний вариант Госкомстата России

Все население В том числе

Городское Сельское

2002 144,1 105,1 39,0

2003 143,3 104,6 38,7

2004 142,6 104,1 38,5

2005 141,9 103,5 38,4

2006 141,2 103,0 38,2

2007 140,6 102,5 38,1

2008 139,9 102,0 37.9

2009 139,9 101,5 37,8

2010 138,6 100,9 37,7

2011 137,9 100,4 37,5

2012 137,3 99,9 37,4

2013 136,6 99,3 37,3

2014 135.8 98,6 37,2

2015 135.1 98,0 37,1

2016 134,4 97,4 37,0

Источник: [11]

ственного прироста населения становится резко отрицательным (-0,52%) и более существенно влияет на расчетное снижение численности населения страны:

Р2027 = 147 502,4 х е -°-052 х3° = 147 502,4 х

х 0,85556 = 126 197 тыс. человек

Для сравнения, согласно последнему прогнозу Госкомстата России, выполненному до 2016 года [10], снижение численности населения Российской Федерации по среднему варианту будет наблюдаться в течение всего прогнозного периода, причем более высокими темпами, чем в вышеприведенном примере.

Расчетный положительный миграционный прирост населения - 2,5 млн человек, по данным статистического исследования, не компенсирует естественной убыли 13 млн человек за весь прогнозный период и в результате к 2016 году численность населения России составит 134,4 млн человек, уменьшившись по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн человек, или на 7%, в том числе в трудоспособном возрасте на 6,7 млн человек, или на 8%. Таким образом, неблагополучный показатель населения России, условно прогнозируемый В.А. Борисовым [1] на 2027 год, согласно уточненным данным, полученным Госкомстатом России [11], будет превзойден у а 10 лет раньше.

В общей численности населения, по прогнозу статистиков, будет возрастать доля лиц, старших возрастных групп. Численность пенсионеров в 1,6 раза превысит численность детей.

К 2016 году каждый пятый житель России будет находиться в возрасте 60 лет и более. А доля населения в возрасте 65 лет и старше составит 13,6%.

Функциональное прогнозирование

Под функциональным прогнозированием населения, по мнению демографов [2], понимаются перспективные оценки численности и состава тех групп населения и домохозяйств, которые обеспечивают деятельность различных государственных и частных организаций и институтов - фирм, компаний, армии, судов, банков и т.д.

Необходимое условие существования любых социально-экономических организаций заключается в наличии в них двух характерных функциональных групп: производителей и потребителей товаров и услуг в самом широком понимании вплоть до военных и политических. Соответственно, прогнозируемые демографические показатели для различных общественных институтов бу-

дут существенно отличаться как по линии «производители-потребители», так и их целям-функциям.

Так, по линии сферы образования прогнозируются: численность учащихся, их распределение по ступеням образования, численность и состав учителей и преподавателей вузов, образовательная структура населения и другие.

Для нужд производства готовятся прогнозные показатели: экономически активного населения, в том числе занятого в различных отраслях хозяйства, численности безработных с выделением во всех группах половозрастного состава, уровня профессиональной подготовки и т.п.

Характерные показатели прогнозного обеспечения финансов и сферы социального обеспечения: распределение населения и домохозяйств по уровню доходов и расходов, численный состав налогоплательщиков, пенсионеров, держателей банковских вкладов и т.п.

Торговля и потребительские рынки, в свою очередь, охватываются прогнозами емкости потребительского рынка в целом и по отдельным видам товаров и услуг, прогнозами, содержащими оценку объемов спроса (по числу людей) на продукты питания, лекарственные и гигиенические средства и т.д.

Наконец, для военной сферы оцениваются на перспективу потенциальные возможности призыва в армию здоровой и достаточно грамотной части населения.

На начальном этапе функциональное прогнозирование выполнялось по заказам международных организаций, таких, как ООН, ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам культуры), МОТ - международная организация труда, ВОЗ - всемирная организация здравоохранения и других, что диктовалось наглядным проявлением демографического фактора на уровне макроэкономических и макросоциальных структур, осуществляющих свою деятельность в масштабах земного шара, его регионов и отдельных стран. Однако по мере развития мирового и регионального рынков возник спрос на функциональное прогнозирование для нужд как крупных транснациональных компаний (ТНК), так и средних и даже мелких фирм и общественных организаций, ориентированных на конкретные группы людей.

Функциональные прогнозы в настоящее время во все большей степени служат удовлетворению информационных интересов автомобильных, фармацевтических и множества других компаний, желающих узнать численность и состав потенциальных потребителей своей продукции. В свою очередь партии и общественные движения, безус-

ловно, хотят получать все доступные сведения о потенциальных сторонниках - электорате. Таким образом, функциональное прогнозирование имеет в основном прикладное значение, хотя по мере его проецирования на мировой уровень, оно приобретает черты фундаментальных прогностических исследований.

Важнейшая методологическая проблема всех видов современного прогнозирования - достоверность прогноза.

Точность данных переписи населения обычно определяется в 1 - 2%. Точность же демографического прогноза может быть определена до 5% и в этом случае его можно считать удачным. Естественно, краткосрочные прогнозы отличаются значительно более высокой точностью по сравнению со средне- и долгосрочными.

Достоверность прогноза напрямую зависит от качества методов его выполнения, учета максимально возможного тела факторов, его определяющих, гипотез и сценарных подходов к определению тенденций демографических изменений и, в меньшей степени, от математического обеспечения.

Прогнозирование миграций

Прогнозное определение объемов миграции обычно осуществляется центральными экономическими ведомствами и органами внутренних дел, занимающимися вопросами демографической и экономической политики на ближайшие годы. В основе таких расчетов, как правило, используются данные миграционного прироста (убыли) населения за 3 - 5 лет по внутренним административно-территориальным единицам государства, межреспубликанского обмена и показателей эмиграции и иммиграции. В качестве аналитического материала также используется информация выборочного обследования причин миграции населения.

Как известно, осложнение общей социально-экономической ситуации приводит к снижению объемов внутренней миграции, и, прежде всего, к снижению потоков мигрантов из села в город. Вследствие этого обычно уменьшается сальдо внутриреспубликанской миграции, а для некоторых стран СНГ оно прогнозируется как отрицательное. Прогнозная динамика сальдо внутренней миграции на перспективу до 2015 года описывается Госкомстатом СНГ [8] как последовательный переход от фазы уменьшения сальдо к стабилизации, выходу из кризиса и к постепенному уменьшению сальдо на последнем этапе.

Определение предпосылок и разработка про-

гнозов межреспубликанской миграции представляют из себя особенно сложную задачу, связанную с неустойчивостью общественно-политической ситуации во многих странах СНГ, способствующей резкому изменению объемов и направлений такой миграции.

Поэтому вместо непосредственного прогнозирования сальдо межреспубликанской миграции теми же демографами предлагается предварительное построение матрицы суммарных потоков ожидаемой миграции, а уже на ее основе получение собственно сальдо. Для построения такой матрицы может быть использован следующий подход.

Для каждой республики бывшего СССР проводится классификация с точки зрения привлекательности для мигрантов. Упрощенная классификация выглядит как разделение республик на две группы: «привлекательные» и «непривлекательные». Во вторую меньшую группу обычно попадают Азербайджан, Армения, Таджикистан и Грузия, выделяющиеся острой конфликтной общественно-политической ситуацией.

По каждой из стран Госкомстатом СНГ были построены общие коэффициенты выбытия из данной страны во все остальные.

В результате прогнозируемые коэффициенты выбытия из «неблагоприятных» республик в «неблагоприятные» и из «благоприятных» в «благоприятные» оказались стабильными и равными значениям исходной статистики 1991 года. Коэффициенты выбытия из «неблагоприятных» республик в «благоприятные» выстроились по схеме, включающей 25-летний переход от фазы увеличения коэффициента выбытия к фазе стабилизации, затем к фазе уменьшения коэффициента выбытия с последующими стабилизацией и новой фазой увеличения коэффициента выбытия. И ровно противоположные тенденции прогнозируются для коэффициентов выбытия из «благоприятных» республик в «неблагоприятные».

На предпосылки и прогнозы внешней миграции за пределы бывшего СССР оказывают влияние 2 фактора:

готовность потенциальных эмигрантов к выезду в дальнее зарубежье; готовность зарубежных стран к приему выезжающих из СНГ.

Первый фактор определяется не только желанием граждан СНГ выехать за рубеж, но и их материальными возможностями и профессиональным уровнем. Существующие экономические тенденции, с одной стороны, стимулируют желание выехать, а с другой - усиливают финансовые барьеры для такого выезда.

Второй фактор, судя по практике последних лет, оказывает усиливающееся, хотя и колеблющееся под влиянием политической обстановки и мировой экономической конъюнктуры, влияние на снижение объемов эмиграции из стран СНГ.

Вследствие этого демографам представляется наиболее вероятным постепенное снижение потока эмигрантов к 2015 году, тем более что масштабная постперестроечная этническая эмиграция из стран СНГ еврейского, немецкого и греческого контингентов населения уже практически завершена, большинство желающих уехать -уехали.

Концепция «миграционного перехода»

Теоретическая концепция «миграционного перехода» для экономически развитых стран, аналогичная теории «демографического перехода» к планированию семьи, была сформулирована В. Зелинским [9] и рассматривает закономерности в развитии миграционного движения населения, обусловленные переходом общества от доиндус-триальной (аграрной) к постиндустриальной экономике.

Согласно данной концепции миграция населения претерпевает 5 этапов развития, сопряженных с социально-экономическими изменениями.

На первом этапе, присущем начальному этапу доиндустриального общества, миграционное движение ограничено незначительными перемещениями людей по близлежащей территории.

Второй этап совпадает с началом «демографического взрыва» и характеризуется миграцией из села в город, колонизацией новых земель, эмиграцией и общим возрастанием миграционного движения.

На третьем этапе сохраняется движение из села в город, но оно дополняется возросшей миграцией между городами. Миграционное движение при этом в целом возрастает, а его виды взаимодополняют друг друга.

На четвертом этапе, присущем высокому уровню технологического развития, сокращается естественный прирост населения, а миграция из села в город сохраняется на низком уровне, либо даже получает обратное движение из города в село (пригороды).

Внутренняя межгородская миграция усиливается и ее дополняет возросшая иммиграция неквалифицированной рабочей силы и высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Эмиграция из развитых стран находится на минимальном уровне.

Заключительный пятый этап В. Зелинский рассматривает как гипотетическую стадию постиндустриального общества будущего, для которого будут характерны в основном перемещения населения между городами и из города в село преимущественно в рамках экономических объединений типа ЕЭС. Высокие технологии, возможно, уменьшат необходимость передвижения населения, в связи с чем усилится контроль над иммиграцией в развитые страны.

Следует отметить спорность рассуждений В. Зелинского по поводу прогнозируемого пятого этапа мировых миграций населения.

Данный прогноз не учитывает неравномерность социально-экономического развития различных стран, сглаживание которой потребует неопределенно долгого времени. К тому же в будущем развитым богатым странам вряд ли удастся воздвигнуть достаточно надежные заградительные барьеры против «демографического давления» со стороны густонаселенных развивающихся стран. Для этого богатым странам Запада пришлось бы пойти на существенный отход от демократических традиций, декларирующих свободу перемещения людей, что представляется маловероятным. Более вероятно продолжение эмиграции в развитые страны в обозримой перспективе вплоть до определенного равновесия, наступающего по мере снижения экономической привлекательности выезда в эти страны. Темпы эмиграции будут также зависеть от диалога соединяющихся культур и отдельных этносов. Значение этнической конвергенции (взаимопроникновения этносов) будет состоять в том, что она выведет развитые страны на новые рубежи усиливающего роста естественного воспроизводства населения.

Сценарии будущих миграционных потоков в мире не ограничиваются традиционными направлениями выезда переселенцев в сторону США, Канады, Австралии, а с 1990-х годов в страны современного ЕЭС. Сейчас возникли новые центры притяжения для потенциальных эмигрантов, такие, как богатые страны Ближнего Востока, достигшие экономических успехов страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Чили) и в Африке - ЮАР и Республика Кот-д'Ивуар.

На очереди выходящая из экономического кризиса Россия, которой следует спешно совершенствовать существующую законодательную базу, касающуюся приема иммигрантов, а параллельно задумываться о будущей региональной иммиграционной политике и просто укреплять границы для предотвращения перемещения на ее территорию нежелательных гостей.

Факторы, обусловливающие изменение

численности и состава народонаселения

Изучение факторов изменения численности населения необходимо для разработки достоверных демографических прогнозов, повышения их качества.

Наиболее значимые и лучше изученные факторы относятся к категории социально-экономических, но они же являются и наиболее неоднозначными. Так, на рост численности населения, безусловно, влияют показатели уровня жизни, образования, здравоохранения. Однако действие их проявляется по-разному в экономически развитых и развивающихся странах. В США и Западной Европе экономический достаток людей плюс эмансипация женщин представляют из себя условия, сдерживающие рождаемость. А к примеру в Индии и других развивающихся странах бедность больше склонна в воспроизводству, в том числе и по линии деторождения, в какой-то мере гарантирующего настоящее (работники в доме) и будущее стареющих родителей.

Влияние социально-экономических факторов на половозрастной состав населения и производную от него численность экономически активного населения проявляется через характерные факторы - старение населения развитых стран и преобладание детей и молодых возрастов в развивающихся странах. Вместе это снижает долю экономически активного населения в первых странах, способствуя иммиграции в них из вторых.

Экологические факторы в настоящее время в большей степени ограничивают рост народонаселения, нежели его стимулируют. Люди не могут приспособиться к агрессивной внешней среде и заболевают. Повышается смертность и снижается средняя продолжительность жизни в тех регионах, где допускаются загазованность атмосферы, отравление сточных вод и другие виды деградации окружающей среды.

В России прослеживается четкая корреляция заболеваемости, смертности, продолжительности жизни и загрязнения атмосферы, вод и других сред.

Наиболее высокие показатели смертности прослеживаются в городах, отнесенных к числу самых загрязненных: Москве, Норильске, Кара-баше, Дзержинске и других. Средняя продолжительность жизни в особо проблемных городах типа Карабаша редко превышает 40 - 50 лет.

При составлении демографических прогнозов ученые должны также учитывать этнокультурные и религиозные факторы.

В.И. Козлов [5] отмечает, что в настоящее время почти все мусульманские народы отличаются

высокой плодовитостью, связанной с ранними и всеобщими браками. Доля женщин детородного возраста в исламских странах достигает 95%, тогда как в христианских странах их не более 15% и еще больше женщин оказывается вне брака. Дети считаются одним из великих благодеяний Аллаха, а бездетность жены является важнейшей причиной развода. Многодетные матери пользуются в мусульманских деревнях почетом и уважением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Христианство, а также буддизм не обнаруживают четкого отношения к деторождению. И хотя Библия содержит завет: «Плодитесь и размножайтесь», Евангелие подчеркивает духовный характер брака. Современный протест католической церкви, осуждающий контроль за рождаемостью и аборты, не убедителен для большинства верующего населения.

Конфуцианство и индуизм имеют свои ограничения, сдерживающие рождаемость. К примеру, конфуцианство нацеливает людей на стремление иметь наследников-сыновей и неодобрительно, как и индуизм, относится к вторичному замужеству вдов.

Действие религиозного фактора прослеживается в современных условиях на Балканах, где наблюдается самый высокий рост мусульманского населения (албанцев и жителей Боснии) - намного превышающий прирост католиков-хорватов и православных-сербов. Это может иметь геополитические последствия для региона.

Еще один фактор изменения народонаселения связан с внешним воздействием на население отдельных стран, а иногда и всего мира, войн и локальных военных конфликтов. Прогнозирование действия данного фактора требует проведения военно-стратегических исследований в расчете на перспективу. Одновременно мировое сообщество должно прилагать усилия к постепенному исчезновению как самих войн, так и факторов, их обусловливающих.

Демографическое прогнозирование и теории циклического этногенеза

Демографические закономерности невозможно полностью понять, изучая воспроизводство населения обычными методами и не переходя к изучению более сложных процессов воспроизводства этносов - больших сообществ людей, объединенных общей культурно-исторической традицией, мироощущением, устремлениями и менталитетом.

Подняться на этот высокий уровень нам помогают теории циклического этногенеза, последовательно сформулированные в работах английского ученого Арнольда Тойнби и российского -

Льва Гумилева [3], которые, несмотря на поисковый характер, находят все больше научных подтверждений в исследованиях современных ученых, в частности Сэмюэла Хантингтона - автора гипотезы «столкновения цивилизаций».

Еще древнеегипетские жрецы, наблюдая за движением общества во времени, подметили качественные скачки в историческом развитии их цивилизации, проявляющиеся через определенные долговременные промежутки - примерно каждые 1 465 лет, которые были названы ими временем бытия.

Л.Н. Гумилев занялся углубленным анализом поступательного исторического движения суперэтносов - сложных полиэтнических систем, сохраняющих внутреннее единство за счет сходства культуры, религии и, как выяснилось, возраста с момента их образования. На основании проведенных исследований на стыке естественных, общественных и точных наук ученый вывел определенные алгоритмы и этапы становления ведущих мировых цивилизаций.

Фазы развития цивилизаций по Л. Гумилеву во многом подобны жизни индивидуума и имеют начальной точкой отсчета их рождение, затем последовательно сменяемое подъемом, или 300-летним детством цивилизаций, несколькими веками отрочества и молодости (акматичес-кая и фаза надлома) и последующими столетиями зрелости, старости и увядания (фазы инерции, обскурации и мемориальная). На весь период развития конкретной цивилизации исследователь эмпирическим путем отводил примерно 1 500 лет.

Важно отметить, что, завершая цикл своего развития, цивилизации, как правило, не погибают бесследно, а перерождаются в новых этносах, идущих им на смену. Такова судьба Римской империи, получившей в наследники Западнохристи-анскую цивилизацию, или Византии, «нашедшей» продолжателей православной традиции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.

При составлении долгосрочных демографических прогнозов следует учитывать различия в возрасте цивилизаций, поскольку от этого зависят будущие темпы воспроизводства составляющего их населения, а также скачкообразные изменения характера такого воспроизводства в процессе циклического этногенеза.

Анализ прилагаемых к статье таблиц, фиксирующих максимальные и минимальные демографические показатели отдельных стран, рассчитанные до 2050 года, указывает на закономерность интенсивного роста народонаселения африканских стран, связанную с относительной молодос-

тью большинства составляющих их этносов. В свою очередь наиболее низкие отрицательные темпы воспроизводства прогнозируются для стран Европы, находящихся на завершающих этапах цикла этногенеза. Как уже было отмечено, рост населения на территории Европы сможет возобновиться после ее этнического и генетического обновления, усиление которого предсказывается на протяжении всего XXI столетия.

Циклический этногенез вместе с тем далеко не единственный фактор предстоящего изменения демографических показателей в мире. Поэтому точность сверхдолгосрочных демографических прогнозов напрямую зависит от совокупного учета множества дополнительных социально-экономических и экологических факторов, позволяющего шаг за шагом формировать истинную картину грядущего мира людей.

Заключение

Демографическое прогнозирование за четыре столетия его существования прошло сложную эволюцию от простейшей экстраполяции на будущее численности населения отдельных стран до сложных нормативных и функциональных прогнозов, ставших одновременно средством социально-экономического управления и планирования. Соответственно происходило совершенствование гипотез и сценариев демографических процессов - от локального и регионального до глобального.

На глобальном уровне важнейшей целью демографического прогнозирования остается получение ответа на основной вопрос - как скоро будет достигнута стабилизация численности народонаселения в масштабах всей планеты.

Важность получения такого прогноза диктуется ограниченным относительно современных технологий минерально-сырьевым и продовольственным ресурсным потенциалом мировой экономики.

Для отдельных континентов и мировых сообществ демографическое прогнозирование может стать одним из основных стимулов преодоления или смягчения аномалий в воспроизводстве населения, направленных как в сторону его чрезмерного взрывного роста в развивающихся странах, так и в сторону кризисной депопуляции населения развитых европейских стран.

Демографическое прогнозирование в современной России служит важнейшей стратегической цели - стабилизации сокращающегося населения страны и созданию предпосылок к последующему росту его народонаселения.

На практике достижение такой цели было поставлено Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной на основе Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 [6] и одобренной Правительством Российской Федерации. Концепция обязывает все органы исполнительной власти руководствоваться ее положениями при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами. Она должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семьям, сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни, регулирования миграций и иных аспектов демографического развития.

Концепция имеет в своем составе следующие функциональные разделы:

1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2. Цели и задачи демографического развития.

3. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

4. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения.

6. Информационное обеспечение реализации Концепции.

7. Механизм реализации Концепции. Рассмотрим содержание основных концептуальных разделов более подробно.

Современная демографическая ситуация в стране оценивается как кризисная. К началу 2001 года численность населения России составила около 145 млн человек1 при том, что с 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн человек в год).

За 1992 - 2000 годы численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах страны, расположенных в основном на Северном Кавказе и на востоке страны.

В 1999 году превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, а в 2000 году - 958 тыс. человек.

' Постоянное население Российской Федерации, по данным Госкомстата России на 1 июля 2002 года, насчитывало 143,5 млн человек и с начала года уменьшилось на 444 тыс. человек.

Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронуло в разной степени практически всю территорию страны и почти все этнические группы.

Одной из причин депопуляции явилась низкая рождаемость. В 2000 году родилось 1 267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза меньше, чем в 1990 году.

Депопуляция была вызвана также высокой смертностью. В 2000 году рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.

Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется чрезвычайно высокой смертностью людей трудоспособного возраста, среди которых 80% составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в 2 - 4 раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году -68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.

Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 1998 году в стране впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на 110 тыс. больше, чем детей и подростков в возрасте до 16 лет. На 1 января 2000 года лиц пенсионного возраста было больше, чем детей, уже на 1,1 млн человек. В 41 субъекте РФ доля детей и подростков составляет меньше пятой части населения.

Негативные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.

В 1990-е годы внешняя миграция играла существенную роль, восполняя численность населения Российской Федерации, равную естественной убыли. Однако в последние годы устойчивое сокращение иммиграции в Россию из стран СНГ, а также Балтии привело к тому, что в 1995 - 1999 годах миграционный прирост населения компенсировал естественную убыль населения только на 45%, а в 2000 году - менее чем на 25%.

Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 1990-х годов сокращалась численность населения северных и восточных регионов России. За 1992 - 1999 годы райо-

ны Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн человек, или 8,5% населения.

Серьезной проблемой с точки зрения национальных интересов является эмиграция населения. Если до середины 1980-х годов численность выезжающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 году она превысила 100 тыс. человек и в последующие годы удерживалась на этом уровне.

Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода.

Так, общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года сократилась численность 21. У многих народов наблюдается резкое снижение рождаемости и увеличение смертности, а средняя продолжительность жизни у них на 10 - 15 лет ниже, чем в среднем по РФ.

Для сельской местности Центральной России существенной является проблема увеличения лиц старших возрастов на фоне общего уменьшения численности населения.

Концепция констатирует, что сформировавшиеся тенденции естественного и миграционного движения населения предопределяют как его дальнейшее сокращение, так и общее старение. Как уже было отмечено, при расчетном сокращении населения России к 2016 году примерно до 134 млн человек прогнозируется почти двукратный перевес нетрудоспособного населения над молодежью, не достигшей 16 лет.

Неблагоприятное изменение возрастной структуры населения страны в обозримом будущем потребует более эффективной социальной защиты населения.

Поэтому приоритетными целевыми задачами демографического развития Российской Федерации, решение которых согласно Концепции должно обеспечить стабилизацию численности населения страны и создание предпосылок его роста, являются:

укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; стимулирование рождаемости и укрепление семьи;

регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения. Стимулирование рождаемости намечается проводить за счет формирования системы общественных и личностных ценностей, ориентирован-

ных на семью с двумя детьми и более, что в свою очередь потребует повышения материального благосостояния и качества жизни семей, создания благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания сразу нескольких детей, самореализации молодежи при получении образования и занятии достойным трудом с точки зрения материального вознаграждения.

В области регулирования миграции и расселения Концепцией определены следующие приоритеты:

привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из стран СНГ и Балтии; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока за счет мер по сохранению творческого интеллектуального потенциала страны;

проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации.

Считается необходимым разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения России, а также к стимулированию такой иммиграции с учетом возрастно-по-ловых характеристик, уровня здоровья и профессиональной квалификации.

Ставится также задача обеспечения стабилизации численности населения в важных в геополитическом отношении регионах страны, например на Дальнем Востоке.

В целях регулирования внутренней миграции намечается разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Реализация Концепции предполагает формирование механизма, основанного на:

объединении усилий государства и общества в выработке единых подходов и сохранение демографического потенциала России; координации действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в стране; разработке целевых федеральных и региональных программ, направленных на решение основных социальных и демографических задач. В случае успешной реализации главной цели Концепции по обеспечению стабилизации численности населения России наша страна выполнит программу-минимум и сохранит, хотя и с потерями, большую часть своего демографического потенциала, что очень важно для ее благоприятного геополитического будущего.

За счет чего она будет развивать демографический потенциал в дальнейшем - сложный вопрос, решение которого не поддается однозначному определению. С большой вероятностью России придется готовиться к приему мощных миграционных волн на свою территорию и от управляемости процессом адаптации иммигрантов будут зависеть состав и толерантность (терпимость) будущего российского общества и его нацеленность на мирное компромиссное разрешение межэтнических конфликтов, в какой-то мере неизбежных в условиях многонационального государства.

В долгосрочной перспективе не представляется столь уж фантастическим предположение о том, что численность населения на просторах нашей великой страны сможет достигнуть тех самых 500 млн человек, о желательности которых однажды говорил Президент России В. Путин. О том, что из себя будет представлять этот совершенно новый суперэтнос и сохранится ли он как единое целое, рассуждать пока преждевременно. Можно только утверждать, что он будет по-пре-жнему многонациональным и исконно российское ядро сохранит в нем достаточно яркое материальное и духовное наследие.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Страны с населением 50 млн человек и более в 1950, 2000 и 2050 годы (средний вариант)

Таблица 1

№ Страны Население в 1950 году № Страны Население в 2000 году № Страны Население в 2050 году

1 Китай 554 760 1 Китай 1 275 133 1 Индия 1 572 055

2 Индия 357 561 2 Индия 1 008 937 2 Китай 1 462 058

3 США 157 813 3 США 283 230 3 США 397 063

4 Российская Федерация 102 702 4 Индонезия 212 092 4 Пакистан 344 170

5 Япония 83 625 5 Бразилия 170 406 5 Индонезия 311335

6 Индонезия 79 538 6 Российская Федерация 145 491 6 Нигерия 278 788

7 Германия 68 376 7 Пакистан 141 256 7 Бангладеш 265 432

8 Бразилия 53 975 8 Бангладеш 137 439 8 Бразилия 247 244

9 Великобритания 50 616 9 Япония 127 096 9 Конго 203 527

10 Нигерия 113 862 10 Эфиопия 186 452

И Мексика 98 872 11 Мексика 146 651

12 Германия 82 017 12 Филиппины 128 383

13 Вьетнам 78 137 13 Вьетнам 123 782

14 Филиппины 75 653 14 Иран 121 424

15 Иран 70 330 15 Египет 113 840

16 Египет 67 884 16 Япония 109 220

17 Турция 66 668 17 Российская Федерация 104 258

18 Эфиопия 62 908 18 Йемен 102 379

19 Таиланд 62 806 19 Уганда 101 524

20 Великобритания 59 415 20 Турция 98 818

21 Франция 59 238 21 Танзания 82 740

22 Италия 57 530 22 Таиланд 82 491

23 Конго 50 948 23 Афганистан 72 267

24 Колумбия 70 862

25 Германия 70 805

26 Мьянма 68 546

27 Судан 63 530

28 Франция 61 832

29 Саудовская Аравия 59 683

30 Великобритания 58 933

31 Кения 55 368

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Аргентина 54 522

33 Ирак 53 574

34 Ангола 53 328

Окончание таблицы 1

№ Страны Население в 1950 году № Страны Население в 2000 году № Страны Население в 2050 году

35 Непал 52 415

36 Нигер 51 872

37 Республика Корея 51 560

38 Алжир 51 180

39 Марокко 50 361

Источник: United Nations Population Division, 2001

Таблица 2

Группы из 10 стран с самой высокой и самой низкой рождаемостью на 1 000 жителей (средний вариант)

2000 -2005 2045 -2050

Страны Рождаемость Страны Рождаемость

Самая высокая рождаемость

1. Нигерия 8,00 1. Нигерия 3,82

2. Йемен 7,60 2. Йемен 3,35

3. Сомали 7,25 3. Сомали 3,27

4. Ангола 7,20 4. Ангола 3,26

5. Уганда 7,10 5. Уганда 2.85

6. Мали 7,00 6. Мали 2,85

7. Афганистан 6,80 7. Афганистан 2,82

8. Буркина-Фасо 6,80 8. Буркина-Фасо 2,82

9. Бурунди 6,80 9. Бурунди 2,81

10. Либерия 6,80 10. Либерия 2,81

Самая низкая рождаемость

1. Латвия 1,10 1.Германия 1,61

2. Армения 1,10 2. Италия 1,61

3. Болгария 1,10 3. Испания 1,64

4. Китай, Макао 1,10 4. Австрия 1,65

5. Украина 1,10 5. Босния и Герцеговина 1,70

6. Испания 1,13 6. Нормандские острова 1,70

7. Словения 1,14 7. Китай, Гонконг 1,70

8. Российская Федерация 1,14 8. Китай, Макао 1,70

9. Чехия 1,16 9. Словакия 1,70

10. Китай, Гонконг 1,17 10. Украина 1,70

МИР 2,68 МИР 2,15

Источник: United Nations Population Division, 2001

Таблица 3

Группы из 10 стран с самой высокой и самой низкой ожидаемой при рождении продолжительностью жизни

(средний вариант)

2000 - 2005 2045 - 2050

Страны 1 Продолжительность жизни Страны | Продолжительность жизни

Самая высокая продолжительность жизни

1. Япония 81,5 1. Япония 88,0

2. Швеция 80,1 2. Китай, Гонконг 84,7

3. Китай, Гонконг 79,9 3. Швеция 84,6

4. Исландия 79,4 4. Мальта 84,0

5. Китай, Макао 79,3 5. Франция 84,0

6. Австралия 79,2 6. Бельгия 83,8

7. Израиль 79,2 7. Китай, Макао 83,8

8. Мартиника 79,1 8. Норвегия 83,7

Окончание таблицы 1

2000 - 2005 2045 - 2050

Страны | Продолжительность жизни Страны | Продолжительность жизни

Самая высокая продолжительность жизни

9. Швейцария 79,1 9. Австрия 83,6

10. Франция 79,0 10. Израиль 83,5

Самая низкая продолжительность жизни

1. Ботсвана 36,1 1. Сьерра-Леоне 61,5

2. Мозамбик 38,0 2. Афганистан 62,4

3. Свазиленд 38,1 3. Свазиленд 62,7

4. Малави 39,3 4. Мозамбик 62,8

5. Лесото 40,2 5. Ботсвана 63,2

6. Сьерра-Леоне 40,5 6. Джибути 63,3

7. Джибути 40,6 7. Малави 64,0

8. Бурунди 40,6 8. Руанда 64,2

9. Руанда 40,9 9. Бурунди 64,3

10. Замбия 42,2 10. Ангола 64,5

МИР 66,2 МИР 76,0

Источник: United Nations Population Division, 2001

Таблица 4

Группы из 10 стран с самым высоким и самым низким суммарным приростом населения на 1 ООО жителей

(средний вариант)

2000 - 2005 2045-2050

Страны Ежегодный прирост населения Страны Ежегодный прирост населения

Самый высокий прирост населения

1. Либерия 5,53 1. Йемен 2,45

2. Сьерра-Леоне 4,54 2. Нигер 2,38

3. Эритрея 4,22 3. Сомали 2,19

4. Сомали 4,21 4. Ангола 2,11

5. Йемен 4,07 5. Уганда 1,92

6. Афганистан 3,68 6. Либерия 1,89

7. Нигер 3,63 7. Буркина-Фасо 1,86

8. Палестина 3,59 8. Мали 1,76

9. Конго 3,34 9. Эфиопия 1,63

10. Оман 3,27 10. Конго 1,60

Самый низкий п зирост населения

1. Эстония -1,14 1. Эстония -1,51

2. Болгария -0,98 2. Грузия -1,46

3. Украина -0,94 3. Болгария -1,30

4. Российская Федерация -0,64 4. Украина -1,25

5. Латвия -0,56 5. Италия -0,98

6. Грузия -0,53 6. Армения -0,95

7. Венгрия -0,50 7. Испания -0.95

8. Белоруссия -0,40 8. Босния и Герцеговина -0,93

9. Казахстан -0,37 9. Словения -0.91

10. Молдавия -0,26 10. Швейцария -0,86

МИР 1,23 МИР 0,47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: United Nations Population Division, 2001

Таблица 5

Группы из 10 стран с самым высоким и самым низким естественным приростом населения на 1 ООО жителей

(средний вариант)

2000 - 2005 2045 - 2050

Страны Ежегодный естественный прирост населения Страны Ежегодный естественный прирост населения

Самый высокий естественный прирост населения

1. Либерия 4,32 1. Йемен 2,45

2. Йемен 4,05 2. Нигер 2,38

3. Нигер 3,61 3. Сомали 2,20

4. Сомали 3,48 4. Ангола 2,11

5. Палестина 3,47 5. Уганда 1,92

6. Конго 3,36 6. Буркина-Фасо 1,88

7. Уганда 3,34 7. Либерия 1,88

8. Мали 3,23 8. Мали 1,84

9. Ангола 3,22 9. Эфиопия 1,63

Ю.Оман 3,19 10. Бурунди 1,61

Самый низкий естественный прирост населения

1. Украина -0,73 1. Италия -1,12

2. Болгария -0,72 2. Испания -1,04

3. Российская Федерация -0,67 3. Словения -0,97

4. Латвия -0,56 4. Украина -0,93

5. Белоруссия -0,50 5. Босния и Герцеговина -0,93

6. Венгрия -0,46 6. Швейцария -0,93

7. Эстония -0,46 7. Австрия -0,90

8. Германия -0,26 8. Болгария -0,87

9. Швеция -0,24 9. Российская Федерация -0,87

10. Литва -0,24 10. Греция -0,82

МИР 1,23 МИР 0,47

Источник: United Nations Population Division, 2001

Таблица 6

Группы из 10 стран с самым старым и самым молодым средним возрастом населения

(средний вариант)

2000 - 2005 2045-2050

Страны | Средний возраст, лет Страны | Средний возраст, лет

Старейшее население

1. Япония 41,2 1. Испания 55,2

2. Италия 40,2 2. Словения 54,1

3. Швейцария 40,2 3. Италия 54,1

4. Германия 40,1 4. Австрия 53,7

5. Швеция 39,7 5. Армения 53,4

6. Финляндия 39,4 6. Япония 53,1

7. Болгария 39,1 7. Чехия 52,4

8. Бельгия 39,1 8. Греция 52,3

9. Греция 39,1 9. Швейцария 52,0

10. Дания 38,7 10. Китай, Макао 51,9

Самое молодое население

1. Йемен 15,0 1. Нигер 20,4

2, Нигер 15,1 2. Йемен 21,1

3. Уганда 15,4 3. Ангола 21,2

4. Буркина-Фасо 15,6 4. Сомали 21,5

5. Конго 15,6 5. Уганда 22,1

6. Ангола 15,9 6. Буркина-Фасо 22,8

7. Сомали 16,0 7. Либерия 22,9

8. Бурунди 16,0 8. Мали 22,9

9. Замбия 16,5 9. Бурунди 23,2

10. Бенин 16,6 10. Малави 23,7

МИР 26,5 МИР 36,2

Источник: United Nations Population Division, 2001

Таблица 7

Страны с наибольшим сокращением численности населения в период между 2000 и 2050 годом

(средний вариант)

Страны Численность населения, тыс. чел. Сокращение населения в 2000 - 2050 годы

2000 2050 Абсолютное, млн чел. в %

1. Российская Федерация 145 491 104 258 -41,223 -28,3

2. Украина 49 568 29 959 -19,609 -39.6

3. Япония 127 096 109 220 -17.876 -14.1

4. Италия 57 530 42 962 -14,568 -25,3

5. Германия 82 017 70 805 -11,212 -13,7

6. Испания 39 910 31 282 -8,629 -21,6

7. Польша 38 605 33 370 -5.235 -13,6

8. Румыния 22 438 18 180 -4,288 -19,1

9. Болгария 7 949 4 531 -3,419 -43,0

10. Венгрия 9 968 7 486 -2,481 -24,9

11. Грузия 5 262 3 219 -2,043 -38,8

12. Белоруссия 10 187 8 305 -1,882 -18,5

13. Чехия 10 272 8 429 -1,842 -17,9

14. Австрия 8 080 6 452 -1,628 -20,1

15. Греция 10 610 8 983 -1,627 -15,3

16. Швейцария 7 170 5 607 -1,563 -21,8

17. Югославия 10 552 9 030 -1,522 -14,4

18. Швеция 8 842 7 777 -1,066 -12,1

19. Португалия 10016 9 006 -1,010 -10,1

20. Казахстан 16 172 15 302 -0,871 -5,4

21. Словакия 5 399 4 674 -0,724 -13,4

22. Молдавия 4 295 3 577 -0,718 -16,7

23. Литва 3 696 2 989 -0,707 -19,1

24. Латвия 2 421 1 744 -0,677 -28,0

25. Бельгия 10 249 9 583 -0,667 -6,5

26. Эстония 1 393 752 -0,642 -46,1

27. Армения 3 787 3 150 -0,637 -16,8

28. Босния и Герцеговина 3 977 3 458 -0,519 -13,0

29. Великобритания 59 415 58 933 -0,482 -0,8

30. Финляндия 5 172 4 693 -0,479 -9,3

31. Хорватия 4 654 4 179 -0,474 -10,2

32. Словения 1988 1 527 -0,461 -23,2

33. Куба 11 199 10 764 -0,435 -3,9

34. Гайана 761 504 -0,257 -33,7

35. Дания 5 320 5 080 -0,240 -4,5

36. Македония 2 034 1 894 ' -0,140 -6,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Нидерланды 15 864 15 845 -0,018 -0,1

Источник: United Nations Population Division, 2001

Список литературы

1. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. М.: NOTABENE, 2001.

2. Демография: современное состояние и перспективы развития /Под ред. Д.И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997.

3. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: ТОО «МИШЕЛЬ и Ко», 1993.

4. Еловиков JI.E. Прогнозирование демографическое // В справочнике: Население и трудовые ресурсы. М.: Мысль, 1990.

5. Козлов В.И. Динамика численности народов. М.: Наука, 1969.

6. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. № 2. С. 170.

7. Народонаселение стран мира. Справочник. М.: 1982.

8. Рекомендации по составлению прогнозов численности населения стран - членов СНГ на период 1992 - 2016 годы. М.: Статистический комитет СНГ, 1992.

9. Современная демография / Под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. М„ МГУ, 1995.

10. Шелестов Д.К. Историческая демография. М.: Высшая школа, 1987.

11. Экономический альманах. МГУ. 2001. № 1.

12. United Nations Population Division, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.