Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство в системе культура-искусство-производство. . . . . . . . . . . . . . . '

Декоративно-прикладное искусство в системе культура-искусство-производство. . . . . . . . . . . . . . . Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10796
639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство в системе культура-искусство-производство. . . . . . . . . . . . . . . »

Соколова М.С.

Магнитогорский государственный университет

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРА-ИСКУССТВО-ПРОИЗВОДСТВО

В статье раскрываются понятия «декоративное искусство», «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы», «народное искусство», «художественная промышленность». Выявляется влияние народного и современного декоративно-прикладного искусства на развитие художественной промышленности, деятельность отдельных мастерских, индивидуальное творчество профессионалов и любителей. Раскрывается его роль в системе культура-искусство-производство.

Декоративное искусство — одна из главных областей пластических искусств (наряду с архитектурой, изобразительными искусствами). Вместе с тем это особый род художественного творчества, отличающийся по своим целям от станкового и монументального искусства. Декоративное искусство вместе с архитектурой формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. Оно включает широкий круг художественных предметов, изображений и символов, вносящих художественную организацию во все сферы жизни; разделяется на:

а) монументально-декоративное искусство, непосредственно связанное с архитектурой (архитектурный декор, росписи, декоративные рельефы, статуи, витражи и мозаика на фасадах и в интерьерах, парковая скульптура, фонтаны и т. д.),

б) декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия),

в) оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций на выставках и в музеях, городских витрин и т.д.) [1, 159].

Художественные качества произведений декоративного искусства полнее раскрываются при восприятии их в ансамбле, для которого они предназначены. Оно во многом связано с художественной промышленностью и имеет много общих целей с дизайном, от которого отличается методикой, базирующейся на традиционных установках, на индивидуальности мастера и уникальности его произведений.

Декоративно-прикладное искусство - латинское слово <^есогаге» означает «украшать». Оно пришло к нам из Древнего Рима, в котором искусство украшения достигло наивысшего расцвета. Завоевав в многочислен-

ных военных походах все Средиземноморье, Рим превратился в богатейшую империю. Он упивался своим могуществом и всячески прославлял его. Украшение, почти возведенное в культ, господствовало всюду. Поэтому, может быть, именно латинское слово <^есогаге» -«декорировать, декоративный» - закрепилось в международном языке.

Слово «прикладное» появилось значительно позже, с появлением и развитием нового вида искусства, получившего название станкового оттого, что оно создавалось на мольбертах, которых называли станками. Станковое искусство не связано ни с архитектурой, ни с мебелью, ни с каким-либо предметом. Оно не имеет утилитарной функции. Его значение самостоятельно. Оно обращено непосредственно к зрителю.

Искусство, имеющее отношение к бытовому, утилитарному предмету, стало называться прикладным, это указывает на то, что оно существует не само по себе, а связано с чем-либо, с каким-либо предметом. Вот так постепенно и сформировалось это определение - декоративно-прикладное искусство. Но не всегда эти два понятия (декоративный и прикладной) имели равное значение. Иногда одно из них становилось главенствующим, иногда другое, или каждое из них самоопределялось и становилось самостоятельным.

Декоративно-прикладное искусство - вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. В единстве того и другого - его сущность и специфика.

С древности человек в создаваемых изделиях удовлетворял не только свои насущные утилитарные нужды, но одновременно и свои эстетические потребности, стремился

к украшению предмета. Самым древним видом украшения являлся орнамент — узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой. Появление орнаментированных предметов в первобытном искусстве связано с трудовой деятельностью и магическим обрядом.

В борьбе за существование человек с древнейших времен изготовлял себе орудия охоты, труда, строил жилища, производил посуду, шил одежду, делал необходимую мебель. Выполняя ту или иную работу, делая тот или иной предмет или деталь к нему, человек старался вложить в них не только физическую силу труда, но и свои художественные способности.

Как вид художественного творчества декоративно-прикладное искусство окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. До промышленного переворота все изделия выполнялись вручную мастером и его подмастерьями: кузнецами, гончарами, швеями, которые и были основоположниками декоративного искусства в момент его отделения от ремесла.

Общественное разделение труда уже на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, функция и украшение производимых предметов стали заботой разных специалистов. В период развития машинного производства, для того чтобы сохранить «эстетическую ценность изделий, приглашается художник, в задачу которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал как бы «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства - отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и пр.» [1, 160]. Вещи, выполненные талантливой и умелой рукой, всегда высоко ценились и тщательно оберегались. Можно указать многочисленные примеры памятников искусства всех времен, стран и народов. Эти памятники представляют собой орудия труда и охоты, предметы быта различного назначения, которые не только служат жизненно-практическому назначению, но и удовлетворяют эстетические потребности общества, воспитывают в человеке художественный вкус.

К изделиям декоративно-прикладного искусства относится художественно оформленная посуда и одежда, мебель, декоративная ткань, ковры, вышивки, кружева и т.д. К ним следует причислить также художественную отделку и внутреннее убранство зданий, а именно: росписи, обои, декоративную скульптуру, мозаику, осветительные приборы, затем резьбу и росписи по различным материалам, художественное литье из металла, гипса, пластмассы, а также предметы ювелирного искусства.

Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными историческими памятниками, по которым мы можем судить не только о жизни и быте людей, но и о художественном направлении времени.

Часто предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиций, тем самым выражают национальный характер. В них наряду с новым, оригинальным решением той или иной стороны предмета творчески используются традиции народного искусства: форма предмета, либо материал и техника его обработки, либо художественные сюжетные или орнаментальные мотивы декорировки.

Декоративно-прикладное искусство охватывает широкий круг предметов из различных областей человеческой жизни. Для их изготовления используются различные материалы: глина, дерево, кость, камень, стекло, природные или искусственные вещества (пластмассы, бумажная масса с гипсом и клеем — папье-маше, шерсть, лен, хлопок и т.д.)

В силу разнообразной техники обработки материалов при изготовлении вещей декоративно-прикладное искусство очень тесно связано с другими видами искусства: живописью (различной техники), скульптурой, графикой. Например: предметы украшаются многоцветной росписью - это выполняется так, как в живописи; предметы украшают гравировкой или рисунком - это делается как в графике; предметы декорируются резьбой или рельефом - для этого пользуются техникой, характерной для скульптуры.

Первоначальное разделение народного декоративно-прикладного искусства на виды произошло тогда, усовершенствовались ору-

дия труда, а с ним и весь жизненный уклад. Одни члены сообщества занимались изготовлением только посуды, другие - шили одежду, третьи - ковали орудия и т.д. Таким образом, наблюдается разделение народного декоративно-прикладного искусства на виды, среди которых выделяются художественная обработка глины, кожи, металла и т.д.

Дальнейшее совершенствование материала выявляет и определяет различные техники изготовления одного и того же изделия. Например, для изготовления топора могли применяться литье или ковка, для изготовления посуды - лепка или набивание. Одежду могли вышивать и расписывать. Следовательно, традиционное народное искусство различалось не только по материалу (видам), но и по технике выполнения: резьба и роспись, лепка и вышивка, чеканка и плетение. Скорее всего поэтому, в дальнейшем, наряду с делением производства (второй половины XIX в.) утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу или по технике выполнения:

1) по материалу, из которого сделано изделие (металл, керамика, текстиль, дерево, кость, стекло, лак и пр.),

2) по технике обработки материала (художественная резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия и пр.),

3) по готовому изделию (ковры, кружево, посуда, игрушки и пр.).

С точки зрения изготовления предметы современного декоративно-прикладного искусства существуют в двух формах: ремесленной и промышленной. Они отражают реальное положение дел в этом сложном виде искусства. В развитии каждой из этих форм существуют свои характерные направления, между которыми сохраняются определенные общие черты. Это первоначальные этапы творческого процесса вплоть до создания модели будущего изделия, формирование специальных знаний, навыков, вкусов и т.д. Вместе с тем в каждом из них есть и определенные различия, которые сводятся в основном к видам реализации художественного замысла.

Первое направление относится к промышленной форме декоративно-прикладного искусства. Оно связано с деятельностью

профессионального художника, работающего на промышленном предприятии (ткацком, стекольном, ковровом, ювелирном и т.п.) и создающего прототип изделия для массового производства. Это индивидуальный творческий процесс создания образца, с которого затем будут сняты тысячи копий. Именно здесь более всего заметно влияние техники.

Техника, которая пришла на предприятия и в мастерские, не принесла с собой существенных качественных перемен в художественном труде и тем самым не подорвала основы специфического творческого процесса, который мы связываем с современным декоративноприкладным искусством. Все те изменения, которые произошли со сменой способов производства на ткацких, стекольных, ювелирных и других фабриках, непосредственно коснулись не самого процесса художественного творчества, а лишь последующего за ним процесса воссоздания задуманного художником в материале, в процессе тиражирования.

Однако было бы неправильно отрицать влияние техники на деятельность художника декоративно-прикладного искусства, на результаты его творчества. Некоторое отличие имеется уже в постановке творческой задачи. Если художнику предлагается выполнить индивидуальный заказ, то здесь он более всего свободен от каких-либо внешних ограничений. Он может задумать и выполнить такой совершенный рисунок, предмет, какой позволяют ему творческое дарование и требования заказчика. Если же ему предлагается создать образец для многосерийного производства, то тогда художнику необходимо иметь в виду целый ряд моментов. Здесь и спрос на вещь, и качество материала, наличие необходимого оборудования его мощности и т.д. Художник должен продумать и возможные варианты в случае замены оборудования, невозможности исполнить задуманное в нужном материале, отсутствия той или иной краски и т.п. Но эти «ограничения» - всего лишь специфические условия творчества художника-прикладника.

Второе относится к ремесленной форме и связано с деятельностью художественных промыслов, кустарных артелей, выпускающих изделия маленькими сериями, в которых даже на этапе тиражирования участвует ручной труд.

Внутри всего сложного общественного организма художественные промыслы живут своей особой жизнью. И по тому, как они существуют, мы судим об общественных условиях, способствующих или, напротив, тормозящих их развитие.

Жизнь художественных промыслов, с одной стороны, подчиняется экономическим законам, с другой - на нее оказывают влияние социально-психологические законы, формирующие новую художественную потребность, вкус, моду, оценку. Экономические и социально-психологические законы, в конечном счете, тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На практике же эта связь приобретает порой неожиданные формы, дает самые удивительные результаты. Она, например, порождает так называемые противоположные моды, вкусы, идеи, стили. Появление противоположных настроений очень часто в общественной жизни. Именно в борьбе противоположностей и заключается источник движения всех жизненных форм. Применительно к нашему предмету это значит, что промышленность и ремесло порождают вещи с совершенно противоположными свойствами. В частности, принцип стандартизации в корне противоположен принципу уникальности, индивидуальности.

Стандартизация накладывает отпечаток на все стороны предметного мира, на внешний облик людей, определенным образом влияет на их взгляды. Она порождает некоторую нивелировку вкусов, порождает стереотипы, в частности, и в художественной жизни. Таким образом, сама промышленность и дизайн, который ее обслуживает, создают настроение неудовлетворенности, поисков, индивидуального творчества, т. е. такое, которое в корне противоположно самому характеру машинной индустрии.

Так создаются благоприятные условия для оживления деятельности художественных промыслов, но уже на новом уровне их развития.

В одних случаях художественные промыслы существуют на базе давно сложившихся ремесел. В них и художественные приемы, и формы предметов, и техника изготовления являются традиционными, существуют и по сей

день в таком виде, каком они сформировались много десятков лет назад. Это великоустюжский ювелирный промысел (артель «Северная чернь») и хохломская роспись по дереву, художественные лаки, дымковские глиняные расписные игрушки, вологодский, елецкий, кировский и другие кружевные промыслы и т.д.

Другие работают на базе местного сырья, в городах и сельских местностях: резчики по кости, рогу, дереву, машинная вышивка, росписи платков, тканей, изделия из синтетических материалов и т.п. С точки зрения организации производственного процесса, деятельность современных художественных промыслов представляет собой мелкосерийное производство, в котором в большей или меньшей степени участвует ручной труд. Во многих из них существует пооперационное разделение труда, и каждый мастер выполняет только одну определенную операцию. Так, например, в нижнетагильском промысле росписи подносов один мастер пишет букеты, другой делает золотую отводку, третий покрывает лаком и т. п. Точно так же ведется роспись хохломских изделий. Разделение трудовых операций присутствует и во многих других промыслах. Тем не менее это не означает снижения художественной ценности данной вещи. В современных промыслах создание той или иной вещи осуществляется по эскизам художников, хорошо знающих технику и технологию производства.

Основная цель деятельности промыслов -сохранять и развивать дальше художественные традиции определенных районов и областей, создавать произведения, соответствующие высоким требованиям, предъявляемым к такого рода искусству, давать возможность проявлять неистощимый запас творчества там, где есть в этом потребность.

Третье направление также относится к ремесленной форме. Это творчество многомиллионной армии любителей, отдающих свой досуг художественному ремеслу.

Как своего рода продолжение второго направления в развитии декоративно-прикладного искусства ширится волна массового творчества в нашей стране. В последние годы огромный интерес к художественному творчеству проявился в такой сфере жизни, как быт. За-

метно возросло стремление все большего числа людей самим участвовать в организации своего быта. По характеру своему это третье направление есть не что иное, как все то же художественное ручное ремесло. Однако оно рассматривается самостоятельно по нескольким причинам. Во-первых, потому, что им занимаются, как правило, люди, не имеющие прямого отношения к художественному труду и специального художественного образования, и, во-вторых, потому, что этот процесс распространяется на узкую сферу личного быта и существует как определенный вид художественной самодеятельности, как новая форма отдыха, форма чередования труда.

В наши дни стало обычным создание многих бытовых предметов собственными руками. Это и мелкая пластика, и столярные работы, начиная от полочки для книг, вешалок, светильников, ваз, торшеров и заканчивая сложными скульптурными композициями. Такая форма творческой деятельности приобщает людей к материальному и духовному творчеству, формирует вкус, высокие художественные потребности.

Декоративное искусство, составляя ограниченную часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером воздействует на настроение, состояние человека, влияет на его положительное отношение к окружающему миру.

Украшенное изделие приобретало новый вид, становилось красивее, наряднее, богаче по цвету. При этом оно сохраняло свое утилитарное назначение, полезность. Вместе с тем можно было и просто любоваться, выставлять его напоказ как выставочный экспонат. Ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за мастерство украшения, тонкость работы и благородство материала. Позднее, в XIX в., эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство». Если предметы прикладного искусства выпускаются тысячами, дизайна - миллионами, то декоративные изделия - в ограниченном количестве. В них художник проявляет свое мироощущение, свое «я», свой, только ему присущий, индивидуальный вкус.

Необходимо отметить, что декоративноприкладное искусство- это, прежде всего, народное искусство, которое помогает увидеть привычные вещи по-новому, понять красоту окружающего мира. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом.

Народное искусство - за этими словами стоят большие и важные явления: народная поэзия и театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Это - фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

Народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека, представляющую собой одновременно материальную и духовную культуру. В основе своей оно имеет мифологическое, поэтическое отношение к миру, характеризуется эпическим переживанием мира, коллективностью творчества, связью с бытом. Это искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся формообразующим началом, связывающим современность с прошлым. Эпический характер образа определяется самим типом творчества, коллективным методом работы, основанном на подобности, повторе и вариации. Благодаря этому образная структура народного искусства сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариациями и новыми элементами.

Место народного искусства в системе культуры определяется функциями: памятной, обрядовой, родовой, коммуникативной. Воспроизводство народно-ценностного начала определяет непреходящую роль народного искусства в культуре, его современность.

Изделия народных мастеров и вся его деятельность не существует раздельно от школы. Школы народного мастерства - национальные, региональные, краевые - функционируют благодаря преемственности.

«Преемственность - это не просто передача потомкам того, что в свое время взято от предшественников, но и обогащение этого опыта собственными творческими достижениями. Изделия народных художественных промыслов ценятся и потому, что они сохраняют творческий характер труда художника-масте-

ра, результатом которого будет неповторимое произведение искусства» [2].

За творчеством одного мастера всегда стоит опыт коллектива, передающего преемственность традиций из поколения в поколение, отношение к жизни, скрепленное общностью нравственных идеалов, определяющих общие принципы творческой коллективности. Именно этим, по словам М.А. Некрасовой, определяется в первую очередь народное в народном искусстве: содержанием принципа коллективности, а не артельным характером самодеятельности.

Народный мастер представляет школу народного мастерства, реализуя ее традиции на основе известных образов и мотивов, используя метод варьирования, выступает от лица школы как хранитель традиций и определенной художественной организации.

Однако необходимо отметить, что зависимость творчества мастера нормами школы не ограничена. Результат работы художника в промысле тем значителен, чем полнее проникает он в традицию, чем больше проявляется его личная индивидуальность, самобытнее оказывается созданное им творение. Творческая среда промысла в этом случае остается главной формирующей силой.

Одним из важных условий существования и развития традиционного народного искусства является массовость. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного искусства позволяет привлекать к участию в работе людей практически всех возрастных групп, с различной трудовой и художественной подготовкой. Именно поэтому народное искусство так массово, так близко и понятно всем, так увлекательно и доступно.

Народные художественные промыслы — особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства, когда издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли те или иные изделия не для собственных нужд, а для рынка.

В основном, центры изготовления предметов традиционного народного искусства располагались в маленьких городах, селах, деревнях. Жизнь людей в мало населенных пун-

ктах шла неторопливо. Г ородские новшества и преобразования происходили медленно из-за географической удаленности деревень от больших городов. Это и стало причиной того, что в таких местностях сохранялись древнейшие традиции русской культуры. Только в таких местах можно услышать старинные колыбельные и хороводные песни, увидеть русские печи, прялки, костюмы, предметы быта и забавы. Только там, сохраняя вековые традиции изготовления изделий декоративноприкладного искусства, люди из поколения в поколение передают свой опыт и секреты мастерства своим ученикам.

По словам М.А. Некрасовой, традиционное народное искусство в нашей стране развивалось в четырех формах. «В первой форме народное искусство предстает не вычлененным из своей этнографической среды бытования. Оно связано с породившим его этническим и социальным бытовыми укладами. Это народное творчество сел Севера и Центра России, Приамурья, народов Камчатки, Средней Азии, .... тех мест, где народное искусство тесно слито с сельской жизнью ее бытовыми духовными потребностями, определенным комплексом понятий и представлений. Народный мастер -носитель традиций национальных, региональных школ, его художественная деятельность неотделима здесь от коллективного народного творчества. Однако нормы и особенности школ не лишают творчество мастера подвижности и изменчивости.

Во второй форме творчество единичных мастеров сохраняет коллективный опыт традиций.. Народные мастера, перенимая культурные традиции от предков, создают произведения особого исторического смысла. Они становятся «памятными» и своей связью с прошлым, с историей края и с конкретным местом.

Третья форма представляет собой стихийное развитие народного художественного промысла. Новый вид сам возникает, иногда совсем неожиданно и как будто бы случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины. К примеру, роспись по дереву Полхов-Майдана.

В третьей форме народное искусство функционирует весьма интенсивно: обновляет

формы, развивает свои навыки и приемы, но, в сущности, не изменяет своей целостности, что и обеспечивает ему развитие и признание. Художественная идея, технический навык быстро перенимаются у соседа, дополняются и развиваются в творчестве коллектива. В такой напряженной, импульсивной работе многих что-то утверждается, а что-то отбрасывается, складывается и закрепляется система, оттачивается вкус отдельного мастера и всех вместе.

В четвертой форме деятельность художественного промысла представляет мастерская с производственным оснащением, механизацией подсобных работ; народный мастер в своей творческой деятельности здесь значительно связан тиражированием образцов и принципами промышленного планирования, что заметно подавляет творческую волю народного мастера. Он перестает выступать как творец и носитель культурной традиции, часто превращаясь в безликого копииста безликих изделий. С очевидностью такая метаморфоза предстает там, где живые очаги народного искусства пытаются превратить в фабричное производство.

В четвертой форме развития народного искусства - в мастерских - из-за отсутствия научных методов организации и часто потребительского отношения к традиции все больше и больше теряется народный характер творчества, но не перестают, тем не менее, оставаться народными школы традиционного мастерства. Всегда сохраняется и в этой ситуации потенциальная возможность, при соответствующих условиях, их полноценного возрождения. Яркими примерами того в истории являются Палех, Хохлома и другие.

Каждая форма отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память. Все четыре формы определяет общая структура творчества, но в каждой - индивидуальное начало, личностное выступает в

разных качествах и связях с коллективным» [3, 12].

Выше мы уже говорили о том, что с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность.

Художественная промышленность - это промышленное производство серийных и массовых художественных изделий, сочетающих утилитарные и эстетические качества, составляющих существенную часть бытовой материальной и художественной культуры общества. Областью художественной промышленности является производство предметов быта: посуды, мебели, тканей, ковров, одежды, обуви, игрушек, ювелирных украшений и др. Многие из них выступают в качестве собственно художественных произведений и могут быть отнесены к декоративно-прикладному искусству (например, многие изделия фарфоровых заводов: им. М.В. Ломоносова, Дулев-ского, Дмитровского). Наряду с методами декоративно-прикладного искусства в сфере производства используются методы дизайна (особенно в проектировании мебели, осветительной арматуры и пр.): его развитие предоставляет возможность придать художественные качества изделиям промышленности (не только легкой). Однако традиционно к художественной промышленности относится лишь то производство, высшей целью которого служит создание произведений искусства и которое осуществляет промышленное тиражирование художественных образцов.

В современных условиях постиндустриального и общества потребления роль эстетического фактора повышается [1, 665]. Влияние декоративно-прикладного искусства во всех формах художественной промышленности, деятельности отдельных мастерских, индивидуального творчества профессионалов и любителей возрастает. Таким образом, более значимыми становятся связи, которые объединяют культуру, искусство и художественное производство.

Список использованной литературы:

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.М. Кантора. - М., 1997. - 736 с.

2. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Научно-методическиое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений. - М.: Флинта, 1999. - 64 с.

3. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сборник статей / Под ред. М. А. Некрасовой. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.