Научная статья на тему 'Cовременные формы финансирования высшего образования (на примере США)'

Cовременные формы финансирования высшего образования (на примере США) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТРАСТ / ИНВЕСТИЦИИ / ДОХОД / HIGHER EDUCATION / CHARITY FUND / FINANCING / TRUST / INVESTMENTS / INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзов Сергей Васильевич

В статье рассматриваются благотворительные фонды как источник финансирования высшего образования. Анализируется инвестиционная политика университетских благотворительных фондов и политика расходования полученных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Forms of Financing of Higher Education (on an Example of the USA)

The article deals with charity funds as the source of financing of higher education. Investment policy of university charity funds and spending of gained income are under analysis in this article.

Текст научной работы на тему «Cовременные формы финансирования высшего образования (на примере США)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 6

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

С.В. Борзов1,

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры политической экономии Института

национальной и мировой экономики Государственного университета управления

ШВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ США)

В статье рассматриваются благотворительные фонды как источник финансирования высшего образования. Анализируется инвестиционная политика университетских благотворительных фондов и политика расходования полученных доходов.

Ключевые слова: высшее образование, благотворительный фонд, финансирование, траст, инвестиции, доход.

The article deals with charity funds as the source of financing of higher education. Investment policy of university charity funds and spending of gained income are under analysis in this article.

Key words: higher education, charity fund, financing, trust, investments, income.

Все исследования, осуществляемые в университетах США, делятся на собственно университетские и спонсируемые.

Спонсируемыми считаются исследования, средства на проведение которых поступают от сторонних внешних организаций: федеральных ведомств, органов управления штатов, частного бизнеса, фондов и любых других общественных и частных организаций. Средства спонсоров могут направляться на поддержку любого из элементов исследовательского процесса: оплату труда исследователей, создание инфраструктуры и приборной базы, комплектование библиотек, обновление и закупку баз данных, подготовку и публикацию полученных в процессе исследования результатов.

В рамках спонсируемых исследований между университетом и организацией-спонсором заключается договор, в котором определяются цель проведения работ, календарный план их осуществления, обязанности и права участвующих сторон, общий объем финансирования и бюджет, а также процедура отчетности.

Особой статьей договоров о спонсируемых исследованиях является соглашение о правах на интеллектуальную собственность, которая может быть получена в результате их проведения.

В случае дарения сторона, предоставляющая финансирование, передает университету в его полное распоряжение некоторые

1 Борзов Сергей Васильевич, тел.: + 7 (916) 196-79-06; e-mail: borzov.sv@gmail.com

средства в виде денег, недвижимости или в каком-либо другом определенном законом виде и не ожидает для себя существенной выгоды. При этом даритель может оговаривать либо целевое использование средств, либо, наоборот, не использование средства для каких-либо целей. Даритель не может устанавливать конкретные сроки использования средств. Формальных требований об отчетности перед дарителем не существует. Тем не менее университет периодически в произвольной форме отчитывается перед донорами об эффективности использования полученных средств и результатах исследования. Такая практика в той или иной степени позволяет сохранить подобный источник пополнения бюджета вуза.

Дарения университетам как бесприбыльным организациям вычитаются из налогооблагаемой базы доноров, если они не связаны с оплатой учебного процесса.

Университеты могут использовать дарения двумя способами. Первый предусматривает расход полученных средств непосредственно на проведение исследований. Второй — направление средств на создание эндаументов (благотворительных фондов). В этом случае поступившие средства размещаются в ценные бумаги, доходы от которых идут на финансирование исследований. Эндаументы, превышающие 1 млрд долл., имели 48 университетов США (по состоянию на ноябрь 2005 г.) 2.

Эндаументы играют инструментальную роль в поддержке высшего образования, становясь все более важным компонентом ресурсной базы типичного университета. Финансовым эндаументом называются деньги или другие активы, переданные спонсорами благотворительным организациям на следующих условиях: активы должны быть инвестированы, а сами организации для достижения общественно полезных целей должны использовать только полученный от этого доход, оставляя переданные активы в неприкосновенности. «Эндаументы состоят как из финансовых, так и из материальных активов, которые используются для финансирования текущих и будущих операций аффилированных университетов»3. С помощью эндаумента его обладатель получает постоянный источник финансовой поддержки. Иными словами, эндаумент — это некоторая совокупность активов организации, которая своими внутренними документами определяет порядок управления данными активами4.

2 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. М., 2009. С. 121.

3 Brown J., Dimmock S.G., Kang J.-K., Weisbenner S. Why I Lost my Secretary: The Effect of Endowment Shocks on University Operations // NBER Working Paper. 2010. April. N 15861. P. 8.

4 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. С. 134.

После того как эндаумент создан, он существует бессрочно до тех пор, пока организация не будет ликвидирована. Но спонсор имеет право определить сроки действия эндаумента: например, основной актив его дара получатель может использовать по истечении определенного времени или после определенного события. Это так называемые эндаументы на срок. При наступлении соответствующего срока или установленного события вся сумма накопленных активов переходит в распоряжение бесприбыльной общественно полезной организации.

В США деятельность финансовых эндаументов регулируется законодательством штатов, так как в них участвует благотвори -тель, который передает свои средства в доверительное управление и рассчитывает, что получаемый в дальнейшем доход будет использован для общественных нужд. В данном случае государство защищает интересы дарителей.

Эндаументы как способ устойчивого финансирования получили широкое признание в системах образования США и Великобритании. В 1986—2008 гг. средний эндаумент был сравним с годовым бюджетом университета, для финансирования которого он был создан, а в 2008 г. средний эндаумент превышал годовой бюджет своего университета на 36%. Темпы выплат (количество денег, переданных из эндаумента университету в данный год, приведенное к рыночной стоимости эндаумента на начало года) составляли в большинстве случаев 4—5%5.

Существует огромная вариабельность размеров различных эндаументов. Например, в 2008 г. Гарвардский университет имел наибольший благотворительный фонд — почти 36,6 млрд долл., тогда как средние и медианные эндаументы составляли 1,8 млрд долл. и несколько ниже — 400 млн долл. соответственно. В конце 2008 г. эндаументы Принстонского, Гарвардского, Йельского университетов, а также университетов Райса и Нотр Дам в десять раз превосходили их годовые университетские бюджеты.

Увеличивающиеся размеры университетских эндаументов — относительно недавний феномен. Так, например, общая стоимость эндаументов среди институтов США, присуждающих степень PHD, сильно выросла за последние два десятилетия, (до 300 млрд долл. в 2008 г.). Ежегодные темпы роста среднего (медианного) эндаумента (10,3% (9,8%) в течение 1986—2008 гг.) намного опережают темпы роста среднего (медианного) университетского бюджета (6,4% (5,5%))6. Именно эта динамика скорее всего должна стать одной из причин переоценки роли данного источника финансирования российскими специалистами.

5Brown J., Dimmock S.G., Kang J.-K., Weisbenner S. Op. cit. P. 15.

6 Ibid. P. 9.

Все основные учебные заведения США располагают благотворительными фондами, которые являются важными источниками финансирования7. Чаще всего эндаументы формировались выпускниками действующих учебных заведений. Они представляют собой сложный комплекс многочисленных даров и пожертвований. Так, например, около 65% выпускников Колумбийского и других университетов ежегодно делают взносы в свой фонд (более половины средств эндаумента Колумбийского университета — пожертвования выпускников и студентов)8.

Поскольку каждый спонсор чаще всего ставит свои условия использования получаемого инвестиционного дохода, университетские фонды представляют собой, по сути, большое количество индивидуальных эндаументов. Руководство университета обязано строго придерживаться сформулированных дарителями требований по использованию выделенных средств. Все операции с активами конкретного эндаумента учитываются, как правило, отдельно от остальных, что значительно затрудняет бухгалтерский отчет. Так, крупнейший в мире фонд Гарвардского университета состоит примерно из 11 тыс. индивидуальных эндаументов. Если доноры официально соглашаются на объединение отдельных пожертвований, то в этом случае создается единый фонд, который управляется и расходуется по единым правилам.

Университетам предоставлено право формирования благотворительных трастов, в которые могут объединяться свободные средства действующих преподавателей и которые включаются в консолидированный эндаумент университетов. Такие фонды в соответствии со сложившейся практикой должны выплачивать годовые дивиденды своим донорам, а нераспределенный доход направлять на благотворительность.

Преподаватели, инвестировавшие свои деньги, получают в виде дивидендов гарантированные 5% текущей рыночной стоимости первоначальных вложений в течение всего срока действия траста. Обычно преподаватели пожизненно остаются членами подобных фондов. В Массачусетском технологическом институте участниками подобной схемы могут стать преподаватели старше 55 лет. Оставшиеся после выплаты дивидендов средства поступают в университетский эндаумент. Таким образом, объединяются для инвестирования свободные средства преподавателей и благотворительности. При этом для инвесторов существуют привилегии налоговых вычетов на суммы, направляемые в траст, и освобождение от налога на прирост капитала.

7 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. С. 137.

8 См.: Мартьянова Т. Нет стимулов // Ведомости. 2010. Май. № 84. С. 13.

4 ВМУ, экономика, № 6 49

Спонсоры, как правило, предоставляют средства на определенные цели, среди которых оказание материальной помощи одаренным или нуждающимся студентам, создание профессорских эндаумен-тов, организация новых учебных программ, закупки оборудования и оснащение лабораторий. Отдельные дарители не устанавливают никаких специальных требований. В подобном случае университет сам решает, каким образом расходовать полученные средства. В докризисные годы благодаря постоянно растущему рынку ценных бумаг университетские эндаументы значительно пополнились за счет успешного управления накопленными фондами.

Помимо истинных эндаументов, которые формируются из внешних по отношению к университету источников, администрация может по своему собственному решению придать части своих средств, полученных из разных источников, статус эндаумента. В этом случае можно будет использовать только получаемый от инвестированных средств доход. Последние представляют собой «фонды, которые университет трактует как эндаумент и которые могут расходоваться, но университет должен решить, каким образом это делать»9. Такие фонды называются квазиэндаументами, поскольку создаются самими университетами на основе решений советов попечителей. Квазиэндаументы не подпадают под действие законов об эндаументах, поскольку в данных операциях активы поступают не от внешних лиц. В то же время средства, передаваемые университетами в квазиэндаументы, считаются профильными доходами и не облагаются налогами.

В США, несмотря на определенные сложности в экономике, наблюдается рост общественного интереса к эндаументам университетов и колледжей. Объемы пожертвований в них растут ежегодно.

По размеру активов эндаумента, приходящихся на одного студента, на первом месте находится Принстонский университет, в то время как Гарвардский университет занимает лишь пятое место. По этому показателю существуют большие различия между общественными и частными учебными заведениями. В самых богатых общественных университетах на поддержку одного студента за счет средств эндаументов в среднем приходится 40 тыс. долл., в то время как в частных университетах этот показатель выше примерно в 11 раз (454 тыс. долл.). Средние показатели по всей системе высшего образования США для общественных и частных университетов составляют 2 и 15 тыс. долл. соответственно10.

Для организации сбора пожертвований и дарений, а также для управления собранными средствами создаются ассоциации друзей

9 Brown J., Dimmock S.G., Kang J.-K., Weisbenner S. Op. cit. P. 8.

10 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. С. 141—142.

и выпускников университетов, которые существуют в виде благотворительных фондов. Они образуются независимо от университетов и колледжей. Подобные фонды не являются эндаументами вузов и регулируются отдельным законодательством. Сегодня практически каждое учебное заведение имеет эндаумент и специальные программы сбора даров и пожертвований.

Образование эндаумента предполагает, что активы передаются вузам для инвестирования, а не для расходования. При этом получаемые доходы должны составлять стабильную основу для длительного существования и развития университета. Это означает, что главной инвестиционной целью является не максимизация дохода, а его стабильность и достаточность для реализации долгосрочных целей донора.

Отсюда следует, что для всех эндаументов предусмотрена достаточно жесткая инвестиционная политика, которая определяет общие принципы размещения средств, допустимые уровни рисков, желательные уровни доходности и т.д. Средства эндаументов размещаются, как правило, в высококачественные долговременные активы с небольшими рисками. Это прежде всего акции компаний США и международных компаний, которые котируются на развитых рынках, а также ценные бумаги с фиксированным доходом и так называемые «альтернативные» активы.

Чтобы иметь возможность распределять не менее 5% капитала эндаумента в благотворительных целях и покрывать текущую инфляцию, нужно профессионально управлять инвестициями. Поэтому университеты с крупными эндаументами приглашают высококвалифицированных менеджеров, создают специальные управляющие компании или передают управление эндаументами специализированным компаниям (законодательство позволяет это делать). Но такая услуга на финансовом рынке стоит достаточно дорого. Многие университеты с относительно небольшими эндаументами не могут себе этого позволить. Поэтому в США была создана специальная финансовая компания (Commonfund), которая по доступным для благотворительных организаций ценам оказывает последним услуги по управлению их инвестициями. В настоящее время это крупнейшая компания, управляющая эндаументами университетов, медицинских учреждений и благотворительных фондов. Однако даже профессиональный менеджмент не всегда спасает эндаументы от колебаний экономической конъюнктуры.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., показал, что университеты не имеют иммунитета к беспорядкам на финансовых рынках. В течение последних десятилетий, когда темп роста эндаумента среднего университета опережал темп роста расходов университета, учебные заведения стали полагаться на доход эндау-мента как на все более важный компонент их ресурсной базы.

Хорошие темпы роста эндаумента достигались посредством эффективности капиталовложений. На последнюю в свою очередь сильно влиял постепенный переход от инвестиций эндаумента в акции, дающие твердый доход в 1970-е и 1980-е гг., к инвестициям в альтернативные активы (хеджевые фонды, инвестиционный портфель ценных бумаг, рисковый капитал, покупка недвижимости, спекуляции с сырьем и природными ресурсами) в 1990-е и 2000-е гг.

В 2008 г. средняя доля портфеля, инвестированного в альтернативные активы, выросла до 28%. С 2000 по 2008 г. около 2/3 повышения доли альтернативных активов обеспечивалось снижением доли наиболее ликвидного класса активов — публично торгуемых акций (publicly-traded-equity)11. Разумеется, альтернативные активы менее ликвидны, а вложения в них более рискованны по сравнению с ценными бумагами. Тем не менее доля таких «альтернативных» инвестиций составляла до 1/3 современного инвестиционного портфеля эндаументов12.

В то время как это изменение снабжало эндаументы впечатляющими средними доходами, оно также повышало их зависимость от риска финансовых рынков, включая значительные падения рынка в периоды технологического (2001—2002) и глобального финансового кризисов (2008—2009).

Помимо политики инвестирования университеты следуют также жестко контролируемой политике расходования полученных средств. Последняя определяется управляющим советом университета и носит долгосрочный характер. Хотя у американских вузов достаточно свободы в распоряжении получаемыми доходами, статус университета как бесприбыльного образовательного учреждения, служащего обществу в области производства и распространения знания, накладывает на эту деятельность определенные ограничения.

Получаемый инвестиционный доход направляется прежде всего на финансирование образовательного процесса и проведение исследований. Объявленные уровни поддержки не должны сокращаться под влиянием обстоятельств, и будущие поколения преподавателей и студентов должны иметь возможность получать тот же или более высокий уровень поддержки от доходов эндаумента. Любое увеличение поддержки должно быть обеспечено увеличением доходов от инвестиций или накоплениями в длительной перспективе. Это делает взаимосвязь между инвестиционной политикой и политикой расходования средств достаточно сложной. Решающим фактором в проведении как той, так и другой является стабильность финансовой системы.

11 Brown J., Dimmock S.G., Kang J.-K., Weisbenner S. Op. cit. P. 16.

12 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. С. 144.

Кроме того, доноры при выделении средств оговаривают цели, на достижение которых необходимо направлять ресурсы. Это может быть поддержка студентов или преподавателей, организация тех или иных исследований, привлечение известных специалистов к преподаванию в университете и т.д. Каждый из доноров при формировании эндаумента имеет право установить не только направление, но и порядок, правила расходования средств от инвестирования, и университеты должны жестко придерживаться их.

Но со временем прописанные в эндаументе направления исследований теряют свою актуальность, и, следовательно, снижается потребность их финансирования. Однако остающиеся средства, которые не могут быть израсходованы по целевому назначению, недоиспользуются. Законодательство одних штатов позволяет университетам самостоятельно перенаправлять доходы от эндау-ментов на другие цели, тогда как в других штатах подобное разрешается только с согласия исполнительного руководства учебных заведений. Некоторые вузы запрашивают первоначальных доноров о возможности изменения целевой направленности их пожертвований.

И, наконец, следует отметить непрямую роль государства (на разных уровнях, в том числе местном и региональном) в поддержке научной деятельности посредством освобождения университетов от различных форм налогообложения, будь то федеральные налоги, налоги с продаж (на уровне штата) или местные налоги на собственность. При этом государство ожидает от университетов определенных усилий по предоставлению обществу услуг13.

Эмпирически большинство университетов имеет общую схему расходования эндаумента, устанавливающую темп, с которым университет будет тратить свой эндаумент. Считается нормальным, если университет направляет из доходов эндаумента не менее 5% стоимости его активов на финансирование целевых программ поддержки студентов и преподавателей (хотя менеджеры эндаумента в большинстве случаев могут отклоняться от этой механической схемы выплат). Соответствующих законодательных требований для эндаументов университетов не существует, но большинство ориентируется на указанный выше уровень ежегодных расходов. Для расчета норм расходования университеты берут средневзвешенную стоимость активов эндаумента за последние три-пять лет.

Подчеркивая важную роль эндаументов в финансировании вузов, не стоит переоценивать их влияние на систему высшего обра-

13 См.: Емельяненков А. На гранты надейся, с бюджетом дружи // Российская газета: официальный сайт. 2004. Декабрь. № 3654. URL: http://www.rg. ru/2004/12/15/a48417.html (дата обращения: 26.10.2010).

зования Соединенных Штатов. Основные средства на образование все-таки поступают из бюджета страны и за счет оплаты обучения студентами. Вместе с тем наличие эндаументов предполагает иную структуру ограничений на использование получаемых средств. Это дает некоторую свободу действий и позволяет вузам гибко подходить к реализации своих целей и программ. Средства эндаументов могут направляться на поддержку как студентов, так и преподавателей. Именно способность оказывать индивидуальную адресную помощь определяет эффективность эндаументов.

Список литературы

Емельяненков А. На гранты надейся, с бюджетом дружи // Российская газета: официальный сайт. 2004. Декабрь. № 3654. URL: http://www.rg. ru/2004/12/15/a48417.html

Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. М., 2009.

Мартьянова Т. Нет стимулов // Ведомости. 2010. Май. № 84.

Brown J., Dimmock S.G., Kang J.-K., Weisbenner S. Why I Lost my Secretary: the Effect of Endowment Shocks on University Operations // NBER Working Paper. 2010. April. N 15861.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.