Научная статья на тему 'Декоративная резьба украинских иконостасов конца XIX – начала XX века'

Декоративная резьба украинских иконостасов конца XIX – начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
367
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОСТАСНАЯ РЕЗЬБА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / РЕЗНОЙ ДЕКОР / ICONOSTASIS CARVINGS / DIRECTION OF DEVELOPMENT / CARVED DECOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одрехивский Роман Васильевич

В исследуемый период резной декор украинских иконостасов развивался в двух направлениях: продолжение исторических стилей (историзм и неостили) и использование орнаментально-композиционных систем традиционного народного искусства. Собранные исключительно в полевых условиях непосредственно на объектах анализируемые материалы показывают оригинальность каждого направления. Объекты, описанные в статье, в научный оборот вводятся впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On decorative carved ornamentations in Ukrainian iconostases of late XIX and early XX century

Carved decor of Ukrainian iconostases during the studied period had been developed in two directions: as imitation of historical styles (historicity and neo-styling); as well as usage of ornamental compositional systems derived from people’s traditional art. Analyzed materials gathered exclusively in the field conditions in situ immediately and introduced for the first time into scientific circulation has proven quite original character of each direction.

Текст научной работы на тему «Декоративная резьба украинских иконостасов конца XIX – начала XX века»

УДК 745:27-523(477)"18/19"

Р. В. Одрехивский

Декоративная резьба украинских иконостасов конца XIX - начала XX вв.

В исследуемый период резной декор украинских иконостасов развивался в двух направлениях: продолжение исторических стилей (историзм и неостили) и использование орнаментально-композиционных систем традиционного народного искусства. Собранные исключительно в полевых условиях непосредственно на объектах анализируемые материалы показывают оригинальность каждого направления. Объекты, описанные в статье, в научный оборот вводятся впервые.

Ключевые слова: иконостасная резьба, направления развития, резной декор

Roman W. Odrekhivsky

On decorative carved ornamentations in Ukrainian iconostases of late XIX and early XX century

Carved decor of Ukrainian iconostases during the studied period had been developed in two directions: as imitation of historical styles (historicity and neo-styling); as well as usage of ornamental compositional systems derived from people's traditional art. Analyzed materials gathered exclusively in the field conditions in situ immediately and introduced for the first time into scientific circulation has proven quite original character of each direction.

Keywords: iconostasis carvings, direction of development, carved decor

Декоративная резьба по дереву - один из самых традиционных видов декоративно-прикладного искусства Украины, умелые резчики по дереву были известны издавна. Как в России, так и на Украине декоративная резьба по дереву достигла особенно высокого уровня в украшении церквей. Несомненно, одной из наиболее важных частей церковного интерьера является иконостас. Именно о декоративной иконостасной резьбе и пойдет речь. В наше время на территории России, Украины и других стран СНГ происходят открытия новых церквей и реставрация старых. Кроме того, на территории наших стран открываются различные новые мастерские по изготовлению и реставрации изделий богослужебного назначения. Возрождаются уже позабытые традиции изготовления различных предметов церковных интерьеров. Именно в спектре этих проблем тема нашей статьи является актуальной.

В советское время, на наш взгляд, проводилось очень мало исследований, посвященных церковному искусству конца XIX - начала XX в. Это касается даже академических изданий, таких как «Всеобщая история искусств»1 и др. Только с 90-х гг. XX в. началось более интенсивное изучение вопроса, сначала - в статьях, позже -в монографиях. Что касается проблематики украинских иконостасов исследуемого периода, следует выделить работы М. Станкевича2, М. Селивачова3, О. Ноги4 и некоторых других ученых. Отдельные вопросы декоративной резьбы украинских иконостасов поднимал в своих работах и автор данной публикации5. Однако,

как нам представляется, многие проблемы декоративной резьбы украинских иконостасов еще недостаточно исследованы учеными. Среди них: художественно-стилистические особенности; взаимосвязь с народным искусством декоративной резьбы иконостасов исследуемого нами региона и некоторые другие проблемы.

Целью статьи является детальное исследование художественных особенностей декоративной резьбы украинских иконостасов конца XIX - начала XX в. В основу публикации легли полевые материалы, собранные автором непосредственно в украинских церквях. Все объекты, описанные в данной статье, были исследованы автором лично в местах их расположения. Большая часть материала, рассматриваемого в статье, впервые вводится автором в научный оборот.

Анализ публикаций показал, что в развитии декоративной резьбы украинских иконостасов конца XIX - начала XX в. условно можем выделить два главных направления: 1) наследование исторических стилей - историзм и неостили; 2) применение орнаментально-композиционных систем народного традиционного искусства.

Иногда в декоративной резьбе одного и того же иконостаса присутствуют черты как первого, так и второго направления. В этом случае отнесем этот иконостас к той группе, элементы которой имеют преимущество. К сожалению, в отличие от живописи, резной декор иконостасов и других предметов церковного интерьера конца XIX - начала XX в. очень часто оставался вне пределов внимания исследователей.

Р. В. Одрехивский

Очень интересные иконостасы сохранились на территории Львовской и Ивано-Франковской областей Украины, в регионе, который называют Галицией. Особенно это касается первого, наиболее распространенного направления развития - историзма и неостилей.

Так в декоративной резьбе иконостасов Галиции в исследованный нами период четко прослеживаются необарочные тенденции. Это заметно в ступенчатом размещении икон в направлении вверх, к центру иконостаса. Среди резной орнаментики - барочно уложенный лист аканта, изображение стеблей растений, уложенных в форме латинской буквы «Б» (иконостас церкви Св. Юрия поселка Магеров Жовковского района Львовской области, 1905-1912). Понятно, что сама пластика резного орнамента в этом и других иконостасах «под барокко» обычно качественно отличается от настоящего барокко второй половины XVN-XVШ вв., в первую очередь, глубиной объема пластики. По этим и другим характеристикам более приближены к настоящему барокко второй половины XVN-XVШ вв. только те иконостасы, которые воссоздавались не как новый проект, а как точные автентические копии исторических барочных иконостасов второй половины ХУІІ-ХУІІІ вв., такие как иконостас церкви Св. Онуфрия во Львове, выполненный в начале XX в. по образцу иконостаса из Красной Пущи Тернопольской области Украины, 1735-1750 гг. Вероятно, толчком для воссоздания копии этого иконостаса был пожар 1899 г., во время которого оригинал в Красной Пуще сгорел6.

Однако в этот период историзма и неостилей преобладал резной декор, в стилевом почерке которого одновременно объединялось наследование нескольких исторических стилей, само собой разумеется, с эклектической интерпретацией. Ярким примером этого может служить иконостас церкви Рождества Святейшей Богородицы (церковь 1895 г.) в городке Сколе Львовской области, расположенного в чудесной долине Украинских Карпат.

Иконы наместного яруса разделены между собой круглыми колоннами с канелюрами. На фоне редкого применения резного декора в нижних ярусах, выделяется резной декор дьяконских врат вокруг картин с изображением барочного мотива акантового листка, уложенного в рисунок латинской буквы «Б». Иконы же яруса с изображением праздников расчленены между собой согласно традиции древнегреческой архитектуры триглифами. А под апостольским ярусом поверхность иконостасной стены покрывает полоса, выполненная резьбой с мотивом крупномасштабного рокайлевого декора, разрывом элемента буквы «С» вверх. Фронтоны

верхней части иконостаса, что вмонтированы над рядом икон с изображениями пророков, декорированы накладной золоченой резьбой по мотивам стилизованного растительного декора, уложенного буквой «Б». Подобным декором, но ажурным, украшена самая верхняя часть иконостаса над ярусом с изображениями пророков. Итак, композиция декора резьбой этого сколев-ского иконостаса решена с применением разных неостилей - под классицизм, рококо и барокко.

Таким образом, декоративная резьба украинских иконостасов, согласно нашему делению -первого направления развития (историзма и неостилей), была разнообразна. Наши полевые исследования показали, что в большинстве случаев в декоре иконостаса резьбой преобладало использование одновременно нескольких неостилей, как в декорировании сколевского иконостаса. А доминирование одного неостиля, как в магеровском иконостасе встречается значительно реже. Впрочем, в историзме и неостилях понятие стиля более условное, чем в настоящих исторических стилях предыдущих веков.

Большой интерес представляет и второе (согласно нашему делению) направление развития иконостасной резьбы. Это - использование в декоративной резьбе украинских иконостасов орнаментально-композиционных систем традиционного народного искусства. В первую очередь, конечно, украинского народного искусства. Действительно, обследование церквей показало, что в конце XIX - начале XX вв. было сооружено довольно много иконостасов, в декоративной резьбе которых начинаем замечать элементы орнаментально-композиционных систем традиционного народного искусства. На некоторых объектах они были сначала малозаметными. Главные их приметы - применение в декоре иконостасов элементов народной резьбы, специфический силуэт иконостаса или его отдельных частей, темный черно-коричневый цвет «под мореный дуб» и пр.

С некоторой вероятностью к начальной стадии развития этого направления отнесем иконостас начала ХХ в. из церкви Св. Николая города Теребовля Тернопольской области Украины. На первый взгляд, структура его - типично эклектический пятиярусный иконостас с наследованием исторических стилей. Однако некоторые стилизованные элементы резного орнамента и темный черно-коричневый цвет указывают на первые, хотя и нечеткие попытки ввести в декор иконостасной стены черты украинского стиля.

Привлекает внимание состоящий из четырех ярусов иконостас церкви Св. Апостолов Петра и Павла (1935) с. Ворохта Надворнянского района Ивано-Франковской области. Автором иконостаса

160

Вестник СПбГУКИ • № 1 (18) март • 2014

Декоративная резьба украинских иконостасов конца XIX - начала XX вв.

является известный гуцульский мастер резьбы по дереву Василий Турчинюк (1864-1939). По поверхности иконостаса применен прием декорирования гуцульской плоской резьбой. Это - мотивы косого креста, мелкого ромба, квадрата и других комбинаций геометрических фигур.

В иконостасе церкви Благовещения (1927) (с. Гребенив Сколевского района Львовской области) тоже применен способ декора, но только несущих конструкций, гуцульской плоской резьбой. Однако, в отличие от вышеупомянутого ворохтянского иконостаса, декор гребеновского иконостаса - полихромирован.

Одним из лучших выполненных с применением элементов орнаментально-композиционных систем традиционного народного искусства является иконостас церкви Святой Троицы в г. Дрогобыч Львовской области. Иконостас был выполнен в 1907-1909 гг. мастером резьбы по дереву Андреем Сабараем и мастером Голембиовским7. Иконы, написанные художником М. Сосенком, отображают дух модерна.

Иконостас декорирован ажурной плоской резьбой. Поверхность иконостасной стены темного тона «под дуб», покрытая орнаментами, заимствованными и трансформированными из гуцульской и бойковской народной плоской резьбы. Ниже икон наместного яруса иконостас декорирован комбинациями из разноликих ромбов. Такой же мотив, только более мелкого масштаба, обрамляет все иконы и врата наместного яруса и картины яруса с изображением праздников.

Линия сегмента арочного проема над дьяконскими вратами декорирована по древней украинской традиции мотивом растительных стеблей и мелких трилистников, уложенных в своеобразный вариант древнерусской плетенки. Площадь иконостасной стены вокруг арочного проема над дьяконскими вратами декорирована в древней традиции украинских иконостасов стилизованным графическим растительным мотивом трехлепестковой головки цветка и трилистника. Именно в декоративной резьбе этого иконостаса мы видим самое высокое совершенство декоративной стилизации резьбы «под народный стиль».

Оригинальной творческой интерпретацией мотивов народной гравюры является ажурный резной декор обоих дьяконских и царских врат. Нижнюю часть обоих дьяконских врат декорирует вертикальный прямолинейный мотив трилистника, в который вплетен извилистый растительный мотив стилизованного листка.

В иконостасе церкви Пресвятой Троицы г. Дрогобыч (Украина, Львовская обл.) удалось достичь гармонического единства резного декора и живописи благодаря обращению к народным традициям резьбы, орнаментики и живописи. Ведь одежда

некоторых персонажей на живописных картинах также декорирована мотивами народной вышивки бойков и гуцулов. Дрогобычский иконостас - свидетельство того, как черты украинского народного искусства могут органически вплетаться в художественное оформление интерьера церкви.

Таким образом, влияние орнаментальнокомпозиционных систем традиционного народного искусства постепенно утвердилось в иконостасной резьбе Украины конца ХІХ - начала ХХ вв. Чаще всего это проявлялось в применении мотивов гуцульской плоской резьбы.

Подводя итоги нашего исследования, можем сделать определенные выводы. На рубеже ХІХ и ХХ вв. вырисовывается интересная и многоплановая картина декоративной резьбы украинских иконостасов. С одной стороны, продолжается убедительное преобладание историзма и неостилей, что привело к созданию большого количества иконостасов с самыми различными направлениями и композиционными решениями. Описанные выше иконостасы в поселке Магеров, г. Сколе и Львове - это типичные объекты, каких было создано в то время в регионе сотни.

С другой стороны, было создано много иконостасов с применением орнаментально-композиционных систем народного традиционного искусства. И это направление не ограничивается, конечно, проанализированными объектами в с. Гребенив, с. Ворохта и г. Дрогобыч. Несомненно, что оба направления заслуживают более подробного, возможно, монографического исследования с расширением территориального ареала, проведением сравнительного анализа иконостасов церквей России, Украины, Белоруссии, стран Прибалтики и др.

Примечания

1 Всеобщая история искусств: в 6 т. М. : Искусство, 1956-1966. Т. 6.

2 Станкевич М. Українське художнє дерево XVI-XX ст. Львов: Ін-т народознавства НАН України, 2002. 479 с., іл.

3 Селівачов М. Лексикон української орнаментики. Киев: Ред. вісн. «Ант». 2005. С. 399.

4 Нога О. Український стиль в церковному мистецтві Галичини кінця ХІХ-початку ХХ століть. Львов: Укр. технології, 1999. 160 с.

5 Одрехівський Р. Сакральна різьба по дереву в Галичиніі XIX - першої половини XX століть: історія та худож. особливості. Львов: Афіша, 2006. 288 с., іл.

6 Драган М. Українська декоративна різьба ХVІ-ХVІІІ ст. Киев: Наукова думка, 1970. С. 118.

7 Гулевич М. Мотиви народної дерев'яної різьби в іконостасі церкви Св. Трійці міста Дрогобича // Українська народна творчість у поняттях міжнародної термінології. Киев: Родовід, 1996. С. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.