Научная статья на тему 'Деловая игра как метод обучения профессиональной деятельности студентов'

Деловая игра как метод обучения профессиональной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2604
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ / BUSINESS GAME / PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING / PROFESSIONAL SITUATION / GAME MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М.

В данной статье рассматриваются вопросы организации занятий со студентами в форме деловой и производственной игры. Предлагаются области применения данного метода обучения, рассматриваются психолого-педагогические принципы разработки деловой игры, а также выбор самых распространенных про- фессиональных ситуаций для проведения ДИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME AS A METHOD OF TEACHING PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS

This article deals with the organization of classes with students in the form of business and production game. The proposed scope of the teaching method, discusses the psychological and pedagogical principles for the development of the business game as well as the selection of the most common occupational situations for BG.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как метод обучения профессиональной деятельности студентов»

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 57. 2014

УДК 378.1:51 С.М. ЧЕРНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета E-mail:myrzin13@rambler. т

UDC 378.1:51

S.M. CHERNIKOVA

doctor of pedagogical Sciences, Professor of Arts and Crafts and Technical Graphics Department, Orel State

University E-mail:myrzin13@rambler. ru

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ BUSINESS GAME AS A METHOD OF TEACHING PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS

В данной статье рассматриваются вопросы организации занятий со студентами в форме деловой и производственной игры. Предлагаются области применения данного метода обучения, рассматриваются психолого-педагогические принципы разработки деловой игры, а также выбор самых распространенных профессиональных ситуаций для проведения ДИ.

Ключевые слова: деловая игра, профессионально-ориентированное обучение, профессиональная ситуация, игровая модель.

This article deals with the organization of classes with students in the form of business and production game. The proposed scope of the teaching method, discusses the psychological and pedagogical principles for the development of the business game as well as the selection of the most common occupational situations for BG.

Keywords: business game, professionally-oriented training, professional situation, game model.

Как форму активного обучения, деловую игру применяли в педагогике на протяжении всей истории человечества. Но активно разрабатываться она начала с 60-х гг. Как и у любой науки, есть сторонники и есть противники такого метода активного обучения. «Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учебе». [1.198.]

Существует множество исследований по этому вопросу, но наиболее конкретную и выраженную форму активизации обучения в системе деловой игры разработал А.А. Вербицкий в своих трудах «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход».

Деловая игра воссоздает социальное содержание будущей профессиональной деятельности личности. В процессе такой формы обучения воспроизводится профессиональная обстановка, работа в коллективе людей одной профессии, заинтересованных одними профессиональными задачами. Деловая игра сочетает в себе усвоение знаний в контексте профессиональной деятельности, воспитывает личные качества человека, ускоряет процесс социальной адаптации.

При разработке деловой игры преподаватель должен заложить пять психолого-педагогических принципов: имитация и моделирование ситуации; проблема и ее развертывание; ролевое взаимодействие участников игры; диалогическое общение; двуплановость игровой учебной деятельности. Расшифруем каждый пункт.

1. Имитация и моделирование ситуации предполагает:

• Разработку имитационной модели производства.

• Разработку игровой модели профессиональной деятельности.

2. Принцип проблемы и ее развертывания в процессе игры предполагает:

• Разработку учебной проблемы

• Разработку системы заданий, в которых содержатся противоречия.

3. Принцип ролевого взаимодействия участников игры предполагает:

• Разработку общения, основанного на принципе общения субъект-субъект.

4. Принцип диалогического общения игры предполагает:

• Разработку вопросов, в решении которых участники игры, общаясь друг с другом, продвигаются к решению поставленной задачи; при обсуждении и согласовании позиций и интересов каждый участник игры высказывает свою точку зрения на решение проблемы.

5. Принцип двуплановости игровой деятельности предполагает:

• Разработку обучающей деятельности в игровой форме, т.е обучение специалиста происходит в неформальной обстановке, что позволяет учащимся раскрыться для творческих поисков поставленной задачи.

Деловая игра разрабатывается по следующим принципам. Сначала выстраивается имитационная модель, т. е. определяются цели, предмет игры, участники, система оценивания. Затем разрабатывается игровая модель - это сценарии, правила, роли. Содержание ДИ должно носить проблемный характер, для того чтобы каждый участник игры имел возможность проявить са-

© С.М. Черникова © S.M.Chernikova

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

мостоятельность мышления. Знания, которые получает каждый участник, исходят и от преподавателя, и от совместной деятельности, и от общения всех участников игры. Коллектив разрешает проблему при помощи дискуссии. Это и есть имитационная модель ДИ.

Принцип игрового моделирования состоит из трех составляющих - совместная деятельность, диалогическое общение, двуплановость. Разработчик деловой игры распределяет роли, полномочия, интересы с учетом методических и психологических условий принятия решения - так выстраивается совместная деятельность участников. При разработке ДИ преподаватель включает в игру противоречия и проблемы. В диалоге и споре рождается процесс мышления, при котором каждый участник высказывает свою точку зрения Диалогическое общение перерастает в полилог, дискуссию.

ДИ должна предлагать ситуации, при которых участники действуют сознательно и поступают как исполнители игры и как будущие профессионалы. В игре можно по-разному расставлять акценты, усиливая или уменьшая роль игры, обучения, развития профессиональных качеств. Эффективность принципа двуплановости обеспечена, если реальный и условный компонент игры сбалансированы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что имитационная модель игры задает предметный контекст деятельности специалиста в процессе обучения, а игровая модель задает социальный контекст.

Для разработки ДИ выбирают самые распространенные профессиональные ситуации, при которых учащиеся должны показать свои умения, навыки и знания в данной области.

ДИ имеет следующие правила:

• Технология игры имеет ограничения в регламенте игровых процедур, ролей, функций.

• Правил в игре не более 10.

• Воспроизведение реального и делового контекстов игры.

• В игре должны присутствовать системы стиму-

лирования и инструкций для игроков.

Система оценивания итогов игры должна строиться на самооценке и оценивании окружающими каждого участника ДИ, а затем оцениваться преподавателем. Оценивание происходит на заключительном этапе игры и несет основную обучающую и воспитательную нагрузку.

Для того чтобы ДИ приносила максимум эффективности в процессе обучения, применять ее предполагается в следующих условиях:

• ДИ необходимо применять там, где действительно они необходимы.

• ДИ должна быть тесно связана с другими видами деятельности учащихся.

• ДИ следует применять к конкретным профессиональным ситуациям, с детальной разработкой сценария игры.

• ДИ должна формировать у учащихся не только профессиональные качества, но и культуру общения.

• ДИ конструируется таким образом, что преподаватель действует в начале игры, задавая цели, и в конце - для ее анализа.

• В вузе ДИ рассчитывают на 4 часа практической работы, учитывая эмоциональный заряд.

В педагогике встречается еще один метод деловой игры - это метод игрового производственного проектирования. Игровое проектирование требует достаточно большого количества времени и используется для выполнения курсовых и дипломных проектов. Метод игрового проектирования разделяют на следующие этапы:

• Формирование проблемы и задачи (формирует преподаватель).

• Работа в подгруппах для разработки вариантов решения проблемы.

• Анализ решения поставленной задачи.

Такой метод необходим для изучения инженерной и проектно-конструкторской деятельности, т.е. метод позволяет решать студентам конкретные технологические задачи.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение 1983г. 608с.

2. Виленский В. Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192с. ISBN 5-93134-207-9. Тирах 15000 экз.

3. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

References

1. Babanskii J.K. Pedagogy / J.K. Babanskii. M.: Education 1983. 608p.

2. Vilensky V.Y. Technology professionally-oriented education in high school / V.Y. Vilensky, P.I. Obrazcov, A. Uman - M.: Pedagogical Society of Russia, 2005. - 192p. ISBN 5-93134-207-9. Tirah 15,000 copies.

3. Pedagogy and Psychology of high school. Textbook. [Text]. / - Rostov n/D: Phoenix, 2002. - 544p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.