Научная статья на тему 'Де Андиа И. Восточные и западные мистики. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012; она же. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012; конвей Ч. Э. Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012'

Де Андиа И. Восточные и западные мистики. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012; она же. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012; конвей Ч. Э. Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Де Андиа И. Восточные и западные мистики. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012; она же. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012; конвей Ч. Э. Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012»

ДеАндиа, Изабель. Восточные и западные мистики... (Сер. «Христианская мысль. Тексты и исследования»)...

ДеАндиа И. Восточные и западные мистики. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012 (Христианская мысль. Тексты и исследования; 1) 376 с.;

ДеАндиа И. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012 (Христианская мысль. Тексты и исследования; 2); 184 с.;

Конвей Ч. Э. (мл.). Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012 (Христианская мысль. Тексты и исследования; 3); 128 с.

В издательстве Института философии, теологии и истории св. Фомы в 2012 г. было выпущено несколько книг двух параллельных серий, имеющих одно общее название — «Христианская мысль. Тексты и исследования» — и отличающихся цветом обложки. В первой серии — под обложкой пастельно-синего цвета — были опубликованы тексты западных христианских авторов (Гвиго II Картузиа-нец, Иоанн де Каулибус или Псевдо-Бонавентура и сочинение Анонима «Краткий компендий духовных упражнений»), которые мало, если не сказать практически совсем, неизвестны российскому читателю. Вторая серия — с обложкой пастельно-коричневого цвета — содержит исследования западных и восточных христианских авторов и их произведений. Обе эти серии являются приложением к журналу «Символ», посвященному творческому диалогу Востока и Запада.

Данная рецензия ставит перед собой цель дать характеристику второй серии, которая представлена тремя книгами, вышедшими в конце 2012 г.

Первая и вторая книги принадлежат известной современной французской исследовательнице Изабель де Андиа — патрологу, специалисту по святым отцам и учителям Церкви, и в особенности по св. Иринею Лионскому. Первая работа носит название «Восточные и западные мистики» и является переводом одноименного французского сборника. Само название изначально приводит к неверному пониманию того, что содержится в книге. Будущий читатель, взглянувший на обложку книги, естественно полагает, что книга — о мистиках, но это совершенно не так. О мистике как таковой и мистиках в этой книге практически ничего не говорится, скорее, это работа о духовности Востока и Запада. Сама книга представляет собой сборник пятнадцати статей, опубликованных ранее автором в различных сборниках и периодических изданиях и затем собранных вместе. Эти статьи скомпонованы по определенным общим темам, и тем самым подобная структура позволяет взглянуть на одну и ту же сферу исследования с разных точек зрения, с позиций разных христианских авторов, с позиций Востока и Запада.

Главная часть работы предваряется предисловиями монсеньора Кристофа Шёнборна, протопресвитера Б. Бобринского и самого автора книги. Первая часть — «Монахи пустыни» — посвящена трем авторам Христианского Востока: прп. Антонию Великому, свт. Василию Великому и св. Исааку Сирину. Автор детально и скрупулезно подходит к каждому из них. В отношении прп. Антония ав-

Рецензии

тор анализирует факт божественного призвания и научения, показывая его как «Теодидакта», Наученного Богом. У Василия Великого автор анализирует тему освящения Духом в трактате «О Святом Духе». Наконец, одна их самых интересных статей всего сборника посвящена исихии и созерцанию у Исаака Сирина. Автор, опираясь на многочисленные тексты прп. Исаака, описывает стадии духовной жизни, переходы от чистой молитвы к молитве духовной и экстазу, от стадии очищения страстей к чистоте ума, когда человек видит свет Святого Духа, наконец, от активности ума к пассивности, поглощенности Духом, когда ум уже движется не сам, но движим Святым Духом.

Вторая часть книги — «Преображение и Крест» — более догматического характера. В ней автором рассматривается Таинство Преображения, которое связывается с такими догматическими темами, как божественная Любовь, обоже-ние, несение креста. По мнению И. де Андиа, Преображение — «это откровение нашего обожения в следовании Христу и несении креста» (с. 128). Также автор заявляет, что Преображение стоит в центре отношений между Востоком и Западом и показывает разное понимание этого события свт. Григорием Паламой и Фомой Аквинским. Две последующие статьи («Две Парусии Пронзенного Христа» и «Отрицательное богословие и Крест») посвящены рассмотрению темы страдания Христа, мистики креста как мистике апофатической.

Третья часть — «Страдающий Бог и Бог Утешитель» — состоит из трех статей. Первая из них — «Страдание Слова и сострадание Бога» — начинается следующими словами: «Страдает ли Бог? Да, поскольку испытывает страдание человека, которым Он стал в Иисусе. Одно из Лиц Троицы претерпело страдание. А еще потому что Он сострадает мукам людей, испытывая страсть, которая есть божественный дар человеческому страданию. Бог страдает, возможно, больше, чем человек, ибо Он и любит больше» (с. 169). В этой статье, опираясь на святых Игнатия Антиохийского, Иринея Лионского, Афанасия Великого, Григория Нисского, блж. Феодорита и Кирилла Александрийского, с одной стороны, а с другой — на Фому Аквинского и его последователей (Ж. Маритен), автор раскрывает тему страдания Бога, показывая, что Бог не просто далекий и бесстрастный, находящийся по ту сторону своего творения, но что Он кажется уязвимым, поскольку Им движет милосердие и доброта.

Следующая статья («Эрос и агапе: божественная страсть любви») посвящена анализу темы любви в Библии и у античных философов, а также отцов и учителей Церкви. Автор анализирует тексты Платона, Августина, Оригена, Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, выявляя основные характеристики этого понятия, а также отмечая сходства и различия в подходах и трактовках любви у разных (вышеприведенных) авторов. Наконец, последняя статья данной части посвящена теме утешения, которая рассматривается автором по текстам Ветхого и Нового Завета и — в заключении — по западной монашеской традиции (Игнатий Лойола, Бернар Клервосский).

Четвертая часть, озаглавленная «Сердце и очи», посвящена анализу таких тем, как чистота сердца, сердечная молитва (в контексте практики исихазма), нисхождение ума в сердце, глаза души. Наконец, последняя, пятая часть, книги — «Взгляд на Кармель» — посвящена западной духовности и таким ее предста-

ДеАндиа, Изабель. Восточные и западные мистики... (Сер. «Христианская мысль. Тексты и исследования»)...

вителям, как Тереза Авильская («Человечество Христа у св. Терезы Авильской»), Хуан де ла Крус («Св. Хуан де ла Крус и мистическое богословие св. Дионисия Ареопагита») и Эдит Штайн («Эдит Штайн и знак Креста»). Все эти святые Западной Церкви уже известны российскому читателю своими произведениями, переведенными на русский язык, но исследований, посвященных их личности, творениям или богословию, в отличие от Запада, где о них написаны десятки, если не сотни работ, на русском языке пока нет. И потому данные статьи проливают свет на неизвестную для нас западную духовную традицию.

Вторая книга серии принадлежит тому же автору и носит название «Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту». В этом исследовании автор рассматривает тему мистического единения человеческой души с Богом по творениям Дионисия Ареопагита, а также его предшественников, прежде всего Филона Александрийского («Жизнь Моисея») и свт. Григория Нисского («О надписании псалмов», «Гомилии на Песнь Песней» и «О жизни Моисея-Законодателя»). Здесь автор выделяет основные ступени восхождения, показывает разность акцентов и подходов в толковании восхождения Моисея у трех авторов (Дионисий, Григорий Нисский и Филон) и дает описание следующих ступеней: подготовительная ступень (восхождение Моисея на гору Синай и вступление во мрак), ступень апофазы и безмолвия, которые описываются Дионисием через оксюмороны («сияющая тьма», «трезвое опьянение», «недремлющий сон») (то, что впоследствии будет названо Николаем Кузанским coincidentia oppositomm — совпадение противоположностей), наконец, третья ступень — соединение с «Неведомым Богом».

Третья книга серии принадлежит проф. Чарлзу Эбботу Конвею (мл.) и имеет название «Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения». Лудольф Саксонский — ученый картузианец (ок. 1295— 1377), известный своей книгой «Жизнь Христа» (Vita Christi), которая является энциклопедическим изложением жизни Христа, первым среди сочинений такого рода. Это сочинение оказало определенное влияние на поздние труды Devotio modern а, на кармелитскую, иезуитскую, салезианскую и францисканскую школы духовной жизни. Это сочинение сохранилось в огромном количестве латинских рукописей, выдержало 88 печатных изданий и переведено на многие европейские языки. Эта книга является наиболее влиятельным сочинением немецкой мистики XIV—XV вв., которым пользовались Г. Сузо, Фома Кемпийский, Псевдо-Бонавентура (Иоанн де Каулибус), Игнатий Лойола. Лудольф в своем труде собрал вместе широкий ряд богословских авторитетов от святоотеческой эпохи до современного ему периода. Эта книга не только справочник по трудам святых отцов и комментаторов Священного Писания, но и книга для чтения, которая акцентировала внимание читателя на то, что Христос был Человеком (эта тема была общей для благочестивых медитаций и сочинений рассматриваемого периода).

В своем исследовании проф. Конвей рассматривает объемное (в последнем полном издании сочинение Лудольфа занимает четыре тома) сочинение «Жизнь Христа» сквозь призму Воплощения. Поскольку ни Лудольф Саксонский, ни его сочинение совершенно неизвестны российскому читателю, то это исследование

Рецензии

открывает многие, неизвестные нам, аспекты западной духовной традиции. Во-первых, становятся более понятными предпосылки развития и становления западной монашеской (орденской) духовности. Во-вторых, сочинение Лудольфа Саксонского позволяет увидеть образы, темы, авторитеты, значимые для средневековой Европы того времени. Наконец, знакомство с достижениями латинской монашеской традиции позволяет нам сопоставить и сравнить ее с традицией Востока и тем самым глубже и лучше понять наших западных «братьев во Христе».

Подводя некоторый итог, можно сказать, что серия «Христианская мысль. Тексты и исследования» ставит перед собой цель (явно или неявно) познакомить российского читателя с миром западной духовной культуры, попытаться выстроить мосты между Востоком и Западом и увидеть то «единство в многообразии», которое раскрывается в нашей общей вере в Воплощенное Слово Божие.

Свящ. Евгений Шилов (ПСТГУ)

Лев Платонович Карсавин / Под ред. С. С. Хоружего. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 527 с.

С 2012 г. издательство «РОССПЭН» начало выпускать серию «Философия России первой половины XX века», в рамках которой одним из первых вышел том, посвященный жизни и творчеству русского философа и историка Л. П. Карсавина. Предполагается выпуск 36 томов, которые охватят главных действующих лиц русской философии указанного периода. Особенностью серии является отход от традиционного формата изданий подобного рода, предполагающий схему: предисловие, работы автора, комментарии, приложения. В каждом томе этой серии представлены статьи исследователей нашего времени, что является бесценным подарком для всех изучающих историю культуры и философии XX в. Предшественником этой серии можно считать известный проект того же издательства — серию «Философия России второй половины XX века».

В томах серии выбор статей, безусловно, имеет некоторую произвольность и субъективность, так что каждый том не просто набор статей, но проект редактора, выбирающего ту или иную перспективу рассмотрения своей темы. Впервые выходит издание, каждый том которого должен объединить серию работ наиболее ярких современных исследователей своей темы, что можно считать некоторым знаком для начала нового этапа в изучении философского наследия России. Возможно, наступает время для синтеза и подведения итогов, ответа на вопрос о том, как Россия восприняла и распорядилась богатством религиознофилософской мысли, созданной в эмиграции или на родине, загнанной в советское время в подполье.

Редакторами-составителями тома, посвященного Л. П. Карсавину, являются С. С. Хоружий и Ю. Б. Мелих. Авторскую концепцию составителей выража-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.