Научная статья на тему 'Дебиторская задолженность в системе электронной торговли РФ: факторы динамики и проблемы инкассации'

Дебиторская задолженность в системе электронной торговли РФ: факторы динамики и проблемы инкассации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ОНЛАЙН-РИТЕЙЛЕР / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКАССАЦИИ / INTERNET TRADING / FACTORS OF DYNAMICS / ACCOUNTS RECEIVABLE / ELECTRONIC TRADING SYSTEM / CREDIT POLICY / ONLINE RETAILER / PROVIDING THE COLLECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник Галина Сергеевна, Пинчук Ксения Евгеньевна

В статье дана общая оценка рыночного статуса интернет-торговли в РФ. Отмечены ключевые нерегулируемые и регулируемые факторы (в том числе риски, присущие сегменту дистанционной торговли) динамики дебиторской задолженности в системе отечественной электронной торговли. Определены наиболее значимые актуальные проблемы ее погашения, в частности механизм регулирования и взыскания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounts receivable in electronic trading system of the Russian Federation: factors of dynamics and problems of collection

The article provides an overview of the market status of Internet trading in the Russian Federation. The study identifies the key regulated and unregulated factors (including distance selling risks) of the dynamics of accounts receivable in the system of domestic electronic trading. It determines the most important topical problems of its repayment, regulatory mechanism and foreclosure in particular.

Текст научной работы на тему «Дебиторская задолженность в системе электронной торговли РФ: факторы динамики и проблемы инкассации»

УДК 336.274:[339.16.012.23+004.738.5]

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.6.15

Олейник Галина Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Дальневосточного федерального университета

Пинчук Ксения Евгеньевна

магистрант кафедры финансов и кредита Дальневосточного федерального университета

ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ РФ: ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ И ПРОБЛЕМЫ ИНКАССАЦИИ

Аннотация:

В статье дана общая оценка рыночного статуса интернет-торговли в РФ. Отмечены ключевые нерегулируемые и регулируемые факторы (в том числе риски, присущие сегменту дистанционной торговли) динамики дебиторской задолженности в системе отечественной электронной торговли. Определены наиболее значимые актуальные проблемы ее погашения, в частности механизм регулирования и взыскания.

Ключевые слова:

интернет-торговля, факторы динамики, дебиторская задолженность, система электронной торговли, кредитная политика, онлайн-ритейлер, обеспечение инкассации.

Oleynik Galina Sergeevna

PhD in Economics, Assistant Professor, Finance and Credit Department, Far Eastern Federal University

Pinchuk Ksenia Evgenyevna

Applicant for a Master's degree, Finance and Credit Department, Far Eastern Federal University

ACCOUNTS RECEIVABLE IN ELECTRONIC TRADING SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: FACTORS OF DYNAMICS AND PROBLEMS OF COLLECTION

Summary:

The article provides an overview of the market status of Internet trading in the Russian Federation. The study identifies the key regulated and unregulated factors (including distance selling risks) of the dynamics of accounts receivable in the system of domestic electronic trading. It determines the most important topical problems of its repayment, regulatory mechanism and foreclosure in particular.

Keywords:

Internet trading, factors of dynamics, accounts receivable, electronic trading system, credit policy, online retailer, providing the collection.

Современное стремительное развитие информационных технологий, всеобщая компьютеризация и глобализация мировых финансовых процессов являются мощными стимулами роста отечественной электронной торговли. По данным агентства Data Insight на 2015 г., объем рынка электронной торговли в России достиг 650 млрд руб., увеличившись на 14 % в сравнении с предыдущим периодом (рис. 1).

П Продажи, млрд. руб. Рисунок 1 - Динамика объема рынка электронной торговли РФ [1]

Значительный рост электронной торговли обусловил появление целого комплекса проблем, связанных с регулированием и инкассацией дебиторской задолженности в интернет-компаниях [2]. Их решение предполагает всесторонний учет факторов динамики дебиторской задолженности, что позволит обеспечить рациональное ускорение ее инкассации, снизить кредитные риски интернет-продаж [3].

К наиболее значимым нерегулируемым факторам динамики дебиторской задолженности следует отнести:

- уровень доходов на душу населения, определяющий покупательную способность населения и, соответственно, объем рынка электронной торговли. Данные Росстата свидетельствуют о тенденции роста этого показателя за последние годы (рис. 2);

- уровень инфляции в стране. Высокий уровень инфляции снижает покупательский спрос, а также стимулирует задержку погашения долга в целях уменьшения его реальной суммы;

- спрос и предложение на отдельные категории товаров. Конъюнктура рынка определяет объемы интернет-продаж (рис. 3) и, соответственно, динамику дебиторской задолженности;

- социально-политическая обстановка в стране и мире (санкции и другие ограничительные меры в экономике, демография и др.), изменения в законодательстве, регулирующем электронную торговлю;

- географическое положение покупателя (регион, город, сельская местность). Определяет уровень развития торговой сети, ассортимент и цены потребительских товаров, стимулируя рост продаж тех или иных категорий и видов товаров и, соответственно, размер дебиторской задолженности.

30 473,60

35 000,00

30 000,00

25 000,00

20 000,00

15 000,00

10 000,00

5 000,00

0,00

25 928,20 27 766,60

¡среднедушевые доходы

населения, руб.

2012

2013

2014

2015

Рисунок 2 - Динамика среднедушевых доходов населения России в 2012-2015 гг. [4]

инструменты прочие мелочи (чехлы, брелоки и т.д.

косметика спорт и здоровье товары для животных дом и сад товары для детей мобильные устройства электронная и бытовая техника

обувь одежда

Зарубежные

интернет-

магазины

Российские

интернет-

магазины

0%

20%

40%

60%

80%

Рисунок 3 - Потребительские предпочтения категорий товаров при покупке в интернет-магазинах [5, с. 22]

К регулируемым факторам динамики дебиторской задолженности относятся прежде всего элементы кредитной политики торговых интернет-компаний, определяющие порядок продажи товаров на условиях отсрочки платежа, а также механизм регулирования и взыскания задолженности:

- ценовая политика онлайн-магазина. Должна учитывать в первую очередь цели сотрудничества и поведение контрагентов, стимулировать рост интереса покупателей и партнеров к сотрудничеству, в том числе долгосрочному;

- период отсрочки платежа;

- порядок инкассации (в том числе принудительного взыскания) дебиторской задолженности.

Сегменту дистанционной торговли присущи специфические риски, вытекающие из особенностей самого процесса продажи через сеть Интернет: неплатежеспособность покупателя (уровень платежеспособности интернет-продавцом, как правило, не оценивается), сложность идентификации покупателя в случае необходимости принудительного взыскания задолженности; дополнительные расходы, связанные с высоким риском возврата товара, так как купля-продажа

производится в «заочном» режиме. Исходя из этого, можно выделить следующие ключевые проблемы инкассации дебиторской задолженности в системе электронной торговли:

- отсутствие надежных инструментов регистрации обязательств покупателя и способов взыскания просроченной задолженности. Использование собственноручной подписи контрагента под договором коммерческого кредита в условиях географической удаленности при совершении электронных сделок оформить сложно. Выходом из сложившейся ситуации может стать применение электронно-цифровой подписи при заключении договора купли-продажи [6]. Взыскание непогашенной задолженности может осуществляться посредством специализированных инкасса-ционных служб;

- отсутствие системы идентификации и регистрации «ненадежных» покупателей (с несостоятельной историей интернет-покупок);

- несовершенство механизма (в том числе правовой базы) установления сведений о покупателях в случае использования ими недостоверного электронного и почтового адреса и другой необходимой для оформления покупок информации;

- отсутствие действенного порядка компенсации финансовых потерь торговых интернет-компаний, связанных с повышенным риском возврата товаров, как следствия дистанционного характера продаж. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать страхование соответствующих рисков в банке.

Объективная оценка и целевое регулирование факторов динамики дебиторской задолженности онлайн-ритейлеров направлены на оперативное решение проблем ее инкассации, снижения финансовых рисков, укрепления финансового состояния торговых интернет-компаний в целом.

Ссылки и примечания:

1. Источник: Интернет-торговля в России 2017. Цифры и факты [Электронный ресурс] // Data Insight. URL: http://datain-sight.ru/ecommerce20l7 (дата обращения: 12.05.20l7).

2. 5 Ways to Manage Your Accounts Receivable More Efficiently [Электронный ресурс] // Infinit Accounting. 2015. URL: http://www.infinitaccounting.com/blog/5-ways-to-manage-your-accounts-receivable-more-efficiently/ (дата обращения: 12.05.2017).

3. Чиков Д. Простые правила, позволяющие забыть о проблемах с возвратом долгов [Электронный ресурс] // Консалтинговая группа «Интарис». URL: http://www.intaris.ru/experience/articles/138/ (дата обращения: 14.05.20l7).

4. Источник: Динамика среднедушевых доходов населения по Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_11g.htm (дата обращения: 14.05.2017).

5. Источник: Седых И.А. Рынок интернет-торговли 2016 / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М., 2017. С. 1-49.

6. Об электронной подписи [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 апр. 2011 г. № 63-Ф3 : принят Госдумой 25 марта 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.