Научная статья на тему 'Дефиниция и функции регионального музея XXI века'

Дефиниция и функции регионального музея XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
922
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЛОКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / REGIONAL MUSEUM / GLOBALIZATION / TRANSFORMATION / LOCAL MUSEUM / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / IDENTITY / MULTI-CENTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каткова Кристина Федоровна

Прогрессирующие в последние десятилетия процессы регионализации и глокализации придают особое звучание проблеме развития региональных музеев. В этой связи возникла необходимость осмысления феномена регионального музея в контексте формирования новой модели музейной институции и изменения содержания ее функций и миссии, детерминированных трансформацией исторически сложившегося классического музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition and function of regional museum of 21st century

Progressing in recent decades, the processes of regionalization and glocalization add a special touch to the problem of development of regional museums. In this context there is the necessity of understanding the phenomenon of regional museum in the context of forming a new model of museum institutions and changes in its functions and mission, deterministic transformation of the historically classic Museum

Текст научной работы на тему «Дефиниция и функции регионального музея XXI века»

УДК 069-027.555(470)"20"

К. Ф. Каткова

Дефиниция и функции регионального музея XXI в.

Прогрессирующие в последние десятилетия процессы регионализации и глокализации придают особое звучание проблеме развития региональных музеев. В этой связи возникла необходимость осмысления феномена регионального музея в контексте формирования новой модели музейной институции и изменения содержания ее функций и миссии, детерминированных трансформацией исторически сложившегося классического музея.

Ключевые слова: региональный музей, глобализация, трансформация, локальный музей, историко-культурное наследие, идентичность, многофункциональный центр

Kristina F. Katkova Definition and function of regional museum of 21st century

Progressing in recent decades, the processes of regionalization and glocalization add a special touch to the problem of development of regional museums. In this context there is the necessity of understanding the phenomenon of regional museum in the context of forming a new model of museum institutions and changes in its functions and mission, deterministic transformation of the historically classic Museum

Keywords: regional museum, globalization, transformation, local museum, historical and cultural heritage, identity, multi-center

Рубеж ХХ-ХХ1 в. был ознаменован интенсивным распространением глобализационных процессов, результатом которых в новом столетии стала трансформация различных сфер бытия, изменившая мировоззрение современных людей. Культурная глобализация выступает причиной размывания индивидуальных черт не только отдельно взятой личности, вызвав утрату ее идентичности, но и целых этнических групп, культур и даже регионов. Но в то же время способствует и активизации национальных движений, актуализации проблем сохранения локальных культур.

Одним из социокультурных институтов, способных уравновесить общественные и культурные противоречия, является музей. Сближение и полилог культур, универсализация культурной жизни, информатизация задают условия и характер взаимодействия музея и общества, музея и личности. Прогрессирующие в последние десятилетия проявления регионализации и глокализации придают особое звучание проблеме развития региональных музеев. Видоизменяются способы их бытования, трансформируется содержание их функций и миссии, что определяется изменением условий жизни, мировоззрения и мировосприятия сегодняшнего посетителя и выявлением новых ценностей, интересов и потребностей музейной аудитории. В связи с этим возникла необходимость осмысления феномена регионального музея в свете актуальных тенденций функционирования общества и культуры в XXI в.

В отечественной и зарубежной музеоло-гии не сложилось единого определения музея данного статуса. Как правило, в европейских странах термином «региональные музеи» обозначают те музеи, которые «отвечают запросам населения специфических районов»1. Их основная задача - поддержание культурной идентичности локальных сообществ посредством сохранения и трансляции традиций и обычаев, составляющих характерные особенности того или иного региона и проживающего на его территории населения. Миссия данных музеев включает в себя следующие аспекты: сохранение культурной специфики общины как составляющей многогранного уникального облика региона; стимулирование развития местности; собирание, интерпретация, хранение предметов материальной культуры региона для пользы местной общины.

В российском музееведении понятие «региональный музей» возникает при рассмотрении музеев в рамках классификации «по категориям культурной значимости - музеи федерального, регионального и местного значения и т. д.»2. И связано оно с его ролью в пределах локальной территории, так как музей данного статуса изучает, сохраняет, представляет и популяризирует местное историко-культурного наследие.

Региональные музеи нашей страны берут свое начало от музеев на местах. Они прошли путь от учреждений, изучающих локальные территории, до институтов, ориентирован-

ных на сохранение культуры общества и на разноплановое развитие личности. Местные музеи можно с полным основанием отнести к институтам, способствующим формированию социального и экономического благополучия региона; сохранению и популяризации находящихся на его территории памятников истории и культуры; нравственному и образовательному росту населения. Широкий спектр проблем, на решение которых с самого возникновения изучаемых учреждений направлялась их деятельность, позволяет к основным характеристикам данной музейной институции отнести исторически сложившуюся многопрофильность и полифункциональность. Как и любой другой музей региональный обладает характеристиками согласно принятой в отечественной музеологии классификации «по типам, видам и профилям». Если говорить о типе музея, то региональный музей относится в большей степени к научно-просветительскому типу, так как ставит своей задачей именно работу с посетителем, направленную на актуализацию и популяризацию культурного наследия. Согласно видовой классификации региональный музей чаще всего относится к категории «государственные музеи», так как, чтобы стать культурным центром целого региона, необходимо пользоваться государственной поддержкой. Что касается профиля, то статус регионального музея могут носить музейные учреждения всех профильных групп. Но в связи с тем, что «более 60% всего профильного состава музейной сети»3 принадлежит историко-краеведческим музеям, которые, как признано, «наиболее полно представляют историческую перспективу жизни человека в данной природной и социальной среде»4, то за ними остается первенство и преимущество в определении профильной принадлежности регионального музея.

Опираясь на классификационные признаки изучаемого понятия, его характеристики и опыт отечественных и зарубежных исследователей в данном вопросе, автор считает правомерным под региональным музеем понимать учреждение, занимающееся сохранением регионообра-зующих признаков путем выявления, изучения, актуализации историко-культурного и природного наследия локальной территории; удовлетворяющее духовные потребности ее жителей; поддерживающее целостность и многообразие региона.

Феномен регионального музея раскрывается посредством не только его дефиниции, но и функций, которые он выполняет по отношению к культуре, обществу и личности. Под функциями любого музея понимаются «исторически форми-

рующиеся и изменяющиеся формы общественного назначения или использования музея как многофункционального учреждения»5.

Социокультурные функции музейной институции являются объектом внимания исследователей на протяжении длительного времени. Еще Б. Г. Вихман и Ф. П. Аделунг6, создавая в 1817 и 1821 гг. Проект музея национальной истории, задавались вопросом о функциях будущего музея. Н. Ф. Федоров7 в 1880-е гг. вновь возвращается к данной проблеме, которую в 1920-е гг. развивает Э. Голлербах8. На протяжении последующих десятилетий ученые9 неоднократно обращались к изучению интересующего нас понятия, выделяя те или иные содержательные аспекты музейных функций, которые по-прежнему находятся в фокусе внимания современных исследователей10.

На сегодняшний день существует широкий спектр трактовок содержания социокультурных функций музейной институции, но музееведческое сообщество, а вместе с ним и автор статьи, выделяют:

- функцию документирования явлений и процессов в природе и обществе посредством сохранения и освоения культурного и природного наследия;

- образовательно-воспитательную функцию, связанную с информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов, а также познавательными и культурными запросами общества по отношению к музею;

- функцию организации свободного времени, отвечающую общественным потребностям в культурных формах досуга, эмоциональной разрядке и пр.11

Социокультурные функции находятся в постоянном развитии, которое определяется меняющимися в определенных политической, экономической или культурной ситуациях общественными потребностями, запросами и интересами музейной аудитории. Но вместе с тем функции музея константны, поскольку документирующее и образовательно-воспитательное значение музея остается неизменным на протяжении значительных исторических эпох. Именно стабильность названных выше функций и позволяет считать их базовыми функциями любого музея независимо от его профиля, вида, типа, административной принадлежности. В силу чего можно с уверенностью говорить о том, что региональные музеи выполняют те же базовые функции, что и музеи вообще, но только эти функции в большей степени сфокусированы на конкретной локальной территории и ее населении. Так, функция документирования исторических, культурных, социальных, экономических, политических, этнографических и

Дефиниция и функции регионального музея XXI в.

природных аспектов жизнедеятельности региона реализуется на основе изучения, сохранения и отражения в пространстве музея памятников культуры и истории локальной территории, а также природной среды местности, где находится музей, иными словами регионального историко-культурного и природного наследия. Специфика образовательно-воспитательной функции применительно к региональным музеям заключается в том, что музеи, благодаря информационным и экспрессивным свойствам музейных предметов, посредством которых осуществляется передача посетителю культурного опыта и информации о традициях и нормах, характерных для данного региона, а также проводимой ими образовательной деятельности, не только распространяют знание о локальной территории, но и закладывают базис для укрепления региональной идентичности местного населения, вовлекая их в процессы охраны историко-культурного наследия. Именно благодаря этой функции музей способен воздействовать на сознание, мировоззрение и мировосприятие посетителя. Региональный аспект функции организации свободного времени чаще всего связан с тем, что музей выступает единственным учреждением местности для культурного времяпровождения проживающих на ее территории людей. В связи с этим музей берет на себя роль центра творческой активности, креативных инициатив, личностного развития, сочетая в себе черты таких учреждений культуры, как клуб, театр, творческая мастерская и т. д.

Вместе с тем в региональных условиях происходит изменение содержания социокультурных функций, в результате чего в их рамках региональными музеями решаются следующие задачи:

1. Региональный музей представляет собой центр научного документирования местности, на которой он располагается. В контексте обозначенной задачи происходит сохранение регионообразующих признаков, которые и формируют уникальный образ региона. В музейном пространстве создаются условия для документирования исторических, культурных, политических, экономических, этнографических процессов и актуализации сформировавшегося историко-культурного и природного наследия. Музейная деятельность фиксирует указанные признаки в пространственно-временном соотношении, что способствует укреплению уникального образа локальной территории. Реализация задачи научного документирования местности особенно актуальна в условиях глобализации, ибо одной из ключевых проблем повсеместной интеграции является размыва-

ние индивидуальных черт не только отдельно взятой личности, но и целых этнических групп, культур и даже регионов.

2. Музей является одним из центров научно-исследовательской деятельности региона, так как выявление, отбор, изучение, сохранение и использование памятников требуют серьезной проработки, а полученные результаты могут стать научными открытиями. На сегодняшний день мы можем констатировать неравномерную реализацию музеями, даже в рамках одной административной единицы, названной задачи. Так, к примеру, для большинства районных музеев Ленинградской области функционирование в качестве центров научно-исследовательской деятельности региона, в силу разных причин, пока остается лишь перспективным направлением развития. В то время как Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник на протяжении не одного десятилетия является центром археологических исследований не только Ленинградской области, но и России.

3. Региональный музей - это учреждение культурного представительства местности, на которой он располагается. Значимость задачи обусловлена тем, что в отличие от мегаполисов, культурное пространство которых включает в себя сотни музейных институций, в регионах именно музеи выступают практически единственно существующими презентационными площадками. Культурное представительство реализуется на основе способности музея презентовать локальную территорию с целью формирования ее положительного образа. Этот процесс осуществляется с помощью музейных предметов, представляющих исторические, культурные, социальные, политические, этнографические, природные аспекты бытования региона; а также с помощью музейных экспозиций, отражающих культурную реальность, в которой собраны культурные нормы, превалирующие в обществе в то или иное время. Зачастую задача культурного представительства местности связана с тем, что региональный музей является местом встреч, проводимых в регионе для информационного обмена и продуктивного межкультурного взаимодействия между различными социальными и этническими общностями, поколениями и профессиональными коллективами.

4. Региональный музей - образовательно-воспитательный центр, осуществляющий процесс передачи культурных норм и ценностей, межпоколенной трансляции опыта с учетом изменяющихся потребностей и интересов музейной аудитории. Принимая во внимание исто-

рически сложившуюся многопрофильность музейного института, а регионального особенно, неравномерно развитую в российских регионах культурную инфраструктуру, мы можем предположить, что зачастую роль клубов, театров, домов культуры берут на себя музеи. Посредством успешной реализации указанной задачи региональный музей может помочь местному населению и в адаптации к изменениям во внешней среде, зафиксированным во многих регионах: социальным патологиям, духовному кризису личности и утрате нравственных ориентиров; нестабильной экономической ситуации и низкому уровню жизни, в большей степени обостренным в российских провинциях и оказывающим неблагоприятное воздействие на психоэмоциональное здоровье населения. Благодаря тому, что региональный музей сегодня становится многофункциональным культурным центром региона, можно предположить, что в качестве места времяпрепровождения региональное население выберет именно этот институт, в силу чего данная задача является более актуальной и присущей в большей степени именно этой категории музеев.

Возможность выделения рассмотренных задач, которые выполняют региональные музеи в рамках реализации их социокультурных функций, связывается автором непосредственно с тенденциями развития музейного мира, обусловленными глобализацией. Мы можем констатировать, что сегодня музей расширяет свои социальные полномочия. Это дает ему право включаться не только в процессы, связанные с культурой, обществом и личностью, но и становиться участником рыночных отношений, проникать в те сферы жизни социума, которые были прежде не актуальными для музея как социокультурного института.

Сформулированные в настоящей статье дефиниция, функции и задачи регионального музея позволили подойти к осмыслению его феномена, который в свою очередь обусловливает социокультурную миссию музеев на местах, соответствующую современному контексту, определяемому глобализационными процессами: формирование региональной идентичности жителей области и положительного облика местности у туристов с целью сохранения уникальности локальной территории как единого

социально-экономического, социокультурного, полиэтничного объединения и актуализации ее культурного наследия.

Примечания

1 Цилага Е. М., Дермицаки К., Доксанаки А. О некоторых аспектах организации региональных музеев в Греции. URL: http: // museology-spb. narod.ru (дата обращения: 06.02.2017).

2 Классификация музеев. URL: http: // museum.ru (дата обращения: 06.02.2017).

3 Акулич Е. М. Музей и регион. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. С. 328.

4 Там же.

5 Социальные функции музея. URL: http: // museum. ru (дата обращения: 06.02.2017).

6 Музееведческая мысль в России XVIII-XX вв.: сб. док. и материалов / отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Этерна, 2010. С. 170-199.

7 Федоров Н. Ф. Из философского наследия. М.: Традиция, 1982. 711 с.; Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Собр. соч.: в 4 т. / сост. А. Г. Гачева, С. Г. Семенова. М.: Традиция, 1995. Т. 2. С. 370-422; Его же. Поучительный памятник (музей) // Там же. Т. 3. С. 120-126.

8 Голлербах Э. Ф. Апология музея: роль музейного строительства по учению Н. Ф. Федорова // Казан. музейн. вестн. 1922. № 2.

9 Равикович Д. А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение: вопр. теории и методики. М.: НИИК, 1987. С. 10-24; Ванслова Е. Г., Гнедовский М. Б., Дукельский В. Ю. Социальные функции музея: споры о будущем // На пути к музею XXI в.: сб. науч. тр. М.: НИИК, 1989. С. 186-204; Кузьмин А. С., Кузьмина Е. Е. О диалектике функций историко-культурного музея: музей как средство межкультурной трансляции и внутрекультурной рефлексии // Музееведение: музеи мира: сб. науч. тр. М.: НИИК, 1991. С. 60-70; Макарова Н. Г. Социальные функции музея // На пути к музею XXI в.: сб. науч. тр. М.: НИИК, 1989. С. 200-210.

10 Мастеница Е. Н. Социальные функции музея в глобальном мире // Тр. СПбГИК. 2015. Т. 210: Петербургская культурологическая школа С. Н. Иконниковой: история и современность. С. 229-236.

11 Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. СПб.: Лань: Планета музыки, 2016. С. 56; Словарь актуальных музейных терминов. Социальные функции музея // Музей. 2009. № 5. С. 61; Российская музейная энциклопедия: сайт. URL: http: // museum.ru (дата обращения: 06.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.