Научная статья на тему 'Д. Е. Шехурин - зачинатель информационного менеджмента'

Д. Е. Шехурин - зачинатель информационного менеджмента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
331
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / Д. ШЕХУРИН / INFORMATION MANAGEMENT / LENINGRAD STATE INSTITUTE OF CULTURE / SCIENTIFIC AND TECHNICAL INFORMATION / SPECIAL LIBRARIANSHIP / D. SHEHURIN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколов Аркадий Васильевич

Диодор Шехурин (1925-1992) - один из организаторов научно-технической информации в нашей стране. Он является информационным менеджером-новатором советской формации. Его научно-педагогическая деятельность в области специального библиотековедения связана с Ленинградским государственным институтом культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diodorus Shehurin (1925-1992) is one of the organizers of the scientific and technical information in our country. He is an information manager of Soviet formation. His research and teaching activities in the field of special librarianship associated with the Leningrad State Institute of Culture.

Текст научной работы на тему «Д. Е. Шехурин - зачинатель информационного менеджмента»

УДК 002.5+378.600.8-057.4(470.23-25)

А. В. Соколов

Д. Е. Шехурин - зачинатель информационного менеджмента

Диодор Шехурин (1925-1992) - один из организаторов научно-технической информации в нашей стране. Он является информационным менеджером-новатором советской формации. Его научно-педагогическая деятельность в области специального библиотековедения связана с Ленинградским государственным институтом культуры.

Ключевые слова: информационный менеджмент, Ленинградский государственный институт культуры, научно-техническая информация, специальное библиотековедение, Д. Шехурин

Arkadiy V. Sokolov

Diodorus Shehurin is a pioneer of information management

Diodorus Shehurin (1925-1992) is one of the organizers of the scientific and technical information in our country. He is an information manager of Soviet formation. His research and teaching activities in the field of special librarianship associated with the Leningrad State Institute of Culture.

Keywords: information management, Leningrad State Institute of Culture, scientific and technical information, special librarianship, D. Shehurin

«Информационный менеджмент» - новый, но уже общепризнанный термин, обозначающий нынешние реалии информационной и библиотечно-библиографической деятельности. Неслучайно одна из ведущих кафедр библиотечно-информационного факультета СПбГИК именуется «кафедра информационного менеджмента». Что понимается под информационным менеджментом? Учебное пособие, написанное в содружестве с нашей кафедрой, Р. С. Гиляревский назвал лаконично, но емко: «Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией»1. Википедия предлагает более развернутое определение: «Информационный менеджмент - это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70-х гг. XX в., специализирующаяся на сборе, управлении и распределении информации». Менеджмент подразумевает организацию и контроль планирования, структуры, оценки и распространения информации с целью прогнозирования ожиданий клиента и информационного обеспечения функций предприятия.

В 1950-1960-е гг., когда в Советском Союзе происходил активный процесс формирования Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), никто не слышал об информационном менеджменте, но проблемы информационного обеспечения всех отраслей народного хозяйства стояли на повестке дня

К 90-летию со дня рождения

и требовали новаторских решений. У руководителей вновь организованных отраслевых и местных органов информации не было ни практического опыта, ни специальной подготовки, но они смело брались за «прогнозирование ожиданий клиента и информационное обеспечение функций предприятия». Показателен в этом отношении пример Диодора Ефремовича Шехурина. Руководимый им отдел научно-технической информации в НИИ магнитодиэлектриков был консультационным центром по созданию служб научно-технической информации на предприятиях2, а в 1960-е гг. был признан лучшим отделом среди ленинградских НИИ.

Нельзя не вспомнить некоторые детали биографии советского «информационного менеджера», обнародованные его биографом и коллегой литовским профессором Оной Во-верене3. Д. Е. Шехурин - представитель героического поколения советской интеллигенции, он родился 25 декабря 1925 г. Рано осиротел, воспитывался в детском доме. В 1944-1945 гг. участвовал в боях за освобождение Заполярья. Был ранен. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Советского Заполярья». После войны Диодор Шехурин окончил Военный институт иностранных языков. С 1953 г. работал в информационных службах ленинградских предприятий, где был составителем, переводчиком, редактором информационных изданий, наконец, начальником отдела НТИ крупного

14

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Д. Е. Шехурин - зачинатель информационного менеджмента

НИИ. Здесь в полной мере развернулись его организаторские способности и новаторский темперамент.

Набираясь опыта, вдумчивый организатор информационной деятельности брал на вооружение новейшие формы и методы информационного обслуживания, известные в то время: избирательное распределение информации по постоянно действующим запросам потребителей; обучение ученых и специалистов использованию информационных ресурсов, в частности отчетов о НИР, и грамотному взаимодействию с информационными и патентными службами НИИ. Стратегически мыслящий новатор не довольствовался изданием информационных материалов и их распространением по запросам. Он мечтал о непосредственном участии службы НТИ в творческом научно-исследовательском процессе в качестве партнера и даже соавтора.

Д. Е. Шехурин пришел к убеждению, что оптимальной формой участия информационной службы в научной деятельности должна стать подготовка аналитических обзоров, дающих полную картину социально-экономической и патентно-конъюнктурной ситуации исследуемого объекта. В 1960-е гг. проблематика аналитических обзоров стала главной темой научных исследований новатора-информатора. В своих публикациях он обосновал главные требования к аналитическим обзорам: ясность, точность, логичность и объективность изложения4. К проблеме аналитических обзоров как одной из важнейших в научно-информационной деятельности и информатике Д. Е. Шехурин возвращался неоднократно. Однако практика показала, что даже идеально скомпилированный информационный продукт может быть отвергнут учеными и инженерами по той причине, что он «не соответствует их информационной потребности».

Информационная потребность - это конечная инстанция, на удовлетворение которой нацелен информационный менеджмент. Информационный менеджер должен так управлять знанием, информацией, технологиями, чтобы удовлетворить не субъективные запросы, полученные от потребителя, а объективные потребности в информации, которой не хватает специалисту для решения его производственных задач. Диодор Ефремович Шехурин - один из первых отечественных информационных работников, который поставил вопрос о сущности информационных потребностей, поэтому он заслужил титул «зачинатель информационного менеджмента».

Углубляя познание информационных потребностей, Д. Е. Шехурин обратил внимание на специфику информационных потребностей

руководителей институтов и структурных подразделений. Он установил, что руководители не ограничиваются информацией, относящейся только к возглавляемой ими организации. Они интересуются информацией о достижениях науки и техники в других отраслях (особенно родственных), перспективных научных направлениях, положительном опыте организации и управления в других институтах, новейших технологиях, экономических достижениях и проблемах, социально-психологических основах формирования научных коллективов, формах и методах воспитания творческой активности и научного потенциала и др.5 На основе сущностного понимания информационной потребности был разработан новый регламент выполнения НИР и ОКР, согласно которому информационная часть, подготовленная службой НТИ, включалась во все отчетные документы. Благодаря внедрению этого регламента служба НТИ, как и мечтал Диодор Ефремович, стала равноправным партнером и соавтором научного процесса.

В целостном виде концепция объективации потребностей в информации была впервые представлена в кандидатской диссертации Д. Е. Шехурина «Информационные потребности специалистов, система их выявления и удовлетворения», которая была успешно защищена в ЛГИК имени Н. К. Крупской в 1970 г. В диссертации был обобщен практический опыт анализа и моделирования информационных потребностей специалистов в области электронной техники и предложены способы их удовлетворения библиотечно-информационными ресурсами. В 1973 г. Д. Е. Шехурина пригласили на факультет специальных библиотек ЛГИК работать в качестве заведующего кафедрой технической литературы. Здесь в полной мере раскрылись его научно-организационные способности и педагогический талант.

Занимаясь подготовкой кадров для научно-технических библиотек, Диодор Ефремович углубился в определение специфических функций этих библиотек в системе НТИ6. Особое внимание он обратил на педагогическую функцию, которую даже попытался распространить на сферу научно-технической информации в целом7. В специальной печати одна за другой появлялись его публикации о подготовке специалистов для Государственной системы научно-технической информации, воспитательной и образовательной функциях научно-технических библиотек, воспитании творческой активности ученых и специалистов, об информационной подготовке молодых специалистов. На кафедре

15

А. В. Соколов

технической литературы сложилась научная школа, развивающая идеи Д. Е. Шехурина. Под его научным руководством были защищены кандидатские диссертации Т. А. Белогорской,

В. М. Бирбраера, А. Д. Комлева, посвященные подготовке кадров для научно-технических библиотек и совершенствованию информационно-библиографического обслуживания специалистов, а также исследования аспирантов из Вьетнама Ву Ван Ньят и Динь Куи Суан.

В 1970-1980-е гг. Диодор Ефремович приобрел репутацию лидера специального библиотековедения. Широкую дискуссию вызвала его статья, посвященная актуальным теоретическим проблемам8. Опираясь на свой богатый практический опыт, Д. Е. Шехурин представил новую трактовку задач и функций специальных библиотек в научно-техническом прогрессе. С целью повышения эффективности информационного обслуживания общества он предложил рациональное распределение функций между научными библиотеками и службами информации, обосновал необходимость особого внимания со стороны ученых, исследователей и практиков к специальному библиотековедению, новому направлению библиотековедения, рожденному на стыке теоретической мысли библиотековедения и информатики. В следующей статье он на конкретных примерах показал связи и взаимоотношения информационных органов и НТБ, их различные и общие функции, необходимость углубления взаимодополняемости в процессе информационного обслуживания науки и техники9.

Реформаторский пафос перестройки 1980-х гг. пришелся по душе новатору-энтузиа-сту Шехурину10. В Ленинградском инженерном центре он организовал серию всероссийских семинаров, на которых обсуждались рыночные отношения информационной деятельности предприятий и организаций. Там Диодор Ефремович выступил с докладами «О формировании единого информационного пространства» и «Информационные потребности в условиях маркетинга и международных экономических связей», где изложил концепцию перехода информационных служб на рыночные взаимоотношения. В многочисленных публикациях он обосновывал необходимость закона об использовании информационных ресурсов, ратовал за срочную переквалификацию информационных работников с ориентацией на рыночную экономику, описывал разработанную им методику информационных аукционов. Неутомимый мечтатель, он был полон новых творческих идей, энергии, оптимизма. Совершенно неожиданно

19 декабря 1992 г. Диодор Ефремович Шехурин по трагической случайности ушел из жизни.

Подведем итоги. Шехурин не использовал термин «информационный менеджмент» и никогда не называл себя «информационным менеджером», но фактически в своей практической организационно-управленческой деятельности и в научно-педагогических изысканиях он интуитивно руководствовался методологией информационного менеджмента, сам об этом не подозревая. Суть методологии информационного менеджмента заключается в следовании не догматическим стереотипам, а практичному здравому смыслу, ибо феномен информации многомерен, разнообразен и непредсказуем. В научном наследии Д. Е. Шехурина обнаруживаются, по крайней мере, три принципиальных методологических решения «информационноменеджерского уровня»:

1. Стратегия информационного обеспечения должна ориентироваться на удовлетворение объективных информационных потребностей, определяемых по формуле:

ОИП = СТЗ - СНЗ,

где ОИП - объективная информационная потребность, СТЗ - сумма требующихся знаний,

СНЗ - сумма наличных знаний.

Если ОИП больше нуля, то возникает потребность в информационном обслуживании; если ОИП равна или меньше нуля, то информационные услуги не нужны. СНЗ определяется путем оценки компетентности коллектива работников (образование, опыт работы, специальность, квалификация). СТЗ выявляется путем анализа плановых заданий и творческих функций, подлежащих выполнению специалистами данной категории. Известны модели ОИП различных специалистов (инженеров, разработчиков, конструкторов, руководящих работников, молодых специалистов). Д. Е. Шехурин доходчиво раскрыл методику моделирования информационных потребностей на примере заведующего специальной библиотекой11.

2. Для удовлетворения ОИП современных специалистов следует использовать ресурсы всех информационных органов, библиотек, библиографических служб, средств массовой информации (добавим: в наши дни Интернет и другие электронные каналы) при условии взаимодополнения и исключения дублирования.

3. ОИП не сводится к удовлетворению профессиональных потребностей, а предполагает обращение к источникам общекультур-

16

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Д. Е. Шехурин - зачинатель информационного менеджмента

ной, этической и эстетической информации. Отсюда - важность выполнения воспитательных и образовательных функций библиотечно-информационными учреждениями.

Следовательно, научное наследие Диодора Ефремовича Шехурина не устарело, ибо ему свойственна ценность классики. Поэтому мы имеем все основания назвать его зачинателем информационного менеджмента в нашей стране.

Примечания

1 Гиляревский Р. С. Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией: учеб. пособие. СПб.: Профессия, 2009. 304 с.

2 Ивлев Я. Д., Шехурин Д. Е. Организация технической информации и пропаганды в научно-исследовательских институтах. Л.: ЛДНТП, 1955. 51 с.

3 Воверене О. И. Диодор Ефремович Шехурин (19251992): крат. очерк жизни и деятельности // Науч. и техн. б-ки. 2001. № 7. С. 67-78.

4 Шехурин Д. Е. Анализ и обобщение информации. Л.: ЛДНТП, 1962. 29 с.

5 Его же. Информационные потребности руководителей и формы их удовлетворения // Информация в системе управления и социального планирования. Л.: ЛДНТП, 1971. С. 9-19.

6 Его же. Научно-технический прогресс как определяющий фактор формирования программ и целей развития информационно-библиотечной деятельности // Науч. и техн. б-ки СССР. 1974. № 9. С. 3-14.

7 Его же. Педагогическая функция информационных служб // НТИ. Сер. 1. 1974. № 4. С. 3-7.

8 Его же. Вопросы теории и практики специальных библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. 1979. № 7. С. 11-18.

9 Его же. Взаимодействие специальных библиотек с другими подразделениями информационной службы // Там же. 1980. № 11. С. 3-10.

10 Его же. О перестройке в службах НТИ // НТИ. Сер. 1. 1988. № 4. С. 5-11.

11 Его же. Моделирование информационных потребностей библиотечных работников // Науч. и техн. б-ки СССР. 1987. № 1. С. 3-8.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.