Научная статья на тему 'Демографические последствия административно-территориальных преобразований (на примере Псковского региона)'

Демографические последствия административно-территориальных преобразований (на примере Псковского региона) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографические последствия административно-территориальных преобразований (на примере Псковского региона)»

ДЕМОГРАФИЯ И ОБЩЕСТВО

С. И. Евдокимов

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОГО РЕГИОНА)

В настоящее время в России на практике реализуется идея укрупнения субъектов федерации, высказанная еще в 90-е гг. ХХ в. Пока что укрупнение происходило путем объединения краев или областей с автономными округами. Возможно, что следующим шагом станет слияние двух-трех равнозначных субъектов федерации.

Сторонники укрупнения субъектов федерации полагают, что небольшие по территории и численности населения регионы нежизнеспособны с экономической точки зрения. Повышению конкурентоспособности таких регионов способствует их объединение с экономически более развитыми территориями. В Северо-Западном федеральном округе главными претендентами на объединение являются Псковская, Новгородская и Ленинградская области [10; 11].

Успешное самостоятельное существование для регионов и их муниципальных образований зависит от состояния дел в трех ключевых областях: экономика, демография и система местного самоуправления.

Экономическая самодостаточность территории является одним из условий для само-

стоятельности, основой для которой служит обеспеченность ресурсами. Если территория обладает ресурсами, покрывающими ее потребность менее чем на 50%, то экономически она не выживает. Следовательно, один из путей решения проблемы - укрупнить административные единицы. Нередко утверждается, что слияние областей (или административных районов) позволит достигнуть качественного рывка в развитии экономики и поднять благосостояние этих территорий.

Второе условие - наличие сервиса власти. С одной стороны, содержание большого аппарата управления оттягивает и без того скудные средства в дотационном регионе. С другой стороны, наличие органов власти - вопрос не только экономический, но и социальный. При укрупнении муниципалитетов из бывших районных центров уходит возможность получения определенного сервиса власти, и это место становится еще менее выгодным для проживания. С этой точки зрения справедливо утверждение, что, чем меньше территория, тем более эффективна деятельность местной власти.

Третье условие - оптимизация численности населения. Вопросы изменения админис-

тративно-территориального деления имеют прямую связь с демографическими проблемами регионов. Недостаток трудовых ресурсов является одной из причин замедленного экономического развития. Но очевидна и обратная связь между экономическими и демографическими процессами. Псковская область -регион с наиболее катастрофической демографической ситуацией в Российской Федерации, испытывающий депопуляционные процессы с середины 1960-х гг., т.е. на четверть века раньше, чем в стране в целом [2]. Укрупнение внутриобластных районов вызовет приток в сохранившиеся райцентры мигрантов из сельской местности, но с другой стороны, приведет к вымиранию ликвидированных райцентров и еще больше ослабит сельскую периферию. Аналогичные процессы произойдут и в случае ликвидации Псковской области, что еще более ускорит депопуляцию региона по причине массового оттока населения в новую региональную столицу.

Таким образом, при сложном взаимодействии многих факторов нельзя однозначно говорить о том, что даст административно-территориальная реформа как на региональном, так и на внутриобластном уровнях. Принятию решения об административно-территориальной реформе должен предшествовать глубокий научный анализ, позволяющий оценить последствия изменений АТД как на региональном, так и внутриобластном уровнях.

Рассмотрим, как изменение административного статуса Псковского региона (т.е. территорий в современных границах Псковской области) в прошлом отражалось на его развитии и динамике численности населения.

Можно выделить несколько периодов в административной истории Псковского региона в Х1Х-ХХ1 вв. [3; 4; 6; 8]:

1) 1830-1927 гг - период существования Псковской губернии; при этом наблюдалась нестабильность ее внешних границ: часть земель отошла в пользу Эстонии и Латвии (1920 г), были присоединены территории на юге губернии (1924 г);

2) 1927-1944 гг - период потери административной самостоятельности Псковского региона: данная территория входила в виде округов или только районов в состав Ленинградской и Западной областей;

3) 1944-1957 гг. - период сосуществования Псковской и Великолукской областей;

4) 1957-1966 гг. - период формирования современных границ Псковской области и интенсивного переустройства внутриобластного (районного) деления;

5) 1966-2008 гг - период изменений внутрирайонных (волостных) границ.

Демографическая обстановка в Псковском регионе в течение значительной части ХХ в. и начала XXI в. характеризуется сокращением численности населения (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности населения Псковского региона в XVШ-XXI вв. (тыс. чел.)

Современная демографическая ситуация в Псковской области определяется низкой рождаемостью, очень высокой смертностью и значительной естественной убылью населения (рис. 2).

Благополучие региона, его социальноэкономическую привлекательность можно косвенно оценить с помощью демографических показателей, характеризующих динамику численности жителей региона: общий темп прироста населения, который является суммой ес-

тественного и механического прироста населения (рис. 3-5).

В течение последнего столетия на демографическую ситуацию в регионе существенное влияние оказывало механическое движение населения [5; 7]. В направленности миграционных потоков за этот период можно увидеть следующую закономерность - как только псковские территории теряли свою административную самостоятельность, они переставали быть привлекательными для мигрантов (рис. 5).

ГОДЫ

Рис. 2. Динамика показателей естественного воспроизводства населения Псковского региона с 1850 по 2008 гг.

Рис. 3. Общий темп прироста населения в Псковском регионе с 1858. по 2008 гг.

периоды

Рис. 4. Естественный прирост населения Псковского региона с 1858 по 2008

Рис. 5. Миграционное сальдо в Псковском регионе с 1858 по 2008 гг.

Особенно значительным был отток населения в период между ликвидацией Псковской губернии (1927 г.) и созданием Псковской и Великолукской областей (1944 г.). Миграционный отток стал уменьшаться после приобретения Псковской областью современных границ (1957 г.). С начала 1980-х гг. наметился миграционный приток населения, оказавший стабилизирующее воздействие на динамику численности населения области. Несмотря на рост миграционного притока вследствие распада СССР, к концу 1990-х гг. он уже не мог компенсировать сильно возросшую естественную убыль населения, что привело к новому катас-

трофическому сокращению численности населения Псковской области. В дополнение к этому в начале XXI в. обозначилось уменьшение миграционного притока населения, и сокращение числа жителей области достигло 1112 тыс. чел. в год [1; 2].

Поскольку сейчас Псковский регион относится к наиболее "старым" в РФ с точки зрения возрастной структуры населения, то добиться повышения рождаемости до уровня смертности и, тем самым, перейти к естественному приросту населения, едва ли возможно в обозримом будущем [9]. Основным источником пополнения демографического

потенциала Псковской области в настоящее время становится миграционный прирост населения. По этой причине необходима разработка специальной миграционной политики для Псковского региона.

Региональная миграционная политика может дать положительные результаты только при более высоких темпах экономического роста в Псковской области по сравнению с соседними регионами, создании имиджа области, привлекательного для потенциальных мигрантов, материальных субсидиях переселенцам. Одной из задач миграционной политики должно стать сохранение собственного демографического потенциала области. Этому должно способствовать увеличение числа рабочих мест,

возможностей получения высшего образования, высокий уровень заработной платы, помощь молодым семьям и т.п. [2; 7; 12].

Как следует из проведенного нами ретроспективного анализа, объединение Псковской области с другими регионами приведет к значительному миграционному оттоку населения, что в свою очередь еще более обострит демографическую обстановку, придав ей катастрофический характер. Привлечению миграционных потоков должно способствовать не изменение административно-территориального деления в сторону укрупнения субъектов федерации, а политика создания условий социально-экономической привлекательности региона.

Литература

1. Кривуля И.В. Социально-демографический портрет районов Псковской области // Псковский регионологический журнал. № 2. - Псков: ПГПУ, 2006. - С. 79-100.

2. Кривуля И.В., Манаков А.Г. Депопуляционные процессы в Псковской области и ключевые направления демографической политики // Псковский регионологический журнал. № 1. - Псков: ПГПУ, 2005. - С. 57-69.

3. Евдокимов С.И. Изменение административно-территориального деления Псковской области во второй половине ХХ века // Вестник Псковского государственного педагогического университета: Серия "Естественные и физико-математические науки". Выпуск 6. - Псков: ПГПУ, 2008. - С. 74-79.

4. Евдокимов С.И. Историко-географический анализ изменений в административно-территориальном делении Псковского региона в XIX - первой половине XX вв. // Псковский регионологический журнал. № 7. - Псков: ПГПУ, 2009. - С. 129-139.

5. Манаков А.Г. Миграции населения в Псковской области // Учительская перемена, № 6-8. - Псков: ПОИПКРО, 1995. - С. 9-11.

6. Манаков А.Г., Кулаков И.С. Историческая география Псковщины (население, культура, экономика). - М.: ЛА "Варяг", 1994. - 316 с.

7. Манаков А.Г, Яцеленко И.В. Роль миграций в динамике численности населения Псковской области // География на рубеже веков: проблемы регионального развития. Материалы международной научной конференции 22-25 сентября 1999 г. - Курск, 1999. Т.2. Ч. IV, V, VI, VII. - С. 146-148.

8. Мартынов В.Л. Эволюция системы административно-территориального деления Северо-Запада Европейской России // Научно-практический, историко-краеведческий журнал "Псков", № 8. - Псков: ПГПИ, 1998. - С. 202-212.

9. Теренина Н.К. Демографический портрет Псковщины на фоне окружающих территорий: внутрирегиональные контрасты // Псковский регионологический журнал. № 1. - Псков: ПГПУ, 2005. - С. 70-80.

10. Файбусович Э.Л., Мартынов В.Л. Тенденции и перспективы изменения административно-территориального деления России // Псковский регионологический журнал. № 2. - Псков: ПГПУ, 2006. - С. 28-40.

11. Шульгина О.В. Административно-территориальное деление России в ХХ веке: историко-географический аспект. Автореф. дисс...д.и.н. - М., 2005.

12. Яцеленко И.В. Миграции и динамика численности населения Псковской области // Северо-Запад России: взаимодействие природы и общества. Материалы общественно-научной конференции с между-нар. участием. Ч.1. - Псков, 2001. - С. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.