Научная статья на тему 'Деловая игра как фактор оптимизации в развитии иноязычной компетентности'

Деловая игра как фактор оптимизации в развитии иноязычной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / BUSINESS GAME / OPTIMIZATION OF TEACHING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Г. С.

В современных условиях является важным развивать иноязычную компетентность у студентов неязыковых вузов. Одним из факторов оптимизации этого является деловая игра. В статье раскрыта проблема, содержание, критерии оценки деловой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Game as an Optimizing Factor in the Development of Foreign Language Competence

Nowadays it is necessary to develop foreign language competence in students at non-linguistic high schools. One of the optimizing factors is a business game whose problem, content and criteria are described in the given article.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как фактор оптимизации в развитии иноязычной компетентности»

Архипова Г.С.

Кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

В современных условиях является важным развивать иноязычную компетентность у студентов неязыковых вузов. Одним из факторов оптимизации этого является деловая игра. В статье раскрыта проблема, содержание, критерии оценки деловой игры.

Ключевые слова: иноязычная компетентность, деловая игра, оптимизация процесса обучения.

Arkhipova G.S.

PhD in pedagogical science, associate professor, Zabaikalsky State University

BUSINESS GAME AS AN OPTIMIZING FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE

Abstract

Nowadays it is necessary to develop foreign language competence in students at non-linguistic high schools. One of the optimizing factors is a business game whose problem, content and criteria are described in the given article.

Key words: foreign language competence, business game, optimization of teaching process.

Цели и задачи, решаемые педагогической системой по дисциплине «иностранный язык», зависят от социального заказа общества на подготовку высококвалифицированного и образованного специалиста. Для студентов неязыкового вуза эта дисциплина является непрофилирующей, а потому, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и целенаправленным, преподаватель должен четко представлять себе роль и место иностранного языка в жизни и деятельности будущего профессионала. Кроме того, необходимо выявить возможные сферы применения иностранного языка в реальной жизни сегодняшнего студента, что также обусловлено потребностями его учебной, общественно-политической и повседневной деятельности и, следовательно, может быть рассмотрено как своего рода социальный заказ вуза и самого студента.

Эффективность обучения зависит от выбора оптимальных сочетаний методов преподавания, стимулирования и контроля. На этой закономерной связи базируется так называемый метод оптимизации учебного процесса, который из ряда возможных вариантов учебного процесса требует осознанного выбора именно такого из них, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения поставленных задач [1]. В качестве первоочередной выступает задача обучения иностранному языку как средству общения, решение которой предполагает наличие у студентов комплекса лингвистических знаний, речевых и коммуникативных навыков и умений. В связи с этим особую актуальность приобретают принцип коммуникативности и принцип комплексности в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Одним из оптимальных методов формирования иноязычной компетентности является деловая игра, которая представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающих условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.

Сама сущность деловой игры на иностранном языке определяет основную ее цель - формирование иноязычной компетентности обучаемых. Определение основной проблемы и темы игры конкретизирует цель, ориентируя ее на определенные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и решение конкретных проблемных задач профессионального характера в условиях иноязычного общения. Проблема деловой игры должна отражать один из ключевых моментов будущей профессиональной деятельности обучаемых, связанных с необходимостью приобретения профессиональных навыков и умений, опыта их использования и формирования профессиональной компетенции в решении задач совместной деятельности.

Тема деловой игры определяется в соответствии с учебной программой с учетом ее эффективности при подготовке специалиста. Предмет игры составляют моделирование (воспроизведение) в учебных условиях всех наиболее значимых сущностных признаков и условий определенного отрезка будущей (потенциальной) профессиональной деятельности обучаемых, управление меняющимися условиями отношений участников игры, исполняющих роли реальных участников совместной профессиональной деятельности и управление как процессом осуществления самой профессиональной деятельности, так и принятием необходимых профессиональных решений.

Содержание деловой игры определяется конкретными учебными целями, содержанием конкретного отрезка моделируемой профессиональной деятельности, целями и предметным содержанием профессиональной подготовки будущих специалистов, местом игры в ее системе, степенью включенности игры в учебную деятельность обучаемых. Все это позволяет определить условия деятельности, которые будут моделироваться в игре, сферу и место деятельности, содержание учебного материала и характер учебных заданий, роли и функции ее участников.

Основными критериями оценки игровых действий должны быть следующие: профессиональная компетентность участников; эффективность совместной деятельности и соответствующего ей иноязычного общения; сформированность выявленных в игре профессиональных и иноязычных речевых навыков и умений; «технологичность игры», то есть выявление в игре степени владения участниками различными способами и приемами решения профессиональных и собственно речевых задач; полнота и качество исполнения ролевого репертуара и ролевых предписаний (функций, задач); реализация эвристического (творческого) подхода к решению задач; сформированность профессионального мышления; наличие и характер опыта; уровень самообразования; культура профессионального поведения и общения и т.д.

Деловая игра является методом обучения и воспитания будущего специалиста и личности. Она полезна именно потому, что позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность, упражняться в профессиональной компетенции. Деловая игра на иностранном языке помогает развивать иноязычную компетентность, что является немаловажным в современных рыночных условиях, когда неуклонно укрепляются прямые связи между наукой и практикой, а, следовательно, научные идеи, открытия и изобретения внедряются в практику непосредственно через профессиональную деятельность. Такие качественные изменения труда специалиста выдвигают на первый план при подготовке студентов в неязыковом вузе развитие творческих способностей и знание иностранных языков.

Литература

1. Архипова Г.С. Активизация и оптимизация процесса обучения и воспитания // Иностранные языки в высшей школе: проблемы, опыт, перспективы: материалы межвузовск. научно-методического семинара (Чита, 14 марта 2003 г.): вып.3. - Чита, 2003. - с. 25-28.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.