Научная статья на тему 'Дефекты механизма реализации внешних функций государства и средства их устранения'

Дефекты механизма реализации внешних функций государства и средства их устранения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ДИСФУНКЦИЯ ГОСУДАР СТВА / ДЕФЕКТЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА / STATE / EXTERNAL FUNCTIONS OF THE STATE / DYSFUNCTION OF THE STATE / THE DEFECTS OF THE MECHANISM OF REALIZATION OF EXTERNAL FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туманов Сергей Николаевич

Введение: Российская Федерация реализует комплекс внешних функций в особо сложных геополитических и внешнеэкономических условиях, что делает постановку и решение вопросов об эффективности деятельности государства в указанных направ лениях чрезвычайно актуальными. Цель: формирование общетеоретической модели дефектов механизма реализации внешних функций государства. Методологическая основа: общефилософской, мировоззренческой основой исследования механизма реа лизации внешних функций Российского государства является материалистическая диалектика и составляющие ее общие принципы познания. Центральными общенауч ными методами исследования выступают системный и структурно-функциональные подходы. В числе частноправовых методов применяются формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: предложено авторское понимание дефектов механизма реализации внешних функций государства, установлено их соотноше ние с дисфункциями государства и правонарушениями в сфере государственного управления, определены основные средства устранения подобных дефектов. Выводы: дефекты механизма реализации внешних функций государства детерминированы объективными и субъективными, внутренними и внешними факторами и несут в себе ряд значимых управленческих рисков, что требует установления и применения в рамках данного механизма особой группы средств по профилактике, устранению дефектов и их негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFECTS IN THE MECHANISM OF REALIZATION OF EXTERNAL FUNCTIONS OF THE STATE AND WAYS OF OVERCOMING THEM

Ваckground: Russian Federation implements a set of external functions in a very complex geopolitical and economic conditions, which makes the formulation and solution of questions about the effectiveness of a state action in these directions extremely important. Objective: formation of theoretical models of defects of the realization mechanism of the state external functions. Methodology: the philosophical and ideological basis of the research of the realization of external functions of the Russian state mechanism is the materialist dialectics and its components: general principles of cognition. Central scientific methods of research are systemic and structural-functional approaches. In private law practices formal legal, comparative-legal methods are used. Results: the author’s understanding of the defects of the mechanism of realization of external functions of the state is suggested in the article, their correlation with the dysfunction of the state and offences in the sphere of public administration is established, the main ways of removing such defects are defined. Conclusions: defects in the mechanism of realization of external functions of the state are determined by the objective and subjective, internal and external factors, and carry a number of significant management risks, which requires the establishment and application in the framework of this mechanism the special groups of funds for the prevention, elimination of defects and their adverse consequences.

Текст научной работы на тему «Дефекты механизма реализации внешних функций государства и средства их устранения»

УДК 342.5

С.Н. Туманов

ДЕФЕКТЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И СРЕДСТВА ИХ УСТРАНЕНИЯ

Введение: Российская Федерация реализует комплекс внешних функций в особо сложных геополитических и внешнеэкономических условиях, что делает постановку и решение вопросов об эффективности деятельности государства в указанных направлениях чрезвычайно актуальными. Цель: формирование общетеоретической модели дефектов механизма реализации внешних функций государства. Методологическая основа: общефилософской, мировоззренческой основой исследования механизма реализации внешних функций Российского государства является материалистическая диалектика и составляющие ее общие принципы познания. Центральными общенаучными методами исследования выступают системный и структурно-функциональные подходы. В числе частноправовых методов применяются формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: предложено авторское понимание дефектов механизма реализации внешних функций государства, установлено их соотношение с дисфункциями государства и правонарушениями в сфере государственного управления, определены основные средства устранения подобных дефектов. Выводы: дефекты механизма реализации внешних функций государства детерминированы объективными и субъективными, внутренними и внешними факторами и несут в себе ряд значимых управленческих рисков, что требует установления и применения в рамках данного механизма особой группы средств по профилактике, устранению дефектов и их негативных последствий.

Ключевые слова: государство, внешние функции государства, дисфункция государства, дефекты механизма реализации внешних функций государства.

S.N. Tumanov

DEFECTS IN THE MECHANISM OF REALIZATION OF EXTERNAL FUNCTIONS OF THE STATE AND WAYS OF OVERCOMING THEM

Background: Russian Federation implements a set of external functions in a very complex geopolitical and economic conditions, which makes the formulation and solution of questions about the effectiveness of a state action in these directions extremely important. Objective: formation of theoretical models of defects of the realization mechanism of the state external functions. Methodology: the philosophical and ideological basis of the research of the realization of external functions of the Russian state mechanism is the materialist dialectics and its components: general principles of cognition. Central scientific methods of research are systemic and structural-functional approaches. In private law practices formal legal, comparative-legal methods are used. Results: the author's understanding of

© Туманов Сергей Николаевич, 2017

Кандидат исторических наук, доцент, первый проректор, проректор по учебной работе (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: edu@ssla.ru © Tumanov Sergey Nikolaevich, 2017

Сandidate of historical sciences, professor, first deputy rector, deputy rector on educational work of the Federal state educational institution of higher education (Saratov State Law Academy) 37

the defects of the mechanism of realization of external functions of the state is suggested in the article, their correlation with the dysfunction of the state and offences in the sphere of public administration is established, the main ways of removing such defects are defined. Conclusions: defects in the mechanism of realization of external functions of the state are determined by the objective and subjective, internal and external factors, and carry a number of significant management risks, which requires the establishment and application in the framework of this mechanism the special groups of funds for the prevention, elimination of defects and their adverse consequences.

Key-words: state, external functions of the state, dysfunction of the state, the defects of the mechanism of realization of external functions of the state

Современное Российское государство в режиме санкционного, информационного, политического и иного давления со стороны целого ряда стран вынуждено затрачивать дополнительные ресурсы для успешного проведения в жизнь собственного независимого внешнеполитического курса. Для этих целей оно стремится в максимальной степени учитывать разнообразные условия, факторы, снижающие эффективность, блокирующие и (или) иным образом препятствующие должной работе всего механизма реализации внешних функций или его части. Практика внешнеполитической деятельности государства остро нуждается в научно обоснованных теоретических разработках проблемы дефектов и дефектности средств и процессов реализации внешних функций государством.

Формирование теоретической концепции дефектов реализации внешних функций государства необходимо для своевременного прогнозирования их возникновения на практике, четкой диагностики их детерминант, а также весьма полезно в целях достраивания механизма внешней деятельности государства посредством установления и применения разнообразного инструментария по исправлению, нейтрализации подобных дефектов, предупреждению и минимизации их возможных негативных последствий. Подлинно эффективной представляется лишь та внешняя политика Российского государства, которая формируется и осуществляется с учетом прогноза и опережения, а не простого реагирования на неконтролируемое изменение мировой конъюнктуры и запоздалого исправления непредвиденных дефектов и препятствий механизма реализации собственных функций.

В связи с этим стоит согласиться с утверждением о том, что «...Россия в силу своего геополитического, демографического, социально-экономического положения максимально заинтересована в том, чтобы возможно раньше и полнее исследовать международно-политические аспекты формирования и развития процессов глобализации и создания межгосударственных объединений экономической интеграции, спрогнозировать и оценить все вероятные последствия развития этих процессов и проанализировать альтернативные варианты собственных действий в различных внутренних и внешних условиях» [1, с. 4].

Применительно к проблемам дефектов государства, государственного управления, функций государства и государственной службы в отечественной юриспруденции получили раскрытие в той или иной степени следующие вопросы: понятия неопределенности, риска, дефектов и дисфункций государственного управления [2]; диагностика патологий системы государственного управления [3]; системные сбои в государственном управлении и их последствия [4, с. 181-184;

5, с. 85-100]; аномалии, девиации и дисфункции государственной службы1; типология ошибок и нарушений, допускаемых органами государственной власти [6, с. 149-159] и др.

Для начала необходимо разобраться в многообразии понятийных форм отражения различного рода отклонений в процессе осуществления внешних функций государства. Наиболее близкими по смыслу и содержанию в данном случае будут понятия «патология», «дефект», «дисфункция», «правонарушение», «дисбаланс». В связи с этим вызывает интерес позиция И.В. Понкина, который вполне оправданно в качестве широкого понятия использует термин «патология государственного управления», который призван отразить всякие существенные отклонения в системе государственного управления [2, с. 57].

Следовательно, можно предложить соотносить понятия «отклонение» и «дефект», «правонарушение», «дисфункция» в сфере государственного управления» как род и виды, при этом отдельно выделять системные дефекты как дисфункции внешнеполитической деятельности государства, а ряд дисфункций как дисбаланс всего механизма реализации функций государства.

Согласно концепции И.В. Понкина к патологиям в государственном управлении относятся:

1) патологии фундаментальных основ государственного строя и государственной власти (в т.ч. патологии демократии), патологии публичного порядка;

2) дефекты государственного управления;

3) дисфункции в государственном управлении;

4) систематическая и выраженная безрезультативность или отрицательная результативность государственного управления; провалы в достижении декларируемых целей [2, с. 58].

В самых общих чертах соотношение дефекта реализации внешний функции государства и его дисфункции представляется следующим образом. Во-первых, далеко не всякий дефект процесса осуществления внешней функции государства может быть приравнен или может вызвать соответствующую дисфункцию внешнеполитической деятельности государства. Во многом это зависит от масштаба самого дефекта и объекта поражения, устойчивости его появления в механизме реализации внешних, длительности протекания, способности продуцировать в дальнейшем новые дефекты государственной деятельности. Во-вторых, дисфункция государства всегда предстает как устойчивое, длящееся и системное нарушение реализации функций государства, затрагивающее ее значительную часть, превращая ее тем самым в собственный антипод и вызывающее целый комплекс негативных последствий в соответствующей сфере государственного управления. Дисфункция государства выступает более сложным, системным нарушением в механизме реализации внешних функций государства, что порой сопровождается нарушением системных связей между экономическим, политическим и правовым блоком средств данного механизма. Вряд ли возможно считать дисфункцией государства появляющиеся время от времени опечатки, ошибки в тексте заключаемых от его имени международных договоров. Целе-

1 Банных ГА. Управленческие аномалии в государственной гражданской службе // Чи-новникъ. 2005. № 6 (40). Электронный журнал (http://chinovnik.uapa.ru/ru/issue/2005/06/); Зинченко Г.П. Государственная служба: дисфункции и девиации // Чиновникъ. 2002. № 1 (17). Электронный журнал (http://chinovnik.uapa.ru/ru/issue/2002/01/). 39

направленное и неоправданное использование вооруженных сил в отношении других государств во внешней политике уже следует признать дисфункцией.

Однако между дефектом и дисфункцией механизма реализации внешних функций государства возможен диалектический переход. Так, накопление дефектов внешнеполитической деятельности государства со временем может привести к качественному скачку и формированию в итоге дисфункции государства в определенной сфере управления. Кроме того, как правило, дисфункция государства будучи устойчивым и системным негативным образованием способна в течение длительного времени продуцировать целый комплекс различных дефектов в системе государственного управления. Например, дисфункциональное применение вооруженной силы во внешнеполитической деятельности способно порождать такие дефекты в государственном управлении, как излишняя централизация государственного аппарата, нарушения принципа разделения властей, бюрократизацию, упрощение отдельных видов государственной деятельности, милитаризацию ряда сфер экономики, нарушения прав человека в реализации государственного управления, и т.д.

Еще одна особенность дисфункции государства в отличие от дефекта государственного управления состоит в том, что дисфункция способна превратить соответствующую ей функцию государства в антипод, полностью подавив ее осуществление, заменив на деструктивную работу органов и должностных лиц государства по соответствующему направлению. Примером этого может служить дисфункция государства в виде противоправного, с точки зрения международного права, разрешения межгосударственного спора посредством военных действий, й которая полностью парализует соответствующую ей функцию международного ? сотрудничества государства в области поддержания мира и мирового порядка.

сл

з Зачастую возникновение дисфункции государства осуществляется не одно-

§1 моментно, а посредством постепенного накопления дефектов государственного

I управления и при достижении ими критической массы. В этом плане нельзя

1 обойти вниманием общую установку системного метода, согласно которой де-

го

| фект в системе управления представляет собой статичное явление, не влекущее

§ само по себе изменение общего ее состояния. Управленческий дефект снижает

| лишь отдельные функциональные возможности конкретного элемента системы

2 или ее подсистемы как его носителя. Дисфункция же системы существенным ° образом влияет как на отношение и связи между конкретными ее элементами, « так и оказывает кардинально негативное воздействие в большинстве случаев на | состояние всей системы или объекта ее воздействия [7, с. 173].

0 Наличие во внешнеполитической деятельности государства ряда дисфунк-

1 ций способно, в свою очередь, вызвать еще более системное поражение всего ° механизма государства в виде его системного дисбаланса, что в итоге приводит

го

3 к «провалу» государства, его разрушению, распаду и неспособности осущест-I влять далее возложенные на него функции. Примером подобного «провала» | можно называть ситуацию с государственным управлением нашего ближайшего

государства-соседа — Украины.

Одним из немаловажных вопросов рассматриваемой тематики является вопрос о детерминации дефектов и дисфункций внешнеполитической деятельности государства. Все причины, на наш взгляд, следует подразделять на объективные и субъективные, вернее, не причины, а факторы и условия, их комбинация за-40 частую являются комплексной причиной возникновения дефекта в механизме

реализации функции государства. Кроме того, условия детерминации дефектов необходимо в отношении механизма реализации функций государства подразделять на внутренние и внешние. Внутренние условия наличествуют в содержании и структуре самого механизма. Одни его дефекты, как правило, порождают другие по цепочке. Внешние факторы присутствуют за пределами рассматриваемого механизма, например, это какие-либо негосударственные явления и процессы в национальном обществе, явления на международной арене, действия других государств и т.п.

Представляется необходимым отграничивать дефекты реализации функций государства от преступных и иных противоправных деяний. Различие видится в ответственности. Дефекты в реализации функций государства требуют реагирования в виде исправления управленческого решения, его коррективов, признания недействительным, возвращения в исходное состояние. Преступные действия наряду с отмеченными последствиями вызывают дополнительно к жизни и меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности при наличии вины в отношении конкретных должностных лиц. В механизме реализации внешних функций государства структурно должны быть предусмотрены две группы (подсистемы) реагирования: первая — на дефекты государственного управления во внешнеполитической сфере в виде мер восстановительного характера, исправления ошибок, коррективы принимаемых решений и их отмены на началах риска; вторая — на противоправные действия государственных органов и должностных лиц в виде разнообразных мер юридической ответственности на началах вины.

При этом в плане реализации внешних функций государства возможно применение и международных санкций, что составляет одну из особенностей реализации именно данных функций. В теоретическом плане можно предложить следующую цепь взаимосвязей в механизме реализации внешних функций государства: объективно возникающая ситуация неопределенности информационно-управленческой ситуации — принятие решение на началах риска — дефект в реализации функции государства — ответные меры по исправлению дефекта — новое или скорректированное управленческое решение. Другая цепь в случае противоправных актов — субъективно складывающаяся ситуация в реализации функции государства — вина — противоправное действие должностного лица — принятие меры юридической ответственности в отношении него — признание исходящего от него акта незаконным, его отмена — принятие нового управленческого решения. Следовательно, необходимо в теории и на практике учитывать два типа препятствий в механизме реализации внешних функций государства — дефекты и противоправные деяния. Сам же механизм должен содержать две группы специфических средств реагирования на них, только в этом случае возможна его эффективная и бесперебойная работа.

Внутренними факторами, обусловливающими появление дефектов в функционировании Российского государства на международной арене, выступают следующие:

недостаточная квалификация государственных служащих, задействованных в реализации внешних функций государства;

материально-финансовая необеспеченность реализации внешних функций государством;

некачественная правотворческая деятельность по имплементации норм международного права в российское законодательство;

недостаточный уровень развития экономики в ряде секторов, особенно в области высоких технологий, отставание от ряда развитых государств в сфере инноваций, промышленности, телекоммуникаций, финансов и др.;

постепенное исчерпание потенциала роста экономики за счет экспортно-сырьевой модели ее развития, что негативно сказывается на межгосударственном экономическом сотрудничестве России и др.

К числу наиболее значимых внешних детерминант дефектов механизма реализации функций государства в современных условиях можно отнести:

усиление глобальной конкуренции на мировом рынке между государствами; углубление и расширение состояний разбалансированности на мировом валютном, сырьевом рынках, продолжающаяся трансформация мировой финансовой архитектуры;

угроза международного терроризма;

возрастание значения инновационных технологий в механизме реализации внешних функций государства, что является своеобразным «вызовом» для России ввиду сырьевой ориентированности ее экономики;

экономические санкции со стороны США и ряда западноевропейских государств, потенциально и реально осложняющие работу механизма реализации внешних функций Российской Федерацией;

противодействие внешней политики России посредством информационных ресурсов, подконтрольных США и Европейскому союзу;

блокирование ряда внешнеполитических инициатив России посредством ООН, иных международных организаций и судебных инстанций;

вмешательство США и других государств через неправительственные организации, СМИ и иными способами во внутриполитические процессы российского общества в целях дестабилизации механизма реализации функций Российским государством;

множественность межгосударственных объединений, в которых Россия принимает участие на постсоветском пространстве, что создает дополнительные трудности в реализации внешней политики государства ввиду разнонаправлен-ности процессов регионализации и неоднородности устанавливаемых в рамках данных объединений международных связей [8, с. 88-100];

коллизионность, фрагментарность, низкая исполнимость норм права, создаваемых для регулирования деятельности региональных международных объединений с участием России (дефективности деятельности Российского государства по международному сотрудничеству со странами ближнего зарубежья способствуют коллизии между общепризнанными нормами международного права и нормами, создаваемыми в рамках данных межгосударственных объединений, между предписаниями национальных законодательств и нормами права межгосударственных объединений, противоречия внутри договорной базы объединений);

в силу достаточно сжатых сроков формирования интеграционных объединений в виде СНГ, ЕАЭС и других объединений их правовая основа характеризуется также декларативностью по ряду направлений сотрудничества, необеспеченностью организационными и правореализационными мерами;

неоднородность процессов трансформирования экономики, права и внешней политики ряда бывших советских республик, что также осложняет деятельность Российского государства по взаимовыгодному сотрудничеству в регионе, и др.

Как уже отмечалось, дефекты механизма реализации функций государства предопределяются как объективными, так и субъективными причинами, что вполне справедливо подчеркивают С.Я. Куриц и В.П. Воробьев. Субъективными причинами следует считать в первую очередь ошибки и просчеты в государственном управлении, что выражается в форме неэффективных, ошибочных и нередко принимаемых с опозданием государственных управленческих решений, исполнение или неисполнение которых приводит к дисфункциям и дисбалансу внутри механизма государства [9]. Принятие и реализация решений в ходе осуществления внешних функций государства в условиях существенной информационно-управленческой неопределенности может выступать фактором, детерминирующим дефекты. При этом субъективно, а порой и объективно наличествующая неопределенность в ходе принятия решений уже сама по себе выступает зачастую дефектом, недоработкой в плане подготовительных действий по реализации той или иной внешней функции государства.

Субъективные факторы могут носить внутренний и внешний характер, как и наоборот, внешние условия могут быть предопределены человеческим фактором, а могут складываться объективно в международно-правовой и политической обстановке.

В качестве наиболее типичных дефектов механизма реализации внешних функций Российским государством стоит отметить на примере функции международного экономического сотрудничества и региональной интеграции: ш дезинтеграцию экономического законодательства РФ и ряда стран СНГ; неис- и полнение отдельных международных договоров, заключенных с соседями по а СНГ; отсутствие работоспособного механизма разрешения проблем региональной о экономической интеграции и разрешения межгосударственных споров; реко- к мендательный и декларативный характер значительной части правовой основы о

с

международного сотрудничества России в рамках СНГ и ЕАЭС; преобладание а

в качестве правовой основы реализации функции межрегионального сотрудни- в

чества со странами СНГ модельного законодательства. Выход и замена по сути о

СНГ на более узкую региональную интеграцию ЕАЭС отчасти свидетельствует р

о дефектности реализации функции по межгосударственному региональному |

сотрудничеству России в целом. к

Наличие дефектов и дисфункций внешнеполитической деятельности пред- а

полагает наличие ряда инструментов, способов и методов по их исправлению, |

нейтрализации и предотвращению. ии

Можно выделить следующие ведущие направления и способы оптимизации №

механизма реализации внешних функций государства: 11

1) изменения в международном праве, его трансформация, заключение новых ) договоров, прекращение действия устаревших, изменение содержания ряда уже 7 заключенных;

2) дальнейшую унификацию внутрироссийского законодательства с нормами международного права;

3) активное использование накопленного позитивного мирового опыта по интеграции государств по целому ряду направлений сотрудничества посредством наделения органов межгосударственных объединений более широкими 43

наднациональными полномочиями, что не только не подрывает государственного суверенитета России как их участника, но, напротив, делает ее внешнюю политику на основе взятых международных обязательств более эффективной;

4) создание интегрированного валютного рынка в рамках ЕАЭС, подготовку которого планировалось завершить еще к 1 января 2016 г. Однако реальная практика продемонстрировала целый ряд сложностей на данном пути и процесс не завершен до сих пор;

5) совершенствование органов управления интеграционными процессами как национальных, так и наднациональных;

6) надлежащий мониторинг и контроль за исполнением международных договоров, заключенных Россией с другими государствами;

7) обеспечение эффективного функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

8) углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности в региональном и общемировом плане;

9) создание совместных транснациональных корпораций с государствами-участниками ЕАЭС, СНГ, ШОС;

10) формирование механизмов выявления коллизий и противоречий между нормами права различных межгосударственных объединений, сосуществующих на одной и той же территории, и их разрешения;

11) создание инструментов оперативного информирования органов межгосударственных интеграционных объединений, действующих на постсоветском пространстве, о недостатках, пробелах или двойственности толкования прини-

й маемых ими международно-правовых актов[10];

? 12) установление четкой иерархии между правом России, интеграционным

сл

з правом (правом интеграционных объединений, участником которых является

| Российская Федерация) и входящей в правовую систему Российской Федера-

1 ции части международного права [11]. Причем подходы к определению роли и | места правовых актов интеграционных объединений в национальной системе,

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| действующие в Российской Федерации и в иных государствах-членах соответ-

| ствующих интеграционных объединений, должны быть едиными; | 13) содействие созданию международной системы информационной безопас-

2 ности;

° 14) разработка действенных мер поддержки отечественных экспортеров и

« товаропроизводителей на международном рынке посредством налогового адми-

| нистрирования, правовой защиты, содействия в установлении международных

0 торговых связей и предоставления государственных гарантий.

1 На основании изложенного можно заключить, что проблему дефектов ме-

0

° ханизма реализации внешних функций государства и его дисфункций на

го

3 международной арене следует рассматривать в качестве важнейшего вопроса

1 общетеоретического учения о функциях государства. Прослеживается тесная | корреляция понятий «неопределённость», «риск» и «дефект» в отношении

определения эффективности работы механизма реализации внешних функций государства. Осознанная и просчитанная неопределенность в механизме реализации функций государства отражается в виде категории «управленческий риск». Просчеты в оценке управленческой ситуации чреваты дефектами. Управленческий риск характеризуется не тем, что становится возможным устранение 44 всякой ситуации ошибки и исключается любой дефект реализации функции, а

тем, что устанавливается просчитанная и адекватная система средств по нейтрализации подобных управленческих ошибок и просчетов на началах риска. Тем самым возможно т.н. «управление рисками», что особенно важно во внешнеполитической деятельности государства ввиду наличия дополнительных факторов риска, объективно формирующейся невозможностью предсказания поведения партнеров по международному сотрудничеству, в силу множества нелинейно развивающихся условий и факторов внешнеэкономической и геополитической обстановки. Отмеченное обстоятельство наряду с суверенитетом государства как самостоятельного и равноправного участника международных связей выводит на первый план в механизме реализации внешних функций государства не меры юридической ответственности, а инструменты восстановления допущенных отклонений, дефектов в межгосударственном общении, предусмотренные договорами, учредительными документами международных организаций и объединений преимущественно не на началах вины, а на началах риска.

Библиографический список

1. Доронина Н.Г. и др. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием единого экономического пространства. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения, 2012 . 70 с.

2. Понкин И.В. Теория девиантологии государственного управления: Неопределённости, риски, дефекты, дисфункции и провалы в государственном управлении / предисл. А.Б. Зеленцова. М.: Буки-Веди, 2016. 250 с.

3. Куриц С.Я., Воробьев В.П. Болезни Государства. Диагностика патологий системы государственного управления и конституционного права. 2-е изд., испр. и доп. М.: Национальное обозрение, 2010. 504 с.

4. Бочегуров А.И. Системные дисфункции государственной службы // Наука и современность - 2010: сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 3. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 181-184.

5. Яковлев А.Ю. Системные сбои в государственном управлении и их последствия: исследование вопроса на примере Индии // Ars Administrandi. 2012. № 3. С. 85-100.

6. Зырянов С.М. Типология ошибок и нарушений, допускаемых органами государственной власти и их должностными лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 149-159.

7. Гайдес МЛ. Общая теория систем (Системы и системный анализ). М.: Глобус-Пресс, 2005. 201 с.

8. Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 88-100.

9. Куриц С.Я., Воробьев В.П. Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права. М.: МГИМО(У) МИД России, 2009. 472 с.

10. Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений (на примере зоны свободной торговли и таможенного союза ЕВРАЗЭС) / отв. ред. В.Ю. Лукьянова. М.: Анкил, 2012. 336 с.

11. Бахин С.В. Международная составляющая правовой системы России // Правоведение. 2007. № 6. С. 126-137.

References

1. Doronina N.G. etc. International Legal Aspects of Realization of Interests of the Russian Federation in Connection with Formation of Uniform Economic Space. M.: Institute of legislation and comparative law, 2012 . 70 р.

2. Ponkin I.V. Theory of Public Administration Deviantology: Uncertainties, Risks, Defects, Dysfunctions and Failures in Public Administration / Foreword. A.B. Zelentsov. M.: Buki-Vedi, 2016. 250 р.

3. Hens S.Y., Vorobiev V.Р. Disease State. Diagnosis of Pathologies of the System of State Management and Constitutional Law. 2-e Izd., Rev. and additional M.: the National review, 2010. 504 р.

4. Bocharov A.I. System Dysfunction of Public Service // Science and Modernity - 2010: proceedings of the III International scientific-practical conference in 3 h. 3 H. Novosibirsk: Publishing house NGTU, 2010. P. 181-184.

5. Yakovlev A.Yu. Systemic Failures in State Government and their Consequences: researching the situation in India // Ars Administrandi. 2012. No. 3. P. 85-100.

6. Zyryanov S.M. the Typology of Errors and Violations by State Authorities and й Their Officials in the Exercise of State Control (supervision) // Problems of State Z and Municipal Management. 2016. No. 1. P. 149-159.

S 7. Guides M.A. General Theory of Systems (and System analysis). M.: Globus-

f Press, 2005. 201 р.

I 8. Kalmykova A.V., Kashirkina A.A., Lukyanov Y.V., Morozov A.N. System of Legal

I Acts in the Sphere of Technical Regulation in the Framework of Forming the Com-'g mon Economic Sace // Journal of Russian law. 2011. No. 6. P. 88-100. ¥ 9. Hens S.Y., Vorobiev У.Р. Disease State. Diagnosis of Pathologies of the System

t of State Management and Law. M.: MGIMO(U) MFA of Russia, 2009. 472 p.

10. Legal Problems of Formation of Interstate Associations (e.g. the free trade

0

1 area and customs Union of the EURASEC) / ed. edited by V.Y. Lukyanov. M.: Ankil, I 2012. 336 р.

го

? 11. Bakhin S.V. International Component of the Russian Legal System // Juris-

I prudence. 2007. No. 6. P. 126-137.

и ш О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.