Научная статья на тему 'Деловой туризм как перспективное направление туристической индустрии Санкт-Петербурга'

Деловой туризм как перспективное направление туристической индустрии Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина Анна Николаевна

The article examines business tourism, which plays an important role in the development of economy of any country and promotes its integration into global market. Business tourism provides acquaintance with new technology, helps to meet investors, partners, suppliers and prospects. Business tourism plays an important role in the development of St. Petersburg as a tourist centre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business tourism as a promising trend in the tourist industry of St. Petersburg

The article examines business tourism, which plays an important role in the development of economy of any country and promotes its integration into global market. Business tourism provides acquaintance with new technology, helps to meet investors, partners, suppliers and prospects. Business tourism plays an important role in the development of St. Petersburg as a tourist centre.

Текст научной работы на тему «Деловой туризм как перспективное направление туристической индустрии Санкт-Петербурга»

А. Н. ЯШИНА*

Анна Николаевна Яшина — аспирантка кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.

Закончила СПбГУЭФ в 2005 г.

Область научной специализации — экономика социальных услуг. ^ ^ ^

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА**

Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любой страны, активно содействует ее интеграции в мировой рынок. Деловой туризм включает индивидуальные и групповые деловые поездки руководителей и сотрудников, участие в мероприятиях, организуемых промышленными и торговыми корпорациями, участие в съездах, конференциях, семинарах, устраиваемых политическими, экономическими, научными, культурными, религиозными и другими организациями, событийный туризм, бизнес-туризм, бизнес-курсы, бизнес-тренинги, поощрительные поездки для сотрудников и клиентов (инсентив-туры). Деловой туризм дает возможность знакомства с новыми технологиями, встречи с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров или услуг фирмы. Деловой туризм является важной составляющей в стратегии развития Санкт-Петербурга как туристического центра.

Согласно экспертным оценкам, в настоящее время во всем мире совершается 610 млн деловых поездок в год на сумму от 430 до 600 млрд долл. За последние годы рынок делового туризма рос примерно на 30 % в год.

Рынок делового туризма в России только начинает развиваться — 80 % мероприятий связано с организацией командировок (оформление виз, билетов, гостиницы) и только 20 % — с MICE-мероприятиями.

В России бизнес-туризм развивается в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Однако отсутствие должной инфраструктуры для приема корпоративных групп является серьезным фактором, препятствующим развитию делового туризма.

В Санкт-Петербурге была принята Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы [1]. Цель Программы — за 5 лет войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством прибытий 5 млн туристов в год. Такой вариант развития получил название «55-5».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: увеличить на 20 % поток туристов в высокий сезон; выровнять сезонность в среднем на 15 %.

Стратегия развития Санкт-Петербурга как туристического центра должна способствовать развитию сильных сторон города и его пригородов, а также обеспечивать максимальный экономический эффект.

Правительством Санкт-Петербурга были подведены промежуточные итоги за ходом реализации Программы, а также определены первоочередные задачи на ближайшее время [2]. Можно выделить следующие основные мероприятия, проводимые с целью продвижения Санкт-Петербурга как туристического центра:

— В 2007 г. Санкт-Петербург был представлен на крупнейших международных специализированных выставках в Пекине (CIBTM), Барселоне (EIBTM), Франкфурте-на-Майне (IMEX), где была проведена активная работа по продвижению конгрессных возможностей Санкт-Петербурга.

— Агентством городского маркетинга (АГМ) разработана программа по размещению наружной рекламы Санкт-Петербурга за рубежом, в частности в аэропортах, на центральных улицах, а также в метро таких крупных международных городов, как Париж, Франкфурт, Прага, Токио.

В течение 2008 г. наружная реклама была размещена в Париже, Шанхае, Франкфурте, Нью-Йорке. Правительством Санкт-Петербурга было запланировано потратить в 2008 г. около 18 млн руб. на продвижение Северной столицы как туристического центра, а весь бюджет на развитие туризма в Петербурге в 2008 г. был заложен на уровне 153 млн руб. По мнению участников рынка, необходимо увеличивать затраты на продвижение туристического Петербурга за рубежом в разы. Так, например, даже Париж ежегодно направляет на эти цели около 30 млн евро.

Также можно отметить успешно продолжающийся масштабный проект по продвижению Санкт-Петербурга в Японии. В 2007 г. Агентством городского маркетинга была организована презентация туристических возможностей Санкт-Петербурга в посольстве России в Токио. Данное мероприятие было оценено МИД РФ как самое масштабное и впечатляющее из проведенных Россией в Токио в 2007 г. В результате проведенных переговоров была достигнута договоренность о бесплатном размещении баннеров Санкт-Петербурга в Токио.

* © А. Н. Яшина, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. Н. Петрова.

Эффективность участия в выставках возросла благодаря организации презентационных мероприятий. Помимо вышеупомянутой встречи в Токио, масштабные презентации Санкт-Петербурга традиционно проводятся в Берлине на самой крупной туристской выставке в мире.

В 2008 г. туристские презентационные мероприятия проведены в рамках Дней Санкт-Петербурга в Париже, Афинах и в Израиле, что важно в связи с соглашением о безвизовом режиме между Россией и Израилем.

— В 2008-2009 гг. АГМ предполагается открытие туристско-информационного офиса в Берлине. Также ведутся переговоры об организации подобных офисов в Париже, Хельсинки, Гамбурге, Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае, Токио.

Можно отметить открытие первого туристско-информационного офиса Санкт-Петербурга в Праге.

— Реализация проекта «Две столицы», объединяющего усилия обоих городов по привлечению туристов. Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра указывает, что усилия по продвижению города должны сочетаться с развитием возможностей для приема туристов, созданием комфортных условий их пребывания, развитием соответствующей инфраструктуры, прежде всего, увеличением номерного фонда гостиниц.

Также можно отметить появление на рынке Санкт-Петербурга новых гостиничных брендов: Ibis, Holiday Club, Park Inn, планируются к открытию гостиницы сетей Starwood, Four Seasons, Intercontinental, Sokos. Всего в работе находится 167 гостиничных проектов на 13 743 номера. В настоящее время в городе работает 369 гостиниц почти на 20 тыс. номеров, тем не менее существует потребность в увеличении номерного фонда до 34 тыс. номеров. Наиболее ощутим дефицит гостиниц категории «четыре» и «три звезды», которые ориентированы на туристов со средним достатком и предлагают качественные услуги по доступным ценам.

С открытием новых отелей с начала 2008 г. городской номерной фонд увеличился на 801 номер. На конец октября 2008 г. намечено открытие отеля категории «четыре звезды» Courtyard St. Petersburg Vasilievsky. Также в IV квартале 2008 г. планируется ввод гостиницы категории «четыре звезды» Sokos Hotel Vasilievsk [3].

На данный момент в Санкт-Петербурге на тысячу жителей приходится около 5 гостиничных номеров, в то время как в Амстердаме — 35, в Вене — 26, в Берлине — 14, Праге — 13, Москве — 10. При более высоких показателях обеспеченности номерной фонд европейских городов продолжает увеличиваться за счет строительства новых отелей.

Рынок гостиничной недвижимости нацелен на бизнес-туристов, поскольку такая ориентация обеспечивает стабильную загрузку в течение всего года, а не только на достаточно короткий в Санкт-Петербурге туристический сезон.

Активное гостиничное строительство и приход известных международных сетевых операторов свидетельствуют о позитивной оценке бизнесом перспектив развития туризма в Санкт-Петербурге. Появление на рынке новых гостиниц позволяет частично снять напряжение в высокий сезон, однако высокие цены на гостиницы в результате недостаточно большой конкуренции по-прежнему сдерживают туристический поток.

— В 2008 г. начался уже 6-й сезон программы «Белые дни». Данная программа разработана ведущими отелями города для привлечения гостей в период с ноября по март. С начала реализации проекта «Белые дни» в 2002 г. заполняемость отелей, участвующих в проекте, увеличилась в «несезон» более чем на 20 %. Основная особенность гостиничного рынка в Санкт-Петербурге в сезонности загрузки: летом загрузка гостиниц достигает 90-100 %, в зимний период сокращение туристических потоков снижает показатель загрузки до 40-60 %.

— Отмена визы для пассажиров паромных судов. Городские власти давно предлагали внести поправку в закон, чтобы паромные пассажиры, как и круизные, находились в России без виз 72 часа. Данное событие привлечет в Петербург еще больше иностранных туристов, особенно из Хельсинки — крупнейшего паромного центра.

Отмена визового режима для паромных судов связана с необходимостью развития морского пассажирского сообщения и туризма в Санкт-Петербурге в условиях острой конкуренции между морскими портами Балтийского моря. Морское сообщение из Санкт-Петербурга в Хельсинки, а также с другими зарубежными портами в последнее время практически отсутствовало. Из-за отсутствия регулярного паромного сообщения в 2004-2005 гг. было отменено более 500 судозаходов [4], упущенная выгода составила 150 млн евро, а федеральный бюджет недополучил более 3 млн евро в виде портовых сборов. С введением безвизового режима Санкт-Петербург может получить через год около миллиона иностранных туристов и прибыль 100-150 млн евро, а федеральный бюджет пополнится от портовых сборов на 5 млн евро.

Основные сдерживающие факторы развития туризма:

— недостаточность мер по продвижению Санкт-Петербурга за рубежом. Бюджет Санкт-Петербурга на продвижение все еще заметно меньше, чем у ведущих туристических столиц Европы. Также можно отметить недостаточное продвижение отечественного продукта как на международном, так и на российском рынках.

Агентством городского маркетинга подготовлены предложения по размещению рекламы Санкт-Петербурга на каналах CNN и Euronews, другие мероприятия по усилению рекламной кампании города за рубежом, требующие увеличения расходов городского бюджета на эти цели;

— длительные сроки оформления виз в Россию. В связи с расширением Шенгенского пространства расширился и круг конкурентов Санкт-Петербурга, обладающих «безвизовым» преимуществом. 20 ноября 2007 г. приказом министра иностранных дел России утвержден Административный регламент МИД, согласно которому срок оформления виз составляет 20 дней, что серьезно препятствует развитию делового туризма. (Для сравнения, срок оформления визы в Санкт-Петербурге в консульствах ведущих европейских стран и США не превышает одной недели.) Кроме того, иностранцы должны оформлять визу по месту гражданства, а не фактического проживания, что, как известно, не всегда удобно. Такие требования МИД не делают нашу страну привлекательнее и отсекают широкий пласт потенциальных туристов.

— Еще одна серьезная проблема — существенное повышение ставок портовых сборов с января 2008 г. [5], что может привести к срыву пассажирской навигации 2008-2009 гг. Можно отметить, что в 2007 г. количество морских круизных туристов в Санкт-Петербурге сократилось впервые за последние 8 лет (на 7 тыс. человек). По мнению операторов, обслуживающих круизные суда, причина — в сложной транспортной ситуации в городе, которая не позволяет выдерживать график экскурсий. В результате, несмотря на безусловную туристическую привлекательность Санкт-Петербурга, организаторы круизов стали реже включать наш город в свои программы. На этом фоне значительное увеличение портовых сборов представляет серьезную угрозу развитию круизного туризма в Санкт-Петербурге.

В рамках реализации Программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005-2010 годы были созданы различные презентационные материалы о Северной столице, началась активная рекламная кампания города за границей. В Санкт-Петербурге была создана «Служба ангелов» [6], появились карты города и надписи на иностранных языках для лучшей ориентации иностранных туристов. При этом очень важно, чтобы

бюджет, выделяемый на продвижение Санкт-Петербурга как туристического центра, был равен бюджету других европейских городов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 г. № 1541 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга, № 12, 28.12.2005.

2. Доклад Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по вопросу реализации Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра в 2007 году и планам на 2008 год от 6 марта 2008 года. URL: http://www.gov.spb.ru/today?newsid=40875

3. Рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга за III квартал 2008 г. // Realty group Becar от 29 октября 2008 г. URL: http://bcp.becar.ru/press2.php?mes=15626

4. Гусакова И. Паром Петербург — Хельсинки утопила виза // 10 октября 2008 года. URL: http://www.newsinfo.ru/ articles/2008-10-10/parom/38562

5. The Chief. 2007. № 12 (66) // В полный рост. Гостиничный Петербург. URL: http://www.thechief.ru/?part=archive&art=790

6. Лебедев Д. Ставки сделаны. Электр. газ. РБК daily. 25.01.2008. URL: http://www.rbcdaily.ru/2008/01/25/industry/315991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.