Научная статья на тему 'Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа'

Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "ДЕБАТЫ" / EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF "DEBATE" / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородова Н.С., Мельникова Н.А.

В данной статье рассматривается роль педагогической технологии «Дебаты» в формировании и развитии критического мышления студентов колледжа. В условиях модернизации отечественной системы среднего профессионального образования в образовательный процесс колледжей и техникумов всё активнее внедряются инновационные технологии, которые делают студента центральной фигурой процесса обучения. Авторы статьи рассматривают применение образовательной технологии «Дебаты» в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» в колледже Бирского филиала БашГУ. Использование данной технологии, по мнению авторов, способствует повышению мотивации и вовлеченности студентов в решение проблем, развитию логического и критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBATE AS A FORM OF DEVELOPMENT OF THE CRITICAL THINKING OF COLLEGE STUDENTS

The research work examines the role of educational technology of “Debate” in the formation and development of critical thinking in college students. In conditions of modernization of the Russian system of the secondary vocational education in the educational process of colleges and technical schools the innovative technologies make a student be a central figure of the teaching process. The authors discuss the use of educational technology of “Debate” in the process of usage of the basic professional educational program for “Law and social security organization”, Code 40.02.01, in a college of the Birsk branch of Bashkir State University. The use of this technology, according to the authors, contributes to the increase of motivation and engagement of students in problem solving, logical and critical thinking.

Текст научной работы на тему «Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа»

Библиографический список

1. Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами. Социальная и клиническая психиатрия. Москва, 2010; Т. 20; Вып. 2: 88 - 97.

2. Большой толковый социологический словарь. Москва, 1998.

3. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 2008. References

1. Baskakova S.A. Sovremennye predstavleniya o sposobah sovladaniya s psihicheskimi rasstrojstvami. Social'naya iklinicheskaya psihiatriya. Moskva, 2010; T. 20; Vyp. 2: 88 - 97.

2. Bol'shoj tolkovyjsociologicheskijslovar'. Moskva, 1998.

3. Maslou A. Teoriya chelovecheskoj motivacii. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg, 2008.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 377.5

Beloborodova N.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Birsk Branch of Bashkir State University (Birsk, Russia),

E-mail: belo-nelya@yandex.ru

Melnikova N.A., postgraduate (2 year), Birsk Branch of Bashkir State University (Birsk, Russia), E-mail: natalia5251@rambler.ru

DEBATE AS A FORM OF DEVELOPMENT OF THE CRITICAL THINKING OF COLLEGE STUDENTS. The research work examines the role of educational technology of "Debate" in the formation and development of critical thinking in college students. In conditions of modernization of the Russian system of the secondary vocational education in the educational process of colleges and technical schools the innovative technologies make a student be a central figure of the teaching process. The authors discuss the use of educational technology of "Debate" in the process of usage of the basic professional educational program for "Law and social security organization", Code 40.02.01, in a college of the Birsk branch of Bashkir State University. The use of this technology, according to the authors, contributes to the increase of motivation and engagement of students in problem solving, logical and critical thinking.

Key words: vocational education, educational technology of "Debate", critical thinking, general competences, professional competences.

Н.С. Белобородова, д-р пед. наук, проф., Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

г. Бирск, E-mail: belo-nelya@yandex.ru

Н.А. Мельникова, аспирант 2 курса, Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

г. Бирск, E-mail: natalia5251@rambler.ru

ДЕБАТЫ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В данной статье рассматривается роль педагогической технологии «Дебаты» в формировании и развитии критического мышления студентов колледжа. В условиях модернизации отечественной системы среднего профессионального образования в образовательный процесс колледжей и техникумов всё активнее внедряются инновационные технологии, которые делают студента центральной фигурой процесса обучения. Авторы статьи рассматривают применение образовательной технологии «Дебаты» в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» в колледже Бирского филиала БашГУ Использование данной технологии, по мнению авторов, способствует повышению мотивации и вовлеченности студентов в решение проблем, развитию логического и критического мышления.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, педагогическая технология «Дебаты», критическое мышление, общие компетенции, профессиональные компетенции.

Модернизация отечественной системы образования на современном этапе затрагивает все ступени развития, в том числе среднее профессиональное образование. Новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от организаторов образовательного процесса в учреждениях, готовящих специалистов среднего звена, создания таких условий, в которых не представляется возможным обучать студентов только традиционными педагогическими методами. Обучение по новым стандартам подразумевает использование новых педагогических технологий, которые центральной фигурой процесса обучения в колледже делают студента, а не преподавателя.

В данной статье обобщён опыт использования инновационной педагогической технологии «Дебаты» в процессе подготовки специалистов среднего звена, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

В процессе реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (преимущественно на первом - втором курсах обучения) преподаватели сталкиваются с такими проблемами, как:

- отсутствие у студентов навыков выступления перед публикой;

- неумение обучающихся высказывать свои мысли в логически верной последовательности;

- отсутствие умения отстаивать свою позицию;

- неумение работать с полученной информацией, критически её осмысливать;

- неумение вести диалог.

Следовательно, в процессе подготовки будущих юристов необходимо использовать такие образовательные технологии, которые помогут студентам развить критическое мышление, научат смотреть на ситуации с разных позиций, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию и убеждать оппонентов. Одной из эффективных педагогических технологий, помогающих сформировать и развить у обучающихся перечисленные выше качества, являются дебаты.

Дебаты зародились ещё в древней Греции, когда античные мыслители (Сократ, Платон и др.) участвовали в диалогах, спорах с целью постичь истину. В средние века дебаты проводились в виде диспутов. В эпоху нового времени, во времена становления западной демократии, к дебатам вновь прибегали с целью определить мнение большинства в европейском обществе. Однако особенно популярными дебаты стали в ХХ веке, являясь неотъемлемой составляющей политической жизни государств Европы и Америки.

В конце ХХ - начале XXI века дебаты стали активно использоваться в качестве образовательной технологии в педагогической практике зарубежных и отечественных педагогов-новаторов.

Дебаты - это технология (форма), направленная на интеллектуальное развитие обучающихся, формирование у них качеств, способствующих успешной деятельности в условиях

современного общества. Дебаты в виде деловой игры способствуют формированию и развитию логического и критического мышления, систематизации знаний, определению собственной позиции по конкретной теме или проблеме, развитию умения приводить аргументы, подтверждающие точку зрения обучающегося [1].

Технология «Дебаты» базируется на основе принципов, отраженных в таблице 1.

Таблица 1

Технология «Дебаты» предполагает:

• активное включение обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

• организацию совместной деятельности, партнерских отношений преподавателя и студента, включение последних в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

• обеспечение в процессе получения новых знаний диалогического общения по линиям: преподаватель - студент, студент - студент [2].

Особое внимание в ходе применения технологии «Дебаты» в образовательном пространстве колледжа авторами данной статьи уделяется формированию и развитию критического мышления студентов, поскольку именно этот навык позволяет:

- принимать во внимание мнение окружающих и ставить себя на место других;

- понимать, что эмоции могут быть ответной реакцией на конкретную ситуацию, и осознавать, что их чувства могли быть иными, если бы ситуация была воспринята по-другому;

- объективно оценивать уровень своих знаний;

- анализировать имеющуюся склонность к предубеждениям и предрассудкам;

- преодолевать неуверенность и нерешительность во время выступления на публике;

- оценивать реальную ситуацию и уметь объяснять, почему в данной ситуации необходимо использовать то или иное слово или фразу;

- использовать все доступные средства для решения проблемы, искать лучшее решение, а не просто добиваться своего;

- проблемные, сложные вопросы оценивать как возможность развивать критическое мышление;

- находить противоречия;

- оценивать последствия действий, убеждений и идей [3].

В процессе работы со студентами 2 - 3 курсов колледжа Бирского филиала Башкирского государственного университета, обучающихся по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», педагогическая технология «Дебаты» авторами данной статьи применяется в рамках преподавания следующих учебных дисциплин: «История», «Всеобщая история государства и права», «Римское право», «Основы логики» и формирует перечисленные ниже общие компетенции, отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»:

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Библиографический список

• организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

• решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

• осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

• использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

• работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

• ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

• ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы;

• соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда;

• соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения [4].

Проведение дебатов в процессе изучения дисциплин «История», «Всеобщая история государства и права», «Римское право» имеет свои особенности, поскольку предполагает создание вероятностных ситуаций, когда участники дебатов сталкиваются с необходимостью моделирования исторических процессов и событий [1]. Опираясь на классификацию дебатов на занятиях истории, предложенную Е.В. Саплиной, перечислим следующие виды дебатов, используемые в педагогической деятельности авторов данной статьи: проблемные, экспресс-дебаты, дебаты, предусматривающие работу студентов с историческими документами, дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы обучающихся по какой-либо проблеме, дебаты как форма проведения повторительно-обобщающего занятия [1]. Студентам предлагаются следующие темы для дебатов: Аграрная реформа П.А. Столыпина была неудачной, Нападение Германии на Советский Союз в 1941 г. было внезапным, России был необходим Брестский мир, М.С. Горбачев - главный виновник распада СССР, Распад СССР был неизбежным событием и др.

В процессе изучения дисциплины «Основы логики» студенты принимают участие в командных дебатах. Для дебатов предлагаются следующие темы:

1) профессиональные, отражающие специфику будущей специальности юриста (Должен ли юрист мыслить критически? Какую роль играет логика в процессе подготовки будущего юриста?);

2) темы общего характера (Можно ли успешно сочетать учебу и работу? Можно ли совместить профессиональную карьеру и семью? Бывает ли ложь благом?).

В ходе проведения дебатов авторы данной статьи особое внимание уделяют формированию и развитию умения работать с полученной из разных источников информацией, критически ее осмысливать, отстаивать свою точку зрения по изученной проблеме, умению вести спор в культурной форме, уважительному отношению к участникам дебатов.

Таким образом, описанная в данной статье современная образовательная технология «Дебаты», используемая в педагогической деятельности авторов в процессе подготовки будущих юристов, повышает мотивацию и вовлеченность студентов в решение обсуждаемых на учебных и внеаудиторных занятиях проблем, что даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой деятельности, побуждает к конкретным действиям и развивает логическое и критическое мышление обучающихся.

Целостность Принципы, на которых базируется технология «Дебаты» Вариативность

Универсальность Личностная ориентированность

Ориентация на самообразование и самообучение обучающихся

1. Саплина Е.В. Дебаты как педагогическая технология. «Парламентские» дебаты. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. Под редакцией Т.И. Тюляевой. Москва: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012: 32 - 39.

2. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. Дебаты: учебно-методический комплект. Москва: Издательство «Бонфи», 2001: 136 - 166.

3. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. Дебаты: учебно-методический комплект. Москва: Издательство «Бонфи», 2001: 3 - 134.

4. ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (утвержден 12 мая 2014 г.). Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_14/m508.html

5. Наумов С. Что такое дебаты? Available at: http://ru.idebate.org/content/33654

6. Хоменко И.В. Основы логики: учебник и практикум для СПО. Москва: Издательство Юрайт, 2016.

References

1. Saplina E.V. Debaty kak pedagogicheskaya tehnologiya. «Parlamentskie» debaty. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v izuchenii i prepodavanii predmetov social'no-gumanitarnogo cikla. Pod redakciej T.I. Tyulyaevoj. Moskva: OOO «TID «Russkoe slovo - RS», 2012: 32 - 39.

2. Kalinkina E.G. Debaty na urokah istorii. Debaty: uchebno-metodicheskijkomplekt. Moskva: Izdatel'stvo «Bonfi», 2001: 136 - 166.

3. Svetenko T.V. Putevoditel' po debatam. Debaty: uchebno-metodicheskij komplekt. Moskva: Izdatel'stvo «Bonfi», 2001: 3 - 134.

4. FGOS SPO po special'nosti 40.02.01 «Pravo i organizaciya social'nogo obespecheniya» (utverzhden 12 maya 2014 g.). Available at: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_14/m508.html

5. Naumov S. Chto takoe debaty?Available at: http://ru.idebate.org/content/33654

6. Homenko I.V. Osnovy logiki: uchebnikipraktikum dlya SPO. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2016.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 378

Shpigun A.V., senior teacher, Department of Mass Communications and Multimedia Technologies, Donskoy State Technical

University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: ozaharova_2016@mail.ru.

FORMATION OF COMPETENCES IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY OF STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article considers a problem of formation of competence in the field of information security in students. In the information space of the Internet today resources that exaggerate threat and do financial support to extremism and terrorism are numerous. Illegal organizations use all means to achieve their goals including social media. The author of the research substantiates the need to work with students with the purpose of formation of competences in the field of information security. The author makes a conclusion that currently it is necessary to develop special educational courses in the field of information security for all segments of the population, which will be introduced in each stage of the educational system. First of all, these courses are required in universities. Such courses have already been created; and researchers test their effectiveness.

Key words: competence, information security, students.

А.В. Шпигун, ст. преп. каф. массовых коммуникаций и мультимедийных технологий, ФГОУ ВО «Донской

государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail: ozaharova_2016@mail.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассмотрены проблемы формирования компетенций в области информационной безопасности у студентов. В информационном пространстве интернета сегодня весьма распространены ресурсы, распространяющие угрозы и осуществляющие финансовую поддержку экстремизму и терроризму. Для достижения своих целей незаконные агрессивные организации используют все средства, включая социальные сети. Автор обосновывает необходимость проведения работы со студентами различных специальностей, направленную на формирование компетенций в области информационной безопасности. Автор делает вывод о том, что в настоящий момент необходима разработка специальных образовательных курсов в области информационной безопасности для всех слоёв населения, которые будут внедрены в каждую ступень системы образования. Прежде всего, эти курсы необходимы для высшей школы. Они уже созданы, апробируются, изучается их эффективность.

Ключевые слова: компетенции, информационная безопасность, студенты.

Практика последних лет показывает, что подготовка специалистов любых направлений должна в себя включать формирование компетенций в области информационной безопасности. Риски, связанные с различными воздействиями на информационную инфраструктуру общества являются неотъемлемой проблемой нашей жизни и безопасности бизнеса. Учебные программы, разработанные за последние годы различными учебными центрами, призваны помочь в решении проблемы подготовки специалистов, умеющих противостоять этим рискам, но, проблемы, возникающие в настоящее время, в значительной степени опережают имеющиеся наработки.

Между тем, развитие глобальной сети интернет и компьютерных технологий в целом привели к тому, что в современном обществе влияние новых медиа-технологий на массовое сознание в настоящее время значительно выше, чем двадцать лет назад (и это влияние продолжает расти): телевидения и радиовещания. Прежние источники массовой информации постепенно уходят на второй план в области распространения.

В то же время глобализация общества и её флагман Интернет давно уже стала своеобразной неструктурированной базой данных. И именно с этой точки зрения предлагается посмотреть на неё и определить ряд основных проблем, которые оказывают наибольшее влияние на развитие нашего общества.

Первая проблема на этом пути - "неструктурированность" такой базы данных. Она состоит в том, что предоставляемая в сети информация часто противоречива и редко связана. Нельзя требовать от глобальной информационной сети реляционной структуры, но некоторые элементы иерархической структуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

все же могут присутствовать. Отсутствие связности, в конечном итоге, приводит к противоречивости. В некоторых случаях противоречие всего лишь может означать различные точки зрения авторов на одну проблему. И потому определить степень достоверности информации чётко нельзя. В обсуждении проблемы каждый может заблуждаться. Гораздо опаснее, когда пользователь встречается с информацией, которая противоречит другим источникам. Когда в недостоверности одного из источников сомнений нет, можно говорить о проблеме подтверждения истинности или ложности информации. При этом возникают вопросы: Какие аспекты проверки подлинности и правдивости информации необходимо рассматривать при организации лекционных и семинарских занятий со студентами технических и гуманитарных направлений? Важно ли для правильного восприятия мира уметь отделять правдивую информацию от ложной, проводя такой анализ самостоятельно? В этой связи в концепции преподавания информационной безопасности (или как отдельного предмета, или раздела в информационных технологиях) необходимо уделять время вопросам поиска информации и проверки её корректности. Для этой цели предлагается использовать следующие принципы:

1. Верить только себе и иногда здравому смыслу;

2. Подвергать критическому осмыслению любую информацию, полученную из открытых источников;

3. Выработать культуру проверки информации путем поиска первоисточников, официальных документов и формированием дополнительных запросов;

4. Сортировать источники данных по авторитетности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.