Научная статья на тему 'Декоративное и функциональное назначение художественных тканей в интерьере XIV-XIX вв. '

Декоративное и функциональное назначение художественных тканей в интерьере XIV-XIX вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1371
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерьер / раппорт / шпалеры / усадьба / атлас / глазет / парча / бархат / interior / repeat / arras / country seat / atlas / silk brocade / brocaded fabric / velours

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нургаязова Алсу

В статье рассматривается история использования текстиля в интерьере, главным образом, на примерах Франции и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes the history of textiles in interior, principally by the example of France and Russia.

Текст научной работы на тему «Декоративное и функциональное назначение художественных тканей в интерьере XIV-XIX вв. »

декоративное и функциональное назначение художественных

ТКАНЕЙ В интерьере XIV-XIX вв.

АННОТАЦИЯ: в статье рассматривается история использования текстиля в интерьере, главным образом, на примерах Франции и России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерьер, раппорт, шпалеры, усадьба, атлас, глазет, парча, бархат.

SUMMARY Abstract : The article summarizes the history of textiles in interior, principally by the example of France and Russia.

KEY WORDS: interior, repeat, arras, country seat, atlas, silk brocade, brocaded fabric, velours.

Алсу Нургаязова, ведущий искусствовед-переводчик МИА ASG

Декоративные ткани имеют большое значение в формировании стилевого и функционального единства интерьера. Во все времена интерьер создавался не только как выражение и отражение в пространстве архитектурных стилей, формируемых гением архитекторов и строителей, но и как поле деятельности разнообразных ремесленников самых различных направлений: мастеров по работе с бронзой, камнем, тканями, деревом. По именам таких мастеров, как Гобелен, Жаккард, были названы их изделия. Они обогатили интерьер уникальными художественными изделиями, применяемыми по сей день.

Одним из старейших ремесел является ткачество, продукты которого стали использоваться в интерьере. Все начиналось с незатейливых орнаментов - полосок, клеточек, позднее появились более сложные узоры, которые возникли вследствие переплетения разноцветных волокон натурального происхождения. Это вызвало идею намеренного получения узора с помощью переплетения цветных нитей.

Впервые ткачество возникло в Древнем Египте. Так, самая древняя льняная пелена, которая была выполнена в технике репсового переплетения, датируется 1400г. до н.э. Она украшена рисунком из скарабеев и лотосов и найдена в гробнице Тутмо-са IV. Самые ранние изделия в шпалерной технике Америки (Перу) датируются 2500 г. до н.э.

В XVв. во Фландрии начали создавать шпалеры по великим картинам художников. Местными ткачами использовалась крайне скромная палитра из шести цветов, но благодаря методам протравки и особому ткацкому приему - растяжке (штриховке) - удавалось добиваться удивительных живописных эффектов.

ЧДО ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

Постепенно в создании интерьеров ткацкие изделия стали использоваться все более разнообразно: в обивке и декорировании мебели, в декорировании стен, дверных и оконных проемов, в виде ковровых покрытий на поверхностях стен и пола.

Ткани для обивки мебели изготавливались в виде законченных орнаментальных композиций, выполненных не только с учетом габаритов мебели, но её аксессуаров, например, мебельных подушек, каждая из которых рассматривалась как самостоятельный элемент текстильной композиции.

Особое место ткани занимали в оформлении кроватей и карет -дорогие ткани, богато украшенные вышивкой, текстильные украшения -бахрома, тесьма и т.д.

Раппорты тканей также имели свои характерные орнаментальные особенности в зависимости от стиля. Так, для готики было присуще присутствие на тканях геральдических растений, животных, символов и т.д. В эпоху Возрождения основными орнаментальными мотивами выступали гранатовое яблоко, гвоздика, лилия и сам раппорт значительно увеличился, достигнув максимального объема в барокко, когда на смену пришли листья аканта, раковина, картуши. рококо облегчает орнаментальную композицию. Детали орнамента расписываются свободно на фоне, которому отводится значительная роль в композиции орнамента.

ШТРИХОВКА - технический прием ткачества, заключавшийся в заполнении длинными взаимопроникающими полосками пространства между соседними цветовыми пятнами для передачи перехода одного оттенка в другой.

РАППОРТ (фр. «rapport ») - основной повторяющийся орнаментальный элемент ткани.

Словарь мебели и декора Анри Авара

ЕДАЗЕТ (парча)(фр. «brocart, brocard, brocat ») — одна из самых богатых и роскошных тканей, используемых в меблировке. Так называют либо полностью золотые или серебряные ткани, либо с золотой или серебряной основой или утком. Парча входила в категорию «Золотых или серебряных тканей», и ремесленники, чтобы стать мастерами этих тканей, должны были сделать одну из своих четырех лучших вещей из парчи. Может иметь различные переплетения: с шелковой, хлопчатобумажной или шерстяной основой и металлическим утком.

ШТОФ (фр. «damas»). Штоф, согласно «Официальному тарифу таможен» 1664 года, это ткань с одноцветным фоном, на котором выделяется чередующееся сочетание основы и утка.

ПАРЧА (фр. «brocart ») - тяжелая шелковая ткань с узором из золотых и серебряных нитей.

Словарь мебели и декора Анри Авара

Прочное место в оформлении интерьеров дворцов ткани начали занимать в XIV веке. Шпалеры, появившиеся в XII-XIII веках, украшали стены знатных домов Франции, Италии, Фландрии, и по значению они ни в чем не уступали живописным полотнам, порой они представляли собой главное богатство дворца. Драпировка тканей производилась самыми различными методами, тканями затягивались стены и обивалась мебель. Для этих целей применялись самые разнообразные виды тканей. так, распространенным материалом выступал глазет (разновидность парчи, плотная ткань разнообразного переплетения). Сегодня чаще всего мы называем эту ткань парчой. вплетенные в глазет серебряные и золотые нити производили эффект расточительного богатства и бескрайнего роскошества. Характерной тканью, использовавшейся для будуаров, следует назвать штоф (тяжёлая шёлковая или шерстяная ткань с тканым рисунком). Его особенностью является то, что его декор создавался не только и не столько цветными нитями, сколько характерным сложным переплетением их, часто создающим впечатление переливающегося свечения.

в XIV веке особую известность приобретает генуэзский бархат, который отличался длинным ворсом и достаточно яркими красками. Почти в то же самое время в Аионе начали производство атласной ткани (вид шелковой ткани с гладкой и блестящей поверхностью) с мелким растительным декором. Этот вид прочно вошел в оформление интерьеров.

Особое внимание в жилых комнатах, а именно в спальнях, уделялось драпировкам. Драпиров-

ГЕНУЭЗСКИй БАРХАТ (фр. «velours de Gênes ») — старинный вид узорчатого бархата. Изобретен в Генуе. Раньше этим понятием обозначали атласные ткани, бархат, однотонный и с орнаментом. Декор чаще всего был представлен цветами, фруктами или лиственным орнаментом, арабесками или геометрическим орнаментом.

АТДАС (фр. «satin ») — шелковая гладкая, тонкая, одноцветная и мягкая ткань с очень блестящей глянцевой отделкой, которая достигается тем, что уток не проходит через лицевую сторону

Словарь мебели и декора Анри Авара

ки являлись преобладающим видом убранства в княжеских апартаментах в течение всего XV века. так, к примеру, известным фактом является то, что комната, в которой спала Иоланта Французская в Пьемонте в 1460-1470-х гг., была обтянута сине-зеленым бархатом с орнаментом в виде золотых лилий. Особенно много драпировок можно увидеть на миниатюрах с изображением интерьеров той эпохи. Уже в декоративных тканях XV века можно увидеть сложные и разнообразные сочетания орнаментальных мотивов.

на период барокко приходится расцвет художественной промышленности с открытием мануфактур Гобеленов и города Бове. Для оформления помещений использовались шпалеры, ворсовые ковры-савонери (стриженый ковер ручной работы), которые настилались на пол, шелковые ткани, драпировки и скатерти. С развитием шелкового производства растет разнообразие выпускаемых тканей, использовавшихся для оформления интерьеров. расширяется орнаментальная составляющая узорных тканей, таких как гродетур (тяжелая шелковая материя), бархат (ткань с разрезанным ворсом), посредством новых изобразительных сюжетов, кружевных мотивов с использованием золотых и серебряных нитей.

ГРОДЕТУР (фр. «gros de Tours ») - вид шелковой ткани, которая является ничем иным, как плотной шелковой одноцветной тафтой, более крепкой и более плотной, чем обычная тафта. Впервые появилась в Неаполе. Позднее ее стали изготавливать в Туре с таким превосходством, что название именно этого города и вошло в название ткани.

Словарь мебели и декора Анри Авара

в первой половине XVII века из шелковых и шерстяных тканей стали изготовлять съемные чехлы для мягких частей мебели, куски плотной ткани натягивали на складные стулья. Стали украшать кровать балдахинами с длинными занавесками. К ним стали подбирать покрывала, чехлы для подушек и валиков.

наиболее обеспеченные слои общества, такие как богатые дворяне, горожане, заказывали летний и зимний комплекты чехлов, обивок, которые использовались в зависимости от времени года. Чаще всего и чехлы, и обивки были однотонными. Поэтому они нередко декорировались вставками из тканей другого цвета, фактуры, также применялись кружева из серебряных и золоченых нитей, позументы, галуны.

Шпалеры продолжают выполнять значительную роль в убранстве интерьеров, однако уменьшаются размеры помещений, и в связи с этим происходит и уменьшение размеров шпалер. цветовая гамма шпалер также претерпе-

154

Шар искусств

вает изменения, становится значительно более светлой. Иногда шпалеры представляют собой воспроизведения живописных полотен. Зачастую целые стены завешивались шпалерами. Даже возникло такое понятие, как «сплошная шпалерная развеска». Так будут называть характерный способ расположения картин на стенах, вплотную висящих друг к другу. Начинают обтягивать бархатом и шелком накладные стеновые панели.

В первой половине XVIII в. в орнаментальных узорах тканей еще видно влияние предшествовавшего барокко через растительные мотивы: плоды, листья, цветы и букеты. Зачастую применялись пейзажи и архитектурные мотивы.

Существует мнение о том, что переход к рококо ознаменован преобладанием более приглушенной и бледной цветовой гаммы. Это не совсем верно. Сочность цвета не уменьшается, используются яркие цвета. Однако в это время приходят новые оттенки: жемчужно-серый («gris de perle»), голубоватый («регуепсЬе»), цвет крабового мяса («saumon»), бежевый, пурпурный, сине-зеленый. Особую роль занимает отныне белый цвет. Серебро сохраняет свое значение наравне с золотом, однако используется не только так называемое «горячее» или червонное золото, но и его холодные, даже зеленоватые оттенки.

Под влиянием последовавшего вслед за рококо классицизма изменяются и декоративные ткани, в первую очередь - орнаментальная составляющая. При классицизме рисунок строже. Размеры раппортов уменьшаются. Вновь популярными становятся античные (помпейские) мотивы наряду с натуралистически трактованными темами (букеты, венки, изображения птиц, пейзажи), однако исчезает динамика более мелких растительных орнаментов. Появляются ограничивающие орнамент линии. В отделке обивок мебели и чехлов возникает мода на помпеянские узоры, обрамленные прямоугольными, ромбовидными или овальными медальонами.

нельзя не упомянуть имя выдающегося рисовальщика, лионского фабриканта, внесшего неоценимый вклад в развитие художественных тканей - Филиппа де Лассаля. Имя лионского художника связано с куропаточной гостиной Петергофа, название которой возникло от бледно-голубой шелковой ткани с изображениями куропаток, обрамленных орнаментом из цветов и колосьев пшеницы. Этот рисунок специально создавался французом по заказу Екатерины Великой. Сохранилась часть этой старинной ткани на западной стене гостиной. также императрица заказала серию тканей для Екатерининского дворца, и вслед за Екатериной весь русский двор начал заказывать его ткани.

Сохраняется производство тяжелых шпалерных тканей, и параллельно развивается производство более легких тканей (в том числе, хлопчатобумажных). Декоративное оформление интерьеров обуславливало развитие производства вышитых и кружевных изделий.

Некоторые изменения, связанные с использованием тканей в интерьере, произошли в XVIII-XIX вв. В европейских странах стали использовать бумажные обои, которые вскоре составили достойную конкуренцию тканевым. Однако в течение долгого времени эскизы бумажных обоев КУРОПАТОЧНАЯ совпадали с тканевыми. Ткани продолжа- ГОСТИНАЯ БОЛЬШОГО лись широко использоваться для портьер, AB°pUA ПЕТЕрГОф скатертей, покрывал, абажуров, балдахинов. В интерьерную моду вошли и жаккардовые ткани, которые стали изготавливаться с начала XIX века, с изобретения Жозефом Мари Жаккардом ткацкого станка. Благодаря изобретенному машинному производству стало возможно ткать механическим образом сложные изображения. Эти ткани имели сложный рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон.

на развитие искусства изготовления драпировок сильное воздействие было оказано великими французскими художниками XIX века: Ж.-Л. Давидом, Ж.-Л. Жироде, Ф.Жераром, А.-Ж.Гро. В интерьерной моде того времени нашли свое место драпировки, которые были изображены на парадных портретах, на картинах этих художников на исторические, античные темы.

Вне всяких сомнений, художественная культура Европы на протяжении столетий оказывала сильное влияние на Россию: царским двором, богатыми купцами и дворянами закупались ткани в Европе и, в первую очередь, во Франции.

Так, например, французский ситец, родоначальником которого считается К.-Ф. Оберкампф, основавший мануфактуру в Жуи, пользовался большой популярностью в XIX веке. Для ткани этой мануфактуры характерны крупные цветы красного или синего цвета на белом фоне, фигуры животных, людей. Эту ткань можно было увидеть в каждом более и менее состоятельном доме, хотя ее производство было достаточно трудоемким. Из этой ткани изготавливали постельное убранство, портьеры, ею декорировали мебель. Большое количество ткани производилось для обивки стен. Когда в 1861 г. семья императора должна была приехать в Ливадию, французским ситцем обтянули мебель и изготовили из него занавески.

Это особое предрасположение ко всему «à la française» возникло ещё при Петре Великом, который интересовался многими европейскими

VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

А. ШХОНЕБЕК. СВАДЬБА ФЕОФИЛАКТА ШАНСКОГО ВО ДВОРЦЕ ЛЕФОРТА, 1702 ГОД

странами (Англией, Голландией), однако именно Франция его привлекала богатейшим культурным опытом и идеями рационализма и порядка, лежавшими в основе абсолютистско-политической доктрины. Непосредственно внимание к личности человека находит свое отражение в создании интерьеров, дворцово-парковых ансамблей. Петр Великий приглашает в Россию иностранных мастеров. В новом европейском духе были обставлены императорские дворцы, дворцы приближенных Петра. размах и пышность архитектуры требовали и соответствующего внутреннего убранства. Русские мастера зачастую не справлялись с заказами, и этим ловко пользовались французские послы, привозившие в Россию целые обстановки, которые затем распродавались дворянству, в том числе и провинциальному, не желавшему отставать от столиц, стремившемуся, пусть в миниатюре, скопировать в убранстве усадеб роскошные интерьеры петербургских дворцов.

С изменением архитектуры жилых зданий увеличились размеры окон, появились парадные спальни, то есть новые предметы интерьера, как, например, кровать с балдахином. Тканями декорируют туалетные комнаты, соседствовавшие со спальней.

Бесспорным образцом использования тканей в интерьере в России являлся Лефортовский или Меншиковский дворец. Большая «зала», согласно указаниям Петра, была обита красным сукном. на фоне сукна выделялись шпалеры. Расписная ткань обтягивала потолок. Шхонебек изобразил эту залу на гравюре «Свадьба царского шута Ф. Шанского» (1702 г.). На другой гравюре этого же периода показана зала для невесты и особ женского рода. Стены обтянуты китайской тканью с птицами и драконами, а потолок декорирован узорчатой материей. В Белой комнате стены были покрыты белой материей. Черная комната, служившая спальней, была обтянута черным сукном.

Говоря о русских усадьбах, следует отметить, что использование художественных тканей определялось уровнем достатка. В XVIII веке в дворянской, купеческой и мещанской среде была распространена не только шелковая, но и бархатная обивка, а в небогатых купеческих домах мебель обивали льном. В усадьбах практически нет шпалер, не считая Кусково, однако их шпалеры не самого лучшего качества. Это объясняется высокой ценой шпалер, которая владельцам усадеб казалась неприемлемой для такой хрупкой ткани. В большинстве усадеб обивка как стен, так и мебели была крайне скромной. Ши-

роко применялись чехлы для сохранения первозданного вида тканей. Нечасто можно было увидеть высокохудожественные ткани. Однако такие примеры есть. На сегодняшний день в восстановленных интерьерах усадеб используются новые ткани, созданные по старинным образцам. так, в пример можно привести усадьбу Введенское, где стены дамского будуара обиты тканью. Аналогичная ткань иной расцветки представлена и в БСИИ ASG. Раппорт ткани выполнен в барочных традициях: с крупным центральным мотивом, обрамлением, заполняющим практически все пространство, оставляя лишь его небольшую часть фону. Ткань выдержана в мотивах барокко: ей присуща симметричность и схематичность деталей.

ДАМАСТ "\AUBAN стиль Регентство, БСИИ А8С Инв. № 14-0797

Похожая по орнаменту ткань обивки мебели усадьбы Вязёмы также имеется в коллекции ASG. Ткань с типичным для XIX века орнаментом - полосами кремового, зеленого и красного цветов.

ШЁЛКОВАЯ КАМЧАТАЯ ТКАНЬ, БСИИ А8С Инв. № 14-2033

156

пир ШЖуССТБ

В одной из резиденций главы государства РФ, в усадьбе Подушкино, недавно восстановленной, также присутствует тканевая обивка стен. Она очень схожа с историческим итальянским дамастом XVII века, хранящимся в собрании А$С. Раппорт этой ткани представляет собой распустившийся цветок, обрамленный ветвевидным орнаментом.

КРАСНЫП ДАМАСТ, ИТАЛИЯ, XVII ВЕК, БСИИ А8С Инв. № 14-3829

ют

УСАДЬБА ПОДУШКИНО, ПОДМОСКОВЬЕ

ДАМАСТ "VAUBAN" стиль Регентство, БСИИ ASG Инв. № 14-0660

ДАМАСТ "VERDI", СТИЛЬ рЕнЕССАнС, БСИИ ASG Инв. № 14-2507

В Спасском-Лутовинове, где сейчас располагается Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева, также в оформлении интерьера присутствует тканевая обивка. Аналог ткани с узором в виде артишоков представлен в БСИИ АSG.

Конечно, в Кускове, в бывшем имении графов Шереметевых, представлено большое количество тканей как в обивке мебели и каминных экранов, так и в обивке стен. Разнообразие тканей проявляется и в многообразии их раппортов: от растительных мотивов до амуров.

Таким образом, несомненна роль художественных тканей в оформлении интерьеров, в том числе и интерьеров русской усадьбы. И сегодня, когда актуальным является восстановление усадеб, можно с уверенностью говорить, что благодаря сохранившимся историческим образцам тканей и технологиям их изготовления интерьеры усадеб могут быть восстановлены с высокой степенью исторической достоверности и особенностей стиля.

УСАДЬБА КУСКОВО, ПОДМОСКОВЬЕ

ХЛОПОК НАБИВНОЙ "LES AMOURS", стиль Наполеона III, БСИИ ASG Инв. № 14-2666

список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Fau A. Histoire des tissus en France. - Rennes : Ed. Ouest-France, 2006. - 127 p.

2. Dictionnaire de l'ameubleument et de la décoration par Henry Havard. - Editions Vial, 2012. - 4 vol. (1638 p.).

3. Кулеева Л.М. Искусство интерьера - искусство ремесла // Известия КГАСУ - 2011. - № 4. - С.39-44

4. Демиденко Ю. Ситец — русский иностранец // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - 2013. - № 27. - С.11-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.