Научная статья на тему 'Деловая игра как метод итоговой аттестации выпускников вуз'

Деловая игра как метод итоговой аттестации выпускников вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / КЕЙС / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ / РАЗРАБОТКА КЕЙС-ИЗМЕРИТЕЛЕЙ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ / BUSINESS GAME / CASE / INNOVATIVE METHODS OF EDUCATION / DEVELOPMENT OF NEW METHODS OF CERTIFICATION OF STUDENTS / DEVELOPMENT CASE MEASURING TOOLS / QUALITY CRITERIA OF TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко С.А., Казарова А.В.

В статье раскрыты понятие итоговой деловой игры (или итогового кейса), суть кейс-измерителя как оценочного метода, предложены и описаны основные способы их разработки. Авторами проанализирована возможность применения деловых игр при проведении не только текущего или рубежного контроля, но и итоговой аттестации выпускников вузов. С учетом сложности интеграции инновационных методов в классический педагогический процесс предложены варианты оценивания рассматриваемого вида итогового контроля. К наиболее приемлемым вариантам оценивания авторы относят сравнение эталонного компетентностного портрета выпускника с результатами прохождения итогового кейса. В данном случае наибольшую сложность представляют разработка самого эталонного компетентностного портрета, критериев и показателей для формирования оценочной шкалы, а также выделение множества критериев качества для формирования оценки востребованности выпускников вуза, обучавшихся по определенному направлению подготовки. В качестве результата исследовательской работы предложен алгоритм реализации проекта по созданию итогового кейса. В заключение в рамках рассматриваемой темы обозначены предпосылки дальнейшего развития инновационных образовательных и оценочных методов в современной системе образования в соответствии с изменениями, вызванными переходом на Болонскую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business game as a method of final assessment of universities’ graduates

The article exposes the notions of final business game (or final case), case-measuring tool as an estimating method; the basic methods of these methods’ development are offered and described. The authors have analyzed a possibility of business games ’ application for carrying out not only the current or final control, but also a final assessment of university graduates. Taking into account complexity of innovative methods ’ integration into classical pedagogical process the estimation options of the considered type of final control are offered. According to the authors ’ opinion, the most suitable assessment variant is a comparison of reference competence-based portrait of a graduate with results of final case. In this case the greatest complexity is represented by development of the most reference competence-based portrait, criteria and indicators for forming a rating scale, and also allocation of a criteria set of quality for forming of requirements ’ assessment of graduates of student ’s training program. As an outcome of the research work the final case ’s creation project algorithm is offered. In the conclusion within the frames of this topic the paper provides prerequisites for further development of innovative educational and assessment methods as a constituent of the modern system of education and according to the changes provoked by the transition to the Bologna system.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как метод итоговой аттестации выпускников вуз»

С.А. Демченко, старший преподаватель, А.В. Казарова, старший преподаватель, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, demchenko.s@unecon.ru, anna_kas@mail.ru

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

В статье раскрыты понятие итоговой деловой игры (или итогового кейса), суть кейс-измерителя как оценочного метода, предложены и описаны основные способы их разработки. Авторами проанализирована возможность применения деловых игр при проведении не только текущего или рубежного контроля, но и итоговой аттестации выпускников вузов. С учетом сложности интеграции инновационных методов в классический педагогический процесс предложены варианты оценивания рассматриваемого вида итогового контроля. К наиболее приемлемым вариантам оценивания авторы относят сравнение эталонного компетентностного портрета выпускника с результатами прохождения итогового кейса. В данном случае наибольшую сложность представляют разработка самого эталонного компетентностного портрета, критериев и показателей для формирования оценочной шкалы, а также выделение множества критериев качества для формирования оценки востребованности выпускников вуза, обучавшихся по определенному направлению подготовки. В качестве результата исследовательской работы предложен алгоритм реализации проекта по созданию итогового кейса. В заключение в рамках рассматриваемой темы обозначены предпосылки дальнейшего развития инновационных образовательных и оценочных методов в современной системе образования в соответствии с изменениями, вызванными переходом на Болонскую систему.

Ключевые слова: деловая игра, кейс, инновационные методы образования, развитие новых методов аттестации студентов, разработка кейс-измерителей, критерии качества учебной программы.

На сегодняшний день деловые игры (или кейс-стади) зарекомендовали себя в качестве одного из наиболее удачно адаптируемых к классическому учебному процессу инновационных образовательных методов. Не вызывает сомнений эффективность применения деловых игр в ходе изучения той или иной дисциплины либо даже нескольких дисциплин (с использованием сквозного кейса). Данная тема была подробно освещена авторами в одной из работ1. Однако это не исчерпывает возможности применения игровых методик: они также могут использоваться при оценке текущей успеваемости (рубежный контроль).

В настоящий момент в связи с реформированием системы высшего образования и переходом на Болонскую систему важное значение приобрел компетентностный подход в образовании2. Компетенция - базовое качество индивида, влияющее на эффективность и (или) качество выполняемой им деятельности (Л. Спенсер и С. Спенсер). Определений понятия «компетенция» существует достаточно много, и все они отображают сдвиг парадигмы: от дисциплинарной (где акцент сделан на содержании, предмете) к компетентностной (где образование является базой для формирования готовности человека к эффективной жизнедеятельности

№ 4(78) АПРЕЛЬ 2017

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

в широком контексте). В связи с этим выявляется следующая проблема: каким образом контролировать качество образования по направлению подготовки? Как сопоставить выпускника с эталонной -моделью будущего специалиста, наполненной компетенциями? Интерес авторов вызывают возможности применения деловой игры как одного из альтернативных методов итогового контроля, а именно разработка так называемых кейс-измерителей, позволяющих оценить соответствие владения заявленными в учебном плане компетенциями имеющимся по итогам обучения. По мнению авторов, использование деловой игры в последнем семестре может помочь определить уровень подготовленности бакалавров. Такая игра должна отражать проблематику основных профессиональных дисциплин, овладение компетенциями и позволять сделать вывод о их соответствии заявленному направлению подготовки.

Основной причиной рассмотрения данной темы можно назвать изменившуюся ситуацию на рынке труда, при которой практи-

Происходит переоценка образовательного процесса студентами: пассивное обучение перестает быть интересным и перспективным, начинается переход к так называемой монетизации знаний - будущие выпускники хотят

изучать то, что реально будет приносить им отдачу, то есть будет оплачено работодателем.

ческие навыки сотрудника, его психологическая готовность к выполнению обязанностей выходят на первый план. Также происходит переоценка образовательного процесса сту-— дентами: пассивное обучение перестает быть интересным и перспективным, начинается переход к так называемой монетизации знаний - будущие выпускники хотят изучать то, что реально будет приносить им отдачу, то есть будет оплачено работодателем3.

Именно с целью отслеживания качества полученных знаний и навыков, с целью оптимизации и корректировки учебных планов и программ в соответствии с результатами итоговой аттестации происходит постепенное развитие кейс-измерителей на базе итоговых аттестационных деловых игр. Данные виды оценочных средств относятся к инновационным (ИОС), пришедшим на смену техническим средствам. С помощью ИОС возможно:

1. Увеличить показатели достоверности результатов итогового контроля.

2. Сформировать в обучающей среде условия для развития и оценки компетенций.

дискуссия

журнал научных публикаций

3. Вывести на новый уровень роль самостоятельности в процессе обучения за счет развития навыков самоконтроля и самооценки.

4. Продумать и внедрить единые критерии оценивания в образовательной организации.

5. Создать эффективную систему оценки качества обучения в вузе.

6. Осуществить переход к многомерным итоговым оценкам учебных результатов.

Рассмотрим подробнее понятия и сущность деловой игры и кейс-измерителей.

Деловые игры представляют собой проблемные задачи, помогающие разобрать детально, а также осмыслить реальные жизненные ситуации. Описание проблемной задачи в данном случае не просто содержит в себе фактическую проблематику, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых для решения поставленной задачи. То есть однозначного решения кейса не существует. Это побуждает студента к поиску оптимальных подходов и диктует необходимость в дальнейшем аргументировать (отстоять, доказать) свое решение4. Таким образом, по мнению авторов, данный метод оптимален именно для задач, которые имеют несколько путей решения. Достоинства кейсовых методов и деловых игр очевидны: мотивация студента к поиску самостоятельных решений, формирование профессиональных навыков, мнения и умения его аргументировать, развитие навыков работы с большим объёмом информации, мыслительной деятельности.

Однако именно отсутствие единого варианта выполнения задания в рамках деловой игры осложняет оценивание результатов, так как и форма проведения деловой игры может быть различной - от самостоятельной до командной.5 Если при использовании деловой игры в рамках текущего контроля возможно совмещать оценку ее результатов с другими методами, например, техническими (онлайн-

тестирование), и получать некий единый балл, то каким образом использовать кейс-измерители для рубежной или итоговой государственной аттестации (ИГА)? Ведь особенно для ИГА главное не просто подобрать ситуационные задания в соответствии с профессиональной ориентированностью дисциплин, но и обеспечить адекватность измерения итоговых показателей, так как кейс не имеет единого пути решения. Поэтому для создания итогового кейс-измерителя необходимо принять ряд превентивных мер, в том числе разработать алгоритм оценки (используя статистическое обоснование качества измерений, специальные методы шкалирования результатов). При таком подходе оценивание производится экспертным методом на основе стандартизированных методик, а на базе результатов оценивания строится порядковая шкала, где отображаются ранговые баллы студентов.

Каким образом подойти к разработке итоговой деловой игры? По мнению авторов, необходимо начать с выделения множества профессиональных компетенций (ПК) в рамках направления подготовки. Построив матрицу соответствия ПК и конкретной дисциплины, определить вектор приоритета: какие из дисциплин учебного плана оказывают наибольшее влияние на формирование профессиональных компетенций. Задав весовые коэффициенты, возможно выстроить компетентностную кривую, представляющую собой эталонную модель, компе-тентностный портрет выпускника. Именно на дисциплины, формирующие данные ПК, и предлагается делать упор при разработке итоговых деловых игр.

Особую сложность при разработке итоговой деловой игры вызывает оценка полученных результатов, которая, в первую очередь, должна быть объективной. В данном случае рациональнее всего при разработке измерителей использовать нормативно-ориентированный или критериально-ориентированный подход.6 Так как

Достоинства кейсовых методов и деловых игр очевидны: мотивация студента к поиску самостоятельных решений, формирование профессиональных навыков, мнения и умения его аргументировать, развитие навыков работы с большим объёмом информации, мыслительной деятельности.

№ 4(78) АПРЕЛЬ 2017

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

данные подходы являются взаимоисключающими, то выбор в пользу одного из них необходимо сделать до начала разработки измерителей. По мнению авторов, именно критериально-ориентированный подход может лечь в основу разработки методики оценки итоговой деловой игры: он не имеет четко закрепленных нормативных показателей и результаты испытуемых интерпретируются по отношению к содержательной области или требованиям, установленным к учебным достижениям.

Таким образом, необходимо выделить множество требований, на основании которых будут оцениваться решения студентов в ходе итоговой деловой игры:

1. Проанализировать статистические данные по прошлым выпускам рассматриваемого направления подготовки, выявить сильные компетенции, которые фактически легли в основу выбранной профессии и были оценены работодателем. Именно они и являются требованиями среды к выпускникам, на них необходимо сделать упор при разработке итоговой деловой игры. В идеале данные компетенции должны совпадать с ранее выделенным вектором компетенций по всем учебным дисциплинам.

2. Следующим уровнем может стать анализ рынка труда и выявление потребно-

Задав весовые коэффициенты, возможно выстроить компетент-ностную кривую, представляющую собой эталонную модель,

компетентностный портрет выпускника. Именно на дисциплины, формирующие данные профессиональные компетенции, и предлагается делать упор при разработке итоговых деловых игр.

стей бизнеса в данной сфере - то есть формирование востребованных специалистов должно выходить на первый план при разработке как итоговых измерителей, так и учебных планов, рабочих программ и планов проведения занятий. При этом источниками данных для формирования оценки востребованности выпускников могут стать указанные в таблице критерии качества.

Разработка итоговой деловой игры может быть представлена как образовательный проект, = базирующийся на классических подходах проектного управления.7 Планирование, выделение целей, оценка рисков и будущих результатов помогут понять суть и организовать разработку деловой игры; немаловажное значение будет иметь распределение ответственных и ресурсов на данный проект.

Непосредственно проведение итоговой деловой игры может осуществляться на базе единой информационной образовательной площадки, включающей, как правило, образовательный портал вуза, мобильные разработки (данная тема раскрыта авторами в ранее изданных работах8). Единая информационная среда вуза формируется на базовых принципах построения инфраструктуры информационных технологий организации, в частности, необходимы грамотный выбор

Критерии качества и источники данных для формирования оценки востребованности выпускников направления подготовки (вуза)

Критерий качества Источники данных

Соответствие потребностям общества Процент успешно сдающих экзамены

Ориентация на потребности рынка труда Процент трудоустроенных

Эффективное воспитание гражданских качеств Количество зачисленных студентов

Признание со стороны научного сообщества Ответы на экспертные анкеты

Привлекательность для успешных студентов Отзывы работодателей

Привлекательность для зарубежных студентов Процент зарубежных студентов в общем числе обучающихся

Возможность достижения поставленных учебных целей средствами данной программы (соответствие целям) Процент успешно прошедших итоговую аттестацию

дискуссия

журнал научных публикаций

и обоснование не только программно-аппаратного комплекса, но и методов (методик) проведения работ в среде разработки9. Грамотно выстроенная ИТ-инфраструктура вуза в совокупности с инновационными методами обучения и оценки становится залогом успешного развития учреждения, а также конкурентным преимуществом в борьбе за абитуриента.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть необходимость и важность обновления классического образовательного процесса. В условиях реформирования высшего образования в русле Болонского процесса особенно остро ощущается все нарастающая конкуренция между вузами, и использование современных образовательных методик становится преимуществом. При этом качество обучения должно подтверждаться прозрачными и справедливыми результатами, которые, по мнению авторов, возможно получить, разработав итоговые деловые игры и кейс-измерители. Классические оценки давно перестали являться адекватным критерием при трудоустройстве, работодатель хочет понимать, какими практическими навыками и умениями обладает вчерашний студент, возможно, у работодателя уже существует некий компетентностный портрет будущего сотрудника, и именно в данном случае опыт прохождения серьезных, детально проработанных итоговых деловых игр становится незаменимым. ^

Литература

1. Демченко С.А., Казарова А.В. Предпосылки применения сквозного кейса для оптимизации

учебного процесса в вузе // Дискуссия. 2016. № 2. С. 113-119.

2. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практ. пособие. М.: Юрайт, 2014. С. 315.

3. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. М.: Логос, 2013. 446 с.

4. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2005. Вып. 2. С. 169-194; Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации. Компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Логос, 2009. 272 с.

5. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2005. Вып. 2. С. 169-194.

6. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации. Компетентност-ный подход: учеб. пособие. М.: Логос, 2009. 272 с.

7. Трофимов В.В., Карпова В.С., Демченко С.А. Управление проектами с Primavera: практикум / М-во образования и науки Рос. Федерации; С.-Петерб. гос. экон. ун-т. Санкт-Петербург, 2014.

8. Казарова А.В., Демченко С.А. Организация виртуального пространства как новый этап развития в системе образования // Дискуссия. 2013. № 7. С. 125-128; Демченко С.А., Казарова А.В. Использование учебной среды Moodle в образовательных программах // Apriori. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 16-23.

9. Демченко С.А. Эффективное выстраивание инфраструктуры информационных технологий проектных организаций // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-1. С. 59-62.

BUSINESS GAME AS A METHOD OF FINAL ASSESSMENT OF UNIVERSITIES' GRADUATES

S.A. Demchenko, senior lecturer. The department of informatics, A.V. Kazarova, senior lecturer, The department of informatics, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia, demchenko.s@unecon.ru, anna_kas@mail.ru

The article exposes the notions of final business game (or final case), case-measuring tool as an estimating method; the basic methods of these methods' development are offered and described. The authors have analyzed a possibility of business games' application for carrying out not only the

№ 4(78) AflPEJlb 2017 %

current or final control, but also a final assessment of university graduates. Taking into account complexity of innovative methods' integration into classical pedagogical process the estimation options of the considered type of final control are offered. According to the authors' opinion, the most suitable assessment variant is a comparison of reference competence-based portrait of a graduate with results of final case. In this case the greatest complexity is represented by development of the most reference competence-based portrait, criteria and indicators for forming a rating scale, and also allocation of a criteria set of quality for forming of requirements' assessment of graduates of student's training program. As an outcome of the research work the final case's creation project algorithm is offered. In the conclusion within the frames of this topic the paper provides prerequisites for further development of innovative educational and assessment methods as a constituent of the modern system of education and according to the changes provoked by the transition to the Bologna system.

Key words: business game, case, innovative methods of education, development of new methods of certification of students, development case measuring tools, quality criteria of training program.

References

1. Demchenko S.A., Kazarova A.V Predposylki primeneniya skvoznogo kejsa dlya optimizacii uchebnogo processa v vuze [The background of applying the end-to-end case study for optimization of educational process at the University] // Diskussiya. 2016. № 2. S. 113-119.

2. Blinov V.I., Vinenko VG., Sergeev I.S. Metodika prepodavaniya v vysshej shkole: ucheb.-prakt. Posobie [Methods of teaching in higher education: a training manual]. M.: YUrajt, 2014. S. 315.

3. SHaripov F.V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: ucheb. Posobie [Pedagogy and psychology of higher school: tutorial]. M.: Logos, 2013. 446 s.

4. Gladkih I.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnyh kejsov [Guidelines for the development of teaching cases] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya: Menedzhment. 2005. typ. 2. S. 169-194; Zvonnikov V.I., CHelyshkova M.B. Kontrol' kachestva obucheniya pri attestacii. Kompetent-nostnyj podhod: ucheb. Posobie [Quality control training for certification. Competence-based approach: a tutorial]. M.: Logos, 2009. 272 s.

5. Gladkih I.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnyh kejsov [Guidelines for the development of teaching cases] // Vestnik Sankt-

Peterburgskogo universiteta. Seriya: Menedzhment. 2005. Vyp. 2. S. 169-194.

6. Zvonnikov VI., CHelyshkova M.B. Kontrol' kachestva obucheniya pri attestacii. Kompetent-nostnyj podhod: ucheb. Posobie [Quality control training for certification. Competence-based approach: a tutorial]. M.: Logos, 2009. 272 s.

7. Trofimov V.V., Karpova VS., Demchenko S.A. Upravlenie proektami s Primavera: praktikum [Project management with Primavera: workshop] / M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii; S.-Peterb. gos. ehkon. un-t. Sankt-Peterburg, 2014.

8. Kazarova A.V., Demchenko S.A. Organizaciya virtual'nogo prostranstva kak novyj ehtap razvitiya v sisteme obrazovaniya [The organization of the virtual space as a new stage of development in the education system] // Diskussiya. 2013. № 7. S. 125128; Demchenko S.A., Kazarova A.V. Ispol'zovanie uchebnoj sredy Moodle v obrazovatel'nyh programmah // Apriori. Ceriya: Gumanitarnye nauki. 2015. № 2. S. 16-23.

9. Demchenko S.A. EHffektivnoe vystraivanie infrastruktury informacionnyh tekhnologij proektnyh organizacij [Effective alignment of it infrastructure design organizations] // Aktual'nye problemy guma-nitarnyh i estestvennyh nauk. 2015. № 5-1. S. 59-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.