Научная статья на тему 'Дефицитарность отношений взаимодействия «Ребенок-взрослый» как условие личностного развития подростка'

Дефицитарность отношений взаимодействия «Ребенок-взрослый» как условие личностного развития подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
608
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Владимир Валерьевич

Рассматриваются особенности взросления подростков с нарушенными отношениями взаимодействия. Комплексное исследование подростков от 12 до 16 лет показало, что в 14 лет дефицитарность отношений сопровождается перестройкой структуры индидвидально-личностных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дефицитарность отношений взаимодействия «Ребенок-взрослый» как условие личностного развития подростка»

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1972. - N° 2. - С. 114123.

2. Деркач А.А. Акмеология: методология, методы и технологии / А.А. Деркач. - М.: РАГС, 1998. - 320 с.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - М.: РАГС, 1998. - 256 с.

4. Климов Е.А. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала / Е.А. Климов // Психология работы с

персоналом в трудах отечественных специалистов / сост. и общая ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 512-514.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К.маркова. - М., 1996. - 308 с.

6. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983. - 205 с.

7. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова. - Казань: КГУ, 2000. - 224 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. -720 с.

В.В. ТЕРЕЩЕНКО

ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ» КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

Рассматриваются особенности взросления подростков с нарушенными отношениями взаимодействия. Комплексное исследование подростков от 12 до 16 лет показало, что в 14 лет дефицитарность отношений сопровождается перестройкой структуры индидвидально-личностных свойств.

Актуальность исследования свойственных многим семьям девиантных подростков дефици-тарных отношений обусловлена резким ростом количества асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде. В их усилении на этапе меж-поколенческого перехода, охватывающем, как мы считаем, подростковый и юношеский периоды онтогенеза, значительную роль играют общественные процессы. Как отмечает Д.И. Фельдш-тейн [5; 6], исключительное значение для усиления дисгармонизации отношений взрослых и взрослеющих детей имеют факторы, свойственные именно России последних десятилетий: смена ценностных ориентаций, потеря подавляющей частью населения нравственных ориентиров. В связи с этим мы предприняли попытку в углубленном изучении подростков проанализировать

влияние складывающихся в наши дни отношений взаимодействия взрослых и детей на их взросление.

Одним из направлений нашего исследования являлось изучение последствий включенности 1216-летних детей в разрушающиеся отношения с родителями, семьей в целом. В частности, мы изучали роль дефицитарности отношений взаимодействия в личностном развитии подростков-школьников.

В исследовании дефицитарности отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» мы опираемся на психологиЧеские работы последних десятилетий [1; 2; 3], авторами которых показано, что деформированность и смятость пространства взаимоотношений взрослых и детей проявляется, во-первых, в ослаблении структурированнос-

© В.В. Терещенко, 2009

195

ти общей системы отношений современного общества. Это характерно и для конкретных локальных отношений взрослых с детьми, и для отношений мета-уровневых, например, межпоколенчес-ких. Во-вторых, деформация отношений между поколениями выражена в реальной протестно-агрессивной позиции значительной части современных подростков по отношению к другим поколениям (младшим и взрослым людям). В-третьих, опыт работы с девиантными подростками и их родителями, комплексное изучение условий формирования обращающихся за психологической помощью подростков (школьников, учащихся спузов), особенностей их поведения, самосознания, самоопределения, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психического и личностного развития индивида на подростковом и юношеском периодах онтогенеза позволяют считать, что объективно сложились необходимые предпосылки для осмысления дефи-цитарности как явления, в котором выражена специфика нарушенности системы отношений взаимодействия между поколениями детей и взрослых и постановки вопроса о роли дефицитарнос-ти отношений «ребенок-взрослый» в системе условий, определяющих характер личностного развития взрослеющего человека. Мы считаем, это, в-четвертых, что в психологии развития, возрастной и педагогической психологии можно использовать понятие «дефицитарность», сохранив за ним значение определенного состояния процесса саморазвития и самоформирования, вызванного утратой, разрушением нормы отношений взаимодействия «ребенок-взрослый». Мы также полагаем, это, в-пятых, что в нормализации позиционирования подростков по отношению к разным поколенческим стратам, не только к взрослым людям, следует учитывать особенности социального статуса детства в обществе в точке «настоящее» [5].

В связи со всем вышесказанным представляется, что в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального взросления, психолого-педагогической коррекции формирования ребенком своей личности важно создать систему условий для содействия психологического преодоления подрастающим человеком дефицитарнос-ти отношений как особого негативно переживаемого им состояния.

Нами изучались три группы городских школьников, с различными по форме устойчивыми

проявлениями протестно-агрессивной позиции. В первую группу входили школьники среднего подросткового возраста (48 чел.: 12-13-летние). Вторую группу, условно определенную по результатам комплексного изучения как «рубежная», образовали 67 школьников-подростков 14-летнего возраста. В третью группу были включены старшие подростки 15-16 лет (174 чел.).

В исследовании личностных особенностей подростков применялся опросник Л.Н. Собчик ИТДО [4]. Анализ полученных данных по методике ИТДО был направлен на выявление внутри-групповых норм, взаимосвязей индивидуально-личностных свойств, что позволяло оценить структурные изменения личности школьника-подростка в зависимости от возраста и от полос-пецифичной принадлежности. Особой задачей ставилось определение различий в выраженности индивидуально-личностных свойств у разных по возрасту и полу подростков.

Как оказалось, переход от ступени среднего к старшему подростковому возрасту связан с целым рядом изменений, представляющих особый интерес для понимания развития современного подростка с дефицитарными отношениями взаимодействия. Очень показательны данные о динамике выраженности индивидуально-личностных свойств у подростков из семей с нарушенными детско-родительскими отношениями (по нашим данным до 25,7% от всей возрастной когорты) в общей системе взросления и воспитания в зависимости от занимаемого ими положения на этапах подросткового периода. Результаты экспертного оценивания, собеседований с подростками трех групп, данные их опроса по методике ИТДО и оценка статистических различий при уровне р < 0,01 позволяют считать достоверной зафиксированной тенденцией волнообразное изменение таких свойств, как экстравертированность, спонтанность, тревожность, эмотивность. При этом, если у исследованных нами трех групп подростков (12-13-летних; 14-летних; 15-16-летних) динамика таких свойств как экстравертирован-ность, спонтанность, эмотивность на этапах возраста выражена в подъеме нормативных данных в 14 лет (у «рубежной» группы 14-летних школьников), то для свойства тревожность на этой же «точке» подросткового возраста наблюдается обратная зависимость - результаты по этой шкале ИТДО у второй группы респондентов довольно резко снижаются.

Именно в этой связи интересны данные проверки статистической достоверности различий, послужившие основанием для осмысления устойчивости обнаруженных тенденций, их последующего объяснения в общем анализе психологического содержания развития подростков с нарушенными и социально нормативными роди-тельско-детскими отношениями на разных ступенях подросткового возраста.

Так, статистически значимо различаются в своей выраженности у 12-13-летних в сравнении с другими, более старшими подростками следующие индивидуально-личностные свойства: с 14-летними только одно [возраст испытуемых здесь и далее указан как индекс средних] - спонтанность (М13 = 4,91 и М14 = 5,83; t = 2,651, р = 0,009), с 15-летними уже три: спонтанность (М13 = 4,91 и М15 = 6,00; t = 2,421, р = 0,018); ригидность (М13 = 5,57 и М15 = 4,82; t = 2,079, р = 0,041); интровер-тированность (М = 4,76 и М = 3,55; t = 2,863, р = 0,005); с 16-летними школьниками два: ригидность (М13 = 5,57 и М16 = 4,88; t = 2,607, р = 0,009); интровертированность (М = 4,76 и М = 4,00; t = 2,201, р = 0,029). Для 14-летних подростков картина различий показателей по шкалам методики ИТДО иная. Установлено, что значимо различаются результаты 14 и 15-летних подростков по шкале эмотивность (М = 6,39 и М = 5,34; t = 2,534, р = 0,013). Различия выявлены между данными 14-ти и 16-летних подростков по шкалам спонтанность (М14 = 5,83 и М16 = 5,24; t = 2,216, р = 0,027); эмотивность (М14 = 6,39 и М16 = 5,68; t = 2,633, р = 0,009).

Как следует из приведенных данных, спонтанность, ригидность, интровертированность, эмотивность являются теми индивидуально-личностными свойствами, которые наиболее подвержены существенным изменениям за короткий отрезок взросления подростка-школьника, остро испытывающего дефицитарность отношений взаимодействия с взрослыми.

Учитывая диагностический подход Л.Н. Соб-чик к анализу индивидуальности, можно считать, что на изломе двух «блоков» взросления в подростковом возрасте - границе среднего и старшего этапов этого периода (14 лет) - резко возрастает, а затем снижается высокая поисковая активность школьника-подростка. Её ослабление у более старших подростков связано, по всей видимости, с ростом тревожности, которая снимается в противостоянии слабости и силы, экстравертирован-

ности и интровертированности, а также с подавлением проявлений эмотивности, большей и постепенно усиливающейся регуляцией эмоциональных состояний, большим контролем за их проявлением в межличностных отношениях.

Показательно в связи с этим, что с переходом к верхней границе подросткового возраста (к рубежу юности) меняются существенно и черты личности, в которых интровертированность представлена как определяющее их индивидуально-личностное свойство. Показатели интровертиро-ванности устойчиво понижаются на дистанции онтогенеза от 13 до 16-ти лет, что означает - внешняя пассивность у взрослеющего подростка сменяется постепенно иной картиной поведения, в которой изменяется нагрузка потребности в общении с окружающими, ослабевает контроль общительности. В то же время общие данные исследования подростков-школьников (выборки из 512 чел.) показывают, что в движении к юношескому возрасту (по мере приближения к верхней границе подросткового периода) изменяется и интрапсихическая активность.

В связи с последним замечанием небезынтересно, что статистически значимых различий (при р < 0,01) между данными 14-летних и 17-летних по всем шкалам методики ИТДО не оказалось вовсе. В этой связи возникает вопрос: можно ли думать, что рубеж между средним и старшим подростковым возрастами в каких-то общих психологических чертах близок к рубежу между подростковым периодом и юношеским? Оставим пока ответ на этот вопрос о сходстве переходов взросления индивида в стороне, так как в настоящее время этот аспект нами детально изучается, и обратим внимание на выявленное изменение структуры полученных данных.

Установлено, ч&о для 12-13-летних подростков статистически значимо (р < 0,001) взаимосвязаны спонтанность и ригидность (+ 0,469). Согласно принятой трактовке спонтанности и ее проявлений, данные по шкале методики ИТДО «спонтанность», показывают, что среди 12-13-летних подростков 64,58% обладают позитивной самооценкой, им свойственно стремление к нормальному самоутверждению. В то же время 35,42% подростков этой возрастной группы демонстрируют стремление к доминированию среди окружающих, потребность лидировать, раскованность поведения.

Ригидность, как устойчивость к стрессу и оп-

ределенный педантизм (формирующаяся черта) характерны для 45,83% испытуемых из этой же возрастной группы. Субъективизм, инертность, которая может распространяться на широкий круг действий свойственны 54,17% опрошенным 12-13-летним подросткам. Но, что более важно, так это своеобразие поведения подростков, возникающее при объединении свойств спонтанности и ригидности. Ими определяются устойчиво конфликтный и протестный круг реакций, усиление внутриличностного конфликта и одновременно экспансивности. Стремление лидировать заменяется стремлением подавлять, оправданный риск - непродуманными, неконтролируемыми поступками.

Обоснованно можно считать, что у довольно значительной группы 12-13-летних подростков с нарушенными родительско-детскими отношениями формируется индивидуализм позиции, выраженный как избыточная самоуверенность, самовлюбленность, эгоистичность, нежелание учитывать интересы сверстников и других окружающих - 20,83% опрошенных этой группы школьников (по результатам кросс-табуляции данных). Показательно, что в группе 14-летних число подростков, ориентированных на индивидуализм снижается до 14,92%, у старших подростков - до 12,06%. При этом взаимосвязь спонтанности и ригидности у этих двух возрастных групп статистически значимой не является.

Как видим, процесс взросления подростков с дефицитарными отношениями связан с преобразованием занимаемой ими позиции. Понять ее изменения помогают взаимосвязи свойств у двух следующих групп - 14-ти и 15-16-летних школьников. Для 14-летних подростков статистически значимыми (р < 0,001) являются взаимосвязи между значительно большим, чем у 12-13-летних опрошенных, кругом данных об экстраверти-рованности и агрессивности (+0,463), спонтанности и агрессивности (+0,493), экстраверти-рованности и интровертированности (- 0,681), тревожности и сензитивности (+ 0,524). Раскрывая выявленные взаимосвязи, важно обратить внимание на результат анализа сопряженности у 2-й и 3-й групп подростков приведенных индивидуально-личностных свойств. Так, совместность экстравертированности и агрессивности в норме может рассматриваться как реализация потребности в самоутверждении, стеничный тип поведения (при высоких показателях - гиперсте-

нический). Ослабление каждой из характеристик свидетельствует о наращивании гипостеничнос-ти - слабости поведения, усилении контроля за действиями, нерешительности, негативной предубежденности по отношению к возможному влиянию окружающих, возрастании тревожности.

Поэтому не удивительно, что в общей структуре данных подростков возникает статистически значимая связь между сензитивностью и тревожностью, а также спонтанностью и агрессивностью. Последняя общность индивидуально-личностных свойств может проявляться в поведении как компенсаторное по истокам отреаги-рование на реальную или всего лишь возможную ситуацию. В связи с приведенной трактовкой существенно, что в изученной нами группе 14-летних подростков взаимосвязи свойств образуют не только психологически выразительные диады (см. выше), но симптоматически характерную триаду: «экстравертированность - агрессивность - спонтанность», а также дополнительно окрашиваются выразительной связью свойств тревожности и сензитивности. Частотный анализ данных об интересующих нас совместно работающих свойствах показывает, что для 34,33% опрошенных из этой группы триада «экстраверти-рованность - агрессивность - спонтанность» приобретает смысл индикатора, позволяющего в своей высокой выраженности считать, что именно этой части школьников свойственны стремление к риску, доминантности среди окружающих, спонтанность и неконтролируемость действий, их конфликтный характер. Этим же школьникам свойственно прибегать к таким по характеру действиям, которые расцениваются большинством окружающих как враждебные, социально негибкие в силу развивающегося упрямства, снижения самоконтроля, рефлексивности, постоянства выбора агрессивных форм поведения. Существенно, что в группе 14-летних резко выделяются две подвыборки подростков: (а) с гиперстенич-ным поведением (34,33%) и (б) с гипостенич-ным поведением (14,92%). Подобной резкой дифференциации в группе 12-13-летних школьников с нарушенными родительско-детскими отношениями (их дефицитарностью) не выявлено. Все это может указывать на особую интенсивность развития в 14 лет - на своеобразной точке перелома подросткового периода онтогенеза. В этой связи показательно, что для школьников старшего под-

росткового возраста (15-16-летних подростков) статистически значимыми (при р < 0,001) являются взаимосвязи между данными об агрессивности и ригидности (+ 0,472), экстравертирован-ности и интровертированности (- 0,532), тревожности и сензитивности (+ 0,451), о тревожности и интровертированности (+ 0,381).

Эти данные позволяют увидеть еще одну тенденцию взросления подростков, воспитание которых определяется нарушенными родительско-детскими отношениями, а именно: возникающую у старших подростков за 14-летним рубежом подросткового периода онтогенеза устойчивость ряда образующих в структуре индивидуально-личностных свойств симптоматические группы «ядерных» компонент. В первую могут быть включены свойства агрессивности, ригидности, спонтанности, во вторую - экстравертирован-ность и интровертированность, в третью - тревожность, сензитивность, интровертированность. Эти свойства в приведенной сочетанности могут рассматриваться в роли индикаторов протестно-го поведения подростков, на развитие которых влияют дефицитарные отношения взаимодействия с взрослыми.

Таким образом, исследование показывает, что дефицитарные отношения, являясь результатом деформации межпоколенческих отношений, представляют собой особый тип взаимодействия подростков и взрослых и выступают одним из условий преобразования структуры

индивидуально-личностных свойств личности. Сочетанность свойств агрессивности, ригидности, спонтанности, экстравертированности и ин-тровертированности, тревожности, сензитивно-сти и интровертированности можно использовать для реализации симптоматического подхода к оценке нарушенного личностного развития подростка с дефицитарностью отношений взаимодействия «ребенок-взрослый».

Библиографический список

1. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М., 1988.

2. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением / Е.Г. Дозорцева. - М., 2004.

3. Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития / Л.М. Семенюк. - М., 2006.

4. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств / Л.Н. Собчик. - СПб., 2002.

5. Фельдштейн Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии, 2005. - №>1. - С. 15-17.

6. Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его самоопределения / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии, 2007. -№4. - С.3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.