Научная статья на тему 'Дебрифинг как средство повышения качества симуляционного обучения на кафедре общей хирургии'

Дебрифинг как средство повышения качества симуляционного обучения на кафедре общей хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
661
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ХИРУРГИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ДЕБРИФИНГ / SIMULATION TRAINING / SURGERY / FOREIGN STUDENTS / DEBRIEFING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ефимов Евгений Владимирович, Дорогойкин Дмитрий Львович, Аверьянов Андрей Петрович, Хорошкевич Анна Васильевна

Симуляционное обучение в медицине обеспечивает безопасную для пациентов возможность обучения молодых врачей. Одним из наиболее дискутабельных моментов в применении симуляционного обучения в медицине является контроль и повышение усвоения материала. До настоящего времени нет устоявшихся рекомендаций по методике преподавания, редко применяется такая процедура как дебрифинг. Целью исследования было сравнение эффективности симуляционного обучения у студентов 3 курса при использовании дебрифинга и без него. Педагогический эксперимент проведен в группах иностранных студентов, обучающихся на английском языке. Установлено, что применение разбора действий в ходе симуляционного обучения позволяет повысить эффективность усвоения практических навыков у студентов медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ефимов Евгений Владимирович, Дорогойкин Дмитрий Львович, Аверьянов Андрей Петрович, Хорошкевич Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debriefing as a means of improving the quality of simulation education in general surgery department

Simulation training in medicine provides safe for patients the possibility of training young doctors. One of the most debated points in the application of a simulation training in medicine is to control and increase learning. So far, no established recommendations on teaching methods, this procedure is rarely used as a debriefing. The aim of the study was to compare the efficacy of a simulation study with 3rd year students using debriefing and without it. Pedagogical experiment conducted in groups of foreign students studying in English. Found that the use of parsing actions during a simulation training improves the efficiency of absorption of practical skills in medical university students.

Текст научной работы на тему «Дебрифинг как средство повышения качества симуляционного обучения на кафедре общей хирургии»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 104-107.

удк 378.048.2 Е. В. Ефимов, Д. Л. Дорогойкин

А. П. Аверьянов, А. В. Хорошкевич

Дебрифинг как средство повышения качества симуляционного обучения на кафедре обшей хирургии

Симуляционное обучение в медицине обеспечивает безопасную для пациентов возможность обучения молодых врачей. Одним из наиболее дискутабельных моментов в применении симуляционного обучения в медицине является контроль и повышение усвоения материала. До настоящего времени нет устоявшихся рекомендаций по методике преподавания, редко применяется такая процедура как дебрифинг.

Целью исследования было сравнение эффективности симуляционного обучения у студентов 3 курса при использовании дебрифинга и без него. Педагогический эксперимент проведен в группах иностранных студентов, обучающихся на английском языке.

Установлено, что применение разбора действий в ходе симуляционного обучения позволяет повысить эффективность усвоения практических навыков у студентов медицинского университета.

Ключевые слова: симуляционное обучение, хирургия, иностранные студенты, дебрифинг

Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 3 April 2015 No. 2 (14). pp. 104-107.

E. V. Efimov, D. L .Dorogoikin, A. P. Aver'ianov, A. V. Khoroshkevich

Debriefing as a means of improving the quality of simulation education in general surgery department

Simulation training in medicine provides safe for patients the possibility of training young doctors. One of the most debated points in the application of a simulation training in medicine is to control and increase learning. So far, no established recommendations on teaching methods, this procedure is rarely used as a debriefing.

The aim of the study was to compare the efficacy of a simulation study with 3rd year students using debriefing and without it. Pedagogical experiment conducted in groups of foreign students studying in English.

Found that the use of parsing actions during a simulation training improves the efficiency of absorption of practical skills in medical university students.

Keywords: simulation training, surgery, foreign students, debriefing

СйЬВНРЙИЯлью ^н^Дернй^аЦийв^истемы здравоохранения является повышение профессионального уровня и качества подготовки студентов. В свою очередь, реализация комплекса мероприятий по совершенствованию системы подготовки специалистов хирургического профиля является одной из главных задач Государственной программы развития здравоохранения. Особенно актуальной является не просто потребность в современных знаниях, а современная технология приобретения этих знаний. Для подготовки будущих специалистов и реализации подхода на основе компетенций необходимо использовать широкий арсенал образовательных инструментов. Медицинское образование на современном этапе должно иметь уклон на самообучение и включать в себя большой перечень новых информационных технологий, в т. ч. дистанционное и сймуляционное обучение [1;2;5]. Именно на этапе обучения необходимо показать возможные опасности клинической работы ненадлежащего качества и последствия, к которым они могут привести. Симуляционное обучение дополняет подготовку к реальной клинической практике и обеспечивает безопасную для пациентов возможность обучения молодых врачей, а клиническое моделирование является необходимым инструментом для повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи населению в дальнейшем.

Основной целью применения симуляторов в медицине является имитация человека в целом или его отдельных органов, фрагментов тела, опорно-двигательного аппарата, клинических ситуаций, в который предоставляется медицинская помощь, с возможностью многократной отработки навыков и последующим анализом достигнутых результатов [4; 6]. Из сильных сторон применения симуляционных технологий в образование можно выделить следующие. Все обучающиеся находятся в равных условиях и одновременно всем гарантируется получение опыта. В ходе симуляционного тренинга осуществляется отработка рефлекторного обучения, позволяющего развивать критическое мышление и навыки принятия незамедлительных решений. Посредством симуляции приобретается практический опыт работы до начала самостоятельной клинической деятельности.

На кафедре общей хирургии Саратовского государственного медицинского университета более 3 лет применяются методы симуляци-онного обучения, о чем мы писали ранее [3]. Симуляционный курс используется в учебном процессе у интернов и составляет 2.0 зачетные Цдиницы (72 часа), у ординаторов - 3 зачетные Единицы (108 часов), так же симуляционный курс применяется при прохождении учебной и ^производственной практики на 1 курсе (16 часов) и в ходе преподавания курса общей хирур-

тйи (Т2: ^часов) у студентов З^курса.

Одним из наиболее дискутабельных моментов в применении симуляционного обучения в медицине является контроль и повышение усвоения материала. До настоящего времени нет устоявшихся рекомендаций по методике преподавания. Далеко не во всех структурах, применяющих симуляционное обучение, применяется такая процедура как дебрифинг.

С нашей точки зрения дебрифинг является одним из наиболее важных составляющих при симуляционном обучении. Разбор выполнения упражнения, особенно при использовании записывающей аппаратуры, позволяет курсанту самому оценить качество выполнения процедуры и соответствие стандарту манипуляции, к процессу можно привлечь коллег и внешних экспертов. Дебрифинг помимо максимальной объективизации оценки преследует и образовательную цель — выявление собственных ошибок, что добавляет осмысленности в последующее выполнение процедур.

Целью исследования было сравнение эффективности симуляционного обучения у студентов 3 курса при использовании дебрифинга и без него.

В качестве исследуемых групп мы выбрали один из самых сложных контингетов обучающихся - студентов лечебного факультета 3 года обучения отделения с преподаванием на английском языке. География обучающихся представлена странами Юга и центра Африки. Учебный эксперимент проведен в 2 группах из 12 человек, в первой в ходе симуляционного курса применен дебрифинг. Во второй группе эту процедуру не применяли. Спустя 6 месяцев мы проанализировали выживаемость практических умений студентов.

Учебный эксперимент состоял в следующем. Одной из положительных сторон учебного процесса на кафедре являются занятия в собственном центре практических навыков, где студенты на муляжах закрепляют полученные теоретические знания и осваивают запланированные общеклинические навыки (пунктировать и катетеризировать периферические вены, осуществлять забор крови, выполнять венесекцию, устанавливать желудочный зонд, катетеризировать мочевой пузырь и другие). Отработка специальных навыков включает в себя определение группы крови, резус-фактора, выполнение плевральной и спинальной пункции, основные навыки по иммобилизации переломов и обработке ран.

В обеих группах в первый день цикла проводилось разъяснение задач и методик предстоящих манипуляций. Преподаватель самостоятельно объяснял ход выполнения процедуры, используя видео- и фотоматериалы. В ряде случаев (до отработки практических навыков) проигрывалась клиническая ситуация, требующая их применения. Во второй день цикла были

105 ISSN 2307-2447

Perspectives of Science and Education. 2015. 2 (14)

обСРЖдены основные ";поЯстжения,!®поК11ания и противопоказания к данной лечебной манипуляции; демонстрация манипуляции была про-веДрна преподавателем. В третий день цикла отработка практического навыка проводилась студентами обеих групп на симуляторах под контролем преподавателя. Количество повторений, необходимых для освоения и закрепления навыка, зависло от сложности манипуляции и индивидуальных особенностей слушателя.

Заключительный этап цикла отличался, в первой группе студенты выполняли медицинские манипуляции в учебном классе без преподавателя, велась съемка на видеокамеру. В первой группе после окончания манипуляций был проведен дебрифинг - обсуждение действий и полученных результатов на основе просмотра записи, каждый обучающийся имел возможность оценивать свои ошибки, проводилось обсуждение с преподавателем.

Во второй группе в заключительный день студенты продемонстрировали свои умения преподавателю и были оценены. Работа каждого исполнителя оценивается по разработанной на кафедре 10 -бальной оценке.

Контроль усвоения практических навыков проведен в тех же группах спустя 6 месяцев.

СТудЯПм' юьРЯо ^редрОЖейо выполнитРтРж!! самые манипуляции. В качестве критериев оценки практических навыков применялась используемая на кафедре система 10-бальной оценки.

В группе студентов, где была применена проЩ цедура дебрифинга, средний балл составил 7,3, оценок ниже 4 баллов не было. Во второй группе средний балл составил 5,4, в 4 случаях студенты получили оценку ниже 4 баллов.

Таким образом, применение разбора действий в ходе симуляционного обучения позволяет повысить эффективность усвоения практических навыков у студентов медицинского университета. Это в целом соответствует концепции симуляционного образования в медицине [1;5] и требует более широкого применения дебрифинга при преподавании различных разделов медицины с применением симуляционных технологий. Техническое обеспечение данной процедуры не требует больших материальных вложений, может быть использован простейший девайс, вплоть до мобильного телефона, так как в данном случае качество записи играет второстепенное значение, а на первом плане- возможность оценить свои действия со стороны и выслушать пошаговые критические замечания преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Свистунов А.А. Имитационное обучение в системе непрерывного профессионального медицинского образования. М., 2012. 120 с.

2. Муравьев К.А. Симуляционное обучение в медицине-переломный период // Фундаментальные исследования. 2011. № 10-3. С. 534-537

3. Ефимов Е.В. Первые результаты симуляционного обучения в курсе общей хирургии // Перспективы науки и образования. 2014. № 2. С. 134-137.

4. Clinical simulation: importance to the internal medicine educational mission / P.E. Ogden, L.S. Cobbs, M.R. Howell, S.J. Sibbitt, D.J. Di-Pette // Am J Med. 2007. № 120 (9). Р. 820-824.

5. National Growth in Simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs / Y. Okuda et. al. // Acad. Em. Med. 2008. №15. Р. 1-4.

6. The effect of hi-fisimulation on educational outcomes / D.L. Rodgers et. at. // Simulation in Healthcare. 2009. № 4. Р. 200-206.

2.

3.

4.

5.

6.

REFERENCES

Svistunov A.A. Imitatsionnoe obuchenie vsisteme neprerivnogo meditsinskogo obrasovania [Imitasional training in the system of continuous professional medical education]. Moscow, 2012. 120 p.

Muravev K.A. Simulation training in medicine, critical period. Fundamentalniye issledovaniya - Basic Research, 2011, no. 10-3, pp. 534-537 (in Russian).

Efimov E.V. The first results of a simulation study in the course of general surgery. Perspektivy nauki i obrazovaniia -Perspectives of science and education, 2014, no. 2, pp.134-137 (in Russian).

Clinical simulation: importance to the internal medicine educational mission / P.E. Ogden, L.S. Cobbs, M.R. Howell, S.J. Sibbitt, D.J. Di-Pette. Am J Med. 2007, no. 120 (9). pp. 820-824.

National Growth in Simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs / Y. Okuda et. al. Acad. Em. Med., 2008, no.15, pp 1-4.

The effect of hi-fisimulation on educational outcomes / D.L. Rodgers et. at. Simulation in Healthcare, 2009, no.4, pp. 200-206.

Информация об авторах

Ефимов Евгений Владимирович

(Россия, Саратов) Кандидат медицинских наук, доцент кафедры общая хирургия Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Evg469299@yandex.ru

Information about the authors

Efimov Evgenii Vladimirovich

(Russia, Saratov) PhD in Medical Sciences, Associate Professor of the Department of General Surgery Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky E-mail: Evg469299@yandex.ru

pnojournal.wordpress.com 106

Дорогойкин Дмитрий Львович

(Россия, Саратов) Кандидат медицинских наук, декан лечебного факультета Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Evg469299@yandex.ru

Аверьянов Андрей Петрович

(Россия, Саратов) Доктор медицинских наук, декан педиатрического факультета Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Evg469299@yandex.ru

Хорошкевич Анна Васильевна

(Россия, Саратов) Кандидат медицинских наук, доцент кафедры общая хирургия Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Evg469299@yandex.ru

Dorogoikin Dmitrii L'vovich

(Russia, Saratov) PhD in Medical Sciences, Dean of the Medical Faculty Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky E-mail: Evg469299@yandex.ru

Aver'ianov Andrei Petrovich

(Russia, Saratov) Doctor of Medical Sciences, Dean of the pediatric faculty Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky E-mail: Evg469299@yandex.ru

Khoroshkevich Anna Vasil'evna

(Russia, Saratov) PhD in Medical Sciences, Associate Professor of the Department of General Surgery Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky E-mail: Evg469299@yandex.ru

107 ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.