Научная статья на тему '«Дар аль-Ислам»: синтез цивилизационного сообщества, расцвет и распад'

«Дар аль-Ислам»: синтез цивилизационного сообщества, расцвет и распад Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
572
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДАР АЛЬ-ИСЛАМ" / МАГРИБИНСКАЯ СУБСИСТЕМА / РАДИКАЛЬНЫЙ ШИИЗМ / АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА / АРАБСКИЙ СИНТЕЗ / ФАТИМИДЫ / АББАСИДЫ / САМАНИДЫ / ТЮРКСКО-ЕВРАЗИЙСКАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ СУБЦИВИЛИЗАЦИИ / DAR-AL-ISLAM SOCIETY / MAGRIBIAN SUBSYSTEM / RADICAL SHIA / CULTURAL ASPECTS / ARABIAN SYNTHESIS / FATIMIDS / ABBASIDS / SAMANIDS / TURKIC-EURASIAN SUB-CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Родригес-Фернандес А.М.

Со второй половины IX в. в «Дар аль-Ислам», формировавшемся с VII в. мусульманском обществе, начали ощущаться центробежные тенденции. Этнический и культурный синтез уступил место диалогу, взаимодействию в одних случаях, и взаимному неприятию, даже вражде, в других. Наиболее ярко это выразилось в противоборствующих течениях шиизма и суннизма, этноязыковых блоках и впоследствии в распаде когда-то единого политического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Dar-al-Islam": culmination and collapse of civilized society

Since the 2nd half of the 9th century there appeared centrifugal tendencies in “Dar-al-Islam” that had been forming since the 7th century in Muslim society. Ethnic and cultural synthesis gave the way both to a dialog, interaction and to mutual hostility and even enmity. It appeared mostly striking in the opposite Islam trends of Shia and Sunni, ethnic and language blocks and later on in collapse of a formerly sole territory.

Текст научной работы на тему ««Дар аль-Ислам»: синтез цивилизационного сообщества, расцвет и распад»

Всеобщая история

А.М. Родригес-Фернандес

«Дар аль-Ислам»:

синтез цивилизационного сообщества, расцвет и распад

Со второй половины IX в. в «Дар аль-Ислам», формировавшемся с VII в. мусульманском обществе, начали ощущаться центробежные тенденции. Этнический и культурный синтез уступил место диалогу, взаимодействию - в одних случаях, и взаимному неприятию, даже вражде, - в других. Наиболее ярко это выразилось в противоборствующих течениях шиизма и суннизма, этноязыковых блоках и впоследствии в распаде когда-то единого политического пространства.

Ключевые слова: «Дар аль-Ислам», Магрибинская субсистема, радикальный шиизм, аспекты культуры ислама, арабский синтез, Фатимиды, Аббасиды, Сама-ниды, Тюркско-Евразийская мусульманская субцивилизации.

«Дар аль-Ислам» («обитель ислама») является культовым определением территорий, населенных мусульманами под властью «праведного» («рашид») правителя и где повсеместно действуют законы и нормы шариата. Этому термину сопутствуют определения других сообществ: «Дар аль-Куфур» - «территории язычников», куда (в самой крайней интерпретации) относят все земли, населенные немусульманами; «Дар аль-Ахд» -«территории договора», где население все же связано с мусульманскими правителями соглашениями о мире и торговыми отношениями, где «правоверные» могут исполнять свои религиозные обряды и чувствовать себя комфортно; «Дар аль-Джихад» - территории, где необходимо вести войну (в принципе, таковой может стать в силу обстоятельств и «Дар аль-Ахд»).

В классическом варианте под «Дар аль-Ислам» подразумевается мусульманский мир в период его становления и расцвета, когда

о. во главе его находились легитимные правители, а исламское население £ («аль-Умма») благоденствовало.

к «Дар аль-Ислам», в отличие от других могущественных цивилизаций

Л Востока (Индийско-Южноазиатской или Китайско-Восточноазиатской, 8 например), возникла позже и развивалась стремительно. К 630 г. осно-т воположнику ислама Мухаммеду удалось распространить свое учение по всей Аравии, объединив враждовавшие арабские племена. Последовавшие блистательные завоевания арабов определили быстрое смещение центра складывающейся цивилизации в Сирию, а затем - в Ирак. В эпоху Омейядского халифата (661-750 гг.) были подчинены страны и общества Западного Средиземноморья и Средней Азии. В 710 г. произошло вторжение мусульманских войск в Испанию, а в 718 г. мусульмане впервые перешли Пиренеи и завладели опорными пунктами на юге Франции. Параллельно продолжалась экспансия на Востоке (Маверан-нахре, Самарканде, Ходженте и Фергане). Успех сопутствовал арабам и на других направлениях. Их владения распространились до р. Инд, включая Пенджаб и Мультан. С начала 720-х гг. мусульмане перешли Кавказ и нанесли решающее поражение хазарам в Восточной Европе. Таким образом, уже к середине VIII в. владения мусульман простирались от Атлантики до Памира и р. Инд, доходя на севере до Пиренеев, Кавказского хребта и Аральского моря.

Если при Омейядах мусульманская империя стремительно расширялась, то при Аббасидах (750-1258 гг.) происходило освоение завоеванного: синтез различных национальных традиций, этнический симбиоз на основе общемусульманской идентичности, распространение грамотности, расцвет науки и, в конечном итоге, становление общемусульманской культуры. Этот период в мировой историографии часто называют «мусульманским ренессансом» [6].

Однако с конца IX в. все сильнее начинали ощущаться центробежные тенденции. Культурная жизнь в целом сохраняла свое, основанное на общей системе идейно-ценностных парадигм, единство, но уже в виде диалога, взаимодействия и взаимовлияния различных конфессиональных (в первую очередь, противоборствующих течений шиизма и суннизма) и этноязыковых блоков с их сложными взаимными пересечениями и наложениями. Иными словами, с середины IX в. формировались иные тенденции и начинался новый период в развитии мусульманской общности - «Дар аль-Ислам».

В рамках арабоязычной субсистемы можно выделять такие регионы, как Западносредиземноморский, различая в нем Магриб и Анда-лус (Испанию), и Восточносредиземноморско-Ближневосточный, где своим жизненным укладом отличались Египет, Сирия, Ирак и Аравия.

Однако такое деление осложнялось с X в. усилением и распространени-

■О -о ^

т ^ о:

и — ^

ем шиизма, уже способного организовывать собственную политическую ^ 2 г-с власть на обширных территориях. 'о з °

Так, Фатимиды (909-1171 гг.), поборники радикального шиитско-

О

го движения исмаилитов, при поддержке берберов в 909 г. завладели ^ е^ Магрибом, в скором времени захватили западносредиземноморские ^ острова и в 969 г. овладели Египтом, распространив в первой полови- о не XI в. свою гегемонию до Сирии и Йемена. Параллельно с этим, другие радикальные шииты - карматы - стали хозяевами большей части Аравии. В это время сунниты сохраняли власть в Испании и, частично, в Ираке, однако в социокультурном отношении суннизм оставался господствующим и в Сирии, удерживая прочные позиции, и во всех других арабоязычных областях, где он доминирует по сей день [4, с. 56-57].

Более ясную картину обнаруживаем на ираноязычном Среднем Востоке, где, начиная примерно с IX в., явственно выделяются преимущественно персидский Иранско-шиитский и преимущественно про-тотаджикский Среднеазиатско-суннитский регионы. В X в. здесь доминировали два обширных государства, владения которых приблизительно соответствовали древнему разделению народов западноиран-ской и восточноиранской ветвей. На большей части собственно Ирана господствовали шииты Буиды (932-1062 гг.), власть которых в значительной степени простиралась и на Ирак, особенно на его южные районы. С этого времени Иран и Южный Ирак окончательно становятся шиитскими.

В то же время, в пределах Хорасана (Северо-Восточный Иран), нынешних Узбекистана и Таджикистана, традиционно земледельческих районов Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и Афганистана ведущим религиозным направлением становится суннизм. Этому в немалой степени способствовала приверженность суннизму восточноиранско-среднеазиатских правителей из династий Тахиридов (821-873 гг.), Саф-фаридов (867 - ок. 1495 гг.) и владевших всеми названными территориями в X в. Саманидов (819-1005 гг.).

Уже на предыдущем этапе в восточноиранской (прототаджикской) среде были утверждены такие принципиальные основы складывающейся субцивилизации, как общность территории, в пределах которой (Хорасан и Мавераннахр) происходила самоорганизация общественно-экономической жизни и единство культурно-знаковых (в т.ч. и языковых) средств самовыражения. В эпоху хорошо организованного и просвещенного государства Саманидов мы наблюдаем многоплановую самореализацию данной уже вполне сложившейся субцивилизации. Последнее было связано не только с завершением синтеза привнесенных

о. арабами и местных идейно-ценностных установок в единую мировоз-5 зренческую систему, но и с осознанием фарсиязычным населением к Средней Азии и Северо-Восточного Ирана своей «самости», что блестя-Л ще выразилось в монументальном эпосе «Шах-наме». § На смену былому пиетету перед арабо-мусульманской традицией

т одних и ее принципиальному неприятию другими (особенно явными или скрытыми зороастрийцами) приходит творческое освоение мирового культурного наследия. Его переосмысленный синтез в сферах философии, математики, естествознания и медицины дают Ибн-Фараби, Ибн-Сина (известный на Западе как Авиценна) и Аль-Бируни, а в литературном и историософском плане - эпос Фирдоуси. Староарабские художественные нормы творчески перерабатываются, и на первый план, начиная с Рудаки, выходит местная поэтическая традиция.

Не менее ярко культурный синтез выразился и в религиозно-мистической сфере. Суфизм был рожден в арабском мире, но, как отмечает Ф. Габриэли, лишь иранский гений вызвал его многогранный расцвет, в т.ч. (а, может быть, и прежде всего) в поэзии мусульманского мистицизма [2, с. 27]. В ней присущий иранцам дар к повествованию и дидактич-ности сочетается с энергией напряженной эмоциональности и смелостью эзотерических медитаций. Дальнейшее развитие такого рода тенденции получили после гибели державы Саманидов, в XI-XV вв., когда творили Хайям и Аль-Газали, Руми и Саади, Низами и Аттар, Хафиз, Джами и Навои. Параллельно с этим своих высших проявлений достигает и Арабско-Средиземноморская субцивилизация, что выражается в творчестве Аль-Мутанаби и Аль-Маарри, позднее - Аль-Фарида и Ибн-Араби, плеяды выдающихся арабо-испанских поэтов (Ибн-Хазм, Аль-Мутамид, Ибн-Сахль) и философов (Ибн-Туфейль, Ибн-Рушд, ара-боязычных иудеев - Ибн-Гибероль, Маймонид).

Однако духовный порыв творческих личностей Арабско-Среди-земноморской субцивилизации того времени был феноменом, производным от более древних вдохновений и образцов (в области художественной литературы - от раннеарабской поэзии, в философии и науке - от традиции восточного аристотелизма, представленной, в первую очередь, Ибн-Синой). К тому же, в Х!-ХШ вв. в различных регионах Мусульманского мира уже были явственно ощутимы кризисные тенденции. Внешние вторжения приводят к утверждению в ряде регионов варварских, но уже принявших ислам, династий: берберских в Магрибе и Испании - Альморавидов (1056-1147 гг.) и Альмохадов (1130-1269 гг.) и тюркских в Средней Азии, Иране и сопредельных областях - Караханидов (992-1211 гг.), Сельджукидов (1038-1194 гг.) и Газневидов (977-1186 гг.).

При этом, если берберы все более арабизировались и не создали соб-

о" -О ^

т ^ о:

к и ^ У 2

ственной высокой оригинальной культуры, так что связывать с ними ^ отдельную субцивилизационную структуру оснований нет, то тюркская 'о з °

: г<

а.

экспансия на Среднем и Ближнем Востоке привела к формированию § ^

о ^

в пределах Мусульманского мира третьего (после арабского и иранского) ^ по значимости тюркоязычного, почти исключительно (кроме Азербайд- ^ жана) суннитского массива, в культурно-религиозном плане связанного о с иранско-среднеазиатскими традициями.

В процессе образования третьей по времени и значимости в Мусуль-манско-Афразийском мире Тюркско-Евразийской субцивилизации особую роль сыграла обширная империя турок-сельджуков, простиравшаяся в конце XI - начале XII вв. от Памира и Гиндукуша до Средиземного, Эгейского и Чёрного морей [1].

XI столетие, по образному выражению Г.Э. фон Грюнебаума, было цезурой в эволюции исламского мира [3, с. 59]. Иранские актеры покидали сцену, а вместе с ними от власти отстранялась и шиитская партия, господствовавшая в Иране при Буидах. Власть повсюду переходила в руки военизированных тюркских групп, каждая из которых сохраняла свое господство в течение нескольких поколений. Новые державы, создававшиеся немногочисленными, но энергичными и сведущими в военном искусстве людьми, быстро достигали вершины могущества и затем так же быстро распадались на множество мелких государств. Такие политические образования циклически проходили свой недолгий путь и гибли под ударами новых завоевателей, что продолжалось вплоть до возвышения в XV-XVI вв. анатолийско-балканских Османов, иранских Сефевидов и Великих Моголов в северной половине Индостана.

Как отмечает Габриэли, литература и прочие культурные явления тюркоязычных народов в гораздо большей мере основываются на ирано-таджикских образцах, чем персидская - на арабских [2, с. 28]. Эта литература не добавляет ничего нового ни в духовном отношении, ни по форме, в то время как персидский вклад в общеисламское наследие был огромным. В старые времена тюрки имели собственный, грубоватый, но могучий фольклор, который они переносили с места на место, мигрируя из сердца Центральной Азии. Но исламизированные тюрки сразу подпадали под воздействие двух великих утонченных мусульманских культур, особенно иранской, и, в отличие от арабов и персов, почти полностью отходили от доисламской предыстории своей словесности.

Названные особенности тюркской культуры в решающей степени связаны с тем, что, в отличие от арабов, ассимилировавших преимущественно этнически близкое им семитоязычное население Ближнего Востока, и, тем более, иранцев, остававшихся все это время на своей земле,

о. тюрки, создатели многих средневековых империй Центральной и Запад-5 ной Азии, переселялись из степей на чужие земли с древним высоте кокультурным мусульманским населением. При обращении в ислам Л и переходе многих вчерашних кочевников к аграрно-городскому образу 8 жизни принципиально менялся весь строй их мировоззрения и культу-т ры. Они превращались в военно-административную верхушку городов, в солдат гарнизонов, а переходя к земледелию, смешивались с местными крестьянами. В последнем случае очень часто (это мы наблюдаем в пределах современных Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана и Турции) коренное население тюркизировалось, однако в целом сохраняло прежний хозяйственно-культурный тип.

В результате тюркских и тюрко-монгольских (руководимых монголами, но осуществлявшихся преимущественно теми же тюрками) завоеваний в ХП-ХГУ вв. и складывается мусульманская Тюркско-Евразийская субцивилизация, представленная двумя основными регионами: Анатолийско-Закавказским (в перспективе, собственно турецким и азербайджанским) и Южнотуркестанским (со временем в различных национальных проявлениях: узбекском, уйгурском и пр.). Параллельно с этим, опираясь на давние тюркско-мусульманские традиции Поволжья (где в пределах Волжской Булгарии ислам укоренился уже в X в.) и Северного Причерноморья, в рамках основной территории Золотой Орды складывается третий ареал рассматриваемой субцивилизации -Евразийско-степной, в значительной мере охватывающий и Предкавказье. В сфере воздействия мусульман Средней Азии, с одной стороны, и Поволжья (Казань и Астрахань) - с другой, в XIV-XV вв. усиливается исламизация и тех тюркских этносов Евразийских степей, которые сохраняли верность традиции номадизма: киргизов, казахов и башкир.

Показательно, что практически все значительные мусульманские династии Ближнего и Среднего Востока послемонгольского времени, в частности, султаны Османской империи (1281-1924 гг.), иранские Сефевиды (1501-1732 гг.), среднеазиатские Тимуриды (1370-1506 гг.), индийские Великие Моголы (1526-1858 гг.), а также мамелюкские правители Египта и Сирии (1250-1517 гг.), делийские султаны Северной Индии (1250-1517 гг.) и др., были тюркского происхождения.

Благодаря, в первую очередь, усилиям мусульман тюркского происхождения (Газневидам, султанам Дели и Великим Моголам) в зону непосредственного воздействия Мусульманского мира вошла почти вся Индия. В пределах Синда и Западного Пенджаба (территория современного Пакистана) ислам восторжествовал непосредственно после завоевания этих областей арабами в 711 г. Эти области стали оплотом ислама на субконтиненте в последующие столетия. При преобладающей

О -п ^

приверженности суннизму, глубокие корни здесь пустил и шиизм ¡2 5 ^ исмаилитского толка. К концу XII в. мусульманами был завоеван весь ^ 2 бассейн Ганга, и они вышли к Бенгальскому заливу. А при Акбаре Вели- 'о з ° ком (1556-1605 гг.) власть Великих Моголов простиралась уже на весь § ^

О

Индостан, кроме самых южных областей полуострова. ^ е^

Однако утверждаемая на субконтиненте разнообразными пришельца- ^ ми из Средней Азии и Афганистана мусульманская иранско-тюркская о цивилизационная модель за пределами бассейна Инда и Восточной Бенгалии не пустила глубоких корней. Исламская культура (преимущественно в персоязычной форме) сосредотачивалась на западе Индостана и в больших административных центрах типа Дели. Не имели существенных последствий и попытки Акбара, при всей его популярности и в мусульманской, и в индуистской среде, создать новую синкретическую религию, призванную удовлетворить обе стороны и сочетавшую, как у современных сикхов, веру в единого Бога с концепцией перевоплощений. Такая ситуация предопределила последующее разделение Индостана на собственно Индию и Пакистан, от которого в 1971 г. отделилась его восточная часть - Бангладеш [5, с. 273].

Захват мусульманами Северной Индии и сложение здесь особой Мусульманско-Индостанской субцивилизации способствовали появлению исповедовавших ислам торговцев на берегах Малаккского полуострова и островов Юго-Восточной Азии. В 1414 г. захвативший ряд районов у Малаккского пролива яванский принц Парамешвара принял ислам и под именем Искандер-шаха стал во главе созданного им султаната. Дальнейшим успехам ислама в Малайско-Индонезийском регионе не помешало и последующее, с начала XVI в., утверждение здесь европейцев: португальцев, а затем голландцев и англичан. Но ислам быстро вытеснял преобладавшие здесь ранее буддизм хинаяны и индуистские шиваистские верования и культы.

В результате, в Юго-Восточной Азии образуется весьма внушительный мусульманский анклав - Индонезийско-Малайская субцивилизация. Впрочем, эта область Мусульманского мира и сегодня демонстрирует скорее сложное переплетение разнообразных культурных форм восточ-ноазиатского, южноазиатского и переднеазиатского происхождения, нежели гомогенность мусульманской социокультурной системы, присущую арабоязычному или ираноязычному регионам.

Последнее в еще большей степени относится к исламизированным на поверхностном уровне областям Тропической Африки, за исключением разве что ближайших к Йемену Эритреи, Джибути и Сомали. Во всей обширной полосе Судана между Атлантикой и Красным морем мусульманские купцы появляются уже в VIII в. С этого времени

те

о. ислам начинает распространяться вверх по Нилу и караванными путями 5 в Западный Судан, что послужило началом становления Мусульманско-те Суданской субцивилизации.

Л В 1076 г. Альморавиды Магриба завоевали языческое государство 8 Гана на Среднем Нигере, однако сохраняли свою власть там лишь т 11 лет. С конца XI в. гегемоном Западного Судана становится мусульманское государство Мали, а в конце XIV в. ему на смену приходит Сонгай, правящая верхушка которого к тому времени также приняла ислам. К XIV в. ислам через Мали проник и в города-государства хауса Центрального Судана, а кочевники Сахары и Сахеля (туареги, фульбе и пр.) приняли мусульманство еще раньше. В результате, при весьма поверхностном восприятии новой социокультурной системы, в пределах Сахеля и Судана складывается чрезвычайно эклектический ареал Мусульманского мира, в котором на хозяйственно-бытовом уровне традиционное африканское наследие в то время преобладало.

Особо следует отметить относительно позднее вхождение в систему Мусульманской цивилизации Крыма и отдельных, ранее преимущественно христианских, районов Кавказа и Балкан. Это в двух последних случаях было связано с экспансией Османской империи. Свои первые завоевания на Балканах турки-османы предприняли в 1353-1357 гг. В 1389 г., после победы на Косовом поле, они завоевывают Сербию и Боснию, в 1393 г. овладевают тогдашней столицей Болгарии - Тыр-ново, а в 1396 г. разбивают под стенами Никополя, южнее Дуная, ополчение балканско-придунайских народов, тем самым на многие века утверждая свое господство в данном регионе.

Следствием успехов турецкого оружия была исламизация отдельных групп славян Боснии и большей части албанцев. В 1453 г. пал Константинополь, после чего было завершено завоевание Сербии (1459 г.) и Боснии (1464 г.), захвачены генуэзские владения (Кафа-Феодосия, Сурож-Судак, Чембало-Балаклава) и православное княжество Феодоро в Крыму (1475 г.). Крымский хан признал себя вассалом султана Османской империи, и та усилила свое влияние на горцев Северного Кавказа.

Как видим, цивилизационная структура мусульманского мира чрезвычайно сложна, но в самых общих чертах она представляет собой единство имеющих дальнейшее внутреннее членение арабоязычной, ираноязычной и тюркоязычной субцивилизационных систем, образующих ее основу, и трех отдаленных от ее исторических центров субци-вилизационных ответвлений: Индостанского (Пакистан и Бангладеш), Индонезийско-Малайского и Тропическо-Африканского (в его Запад-носуданском, Восточносуданском и Эритрейско-Сомалийско-Занзибар-ском вариантах). Однако сущностное восприятие единства, выраженное

Q- _D ^N m ^ oi

к и ^ и з

Ш

в термине «Дар аль-Ислам» - единой обители мусульманского мира -ушло, превратившись в легенду о «золотом веке», недостижимую мечту ^ s г-с современности. оз °

I?

Библиографический список ^ ^

>

1. Агарджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. о М., 1991. ^

2. Габриэли Ф. Основные тенденции развития в литературах ислама // Арабская средневековая культура и литература / Авт.-сост. И.М. Фильштин-ский. М., 1978. С. 43-96.

3. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988.

4. Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX-XI вв.). Душанбе, 1977.

5. Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955.

6. Родригес-Фернандес А.М. «Дар аль-Ислам»: истоки и процессы интеграции (вторая половина VII - первая половина IX вв.) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. № 3. С. 43-49.

А.И. Сидоров

Изображение как текст.

(К вопросу о нарративном характере

каролингской книжной миниатюры)

Статья посвящена изучению нарративной миниатюры - уникальному явлению каролингского книжного искусства. Дидактические изображения-рассказы помещены, прежде всего, в Библию и Псалтырь. Они создавались по инициативе ведущих представителей западно-франкского епископата, а предназначались для короля и его ближайшего окружения. По содержанию художественно-нарративные циклы представляли собой королевские «зерцала», которые были призваны, с одной стороны, наставить правителя, дав ему зримые примеры праведных и неправедных государей, а с другой - описать организацию общества и особенно субординацию светской и духовной властей с точки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.