Научная статья на тему 'Деловое общение как социальная и нравственная ценность в процессе формирования профессиональной педагогической культуры'

Деловое общение как социальная и нравственная ценность в процессе формирования профессиональной педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1070
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловое общение / социальная ценность / нравственная ценность / нравственный компонент / эстетический компонент / коммуникативная компетентность / business communication / social value / moral value / moral component / aesthetic component / communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дешкова Ирина Леонидовна

В статье рассматривается деловое общение в педагогической сфере как социальная и нравственная ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business communication in the pedagogical sphere as a social and moral value is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Деловое общение как социальная и нравственная ценность в процессе формирования профессиональной педагогической культуры»

И. Л. Дешкова

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа представлена кафедрой общепрофессиональных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала Брянского государственного университета им. И. Г. Петровского в г. Новозыбкове. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. А. Николаева

В статье рассматривается деловое общение в педагогической сфере как социальная и нравственная ценность.

Ключевые слова: деловое общение, социальная ценность, нравственная ценность, нравственный компонент, эстетический компонент, коммуникативная компетентность.

99

I. Deshkova

BUSINESS COMMUNICATION AS A SOCIAL AND MORAL VALUE IN FORMING OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CULTURE

Business communication in the pedagogical sphere as a social and moral value is considered in the article.

Key words: business communication, social value, moral value, moral component, aesthetic component, communicative competence.

Общение выступает как способ существования разумных, мыслящих существ, как средство социализации человека. Причем по мере усложнения форм совместной деятельности увеличивается и вместе с тем видоизменяется роль общения в формировании как общего склада личности, так и ее отдельных составляющих, таких как характер и способности, эмоционально-волевая и мотивационно-по-требностная сферы, сознание и самосознание. В частности, Б. Г. Ананьев отметил, что ребенок при организации игровой деятельности именно из общения со взрослыми черпает средства и мотивы своих игр, причем в процессе развития игры перестают быть полностью подражательными и становятся все более самостоятельными и творческими. Общение, таким образом, является основным условием, без которого невозможно познание человеком действительности, формирование у него эмоционального отклика на эту действительность, основанного на этом познании, и поведения в этой действительности [1].

С. Л. Рубинштейн рассматривает общение как непременное условие успешного взаимодействия людей в совместной деятельности. При этом взаимопонимание рассматривается не просто как понимание смысла, содержания лексики высказывания (т. е. в утилитарном смысле этого слова). Взаимопонимание в процессе общения означает понимание другого «я», его настроя, чувств, установок, ценностей, интересов, потребностей. Для того чтобы процесс взаимопонимания состоялся, необходимо заручиться расположением партнера по общению, склонить его на свою сторону, убедить его в чем-то, в свою очередь, взяв на себя роль партнера по общению, создать тем самым общие мысли и чувства, «общую картину мира» [5].

Исследуя феномен общения, ученые предлагают много вариантов классификации его функций. Но нам наиболее близок подход Н. М. Тимченко, который среди многообразия функций общения особо выделил нравственно-регулятивную и нравственно-формирующую функцию. Ученый пишет: «Процесс общения как сфера реализации моральных норм и принципов, как область нравственного выбора дает человеку выразить себя, свое отношение к окружающим и во многих случаях даже самореализовать себя. Наконец общение - это одно из средств достижения человеком счастья, успехов, овладения культурой, особенно нравственной и религиозной культурой, удовлетворение как базовых человеческих потребностей, так и трансцендентной направленности к духовному совершенству». Подчеркивая, что определение структуры и функций общения зависит от специфики и уровня научного анализа, Н. М. Тимченко убежден, что в качестве цементирующего все аспекты структуры общения выступает нравственный фактор, без которого невозможно представить ни один феномен общения [6].

Деловое общение, как один из видов общения, в своей идеальной форме (т. е. грамотно выстроенное, соответствующее правилам и нормам, наполненное положительными эмоциями) также является нравственной ценностью.

Предполагаем рассматривать деловое общение как процесс субъект-субъектных отношений, направленный на достижение максимальной эффективности профессиональной деятельности. В. И. Иванова выделяет в деловом общении следующие структурные компоненты: риторический, логический, полемический, письменный, речевой, невербальный, информационный.

Деловое общение как социальная и нравственная ценность в процессе формирования ..

Риторический компонент включает композицию публичного выступления, риторические тропы, приемы стимулирования интереса слушателей. Логический компонент имеет следующие составляющие: основные логические законы и их применение в ситуациях делового общения; теория аргументации и доказательства; правильное использование основных логических категорий. В состав полемического компонента входят умение слушать собеседника, методы ведения спора, вопросно-ответная тактика деловой полемики и дискуссии, нейтрализующая защита от некорректного поведения оппонента. Письменный компонент содержит стандарты оформления деловой документации, деловую переписку, знание орфографии и пунктуации. В состав речевого компонента включены лингвистический (который, в свою очередь, состоит из фонетического, синтаксического и лексического) и паралингвистический, состоящий из голоса, темпа речи, интонации и пауз. Невербальный компонент имеет следующие составляющие: визуальную, кинесику, акустическую, тактильную и ольфакторную. Информационный компонент составляют общая компьютерная и языковая грамотность, знание и использование коммуникационных возможностей интернета, соблюдение правил сетевого этикета [3].

Но, на наш взгляд, в этом, без сомнения, серьезном и тщательном исследовании структуры делового общения есть некоторые противоречия и недоработки. Так, автор включает в структуру делового общения соблюдение правил сетевого этикета, но оставляет без внимания знание и соблюдение норм этикета в целом. Также не рассмотрен нравственный компонент делового общения, который мы считаем очень важной составляющей делового общения, особенно в педагогике.

Большую часть рабочего времени учителя занимает общение с учениками, т. е. педагогическое общение. Мы полагаем, что для учителя педагогическое общение одновременно является деловым. Как процесс воспитания и обучения оно педагогическое, а как процесс взаимосвязи и взаимодействия, направленный на достижение оптимального

эффекта деятельности и реализацию значимых целей, - деловое. К тому же учитель в процессе педагогического общения реализуется как профессионал, следовательно, и с этой стороны мы можем рассматривать педагогическое общение как деловое.

Одной из основных тенденций развития образования на современном этапе является гуманизация образования. Е. В. Бондаревская называет гуманность вершиной нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств [2, с. 47].

Гуманизация образования подразумевает среди прочих характеристик создание оптимальных условий для всестороннего развития личности и субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе. Следовательно, гуманность, нравственность в отношениях «учитель - ученик», с одной стороны, есть необходимое условие педагогической деятельности, а с другой - важнейший компонент делового общения учителя. Соответственно, педагоги должны видеть в своих учениках не только объект воздействия, но и личность, полноценного участника процесса общения, который, в свою очередь, оказывает влияние на личность учителя. Другими словами, ученики становятся деловыми партнерами учителя. Причем, партнерами - значимыми личностями. И здесь нравственный компонент делового общения работает в нескольких направлениях. Во-первых, уважение к деловому партнеру, понимание, сопереживание, терпимость, доброжелательность помогают добиться большей эффективности профессиональной деятельности. Во-вторых, в процессе делового общения учитель осуществляет процесс воспитания учеников, прививая им необходимые нравственные качества. В-третьих, ученики как значимые партнеры, в свою очередь, ока-

зывают влияние на учителя, создавая такие условия, когда у него появляется потребность совершенствовать свой нравственный потенциал.

Также очень важным нам представляется эстетический компонент делового общения, а именно - внешний вид делового человека. Русская пословица «По одежке встречают, по уму провожают» говорит о том, что внешний вид несет в себе большое количество информации о человеке и что эта информация небезразлична окружающим. Внешний вид выражает степень уважения человека к окружающим и к себе, выдает аккуратного или не очень аккуратного работника. По внешнему виду мы можем узнать характер человека, его осведомленность в тонкостях этикета и в вопросах моды. Очень важную роль играет внешний вид при формировании первого впечатления о человеке. И прежде всего внешний вид оказывает психологическое влияние на партнеров по общению. К примеру, в облике человека всегда есть элементы, свидетельствующие о его принадлежности к определенному социальному кругу или его ориентации на какую-то группу. Зная «секреты» одежды, можно создать определенный образ у партнера по общению, повысить (в случае необходимости - понизить) свою значимость и престиж. При восприятии человека большое значение имеет фактор привлекательности. Также, например, люди гораздо выше оценивают тех, кто, по их мнению, выражает ответную симпатию [7].

Поскольку деловое общение - это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения, то весьма важным структурным компонентом делового общения мы считаем коммуникативную компетентность личности.

Коммуникативная компетентность складывается из следующих способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [4].

Исходя из изложенного выше, мы представляем деловое общение учителя как комплекс его компонентов. При этом очевидно, что элементы этих структурных компонентов не статичны, а проникают друг в друга. При всем старании невозможно выделить «чистый» этический, «чистый» эстетический или «чистый» этикетный компонент. Ведь, к примеру, правила этикета основаны на нравственных нормах, главная из которых - глубокое уважение человеческой личности. И можно рассуждать об эстетической красоте этикетных норм, оформления рабочей зоны и т. п. Выделяя структурные компоненты делового общения учителя, мы руководствовались прежде всего их значимостью именно для педагогического труда. И в этом аспекте деловое общение, несомненно, является социальной и нравственной ценностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 288 с.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8.

3. Иванова В. И. Формирование культуры делового общения будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1998.

4. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 267 с.

5. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: МП РСФСР, 1959. 354 с.

6. Тимченко Н. М. Деловое общение как феномен культуры: дис. ... д-ра философ. наук: 24.00.01. СПб., 2001. 291 с.

7. Шеламова Г. М. Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 192 с.

REFERENCES

1. Anan'yev B. G. Izbrannye psikhologicheskiye trudy: v 2 t. / pod red. A. A. Bodaleva i dr. M.: Pedagogika, 1980. T. 2. 288 s.

2. Bondarevskaya E. V. Tsennostnye osnovaniya lichnostno oriyentirovannogo vospitaniya // Pedagogika. 2007. N 8.

3. Ivanova V. I. Formirovaniye kul'tury delovogo obshcheniya budushchikh inzhenerov: dis. ... kand. ped. nauk. Bryansk, 1998.

4. PetrovskayaL. A. Kompetentnost' v obshchenii. Sotsial'no-psikhologicheskiy trening. M.: Izd-vo MGU, 1989. 267 s.

5. Rubinshteyn S. L. Printsipy i puti razvitiya psikhologii. M.: MP RSFSR, 1959. 354 s.

6. Timchenko N. M. Delovoye obshcheniye kak fenomen kul'tury: dis. ... d-ra filosof. nauk: 24.00.01. SPb., 2001. 291 s.

7. Shelamova G. M. Etiket delovogo obshcheniya: ucheb. posobiye dlya nach. prof. obrazovaniya. 4-e izd., ster. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2007. 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.