Научная статья на тему 'Cоциологический мониторинг экономических и социальных перемен в России'

Cоциологический мониторинг экономических и социальных перемен в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
838
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cоциологический мониторинг экономических и социальных перемен в России»

МЕТОДОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В РОССИИ

1. Общая цель мониторинга

Главным стимулятором и главным "жизненным нервом" трансформации российского общества была и остается экономическая реформа, переход от полностью изжившей себя планово-распределительной системы к современной либерально-рыночной экономике. Вместе с тем среди всех составляющих перестройки экономическая реформа оказалась наиболее сложной. Продвижение общества в намеченном направлении происходило намного медленнее, чем ожидалось, первые несколько лет экономическая реформа вообще топталась на месте. А когда, наконец, "лед тронулся", то принятые меры в большинстве своем либо оказались безрезультатными, либо привели к результатам, противоположным планируемым.

Неудачи реформаторов были в значительной мере обусловлены технократичностью их мышления, неспособностью оценить важность социокультурного контекста преобразования экономики, соотнести нынешний “переход к рынку" с предшествующими этапами российской истории, правильно оценить расстановку и соотношение социальных сил, поддерживающих реформы и сопротивляющихся их проведению. Экономическая политика переходного периода может быть эффективной лишь при условии ее социализации, органичного включения в нее соответствующей социальной политики. Между тем реальный социальный контекст приватизации государственной собственности, демонополизации промышленных гигантов, конверсии ВПК, развития частного предпринимательства, земельной реформы необычайно сложен. Политические, социальные и культурные процессы, определяющие развитие экономических сдвигов, многообразны, взаимосвязанны, слабо изучены и потому недостаточно предсказуемы. Не случайно ни у одного из правительств времен перестройки не было и нет понятной людям и последовательной социальной политики. Нет и времени, сил, возможностей для ее разработки.

Помочь демократической власти переломить эту тенденцию, трезво взглянуть в глаза обостряющимся социальным проблемам, найти эффективные пути их решения должна социальная наука, прежде всего — экономическая социология. Одним из шагов в реализации этой задачи является организованный ВЦИОМ и Интерцентром социологический мониторинг экономических и социальных перемен в России. Цель мониторинга — научно-информационная помощь властным структурам России в разработке социальной

политики экономических преобразований, соответствующей социокультурным характеристикам нашей страны и особенностям массового сознания ее граждан.

2. Предмет

Социологический мониторинг экономических и социальных перемен в России — это научно обоснованная система анализа и отслеживания динамики массовых представлений о процессах, определяющих условия и(или) отражающих результаты перехода российского общества от посттоталитаризма к политической демократии и от планово-распределительного хозяйства к рыночной экономике.

Предмет мониторинга составляют общественные процессы, отражающие политические и социокультурные условия, социальные результаты и косвенные последствия экономических преобразований в России. К процессам первого типа относятся, например, изменение доверия общества к органам власти и политическим лидерам, борьба ветвей и иерархических уровней власти за перераспределение полномочий, распространение коррупции и криминализация государственной власти, развитие межнациональных конфликтов и др. Развиваясь более-менее независимо от экономических перемен, эти процессы как бы задают их внешние рамки. Вторую группу составляют процессы, выражающие социальную суть экономических изменений и принципиально неотделимые от последних. К ним относятся, например, изменение критериев социальной стратификации общества, формирование новых социальных слоев, углубление имущественных различий между стратами, качественное преобразование рынка труда и системы трудовых отношений, изменение трудовых мотиваций, моделей профессиональной мобильности, насыщение и универсализация потребительских рынков, преобразование системы социальных гарантий и проч. Третья группа отслеживаемых мониторингом процессов отражает спонтанные (нередко даже непрогнозируемые) последствия проводимых реформ. Это сепаратизация республик и регионов, распад традиционных хозяйственных связей, свертывание производства, нарастание инфляции, снижение уровня и качества жизни народа, распространение безработицы, упадок науки, культуры, образования, рост социального напряжения, отчуждение народа от власти и проч.

Классификация общественных процессов по их роли в экономических сдвигах носит достаточно условный характер. Ведь результаты и косвенные итоги реформ одновременно формируют условия и определяют возможности дальнейших экономических перемен. Однако предложенный подход имеет тот плюс, что позволяет шире охватить совокупность процессов, определяющих преобразование экономики.

3. Общественные функции

Чтобы разобраться в сложном переплетении конструктивных и разрушительных процессов,формирующих динамику российского общества, отечественным и зарубежным политикам, экспертам и просто заинтересованным гражданам необходима не-

зависимая и достоверная информация о том, что происходит в России, какая политическая и социальная обстановка складывается в тех или иных регионах, какие сдвиги наблюдаются в экономике, как меняется положение основных общественных групп и слоев и как происходящие перемены отражаются в массовом сознании и поведении людей.

В настоящее время ни властные структуры, ни общественность России не обеспечены надежной информацией об экономических и социальных переменах в стране. Правда, освобожденная от идеологического давления статистика становится более объективной, и заметно расширившаяся сеть социологических центров также вносит определенный вклад в информационное обслуживание общества. Однако общий процесс распада старых структур не мог не затронуть государственную статистику. К тому же в условиях галопирующей инфляции, долларизации и криминализации экономики многие традиционные методы сбора и обработки статистических данных становятся непригодными. Это ослабляет информированность властных структур и общества в целом о положении в стране и ее регионах.

Чтобы обеспечить надежную "обратную связь" управления ходом реформ, необходима социальная информация, отвечающая требованиям: а) полноты, системности, комплексности, б) достоверности, научной и методической обоснованности, в) оперативности, регулярной обновляемости и г) дифференцированного подхода к разным регионам страны. Одним из источников такой информации могут служить оперативные, регулярно повторяющиеся социологические исследования, системная совокупность которых и образует социологический мониторинг. В большинстве социологических исследований названные требования к качеству информации не выполняются. Поскольку они проводятся по темам, интересующим конкретных ученых или заказчиков, их совокупность не обеспечивает той полноты информации, которая требуется для эффективного управления реформами. К тому же исследования проводятся в разное время, в разных регионах страны, по разным выборкам и инструментам. В результате накапливающаяся информация о положении, взглядах и поведении общественных групп является несопоставимой. Надежные динамические ряды, отражающие экономические и социальные сдвиги в развитии российского общества, встречаются достаточно редко.

Важной чертой переживаемого периода является регионализация общественной жизни России, усиление политических, экономических и социальных различий между республиками, регионами, городами. Москва и Санкт-Петербург, Курилы и Татарстан, Чечня и Нижний Новгород, Кузбасс и Нечерноземье стоят перед лицом различных проблем, имеют специфические приоритеты политики и разные возможности действия. И хотя в каждом из названных регионов реформа сталкивается с определенными противоречиями и трудностями, причины, а значит, и пути решения этих противоречий различны. Отсюда — необходимость систематического отслеживания хода и результатов реформ не только в России в целом, но и в ее регионах.

Ускорение многих общественных процессов, нарастание социального напряжения требуют частого обновления информации, сокращения сроков ее получения. Это, в свою очередь, предполагает надежную организацию всех звеньев научно-информационной деятельности, наличие современной технологической

базы, высокую квалификацию кадров, компетентный методический контроль процедур сбора, переработки и передачи информации. Социологических центров, отвечающих этим требованиям, пока единицы, поэтому большая часть информации поступает к пользователям, успев устареть. Отсюда — недостаточная информированность принимающих решения лиц о происходящих социальных процессах и о сдвигах в массовом сознании общественных групп (их настроении, интересах, установках, оценках, мнениях, ожиданиях, намерениях).

Мониторинг экономических и социальных перемен в России организован для того, чтобы обеспечить российское общество свежей, надежной и комплексной социологической информацией. Его данные будут публиковаться в ежемесячном бюллетене, первый номер которого находится в руках у читателя. Одновременно они будут передаваться в банк данных ВЦИОМ и Интерцентра, открытый для заинтересованных организаций и лиц. Результаты мониторинга адресуются научно-аналитическим центрам правительственных и общественных организаций, научно-исследовательским институтам, ученым обществоведческого профиля, зарубежным центрам изучения России, региональным органам власти, высшим учебным заведениям (университетам, академиям) и другим заинтересованным организациям.

4. Научные задачи

Мониторинг экономических и социальных перемен призван решить широкий круг научных задач, классифицировать которые можно как по предметному, так и по функциональному основаниям. При первом подходе следует выделить решаемые мониторингом содержательные проблемы, при втором же — типы подлежащих решению задач. Предметные задачи мониторинга вытекают из исходного представления авторов о сущности, закономерностях, направлениях и перспективах текущих трансформационных процессов в России. Эта тема будет освещена в следующем номере бюллетеня. При втором подходе выделяются принципиальные типы решаемых исследованием задач. Применительно к мониторингу это методические, научные и информационные задачи. Рассмотрим их содержание.

1. Методические задачи мониторинга заключаются в разработке и экспериментальной проверке:

а) предметной структуры мониторинга;

б) научно-организационной структуры мониторинга (системы основных направлений, частоты опроса каждого типа субъектов и проч.);

в) методов построения и реализации выборки;

г) методов и инструментов опроса (анкет, формализованных интервью);

д) методов обработки и анализа данных.

Конечным выходом этого направления работы должна стать научно обоснованная и подкрепленная опытом использования "Методика социологического мониторинга экономических и социальных перемен в России".

2. Научные задачи мониторинга можно разделить на две группы. Первая состоит в использовании получаемых данных для отслеживания и анализа социальной динамики, т.е. сдвигов, происходящих:

а) в социальной структуре экономики, господствующих социально-экономических отношениях;

б) в условиях, уровне и качестве жизни основных общественных групп;

в) в содержании массового сознания (ценностных ориентациях, нравственных критериях, потребностях, взглядах, настроениях);

г) в оценках и степени поддержки разными группами социальной направленности и эффективности социально-экономической политики государства;

д) в трудовом и экономическом поведении людей;

е) в целостных общественных ситуациях, складывающихся в разных регионах России, городе и селе.

Вторая группа задач заключается в проверке справедливости (оценке вероятности реализации) некоторых обсуждаемых научным сообществом гипотез дальнейшего развития российского общества. Сюда можно отнести:

а) оценку общей социальной направленности осуществляющихся в стране перемен, т.е. определение типа формирующейся в России социально-экономической системы;

б) эмпирическую проверку гипотез о направлениях и результатах перестройки социальной структуры общества (трансформации правящей элиты, возникновении среднего класса, люмпенизации массовых групп населения, расширении "социального дна" и проч.);

в) эмпирическую проверку выдвигаемых разными ученыму гипотез о состоянии и динамике массового сознания россиян (их "расколе" между либеральными и традиционными ценностями, распространении "кризисного" и "люмпенизированного" типов сознания, мировоззренческом и нравственном кризисе и др.).

3. Информационные задачи мониторинга состоят в обеспечении органов власти, научной и политической общественности России, а также зарубежных организаций и лиц, заинтересованных в развитии России, методически надежной и политически независимой информацией о ходе реформ, взглядах и настроениях народа.

5. Социальные индикаторы

Внешним выражением предметной структуры проекта служит система социальных индикаторов. Будучи операционализированы в вопросах инструментария мониторинга, они в конечном счете определяют его общее направление и структуру. Система индикаторов мониторинга ориентирована на решение названных выше научных и информационных задач. Она затрагивает политическую, экономическую, социальную и социокультурную сферы жизни, отслеживая объективные условия жизнедеятельности людей, особенности их массового сознания, реальное и про-жективное поведение. Ниже приводится список индикаторов мониторинга.

1. Социокультурные установки и взгляды

1.1. Основные мировоззренческие ценности.

1.2. Оценки коммунистической, "социалистической" и капиталистической систем; отношение к формирующейся в России социальной системе.

1.3. Отношение к частной собственности (в том числе на землю).

1.4. Отношение к плановой и рыночной экономикам.

1.5. Представления о социально-экономической

справедливости (эгалитарные и достижительные ценности).

1.6. Взгляды на социально-экономическую дифференциацию, на богатство и бедность.

1.7. Представления о социальных функциях,

критериях и необходимых размерах помощи “слабым" группам.

1.8. Религиозность: распространение, глубина,

динамика.

1.9. Особенности нравственного сознания.

1.10. Национальное самосознание и национальная нетерпимость.

2. Социальное самочувствие

2.1. Удовлетворенность разными аспектами жизни, уверенность в завтрашнем дне.

2.2. Наиболее беспокоящие проблемы (общества, города, семьи).

.2.3. Оценка своего материального благосостояния, доходов и потребления.

2.4. Оценка достигнутого за время реформ, их результатов для себя и для общества.

2.5. Готовность к дальнейшему перенесению трудностей, связанных с продолжением реформ.

2.6. Степень усталости, социального напряжения, готовность к политическому протесту.

2.7. Готовность (стремление) к эмиграции из России.

3. Политические оценки и взгляды

3.1. Оценки процесса и результатов демократизации власти в России и регионах.

3.2. Оценки степени соблюдения прав человека, в том числе гласности, свободы слова.

3.3. Отношение к понятиям "демократия", "твердый порядок" и "диктатура".

3.4. Неделимость России и право наций на самоопределение.

3.5. Отношение к "русской национальной идее" и национал-патриотизму.

3.6. Интеграция с Западом и “особый путь" развития России.

3.7. Отношение к коммунистической идеологии и "новым" коммунистам.

3.8. Отношение к политическим партиям и движениям: силы поддержки.

3.9. Доверие к президенту: личный рейтинг.

3.10. Доверие к правительству: рейтинг руководителей.

3.11. Доверие к Верховному Совету и Съезду народных депутатов: рейтинг руководителей.

4. Оценки экономической ситуации

4.1. Экономическая ситуация в регионах, городах, сельских районах.

4.2. Состояние потребительского рынка: доступность и цены основных групп товаров.

4.3. Состояние рынка труда: спрос и предложение, цены разных видов труда (зарплата, предпринимательские доходы).

4.4. Налоги с предприятий: уровень, динамика, эффективность.

4.5. Оценки криминализации экономики: кор-

рупция, взяточничество, рэкет.

4.6. Производственная ситуация на предприятиях (организациях), условия и эффективность деятельности трудовых коллективов.

5. Оценки и прогнозы экономических перемен

5.1. Оценки темпов, глубины и результатов осуществленных экономических перемен.

5.2. Ожидания экономических перемен на ближайшую и среднюю перспективу.

5.3. Инфляция и потребительские цены: реальная и ожидаемая динамика.

5.4. Приватизация государственных предприятий: темпы, формы, итоги, перспективы.

5.5. Демонополизация экономики: результаты, препятствия, трудности, ожидания.

5.6. Развитие частного предпринимательства: темпы, итоги, перспективы.

5.7. Развитие фермерства: темпы, препятствия, результаты.

5.8. Личные подворья сельских жителей: экономические условия, результаты и перспективы развития.

6. Экономические установки и поведение

6.1. Приоритеты сфер и отраслей занятости.

6.2. Трудовая и хозяйственная мотивированность: степень и факторы.

6.3. Поведение в сфере труда и доходов: вторичная занятость.

6.4. Социально-профессиональная и территориальная мобильность.

6.5. Участие (готовность к участию) в предпринимательстве.

6.6. Инвестиционное поведение и намерения предпринимателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.7. Установки и поведение в области личных сбережений.

6.8. Каналы вовлечения населения в валютные операции, пути приобретения и использования валюты.

6.9. Потребительское поведение: самообеспечение, самозанятость, сокращение расходов, создание запасов и проч.

7. Оценки социальных перемен

7.1. Общественная экспертиза прожиточного минимума, распространения бедности.

7.2. Доходы населения в условиях инфляции: уровень, динамика, удовлетворенность.

7.3. Экономическое принуждение к вторичной занятости: роль и динамика дополнительных доходов.

7.4. Приватизация государственного жилого фонда: темпы, условия, результаты, препятствия, трудности.

7.5. Отношение к "ваучеризации", использование ваучеров, покупка населением акций.

7.6. Рост социального расслоения общества; отношение к "новым богатым", представления о факторах обогащения.

7.7. Уровень реальной и ожидаемой безработицы, возможности и условия трудоустройства безработных.

7.8. Эффективность деятельности служб занятости, в том числе переобучения безработных.

7.9. Изменение системы социальных гарантий в связи с переходом к рынку.

7.10. Оценка эффективности разных форм социальной поддержки "слабых групп" населения (престарелых и инвалидов, безработных, одиноких матерей, многодетных семей и проч.).

В процессе становления и развития мониторинга каждый из названных индикаторов будет опе-рационализирован с помощью соответствующих вопросов и либо оставлен в существующем виде, либо уточнен или же исключен. С другой стороны, в систему могут включаться некоторые новые индикаторы. Будучи в основном стабильной, она в то же время будет развиваться и совершенствоваться на протяжении всего исследования.

6. Структура (направления)

Отслеживание условий и результатов перехода от планово-распределительной экономики к рыночной предполагает опросы разных социальных субъектов, применение разнообразных методов и различных социологических инструментов. Мониторинг экономических и социальных перемен в России включает четыре основных направления. Первым из них служат опросы взрослого населения — мужчин и женщин, молодежи и стариков, жителей города и села, работающих и безработных. Главные задачи этого направления — оценивать социальное самочувствие людей, фиксировать сдвиги в уровне и качестве жизни территориальных и социально-демографических групп, изучать их политические взгляды, культурные нормы и ценности. Опросы взрослого населения проводятся по месту жительства респондентов методом самозаполнения анкет в присутствии интервьюера, а при необходимости — с его помощью. В динамике большая часть вопросов повторяется, что обеспечивает сравнимость данных во времени. Но некоторая часть вопросов носит ситуативный характер (отношение к референдуму, оценки отдельных поступков и заявлений политиков, реакции на постановления правительства, Верховного Совета и проч.).

Второе направление мониторинга — опросы населения, занятого в государственном и частном секторах экономики, разных отраслях хозяйства, крупных и мелких предприятиях. Эта группа составляет две трети общей численности населения страны и является главным субъектом ее экономической жизни. Поэтому большая часть вопросов, связанных с изменением экономических отношений, формированием рынка труда, приватизацией производства, развитием предпринимательства и т.д., обращается именно к ней. "Работники" опрашиваются у себя на квартирах методом самозаполнения анкет. Большая часть задаваемых им вопросов является постоянной, т.е. повторяется регулярно, меньшая — будет меняться от опроса к опросу.

Третье направление — опросы "экспертов", т.е. признанных авторитетов в области социально-экономического развития и социально-экономической политики. К категории экспертов относятся наиболее компетентные и независимые работники "социальных" министерств и ведомств, ученые, журналисты, профсоюзные и социальные работники. Задача этого направ-

ления — дополнить мнения массовых групп о происходящих процессах, составленные на основе индивидуального опыта, суждениями высококвалифицированных профессионалов, способных раскрыть внутренние механизмы происходящих процессов. Часть задаваемых экспертам вопросов аналогична вопросам к массовым группам, что важно для сопоставления мнений тех и других. Однако большая часть вопросов носит более сложный характер. Специфичными для экспертов являются вопросы о причинных взаимосвязях явлений, механизмах раличных процессов, эффективности осуществляемых правительством мер, их вероятных последствиях и проч. Опросы проводятся по месту работы экспертов методом самозаполнения анкет, содержащих преимущественно открытые вопросы. По-видимому, анкеты экспертов будут обновляться значительно интенсивнее, чем анкеты массовых групп. Их собственно мониторинговая часть, фиксирующая динамику мнений, будет носить подчиненный характер. В отличие от первых двух направлений, результаты экспертных опросов будут анализироваться с помощью качественных методов.

Четвертым направлением мониторинга служат опросы групп, требующих особого, фокусированного внимания исследователей. С точки зрения задач мониторинга, особенно важны позиции, оценки и взгляды директоров государственных предприятий, предпринимателей, фермеров, руководителей местных органов власти. Специального внимания заслуживают и "жертвы реформ" — маргинальные группы населения (беднейшие, бездомные, безработные, социально ущемленные). Часть этих групп будет опрашиваться регулярно, другая часть — только время от времени. Методы опроса "фокусных групп" находятся в стадии проработки. Возможно, что на первом этапе он будет проводиться преимущественно качественными методами — путем углубленных интервью и групповых дискуссий.

7. Инструментарий

Фундаментальный процесс трансформации российского общества включает множество конкретных процессов, существенно различающихся скоростью протекания. С некоторой долей условности среди них можно выделить:

— экспресс-процессы, развитие которых следует измерять не реже двух, а то и четырех раз в месяц (динамика социального напряжения, реакции людей на развитие конкретных событий и др.);

— быстротекущие процессы, требующие измерения не реже раза в один-два месяца (рост цен, состояние потребительского рынка, динамика прожиточного минимума, доверие к политическим институтам и др.);

— процессы средней скорости, результаты которых желательно измерять два-четыре раза в год (приватизация государственных предприятий, осуществление земельной реформы, динамика рынка труда, распространение безработицы);

— и наконец, сравнительно медленные процессы, развитие которых достаточно контролировать раз в один-два года (социокультурные сдвиги, перестройка мировоззрения, изменение нравственных представлений).

"Несущей конструкцией" мониторинга социально-экономических перемен служат ежемесячные, ежек-

вартальные и полугодовые опросы. Наряду с ними (за рамками мониторинга) ВЦИОМ проводит и будет далее проводить, с одной стороны, еженедельные экспресс-опросы по актуальным проблемам, с другой — ежегодные опросы по темам: "Уровень и качество жизни", "Экономическая реформа . "Новый год, "Русские в рее публиках" и др. Фиксируя долгосрочные сдвиги в глубинных социальных структурах, эти исследования проливают дополнительный свет на проблематику мониторинга.

Главными инструментами мониторинга являются:

а) "Анкета россиянина № 1" (ежемесячная), примерно треть вопросов которой адресуется лицам, занятым в народном хозяйстве. Эта анкета работает одновременно на два направления. Первый опрос по ней проведен в конце марта — начале апреля сего года, его результаты публикуются в данном номере бюллетеня.

б) "Анкета работника" (ежеквартальная) включает три блока, в том числе один постоянный, т.е. используемый в каждом опросе, и два сменных, используемых поочередно раз в полгода. Итоги первого опроса по этой анкете, проведенного в апреле, будут опубликованы в июньском выпуске бюллетеня.

в) "Анкета россиянина N° 2" (ежеквартальная) также включает как постоянный, так и сменные блоки вопросов, используемые раз в полгода. Первый опрос по ней проводится в мае, результаты публикуются в июльском номере бюллетеня.

г) "Анкета руководителя предприятия (владельца дела)" включает унифицированный блок вопросов, обращенный ко всем опрашиваемым, а также специализированные блоки, адресуемые, разным группам руководителей — директорам государственных предприятий, частных фирм и организаций "промежуточного" типа (негосударственных акционерных обществ, товариществ, кооперативов, арендных предприятий).

д) "Анкета эксперта", первый опрос по которой бу-. дет проведен в мае и опубликован в июле.

"Анкеты россиянина" и "Анкета работника" имеют общую паспортичку, включающую 16 признаков (см. раздел "Информация", п.Н), что важно для сопоставления их данных. Паспортички "Анкеты руководителя предприятия" и "Анкеты эксперта" носят особый характер, лишь частично совпадая с общей.

8. Выборка

Количество макрорегионов России, по отношению к которым можно дифференцировать данные мониторинга, определяется общим объемом выборки, в свою очередь зависящим от финансовых средств. В этих условиях "географию" мониторинга приходится ограничить всего пятью крупными территориальными единицами. Это: 1) Москва и Санкт-Петербург; 2) Европейский Север (Северный, Северо-Западный, Волго-Вятский и Центральный регионы без Москвы и Санкт-Петербурга, а также северная часть Поволжья);

3) Урал и Предуралье; 4) Европейский Юг (Черноземный Центр, южная часть Поволжья и Северный Кавказ); 5) Сибирь и Дальний Восток. Отдавая себе отчет в несовершенстве и грубости такой регионализации России, авторы тем не менее вынуждены начать работу с нее в расчете на последующее совершенствование методологии.

Выборка взрослого населения России репрезентирует: а) население пяти "макрорегионов", б) основные демографические группы, в) население крупных, малых и средних городов и сельской местности. Масштаб выборки составляет 3500 (с "флюсом" в 500 человек в Москве и Санкт-Петербурге). Выборка работающего населения представляет работников: а) семи макроотраслей экономики, б) трех социальных секторов экономики, в) пяти соподчиненных должностных категорий, г) пяти групп предприятий по их размерам. Масштаб этой выборки — 2000 человек. Подробное описание методов построения, реализации и апостериорного контроля выборки дается в следующей статье.

9. Информационный бюллетень

Результаты мониторинга предъявляются общественности и могут использоваться двумя путями — через ежемесячный бюллетень "Экономические и социальные перемены в России" и через объединенный банк данных ВЦИОМ-ИНТЕРЦЕНТР. Информационный бюллетень мониторинга (ИБМ) предназначен лицам, принимающим решения, работникам научно-информационных и аналитических центров министерств и ведомств, а также средств массовой информации, научно-исследовательским институтам обществоведческого профиля, ученым, зарубежным центрам и институтам по изучению России.

Издание ИБМ выполняет две взаимосвязанных функции: а) информационную, связанную с оперативным ознакомлением управленческих органов и российской общественности с социально-экономической ситуацией, складывающейся в разных частях страны, социальным самочувствием населения, его реакциями на осуществляемые правительством меры, степенью доверия к власти и проч.; б) научноаналитическую, заключающуюся в использовании полученных материалов для углубленного анализа происходящих процессов, выработки обобщенного взгляда на направления, успехи и неудачи развития российского общества. Сложность заключается в том, что первая функция требует максимально оперативного выпуска информации, вторая же — вдумчивого, методологически надежного анализа данных. Однако высокая квалификация кадров, отличная техническая оснащенность ВЦИОМ и Интерцентра, а также достаточно солидный объем ИБМ — 10 п.л. в месяц, — позволяют достаточно эффективно выполнять обе названные функции. Разрыв во времени между окончанием опросов респондентов и публикацией полученных данных в очередном выпуске ИБМ будет составлять два месяца. Так, в настоящем (майском) выпуске публикуются данные опроса, проводившегося 20 марта — 5 апреля 1993 г.

Как правило, выпуски ИБМ будут включать методологический, аналитический и информационный разделы и краткое резюме на английском языке. Методологический раздел ИБМ ориентирован на междисциплинарное научное сообщество. В нем будут публиковаться: а) концептуальные обзорно-аналитические статьи, анализирующие социальную сущность и закономерности переживаемого момента, вероятные пути будущего развития России; б) обзоры, статьи и сообщения по главным линиям экономических и социальных перемен в России; в) разные элементы

концепции мониторинга и его направлений; г) методические описания исследований, данные которых публикуются в бюллетене.

Аналитический раздел бюллетеня ориентирован на тех, кто заинтересован в ознакомлении с выявленными тенденциями развития, получении готовых выводов (политики, широкая общественность, средства массовой информащш). В этом разделе будут публиковаться: а) результаты анализа получаемых материалов авторским коллективом мониторинга (разделы, выделяемые по предметному принципу); б) материалы о социально-экономической и политической ситуации в отдельных макрорегионах России; в) краткие сообщения о результатах экспресс-опросов по наиболее актуальным проблемам. В случае необходимости здесь будут использоваться не только данные мониторинга, но и результаты других исследований ВЦИОМ. Раздел будет отличаться разнообразием способов анализа данных — от парных таблиц и динамических рядов до многомерных типологий, расчета комплексных индексов, факторного анализа и т.д.

Главное содержание информационного раздела ИБМ составят более или менее унифицированные подборки таблиц. Данные опросов по "Анкете россиянина № 1" будут даваться ежемесячно, частично — в форме парных распределений, а частично — в виде удлиняющихся динамических рядов. Содержание же анализируемых ежеквартальных опросов будет меняться от номера к номеру. Так, в июньском номере ИБМ будут опубликованы результаты опроса работников, в июльском — экспертов, в августовском — всех россиян и представителей фокусных групп, после чего этот круг повторится. Чтобы обеспечить сопоставимость данных, публикуемых в разных выпусках бюллетеня, в информационном разделе каждого выпуска будут использоваться одни и те же основания классификации респондентов, а именно: пол, возраст, образование, основное занятие, уровень среднедушевого дохода семьи, социальный тип предприятия (организации), являющегося основным местом работы, должностной или квалификационный статус, тип населенного пункта и макрорегион проживания. В этом разделе табличные данные будут даваться без текстовых комментариев и иллюстративных материалов.

В течение первого экспериментального года выпуски информационного бюллетеня будут носить поисковый характер. Редколлегия будет стремиться отыскать своего читателя и возможно полней удовлетворить его потребности в информации, что может потребовать внесения корректив в содержание и структуру бюллетеня. Мы рассчитываем на обратную связь с заинтересованными читателями, на советы по улучшению ИБМ. Первые два выпуска бюллетеня распространяются бесплатно, начиная же с третьего (июльского) выпуска он будет распространяться на основе платной подписки. Стоимость подписки на 12 выпусков бюллетеня (с июля 1993 по июнь 1994 года) для российских организаций и граждан составит 5 тыс. руб., а для зарубежных — 50 долл. США.

10. Банк данных

В течение года в рамках мониторинга предполагается провести не менее 25 исследований (примерно 16 опросов всего населения, 4 — занятого населения,

4 — руководителей государственных и частных предприятий и 4 — экспертов). Всего будут опрошены около 70 тыс. респондентов, которым будет предложено не менее 400 вопросов. При этом часть вопросов будет задаваться ежемесячно, другая часть — ежеквартально, а третья — эпизодически. Одни вопросы будут “сквозными'', предназначаться всем типам респондентов, другие же — носить адресный характер. Для того чтобы данные мониторинга могли с максимальным эффектом использоваться для отслеживания ди-намики мнений, сопоставления позиций населения и представителей фокусных групп, слияния аналогичных массивов в целях повышения репрезентативности данных и проч., их следует организовать в форме банка данных. Создание такого банка является важным элементом проекта. Идеология коллектива "мониторинг" — максимум отд ачи обществу. А так как информационный бюллетень сможет вместить лишь несколько процентов собираемой информации, банк данных должен будет обеспечить доступ заинтересованных организаций и лиц к остальной информации мониторинга.

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ВЫБОРКИ

А. Отбор точек опроса

Процедура построения Всероссийской выборки для опросов взрослого населения, использованная, в частности, в мартовском опросе 1993 г., строилась следующим образом.

Как известно, территория России разделяется на 11 экономико-географических регионов. Такое разбиение сложилось исторически и присутствует во всех видах отчетности и государственной статистики. По-видимому, со временем оно будет меняться, так как является недостаточно обоснованным с политической, экономической и социальной точек зрения. Однако в силу того, что процесс образования новой региональной структуры страны является длительным, в настоящее время естественно строить всероссийскую территориальную выборку применительно к традиционным экономико-географическим регионам*

По каждому из них есть информация об общей численности населения, в том числе городского и сельского. Выборка строится в несколько этапов.

1. Определение точек опроса

1. На первом этапе общее количество анкет распределяется между 11 регионами пропорционально долям населения каждого региона в населении России.

2. Вторым этапом конструирования выборки является распределение общего количества респондентов, приходящихся на каждый регион, между стратами, соответствующими типам поселений.

В качестве стратообразующих характеристик городских населенных пунктов выбраны: численность населения, административный статус и принадлежность к автономному образованию. В соответствии с этими критериями, насе-

*Такими регионами являются: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

ление каждого региона разбивается на следующие страты:

1) областные или краевые центры с численностью населения больше. 1 млн. человек (крупные областные или краевые центры);

2) областные или краевые центры с численностью населения менее 1 млн. человек (малые областные или краевые центры);

3) прочие городские поселения краев ■ и областей (периферийные города, поселки городского типа, рабочие поселки);

4) административные центры автономных республик, областей, округов;

5) прочие городские поселения автономных республик, областей, округов;

6) сельские населенные пункты (СНП).

Кроме того, в две отдельные страты выделяется население Москвы и Санкт-Петербурга, как саморепре-зентирующихся статистических объектов. Общее количество анкет, приходящихся на регион, распределяется между стратами внутри региона пропорционально доле каждой страты по отношению к численности населения всего региона.

При этом устанавливается минимальное количество анкет для любой городской точки опроса — 25 и максимальное — для городских точек опроса, в зависимости от страты, а именно: в областных, краевых центрах или центрах автономий — 65, в "прочих городских населенных пунктах" областей, краев или автономий — 45. В сельской местности эти границы составляют соответственно 10 и 20 анкет.

Если расчетное количество анкет в какой-нибудь страте оказывается меньше минимального, то такая страта объединяется со стратой "более высокого " уровня, и при дальнейшем проектировании выборки рассматривается объединенная страта, количество анкет в которой равно сумме анкет двух соединившихся страт.

3. Следующим шагом построения выборки является определение числа точек опроса для каждой ненулевой страты региона*.

Для этого количество анкет в каждой страте делится на установленное для данной страты максимальное число анкет в одной точке опроса. При получении дробного результата последний округляется в большую сторону. Количество анкет, приходящееся на страту, делится поровну между всеми точками опроса.

4. После того, как для каждой ненулевой страты региона получены числа точек опроса и анкет, приходящихся на одну подобную точку, случайным образом, с вероятностью, пропорциональной размеру, т.е. количеству населения, выбираются центры областей, краев и автономий (раздельно крупные или малые). Иными словами, отбирается рассчитанное на предыдущем шаге число городов — центров краев, областей или автономий. Прочие городские населенные пункты отбираются также случайным методом (с вероятностью, пропорциональной размеру), но только в тех областях, краях или автономиях, центры которых попали в список точек опроса. Такой подход обеспечивает территориальную концентрацию выборки, важную для снижения затрат на опросы.

Количество точек опроса сельского типа в регионе и количество анкет в каждом селе определяются аналогично. Конкретные поселения выбираются региональными отделениями самостоятельно, согласно следующим общим правилам:

а) Количество точек опроса сельского типа делится между попавшими в выборку областями, краями и автономиями поровну.

б) Если в регионе отобран более чем один сельский населенный пункт, то выбранные для опроса домохозяйства равномерно распределяются между центральными усадьбами и остальными сельскими населенными пунктами.

•Нулевая страта - расчитанное количество анкет в страте не равно нулю.

в) Села должны быть расположены не менее чем в 50 км от городов, попавших в выборку.

Б. Отбор домохозяйств в точках опроса

Отбор респондентов в населенных пунктах, выбранных в качестве то^ек опроса, также осуществляется в несколько ступеней.

Схема опроса содержит перечень населенных пунктов, в которых должен проводиться опрос, и число респондентов в каждом из них. В одном домохозяйстве опрашивается только один респондент, поэтому число домохозяйств, которое необходимо отобрать, равно числу респондентов. Способы получения списков домохозяйств для последующего отбора респондентов в городских и сельских населенных пунктах различны. В селах отбор респондентов осуществляется в две ступени. На первой производится отбор домохозяйств по похозяйственным книгам систематическим методом, а на второй ступени — отбор респондентов внутри домохозяйств.

В городах и поселках городского типа (ПГТ) та же процедура осуществляется в три ступени. На первой небольшой город разбивается на 2-3, а город с населением более 500 тыс. человек — на 5-6 зон (исторический центр города, промышленные районы, "спальные районы" и т.п.). Общее число респондентов в городе распределяется между зонами пропорционально их доле в общей численности населения города. В каждой зоне отбирается один район.

На второй ступени в отобранных районах составляются списки домохозяйств, для чего в зависимости от ситуации используются списки избирателей, списки Центральных адресных бюро, списки на выдачу ваучеров, списки на выдачу талонов. Общее требование заключается в том, что списки должны быть как можно более достоверными.

Списки выборочных домохозяйств составляются на базе этих источников систематическим методом и рассматриваются только как списки адресов, по которым при следующем шаге будет производиться отбор респондентов.

На третьей ступени производится отбор респондента внутри домохозяйства.

В. Отбор респондентов внутри домохозяйств

Для того чтобы отобрать респондента внутри домохозяйства, интервьюер предварительно составляет список всех фактически проживающих в домохозяйстве и удовлетворяющих условиям обследования. Например, если обследуется взрослое население от 16 лет и старше, то составляется список взрослых членов домохозяйства, если опрашивается занятое население — список всех работающих и т.п.

Интервьюер выясняет число и месяц рождения каждого попавшего в список члена домохозяйства. Опрашивается тот респондент, дата рождения которого ближе всего к дате проведения опроса.

Если по отобранному адресу проживает несколько семей (коммунальная квартира), то прежде чем выбирать респондента, необходимо определить семью, в которой будет осуществляться отбор. Для этого интервьюеру необходимо составить список семей в произвольном порядке, пронумеровать их и выяснить общее число жильцов в квартире. Разделив общее число жителей в квартире на число семей и прибавив к остатку от деления единицу, интервьюер получает номер семьи, из которой следует выбирать респондента.

Для ежемесячных опросов населения по проекту "Экономические и социальные перемены в России" по описанному алгоритму спроектирована выборка объемом А 3500 респондентов. Кроме того, число респондентов в -Москве и Санкт-Петербурге увеличено до 538 и 283 соответственно, поскольку эти города представляют самостоятельный интерес для исследователей.

Общий объем выборки — 4000 респондентов. Всего в выборку вошло 20 областей (краев) и 7 автономных республик (областей). Мартовский опрос проводился в 88 населенных пунктах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, 18 областных (краевых) центрах, 7 центрах автономных республик (областей), 30 периферийных городах областей (краев), 4 периферийных городах автономных республик (областей), 19 сельских населенных пунктах областей (краев), 8 сельских населенных пунктах автономных республик (областей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.